Belova O.A., Plotnikova N.A.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF ATTENTION AND EFFICIENCY OF TEENAGERS WITH NORMAL AND DEPRIVED AUDITORY SENSORY SYSTEM
Ryazan State University S.A. Esenin « Faculty of Natural Geography, department of Biology and the normal methods of teaching, Associate Professor, PhD, Ryazan, 390000, Svobody Street, Building 46.
The analysis of five years research of mental efficiency and attention of adolescent schoolchildren of different types of schools was attended. The research results obtained in the development of cognitive processes of children with auditory sensory system and without pathology. The analysis was being under mathematical methods of research and it was reliable.
Keywords: mental performance, attention, development, auditory, sensory deprivation.
юг., к1ди!ыц$о.г.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НОРМАЛЬНОЙ И ДЕ-ПРИВЕРИВАННОЙ СЛУХОВОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМОЙ
ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина» Естественно-географический факультет, кафедра нормальной Биологии и методики её преподавания, доцент, кандидат медицинских наук, г. Рязань, 390000, ул Свободы, дом 46.
Проведен анализ результатов пятилетних исследований умственной работоспособности и внимания школьников-подростков различных типов школ. В результате исследования получены результаты в развитии когнитивных процессов у детей с нарушением слуховой сенсорной системы и без патологии. Материал подвергнут математическим методам исследования, и является достоверным.
Ключевые слова: Умственная работоспособность, внимание, развитие, депривации слуховой сенсорной системы.
Школа и общество неотделимы, поэтому любое изменение в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет её задачи, приоритеты, требования к ученику. Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически в течение 10-15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной - проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создание оптимальных условий для, роста и развития. Социальные, средовые, экологические аспекты школьной жизни оказывают прямое и непосредственное воздействие на
здоровье учащихся. Среди здоровых уча-шихся с отклонениями в развитии, по основным школьным предметам удовлетворительно успевают 70%, а среди «больных» -только 30%, а число детей-инвалидов за последние 5 лет увеличилось в 2,4 раза. В настоящее время возникло целый ряд причин, вызывавших необходимость увеличения продолжительности обучения. Прежде всего, это устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и молодежи. Ряд факторов такого ухудшения сформировалась на протяжении десятилетий, но некоторые в самое последнее время. Критическое состояние экологической и социально-экономической обстановки в стране, учебные перегрузки,
—-------------------------------—
~ 103 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
стрессы, плохое питание, неполноценный отдых привели к широкому распространению у учащихся заболеваний органов дыхания, нервной системы и органов чувств, органов пищеварения. Основы состояния здоровья каждого поколения закладывается в детском возрасте. Немаловажную роль в оценке состояния здоровья служит уровень физического развития, который служит одним из критериев оценки работоспособности. Наблюдаются, ежегодное ухудшение состояния здоровья детей по России по показателям уровня возникновения общей детской инвалидности Результаты исследований показывают, что социальная дезадаптации детей-инвалидов может быть обусловлена нарушением определённых функций жизнедеятельности организма, причём у большинства - наблюдаются комплексные нарушения в различных сочетаниях. Здоровье, как правило, имеет первоначально генетическую (онтогенез), а затем и социальную (филогенез) обусловленность.
Стремление сохранить в школе темпы информатизации общества ведет к перегрузке, вызывающей психофизиологические изменения состояния здоровья учащихся. Снижение недельной учебной нагрузки при сохранении сложившегося содержания общего образования является одной из задач модернизации современного российского образования.
По некоторым данным каждые 10-12 лет объем вновь полученной информации в мире соответствует тому, который был накоплен за всю предыдущую историю человечества. А это должно означать, что нынешним поколениям детей необходимо усвоить информации, как минимум, в четыре раза больше, чем их родителям в том же возрасте. Отсюда становится понятным, какую огромную нагрузку приходится выполнять мозгу современного человека. Отсюда становится понятным, какую огромную нагрузку приходится выполнять мозгу современного человека.
