Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОМ ПРЕОДОЛЕНИИ ЦЕНОВОГО ДЕМПИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ЗАКРЕПЛЕНИИ ПРИНЦИПОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОМ ПРЕОДОЛЕНИИ ЦЕНОВОГО ДЕМПИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ЗАКРЕПЛЕНИИ ПРИНЦИПОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ОХРАНА ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ДЕМПИНГ / НИЗКОЕ КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ / ОХРАНА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович, Шунаева Сулу Мырзахановна

В статье представлены результаты научных исследований, полученные в ходе реализации научно-технической программы на тему: «Риск-ориентированные организационно-экономические механизмы обеспечения безопасного труда в условиях современного Казахстана» (ИРН ОR11865833-ОТ-21) в рамках программно-целевого финансирования исследований Республиканского научно-исследовательского института по охране труда МТСЗН РК. Характеризуя теоретико-правовой порядок преодоления ценового демпинга образовательных услуг в сфере охраны труда в Республике Казахстан, понимая сложность, неизученность, дисскуссионость и отсутствие действенных политико-правовых механизмов решения данного вопроса темы исследования, автор, указывая на наличие теоретических правовых пробелов в вопросе организации процесса обучения сотрудников предприятий, отсутствие контроля за субъектами экономической деятельности, оказывающих образовательные услуги со стороны государственных органов, общественности, высказывает сугубо личное субъективное научное мнение теоретико-правового преодоления ценового демпинга образовательных услуг в сфере охраны труда. По мнению автора, с целью предотвращения несчастных случаев, которые происходят на производствах в Республике Казахстан, связанных с травматизмом, предлагается по примеру отдельных государств (в нормах которых закреплены принципы осуществления государственных закупок, которые во многом способствуют устранению возможности оказания низкого качества образовательных услуг в сфере охраны труда), закрепить в статье 4 Закона Республики Казахстан принципы профессионализма при осуществлении государственных закупок, публичности, законности и беспристрастности в отношении поставщиков (подрядчиков). С целью недопущения участия в государственных закупках предприятий и организаций, оказывающих низкокачественные услуги, стимулирования к осуществлению добросовестной конкуренции в образовательной среде наряду с закрепленным в законе понятием «Реестр недобросовестных участников государственных закупок», предлагается ввести понятие «Реестр квалифицированных поставщиков, участвующих в закупках», в который включить, в том числе и информацию о недобросовестных компаниях, недобросовестных лицах, претендентах и поставщиках, участвующих в государственных закупках и осуществляющих преднамеренный демпинг цен на образовательные услуги по охране труда. По мнению автора вышеперечисленные меры позволят установить равные возможности для всех субъектов экономических отношений, оказывающих образовательные услуги в сфере охраны труда, повысить качество услуг в сфере охраны труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTRIES IN CONSOLIDATION OF THE PRINCIPLES OF REGULATION OF RELATIONS

The article presents the results of scientific research obtained during the implementation of the scientific and technical program on the topic: "Risk-oriented organizational and economic mechanisms for ensuring safe work in the conditions of modern Kazakhstan" (IRN OR11865833-OT-21) within the framework of program-targeted funding of research of the Republican Research Institute for Labor Protection of the Ministry of Labor and Social Protection of the Republic of Kazakhstan. Describing the theoretical and legal procedure for overcoming the price dumping of educational services in the field of labor protection in the Republic of Kazakhstan, understanding the complexity, lack of knowledge, debatability and lack of effective political and legal mechanisms for resolving this issue of the research topic, the author points out the presence of theoretical legal gaps in the organization of the training process for employees of enterprises , the lack of control over economic entities providing educational services by state bodies, the public expresses a purely personal subjective scientific opinion on the theoretical and legal overcoming of price dumping of educational services in the field of labor protection. According to the author, in order to prevent accidents that occur in the Republic of Kazakhstan associated with injuries, it is proposed, following the example of individual states (the rules of which establish the principles of public procurement, which largely contribute to eliminating the possibility of providing poor quality educational services in the field of labor protection) to consolidate in article 4 of the Law of the Republic of Kazakhstan, the principles of professionalism in public procurement, publicity, legality and impartiality in relation to suppliers (contractors). In order to prevent the participation in public procurement of enterprises and organizations providing low-quality services, to encourage fair competition in the educational environment, along with the concept of “Register of unscrupulous participants in public procurement” enshrined in the law, it is proposed to introduce the concept of “Register of qualified suppliers involved in procurement” in which include, among other things, information about unscrupulous companies, unscrupulous individuals, applicants and suppliers involved in public procurement and deliberately dumping prices for educational services in labor protection. According to the author, the above measures will establish equal opportunities for all subjects of economic relations providing educational services in the field of labor protection, improve the quality of services in the field of labor protection. Keywords: public procurement, labor protection of employees of organizations and enterprises of the Republic of Kazakhstan, international law, dumping, poor quality of services, labor protection.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОМ ПРЕОДОЛЕНИИ ЦЕНОВОГО ДЕМПИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ЗАКРЕПЛЕНИИ ПРИНЦИПОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ»

