УДК 347.44
ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
С.Т. Меликсетян
THE CONTRACT OF COMPENSATED RENDERING OF EDUCATIONAL SERVICES: PAST, PRESENT, FUTURE
S.T. Meliksetyan
Аннотация. В настоящей статье рассматривается история становления договора возмездного оказания образовательных услуг в различные исторические периоды. Также в рамках настоящей статьи рассматривается правовая природа договора возмездного оказания образовательных услуг
Ключевые слова: образование, договор, возмездное оказание образовательных услуг, образовательные услуги, образовательные учреждения, обучение.
Abstract. This article discusses the history of the formation of the contract of compensated rendering of educational services in different historical periods. Also as part of this article examines the legal nature of the agreement for provision of educational services.
Keywords: education, contract on rendering paid educational services, educational services, educational establishment, training.
Договор возмездного оказания услуг уходит своими корнями в глубокое прошлое. Так, возмездное оказание услуг, в том числе образовательных, было известно уже в классическом римском праве, однако конкретные виды договоров, регламентирующих возмездное оказание конкретных услуг, отсутствовали. Возмездное оказание услуг регламентировалось договором найма услуг (locatio-conductio operarum), в соответствии с которым нанявший (locator) принимал на себя обязательство исполнить в пользу нанимателя (conductor) определенные услуги, а наниматель принимал на себя обязательство оплаты этих услуг в виде вознаграждения, установленного договором.
Во времена Киевской Руси обучение носило индивидуальный характер, однако письменные договоры оказания возмездных образовательных услуг отсутствовали, а оплата обучения зачастую производилась в натуральной форме.
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Наивысшего расцвета возмездное оказание образовательных услуг достигло в ХУШ-Х1Х вв., когда платное обучение являлось неотъемлемым элементом российского образования. В этот период в России были распространены две формы образования:
- школы предназначались для обучения детей представителей всех сословий, кроме знати;
- домашнее обучение распространялось исключительно на детей представителей знати.
Существующие в этот период времени школы были частными. Обучение осуществлялось священниками и духовными лица, оплата труда которых производилась натуральными продуктами.
Существенные изменения в системе образования произошли в эпоху царствования Петра I. Это было обусловлено, прежде всего, развитием торговли и промышленности, созданием регулярной армии и флота, а также формированием принципиально новых структур бюрократического аппарата. Такие существенные изменения обуславливали необходимость подготовки значительного числа квалифицированных специалистов. В этот период в России были созданы первые государственные школы, а также была предпринята попытка создания государственной системы образования.
В советский период оказание образовательных услуг не являлось предметом рассмотрения наукой гражданского права, а следовательно, правоотношения, складывающиеся в процессе получения образования, не регламентировались нормами гражданского права. Обеспечивая бесплатность получения образования, государство самостоятельно регламентировало перечень как самих образовательных учреждений, так и услуг, оказываемых данными учреждениями. В этой связи государством устанавливался запрет на оказание платных образовательных услуг.
Возобновилось возмездное оказание образовательных услуг в 1990-х гг., когда появились не только образовательные услуги на возмездной основе, оказываемые в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, но и образовательные учреждения высшего профессионального образования, оказывающие образовательные услуги исключительно на возмездной основе.
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Сегодня возмездное оказание образовательных услуг имеет широкое распространение. Это обусловлено множеством причин, среди которых можно выделить недостаток бюджетного финансирования образовательных учреждений высшего профессионального образования, ежегодное сокращение бюджетных мест и др. [1, с. 104-107].
Как и любой иной вид услуг, оказание образовательных услуг регламентируется договором, в соответствии с которым одна сторона
- высшее учебное заведение - обязуется предоставить определенные услуги по реализации образовательной программы высшего профессионального образования другой стороне, а другая сторона
- студент - обязуется выполнять все виды занятий, предусмотренных учебным планом и образовательной программой, соблюдать устав и правила внутреннего распорядка высшего учебного заведения, а также своевременно осуществлять оплату за оказанные услуги в размере и порядке, предусмотренном договором. Из данного определения следует, что исполнителями договора возмездного оказания образовательных услуг являются высшее учебное заведение с одной стороны и студент - с другой. Из этого следует, что договор носит двусторонний характер, а, следовательно, каждая из сторон договора наделена правовым статусом, то есть имеет права и обязанности корреспондирующего характера. Это означает, что праву одной стороны корреспондирует обязанность другой стороны и наоборот.
Для договора возмездного оказания образовательных услуг характерно наличие предмета договора - образовательных услуг. Различают две группы образовательных услуг:
- первую группу образуют непосредственно образовательные услуги, то есть услуги по организации учебного процесса;
- вторую группу образуют услуги, сопутствующие образовательной деятельности, например, пользование библиотечным фондом высшего учебного заведения и др.
Ввиду того, что Россия развивается по западному пути развития, следует предположить, что договор возмездного оказания образовательных услуг получит дальнейшее распространение [2, с. 440-446].
Мы полагаем, что несмотря на широкомасштабное распространение, договор возмездного оказания образовательных услуг
cjb
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
нуждается в совершенствовании. Прежде всего, необходимо разработать и принять на законодательном уровне нормативные правовые акты, нормы которых будут направлены на регламентацию договора возмездного оказания образовательных услуг. Данная мера необходима потому, что нормативные правовые акты, действующие в сфере возмездного оказания образовательных услуг в настоящее время, практически не регламентируют правоотношения, складывающиеся в процессе оказания образовательных услуг на возмездной основе.
Библиографический список
1. Кузебецкий А.Н. Образовательное право. М., 2015.
2. Шкатулла В.И. Образовательное право России: учебник для вузов. М., 2016.
С.Т. Меликсетян
аспирант Московского финансово-юридического университета МФЮА Е-mail: 1991-smt@mail.ru