Существенными факторами, влияющими на состояние здоровья современных
школьников, являются снижение двигательной активности и большая умственная нагрузка, которая при нерациональной организации учебного процесса может привести к снижению работоспособности и развитию хронического утомления.
Для того чтобы по возможности избегать ошибок в отношении с детьми, взрослые, и в первую очередь учитель, должны хорошо знать природу происходящих в этот период физиологических процессов, возможности организма и предъявлять посильные требования, избегая перегрузки, обеспечить достаточную двигательную активность в режиме дня, должны знать, что выполнение учебных заданий детьми с низкими показателями соматического развития требует от них более значительного напряжения сил, и учитывать это при осуществлении индивидуального подхода к учащимся. К числу биологических факторов, оказывающих влияние на здоровье относятся: пол, возраст, наследственность, конституция личности. Болезнь в настоящее время рассматривают, как нарушение способов взаимодействия организма с внешней средой, нарушение адаптации (дезадаптации), или как приспособление через болезнь к среде обитания, т.е. измененную форму адаптации. Также существенными факторами, влияющими на состояние здоровья современных школьников, являются снижение двигательной активности и большая умственная нагрузка, которая при нерациональной организации учебного процесса может привести к снижению работоспособности и развитию хронического утомления. Начало пубертатного процесса можно заметить по изменению темпов роста и пропорций тела. С началом пубертатного периода ускоряется рост конечностей в длину, в первую очередь увеличивается длина рук, затем ног. В результате на смену специфически детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерна некоторая длиннорукость и длинноногость. Снижение умственной работоспособности и развитие утомления на уроках проявляется в
----------------------------------------
~ 104 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
первую очередь изменением положения тела, двигательным беспокойством. Очень часто работоспособность снижается к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако, при низкой ее устойчивости.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Выделяют непроизвольное, произвольное и непроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности. Оно возникает независимо от сознательных измерений человека, без каких-либо усилий с его стороны. В основе непроизвольного лежит ориентировочный рефлекс, т.е. рефлекс на новый или неожиданно действующий раздражитель. Непроизвольное внимание обеспечивает быструю и правильную ориентацию человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделение тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
У подростков оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду регистрируется спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенное увеличение скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов, регулирующих функциональное состояние физиологических систем, и поиск ресурсов для поддержания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем всех показателей работоспособности. Однако уже в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и
торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.
Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, определяющих эту специфику, является необходимым условием обеспечения нормального физического развития подрастающего поколения.
Одним из нарушений внимания является рассеянность, которая может проявляться в неспособности к длительному интенсивному сосредоточению, в легкой и частой отвлекаемости. Это одна из причин снижения работоспособности и неорганизованного поведения.
Причины рассеянности многообразны. Как устойчивая личностная особенность, рассеянность является показателем слабости произвольного внимания и может быть результатом неправильного воспитания (избалованность ребенка, безнаказанность, привычка к многообразию впечатлений и др.). Бороться с такой рассеянностью надо, прежде всего путем формирования волевых качеств личности. Постоянная рассеянность может объясняться плохим состоянием здоровья, общим расстройством нервной системы ребенка. Рассеянность может носить и временный характер - как следствие чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомления. В последнем случае она чаще проявляется в конце учебного дня и недели.
Ребёнок с нарушением слуха имеет, если нет дополнительного нарушения, немало естественных предпосылок, для осуществления воспитания и обучения. Одна из существенных - врождённый интеллект, который позволяет воспринимать и осмысливать логические связи. У глухих детей при обеспечении плановой коррекционной работы по развитию их мышления в соответствии с их наличными актуальными возможностями и общими закономерностями развития имеются большие потенциальные возможности более раннего и всестороннего развития
Целью работы явилось: изучение умственной работоспособности и внимания
----------------------------------------
~ 105 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
у подростков, депривированных по слуху, и в общеобразовательных школах города Рязани.