удк 349.23, 349.24

к вопросу о теоретико-правовом преодолении ценового демпинга образовательных услуг в сфере охраны труда в республике казахстан: опыт зарубежных стран в закреплении принципов регулирования отношений

Нурмагамбетов Рашит Габитович1

Доктор Ph.D, ассоциированный профессор (доцент), ведущий научный сотрудник Костанайского филиала РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан», Республика Казахстан, г. Костанай; e-mail: Orel032@mail.ru

Шунаева Сулу Мырзахановна

Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой теории государства и права Института экономики и права им. П.Чужинова Костанайского регионального университета им. А.Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай; e-mail: Orel032@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты научных исследований, полученные в ходе реализации научно-технической программы на тему: «Риск-ориентированные организационно-экономические механизмы обеспечения безопасного труда в условиях современного Казахстана» (ИРН 0R11865833-0Т-21) в рамках программно-целевого финансирования исследований Республиканского научно-исследовательского института по охране труда МТСЗН РК. Характеризуя теоретико-правовой порядок преодоления ценового демпинга образовательных услуг в сфере охраны труда в Республике Казахстан, понимая сложность, неизученность, дисскуссионость и отсутствие действенных политико-правовых С механизмов решения данного вопроса темы исследования, автор, указывая на наличие 0 теоретических правовых пробелов в вопросе организации процесса обучения сотрудников 5 предприятий, отсутствие контроля за субъектами экономической деятельности, оказы- Н вающих образовательные услуги со стороны государственных органов, общественности, И высказывает сугубо личное субъективное научное мнение теоретико-правового преодоле- У ния ценового демпинга образовательных услуг в сфере охраны труда. По мнению автора, 5 с целью предотвращения несчастных случаев, которые происходят на производствах в А Республике Казахстан, связанных с травматизмом, предлагается по примеру отдельных о государств (в нормах которых закреплены принципы осуществления государственных о закупок, которые во многом способствуют устранению возможности оказания низкого q качества образовательных услуг в сфере охраны труда), закрепить в статье 4 Закона Л Республики Казахстан принципы профессионализма при осуществлении государствен- q ных закупок, публичности, законности и беспристрастности в отношении поставщиков 5 (подрядчиков). С целью недопущения участия в государственных закупках предприятий и п организаций, оказывающих низкокачественные услуги, стимулирования к осуществлению а добросовестной конкуренции в образовательной среде наряду с закрепленным в законе по- g нятием «Реестр недобросовестных участников государственных закупок», предлагается О ввести понятие «Реестр квалифицированных поставщиков, участвующих в закупках», в И который включить, в том числе и информацию о недобросовестных компаниях, недобро- ф совестных лицах, претендентах и поставщиках, участвующих в государственных закуп- р ках и осуществляющих преднамеренный демпинг цен на образовательные услуги по охране Ц труда. По мнению автора вышеперечисленные меры позволят установить равные воз- И можности для всех субъектов экономических отношений, оказывающих образовательные к услуги в сфере охраны труда, повысить качество услуг в сфере охраны труда.

Ключевые слова: государственные закупки, охрана труда работников организаций и 5

предприятий Республики Казахстан, международное право, демпинг, низкое качество пре- 9

доставления услуг, охрана труда. 22

2

__nj

1 Автор для корреспонденции

казахстан республикасында ецбект1 цоргау саласындагы б1л1м беру цызметтершщ бага демпинг1н теорияльщ-ктеьщтык; ецсеру туралы мэселеге: ;атынастарды реттеу ;агидаттарын

бек1тудег1 шет елдердщ тэж1рибес1 Рашит Габит^лы H^pMaFaM6eT0B

Ph.D докторы, цауымдастырылган профессор (доцент), «Казацстан Республикасы Ецбек жэне халыцты элеуметтЫ цоргау министрл1гтщ Ецбект1 цоргау жентдег1 республикалыц гылыми-зерттеу институты» ШЖК РМККостанай филиалыныц жетекш1 гылыми цызметкер1, Казацстан Республикасы, Костанай цаласы; e-mail: 0rel032@mail.ru

С^лу Мырзаханкызы Шонаева

Тарих гылымдарыныц кандидаты, Байтурсынов атындагы Костанай Ощрлт А. Университетi, П.Чужинов атындагы Экономика жэне цуцыц институтыныц мемлекет жэне цуцыц теориясы кафедрасыныц мецгерушШ; Казацстан Республикасы, Костанай ц.; e-mail: 0rel032@mail.ru

