Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-02/ Дата публикации: 30.04.2020 УДК 373.31
Е. В. Быстрицкая, Е. Л. Григорьева, О. В. Реутова, И. А. Седов, М. В. Лебедкина
Механизмы социальной адаптации первоклассников к обучению в полиэтнической школе
Введение. Проблема социальной адаптации и социализации младших школьников в настоящее время обрела особую актуальность в связи с тем, что произошло рассогласование систем семейного и школьного воспитания младших школьников, чему способствовало усложнение учебных программ и смещение акцентов в образовательном процессе с воспитания на обучение. Также данная проблема усугубляется активностью миграционных процессов в России и в мире, что способствует росту численности полиэтнических образовательных организаций, имеющих поликультурный план содержательного общения и взаимодействия семьи и школы. Таким образом, необходимо выявить принципы и этапы взаимодействия педагогов, родителей и учеников в процессе социализации младшего школьника, чтобы сделать общение всех субъектов образовательного процесса эффективным.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе полиэтнических школ второго типа Нижнего Новгорода и Нижегородской области, в нем приняло участие 2284 первоклассника. В ходе эксперимента для диагностики необходимых показателей применялись методики: самооценки (методика "Лесенка", составитель В.Г. Щур), рефлексии (методика «Шифр», «Ряды», «Узоры» П.В. Новиков, В.В. Давыдов), наглядно-образного мышления (Прогрессивные матрицы Равена), коммуникативных умений (Тест оценки коммуникативных умений А.А.Карелина), учебной мотивации младших школьников (методика Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»).
Результаты исследования. Выявлено, что уровень социальной адаптации первоклассников ниже оптимального в связи с наличием ряда барьеров социализации: заниженная самооценка, которая при взаимодействии первоклассника с другими людьми проявляется через снижение жизненной активности, появление позиции «я неудачник» и превалированием мотивации избегания неудачи; личностная рефлексия у участников эксперимента находится на формально-заниженном уровне, что повышает уровень конфликтности в образовательной среде и приводит к снижению у детей ответственности за свои поступки и слова; наглядно-образное мышление находится на уровне пограничном между низкими и средними значениями, что в процессе социализации выражается в несформированности образов своей будущей деятельности и моделей взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Обсуждение результатов. Наиболее значимыми барьерами адаптации детей к обучению в полиэтнической школе явились: снижение мотивации к совместным занятиям и локализации этнических групп, а также перенос оценки деятельности на оценку личности и национальности. Именно эти проблемы являются наиболее значимыми в снижении уровня темпов социальной адаптации первоклассников к обучению в полиэтнической школе и нуждаются в интеграции со стороны школы и семьи.
Заключение. Адекватная оценка педагогами и родителями признаков дезадаптации первоклассников к условиям обучения в полиэтнической школе позволит своевременно осуществить внедрение механизмов адаптации, как в семье, так и в школе. Своевременное применение методов социальной поддержки младших школьников позволит значительно повысить темпы их адаптации и эффективность образовательной деятельности первоклассников.
Ключевые слова: социальная адаптация первоклассников, механизмы социализации, барьеры социализации, этапы социальной адаптации младших школьников, физическая культура личности, интерактивное образовательно-воспитательное пособие
Ссылка для цитирования:
Быстрицкая Е. В., Григорьева Е. Л., Реутова О. В., Седов И. А., Лебедкина М. В. Механизмы социальной адаптации первоклассников к обучению в полиэтнической школе // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 296-307. сЬк 10.32744/р$е.2020.2.23
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-02/ Accepted: 21 January 2020 Published: 30 April 2020
E. V. Bystritskaya, E. L. Grigoryeva, O. V. Reutova, I. A. Sedov, M. V. Lebedkina
Mechanisms for social adaptation of first-graders to multi-ethnic schools
Introduction. The problem of social adaptation and socialization of younger pupils is now particularly relevant because the systems of family and school education of younger schoolchildren have not been harmonized, which has been facilitated by the complication of curricula and the shift in emphasis in the educational process from education to education. This problem is also exacerbated by the activity of migration processes in Russia and in the world, which contributes to the growth of the number of multi-ethnic educational organizations that have a multicultural plan of meaningful communication and interaction between family and school. Thus, it is necessary to identify the principles and stages of interaction between teachers, parents and pupils in the process of socialization of the junior student in order to make communication of all subjects of the educational process effective.
