ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
PSYCHOLOGICAL EDUCATION OF PARENTS IN THE PROCESS OF PREVENTION OF SOCIAL MALADJUSTMENT OF PRIMARY SCHOOL
УДК 376
Лыгденова Дарима Саяновна, бакалавр, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ.
Lygdenova D.S. [email protected]
Аннотация
Представленная статья содержит анализ различных исследований в вопросах изучения социальной адаптации и дезадаптации младших школьников. Актуализируется необходимость психологического просвещения родителей для решения профилактики социальной дезадаптации младших школьников. Были подобраны методики для диагностики уровня социальной адаптации младших школьников. В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования. Исходя из полученных данных, нами были сделаны выводы об уровнях социальной адаптации испытуемых. Представлено содержание программы психологического просвещения родителей по профилактике социальной дезадаптации младших школьников, позволяющая значительно улучшить результаты психолого-педагогической работы и минимизировать признаки наличия дезадаптации обучающихся.
Annotation
The presented article contains an analysis of various studies in the study of social adaptation and maladaptation of primary school children. The necessity of psychological education of parents to solve the prevention of social maladaptation of primary school children is actualized. Methods were selected to diagnose the level of social adaptation of primary school children. The article presents an analysis of the results of an empirical study. Based on the data obtained, we made conclusions about the levels of social adaptation of the subjects. The content of the program of psychological education of parents on the prevention of social maladjustment of primary school children is presented, which allows to significantly improve the results of psychological and pedagogical work and minimize the signs of the presence of maladjustment of students.
Ключевые слова: младший школьник, адаптация, социальная адаптация, дезадаптация, просвещение, психологическое просвещение.
Keywords: primary school student, adaptation, social adaptation, maladaptation, education, psychological education.
В настоящее время в Российском обществе отмечено повышенным вниманием к семье со стороны всех социальных институтом. Это связано с объективными процессами, которые развиваются в обществе, гуманизации и демократизации социально-культурных отношений, растущим пониманием приоритета семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В разных контекстах звучит то, что семья должна стать первичной ценностью. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирование взаимопонимания в семье, продвижение родительской культуры с участием образовательных организаций и создание условий для просвещения родителей по психологическим и педагогическим вопросам социальной дезадаптации младших школьников. Новая образовательная среда
устанавливает совершенно другую систему требований и взаимоотношений, с которыми ребёнок не в состоянии справиться один. Первый учебный год - это не только один из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и испытательный период для родителей. В первую очередь, в этот период необходимо их максимальное участие в жизни ребенка в период прохождения процесса адаптации. Понятие «адаптация» сначала использовалось в биологии и физиологии главным образом для характеристики разных сторон жизнедеятельности организмов, и определялось как сформировавшееся в процессе эволюции свойство живых организмов, выражающееся в изменении их структуры и функции для сохранения жизнедеятельности и оптимального функционирования в изменяющихся условиях окружающей среды. В психологии и педагогике адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э. В. Ильенков, А. В. Петровский, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн) [6]. Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптации и, в конце концов, интеграции с ней [5].