Аннотация. Мацалада «Kазiргi Казацстан жагдайында цаутЫз жумысты цамтамасыз етудщ тэуекелге багытталган уйымдыц-экономикалыц механизмдерт (IRN 0R11865833-0T-21) тацырыбы бойынша гылыми-техникалыц багдарламаны ЖYзеге асыру барысында алынган гылыми зерттеулердщ нэтижелерi бершген. Казацстан Республикасы Ецбек жэне халыцты элеуметтж цоргау министрлтнщ Республикалыц ецбектi цоргау гылыми-зерттеу институтыныц гылыми-зерттеу жумыстарын багдарламалыц-нысаналы царжыландыру шецберi. Казацстан Республикасындагы ецбектi цоргау саласындагы бшм беру цызметтерiне бага демпингт ецсерудщ теориялыц жэне цуцыцтыц тэртiбiн сипаттай отырып, зерттеудщ осы мэселест шешудщ кYрделiлiгiн, бшмтщ жет^пеушшгт, птрталас тудыратын жэне тиiмдi саяси-цуцыцтыц тетжтердщ жоцтыгын тYсiну. g Тацырыпта автор кэсторын цызметкерлерт оцыту процест уйымдастыруда теориялыц а. цуцыцтыц олцылыцтардыц болуын, мемлекеттж органдардыц бшм беру цызметт ^ керсететт шаруашылыц субъектыерте бацылаудыц жоцтыгын кврсетедi, цогам i* теориялыц мэселелер бойынша таза жеке субъективтi гылыми пкр бiлдiредi. жэне g ецбектi цоргау саласындагы бшм беру цызметтерiне бага демпингт цуцыцтыц ецсеру. s Автордыц птртше, КазацстанРеспубликасындажарацаттанумен байланысты болатын 5 жазатайым оцигалардыц алдын алу мацсатында жекелеген мемлекеттердi (ережелерi Е мемлекеттж сатып алуды ЖYзеге асыру цагидаттарын белгыейтт, мYмкiндiгiн жоюга е Yлкен ыцпал ететт) мысалга ала отырып усынылады. Ецбектi цоргау саласында сапасыз s бшм беру цызметтерт керсету туралы) Казацстан Республикасы Зацыныц 4-бабында о мемлекеттж сатып алулардагы кэЫбилж, етм берушшерге (мерд^ерлерге) цатысты 2 жариялылыц, зацдылыц жэне бейтараптыц цагидаттары бектыст. Сапасыз цызмет ^ керсететт кэсторындар мен уйымдардыц мемлекеттж сатып алуларга цатысуына s жол бермеу, бшм беру ортасында адал бэсекелестiктi ынталандыру мацсатында <§ зацда беютыген «Мемлекеттж сатып алуга жосыцсыз цатысушылардыц тiзiлiмi» .о тужырымдамасымен цатар усынылып отыр. «Сатып алуга цатысатын бiлiктi етм [У берушшердщ тiзiлiмi» тужырымдамасын енгiзу, онда басцалармен цатар, мемлекеттж ч: сатып алуларга цатысы бар жосыцсыз компаниялар, жосыцсыз жеке тулгалар, етШш g берушшер мен жетюзушшер жэне ецбектi цоргау саласындагы бшм беру цызметтертщ

< багасын эдеш демпингтж жасау туралы мэлiметтер цамтылады. Автордыц птртше,

< жогарыда аталган шаралар ецбектi цоргау саласындагы бшм беру цызметтерт ^ усынатын экономикалыц цатынастардыц барлыц субъектiлерi Yшiн тец мYмкiндiктер ^ орнатуга, ецбектi цоргау саласындагы цызметтердщ сапасын арттыруга мYмкiндiк ^ бередi.

Ty^h свздер: мемлекеттж сатып алу, Казацстан Республикасыныц уйымдары мен ^ кэсторындары цызметкерлершц ецбегт цоргау, халыцаралыц цуцыц, демпинг, цызмет й керсету сапасыныц темендт, ецбектi цоргау.

to the question of theoretical and legal overcoming of educational services price dumping in the sphere of occupational safety in the republic of kazakhstan: experience of foreign countries in consolidation of the principles of regulation of relations

Nurmagambetov Rashit Gabitovich

Doctor Ph.D, associate professor (associate professor), Leading researcher of the Kostanay branch of the RSE on REM "Republican Research Institute for Labor Protection of the Ministry of Labor and Social Protection of the Population of the Republic of Kazakhstan", Kazakhstan, Kostanay; e-mail: 0rel032@mail.ru

Shunaeva Sulu Myrzakhanovna

Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of Theory of State and Law of the Institute of Economics and Law. P. Chuzhinov Kostanay Regional University. A. Baitursynova, Kazakhstan, Kostanay; e-mail: 0rel032@mail.ru

