отношению к разным культурам и этносам, учатся эффективно взаимодействовать с учащимися и их семейным окружением.
Литература:
1. Ахметова Д.З. Уникальным может стать каждый // Народное образование. - 1995. - №7. - С. 52
2. Ахметова Д.З. Ускорит ли инклюзивное образование преодоление социальной инклюзии // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - № 1. - С. 36-38.
3. Ахметова Д.З. Идеи концепции непрерывного инклюзивного образования // Карельский научный журнал. - 2014. -№ 1. - С. 44-46.
4. Кириллова Е.А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F 1196477887/Sekciya_2_Kirillova_E._A..pdf. (дата обращения
31.03.2021)
5. Нигматов З.Г., Валеева Р.А. Формирование поликультурной личности в условиях инклюзивного образования // Studia Edukacyjne. - 2013. - № 7. - С. 283-291.
6. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология: учебное пособие / В.Н. Павленко, С.А. Таглин. -М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. - 483 с.
7. Сучков М.А., Ахметова Д.З. Моделирование этнокультурного развития инклюзивного профессионального образования // Педагогический журнал. - 2020. - Том 10. - № 3А. - С. 128-137.
8. Тимирясова А.В., Ахметова Д.З. Профессиональные компетенции и личные качества педагога (специалиста) системы инклюзивного образования // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 3. - С. 77-81.
9. Чернышев Д.А., Шокотко, Н.А. Формирование поликультурных компетенций в системе инклюзивного образования // Вестник Донецкого педагогического института. - 2018. - № 2. - С. 55-60.
10. Chung E. The effect of multicultural education in public schools within different socioeconomic environments. -2018. - 56 p.
11. Dubois D. Competency-based HR Management / D. Dubois. - Black Well Publishing, 1998.
12. Koustelini M. Multicultural Classrooms: Inclusion without Integration? Cultural Diversity in the Classroom // Cultural Diversity in the Classroom. - P. 175-185.
13. Triandis H.C. Culture and social behavior / H.C. Triandis. - New York: McGraw-Hill, 1994.
14. Zilliacus H., Holm G. Multicultural education and intercultural education: Is there a difference? // Dialogues on Diversity and Global Education. - 2009. - P. 11-28.
Педагогика
УДК 37.013
кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Пиче-оол Татьяна Семёновна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор Сильченкова Людмила Семёновна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ
ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Аннотация. В педагогической теории и практике сегодня большое внимание уделяется проблемам социально-психологической дезадаптации первоклассников. В контексте обсуждаемой проблемы наибольший риск представляют не момент поступления ребенка в школу и период первичного усвоения им требований, предъявляемых новой социальной ситуацией. Трудности первоклассников в начале учебного года еще не являются явными признаками дезадаптации. Отражая вхождение ребенка в новую социальную ситуацию развития в начале первого класса, они вполне могут быть преодолены при определенных условиях. В статье отражено содержание работы социального педагога по профилактике школьной дезадаптации первоклассников.
Ключевые слова: начальная школа, младший школьник, первоклассник, школьная дезадаптация, социальный педагог, профилактика.
Annotation. In pedagogical theory and practice today, much attention is paid to the problems of socio-psychological maladaptation of first-graders. In the context of the discussed problem, the greatest risk is not the moment of the child's admission to school and the period of primary assimilation of the requirements imposed by the new social situation. Difficulties of first-graders at the beginning of the school year are not yet clear signs of maladaptation. Reflecting the child's entry into a new social situation of development at the beginning of the first grade, they can quite be overcome under certain conditions. The article reflects the content of the work of a social teacher on the prevention of school maladaptation of first-graders.
Keywords: primary school, junior high school student, first-grader, school maladaptation, social pedagogue, prevention.
Введение. Одна из главных целей российского образования - создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе сегодня должны занять такие параметры как психологическое и психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Все это, несомненно, будет способствовать снижению количества дезадаптированных детей.
