Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности социального статуса первоклассников с нарушенной и нормальной слуховой функцией'

Психофизиологические особенности социального статуса первоклассников с нарушенной и нормальной слуховой функцией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ / АДАПТАЦИЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СРЫВ АДАПТАЦИИ / ЗДОРОВЬЕ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / STUDENTS OF JUNIOR CLASSES / ADAPTATION / PERFORMANCE / FAILURE OF ADAPTATION / HEALTH / FINE MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белова Ольга Анатольевна, Плотникова Надежда Алексеевна, Агарвал Раджеш Кумар

В статье приводятся результаты многолетних исследований развития учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в специальной школе-интернате для детей, депривированных по слуху и в общеобразовательных школах, школе-гимназии. В результате проведенных исследований было показано, что в период адаптации первоклассников к школе важно особое внимание уделять двигательным играм – разминкам, так как дополнительное включение в процесс обучения кинестетического и двигательного анализаторов, позволяет облегчить процесс усвоения материала, более быстрой адаптации в микросоциуме школы. Благоприятный прогноз течения адаптации к школе лучше у мальчиков в гимназии и в школе-интернате. С детьми, недостаточно готовыми к школе, для их успешной адаптации необходимо проводить занятия (начиная с мая), направленных на развитие мелкой моторики, интеллектуальных способностей, умственной работоспособности, сохранению психического здоровья и эмоционального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белова Ольга Анатольевна, Плотникова Надежда Алексеевна, Агарвал Раджеш Кумар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological features of the social status of first-graders children with broken and normal auditory function

The article presents the results of many years research of development of students of primary school age enrolled in a special boarding school for children deprived of hearing function. The studies showed that in the period of adaptation for the school first graders is important to pay special attention for games motor workouts, as the additional inclusion of kinesthetic studying and motor analyzers, facilitates the process of studying the material more quickly adapt to the micro society of the school. The favorable prognosis of best adaptation for the school of boys in high school and a boarding school. When children are not ready for school, so for their successful adaptation to conduct classes (starting in May), aimed at the development of fine motor skills, intellectual ability, mental capacity, preservation of mental health and emotional well-being.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности социального статуса первоклассников с нарушенной и нормальной слуховой функцией»

Шифр специальности: 14.00.16 УДК 616.28-008.1-057.87

Belova1 O.A., Plotnikova2 N.A., Agarval3R.K.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF THE SOCIAL STATUS OF FIRST-GRADERS CHILDREN WITH BROKEN AND NORMAL AUDITORY FUNCTION

1FGBOU VPO «Ryazan State University S.A.Esenin ", Department of Biology and methods of teaching, Associate Professor, Ryazan, 2FGOU VPO «Mordovia State University. N.P. Ogareva «Department of Pathology, Republic of Mordovia, Saransk 3Network of young doctors and health administrators, Moscow

The article presents the results of many years research of development of students of primary school age enrolled in a special boarding school for children deprived of hearing function. The studies showed that in the period of adaptation for the school first graders is important to pay special attention for games motor - workouts, as the additional inclusion of kinesthetic studying and motor analyzers , facilitates the process of studying the material more quickly adapt to the micro society of the school. The favorable prognosis of best adaptation for the school of boys in high school and a boarding school. When children are not ready for school, so for their successful adaptation to conduct classes (starting in May), aimed at the development of fine motor skills, intellectual ability, mental capacity, preservation of mental health and emotional well-being.

Keywords: Students of junior classes, adaptation, performance, failure of adaptation, health, fine motor skills.

Белова1 О.А., Плотникова2 Н.А., Агарвал3 Р.К.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПЕРВОКЛАССНИКОВ С НАРУШЕННОЙ И НОРМАЛЬНОЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИЕЙ

1ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина», кафедра биологии и методики её преподавания, доцент, г. Рязань, Россия, 390.000,

Рязань, ул. Свободы, д.46

2ФГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», заве-щующая кафедрой патологии, Республика Мордовия, г.Саранск, Россия 430005 ул.