Abstract. The article presents the results of scientific research obtainedduring the implementation of the scientific and technical program on the topic: «Risk-oriented organizational and economic mechanisms for ensuring safe work in the conditions of modern Kazakhstan» (IRN 0R11865833-OT-21) within the framework ofprogram-targetedfunding of research of the Republican Research Institute for Labor Protection of the Ministry of Labor and Social Protection of the Republic of Kazakhstan. Describing the theoretical and legal procedure for overcoming the price dumping of educational services in the field of labor protection in the Republic of Kazakhstan, understanding the complexity, lack of knowledge, debatability and lack of effective political and legal mechanisms for resolving this issue of the research topic, the author points out the presence of theoretical legal gaps in the organization of the training process for employees of enterprises , the lack of control

over economic entities providing educational services by state bodies, the public expresses a C

purely personal subjective scientific opinion on the theoretical and legal overcoming of price H

dumping of educational services in the field of labor protection. According to the author, in N

order to prevent accidents that occur in the Republic of Kazakhstan associated with injuries, it is C

proposed, following the example of individual states (the rules of which establish the principles j

of public procurement, which largely contribute to eliminating the possibility of providing poor j

quality educational services in the field of labor protection) to consolidate in article 4 of the Law A

of the Republic of Kazakhstan, the principles of professionalism in public procurement, publicity, °

legality and impartiality in relation to suppliers (contractors). In order to prevent the participation o

in public procurement of enterprises and organizations providing low-quality services, to j

encourage fair competition in the educational environment, along with the concept of "Register of 5

unscrupulous participants in public procurement" enshrined in the law, it is proposed to introduce Q

the concept of "Register of qualified suppliers involved in procurement" in which include, among >

other things, information about unscrupulous companies, unscrupulous individuals, applicants p

and suppliers involved in public procurement and deliberately dumping prices for educational Q

services in labor protection. According to the author, the above measures will establish equal 0

opportunities for all subjects of economic relations providing educational services in the field of >

labor protection, improve the quality of services in the field of labor protection. g

Keywords: public procurement, labor protection of employees of organizations and enterprises M

of the Republic of Kazakhstan, international law, dumping, poor quality of services, labor >

protection. >

N

6

)

2

DOI: 10.52026/2788-5291 2022 69 2 95

cl

:

cl

О

е

X

о

сп О

СП

:

:

СП

ь

с;

ш £

ч О X

о

:

сп

X

ь

Введение

Вопросы, касающиеся ценообразования различных сфер экономической деятельности, в том числе и образовательной, на современном этапе развития этого процесса, в Республике Казахстан актуальны и значимы. Нельзя не признать, что существующая в настоящее время система ценообразования образовательных услуг в сфере охраны труда, сложившаяся в период становления Республики Казахстан как независимого государства нуждается в части актуализации действующих правовых норм совершенствования.

Понимая, что решение этой сложной проблемы лежит в плоскости разработки комплексного подхода, включающем различные политические, экономические, правовые меры преодоления ценового демпинга, в данной научной статье будет акцентировано внимание на теоретико-правовом аспекте преодоления демпинга в сфере охраны труда. Считаем, что без запрепления надлежа-шего правового фундамента теоретико-правового регулирования отношений в данной сфере, имплементации накопленного отдельными странами теоретического опыта регулирования отношений, устанавливающих единые принципы регулирования, невозможно в практической деятельности установить необходимые правовые барьеры, препятствующие ценовому демпингу отдельных субъектов экономических отношений, оказывающих соответствующий вид образовательных услуг.

Ведь речь идет прежде всего о безопасности здоровья граждан, жизни миллионов субъектов, каждый день осуществляющих трудовую деятельность. Как отмечает в своем докладе Генеральный директор Международного бюро труда Х. Сомавия, «ежегодно в мире регистрируются 270 миллионов несчастных случаев производственного характера и 160 миллионов профессиональных заболеваний, лишь единичные, наиболее трагические случаи получают общественную огласку, а в повседневной жизни мы, как правило, не замечаем тех, кто умирает, заболевает или получает травмы на работе. Взятые вместе, эти случаи представляют собой социальное явление, на которое мир должен реагировать. Бездействие влечет за

собой огромные человеческие и экономические потери. И предприятия, и трудящиеся осознают, что бездействие негативно отражается на производстве»2.

Анализ законодательства Республики Казахстан в сфере охраны труда показывает наличие теоретико-правовых пробелов в вопросе организации процесса обучения сотрудников предприятий, отсутствие контроля за субъектами экономической деятельности, оказывающих образовательные услуги со стороны государственных органов государства, общественности. Считаем, что многие несчастные случаи, которые происходили и происходят на производствах в Республике Казахстан, связанные с травматизмом, можно избежать, предотвратить, если законодательно устранить возможность оказания субъектами экономической деятельности некачественных услуг, на законодательном уровне предотвратить возможность преднамеренного занижения цен отдельными субъектами экономической деятельности в образовательной среде в ущерб качеству организации процесса обучения руководителей и специалистов вопросам безопасности и охраны труда в Республике Казахстан. Характеристике отдельных теоретико-правовых мер по борьбе с ценовым демпингом, выработанных законодательством отдельных стран, возможности их имплементации в законодательство Республики Казахстан с целью его совершенствования посвящена научная статья.

