Belova O.A.
DEVELOPMENT OF VISUAL - VERBAL FUNCTIONS OF PRIMARY'S SCHOOL CHILDREN
FGBOU VPO «Ryazan State University S.A.Esenin ", Department of Biology and methods of teaching, Associate Professor, Ryazan,
The article carried out the analysis and comparison of visual short-term memory of primary's school children with normal sensory system, deprived of hearing, as well as analysis of the development of visual and visual-verbal functions. Through the optic canal, the child gets the maximum information. The functions of attention, speech, and intelligence are depended of the development of visual perception.
Keywords: children with normal development deprived of hearing students, primary school age, visual perception and errors.
Белова О.А.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина», кафедра биологии и методики её преподавания, доцент, г. Рязань, Россия, 390.000, Рязань, ул. Свободы, д.46
В статье проводиться анализ и сопоставление развития зрительной кратковременной памяти младших школьников с нормальной сенсорной системой, депривированных по слуху,а также анализ развития зрительных и, зрительно-вербальных функций. Через зрительный канал ребенок получает максимум информации. От развития зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта.
Ключевые слова: дети с нормальным развитием, депривированные по слуху учащиеся, младший школьный возраст, зрительное восприятия и ошибки.
Механизмы зрительного восприятия в онтогенетическом плане развиваются не изолированно. Манипуляции предметами позволяют уточнять то, что воспринято зрительно. Жест и слово взрослого очень рано начинают организовывать зрительное внимание ребенка. О роли слова в зрительном восприятии на основании многочисленных исследований неоднократно писал А. Р. Лу-рия. В этих работах он конкретизировал мысль Л. С. Выготского о том, что у человека основной формой психического развития является усвоение опыта других людей через совместную практику и речь. Говоря о роли речи в формировании зрительного восприятия, А. Р. Лурия отмечал, что слово из-
меняет непосредственное восприятие предмета, оно выделяет его существенные признаки, делает восприятие предмета более устойчивым, вносит в восприятие те формы анализа и синтеза, которые ребенок не мог бы сформировать в своем индивидуальном опыте.
В психолого-педагогической литературе по дифференциальной диагностике психического развития ребенка изучению зрительного восприятия и наглядного мышления придается большое значение. Однако при оценке готовности ребенка к школе и исследовании механизмов трудностей обучения анализу развития зрительных и особенно зрительно-вербальных функций не
----------------------------------------
■ 96 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
всегда уделяется достаточное внимание. Работая над развитием речи, учителя и логопеды больше обращают внимания на способность детей к словесным обобщениям. Большинство детей не знают, чем дуб отличается от березы, осины или липы. Образы растений у детей аморфны, недифференцированный. Их словарь беден или выхолощен, т. е. за словом не стоит конкретный образ. Все это характеризует зрительно-вербальные, или, иными словами, вербально-перцептивные, функции детей.
От случайной неосведомленности в какой-то конкретной области не форсирован-ность функции отличается системностью - связью обнаруженного факта (симптома) с другими фактами. Системный анализ состояния высших психических функций разработан в нейропсихологии.
Нейрофизологический подход к диагностике развития познавательных (когнитивных) функций, имея много общего с традиционным исследованием, созданным в рамках возрастной физиологии, дает ряд преимуществ. Разработанная нейропсихологическая теория системного строения высших психических функций (ВПФ) указывает на то, из каких компонентов состоит функция и какие функции пострадают (окажутся в зоне риска) при выпадении или недоразвитии того или иного компонента. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка. В этот период происходит активное анатомо-физио-логическое созревание организма. Отмечается наибольшее увеличение мозга — от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и
до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.).
Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом, можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вместе с тем эти свойства у отдельных детей еще очень неустойчивы, поэтому многие физиологи считают, что говорить о типе нервной системы у младших школьников можно лишь условно.
В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предшествующим периодом, физическую выносливость ребенка. Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.