Большевистская, д. 68, г. Саранск, Республика Мордовия), 3 Сообщество молодых врачей и организаторов здравоохранения, г. Москва

В статье приводятся результаты многолетних исследований развития учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в специальной школе-интернате для

-----------------------

~ 89 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

детей, депривированных по слуху и в общеобразовательных школах, школе-гимназии. В результате проведенных исследований было показано, что в период адаптации первоклассников к школе важно особое внимание уделять двигательным играм - разминкам, так как дополнительное включение в процесс обучения кинестетического и двигательного анализаторов, позволяет облегчить процесс усвоения материала, более быстрой адаптации в микросоциуме школы. Благоприятный прогноз течения адаптации к школе лучше у мальчиков в гимназии и в школе-интернате. С детьми, недостаточно готовыми к школе, для их успешной адаптации необходимо проводить занятия (начиная с мая), направленных на развитие мелкой моторики, интеллектуальных способностей, умственной работоспособности, сохранению психического здоровья и эмоционального благополучия.

Ключевые слова: учащиеся младших классов, адаптация, работоспособность, срыв адаптации, здоровье, мелкая моторика.

За последние два десятилетия произошли значительные изменения в состоянии и структуре здоровья учащихся начальных классов. Это связано с резким ростом распространенности функциональных расстройств, хронических заболеваний, изменением структуры школьных болезней, а также ухудшением соматометрических, соматоскопи-ческих, физиометрических показателей, которые связаны с состоянием физического развития и функциональным деятельностью младших школьников, снижением показателей работоспособности, увеличением распространенности поведенческих факторов риска, как среди учащихся общеобразовательных школ, так у учащихся школы-интерната для глухих и слабослышащих детей.

Понимание понятия здоровья как будто знакомо и доступно каждому человеку, вместе с тем, у многих вызывает затруднение. Г.И.Царегородцев отмечает, что здоровье представляет собой состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой, совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих возможность оптимального функционирования человека в разнообразных сферах жизни.

Нерешенным остается вопрос какие системы организма следует считать наиболее значимыми для определения здоровья, так как в определенный возрастной период, они являются различными. В настоящее время используется многоуровневое определение здоровья. Здоровье - интегральная проблема общественного развития детей и подростков. Отмечаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья матерей, нарушении формирования репродуктивного потенциала, а также рождение нездорового потомства. Комплексные исследования в данном направлении в возрастной физиологии учащегося младшего школьного возраста, столкнулись с понятиями начальных стадий патологического процесса, понятием «предболезни». Поэтому в свою очередь направлены, на выявление общих закономерностей индивидуального развития, так и на обоснование эффективных методов воспитания. Все они опираются на основополагающее положение эволюционной физиологии — представление об адаптивном приспособительном характере развития. Снижение адаптационного резерва, обеспечивающего приспособление организма к изменяющимся условиям внеш-

----------------------------------------

~ 90 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

ней среды, а также возможность успешного осуществления деятельности и гармоничного развития, наблюдается как у взрослых лиц, так и у детей.

Если процесс адаптации ребенка в первом классе затруднен, то наблюдается изменение его личностного развития, повышается тревожность и агрессивность, а также неуверенность в себе, намного чаще возникают состояния утомления, переутомления, иногда доходящие до депрессивных состояний. У такого ребенка возникают обычно трудности в усвоении школьного материла. Причины возникновения трудностей в школьном обучении имеют различную природу в возрасте 6-9 лет. Внешнее проявление этих затруднений бывают обычно связаны со снижением интереса к учебе (вплоть до нежелания посещения школы), ухудшением успеваемости, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью.

Именно этот период связан с формированием функциональных систем организма младшего школьника, данный период связан с образованием новых поведенческих реакций, которые согласно взглядам П.К. Анохина, являются самостоятельными функциональными системами, несущими в себе новые качества развивающегося организма. Происходит формирование новых ориентировачно-исследовательских реакций, как положительных, так и отрицательных. Поэтому в данном случае можно также говорить о «неустойчивом состоянии организма». Значительно изменяется состояние надёжности биологических систем. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна

наибольшая чувствительность к воздействиям факторов «риска», а также младший школьный возраст является одним из периодов повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации.

Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2 - 3 недели).

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие

- то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Для того

чтобы наиболее полно оценить физиологическую адаптацию ребенка к школе, необходимо выделить факторы физиологической адаптации.

Повышение адаптационного потенциала младшего школьника в данный возрастной период ребенка предполагает развитие новых способностей и функциональных свойств организма, влияющих на успешность адаптации, формирование механизмов приспособления, научения, стабилизации работы второй сигнальной системы, приспособление к их гибкому и рациональному функционированию с использованием принципов психогигиены.

Целью данного фрагмента исследования явилось - изучение особенности

----------------------------------------

~ 91 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

физиологической и психофизиологической адаптации первоклассников в общеобразовательной школе, так и в школе-интернате для детей с нарушением слуховой сенсорной системы.