Материалы и методы

Материалами, послужившими основой научной статьи, явились нормы действующего зарубежного и казахстанского законодательства, а также научные публикации отдельных авторов, напрямую или косвенно затрагивающих тему ценового демпинга образовательных услуг. К нормативным правовым актам зарубежных стран, которые использовались при написании научной статьи, можно отнести законы Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Кыргызской Республики, Грузии «О государственных закупках». К числу законодательных актов Республики Казахстан, анализируемых в процессе исследования, относятся Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября

2 Охрана труда в цифрах и фактах: направления совершенствования глобальной культуры охраны труда//https://www. ilo.org /wcmsp5/groups/public/—europe/—ro-geneva/—sro-moscow/ documents/ generic document/wcms_305834.pdf (Дата обращения 10.03.2022).

2015 года, Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-У ЗРК «О государственных закупках». Научными исследованиями, в которых отражаются различные теоретико-правовых вопросы, посвященные нормативно-правовому преодолению ценового демпинга в целом и образовательных услуг частности, в том числе и в сфере охраны труда являются работы Е.Ю. Аносовой, Е.А. Зориной, Е.Ж. Даирбекова [2;5].

В анализе вопросов, связанных с нормативно-правовым преодолением ценового демпинга образовательных услуг в сфере охраны труда в Республике Казахстан, применялся формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования. С позиции формально-юридического метода анализировались нормы международных актов и нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере государственных закупок, формулировались понятия по теме исследования. Применение сравнительно-правового метода позволило выявить несовершенство норм казахстанского антидемпингового законодательства, в сравнении с законодательством зарубежных стран, сформулировать предложения по имплемен-тации отдельных принципов в нормативно-правовую базу Республики Казахстан.

Результаты и обсуждение

Понимая под демпингом - продажу товаров и услуг по заниженным ценам, существенно ниже рыночных, отметим, что несмотря на наличие на рынке десятка организаций, специализирующихся на предоставлении данной услуги предприятиями Республики Казахстан, найти организацию, имеющую внушительную материально-техническую базу, квалифицированный профессорско-преподавательский состав, обладающий необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, сложно. Причины этого разнообразны: от гибкого ценообразования до присутствия формального подхода к организации процесса обучения в сфере охраны труда.

Как отмечают Е.Ю. Аносова, Е.А. Зорина, «в развитых странах современное законодательство выделяет два основных типа демпинга: ценовой демпинг, то есть осуществляется продажа товара на экспортном рынке по цене ниже, чем его цена на национальном рынке; стоимостный демпинг - это также продажа товара на экспортном рынке только по цене ниже, чем его стоимость. Некоторые источники выделяют еще и третий

тип демпинга, а именно: нерыночный демпинг, когда товар экспортируется из страны с нерыночной экономикой» [2, с.6].

Как отмечают в своей работе Э.Н. Абиль-тарова, Ш.Ю. Абитова, поддерживая позицию В.Е. Рябовой, «для практики обучения по охране труда характерен явный перекос в сторону безликого преподавания теории. Слушатели приобретают достаточный объем знаний с использованием традиционных методик обучения. При этом недополучают действительно практические навыки и компетенции активного обучения» [1, с.249; 6, с.74-78].

Проведенное в период с 4 по 20 апреля 2022 года анкетирование 30 работников различных организаций Костанайской области, в которых содержались вопросы в сфере совершенствования процесса обучения, во многом подтверждает высказанную мысль. 84% опрошенных считают, что в процессе обучения необходимо уделять внимание формированию практических навыков в сфере охране труда, активным формам работы в виде круглых столов, тренингов, 16% опрошенных отдали предпочтение прохождению обучения в специализированных учебных заведениях, имеющих соответствующую материально-техническую базу.

Казахстанские ученые К.А. Бакишев, Е А.К. Алихан в своей статье, посвященной р нормативной регламентация ответствен- К ности за нарушение правил охраны труда, о констатируют, что «нарушение правил ох- р раны труда, занимая всего 3-4% в структу- У ре технических неосторожных уголовных А правонарушений, характеризуется довольно А внушительными цифрами, свидетельствую- о щими об увеличении масштабов причиняе- Д мого виновным физического вреда и как ре- Е зультат - повышение степени общественной Ь опасности» [4, с. 57]. В

Авторы, анализируя статистические дан- И ные Национального Бюро статистики, ука- р зывают на внушительные количественные В данные, связанные с гибелью и получением О увечья людей (более 2 тысяч человек ежегод- и но), ежегодный рост коэффициента несчаст- ф ных случаев со смертельным исходом, что, р по мнению авторов, превышает показатели Ц ведущих стран Содружества Независимых и Государств» [4, с. 57]. К этому необходимо к добавить и тенденцию внедрения субъек- № тами, оказывающими данный вид услуги, ( формат дистанционного обучения, что, без- — условно, приводит к понижению ее стоимо- о сти и, как следствие, превращает процесс о

повышения квалификации в формальную процедуру.

