Since 1999
Public health and health services ----—-
ISSN 2226-7425
Шрифт специальности: 14.03.03;13.00.01 УДК 616.28-008.1.-057.87
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ
1 2 Н.В. Мартишина , О.А. Белова
1ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина»
Факультет социологии и управления
Кафедра педагогики и менеджмента в образовании
ул. Свободы, 46, Рязань, Россия, 390000
2ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» Естественно-географический факультет Кафедра биологии и методики ее преподавания ул. Свободы, 4, Рязань, Россия, 390000
В статье раскрываются результаты исследований авторов по проблемам изучения возможностей учащихся как общеобразовательных, так и коррекционно-образовательных учебных заведений. Акцент сделан на обеспечение индивидуального инклюзивного образовательного маршрута детей, депривированных по слуху. Подчеркнуты особенности организации работы с детьми с патологией слуховой сенсорной системы, раскрыты особенности творческого взаимодействия педагога и учащихся-инвалидов.
Ключевые слова: обучающиеся, депривация по слуху, инклюзивное образование, восприятие, обучение, воспитание, развитие, творчество, педагогические технологии.
Вводная часть. Мир XXI века четко и жестко обозначает проблемы в различных сферах жизнедеятельности человека. Не случайно все чаще говорят о вызовах и требованиях времени, требующих не просто быстрого качественного решения, но и работы на опережение. К ним с полным правом относится все, что касается обучения, воспитания, развития, социализации личности. И не просто отдельно взятого человека, а целых поколений, особенно подрастающих, ведь от этого во многом зависит будущее самого мира. В числе проблем современного образования особое место занимают проблемы инклюзивного образования, направленного на образовательную помощь людям, имеющим те или иные отклонения в развитии, а также на формирование у здоровых людей культуры взаимодействия с теми, кто имеет данные нарушении. В настоящее время наработан богатейший теоретический и практический материал, отражающий особенности медико-психолого-педагогического сопровождения инвалидов в образовательном процессе, создания для них индивидуальных образовательных маршрутов. В одной статье невозможно осветить хотя бы кратко все то, что сделано и делается в этом плане.
Рассмотрение вопроса хотим начать с описания помощи, которые могут оказать специалисты таким детям по развитию речи и снятию стресса, возникающего у них при использовании речи в разноплановых контактах. Такое решение обусловлено пониманием того, какую роль играет речь в жизни человека, в постижении им богатства и красоты окружающего мира, мудрости предшествующих поколений и передачи собственного знания и опыта поколениям последующим. Как справедливо заметил Г. Броун, «в языке и речи, то есть практической реализации языка, сокрыты ценности, нормы, допущения и обобщения видения народом концептов добра и зла, природы и бытия... но прежде всего в них можно отыскать информацию о слагаемых жизни народа» [9. С. 13].
Огромное значение языка и речи в жизни и деятельности человека подчёркивает термин «языковая личность», введенный В.В. Виноградовым и возрожденный Ю.Н. Карауловым. «За этим термином стоит субъект, обладающий совокупностью свойств и способностей, связанных с процессами общения и взаимодействия, говорения, создания речевых произведений, извлечением информации из текстов, восприятием речи. Все перечисленные
—--—
~ 69 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
----—-
акты должны в идеале носить творческий характер, а это в свою очередь требует внесения элементов творчества и в сам язык, и в саму речь» [3. С. 135— 136]. Речь обладает многими качественными характеристиками. По мнению Б.Н. Головина, с точки зрения ее коммуникативной сущности, можно выделить тесно связанные между собой структурные качества (богатство; чистота; правильность), и функциональные качества (выразительность, уместность; доступность, ясность; логичность, точность). Словотворчество способствует умножению богатства речи, работа над нормами и правилами речи становится творчеством в сфере ее правильности, творческое осмысление ситуации, порождающее нешаблонную речевую реакцию, выступает как творческое отношение к функциональным качествам и т.д. Очень образно о творческой силе слова писал В.А. Сухомлинский: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувствам других людей, — воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли» [7. С. 123]. Ему же принадлежит высказывание: «Умение творить словом, воплощать в художественный образ свои мысли, чувства, переживания нужно не только писателю, но и каждому культурному человеку. Чем больше развито это умение, тем выше эстетическая и общая культура человека, тоньше его чувства, глубже переживания, ярче эстетическое восприятие новых художественных ценностей» [8. С. 385]. Используя язык, речь как своеобразные ключи от дверей познания, педагог помогает обучающимся постигать предметы мира и природу явлений, явления и события жизни. Однако следует помнить, что любое проявление творчества в речи (как у педагога, так и у его воспитанника) должно быть бережным, ненасильственным, нефальшивым. И тогда термин «языковая личность» станет в чем-то созвучен термину «Homo faber» (человек-созидатель) (Термин введен нами. Впервые использован в диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования» — Рязань, 2009 — Н.М.). Мы убеж-