Задачами явилось: и Изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;

П Своевременное выявление детей, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;

□ Содействие в приобретении учащимися, педагогами и родителями психофизиологических знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;

I Оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в школе, создание условий для социальнопсихологического развития классных коллективов.

Методики

1.Оценка адаптации школьников к условиям микросоциума школы;

2. Оценка физического развития;

2.Методы статистической обработки материала

К ведущим факторам физиологической адаптации в настоящее время относят: особенности анатомо-физиоло-гического созревания, состояние здоровья учащегося, организации режима дня жизни первоклассник, наличие отклонений в развитии, фиксация факторов риска. К ведущим факторам социальнопсихофизиологической адаптации являются: социальный статус семьи (наличие

бабушки и дедушки, уровень образования родителей), уровень готовности при поступлении в школу, содержание обучения и методика преподавания в образовательном учреждении, тип (вид) учебного заведения, развитие самосознания младшего школьника. Доминирующим в настоящее время является «здоро-вьеориентирванный» подход в обучении, направленный на облегчение адаптации учащихся в школьном коллективе. Показатели физического здоровья относятся к числу интегральных характеристик, В соответствии с целью и задачами исследования на первом этапе было обследовано 38 учащихся первых классов общеобразовательной школы Рязанской области. Первый этап проводился на первой-второй неделе сентября, т. е в период наиболее «острого течения» адаптации у учащихся. Второй этап данной же группы проводился во вторую неделю декабря после определенных, специально подобранных коррекционно-развивающих упражнений, которые выполняли первоклассники, испытывающие трудности в процессе адаптации, в школе и дома. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, были подвергнуты математико-статистической обработке. В ходе первого этапа исследования было установлено, что количество детей, успешно адаптирующихся к школе, составляет 71% - высокий уровень, эти дети были объединены в первую группу, а 29% первоклассников испытывали значительные трудности в процессе адаптации, отнесены ко второй группе (группе риска). Среди первоклассников, которые успешно адаптировались к новому микросоциуму школы, девочки составили 56%, а мальчики - 44%. Большинство первоклассников данной группы (74 %), до поступле-

-----------------------------------------

~ 92 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

ния в школу посещали детское дошкольное учреждение, где в течение последнего года их готовили к школьному обучению, умению общаться и ориентироваться в коллективе сверстников. Наблюдения за детьми этой группы показали, что они относительно быстро осваиваются в коллективе, приобретают новых друзей в классе, предъявляемые школьные требования воспринимают адекватно, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, внимательно слушают объяснения, задания учителя добросовестно и без видимого напряжения выполняют их. Вторая группа детей 29% имели трудности в процессе адаптации к школе, они составляют «группу риска». Среди этих первоклассников мальчиков

- 73%, а девочек - 27%. У детей, входящих во вторую группу, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: первоклассники

пока еще не могли сразу принять ситуацию обучения, общения с учителем, а играют на уроках, отвлекают других учеников. Учебная активность их кратковременна. Они испытывают трудности в усвоении школьной программы. В ходе проведенного исследования в начале учебного года для первоклассников, испытывающих трудности в процессе адаптации к школе, была предложена программа коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания и памяти, на преодоление отгороженности в общении, ориентировки в проблемной ситуации.

Рис. 1. Процентное соотношение мальчиков и девочек по типу адаптации к школе

На втором этапе исследования проведена оценка адаптации в школе -гимназии и школе-интернате для глухих и слабослышащих детей г. Рязани.

Изучено 94 варианта прогноза течения адаптации первоклассников к школьному обучению. Из них 64 принадлежали первоклассникам, поступившим в гимназию, 30 - в школу-интернат для

детей, депривированных по слуху. Результаты исследования показали, что для большинства учащихся младших классов характерен благоприятный прогноз течения адаптации. При этом среди мальчиков процент положительной адаптации (с благоприятным прогнозом) оказался больше, чем среди девочек, как в гимназии, так и в школе-интернате, 78,6 % у мальчиков в гимназии и столько

~ 93 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

же среди детей, депривированных по слуху, у девочек - 69,4 % в гимназии, 62,5% у девочек в школе-интернате школе. Результаты средне благоприятного прогноза чаще встречаются у девочек (школе - интернате и гимназии), чем у мальчиков. Процентное соотношение следующее: 27,8% девочек в школе -гимназии и 37,5% девочек в школе-интернате; средне благоприятный прогноз течения адаптации имели 17,9 % мальчиков в гимназии и 21,4% мальчиков в школе - интернате. Данную закономерность можно объяснить тем, что разви-

Прогноз течения

тие девочек идет быстрее в этот возрастной период, что связано с более высокими адаптационными возможностями организма. Неблагоприятный прогноз течения адаптации к школе отмечался у одного мальчика и одной девочки в школе гимназии, что соответствует 3,5% и 2,8% от общего числа обследованных детей. В школе - интернате детей с неблагоприятным прогнозом адаптации к школе не выявлено. Наши исследования показали, что данные двух совокупностей не имеют статистически достоверного отличия, как в школе - гимназии, так школе-интернате.

