Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
650
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СТРЕСС / ПРОБЛЕМА / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОГРАММА "ПЕРВОКЛАССНИК" / ЛИЧНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / INADAPTABILITY / PRIMARY SCHOOL AGE / STRESS / PROBLEM / PREVENTION / PROGRAM "FIRST-GRADER" / PERSONALITY / AGGRESSION / MOTIVATION FOR STUDY / UNEASINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балакирева Нина Алексеевна, Ахметшина Ирина Анатольевна

Исследование посвящено изучению проблемы социально-психологической профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте. В статье актуализируется необходимость учитывать специфику социально-психологических условий для решения проблемы ранней профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы. Представлено содержание программы по профилактике дезадаптации детей младшего школьного возраста «Первоклассник», позволяющая значительно улучшить результаты психолого-педагогической работы и минимизировать признаки наличия дезадаптации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF DEADAPTATION IN JUNIOR SCHOOL AGE IN GENERAL EDUCATION SCHOOL

This study is devoted to the problem of socio-psychological prevention in primary school age. The paper actualizes the need to take into account the specifics of socio-psychological conditions in secondary schools in order to solve the problem of early prevention of inadaptability in primary school age, using the program for the prevention of inadaptability “First-grader”. This makes it possible to significantly improve the results and, consequently, to minimize the signs of inadaptability in primary school age.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Исследование посвящено изучению проблемы социально-психологической профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте. В статье актуализируется необходимость учитывать специфику социально-психологических условий для решения проблемы ранней профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы. Представлено содержание программы по профилактике дезадаптации детей младшего школьного возраста «Первоклассник», позволяющая значительно улучшить результаты психолого-педагогической работы и минимизировать признаки наличия дезадаптации обучающихся.

Ключевые слова: дезадаптация, младший школьный возраст, стресс, проблема, профилактика, программа «Первоклассник», личность, агрессивность, мотивация обучения, тревожность.

Annotation. This study is devoted to the problem of socio-psychological prevention in primary school age. The paper actualizes the need to take into account the specifics of socio-psychological conditions in secondary schools in order to solve the problem of early prevention of inadaptability in primary school age, using the program for the prevention of inadaptability "First-grader". This makes it possible to significantly improve the results and, consequently, to minimize the signs of inadaptability in primary school age.

Keywords: inadaptability, primary school age, stress, problem, prevention, program «First-grader», personality, aggression, motivation for study, uneasiness.

Введение. Одним из важнейших направлений деятельности психолога и социального педагога в условиях общеобразовательной школы является работа по профилактике дезадаптации обучающихся.

Период обучения в начальной школе является стрессовой ситуацией абсолютно для каждого ребенка в социально-психологическом и физиологическом аспекте. Обусловлено это сменой обстановки, изменением социального статуса, принятия и выполнения новой роли, необходимостью в установлении контактов с учителем как значимым взрослым и одноклассниками, появлением обязанностей, овладением совершенно новым видом деятельности - учением. Как отмечает И.А. Ахметшина, все это вызывает напряжение у ребенка и требует от него собранности, мобилизации возможностей, интеллектуальных и физических сил [21.

В современных психологических и социально-педагогических научных источниках школьная дезадаптация рассматривается как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии психофизиологического и социально-психологического статуса ребенка предъявляемым к нему требованиям в рамках обучения.

Вопросами особенностей, причин и форм проявления дезадаптации в младшем школьном возрасте занимались выдающие отечественные психологи и педагоги, в частности, Э.М. Александровская, Л.С. Выготский, А.О. Дробинская, И.А. Коробейников, А.Е. Личко, Н.Г. Лусканова, Л.С. Цветкова и др. В научных трудах указанных авторов приводятся описание личности социально-дезадаптированных детей, рассматриваются эффективные формы и методы работы по профилактике дезадаптации у младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы по проблеме исследования выявил показатели успешной адаптации первоклассников к школьному обучению, которые можно определить по критериям школьной мотивации, ибо от нее зависит развитие познавательных интересов. Первокласснику необходимо научиться произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. В тоже время наличие школьной тревожности является признаком школьной дезадаптации обучающегося.