дены, что заявленная позиция и педагогический подход должны быть присущи всем педагогам, вне зависимости от того, с кем им приходится работать. Но при этом каждый, кто работает с рассматриваемой категорией детей, должен понимать, что у глухих детей речь совсем не развивается без специального обучения, а у слабослышащих речь развивается со значительным своеобразием. Недоразвитие речи вызывает отставание и особенности в формировании мышления, особенно словесно-логического и понятийного. Следует помнить, что необходимым условием прогрессивного психологического развития является определенный, свойственный данному этапу онтогенеза оптимальный уровень созревания мозговых структур. Даже негрубые отклонения функционального состояния мозга от возрастной нормы приводят к возникновению трудностей в обучении. Особенности развития мышления детей с нарушениями слуха характеризуются более медленным и своеобразным развитием речи, обусловленным дефектом получения и восприятия слуховой информации. Своеобразие у слабослышащих детей проявляется не только в трудностях восприятия устной речи и недостатках произношения, но и в овладении словарным составом и грамматическим строем речи, в развитии самостоятельной речи.
Отметим, глухие дети испытывают большие по сравнению с нормально слышащими детьми сложности в анализе и сравнении воспринимаемых предметов. Они позднее, чем слышащие, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходства. Глухие дети хорошо различают цвета и оттенки, но не могут объединить предметы по цветовому тону при разной степени его интенсивности и делают это только после словесного обозначения. Хуже слышащие дети решают наглядные задачи, где требуется устанавливать отношения по принципу симметрии и принципу аналогии.
По сути, все названные сложности есть проявление трудностей иного порядка — трудности в работе с информацией. Поиск, получение, отбор, сохранение, переработка, воспроизведение, передача информации — во всех операциях успех зависит от умений грамотно, творчески работать с информацией. Нередко при этом используются анализ и синтез, дедукция и индукция. С. Азинцев,
—-г^е^б^-—
~ 70 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 ISSN 2226-7425
Public health and health services ----—
рассматривая два последних метода, соотнес их с феноменом творчества. «В истинном творчестве нет ни чистой случайности, ни полной осознанности. Оно стоит на двух китах — дедукции и индукции. Первая опирается на известные постулаты, представления, законы, формулы и извлекает из этих общих положений искомые следствия с помощью установленных и апробированных логических правил. Так появляются алгоритмы — заданная совокупность операций, позволяющая находить частные решения. Индукция же, основываясь на недостаточном для обобщения знании частных явлений, «угадывает» сами новые постулаты и принципы. Не имея возможности опираться на старые правила, она прибегает к таким невнятным вещам, как проницательность, интуиция, воображение, вдохновение и т.п. В этом смысле они иррациональны, на что указывали многие» [1. С. 94—95]. На наш взгляд, использованное автором определение «невнятные» в данном контексте можно трактовать как «невозможные для измерения». Но нередко именно эти «вещи» выводят человека на уровень творчества.
Новизна: использование творчества, творческих педагогических технологий в обучении детей, депривированных по слуху.
Методики исследования:
1. Метод оценки устойчивости внимания.
2. Метод оценки внимания при восприятии простейших объектов.
3. Гимнастика для глаз («СУС»).
Упражнение для укрепления мышц век и расслабления зрительного анализатора: зажмурить глаза, а затем открыть их, устраивая интервалы между ними (считать до 5—8). Повторить друг за другом 5—8 раз.
Упражнение для снятия утомления. Выполняется стоя. 2—3 секунды ученик смотрит перед собой, потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, переводит взгляд на конец пальца и смотрит на него в течение 3—5 секунд.
После этого вводился блок зрительно-координационного тренажа, с помощью схемы универсальных символов «СУС». При этом на столе у каждого школьника лежали схемы зрительно-двигательных траекторий, выполненных соответствующим по стандарту цветом, т. к. ее у нас
не было возможности изображать в специальном классе на потолке.
