ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Савик Н.В. Email: Savik672@scientifictext.ru
Савик Нина Владимировна — педагог—психолог, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы Судогодского района, г. Судогда
Аннотация: в данной статье обозначена проблема социальной дезадаптации учащихся младшего школьного возраста, определены следствия и психологические причины данного феномена на основе наблюдения. Проведен анализ психолого-педагогических условий социальной адаптации, определена роль дополнительного образования в процессе позитивной социальной адаптации учащихся. Предложен подход к организации коррекционно-развивающей работы с целью оптимизации периода адаптации первоклассников к новым социальным условиям.
Ключевые слова: социальная адаптация, младший школьный возраст, дополнительное образование, коррекционно-развивающая работа.
SOCIAL ADAPTATION OF JUNIOR SCOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION Savik N.V.
Savik Nina Vladimirovna - Teacher-Psychologist, Teacher of additional education,
MUNICIPAL BUDGET INSTITUTION OF EDUCATION «CENTER OF EXTRACURRICULAR WORK» SUDOGDA DISTRICT, SUDOGDA
Abstract: this article identifies the problem of social disadaptation ofjunior schoolchildren ofprimary school age, identifies the consequences and psychological causes of this phenomenon on the basis of Observation. An analysis of the psychological and educational conditions ofpositive social adaptation has been carried out, the role of additional education in the process of social adaptation of students has been determined. An approach to the organization of corrective and development work in order to optimize the period of adaptation offirst-graders to new social conditions has been proposed. Keywords: social adaptation, junior school age, additional education, corrective and development work.
УДК 316.4
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил [2].
Наряду с радостным событием поступления ребенка в школу наступает нелегкий переход из безоблачного детства в мир требований и оценок. А ведь от того, как пройдет этот период, зависит и успешность ребенка на разных ступенях обучения, его вера в себя и многое другое. Нередко мы слышим жалобы родителей, что их «чадо» не хочет и не выполняет возложенные на него задачи, педагоги констатируют невнимательность и неусидчивость ребенка, а растерянные дети изощренно придумывают причины, чтоб не идти в школу. Возникает вопрос: как быстрее и с наименьшими потерями пройти этот трудный период вхождения ребенка в большой мир? Поставленную задачу усложняет то, что все первоклассники отличаются друг от друга уровнем готовности к школе и индивидуальными особенностями. Период адаптации к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, что ведет к серьезным последствиям. Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации? Одной из главных причин является несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения.
Анализируя обращения родителей и педагогов за психологической помощью выяснилось, что существуют проблемы, с которыми сталкиваются даже самые подготовленные к школе первоклассники. К таким проблемам относятся: взаимодействие со сверстниками; умение принимать и соблюдать правила; принятие того, что теперь «я — не единственный, а один из многих»; страх, неуверенность в себе, переживание неудачи.
Ориентируясь на эти общие трудности, мы и стали выстраивать коррекционно-развивающую работу, способствующую благоприятной социальной адаптации первоклассников. Нами обозначилась проблема: может ли, дополнительное образование, как определенная система, оказать существенное влияние на процесс социальной первичной адаптации младших школьников, при наличии соответствующих условий. Почему дополнительное образование? Потому, что особенность занятий в творческих объединениях отличается тем, что ребенку предоставляется возможность активного участия в различных видах деятельности, открывая ему простор для выполнения различных социальных ролей, включая его в многообразные отношения с окружающим миром. Таким образом, умения и навыки преподносятся детям в доступной и интересной для них форме, с применением различных методов и технологий.
Нами был проведен анализ психолого-педагогических условий социальной адаптации учащихся младших классов школ г. Судогды и предложен конкретный путь оптимизации периода адаптации первоклассников к новым социальным условиям. В результате опытной работы, проведенной на базе МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Судогодского района Владимирской области, нами разработан один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших школьников на этапе первичной адаптации к школе -программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике школьной дезадаптации «Мы познаем мир», целью которой является создание условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Программа включает в себя развивающие занятия с элементами игротерапии, сказкотерапии, пескотерапии, коллективными творческими заданиями, амплификации (усложнения) изобразительной деятельности, элементами групповой дискуссии, психогимнастики, техниками и приемами саморегуляции.
Реализация данной программы позволяет развивать у детей когнитивные умения и способности; снизить уровень тревожности обучающихся; создать условия для развития у обучающихся социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами; сплотить детский коллектив.
Средством для создания благоприятных условий успешной социальной адаптации младших школьников будут сказки и игры — всем нам знакомые и родные, а потому безопасные, успокаивающие, и развивающие. Подбирая мультфильм и игру, сочиняя сказку или намечая вопросы для обсуждения, важно соблюсти один из законов эффективности тренинга — «закон тройного прикосновения». Поэтому каждое занятие построено таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. Это к тому же позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Самой важной частью таких занятий является обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма, прослушивания сказки, изобразительной творческой деятельности и после каждой игры.
Грамотно подобранные мультфильм, игра или сказка оказывают на ребенка развивающий и коррекционный эффект, поскольку сочетают в себе слово и картинку, т.е. включают два органа восприятия: зрение и слух [3]. Если к этому добавить еще и соответствующую тематике совместную с ребенком творческую изобразительную деятельность, то сказки, игры и мультфильмы станут мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Преимущество метода игротерапии в том, что за короткие сроки он позволяет добиваться конкретных и ощутимых результатов в личностном развитии, в повышении эффективности учебной деятельности. С помощью игры можно научить учащихся правильно строить диалог, влиять на их психику. Рисование для младших школьников — это своего рода игра. Они с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии и штрихи, развивая творческое воображение [1].
В результате опытной работы учащимся стало проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, поведение учащихся качественно преобразилось. В целом для учащихся была сформирована комфортная образовательная среда. На опыте посредством диагностических методик выявлена положительная динамика уровня адаптации младших школьников к новым условиям
обучения в школе, уровня развития познавательных процессов, уровня развития организационно -волевых качеств, заметно понизился уровень тревожности. В сравнении с параллельным первым классом, в опытной группе первоклассников преобладает в большинстве доброжелательная обстановка, отсутствуют дезадаптированные учащиеся. Следовательно, коррекционно-развивающие занятия с применением элементов игротерапии, сказкотерапии, пескотерапии, амплификации, при соблюдении законов эффективности тренинга в условиях дополнительного образования могут выступать в качестве средства обеспечения успешной первичной социализации младших школьников.
Список литературы / References
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. 144 с. (Психологическая наука - школе).
2. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. М. Просвещение, 1988. 224 с.
3. Северенчук Н. Влияние анимационных фильмов на развитие психических процессов ребенка. // Психолог, 2007. № 16.