Свои особенности имеют также процессы развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы. В возрасте 7-9 лет частота дыхания стабилизируется по сравне-
----------------------------------------
■ 97 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
нию со взрослыми. Аналогичные особенности характерны и для деятельности кровообращения: усиленная потребность детей в кислороде обеспечивается большей частотой сердечных сокращений. В основе роста и развития организма лежит обмен веществ и энергии. Если принять интенсивность белкового обмена у 20-30-летних людей за 100%, то у детей в возрасте 10 лет она составит около 190%, а у 6-летних - 230%.
Особенно сильные изменения с возрастом претерпевает нервная система. Рост мозговой части черепа заканчивается в основном к 10 годам, после чего совершенствование нервной системы идет уже за счет ее функционального развития. Как отмечал И.П. Павлов, «реактивность мозга изменяется с возрастом», что стоит в связи с развитием коркового отдела больших полушарий головного мозга, особенно интенсивного в возрасте 7-9 лет. В возрасте 6-7 лет снижается характерная для возраста 3-5 лет легкая возбудимость нервных центров в связи с усилением тормозных процессов. Значительно улучшается работа двигательного участка коры головного мозга: именно поэтому движения детей 6-7 лет становятся более координированными и разнообразными.
Таким образом, возраст 6-10 лет является важным периодом развития тех физиологических функций организма ребенка, которые способствуют реализации сложных психомоторных актов как в повседневной деятельности, так и в той деятельности, которая может быть специально организованной. К концу первого класса у большинства из них падает острота зрения, включая группу риска по миопии, снижается гемоглобин в крови, нарастает астения, появляются функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы, усиливаются нервно-психические расстройства. Для того чтобы у школьников формировалась учебная деятельность, они должны постоянно решать учебные задачи. Суть учебной задачи состоит в том, что при ее решении посредством учебных действий школь-
ники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой частной задаче. Мысль школьника при этом двигается от общего к частному.
Память - способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Память обеспечивает человеку возможность активной, созидательной деятельности в обществе. Стирание следов памяти также важно, так как в противном случае могла бы возникнуть информационная перегрузка мозга. Наличие кратковременной памяти было доказано в опытах немецкого психолога Г.Эббингауса (1885), проводившего оценку эффективности воспроизведения человеком рядов случайных цифр, букв, символов. Память, обеспечивающая удержание и воспроизведение оперативной информации, получила название кратковременной. Ее объем составляет примерно 7±2 единицы. Основным свойством данной разновидности памяти является непродолжительность. Хранение информации в кратковременной памяти длится секунды, минуты. Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз учиться осуществлять соответствующие действия. Ретикулярная формация оказывает активирующее влияние на структуры, участвующие в фиксации и воспроизведении следов памяти (энграмм). Она также включается в процессы формирования энграмм. Угнетение ее функций (например, нейрофармакологическими средствами) сопровождается нарушением процесса консолидации памяти.
Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых
----------------------------------------
■ 98 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
представлении памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.
Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Вербальное поведение — латерализованная функция. Языковые расстройства преимущественно возникают после повреждения левой половины мозга. У праворуких людей, как правило, левое полушарие в большей мере связано с речевой функцией. Языковые расстройства преимущественно возникают после повреждения левой половины мозга. У праворуких людей, как правило, левое полушарие в большей мере связано с речевой функцией. Зрительное восприятие — это сложная функциональная система, состоящая из многих компонентов. Так, зрительное восприятие предметов или предметных изображений (зрительный предметный гно-зис) зависит от состояния собственно зрительных функций, от активности ориентировки в задании и выдвижении гипотез, от
уровня бодрствования, то есть от различных звеньев всех трех блоков мозга (по А.Р. Лу-рия, 1973)
Значение остаточного слуха для овладения речью является определяющим в различии понятий «тугоухость» и «глухота». Если имеющиеся остатки слуха достаточны для естественного овладения речью, то такой ребёнок считается слабослышащим. Если без соответствующей специальной помощи нельзя сформировать и развить речь, то по существующей терминологии этот ребёнок глухой. Для многих глухих детей слуховое восприятие может прямым или косвенным путём содействовать использованию устного слова в качестве средства общения. Правда, говорить о слуховом восприятии связной речи применительно к глухим не приходится. Однако наблюдения и специальные эксперименты показывают, что при использовании звукоусиливающей аппаратуры слуховое восприятие может для некоторых глухих играть роль подсобного средства, содействующего чтению с губ, т. е. облегчающего понимание обращённой к ним речи. Среди глухих детей есть многочисленная группа, испытывающая трудности в овладении знаниями, навыками и умениями не соответствующими данному возрасту. В этих случаях диагностируется первичная задержка психического развития (ЗПР) вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Цель: изучить особенности развития зрительно - вербальных функций у младших школьников разных типов школ.