От адаптации ребенка к обучению в школе зависит дальнейший процесс формирования личности, особенности межличностного отношений первоклассников и всех субъектов взаимодействия. В этой связи неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у обучающихся в первом классе, запоздалое выявление детей, не готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей довольно высокие требования к познавательной сфере ребенка, его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Именно они, не будучи разрешенными в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для
всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте.
Как видим, обозначенная проблема многогранна и требует поиска безотлагательных социально-педагогических мер ее решения. В этой связи возникает потребность в своевременной организации работы социального педагога по разработке комплексной программы первичной профилактики дезадаптивного поведения первоклассников в рамках образовательной организации.
Изложение основного материала статьи. Возникновение социальных, психолого-педагогических механизмов дезадаптации школьников и ее диагностирование раскрыты в работах Г.С. Абрамовой, Б.Н. Алмазова, И.В. Беляниной, Е.В. Воробьевой, Д.А. Донцова, Т.В. Костяк, Т.Д. Молодцовой, С.И. Сабельниковой, В.Ф. Шалимова и др. Формирование положительного отношения учащихся к учебному и другим видам общественно-полезного труда раскрываются Л.П. Баданиной, Г.Ф. Ворончихиной, Е.Н. Землянской, Н.К. Корсаковой, В.И. Максаковой, Н.Ф. Талызиной и др. Формы и методы предупреждения дезадаптации несовершеннолетних определены в трудах М.М. Безруких, А.Б. Воронцова, Н.М. Заирова, А.А. Небогаткиной, Е.А. Никитиной, Р.В. Овчаровой, Э.В. Патракова, Е.Ю. Петровой, Е.И. Холостовой и др. рассматриваются возможности и пути реализации индивидуального подхода к дезадаптированным учащимся.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г.о. Орехово-Зуево Московской области 1 «А» класс (25 чел.). Социальный педагог I квалификационной категории О.Н. Степанова. Учитель начальных классов I квалификационной категории Е.Б. Демидова. Примечание: в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в школе было получено разрешение на проведение опытно-экспериментальной работы в одном классе.
На констатирующем этапе (октябрь 2020 г.) с целью выявления школьной дезадаптации первоклассников был использован комплекс диагностических методик. Диагностическая методика №1. Анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова). Проанализируем полученные результаты. У 52% первоклассников отношение к себе как к школьнику практически сформировано, что является средней нормой мотивации. У 16% обучающихся отмечается положительное отношение к школе, но она привлекает их больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). У 20% респондентов зафиксирован низкий уровень мотивации. У 12% обучающихся сформировано негативное отношение к школе (риск дезадаптации).
Диагностическая методика №2. Методика «Беседы о школе» (Т.А. Нежнова). Нами была проведена беседа о школе:
1. Нравится ли первоклассникам учиться в школе? Большинство детей сказали «да». Далее мы спросили, что интересного в школе? Все отвечали по-разному. Большинству нравиться дружить, кому-то учитель, считать и писать, а некоторые ответили, что им нравиться играть на переменах и физкультура. Несколько ребят сказали, что им не интересно в школе. На вопрос «почему?», ответ был «не интересно и скучно», «меня тут не понимают и не любят». Тогда мы предложили рассказать истории:
2. «Что бы вы сказали или сделали, если завтра родители сказали вам: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно ходить в школу, давай не ходить. Или я попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц или два, а может на год. Хотите?». Небольшой перевес был в сторону «не согласившихся».
3. Представьте себе, что мама так и сделала, и вас отпустили из школы с завтрашнего дня. Встали утром, умылись, позавтракали, а в школу идти не нужно, делай, что хочешь... Скажите, что бы вы стали делать? Кто-то отвечал, что пришел бы в школу пообщаться с друзьями. Кому-то было бы грустно, а кто-то обрадовался и сказал: «Я буду гулять, играть, смотреть телевизор и планшет».
4. Представьте себе, что вы вышли погулять и встретили мальчика, которому тоже семь лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он вас спросил: «Что нужно, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Как бы выему ответили? Ответы были следующими: «Учить буквы, цифры»; «В школе меня всему научат».