Особый интерес в научной литературе уделяется социальной адаптации и дезадаптации. Социальная адаптация ребенка - это процесс и результат согласования с окружающим миром, адаптации к измененной среде, новым условиям жизни, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения нормам и правилам, принятым в этих сообществах. Одним из показателей успешной социальной адаптации является психологическое удовлетворение ребенка от этой среды, но не каждый ребенок проходит этот этап развития легко и безболезненно. В аспекте проблемы воспитания подрастающего поколения особую роль играет разработка вопросов социальной дезадаптации первоклассников. Социальная дезадаптация в широком смысле проявляется в нарушении норм морали и права, она проявляется в антиобщественных
формах поведения и деформации системы внутреннего регулирования, ориентиров и ценностей, социальных установок. Социальная дезадаптация проявляется нарушением компенсаторных механизмов, которые позволяют ребенку успешно функционировать в семье, школе и обществе в целом. Дезадаптированные дети - это дети, которые по разным причинам не могут наравне со сверстниками, другими детьми адаптироваться к условиям среды их жизнедеятельности (детский сад, школа, сверстники и т.д.), что существенно сказывается на их самопроявлении, развитии, образовании и обучении [4]. Такие отечественные исследователи, как Э. М. Александровская, Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумарина, Н. Г. Лусканова рассматривают её как несоответствие психофизиологического и социопсихологического статуса первоклассника требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, или, в крайнем случае, невозможным [1]. Т. И. Комиссаренко, В. С. Майова-Томова предполагают, что в основе нарушений социальной адаптации младших школьников лежат затруднения, мешающие ребёнку интегрироваться в социуме и не дающие ему возможность адекватно реагировать на требования социальной среды (социальная неадаптированность). Л. С. Алексеева, Е. А. Аркин, Т. В. Архиреева, Г. М. Бреслав, Н. И. Буянов ищут причины нарушений социальной адаптации детей в недостатках семейного воспитания.
Е. А. Панько и Я. Л. Коломинский выделили негативные и позитивные условия адаптации детей к школе. Исследования показали, что адекватная оценка ребенком своего положения в школе, оптимальные методы семейного воспитания, изменение вида деятельности, высокий статус в группе сверстников, отсутствия конфликтных ситуаций в семье, способствует успешному привыканию детей к обучению, в то время как функциональная неготовность к школе, низкий уровень образования родителей, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неблагоприятный
микроклимат в семье и негативное отношение учителя затрудняют процесс адаптации ребенка к школ [3]. Факторы социальной дезадаптации личности ребенка зависят от стилей воспитания в семье, их условий и родительского отношения к ребенку. Так, Л. Н. Зыбина и Н. М. Мантурова указывают, что постоянное или временное нахождение во враждебной семейной обстановке провоцирует ребенка уйти от общения и формирует агрессивные действия и отклоняющееся поведение [2]. Именно это и обуславливает необходимость психологического просвещения родителей, влияющим на формирование личности ребенка и развитие его эмоциональной сферы. Деятельность по психологическому просвещению родителей по организации благоприятного адаптационного периода детей направлена на профилактику социальной дезадаптации, основной целью которой является: знакомство родителей с основными закономерностями психического развития первоклассников, формирование родительской ответственности по отношению к проблемам школьного обучения, потребность родителей в психологических знаниях во взаимоотношениях с детьми и по вопросам, касающихся особенностей адаптации.
Мы провели психолого-педагогическое исследование, целью которого было определение уровня социальной адаптации младших школьников. Выборку составили 57 первоклассников учащихся 1 «а» и 1 «в» класса одной из общеобразовательных школ г. Хабаровск. Данное исследование проводилось в несколько этапов.
1 этап - выявление основных особенностей социальной адаптации учащихся к школьному обучению. Для решения этой задачи нами была использована методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой. Проанализировав данные учащихся 1 «а» класса, мы выявили, что у большинства детей хорошая школьная мотивация - 35%. Одинаковые показатели составили высокий уровень школьной мотивации и положительное отношение к школе - 29%. У 7% низкая школьная мотивация. Негативного
отношения к школе и дезадаптации не выявилось. Также мы проанализировали данные учащихся 1 «в» класса и выяснили, что высокий уровень школьной мотивации выявлен у 24 % учеников, хороший уровень - 34%, положительное отношение к школе было выявлено у 28% учеников. Низкий уровень и негативное отношение к школе было выявлено у 3% и 10%.