Результаты. Подчеркивание значимости вывода человека на уровень творчества далеко не случайно. Именно творческий человек способен и готов к жизни в быстроменяющихся условиях современно мира. И в данном случае мир не делает скидки на физическое, физиологическое состояние самого человека. Следовательно, перед семьей, перед образовательными организациями, всеми, кто занимается адаптацией и развитием инвалидов встает задача не просто преодоления имеющихся у него проблем, но и развития его креативности. А для эффективного осуществления данного процесса необходимо знать все особенности формирования «Я» такого человека. Развитие глухого и слабослышащего ребёнка находится под влиянием различных факторов окружающей среды, начиная с позиций родителей, кончая фрустрациями, из-за которых часто невозможно добиться понимания. Депривация слуховой сенсорной системы, ставит учащегося в положение релятивной сенсорной изоляции, значительно обедняет его эмоциональный мир эмоционально (ему незнакомы ласковый голос и пение матери, богатство оттенков тонов). Ребёнок с врожденной глухотой подвергается значительным лишениям из-за отсутствия контакта с его социальным окружением, а так же из-за неполного удовлетворения его основных социальных потребностей. Часто, деривационными факторами, являются те, которые занимают родители, а именно — равнодушие, полное содержание в специализированном детском учреждении, поэтому очень важно внимательное отношение к детям в микросоциуме школы-интерната со стороны воспитателя, психолога, врача, дефек-толога, учителя, классного руководителя. Бесспорно, бросается в глаза, что, несмотря на существенные расхождения в своих жизненных ситуациях, глухие и слышащие дети обнаруживают некоторые виды сходства: отстающее развитие понятийного мышления, запаздывающее понятийное развитие, склонность к некомфортной и нереальной фантазии, импульсивное и агрессивное поведение. У учащихся любого периода обучения наблюдаются изменения со стороны мышечной системы, как результат их слабости и вялости. Кисти и пальцы очень быстро утомляются,
—--—
~ 71 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
----—
вплоть до отека и нарушения кровообращения.. В результате анализа письма наблюдается неровность строк, корявость букв и цифр. Каждый, работающий с данной категорией учащихся, должен уметь своевременно предотвратить нарушения в графике. С системных позиций, компенсация нарушенных функций будет направлена на сохранение полезного приспособительного результата, т. е. сохранение минимальной возможности ее использования [2]. Моторнонеловкие учащиеся — это обычно дети, имеющие отклонения в физическом, психофизиологическом развитии. Из-за этого появляются противоречия в выполнении ими заданий. Такие учащиеся требуют индивидуального сопровождения, для укрепления у них исполнительных компонентов системы. Обязательным условием является: при возникновении определенных затруднений в достижении полезного приспособительного результата, расширение объема и включения в данный вид деятельности, новых эффекторных механизмов, или проще говоря, развитие на сохранные анализаторы. К ним относятся — мануальные пробы, письмо двумя руками, телесно-ориенированные упражнения. Например, процесс рисования, связан с развитием как первой, так второй сигнальной системы отражения действительности, уравновешивает уровень гомеостати-ческих показателей, развивает центральные аппараты функциональных систем.
Примером тому может служить оценка уровня внимания у учащихся двух школ: общеобразовательной и специальной (коррекционной).
Среднее значение продуктивности внимания у глухих и слабослышащих девочек 10,14 ± 0,63, у мальчиков 10,14 ± 0,74. По данному показателю между глухими и здоровыми детьми нет достоверных различий. Среднее значение устойчивости внимания составляет 10,06 ± 0,21 у здоровых девочек и 10 ± 0,44 у здоровых мальчиков. Среднее значение устойчивости внимания у глухих и слабослышащих девочек составляет 9,93 ± 0,92, у мальчиков — 9,23 ± 0,66. Отсюда мы можем сделать вывод, что подростки 13—14 лет двух школ имеют достаточно высокий уровень устойчивости внимания. Однако, объем внимания детей общеобразовательной школы значительно превышает объем внимания учащихся школы для глухих и слабослышащих детей 63 ± 3,62 и 47,5 ± 3,03. У учащих-
ся школы для глухих и слабослышащих обнаружен слабый объем внимания. Исследуемые ошибались в воспроизведении числа точек даже на тех карточках, где их всего четыре. Во время исследования и после него жаловались на слишком короткое время экспозиции: не успевал запомнить ни количество точек, ни порядок их размещения р < 0,01 [4]. Психическое развитие детей с нарушениями слуха — это особый тип развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному типу дизонтогенеза. Любая деятельность учащегося сопряжена с элементами чтения, письма, поэтому в целях охраны зрения школьников, как вкрапление в учебную деятельность, вводился интервал для отдыха глаз от зрительной работы.