Materials and methods. The study was conducted on the basis of multi-ethnic schools of the second type of Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod region, which was attended by 2,284 first-graders. During the experiment, methods were used to diagnose the necessary indicators: self-assessment (method "Lesenka," author V.G. Schur), reflexes (method "Cipher," Rows, "Patterns" P.V. Novikov, V.V. Davydov), visual-shaped thinking (Progressive matrices Raven), communicative motivations (Test of Communication Minds.
Results of a research. It has been revealed that the level of social adaptation of first-graders is lower than optimal due to the presence of a number of barriers to socialization: understated self-esteem, which at interaction of first-grader with other people is manifested through reduction of life activity, appearance of the position "I am a loser" and prevalence of motivation to avoid failure; Personal reflection in the participants of the experiment is at a formally understated level, which increases the level of conflict in the educational environment and leads to a decrease in children 's responsibility for their actions and words; Visual thinking is at the level of boundary between low and average values, which in the process of socialization is expressed in the non-formation of images of their future activities and models of interaction with participants of the educational process.
Discussion of results. The most significant barriers to the adaptation of children to a multi-ethnic school were the reduction of motivation for joint activities and localization of ethnic groups, as well as the transfer of the assessment of activities to the assessment of personality and nationality. It is these problems that are most important in reducing the rate of social adaptation of first-graders to a multi-ethnic school and need to be integrated by school and family.
Conclusion. Adequate assessment by teachers and parents of the signs of de-adaptation of first-graders to the conditions of education in a multi-ethnic school will allow the timely introduction of adaptation mechanisms, both in the family and in school. Timely application of methods of social support for younger schoolchildren will significantly increase the speed of their adaptation and the efficiency of educational activities of first-graders.
Key words: social adaptation of first graders, mechanisms of socialization, barriers of socialization, stages of social adaptation of younger schoolchildren, physical culture of the individual, interactive educational and educational manual.
For Reference:
Bystritskaya, E. V., Grigoryeva, E. L., Reutova, O. V., Sedov, I. A., & Lebedkina, M. V. (2020). Mechanisms for social adaptation of first-graders to multi-ethnic schools. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 44 (2), 296-307. doi: 10.32744/pse.2020.2.23
_Введение
Актуальность данного исследования состоит в том, что в современном обществе широко практикуется включение младших школьников в социально-значимые виды деятельности, когда они представляют собой полноценных субъектов социальных процессов, то есть проявляют свою личностную позицию [1]. Однако психологи установили, что говорить о полноценной личности можно не ранее подросткового возраста, что указано в признаках интеллектуальной, творческой и социальной периодизацией [2; 3; 4]. Это противоречие между потребностью в проявлении младшими школьниками устойчивых личностных качеств в деятельности - с одной стороны, и неполной зрелостью психики - с другой. Недостаточное внимание к решению данной проблемы запаздывающей социальной адаптации первоклассников в образовательных организациях привело к необходимости поиска новых социализирующих механизмов и созданию целостной программы по адаптации первоклассников к социально-значимой деятельности. Указанное противоречие ощущается еще более остро в условиях полиэтнической образовательной организации, где среди обучающихся присутствуют представители разных национальных культур. Таким образом, целью авторского исследования было определение путей и средств социальной адаптации первоклассников средствами школьного, семейного и национально-культурного воспитания на примере привлечения младших школьников к осознанному ведению здорового образа жизни.
Показателем успешной и своевременной социализации младших школьников является формирование таких новообразований, которые представляют собой основу развития личности. К ним психологи относят создание адекватной оценки и оценочной деятельности [5; 6]; личностную рефлексию в отношении познавательной деятельности, общение, социальное взаимодействие и творчество [7; 8]; формирование мотивации достижения успеха и, на этом фоне, снижение тревожности и агрессивности и создание условий для оптимизации уровня притязаний [3; 9].
Этапы социализации принято подразделять в соответствии с изменением ведущего вида деятельности, однако у младших школьников в течение всего периода обучения в начальной школе ведущим видом является учебная деятельность, тем ни менее механизмы социализации в это время реализуются разные, так у первоклассников это социальная адаптация в основном школьная. Позднее происходит индивидуализация и обретение своего образа «Я», как субъекта учебно-воспитательного процесса и творческой деятельности. И только к концу обучения в начальной школе возможно осуществление механизма интеграции учащихся в социально-одобряемые виды деятельности. Поэтому в проведенном нами исследовании речь идет об оптимизации механизмов социальной адаптации первоклассников.
_Материалы и методы исследования
Объектом исследования является изучение признаков и барьеров социальной адаптации и социализации младших школьников в условиях полиэтнической школы.