По методике «Краски», мы выявили, что в 1 «В» классе у 18 учеников (62%) положительное отношение к школе. У 11 учеников (38%) присутствуют какие-то эмоционально значимые, негативно окрашенные факторы, связанные со школьным обучением. Что касается учащихся 1 «А» класса, нами было выявлено, что у большей части - 20 учеников (75%) положительное отношение к школе. У 7 учеников (25%) присутствуют какие-то эмоционально значимые, негативно окрашенные факторы, связанные со школьным обучением. В основном это: «звонок, портфель, физкультура». Не было выявлено детей, которые негативно воспринимают почти все атрибуты, связанные со школой.
2 этап - опрос родителей и схема наблюдения с целью определения детей с низким уровнем школьной адаптации. При подсчете общего показателя адаптации учащихся 1 «В» по методике изучения социально-психологической адаптации детей к школе (Э. М. Александровской) было выявлено, что у 20 учеников успешная адаптация (69%). У 5 учеников неполная адаптация, что составляет 17% от числа испытуемых. В результате диагностики было выявлено, что у 4 учеников наблюдается дезадаптация (14%). Что касается учащихся 1 «А» класса было выявлено, что у 20 учеников успешная адаптация (71%). У 8 учеников неполная адаптация составляет 29% от числа испытуемых. В результате диагностики не было выявлено учеников с дезадаптацией.
Проанализировав результаты анкеты для родителей М.Р. Битяновой, мы выяснили, среди учащихся 1 «а» класса - 23 ученика (82%) успешно проходят процесс адаптации и не испытывают нагрузок, у них положительное отношение к школе. 5 учеников (18%) не полностью адаптировались к
школьной жизни, к одноклассникам. По данным результатам родителей, учеников с дезадаптацией не выявилось. По данным результатам анкеты учащихся 1 «в» класса, мы увидели, что 21 учеников (72%) из 29 не имеют сложностей в адаптации к школьному обучению. В ходе опроса родителей было выявлено 4 ученика (14%), которые имеют сложности в адаптации к новой среде и составляют группу риска дезадаптации. Таким образом, исходя из полученных результатов всех методик, мы смогли более точно определить уровень адаптации учащихся 1 «В» класса. Мы выделили незначительное число детей, которые относятся в группу риска. Они составили 28% от общего количества детей и им требуется пристальная помощь, чтобы не усугубить ситуацию.
Мы определили необходимость активного участия родителей и других участников в образовательном процессе, чтобы помочь пройти безболезненную адаптацию младших школьников. Для этой задачи мы разработали программу развития уровня психологического просвещения родителей как фактора профилактики социальной дезадаптации младших школьников. Программа носила просветительский характер и была предназначена для работы с родителями (законными представителями) детей. Все занятия были выстроены в логической последовательности, проводились в интерактивной форме, проектировались и практиковались навыки социального взаимодействия, распределение социальных ролей, происходило осмысление жизненных ценностей и общепринятых норм. Особое внимание уделялось практической и информационной поддержке родителей в улучшении теоретических, практических и психологических знаний о детском взрослении, преодолении кризиса 7 лет и повышения родительского мастерства в вопросах адаптации первоклассников и гармонизации отраженных детско-родительских отношений в условиях образовательной организации. Родительское просвещение представлено блоками. Каждый блок включал несколько тем, длительность занятий, которых состоял от 30 до 60
минут. В 1 блоке «Возрастные и психологические особенности развития» было задано 3 темы: «Психофизиологические особенности развития», «Влияние семьи на самооценку детей», «Ребенок в коллективе». Все мероприятия по заданной теме были направлены на осознание родителями своих возможностей в создании благоприятных условий для развития ребенка младшего школьного возраста, создание условий для осознания родителями важности роли семьи в формировании самооценки младшего школьника и знакомство родителей с элементами группового взаимодействия ребенка в коллективе. В 2 блоке - «Родители как субъекты образовательного процесса» было задано 1 тема: «Адаптация к школьному обучению» включало мероприятие на повышение психологической компетентности родителей в вопросах особенностей адаптации ребенка к новым условиям и факторах, влияющих на успешную адаптацию. В 3 блоке - «Детско-родительские отношения» были заданы 2 темы. Тема «Кто главный в семье» была ориентирована на привлечение внимания родителей к проблемам детско-родительских отношений. Тема «Мир глазами детей, мир глазами родителей» была направлена на сознание родителями разницы между мироощущением ребенка и взрослого.