Безусловно, существующая тенденция требует выработки законодательно закрепленных теоретико-правовых решений при проведении государственных закупок, связанных с организацией процесса обучения сотрудников предприятий охране труда, устраняющих возможность значительного снижения расценок в организации такого вида обучения.

В теоретико-правовом аспекте, как одним из возможных вариантов теоретического решения анализируемой проблемы, является актуализация правовых принципов осуществления государственных закупок в сфере организации процесса обучения охране труда.

Известный советский ученый С.С. Алексеев отмечал, что «принципы права - это нашедшие выражение в праве его изначальные направляющие начала и основы, которые отражают объективные социальные закономерности» [3, с.98]. Разделяя взгляды С.С. Алексеева, считаем, что именно они в концентрированном виде выражают имеющие научные взгляды о целеполагании политико-правовых инструментов, участвующих в процессе конституционно-правового ™ воздействия, инструментах, составляющих ¡3 основу проводимой в государстве политики по организации процесса обучения охране ™ труда.

Понимая дискуссионность предлагаемого теоретического решения этой слож-^ ной многогранной проблемы, связанное с ^ отсутствием прямой взаимосвязи между

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 анализируемой практической проблемой и

1 предлагаемыми теоретическими путями, решения отметим, что в данном случае закре-

§ пление, актуализация правовых принципов < осуществления государственных закупок в с сфере организации процесса обучения охра-<1 не труда окажет опосредованное влияние на (З состояние казахстанского законодательства, [ц практику применения норм в сфере госу-^ дарственных закупок, действия многих из о которых направлены в том, числе и на обе-о спечение равных условий субъектам эконо-т мических отношений, оказывающих обра-^ зовательные услуги в анализируемой сфере, 5 недопущение участия в этом процессе не-Ь добросовестных субъектов, осуществляю-^ щих оказание услуг по заниженным ценам в ^ ущерб качеству, минимизации последствий £ ценового демпинга со стороны отдельных т субъектов экономической деятельности.

Несмотря на содержащиеся в нормах законодательства в сфере государственных закупок фундаментальные принципы, считаем, что по примеру детального нормативно-правового регулирование отношений в сфере осуществления государственных закупок отдельных стран, их перечень нуждается в дополнении.

Анализ международного опыта регулирования общественных отношений в анализируемой сфере показал наличие действенных норм, препятстсвующих осуществлению ценового демпинга в сфере государственных закупок.

В Законе Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.12.2019 г.) подробно регламентированы вопросы, связанные с принципами осуществления государственных закупок. Наряду с общепринятыми принципами, такими как эффективное расходование денежных средств; гласность и прозрачность процесса государственных закупок; возможность участия в государственных закупках юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей; развитие добросовестной конкуренции; обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям); оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь; предотвращение коррупции в области государственных закупок, провозглашается и декларируется такой принцип как профессионализм при осуществлении государственных закупок .

Помимо Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», данный принцип закреплен и в нормах Закона Республики Узбекистан от 22.04.2021 г. №2 ЗРУ-684 «О государственных закупках». Анализ данной нормы показывает, что «профессионализм ответственных лиц государственного заказчика, оператора электронной системы государственных закупок, специализированной организации обеспечивается путем установления к работникам соответствующих подразделений требований о наличии профильного образования, регулярном повышении квалификации, поэтапной наработки практического опыта и профессиональной деятельности» .

Практическая реализация данного прин-

ципа, его закрепления в нормах законодательства о государственных закупках Республики Казахстан, основанного на способности субъектов экономической деятельности быстро, качественно и эффективно организовать процесс обучения сотрудника предприятия с привлечением высококвалифицированных кадров, обладающих современными знаниями, умениями и навыками и образовательными методиками их передачи обучающимся основам охраны труда, с целью формирования умений и навыков применять полученные знания в практической деятельности при проведении государственных закупок, будет способствовать минимизации имеющихся фактов некачественного оказания образовательных услуг в сфере охраны труда, поставит надежный правовой барьер субъектам экономической деятельности, оказывающим некачественные образовательные услуги, привлекающим к процессу обучению охране труда неквалифицированные кадры [4, с. 186].

В ст.1 Закона Кыргызской Республики от 3 апреля 2015 года №72 «О государственных закупках» содержатся принципы осуществления государственных закупок, устраняющие возможность совершения коррупционных правонарушений со стороны субъектов экономической деятельности, организующих процесс обучения работников предприятий охране труда - это публичность, законность и беспристрастность в отношении поставщиков (подрядчиков) .

Как отмечает Г.Ж. Сулейменова, анализируя реализацию данного принципа при отравлении правосудия, «требование беспристрастности предполагает, что при рассмотрении дел суд обязан быть не связанным с мнением участников судебного разбирательства: он не выступает ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты, т.е. он должен быть непредвзятым, непредубежденным, объективным и принимать решения по своему внутреннему убеждению, основанному на оценке рассмотренных доказательств и, руководствуясь при этом только Конституцией Республики Казахстан и законами» [7].