В ходе исследования участие принимали две группы субъектов образовательной деятельности: первоклассники и их родители. Все дети общим количеством 2284 че-
ловека обучаются в полиэтнических школах второго типа в вышеуказанных субъектах РФ, из них 1556 - участники экспериментальной группы, 728 - контрольная группа. В исследовании также приняли участие фокус-группы родителей первоклассников -участников эксперимента. Экспериментальная фокус-группа в составе 358 человек, контрольная фокус-группа - 287. Состав групп определялся в соответствии с принципом единственного различия и включал в себя всю параллель первых классов в четырех школах, участвующих в эксперименте. В двух из них набралось 10 первых классов, что и составило экспериментальную группу, в двух других 9 классов, включая гимназические классы, они составили контрольную группу. Эксперимент проводился в два этапа, на констатирующем этапе были выявлены уровневые характеристики результатов социальной адаптации перед поступлением в школу: самооценка; уровень притязаний, как показатель личностной рефлексии будущего школьника, а также уровень ситуативной тревожности, как основа включения детей в разные виды деятельности в школе.
Для оценки успешности этого процесса из выше приведенных результатов были отобраны те новообразования, которые могут быть изменены в значительных пределах в течение одного учебного года, к ним были отнесены показатели самооценки, личностной рефлексии и исследование наглядно-образного мышления, коммуникативных умений, учебной мотивации.
В ходе эксперимента для диагностики необходимых показателей применялись методики: самооценки (методика "Лесенка", составитель В.Г. Щур), рефлексии (методика «Шифр», «Ряды», «Узоры» П.В. Новиков, В.В. Давыдов), наглядно-образного мышления (Прогрессивные матрицы Равена), коммуникативных умений (Тест оценки коммуникативных умений А.А.Карелина), учебной мотивации младших школьников (методика Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»).
На основании применения методики диагностики самооценки «Лесенка» автор В.Г. Щур, можно определить, что ученики, набравшие от 5 до 7 баллов, считают свою роль в коллективе более значимой по отношению к другим членам, сопровождает свою речь унижением одноклассников, что вызывает конфликты. Ученики, набиравшие 3 и менее баллов, занижают свой статус в коллективе, что показывает наличие у них признаков разрушения ситуации успеха и нарушение связи со значимыми взрослыми, такие дети не мотивированы на обучение и часто бывают в классе изгоями. Дети, набравшие 4 балла характерна адекватная самооценка и позитивное отношение с одноклассниками, так и со значимыми взрослыми [10].
При оценке рефлексии по методикам П.В. Новикова, В.В. Давыдова анализу под/-- и и Г" V V V»
вергаются способности детей к адекватной оценке вербальной, знаковой и образной информации, а также способности их к сотрудничеству и их самооценка в этом процессе. Если ученик по показателю адекватной оценки способности к сотрудничеству с другими субъектами образовательного процесса набрал менее 18 баллов, то он не обладает сформированными рефлексивными умениями, что не позволяет ему производить саморегуляцию в учебной деятельности и может привести к школьной дезадаптации. Если школьник набрал от 19 до 30 баллов, то его рефлексия носит формальный характер. При наборе от 37 баллов и выше ученик показывает смысловую, содержательную рефлексию по устойчивым обоснованным критериям деятельности, что соответствует высокому уровню школьной адаптации [11; 12].
Уровень развития наглядного мышления у учеников были оценены по тесту Равена, согласно которому, ученик, набравший 18-24 балла, имеет развитие мышления
выше возрастной нормы, набравшие 12-17 баллов, - в соответствии с возрастной нормой, набравшие 11 баллов и менее, имеют заниженный уровень развития образного мышления. Развитие мышления определяет успешность ведущей учебной деятельности и уровень самоуважения младшего школьника, что влияет на его статус в учебном классе и темпы его социальной адаптации [13].
Согласно тесту оценки коммуникативных умений А.А. Карелина, ученики, набравшие от 19-44 баллов, являются замкнутыми, малообщительными, что затрудняет их социальную адаптацию в школе и социализацию в целом. У учеников, набравших 10-18 баллов, хороший уровень коммуникативных умений, они контактны, но на уроках могут обойтись без общения со сверстниками, что позволяет им обрести уважение и детей и значимых взрослых, и успешно социализироваться в учебном коллективе. Первоклассники, получившие от 1 до 8 баллов по тесту, имеют чрезмерный уровень общительности, а невозможность ее проявления на уроках или вне уроков (в связи с наличием языкового барьера), создает у них дискомфорт и становиться барьером для социальной адаптации [14].