Методики:
1. Опознавание реалистических изображений (для исследования зрительного генезиса у детей предлагается 16 изображений, отобранных на основе апробации 24 изображений из классического набора А. Р.Лурия);
2. Диагностика развития зрительно - пространственная память;
3. Кратковременная зрительная память. Анализ полученных результатов
-----------------------------------------
■ 99 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Анализ кратковременной зрительной и зрительно - пространственной памяти у младших школьников в школах разного типа г.
Рязани
При анализе особенностей развития зрительно - вербальных функций было исследовано 86 младших школьников двух типов школ: общеобразовательной и школы-интерната для глухих и слабослышащих детей. По результатам исследования, среднее значение объема кратковременной зрительно - пространственной памяти у мальчиков общеобразовательной школы составляет 7,24 ± 1,13), а у девочек - несколько выше - 7,63 ± 0,18. При статистической обработке среднее значение коэффициента объема кратковременной зрительно - пространственной памяти достоверно не отличается, как у мальчиков, так и у девочек общеобразовательной школы.
Объем зрительно - пространственной памяти у мальчиков школы глухих и слабослышащих детей - 5,8 ± 0,74, у девочек 6,2 ± 0, 57.При анализе наблюдается достоверные отличия между объемом зрительно-Гистограмма 1.
Оценка объема зрительно - пространственной памяти у девочек и мальчиков в школе для
глухих и слабослышащих детей
пространственной памяти у учениц младшего школьного возраста. Методика апробировалась на детях-первоклассниках 7 — 8 лет. В среднем дети правильно опознавали и называли 13 изображений из 16. Наиболее чувствительными к трудностям опознания, у глухих и слабослышащих детей, оказались 6 картинок: фуражка, диван, шуба, перо, ремень, помидор. В ответах детей были представлены перцептивно - близкие («фуражка» — «тарелка», «торт» - «квадрат»), перцептивно-вербальные («диван» — «кресло», шуба — «пальто») и вербальные замены («лампа» — «чтобы не было темно»). Чаще всего допускались перцептивно-вербальные ошибки, в два раза реже — перцептивноблизкие, вербальные ошибки были единичными. Если учащийся выполнял задание недостаточно успешно (4 и более ошибок у детей 7 — 8 лет), то это показывает на ряд предположений, гипотез о механизмах проблем ребенка: первичные трудности зрительно гнозиса, недостаточная активность, речевые трудности.
а
7,8 ' ^
7.6
7.4 '
7.2 7
6,а
6.6
6.4 і ^
6.2
6
щ.