Если спроецировать это мнение к сфере осуществления государственных закупок, то закрепление в нормах профильного закона и практическая реализация принципа публичности, законности и беспристраст-

ности при проведении государственных закупок позволит устранить имеющиеся нарушения в данной сфере, связанные в том числе и с преднамеренным снижением стоимости государственных образовательных услуг в сфере охраны труда, лоббировании интересов отдельных лиц, групп лиц заинтересованных в получении прибыли, а не в качественном оказании услуг в ущерб безопасности жизни работников предприятий Республики Казахстан. Позволит непредвзято, руководствуясь нормами Конституции Республики Казахстан, действующего законодательства, основываясь на объективных фактах организации процесса обучения, с выездом на место проведения обучения, анализе материально-технической базы, отзывах работодателей и работниках, публичной независимой оценке документов, предоставленных на конкурс, принимать решения по выделению средств субъектам экономической деятельности на обучение охране труда.

Считаем, что имплементация международного опыта регулирования отношений в анализируемой сфере в законодательство Республики Казахстан, основывающееся на Конституции Республики Казахстан, позволит обеспечить действенность незыблимым международным ценностям, закрепленным в статье 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, предусматривающей право каждого человека «на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы», в статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, нормам Европейской социальной хартии 1996 г., провозгласившей, что «все работники имеют право на справедливые условия труда», «право на охрану и гигиену труда»3. Детализация данным международных норм, помимо норм Конституции Республики Казахстан, находит отражение и в нормах Трудового кодекса Республики Казахстан.

Вышеперечисленные нормативные правовые акты служат конституционно-правовым фундаментом регулирования отношений в сфере организации обучения руководителей и специалистов предприятий и организаций Республики Казахстан охране труда, независимо от принадлежности к сфере деятельности. Именно в них закре-

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

сп А

>

го О го О

X

е о

"U

2 А

JZ

3 Европейская Социальная Хартия (Страсбург, 3 мая 1996 г.)// https:// online.zakon.kz /Document/ ?doc_id=1018232(Дата обращения 28.04.2022).

ix

< ix

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

х

ь

плен порядок организации данного процесса в государстве. Как и во многих государствах постсоветского пространства, данный вид услуги оказывается консалтинговыми компаниями с широким спектром услуг, в том числе и в сфере охраны труда и специальными государственными организациями, в функции которых входит обязательное проведение работодателем обучения работников охране труда.

Данное положение регламентируется нормами п.2 ст.118 Трудового кодекса Республики Казахстан. Норма закрепляет, что «работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников или иных лиц, не состоящих с ним в трудовых отношениях (обучаемый): непосредственно в организации (у работодателя); в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования; в иных организациях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров»4.

Заключение

Предлагаем по примеру отдельных государств в нормах, которых закреплены принципы осуществления государственных закупок, которые во многом способствуют устранению возможности оказания низкого качества образовательных услуг в сфере охраны труда, закрепить в статье 4 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-У «О государственных закупках» следующие принципы:

- профессионализм при осуществлении государственных закупок (ст.4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»)5;

- публичности, законности и беспристрастности в отношении поставщиков (подрядчиков) (ст.1 Закона Кыргызской Республики от 3 апреля 2015 года №72 «О го-

сударственных закупках»)6;

По примеру регулирования отношений в Республике Узбекистан предлагаем дополнить статью 4 Закона абзацем следующего содержания «Основные принципы государственных закупок должны применяться на всех этапах процесса государственных заку-пок»7.

Одной из действенных законодательных мер способствующей преодолению ценового демпинга образовательных услуг в сфере охраны труда в Республике Казахстан будет дополнение названий отдельных статей, создание на государственном уровне «Реестра квалифицированных поставщиков, участвующих в закупках»8.

Данная мера уже на законодательном уровне действует в Республике Грузия. Эта мера позволит путем организации мониторинга субъектов экономической деятельности, оказывающих образовательные услуги в сфере охраны труда с привлечением общественности, проведения анонимного анкетирования среди работников предприятий, прошедших обучение, определить круг недобросовестных участников рынка и, включив их в данный реестр, предотвратить оказание ими некачественных услуг за счет ценового «демпинга».

По примеру Республики Грузия, с целью недопущения участия в государственных закупках, предприятий и организаций, оказывающих низкокачественные услуги, стимулирования к осуществлению добросовестной конкуренции в образовательной среде наряду с закрепленным в законе понятием «Реестр недобросовестных участников государственных закупок», предлагаем ввести понятие «Реестр квалифицированных поставщиков, участвующих в закупках», в который необходимо включить, в том числе и информацию о недобросовестных компаниях, недобросовестных лицах, претендентах и поставщиках, участвующих в государственных закупках и осуществляющих преднамеренный демпинг цен на образовательные услуги по охране труда. Предлагается на та-

4 Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-У (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2021 г.)//https://online.zakon.kz/Document/?docid=38910832(Дата обращения 28.04.2022).