5. Представьте себе, что вам предложили учиться так, чтобы вы не ходили в школу, а, наоборот, к вам приходила бы каждый день учительница и учила бы вас одного всему, чему учатся в школе. Вы бы согласились учиться дома? (Предполагаемые ответы: «Да, это круто!», «Согласилась бы», «Нет, я вообще не хочу учиться, если только с другом»).
6. Представьте себе, что ваша учительница уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем вам выделить другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них побывала у вас в классе вместо учительницы». Как, по-вашему, будет лучше? Большинство ответили, что хотели бы маму видеть как учителя. Небольшое количество ответили, что этого не хотят.
7. Представьте, что есть две школы: «Школа А» и «Школа Б». В «Школе А» расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры, не каждый день. В «Школе Б» наоборот: каждый день бывают физкультура, рисование, труд, музыка, а чтение, письмо, математика, труд - раз в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? Мнения разделились пополам.
8. В «Школе А» от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя и делали всё, что он говорит, не разговаривали на уроках, поднимали руку, если хотят что-то сказать или выйти. В «Школе Б» не делают замечаний, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться? Большинство ответили, что в «Школе Б».
9. Представьте себе, что в какой-то день вы старательно отработали на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня вы учились очень хорошо, просто замечательно, и я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирайте сами: дать вам шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить». Что бы ты выбрал? Тут развернулась целая дискуссия. Девчонки в основном хотели отметку в журнал, чтобы порадовать маму, а ребята хотели игрушки и шоколад. Так как девочек чуть больше, чем мальчиков (14 человек), то большинство выборов «А». Таким образом, у детей преобладают ответы «А» (16 человек - 64%). Это говорит о легкой адаптации к школе, но имеются и те, кто выбрал ответы под «Б» (9 человек - 36%).
Диагностическая методика №3. Проективная методика «Рисунок школы». Целью методики является определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности. По анализу работ большинство набрали по 5-6 баллов 13 человек (52%), 4-2 балла 9 человек (36%), по 1 баллу набрали 3 человека (12%). Таким образом, у большинства первоклассников благополучное отношение к обучению в школе, они готовы взаимодействовать с педагогическим составом. Но есть дети с уровнем тревожности.
Диагностическая методика №4. Проективный тест «Домики» (О.А. Орехова). Цель обследования - эмоциональная сфера первоклассников, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций.
1 задание. Детям предлагается раскрашивать цветными карандашами домики, «жильцы» которых - эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним. Имеем следующие результаты: у 52% (13 человек) отмечено компенсируемое состояние усталости: снижения активности, необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха; у 28% (7 человек) зафиксирована оптимальная работоспособность, нагрузки соответствуют возможностям; у 20% (5 человек) наблюдается перевозбуждение, быстрое истощение. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и
отдыха, а иногда и снижение нагрузки. Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Среди опрошенных обучающихся у 13 (52%) человек преобладает показатель нормы эмоционального состояния. У 7 (28%) человек отмечены положительные эмоции. У 4 (20%) человек зафиксировано преобладание отрицательных эмоций: переживания, плохое настроение, есть проблемы, которые первоклассник не может решить самостоятельно.
2 задание. Первоклассникам нужно было раскрасить домики и сказать, что за чувство живет в них (ассоциации). Перед выполнением, мы обсудили с детьми значения чувств. Тут уже цвет мог повториться, если чувства похожи. Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. Первоклассники не дифференцируют эмоции: блока базового комфорта - 6 (24%) испытуемых; блока личностного роста - 8 (32%) испытуемых; блока межличностного взаимодействия - 7 (28%) испытуемых; блока потенциальной агрессии - 12 (48%) испытуемых; блока познания - 8 (32%) испытуемых. Как видим, что в классе есть обучающиеся, которые склонны к дезадаптивному поведению.