Таблица 1.

адаптации к школе

Прогноз течения адаптации к школе Школа - гимназия Специальная школа-интернат

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Рі ± mi Р2 ± m2 Рз ± m3 Р4 ± m4

Благоприятный 0,79±0,081 0,694±0,079 0,786±0,119 0,625±0,13

Среднеблагоприятный 0,179±0,083 0,278±0,079 0,214±0,138 0,375±0,137

Неблаго приятный 0,035±0 0,028±0 - -

Поэтому необходимо параллельно с проведением данных упражнений следить за их влиянием на умственную работоспособность и внимание, особенно у учащихся среднего и старшего звена. Представленная технология комплексы пальчиковой гимнастики и самомассажа способствуют развитию обеих рук ребенка с условием, что акцент в работе над их развитием делается на ведущую руку, а другая развивается как помощница ведущей руки с использованием этих же упражнений.

Выводы:

1. С детьми, недостаточно готовыми к школе, для их успешной адаптации необходимо проводить занятия (начиная с мая), направленных на развитие мелкой моторики, интеллектуальных способностей, умственной работоспособности, сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия. В этот

период также важно провести экскурсию, которая познакомит будущих первоклассников со школой и учителями.

2. Необходимо организовать учебный процесс так, чтобы он способствовал сохранению здоровья детей. В период адаптации первоклассников к школе важно особое внимание уделять двигательным играм - разминкам, так как дополнительное включение в процесс обучения кинестетического и двигательного анализаторов, позволит облегчить процесс усвоения материал

3. Результаты обследования физического развития, проведенного на первом этапе на 133 детях показали, что дисгармоничное физическое развитие имеет большее количество девочек, чем мальчиков в школе - гимназии, также школе

- интернате их в 2 раза больше. Появились дети, имеющие резко дисгармоничное развитие. Девочек среди них больше,

----------------------------------------

~ 94 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

чем мальчиков в обоих типах школ. Это, по-видимому, объясняется более интенсивной работой девочек по сравнению с мальчиками. Особенно эта тенденция усиливается при поступлении детей в школу, где условия воспитания и обучения требуют определенной адаптации.

4. В период адаптации первоклассников к школе важно особое внимание уделять двигательным играм - разминкам, так как дополнительное включение в процесс обучения кинестетического и двигательного анализаторов, позволит облегчить процесс усвоения материала.

5. Для первоклассников, испытывающих трудности вхождения в школьную жизнь, необходимо проводить комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленных на формирование доброжелательных отношений к сверстникам, интеллектуальное развитие, развитие ориентировки детей в проблемной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева Н.В., Глазачев О.С. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма. - М.: «Горизонт». - 194 с.

1. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия "здоровье" и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация // ВНИИМИ. - 1988. - 69 с.

2. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск, 1986. - 148 с.

3. Клиорин А.И. Соматипы и парадигма индивидуальных конституций. Развитие учения о конституциях человека в России во второй половине XX столетия //Физиологический журнал им.И.М.Сеченова, 1996. -Т.82.- №3.- С.151-163.

4. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Основы здоровья: актуальные задачи, решения, рекомендации. М., 1994. - 133 с.

5. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: Защитные перекрестные эффекты адаптации. - М.,1993.- 421 с.

6. Судаков К.В. Диагноз здоровья. М., 1993.

- 122 с.

7. Судаков К.В. Системная интеграция функций человека: новые подходы к диагностике и коррекции стрессорных состояний // Вестник Российской АМН. - 1996. - N6. -С.15-25.

8. Царегородцев Г.И. Проблемы диалектики в физиологии, нормологии и санологии//Со-вещание по философским проблемам современной медицины. - М., 1998. - С.37-43.

9. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии: Избр.труды. - М.,1982.- 383 с.

-----------------------------------------

~ 95 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.