Термин «дезадаптация» в научной литературе раскрывается как неприспособленность человека к определенным, чаще всего новым условиям существования [61. Как правило, дезадаптация ребенка находит выражение в поведении, которое не типично в привычной для него обстановке. К примеру, если дома ребенок чувствует себя спокойно, ему комфортно и безопасно, то в школе у него может резко повышаться уровень тревожности, наблюдаться учащение дыхания и сердцебиения, наблюдается обильное потоотделение, случаются панические атаки, потери сознания, непроизвольная рвота, жалобы на боли в голове, желудке, животе и пр. Такое стрессовое состояние затрагивает практически все личностные сферы младшего школьника - эмоциональную, физиологическую, поведенческую.

В свою очередь С.Б. Кулямин и С.Н. Олешко «дезадаптивное поведение» трактуют как нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях [81.

Как справедливо подчеркивает Н.А. Соколова, когда у младшего школьника наблюдаются сложности в общении, взаимодействии с одноклассниками, он испытывает внутренний дискомфорт, ему становится сложнее привыкать к новой социальной группе [91.

Существуют разные виды дезадаптации, среди которых выделяют патогенную, психосоциальную и непосредственно социальную. Медицинская, или патогенная дезадаптация характеризуется предрасположенностью к изменениям поведения. Согласно исследованиям М.А. Воронкиной, психологическая дезадаптация характеризуется особенностями развития организма, гормональными изменениями, психическими нарушениями [51.

Факторы социальной дезадаптации личности ребенка зависят от семьи, условий воспитания, отношения к нему родителей. Так, Л.Н. Зыбина и Н.М. Мантурова указывают, что постоянное или временное нахождение во враждебной обстановке провоцирует ребенка уйти от общения и формирует агрессивные действия и отклоняющееся поведение [71.

В состоянии дезадаптации младший школьник очень часто испытывает затруднения в учебе: ему необходимо научиться подчиняться новым правилам, требованиям, вступать в общение и взаимодействие с одноклассниками. Как подчеркивает З.И. Айгумова, подобного рода отклонения мешают в повседневной жизни, поэтому первоклассник осознанно уходит от различных контактов и общения [11.

Поступление в школу и первые месяцы обучения в школе вызывают у ребенка перестройку привычного образа жизни и всех сфер его деятельности. Именно поэтому, как отмечает Б.А. Сосновский, среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей весьма затруднительно приспосабливаются к новым условиям, частично справляются с режимом работы и учебной программой [41.

Трудности, которые могут возникать у ребенка в период обучения в начальных классах связаны с воздействием большого числа факторов внешнего и внутреннего порядка. Среди наиболее часто встречающихся причин школьной дезадаптации Н.А. Балакирева выделяет следующие: несформированность мотивации обучения, нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, к педагогам, а также перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации), повышенный уровень тревожности [31.

Как видим, решение проблемы дезадаптации обучающихся особо акцентирует необходимость социальной и психолого-педагогической работы на начальной ступени общеобразовательной школы. Мы полагаем, что в период начального обучения ребенка в школе основные усилия широкого спектра специалистов необходимо направить на раннее выявление факторов риска, своевременную диагностику и профилактику школьной дезадаптации первоклассников.

Опытно-экспериментальная работа была организована нами на базе МОУ «Гимназия №15» г.о. Орехово-Зуево Московской области. В диагностике принимали участие 25 учеников 1 «А» класса. С ними была проведена анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой и проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан.

Полученные результаты представим в виде диаграмм на рисунках 1 и 2.

40% 3.5% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

34° о

23° о

18%

12%

8° о

Высокий

хорошая мотивация

Низкая Негативное Положительное

отношение к школе

Рисунок 1. Результаты анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Проанализировав полученные данные, мы видим довольно высокий процент первоклассников с низкой мотивацией (28% респондентов) и негативным отношением к школе (18% респондентов).