Диагностическая методика №5. С целью выявления уровня самооценки у учащихся была применена экспресс-диагностика уровня самооценки (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Полученные нами результаты свидетельствуют, что у 11 (44%) обучающихся наблюдается средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей. Завышенная самооценка была выявлена у 10 (40%) обучающихся. Младшие школьники с заниженным уровнем самооценки составляют 4 (16%) человека от общего количества испытуемых.
Второй этап опытно-экспериментальной работы - формирующий эксперимент (ноябрь 2020 г. - апрель 2021 г.). Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, нами была разработана программа работы социального педагога по профилактике школьной дезадаптации первоклассников.
Цель программы: развитие у первоклассников школьной мотивации, снижение школьной тревожности и снятие эмоционального напряжения.
Задачи программы: развить у первоклассников учебную мотивацию; снизить школьную тревожность у младших школьников; снять эмоциональное напряжение у обучающихся.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап (создание благоприятных условий для работы с первоклассниками, знакомство с правилами взаимодействия с классом, повышение эмоционального тонуса, снижение общего напряжения).
2. Основной этап (формирование психологических свойств и умений, необходимого для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения).
3. Заключительный этап (подвести итоги программы, узнать состояние первоклассников).
По первому блоку - развитие школьной мотивации у первоклассников мы проводили четыре занятия. Приведенные нами занятия прошли на высоком уровне. У нас получилось создать атмосферу психологического комфорта в классе, создание условий для позитивного отношения к школе и стимулирование положительных эмоций, посредством творческой активности первоклассников. Все обучающиеся активно взаимодействовали друг с другом и учителем. Нам удалось настроить первоклассников на положительное отношение к учебному процессу.
Снижение школьной тревожности у первоклассников, является вторым блоком, для приведенных нами занятий. В процессе занятий, с помощью упражнений нам удалось: вербализировать, проработать тревожность у первоклассников, снизить уровень негативных эмоций, связанных со школой. В течение работы, обучающиеся активно взаимодействовали друг с другом. Каждая встреча отличалась позитивным эмоциональным зарядом участников.
Третий блок посвящен снятию эмоционального напряжения у первоклассников. Перечень приведенных нами занятий позволил снять эмоциональное напряжение у первоклассников, осознание своих личных переживаний и освоения приемов по эмоциональному напряжению. В ходе занятий первоклассники активно обменивались эмоциями, что послужило в дальнейшем эмоциональному благополучию в классе и в целом для самого первоклассника.
В целом цель программы можно считать достигнутой. Общее эмоциональное состояние по ее завершении приподнятое, со стороны участников отношение благодарности. По словам ребят, все задания на занятиях были полезны и помогли лучше узнать себя и своих сверстников.
Третий этап опытно-экспериментальной работы - контрольный эксперимент (май 2021 г.). Его цель - определение эффективности реализованной программы профилактики школьной дезадаптации.
Диагностическая методика №1. Анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова). Полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Сравнительные результаты уровней школьной мотивации первоклассников
Большинство первоклассников - 17 человек (68%) набрали 20-24 балла. Это говорит об отношение к себе как к школьнику практически сформировано, что является средней нормой мотивации. Отметим, что 5 человек (20%) в классе набрали 15-19 баллов, это говорит о положительном отношении к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Среди обучающихся 2 человека (8%) набрали 10-14 баллов - это низкий уровень мотивации. Один первоклассник (4%) набрал 9 баллов, что говорит о негативном отношении ребенка к школе (риск дезадаптации). Как видим, отмечается положительная динамика в показателях школьной мотивации первоклассников.
Диагностическая методика №2. Методика «Беседы о школе» (Т.А. Нежнова). Анализ результатов беседы о школе с первоклассниками свидетельствует о том, что: обучающимся нравится и интересно учиться в школе, у них появились
друзья в классе (один ребенок ответил, что ему не интересно учиться, т.к. сложно и трудно); в качестве любимых предметов дети отметили «окружающий мир», «чтение», «математику», «технологию» и «физкультуру»; первоклассникам нравится заниматься внеурочными занятиями, посещать секции, кружки; дети отметили хорошее настроение во время обучения.