После проведения формирующей программы был проведен контрольный срез, целью которого было выяснить эффективность психологического просвещения родителей в процессе адаптации ребенка к школьному обучению. Методики, используемые при проведении среза, были аналогичны методикам констатирующего эксперимента. В группе были отмечены изменения в лучшую сторону - уменьшилось количество всех учеников с выраженной дезадаптацией, а учащихся со средней степенью адаптации к школе и тех, у кого высокий уровень адаптации к школьному обучению, стало больше. Чтобы проверить наличие изменений в развитии уровня социальной адаптации и их значимость, мы, полученные в ходе контрольного эксперимента данные, сравнивали с полученными результатами
на констатирующем этапе исследования, для этого мы использовали метод математической статистики критерий Т-Вилкоксона и также мы проводили анализ всех выборок и сравнивали между собой экспериментальную выборку и контрольную, следовательно, выборки независимые. В связи с чем мы используем критерий и-Манна-Уиттни. В ходе анализа мы подтвердили, что выборки до эксперимента не имели значимых различий. В ходе исследования мы обнаружили, что данные, полученные у экспериментальной группы до и после эксперимента имеет значимые различия, при этом у контрольной группы таких различий обнаружено не было. Также, благодаря сравнительному анализу двух групп, мы можем заключить, что именно наша программа оказала решающее влияние на процесс социальной адаптации младших школьников. Психологическое просвещение родителей помогло родителям грамотно выстроить детско-родительские отношения, наладить психологический климат в семье. Просветительская работа с родителями стала фактором профилактики социальной дезадаптации младших школьников.
Список литературы
1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э. М. Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. - Москва, 1988.
2. Зыбина Л. Н. Родительское отношение и школьная дезадаптация учащихся младших классов / Л. Н. Зыбина, Н. М. Мантурова // Антология российской психотерапии и психологии: Материалы Международного конгресса. - Москва : МГПУ, 2018. - С. 86-90.
3. Коломинский Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. -Санкт- Петербург : Питер, 2004. - 211 с.
4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : Курс лекций / Под ред. В. И. Беляева. - Москва : Издательство МГСУ, 2002. - 256 с.
5. Терехина О. Адаптационная площадка как модель успешной социализации детей раннего и дошкольного возраста / О. Терехина // Пралеска. - 2008. - №6. - С. 46 - 49.
6. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 4. - С. 3-12.
List of literature
1. Aleksandrovskaya E. M. Socio-psychological criteria of adaptation to school / E. M. Aleksandrovskaya // School and student mental health. - Moscow, 1988.
2. Zybina L. N. Parental attitude and school disadaptation of primary school students / L. N. Zybina, N. M. Manturova // Anthology of Russian Psychotherapy and Psychology: Proceedings of the International Congress. -Moscow : MSPU, 2018. - pp. 86-90.
3. Kolominsky Ya. L. Mental development of children in norm and pathology: a textbook / Ya. L. Kolominsky, E. A. Panko, S. A. Igumnov. - St. Petersburg: Peter, 2004. - 211 p.
4. Mardakhaev L. V. Social pedagogy : A course of lectures / Ed. by V. I. Belyaev.
- Moscow: MGSU Publishing house, 2002. - 256 p
5. . 5. Terekhina O. Adaptation platform as a model of successful socialization of children of early and preschool age / O. Terekhina / / Praleska. - 2008. - No. 6.
- p. 46-49.
6. Feldstein D. I. Deep changes in modern childhood and the actualization of psychological and pedagogical problems of education development caused by them / D. I. Feldstein // Bulletin of practical psychology of Education. - 2011.
- No. 4. - p. 3-12.