Эта проблема является актуальной, так как в подростковом возрасте, в результате процесса полового созревания происходят значительные изменения в организме. На данном возрастном этапе учащиеся могут испытывать затруднения в произвольном внимании, возможности избирательного восприятия на внешние стимулы, они хуже воспринимают учебный материал, быстрее утомляются, значительно ухудшается их умственная работоспособность.
Методы, применяемые в исследовании:
1.Метод оценки умственной работоспособности методом корректурных проб. В качестве корректурного листа для старших школьников использовали таблицу Анфимова в модификации С.М. Громбаха. Оценивался объём проделанной работы (количества просмотренных знаков). После этого определяли количественный показатель работоспособности «А» (интенсивность работы). Подсчитываем коэффициент «К», отражающий подвижность нервных процессов: К = А / А - А1, где А - количественный показатель работоспособности; А1 - количественный показатель работоспособности во второй части работы. Посчитывают общее количество ошибок на 500 знаков и количество ошибок на дифференцировку на 200 знаков. Вычисляют коэффициент продуктивности работы 0 = (а: 10)2/(а: 10) + в, где а
- общее количество просмотренных знаков за 4 минуты; в - общее количество ошибок без пересчёта на 500 знаков. 3. Метод оценки внимания при восприятии простейших объектов. 2. Метод оценки устойчивости внимания включает в себя оценку следующих показателей: общего количества просмотренных букв за 10 минут, количество правильно вычеркнутых букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Далее выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рассчитывается точность: К = т/п *100%, где т - количество
правильно вычеркнутых за 10 минут букв; п
- количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы. Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле: А = В + С, где В и С -балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице.
Результаты. В результате проведенных исследований были получены следующие результаты. Среднее значение со-мато-метрических показателей - показателей - длины тела, массы тела в общеобразовательных школах г. Рязани равнялось у девочек 161,77±±1,36, у мальчиков -164,47±1,25. У учащихся школы-интерната эти показатели отличались со степенью достоверности р<0,01 и были равны у девочек
- 160,57±1,42, а у мальчиков 171± 1,45. Мальчики школы-интерната имеют более высокий рост, интегральный показатель соматометрического развития. По показателям массы тела найдена незначительное увеличение массы тела у девочек школы -интерната р< 0,01.
Анализ умственной работоспособности подростков в школах разного типа г. Рязани
Среднее значение коэффициента «К», отражающего подвижность нервных процессов, у девочек общеобразовательной школы близко к норме 2,2±0,07, у мальчиков это значение несколько занижено 1,83±0,13, но также соответствует норме. Это свидетельствует о том, что у девочек общеобразовательных школ лучше происходит процесс врабатывания, чем у мальчиков. Среднее значение коэффициента «К» у подростков в школе для глухих и слабослышащих детей составляет у девочек
----------------------------------------
~ 106 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
2,21±0,09 ,т.е. близко к норме, у мальчиков 2,05±0,11 . Это свидетельствовало о том, что и у мальчиков и у девочек этой школы, и одинаковый коэффициент подвижности нервных процессов и соответствует норме. Среднее значение «К» у девочек и мальчиков обеих школ достоверно не отличается.
В оценку каждого выполненного задания включалось также вычисление коэффициента продуктивности «0» Этот показатель у девочек общеобразовательных школ составил 69,29±2,28, у мальчиков -56,33±4,27. Среднее значение «0» у глухих и слабослышащих девочек составляет 63,93±4,04, у мальчиков - 55,91±5,67. Достоверных различий по этому показателю между глухими и здоровыми также не отмечается В среднем значение «0» соответствует норме, как у учащихся общеобразовательный школ, так и у подростков, деприви-рованных по слуху.