50%

42°

40° о

30%

20° о

10° о

32%

1

11° О

Ситуация общения с Ситуации со школой Ситу ацш общения со Ситуации родителями сверстниками одиночества

Рисунок 2. Результаты проективной методики диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан

Полученные результаты свидетельствуют, что у первоклассников существуют проблемы в сфере общения (32% респондентов), которые выражаются в агрессивном реагировании на несправедливую критику, неумении обратиться к сверстнику с просьбой, ответить отказом на чужую просьбу, оказать сочувствие, поддержку, продуктивно строить общение.

По результатам, полученным в ходе исследования, нами была разработана программа «Первоклассник». Основной целью программы является социально-психологическая профилактика дезадаптации первоклассников.

Задачи программы:

1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития у первоклассников учебной мотивации.

2. Снижение уровня тревожности у обучающихся.

3. Снижение уровня эмоционального напряжения у первоклассников.

4. Обучение педагогов и родителей приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми младшего школьного возраста.

Профилактическая деятельность в рамках программы «Первоклассник» была реализована нами по двум ключевым направлениям: работа с младшими школьниками и работа с родителями обучающихся.

С обучающимися было проведено 20 занятий (1 занятие в неделю продолжительностью 40-45 минут). Занятия проводились в виде игры, психологических упражнений, тренингов, бесед с использованием различных методов профилактической работы и использования технологий сказкотерапии, куклотерапии, арт-терапии.

С родителями обучающихся нами были проведены тематические родительские собрания, лекции, тренинговые упражнения, групповые и индивидуальные консультации, вечера вопросов и ответов, организована работа клуба психологической поддержки «Я - успешный родитель».

Дополнительно преподавателями психолого-педагогического факультета ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» проводились бесплатные консультации для родителей в рамках проекта «Счастливая семья» по реализации в Московской области Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование». Отметим, что университет является региональным распределительным центром консультирования родителей Московской области.

Для родителей были разработаны памятки, буклеты и информационно-просветительский раздаточный материал, содержащий психолого-педагогические советы и рекомендации по созданию благоприятной психологической среды в семье, организации режима дня первоклассника, обучение приемам продуктивного общения с ребенком и пр.

После проведенных занятий была произведена повторная диагностика по тем же методикам.

Полученные результаты представим в виде диаграмм на рисунках 3 и 4.

60 50 40 30 20 10 0

56

34

24 28 28

■ ■ 18 18 12 12

8 ■ ■

■ ■

Высокий

хорошая мотивация

Низкая Негативное Положительное

отношение к школе

1До ■ После

Рисунок 3. Результаты анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой до и после проведенных

занятий

На рисунке 3 мы видим, что возросло число первоклассников, имеющих высокий уровень школьной мотивации (на 16%). Число первоклассников с хорошей школьной мотивацией также увеличилось (на 22%). Показатели обучающихся, имеющих положительное отношение к школе, существенно не изменились. В целом можно отметить снижение численности первоклассников с низким уровнем школьной мотивацией.

60 50 40 30 20 10 0

56

■ 24

15 ■ 13 11 7

1 1

Ситуация общения с Ситуации со школой Ситуации общения со Ситуации одиночества родителями сверстниками

■ До ■ После

Рисунок 4. Результаты проективной методики диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан до и после проведенных занятий

В рамках исследования нами был проведен повторный анализ по ситуациям среди этих тревожных детей, который показал, что доля тревожных ситуаций, связанных со школой снизилась у первоклассников, а также доля ситуаций, связанных со сверстниками обучающихся. Доля ситуаций, связанных с родителями, увеличилась за счет снижения доли тревожных ситуаций, связанных со школой и сверстниками.

Выводы. Таким образом, после проведения занятий по программе «Первоклассник», а также исходя из результатов повторной диагностики, мы убеждены, что совместная работа психолога, социального педагога,

учителей и родителей оказала действенную помощь в профилактике и предупреждении у первоклассников школьной дезадаптации.

Литература:

1. Айгумова З.И. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: Юрайт, 2019. - 424 с.

2. Ахметшина И.А. Подготовка социальных педагогов к работе с различными категориями детей // Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию академика РАО Мухаметзяновой Гузел Валеевны (10 октября 2018 года); под научной редакцией Р.Х. Гильмеевой; в 2-х томах, том 1. - Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2018. - 332 с. - С. 49-53.