□ Мальчики
□ Д
евочки
Школа для глухих и слабослышащбщдебрйшкола
Среднее значение уровня кратковременной зрительной памяти у мальчиков обще образовательной школы 5,0 ± 0,56, у девочек - 5 ± 0,46. Этот вид памяти незначительно ниже у девочек, а уровень кратковре-
менной зрительной памяти у глухих и слабослышащих мальчиков -5,52 ± 0,54, у девочек - 4,3 ± 0,75, достоверность различий в объеме памяти у детей с нарушениями слуховой сенсорной системы достоверны р <0,05
-----------------------------------------
■ 100 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
6
5.5 5
4.5 4
3.5 3
2.5 2
1.5 1
0,5 0
Школа для глухих и слабослышащих детей
■ Мальчики □ Девочки"
Гистограмма 2. Уровень развития кратковременной зрительной памяти у девочек и мальчиков в школе для глухих и слабослышащих детей и в общеобразовательной школе
Из приведенной ниже таблицы видно, что больше всего преобладают перцептивно - вербальные ошибки; они выше у детей общеобразовательной школы. У мальчиков они составляют 80%, у девочек - 75%. У глухих и слабослышащих детей этот показатель на 15 - 20% ниже. Второе место занимают перцептивно - близкие ошибки; их больше всего у глухих и слабослышащих мальчиков
30%, у девочек - 28%. Таких ошибок на 10 -20% меньше у обычных детей. И на последнем месте вербальные замены; их больше всего у глухих и слабослышащих детей, у мальчиков и девочек они равны и составляют 10%. У учащихся младших классов общеобразовательной школы уровень этих ошибок различается (у мальчиков составляют 9%, у девочек - 5%).
Таблицв 1.
Виды ошибок зрительного восприятия младших школьников
Ошибки Школа для глухих и слабослышащих детей Общеобразовательная школа
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Перцептивно-близ- кие 30% 28% 11% 20%
Перцептивно-вер- бальные 60% 62% 80% 75%
Вербальные замены 10% 10% 9% 5%
В жизни глухого очень важная роль принадлежит зрительной памяти.
Среди сурдопедагогов был ранее распространен взгляд, что глухие дети более наблюдательны, чем слышащие, и что поэтому они превосходят слышащих в точности запоминания непосредственно ими вос-
принятого. Иногда глухие дети обнаруживают тонкую наблюдательность и точное запоминание каких-либо предметов и явлений (например, в отношении одежды педагогов, мест расположения тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей тому или иному лицу и пр.).
-----------------------------------------
■ 101 -
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
мальчики
мальчики
Гистограмма 3 Виды ошибок зрительного восприятия младших школьников
Приходится встречаться и с другим, прямо противоположным мнением. У глухих детей гораздо меньше словарный запас, чем у обычных детей.
Результаты специальных психологических исследований зрительной памяти глухих заставляют считать, что эту проблему нельзя решить однозначно.
Мы обнаружили менее точное узнавание фигур, трудных для вербализации. У глухих детей 7 - 10 лет, число (объем) запоминаемых предметов у глухих детей несколько меньше, чем у слышащих. Глухие дети запоминают изображения предметов менее точно, чем слышащие; п ри этом в зависимости от характера рисунков глухие дети либо в большей степени, чем слышащие, уподобляют воспроизводимые изображения предметов своим привычным представлениям об этих предметах, либо чрезмерно усиливают при воспроизведении то заметное для детей своеобразие запоминаемых предметов, которое отличает их от предметов более обычного вида.
По всем приведенным данным, образная память глухих детей несколько уступает памяти слышащих по объему или по точности. Глухие запоминают геометрические фигуры даже несколько точнее слышащих. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что вербализация запоминаемого наглядного материала нарушает точность запечатления предметов. У
глухих, плохо владеющих речью, большая точность и яркость образов, чем у слышащих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников// Вестник РАМН, 1993. - № 5.
2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.М.: Медицина,1969-. С. 300.
3. 3. Белова О.А. Характеристика психофизиологических функций учащихся начальных классов, депи-лированных по слуху депилированных по слуху.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978.-№4.-с.23-36; 1979.-№2.
5. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: Психологические основы детской валеологии. М.: Владос.2000. - 144с.
6. Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. -2006. - № 3. - С. 48-57.
7. Сурдопедагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1989. - С.25-30;
8. Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. - М., 1971. -с 5-10;
9. Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 208 с.
10. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей: Учеб, пособие для студ. высш, учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 96 с.
-----------------------------------------
■ 102 ■
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).