Диагностическая методика №3. Проективная методика «Рисунок школы». Повторная диагностика показала, что у большинства первоклассников благополучное отношение к обучению в школе, они готовы взаимодействовать с педагогическим составом. Но есть дети с уровнем тревожности.
Диагностическая методика №4. Проективный тест «Домики» (О.А. Орехова).
А) по заданию №1 нами были получены следующие результаты: 40% (10 человек) ВК = 0,51-0,91 (компенсируемое состояние усталости: снижения активности, необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха); 52% (13 человек) ВК = 0,92-1,9 (оптимальная работоспособность, нагрузки соответствуют возможностям); 8% (2 человека) ВК = свыше 2,0 (перевозбуждение, быстрое истощение).
Полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты проективного теста «Домики»
Таким образом, у 13 (52%) человек преобладает показатель 10-18 баллов, это говорит о норме эмоционального состояния. Менее 10 баллов набрали 10 (40%) человек, у них преобладают положительные эмоции. Больше 20 баллов набрали 2 (8%) человека, что говорит о преобладании отрицательных: переживания, плохое настроение, есть проблемы, которые первоклассник не может решить самостоятельно.
Б) по заданию №2 первоклассники не дифференцируют эмоции: блока базового комфорта - 12% испытуемых (снижение на 12%); блока личностного роста - 8% испытуемых (снижение на 24%); блока межличностного взаимодействия
- 10% испытуемых (снижение на 18%); блока потенциальной агрессии - 20% испытуемых (снижение на 28%); блока познания - 12% испытуемых (снижение на 20%).
Диагностическая методика №5. С целью выявления уровня самооценки у учащихся была применена экспресс-диагностика уровня самооценки (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
Результаты диагностики свидетельствуют, что у 19 обучающихся (76%) наблюдается средний, нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей (снижение показателя на 36%). Завышенная самооценка была выявлена у 5 (20%) обучающихся (снижение показателя на 24%). Зафиксированы показатели заниженного уровня самооценки у 1 (4%) обучающегося (снижение показателя на 12%).
Выводы. Адаптация первоклассника к школе важнейшее звено в самом начале их пути, к тому же, это длительный процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма. В младшем школьном возрасте дети более всего предрасположены к проявлению различных форм девиаций в поведении, ибо указанная особенность зависит напрямую от психофизиологических особенностей развития в рамках возрастного периода. Таким образом, на основе анализа результатов исследования, мы пришли к выводу о том, что профилактика школьной дезадаптации первоклассников эффективна, если она является обязательным компонентом целостного педагогического процесса и организуется в консолидации усилий учителя начальных классов, социального педагога, педагога-психолога, владеющими диагностическими, социально-терапевтическими, охранно-защитными и коррекционно-педагогическими умениями.
Литература:
1. Балакирева Н.А., Ахметшина И.А. Социально-психологическая профилактика дезадаптации в младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-1.
- С. 330-333.
2. Ворончихина Г.Ф. Проблемы адаптации первоклассников к образовательному процессу // Молодой ученый. - 2020. -№45 (335). - С. 233-235.
3. Заиров Н.М., Садыкова Г.К. Особенности школьной дезадаптации детей начальных классов // Вестник КазНМУ. -2015. - №2. - С. 376-378.
Педагогика
УДК 37.013
кандидат педагогических наук, доцент Барышников Евгений Николаевич
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); аспирант Иванова Евгения Евгеньевна
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург), учитель, тьютор, методист
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 643 Московского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)
«ВОЛОНТЕРСКИЙ НАВИГАТОР» КАК ФОРМА КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ВОЛОНТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье на основе анализа практик волонтерской деятельности обучающихся, организованных для решения педагогических (образовательных, воспитательных, учебных) задач рассмотрены особенности добровольческой деятельности в сфере культуры, уточнено понятие «культурно-просветительское волонтерство», обосновано и определено понятие «культурно-ориентационное волонтерство» как особый вид культурно-просветительского волонтерства, направленный на оказание помощи при решении ситуации жизненного выбора (самоопределения), проанализирована возможность и эффективность организации культурно-ориентационного волонтерства обучающихся для решения задач по развитию образовательной мотивации и воспитания культуры жизненного самоопределения обучающихся, представлены результаты проектирования «волонтерского навигатора» как формы культурно-ориентационного волонтерства обучающихся.