Для оценки эффективности учебной мотивации младшего школьника была применена методика «Лесенка побуждений», согласно которой, доминирование социальных мотивов над познавательными показывает, что ребенок ходит в школу ради общения, но не ради обучения, то есть плохо адаптирован к учебной деятельности. Превалирование познавательных мотивов над социальными показывает, что ребенок, даже в случае адекватной успеваемости, плохо взаимодействует со сверстниками, то есть социально не адаптирован. При паритетном соотношении этих групп мотивов в учебной мотивации наблюдается картина гармоничной адаптации ребенка к учебной и социальной деятельности в школе [15]. Далее в таблице приводится средний рейтинг познавательных и социальных мотивов в группе.
_Результаты исследования
На основании проведенного констатирующего исследования было выявлено, что социальная адаптация первоклассников к обучению в полиэтнической школе находиться на недостаточном уровне, как показано в таблице 1.
Таблица 1
Исходный уровень социальной адаптации первоклассников к условиям обучения в
полиэтнической школе
Компоненты социальной адаптации Показатель сформированности компонентов социальной адаптации (X ± s) Уровень
Самооценка 2, 127±0,244 Заниженный
Личностная рефлексия 11,37±0,84 Формальный, заниженный
Наглядно-образное мышление 13,3±1,17 Нижний предел возрастной норы
Коммуникативные умения 9,45±2,13 Чуть выше среднего
Учебная мотивация 2,15±0,36 - познавательная 2,72±0,21 социальная Мотивация в гармоничных пределах
Из представленных в таблице данных следует, что у первоклассников в полиэтнической школе, из числа исследованных признаков социальной адаптации, наименее сформированы адекватная самооценка и рефлексия, что свидетельствует о сниженном уровне притязаний и высоком уровне тревожности младших школьников, проявляющихся в ходе образовательной деятельности и в общении. Для преодоления этой тенденции авторами были разработаны и предложены механизмы социальной адаптации первоклассников по учебным четвертям. Технология реализации ниже приведенных механизмов представлена авторами в электронном пособии для родителей и педагогов в форме информационных блоков и заданий.
Первая четверть - механизм «Игра в школу». Когда дети вынуждены осваивать большой объём правил поведения в школе, то лучше всего это сделать в форме игры, поскольку ведущим видом деятельности у младших школьников является не только учение, но и игра. В авторском пособии эти правила представлены в виде двустиший с иллюстрациями и снабжены заданием: «Изучив эти простые правила, вы можете вместе с ребенком придумывать свои короткие стишки для других случаев жизни в школе и дома. Это может стать хорошей семейной традицией, поможет укрепить ваши отношения с ребенком и развить его творчество». Так в первой четверти первоклассники усваивают социально-ролевой статус ученика и при этом, у них формируются «кодекс чести» на подобии кодекса молодежных субкультур, имеющий в отличие от последних, социально-политическое значение.
Вторая четверть - механизм «Рефлексивное зеркало». После каникул происходит вторичная адаптация к школьной жизни, которая сочетается с усложнением учебного материала и более высокими требованиями к его усвоению. Эта ситуация может вызвать у ребенка тревожность, если он будет неадекватно оценивать сложность учебного задания: время необходимое для его выполнения, собственный ресурс времени и работоспособности темп и ритм своей работы и т.д. Для того чтобы этого избежать, необходимо формировать у первоклассника во второй четверти основы оценочной деятельности. Когда ребенок задумывается, как его оценивают окружающие за деятельность проведенную тем или иным способом, он выбирает тот, который гарантирует максимальное одобрение за будущую, еще не осуществленную, деятельность, когда она будет реализована. И родителям в пособии рекомендуется, оценивая поступки ребенка, пояснять, что в них было хорошо или плохо и почему это вызвало то или иное отношение.
Третья четверть - механизм «Месторождение таланта». Когда время быстрых побед прошло и необходимо прикладывать все больше усилий для выполнения заданий, не все, из которых вызывают интерес у ученика, снижают мотивацию к учению, особенно к репродуктивной деятельности. Значит, наступило время выявлять одаренность ребенка, проводить селекционную работу и повышать мотивацию присутствия в школе через желание развить его способности в процессе внеурочной деятельности. В свете чего и урочная деятельность становиться привлекательнее. Здесь родителям даются критерии определения реальных, а не наведенных неосуществленными мечтами родителей способностей первоклассника, что способствует более точной селекционной работе педагогов и адресному включению детей в творческую деятельность.
Четвертая четверть - механизм «Кросскультурное сотрудничество». Когда в коллективе становиться ясны межличностные симпатии и линии взаимодействия, педагогу необходимо создать событийную среду, чтобы дети в рамках работы в малых группах осуществляли разработку и успешную реализацию совместных проектов на
основании принципов дифференциации, ценностной ориентации деятельности и партнерства.