Важно помнить то, что ребенок-инвалид включен в систему определенных взаимоотношений с родителями, учителями, воспитателями, менее полно, чем учащийся без патологии в развитии. Именно поэтому необходимо устанавливать партнерский контакт с родителями, теми, кто может дать информацию об особенностях ребенка, в последующем — и стать одним из центральных участников медико-педагогической коррекции
В работе с данной категорией детей педагоги и психологи опираются на совокупность принципов и подходов. Представим их краткое перечисление. Принципы: гуманизма, природосообразно-сти, персонификации, научности, комплексности, системности, целенаправленности. Подходы: гуманистический, аксиологический, личностно ориентированный, дифференцированный, индивидуальный, субъектно-деятельностный, творческий, технологический. Педагогу, работающему с детьми депривированными по слуху, необходимо выявление взаимосвязи между нарушениями, выбор методик, направленный на достижение полезного улучшение мелкой и крупной моторики рук, которая влияет на улучшение интегративной деятельности мозга. Его работа должна строиться с опорой на ведущие (сохранные) анализаторы (зрительный, кинестетический). В своей деятельности он обязан использовать жестовую и дактильную речь в качестве мощного воспитательного и дидактического средства. Педагог должен стремиться к максимальной наглядности и использованию действующих
—-г^е^б^-—
~ 72 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 ISSN 2226-7425
Public health and health services —--—-
сенсомоторных систем. Продуктивности его деятельности будет способствовать опора на интерес ребенка. Занятия должны быть доступны. Крайне желательно, чтобы он сотрудничал с дефектоло-гами, социальным педагогом, психоневрологом, врачами иных специальностей.
Обязательным в методологическом плане аспектом работы с такими детьми является: 1) работать с учащимся, используя опору на сохранную часть сенсорной системы; 2) осуществлять индивидуализацию психологических воздействий;
3) учитывать состояние психологического здоровья;
4) выделять «факторы риска» и учитывать их при работе с учащимися; 5) предотвращать возникновение на уроках дезадаптационных состояний учащихся; 6) обеспечить поддержку и понимание целей своей психогигиенической работы со стороны родителей учащихся; 7) учащимся групп риска обеспечить дополнительную психологическую поддержку на уроках, а при необходимости разработать индивидуальную траекторию психологического сопровождения (с помощью психолога, социального педагога, приглашенных консультантов).
С целью индивидуализации работы по охране психологического и психофизиологического здоровья учащихся по результатам психологической диагностики выделяют следующие группы риска психологического неблагополучия учащихся.
1. Риск психотравматизации (повышенная эмоциональная ранимость, неуравновешенность, неустойчивость и снижение самооценки и т. д.).
2. Риск повышенной утомляемости, возникновения дезадаптивных (дискомфортных) состояний на уроках.
3. Риск возникновения эмоциональных конфликтов, проявления агрессивности.
Слабослышащие дети склонны отождествлять свое отношение к другому с его отношением к себе, приписывать другим свое отношение. Адекватность оценки выборов, ожидаемых от учащихся, которые для испытуемого значимы, выше, чем адекватность определения собственного положения в общей системе личных взаимоотношений. Свое место в системе положительных отношений дети воспринимают точнее, чем в системе отрицательных. Ученики, занимающие хорошее и среднее положение, правильнее оценивают положительные
ожидаемые выборы, чем отрицательные. А ученики, занимающие плохое положение, адекватнее оценивают отрицательные ожидаемые выборы. Обучение в школе-интернате ограничивает сферу общения таких учеников и усиливает влияние педагога на формирование перцепции и рефлексии школьника-инвалида.
Для работы с детьми депривированными по слуху используются различные образовательные гуманно-ориентированные технологи. Е.С. По-лат, рассуждая о подобных технологиях, подчеркивает, что здесь центральным понятием образовательного процесса выступает деятельностная составляющая. Важно в полной мере уяснить логику действий учащихся и педагогов. Это касается как организации системы обучения, так и самостоятельной познавательной деятельности рассматриваемых субъектов. В данной связи логичен вывод, что под педагогическими технологиями имеются в виду «способы достижения образовательных целей в совместной деятельности учителя и учащихся» [5. С. 112].