3. Балакирева Н.А. Соотношение показателей вербального и невербального интеллекта с характеристиками языковой успешности обучения младших школьников // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. - 2009. - №3-4. - С. 9-14.

4. Возрастная и педагогическая психология: учебник / под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт, 2018. - 359 с.

5. Воронкина М.А. Специфика дезадаптации в младшем школьном возрасте // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2016. - №1. - С. 176-180.

6. Галагузова М.А. Социальная педагогика: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2016. - 320 с.

7. Зыбина Л.Н., Мантурова Н.М. Родительское отношение и школьная дезадаптация учащихся младших классов // Антология российской психотерапии и психологии: Материалы Международного конгресса. - М.: МГПУ, 2018. - С. 86-90.

8. Кулямин С.Б., Олешко С.Н. Усвоение норм поведения в младшем школьном возрасте как профилактика социальной дезадаптации в школе // Векторы образования: от традиций к инновациям: Материалы III всероссийской научно-практической конференции. - М.: АСОУ, 2016. - С. 147-149.

9. Социальная педагогика: учебник и практикум / Н.А. Соколова [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 309 с.

Психология

УДК 159.922

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент Бисерова Галия Камильевна

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального Университета (г. Елабуга)

ПРЕДИКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования предикторов социальной и психологической адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде российских вузов. Актуальность исследования обусловлена проблемой успешности-неуспешности адаптационных процессов, в которые включены молодые люди, приехавшие получать образование в Российской Федерации. В случае успешности этих процессов студенты-иностранцы быстро включаются в учебный процесс, принимают новую культуру и входят в систему новых межличностных отношений. Однако, отмечают, что люди иной культуры достаточно сложно интегрируются в новое общество, что детерминировано разными социально-психологическими предикторами. Мы исследовали 35 студентов-иностранцев Елабужского института Казанского федерального университета (экспериментальная группа) и 39 студентов-россиян (контрольная группа). Использовались методики на выявление удовлетворенности чувства социальной безопасности и психологической адаптированности к новым условиям. Полученные результаты позволили констатировать низкий уровень адаптация студентов-иностранцев, что послужило основанием для определения психолого-педагогических условий вхождения в новое учебно-профессиональное сообщество. Предложены эффективные предикторы адаптации - коррекционные мероприятия по преодолению психологического дискомфорта, языкового барьера и культурного диссонанса, а также включение иностранцев в личные и образовательные отношения с коммуникаторами-носителями русского языка.

Ключевые слова: предикторы, социально-психологическая адаптация, иностранные студенты, социальная безопасность, языковые барьеры.

Annоtation. The article presents the results of a study of predictors of social and psychological adaptation of foreign students to the new educational environment of Russian universities. The relevance of the study is due to the problem of success or the lack of success of adaptation processes of young people who came to get an education in the Russian Federation. If these processes are successful, foreign students quickly involve in the educational process, adopt a new culture and enter the system of new interpersonal relations. However, it is note that that people of a different culture are quite difficult integrate into a new society, which is determined by different socio-psychological predictors. We studied 35 foreign students of the Elabuga Institute of Kazan Federal University (experimental group) and 39 Russian students (control group). Methods were used to identify satisfaction with a sense of social security and psychological adaptation to new conditions. The results showed a low level of adaptation of foreign students, which served as the basis for determining the psychological and pedagogical conditions for entering a new educational and professional community. Effective predictors of adaptation are proposed, such as corrective measures to overcome psychological discomfort, language barrier, and cultural dissonance, as well as the inclusion of foreigners in personal and educational relationships with native Russian communicators.

Keywords: predictors, socio-psychological adaptation, foreign students, social security, language barriers.

Введение. Современный подход рассматривают европейское образовательное пространство как единое мировое, нацеливающее систему высшего профессионального образования на абсолютно другой уровень подготовки будущих специалистов, основанный на тесной взаимосвязи образовательной и профессиональной мобильности современных студентов. Образовательная миграция содействует развитию межкультурных связей и коммуникаций между странами, способствует формированию положительного взгляда студентов и преподавателей на культуру, образ жизни, традиции разных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.