В ходе и по завершению внедрения указанного пособия и реализации приведенных механизмов в течение двух учебных лет производились измерения показателей по компонентам социальной адаптации, результаты которых представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика показателей по компонентам социальной адаптации первокаласников к
условиям обучения
Компоненты группы Исходные показатели X при Р < 0,01 Показатели после реализации механизма 1 X при Р < 0,01 Показатели после реализации механизма 2 X при Р >0,01 Показатели после реализации механизма 3 X при Р > 0,01 Итоговые показатели X при Р < 0,01
Самооценка ЭГ 2,128 2,8 3,1 3,48 3,41
КГ 2,126 2,4 2,42 2,56 2,76
Личностная рефлексия ЭГ 11,21 12,6 16,3 16,11 16,24
КГ 11,53 12,17 12,41 13,12 13,42
Наглядно-образное мышление ЭГ 13,3 13,94 14,22 15,95 16,11
КГ 13,2 13,37 13,21 13,94 14,23
Коммуникативные умения ЭГ 9,42 10,18 10,79 13,32 15,38
КГ 9,57 10,23 11,03 11,14 13,45
Учебная мотивация (по частоте выбора познавательных мотивов) ЭГ 2,36 2,32 2,84 2,61 3,14
КГ 2,38 2,44 2,41 2,33 2,31
Анализируя результаты диагностики, представленные таблице, можно заключить, что механизм «игра в школу» положительно влияет на снижение завышенного уровня притязаний и повышение несколько заниженной самооценки, делает эти показатели более адекватными. Механизм «рефлексивного зеркала» стабилизирует личностную рефлексию детей, поскольку позволяет им усвоить механизмы самоконтроля и самоанализа деятельности и за счет чего самооценка становятся более адекватной. Механизм «месторождение талантов» являются действенным в отношении повышения уровня самооценки в деятельности за счет актуализации их творческих способностей. Механизм «кросс-культурного сотрудничества» наиболее повышает уровень коммуникативные умений, поскольку в совместной деятельности они всегда могут рассчитывать на поддержку других и сами готовы оказать помощь, а также повышает уровень социального типа. При этом самооценка находятся в зоне адекватных значений. Все выше изложенное подтверждает необходимость и возможность применения самостоятельных механизмов социальной адаптации первоклассников с деление по учебным четвертям.
У родителей учеников, входящих в экспериментальную и контрольную группы, проводились замеры уровня их вовлеченности в работу по оптимизации социальной адаптации их детей к обучению в полиэтнической школе второго типа. Результаты первичного и итогового обследования по рассмотренным показателям отражены в таблице 3.
Таблица 3
Включенность родителей первоклассников в образовательный процесс в условиях
полиэтнической школы второго типа
Родители Знаниевый компонент Мотивационный компонент Практический показатель
до после до после до после
ЭГ 30% 64°% 39% 58% 25% 31%
КГ 31% 36°% 37% 19% 28% 22%
ф*эмп 0,156 зона незначимости 4.016 зона значимости 0.29 зона незначимости 5.862 зона значимости 0,481 зона незначимости 1.45 зона незначимости
Из данных приведенных в таблице 2 можно заключить информированность родителей участников экспериментальной группы, благодаря применению интерактивного пособия «Знакомьтесь - Ваш ребенок!», возросла достоверно, чего нельзя сказать о представителях контрольной фокус-группы. Мотивация к осознанной интеграции воспитательных и образовательных усилий семьи и школы в экспериментальной группе значительно возросла у представителей всех этнических общностей на фоне общего снижения этого показателя в контрольной группе. По третьему показателю рост в экспериментальной группе не настолько значителен, как по предыдущим показателям, поскольку непосредственное участие родителей в жизни школы затруднено по объективным причинам. Однако, в контрольной группе по этому показателю произошло некоторое снижение, приведенные данные подтверждают необходимость формирования консультативной базы для первоклассников по вопросам образования и воспитания, а также об эффективности интерактивного пособия как инструмента этой деятельности.
