УДК 371.26
Хуснутдинова Л.Р.
Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия)
СОЗДАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ
Аннотация: в работе автор доказывает необходимость проведения дополнительной работы с обучающимися младшего школьного возраста по профилактике и коррекции дезадаптации, посредством разработки специальной программы по созданию социально-психологических условий. Работа с детьми должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся за счет повышения мотивации к обучению. В исследовании отражен опыт автора по разработке и внедрению программы, описан процесс педагогического эксперимента.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, образовательный процесс, воспитательный процесс, профилактика дезадаптации, младший школьный возраст.
Профилактика дезадаптации в младшем школьном возрасте является одной из важнейших задач образовательной системы. Так как переход от детского сада к школе является значительным шагом для ребенка, сопровождающимся изменениями во многих сферах его жизни, важно обеспечить правильную адаптацию и поддержку малышей.
С первых шагов ребенка в школе необходимо создать благоприятную обстановку. Педагоги и родители должны помочь новым ученикам почувствовать себя комфортно и безопасно. Это достигается через установление дружеских отношений и позитивного окружения. Важно
проводить индивидуальные беседы с каждым ребенком, выявлять его индивидуальные потребности и помогать в их удовлетворении [1, с. 137].
Особое внимание следует уделить формированию социальной компетентности у детей [3, с. 355]. На уроках и во внеурочной деятельности необходимо развивать навыки коммуникации, сотрудничества, умение слушать и быть внимательным к другим. Это поможет ребенку адаптироваться к новому классу, научиться находить общий язык со сверстниками и преподавателями.
Также важно оказывать помощь родителям в этот период. Проводить родительские собрания и консультации, рассказывать о проблемах, возникающих у детей во время адаптации и предлагать пути их решения. Партнерство педагогов и родителей важно для успешной профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте [2, с. 30].
Необходимо также учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Разработка индивидуальных коррекционных программ и планов может помочь поддержать детей, имеющих трудности с адаптацией. Важно создать условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя защищенным и поддержанным.
В рамках исследования была разработана специальная программа, включающая организацию дифференцированного подхода при реализации личностно-ориентированного обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся за счет повышения мотивации к обучению при усвоении обучающимися социальных норм и установлении отношений сотрудничества в социуме. Программа включала в себя три направления работы: с обучающимися, с родителями, с педагогами.
Программа была внедрена в работу экспериментальной группы. В качестве методики диагностики, которая позволила оценить результативность и эффективность проведенного эксперимента, была взята схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя).
Результаты, которые были получены до и после внедрения программы отображены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты проведения педагогического эксперимента по внедрению программы по созданию социально-психологических условий для успешной адаптации младших школьников
Группы Контрольная группа Экспериментальная группа
Этапы эксперимента До После До После
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Адаптация 5 20% 7 28% 4 16% 15 60%
Неполная адаптация 14 56% 14 56% 14 56% 10 40%
Дезадаптация 6 24% 4 16% 7 28% 0 0%
Как видно из таблицы, результаты до проведения эксперимента в обеих группах были приблизительно одинаковыми, но в экспериментальной группе на одного дезадаптированного ребенка оказалось больше. Это обусловило необходимость провести работу по профилактике и коррекции дезадаптации младших школьников.
Результаты диагностики, проведенной после внедрения специальной программы, качественно отличались. Так, в экспериментальной группе не осталось дезадаптированных детей, практически все школьники закончили адаптационный процесс успешно. В контрольной группе осталось семь дезадаптированных школьников. Результаты свидетельствуют о том, что успешная адаптация к обучению будет происходит наиболее эффективно через создание специальных социально-психологических условий личностно-ориентированного обучения учащихся начальных классов с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей за счет повышения мотивации к обучению.
Таким образом, профилактика дезадаптации в младшем школьном возрасте является важной задачей образовательной системы. Благоприятная
обстановка, формирование социальной компетентности, партнерство с родителями и индивидуальный подход - ключевые моменты в этом процессе. Бережное внимание и поддержка помогут детям успешно адаптироваться к школьной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васюк С.Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. 2018. № 23 (35). С. 137.;
2. Николаева Е.В. Профилактика школьной дезадаптации младших школьников // Проблемы теории и практики психологии развития : материалы V регион. науч.-практ. конф. / под ред. О.О. Гониной. Тверь, 2018. С. 29-30.;
3. Штанько Е.С., Шубович М.М. Методические подходы к профилактике и коррекции дезадаптации учащихся младшего школьного возраста к обучению // Мировые научные исследования современности: возможности и перспективы развития : материалы XVI междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2022. Ч. 1. С. 354-357
Khusnutdinova L.R.
Kazan Federal University (Kazan, Russia)
CREATION OF SPECIAL SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR PURPOSE OF PREVENTION & CORRECTION OF MALADAPTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO LEARNING
Abstract: in the paper, the author proves the need for additional work with primary school age students on the prevention and correction of maladaptation, through the development of a special program to create socio-psychological conditions. Work with children should be based on the age and individual characteristics of students by increasing motivation to learn. The study
reflects the author's experience in the development and implementation of the program, describes the process of pedagogical experiment.
Keywords: adaptation, maladaptation, educational process, educational process, prevention of maladaptation, primary school age.