5 Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.12.2019 г.)// https://online.zakon.kz/Document/?docid=31234292 (Дата обращения 9.03.2022);

6 Закон Кыргызской Республики от 3 апреля 2015 года № 72 «О государственных закупках»//http://cbd.minjust.gov.kg/act/ properties/ru-ru/111125/110(Дата обращения 9.03.2022).

7 Закон Республики Узбекистан от 22.04.2021 г. № ЗРУ-684 О государственных закупках // https://lex.uz/docs/5382983 (Дата обращения 14.02.2022).

8 Закон Грузии «О государственных закупках» № 1388-1с 20 апреля 2005 года// https://matsne.gov. ge/ru/document/ view/31252?publication=79 (Дата обращения 9.03.2022).

кие виды предприятии и организации нало- опосредованное влияние на состояние ка-

жить запрет участвовать в государственных захстанского законодательства, практику

закупках на 3 года, заключать договоры по применения норм в сфере государственных

государственным закупкам. Данный реестр закупок, действия, многие из которых на-

предлагается вести в электронной форме с правлены в том числе на обеспечение рав-

открытым размещением на официальных ных условий субъектам экономических от-

интернет-страницах и социальных сетях, ношений, оказывающих образовательные

доведением до руководителей предприятий услуги, минимизации последствий ценового

и организаций Республики Казахстан. демпинга со стороны отдельных субъектов

Таким образом считаем, что вышепере- экономической деятельности. численные законодательные меры окажут

литература

1. Абильтарова Э.Н., Абитова Ш.Ю. Своевременное обучение в области охраны труда - путь к безопасному труду// Ученые записки Крымского инженерно - педагогического университета. -2018.-№ 3 (61). - С. 246-251.

2. Аносова Е.Ю., Зорина Е.А. Демпинг: зачем субъекты мировой торговли прибегают к демпингу? /В сборнике: Стратегии развития государства и экономики в условиях турбулентности. Сборник статей. - Мюнхен, 2021. С. 5-9.

3. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс: в 2 т. М.: Юрид. лит., 1981. Т. 1. 360 с.

4. Бакишев К.А., Алихан А.К. Регламентация ответственности за нарушение правил охраны труда (статья 156 Уголовного кодекса Республики Казахстан) //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - Т. 17. - № 4. - С. 57-66.

5. Даирбеков Е.Ж. Перспективы и проблемы в сфере образования в Казахстане на современном этапе //https://articlekz.com/article/10789 (Дата обращения 09.03.2021).

6. Рябова В. Е. О совершенствовании обучения по охране труда /В.Е. Рябова // Охрана и экономика труда. - 2013. - № 3 (12). - С. 74-78.

7. Сулейменова Г.Ж. Право каждого на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным су- С дом// https://online.zakon.kz /Document/ ?doc_id= 35300429&pos=5;-116#pos=5;-116 (Дата Н обращения 09.03.2022).

references

1. Abil'tarova Je.N., Abitova Sh.Ju. Svoevremennoe obuchenie v oblasti ohrany truda - put' k bezopasnomu trudu// Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno - pedagogicheskogo universiteta. g -2018.- № 3 (61). - S. 246-251. g

2. Anosova E.Ju., Zorina E.A. Demping: zachem sub#ekty mirovoj torgovli pribegajut k TT dempingu?/ V sbornike: Strategii razvitija gosudarstva i jekonomiki v uslovijah turbulentnosti. cj Sbornik statej. - Mjunhen, 2021. S. 5-9. q

3. Alekseev S. S. Obshhaja teorijaprava. Kurs: v 2 t. M.: Jurid. lit., 1981. T. 1. 360 s. g

4. Bakishev K.A., Alihan A.K. Reglamentacija otvetstvennosti za narushenie pravil ohrany truda ^ (stat'ja 156 Ugolovnogo kodeksa Respubliki Kazahstan) // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel 'stva £ i sravnitel'nogopravovedenija. - 2021. - T. 17. - № 4. - S. 57-66. o

5. Dairbekov E.Zh. Perspektivy i problemy v sfere obrazovanija v Kazahstane na sovremennom §( jetape //https://articlekz.com/article/10789 (Data obrashhenija 09.03.2021). H

6. Rjabova V. E. O sovershenstvovanii obuchenija po ohrane truda / V. E. Rjabova // Ohrana i g jekonomika truda. - 2013. - № 3 (12). - S. 74-78. £

7. Sulejmenova G.Zh. Pravo kazhdogo na rassmotrenie ego dela s sobljudeniem vseh c trebovanij zakona i spravedlivosti kompetentnym, nezavisimym i bespristrastnym sudom//https:// p online.zakon.kz /Document/ ?doc_id= 35300429&pos=5;-116#pos=5;-116 (Data obrashhenija № 09.03.2022). 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.