Ключевые слова: волонтерская деятельность; культурно-просветительское волонтерство; жизненное самоопределение; культурно-ориентированное волонтерство; волонтерский навигатор; воспитательный потенциал культурно-ориентационного волонтерства обучающихся.
Annotation. On the basis of an analysis of the volunteer practices of students organized to solve pedagogical (educational, pedagogical, training) tasks, the article discusses the specificities of voluntary activities in the sphere of culture and clarifies the concept «cultural and educational volunteering», the concept of «cultural-orientation volunteering» is justified and defined as a special kind of cultural and educational volunteering aimed at providing assistance in the situation of life choice (self-determination), analysis of the possibility and effectiveness of organizing cultural and orientation volunteers for students in order to solve the tasks of developing educational motivation and culture of life self-determination of students, presentation of the results of the design «Volunteer Navigator» as a form of cultural and orientation volunteering of learners.
Keywords: volunteering; cultural and educational volunteering; life self-determination; cultural-oriented volunteering; volunteer navigator; pedagogical potential of educational and cultural volunteers.
Введение. В настоящее время в образовательных организациях общего образования (школах, гимназиях, лицеях) для решения различных педагогических (образовательных, воспитательных, учебных) задач успешно организуется волонтерская деятельность обучающихся следующих направлений:
• волонтерская деятельность обучающихся социальной направленности (помощь всем категориям людей - это люди преклонного возраста, люди, с различными заболеваниями и социальными проблемами, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации), которая способствует воспитанию духовно-нравственной культуры обучающихся, развитию доброжелательности, милосердия, справедливости;
• добровольное участие обучающихся в подготовке и проведении массовых социально-значимых событий (Универсиада, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу, Фестивали, Дельфийские игры), которое обеспечивает развитие социальной активности и социализации обучающихся;
• волонтерская деятельность обучающихся, направленная на пропаганду здорового образа жизни и профилактику употребления табака, алкоголя, наркотиков, способствует воспитанию их культуры здоровьесбережения.
Особое внимание уделяется организации волонтерской деятельности обучающихся культурной направленности, способствующей приобщению к ценностям и традициям культуры, культуротворчеству, воспитанию эстетической культуры. Н.И. Горлова определила «традиции и исторические аспекты развития культурного волонтерства в России» [2]. В программе «Волонтеры культуры», подготовленной на основании Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской от 27 декабря 2018 г. №2950-р., выделены следующие направления добровольчества (волонтерства) в сфере культуры:
• поддержка деятельности организаций культуры;
• содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры;
• участие в осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
• вовлечение деятелей культуры и искусства в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
Каждое из обозначенных направлений волонтерской деятельности в пространстве культуры может быть средством решения широкого круга педагогических задач, направленных на воспитание «человека культуры» (Е.В. Бондаревская). На основе определения объекта (благополучателя) волонтерской деятельности выделяют ряд видов волонтерства в пространстве культуры:
• волонтерство в учреждениях культуры: театрах, музеях, библиотеках, направленное на добровольную помощь в реализации целей и решении проблем деятельности данных учреждений;
• волонтерство в сохранении культурного наследия, направленное на оказание добровольной помощи в сохранении объектов культурного наследия (памятников культуры);
• культурно-просветительское волонтерство, направленное на оказание помощи отдельным категориям граждан в освоении пространства культуры и повышении их культурного уровня.
В образовательных организациях Санкт-Петербурга подобные виды волонтерства организуются для решения широкого круга образовательных задач:
• волонтерская деятельность обучающихся, предполагающая их участие в работе культурных учреждений (музеев, библиотек и т.д.) и направленная на формирование компетенций в сфере культуры, ориентацию на профессии в сфере культуры и духовно-нравственное развитие обучающихся;