_Обсуждение результатов
Как показало исследование, наиболее сложные ситуации по отношению к социализации и социальной адаптации младших школьника наблюдаются в школах второго типа, поскольку в них, в связи с невысоким процентом представителей некоренных национальностей, не уделяется достаточно времени и внимания межкультурному межличностному взаимодействию, что повышает приведенные барьеры и ставит новые проблемы [16, 17; 18]. Среди таких проблем, которые проявляются в учебной и внеурочной деятельности, наиболее важными являются следующие:
1. Снижение уровня мотивации к занятию спортом и двигательной активности у представителей всех этносов, в частности к совместным занятиям;
2. Отсутствие опыта межязыковой адаптации приводит к локализации этнических групп в классе и затруднениям в организации спортивных и подвижных игр командного характера;
3. Сложности в организации соревновательной деятельности связана с тем, что оценка результатов соревнований переносится не только на личность, но и на национальность.
К указанным проблемам, зачастую, присовокупляется языковой барьер, что становится проблемой не только для включения младших школьников в учебную деятельность по физической культуре, но и привлечения их к здоровому образу
жизни, осуществления спортивной селекции, а также затрудняет их социализацию в поликультурном обществе современной России [19].
В целях повышения эффективности социальной адаптации к условиям обучения в полиэтнических школах второго типа были определены принципы организации деятельности по формированию у первоклассников физической культуры личности в целях их полноценной социальной адаптации в условиях полиэтнической школы второго типа [20; 21]:
1. Дифференциации деятельности по внеэтическому принципу - разделение детей на целевые и проектные группы, а также спортивные команды с обязательным включением в них представителей разных этносов;
2. Аксиологичность образовательно-воспитательной деятельности, где в целях обучения и воспитания подчеркивается единство гуманистических ценностей здоровья, здорового образа жизни, познания, личности, доброты, дружбы, семьи в культуре всех народов и в конфессиональных постулатах различных вероисповеданий;
3. Многоаспектность воспитательных воздействий педагогов, когда любое учебное задание насыщается медиативным воспитательным содержанием и социально-значимой целью, последовательность (этапность);
4. Нормативная ориентация деятельности, в том числе и физкультурно-спортив-ная, ориентирует первоклассников на обязательность выполнения норм и правил уставов школы, принципов олимпизма, законов Российской Федерации;
5. Партнерство и сотрудничество подразумевает организацию специальных видов деятельности по взаимопомощи, взаимной поддержке и взаимодействию первоклассников на занятиях по физической культуре в целях объединения их ситуацией общего успеха;
6. Сочетаемость воспитательных воздействий педагогов и родителей первоклассников достигается созданием целевой системы педагогических консультаций, приводящихся в онлайн и офлайн режимах, отдельно для родителей и полностью для семьи;
7. Инсептивность - поддержка педагогом инициатив детей, в том числе развитие им всех инициируемых ими видов деятельности и методов работы с тем, чтобы развить в детях творческую активность и творческое сотрудничество, где различие культур обогащает общение и взаимодействие первоклассников.
Указанные принципы стали основой для создания и внедрения интерактивного пособия по адаптации первоклассников к условиям обучения в школе. Информация, представленная в пособии «Знакомьтесь - Ваш ребенок!», была изложена доступно даже для тех родителей, для которых русский язык не является родным. В нем представлены планируемые результаты обучения, воспитания, оздоровления, творческой деятельности первоклассников за весь учебный год, а также по четвертям. Дано описание школьных, а также тех социально и личностно значимых видов деятельности, в которые ребенок должен быть включен дома, а также в рамках семейных и дружеских видов досуга. Все разделы занимают по объему не более полутора экранов монитора, снабжены иллюстрациями и к каждому из них сформулированы задания, не дублирующие домашние задания в школе и которые могут быть выполнены всеми членами семьи вместе детьми под руководством родителей или родителей под руководством детей.
Заключение
На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В современной России представлены различные виды школ по этническому составу, из них большинство относятся к полиэтническим школам второго типа. Где количество представителей некоренных этносов 15-25%.
2. Этапами включения младших школьников в учебный коллектив являются: адаптация; индивидуализация; интеграция.
3. Барьерами социализации и социальной адаптации первоклассников являются: снижение уровня учебной мотивации, отсутствие опыта межязыковой адаптации, сложности в организации соревновательной деятельности, а также языковой барьер.
4. Результатом социальной адаптации первоклассников является нормирование у них адекватной самооценки и уровня притязаний на основании личностной рефлексии, а также включение в деятельность при условии преодоления ситуативной тревожности.
5. Механизмами, способствующими оптимизации социальной адаптации первоклассников, являются: в первой четвери - «игра в школу», во второй - «рефлексивное зеркало», в третьей - «месторождение талантов», в четвертой - «кросс-культурное сотрудничество». Все указанные механизмы успешно реализуются с применением интерактивного пособия «Знакомьтесь - Ваш ребенок!», что подтверждено результатами авторского исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. 95 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 4. М., 1984. 433 с.
3. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1995. 254 с.
4. Зак А. З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 2000. 408 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. М.:ТЦ «Сфера», 2001. 498 с.
6. Блинов Л. В., Тютюсова Е.В. Развитие личностных универсальных учебных действий в контексте социальной компетентности младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 287- 299.
7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. 489 с.
8. Воробьева И.Н., Годжиев Г.Т. Влияние физической культуры на умственное развитие школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25). С. 65-67
9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. 432 с.
10. Методика «Лесенка» автор Щур В.Г. [Библиотека материалов] // Инфоурок [Сайт]. URL: https://infourok.ru/ metodika_lesenka_avtor_v.g.schur-374167.htm. (дата обращения: 15.01.2020)
11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 238 с.
12. Новиков П.В. Мышление школьника: учебное пособие. Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2000. 152 с.
13. Прогрессивные матрицы Равена [Тесты, тренинги, словарь, статьи] // azps.ru А. Я. Психология [Сайт]. URL: http://azps.ru/tests/pozn/ravenmlad.html. (дата обращения: 15.01.2020)
14. Психологические тесты : В 2 т. / Под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 1999. 247 с.
15. Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений» [Библиотека материалов] // Инфоурок [Сайт]. URL: https://infourak.ru/metodika-diagnostiki-uchebnoy-motivadi-mladshih-shkolnikov-nv-elfimovoy-lesenka-pobuzhdeniy-3037461.html. (дата обращения 15.01.2020).
16. Zhang, J. Educational diversity and ethnic cultural heritage in the process of globalization. Int. j. anthropol. ethnol.,
2019, 3, 7. https://doi.org/10.1186/s41257-019-0022-x
17. Марюхина В.В., Мунзук Т.Т. Особенности этнической социализации подростков на примере республики Тува // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С.161-164.
18. Ahmad, Yasmin & Yusof, Najeemah. Multi-ethnic school environment from the school leader's perspective: challenges and approaches to improve multi-cultural competency among teachers in Malaysia. Asian Ethnicity, 2016, vol. 18, pp. 1-14. Doi: 10.1080/14631369.2016.1225257.
19. Skitnevskiy Vitaly L., Grigoriyeva Elena L., Podlubnaya Aliona A., Lebedeva Irina V., Kulakova Nina I. & Balashova Valentina F. Acrobatics As A Mean To Develop Agility And Coordination Skills In Children Of Elemntary School Age // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), 2018, Vol. 8, Issue 5. pp. 487-500.
20. Grigoryevа, E.L., Lebedkina, M.V. Musin, O.A., Germanov, G.N., Bajmurzin A.R. Autodidactic for parents of children studying in multi-ethnic school environment // Humanities and Social Sciences Reviews, 2019, vol. 7 (5), pp. 719724.
21. Быстрицкая Е.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 26.
REFERENCES
1. Breslav G.M. Emotional features of personality formation in childhood. Moscow, Pedagogy Publ., 1990. 95 p. (in Russ.)
2. Vygotsky L.S. Collected Works. Moscow, 1984. 433 p. (in Russ.)
3. Davydov V.V. On the concept of developing learning. Tomsk, Bearing Publ., 1995. 254 p. (in Russ.)
4. Zach A.Z. Differences in the mental activity of younger students. Moscow, Education Publ., 2000. 408 p. (in Russ.)
5. Mukhina V.S. Age-related psychology. Moscow, Sphere Publ., 2001. 498 p. (in Russ.)
6. Blinov L.V., Tyutyusova E.V. The development of personal universal educational actions in the context of the social competence of elementary school children. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2018, vol. 7, no. 2 (23), pp. 287-299. (in Russ.)
7. Lebedeva L.D. The practice of art therapy: approaches, diagnostics, system of classes. St. Petersburg, Speech Publ., 2003. 489 p. (in Russ.)
8. Vorobyeva I.N., Godzhiev G.T. The influence of physical culture on the mental development of students. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2018, vol. 7, no. 4 (25), pp. 65-67 (in Russ.)
9. Zankov L.V. Selected pedagogical works. Moscow, New School Publ., 1996. 432 p. (in Russ.)
10. Method "Ladder" by Schur V.G. [Library of materials] // Info-lesson [Site]. Available at: https://infourok.ru/metodika_ lesenka_avtor_vg.schur-374167.htm. (accessed 15 January 2020) (in Russ.)