Итак, в течение учебного года умственная работоспособность глухих и слабослышащих подростков мало отличается от школьников-подростков без данного дефекта. В результате проведенных исследований было выявлено, что наибольшее количество отличий связано не с половой принадлежностью, а с наличием определенных особенностей в развитии детей де-привированных по слуху. Умственная работоспособность школьников связана с их эмоциональным состоянием, соответствует возрастным закономерностям и прямо зависит от состояния здоровья. Работоспособность детей и школьников-подростков специализированной школы для глухих и слабослышащих детей не значительно отличается от таких же показателей учащихся общеобразовательных школ г. Рязани.
Анализ устойчивости внимания подростков в школах разного типа г. Рязани
При обработке корректурных проб вычисляются точность и продуктивность выполнения задания. С помощью этих двух показателей оценивается уровень устойчивости внимания. Все эти значения переводятся в баллы.
Точность внимания у девочек общеобразовательной школы в среднем составляет 18,51±0,6, у мальчиков - 19,07±0,57, т.е. точность выполнения задания достаточно высокая. Точность внимания у подростков в школе для глухих и слабослышащих детей у девочек составляет 19,07±0,5, у мальчиков 16,77±1,5.
Продуктивность внимания у здоровых девочек в среднем равна 10,74±0,4, у мальчиков - 9,8±0,87. Продуктивность
также достаточно высокая. Среднее значение продуктивности внимания у глухих и слабослышащих девочек 10,14±0,63, у мальчиков 10,14±0,74 По данному показателю между глухими и здоровыми детьми нет достоверных различий. Среднее значение устойчивости внимания составляет 10,06±0,21 у здоровых девочек и 10±0,44 у здоровых мальчиков.
Среднее значение устойчивости внимания у глухих и слабослышащих девочек составляет 9,93±0,92, у мальчиков -9,23±0,66.
Анализ объема внимания подростков при восприятии простейших объектов.
Объём внимания у девочек общеобразовательной школы составляет 4,14±±0,26, у глухих и слабослышащих учащихся того же возраста - 2,68±0,2 Эти разности двух совокупностей имеют третью степень достоверности р<0,001. Объём внимания у глухих и слабослышащих мальчиков составляет у юношей 2,68±0,31, у мальчиков общеобразовательной школы -3,87±0,33. Объём внимания детей общеобразовательных школ значительно превышает объём внимания учащихся школы для глухих и слабослышащих детей (р<0? Точность восприятия у девушек общеобразовательных школ составляет 63,01±3,62, а у глухих и слабослышащих девушек - 47,5±3,03, т.е. точность восприятия также выше у девочек общеобразовательных школ. (р<0,001) / У юношей данный показатель составляет 58,3±4,92, а у глухих и слабослышащих подростков 42,27±5,31. Точность восприятия
----------------------------------------
~ 107 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
мальчиков общеобразовательных школ также выше (р<0?01
У детей общеобразовательной школы были выявлены достаточный объем внимания, скорость и точность восприятия. Учащиеся правильно воспринимали число точек даже на карточках, где их больше всего (8). Большая часть исследуемых работала точно, легко сосредотачивалась, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировали точки на бланке.
У учащихся школы для глухих и слабослышащих обнаружен слабый объем внимания. Исследуемые ошибались в воспроизведении числа точек даже на тех карточках, где их всего четыре. Во время исследования и после него жаловались на слишком короткое время экспозиции: не
успевал запомнить ни количество точек, ни порядок их размещения.
ВЫВОДЫ
1.Умственная работоспособность школьников связана с их эмоциональным состоянием, соответствует возрастным закономерностям развития и зависит от состояниях их здоровья.
2. Внимание подростков, депривированных по слуху и учащихся общеобразовательной школы имеет качественные и количественные отличия. У учащихся школы для глухих и слабослышащих обнаружен низкий объем внимания. Исследуемые ошибались в воспроизведении числа точек даже на тех карточках, где их всего четыре.
-----------------------------------------
~ 108 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).