Применительно к рассматриваемому случаю в качестве образовательной цели можно рассматривать гармоничное становление и развитие личности, имеющей отклонение в своём психофизиологическом состоянии.
При этом необходимо разработать методы и организационные формы воспитания, обучения, развития, способствующие эффективному ее достижению.
В заключении следует еще раз подчеркнуть мысль, которая в настоящей статье уже была озвучена, но, с нашей точки зрения, имеет принципиальное значение и заслуживает того, чтобы в завершении на нее еще раз было обращено внимание. Она заключена в следующем: работа с детьми и взрослыми людьми депривированными по слуху, выстраивается в русле гуманистической парадигмы образования — императива XXI века.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азинцев С. Озарения. Эссе. Рязань: Пресса, 2006. 360 с.
2. Белова О.А. Связь социального контакта глухих и слабослышащих подростков с личностными психофизиологическими характеристиками // В Сб.: Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
—--—
~ 73 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
в образовательной среде города / Под. ред. Б.М. Когана и С.М. Валявко. М., 2011. С. 74—79.
3. Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования: Дисс. ... докт. пед. наук. Рязань, 2009. С. 135—136.
4. Плохинский Н.А. Биоритмология. Изд. 2-е, пе-рераб. М.: Изд. Моск. ун-та, 1970. 367 с.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 368 с. С. 112.
6. Сиротюк А. А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003. 151 с.
7. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (методика воспитания коллектива) / пер. с укр. Н. Дан-гуловой. М.: Молодая гвардия, 1975. 239 с. С. 123.
8. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. М.: Просвещение, 1979. 396 с. С. 385.
9. Brown G. Cultural values: The interpretation of discouse // ELT Journal. 1990. 44 (1). P. 11—17. С. 13.
MEDICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PUPILS SUFFERING HEARING DISORDER
N. V. Martishina1, O.A. Belova2
1Ryazan State University named for S.A. Yesenin
Faculty of Sociology and Management
Department of Pedagogics and Management in Education
Svobody str., 46, Ryazan, Russia, 390000; e-mail: n.martischina@rsu.edu.ru
2Ryazan State University named for S.A. Yesenin Faculty of Science and Geography Department of Biology and Teaching Methods
Svobody str., 46, Ryazan, Russia, 390000; e-mail: belolga60@gmail.com
The paper summarizes the results of the authors' research into abilities of students of both comprehensive and specialized schools. The article focuses on providing individual inclusive educational strategy for the students suffering from hearing disorder. The authors underline the peculiarities of working with the children with special educational needs (sensory deprivation), discuss the characteristics of creative interaction between teachers and their disabled students.
Key words: hearing disorder, inclusive education, perception, teaching, teaching methods, creativity.
REFERENCES
1. Azincev S. Ozarenija. Jesse. Rjazan': Pressa, 2006.
2. Belova O.A. Svjaz' social'nogo kontakta gluhih i sla-boslyshashhih podrostkov s lichnostnymi psihofiziologi-cheskimi harakteristikami. Social'no-psihologicheskaja podderzhka adaptacii detej i podrostkov s ogranichenny-mi vozmozhnostjami zdorov'ja v obrazovatel'noj srede goroda. Ed. B.M. Kogan, S.M. Valjavko. Moskow, 2011. Pp.74—79.
3. Martishina N.V. Stanovlenie i razvitie tvorchesko-go potenciala pedagoga v sisteme nepreryvnogo pedago-gicheskogo obrazovanija. Diss. dokt. ped. nauk. Rjazan', 2009. pp. 135—136
4. Plohinskij N.A. Bioritmologija. Moscow: Izd. Mosk. un-ta, 1970. 367 p.
5. Polat E.S., Buharkina M.Ju. Sovremennye pedago-gicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija. Moscow: Akademija, 2008. 368 p. P. 112.
6. Sirotjuk A.A. Nejropsihologicheskoe i psihofiziolo-gicheskoe soprovozhdenie obuchenija. Moscow: Sfera, 2003. 151 p.
7. Suhomlinskij V.A. Mudraja vlast' kollektiva (me-todika vospitanija kollektiva). Moscow: Molodaja gvardija, 1975. P. 123.
8. Suhomlinskij V.A. Pavlyshskaja srednjaja shkola: obobshhenie opyta uchebno-vospitatel'noj raboty v sel'skoj srednej shkole. Moscow: Prosveshhenie, 1979.
9. Brown G. Cultural values: The interpretation of discouse. ELT Journal, 1990, 44 (1), pp. 11—17.