11. Davydov V.V. Theory of developing learning. Moscow, INTOR Publ., 1996. 238 p. (in Russ.)
12. Novikov P.V. Thinking schoolboy: a tutorial. Muzzle. State Ped. Institute. Saransk, 2000.152 s. (in Russ.)
13. Progressive Raven matrices [Tests, trainings, dictionary, articles] // azps.ru A. Ya. Psychology [Site]. Available at: http://azps.ru/tests/pozn/ravenmlad.html. (accessed 15 January 2020) (in Russ.)
14. Psychological tests: In 2 t. / Ed. A.A. Karelina. Moscow, VLADOS Publ., 1999. 247 p. (in Russ.)
15. Diagnostic technique for educational motivation of primary school students N.V. Elfimova's "Ladder of Motives" [Material Library] // Info-lesson [Site]. Available at: https://infourok.ru/metodika-diagnostiki-uchebnoy-motivacii-mladshih-shkolnikov-nv-elfimovoy-lesenka-pobuzhdeniy-3037461.html. (accessed 15 January 2020). (in Russ.)
16. Zhang, J. Educational diversity and ethnic cultural heritage in the process of globalization. Int. j. anthropol. ethnol., 2019, 3, 7. https://doi.org/10.1186/s41257-019-0022-x
17. Maryukhina V.V., Munzuk T.T. Features of the ethnic socialization of adolescents on the example of the Republic of Tuva. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2018, vol. 7, no. 2 (23), pp. 161-164. (in Russ.)
18. Ahmad, Yasmin & Yusof, Najeemah. Multi-ethnic school environment from the school leader's perspective: challenges and approaches to improve multi-cultural competency among teachers in Malaysia. Asian Ethnicity, 2016, vol. 18, pp. 1-14. Doi: 10.1080/14631369.2016.1225257.
19. Skitnevskiy Vitaly L., Grigoriyeva Elena L., Podlubnaya Aliona A., Lebedeva Irina V., Kulakova Nina I. & Balashova Valentina F. Acrobatics As A Mean To Develop Agility And Coordination Skills In Children Of Elemntary School Age. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), 2018, vol. 8, Issue 5, pp. 487-500.
20. Grigoryeva, E.L., Lebedkina, M.V. Musin, O.A., Germanov, G.N., Bajmurzin A.R. Autodidactic for parents of children studying in multi-ethnic school environment. Humanities and Social Sciences Reviews, 2019, vol. 7 (5), pp. 719-724. (in Russ.)
21. Bystritskaya E.V. Anthropic educational technologies in the field of physical education: problems and solutions. Bulletin of the Minin University, 2015, no. 4 (12), p. 26. (in Russ.)
Perspectives of Science & Education. 2020, Vol. 44, No. 2
Информация об авторах Information about the authors
Быстрицкая Елена Витальевна Elena V. Bystritskaya
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры теории Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the
и методики физической культуры Department of Theory and Methods of Physical Culture
Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
университет им. Козьмы Минина University (Minin University)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0002-1613-103 ORCID ID: 0000-0002-1613-103
Scopus ID:56901166300 Scopus ID:56901166300
Григорьева Елена Львовна Elena L. Grigoryeva
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Старший преподаватель кафедры теоретических Senior Lecturer, Department of Theoretical Foundations
основ физической культуры of Physical Education
Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
университет им. Козьмы Минина University (Minin University)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0002-1529-0683 ORCID ID: 0000-0002-1529-0683
Scopus ID:57095774400 Scopus ID:57095774400
Реутова Ольга Викторовна Olga V. Reutova
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Старший преподаватель кафедры теоретических Senior Lecturer, Department of Theoretical Foundations
основ физической культуры of Physical Education
Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
университет им. Козьмы Минина University (Minin University)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-2769-3954 ORCID ID: 0000-0003-2769-3954
Scopus ID: 57192678880 Scopus ID: 57192678880
Лебедкина Мария Васильевна Maria V. Lebedkina
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Старший преподаватель кафедры физической Senior Lecturer,
культуры Department of Physical Education
Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
университет им. Козьмы Минина University (Minin University)
Е-mail: leopold [email protected] E-mail: leopold [email protected]
ORCID ID: 0000-0002-5232-2453 ORCID ID: 0000-0002-5232-2453
Scopus ID: 57192683522 Scopus ID: 57192683522
Седов Иван Александрович Ivan A. Sedov
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Старший преподаватель кафедры физической Senior Lecturer,
культуры Department of Physical Education
Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
университет им. Козьмы Минина University (Minin University)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-3904-7562 ORCID ID: 0000-0003-3904-7562
Scopus ID: 57192675772 Scopus ID: 57192675772
307