Научная статья на тему 'Автодидактика для родителей в условиях образовательного пространства полиэнической школы'

Автодидактика для родителей в условиях образовательного пространства полиэнической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОДИДАКТИКА / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ЦЕНТРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ / AUTODIDACTICISM / MULTI-ETHNIC EDUCATIONAL ORGANIZATION / ACTIVITY OF THE ADVISORY CENTER / INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS / CONTENTS AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Львовна, Быстрицкая Елена Витальевна, Доронин Кирилл Николаевич, Коряковцев Дмитрийалександрович

Тенденция увеличения количества многонациональных образовательных организаций в Российской федерации вызвало ряд образовательных проблем, среди которых проблемы преодоления языкового барьера, оздоровления детей трудовых мигрантов их полноценная социализация и интеграция в русскоязычный коллектив, а также ряд других. Нами было определено, что источником этих трудностей в организации образовательного процесса в русскоязычной школе является слабое включение родителей разных этнических групп в образовательную среду школы, где обучаются их дети. Авторами также было выявлено отсутствие достаточной мотивации и осознание задач такого включения среди родителей младших школьников. Что безусловно снижает эффективность образовательного процесса в полиэтнической школе. Нами была предложена модель включения родителей младших школьников особенно из числа представителей некоренных национальностей в образовательное пространство, где согласуются усилия семьи и школы в отношении адаптации младших школьников к условиям образования и проживания, а также полноценной самореализации в социуме России. В соответствии с нашей моделью было организовано просвещение родителей младших школьников по вопросам образования и воспитания их детей, а также в вопросах формирования необходимых педагогических знаний у самих родителей в режиме автодидактики самообразования. Базовой технологией взаимодействия педагогов и родителей младших школьников согласно предложенной нами модели включения родителей младших школьников представителей некоренных этносов в образовательное пространство школы информирования у них методов самообразования и основ автодидактики является технология «онлайн» и «оффлайн» проблемно-ориентированного консультирования. В результате внедрения модели нами были определены наиболее эффективные методы автодидактики для родителей: самоконтроля, целеполагания, самомотивации, самооценивания и самокоррекции. На основании диагностики согласно мониторинговому комплексу нами были разработаны методические рекомендации по включению родителей в полиэтническое образовательное пространство школы на основании методов автодидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Львовна, Быстрицкая Елена Витальевна, Доронин Кирилл Николаевич, Коряковцев Дмитрийалександрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTODIDACTICISM FOR PARENTS IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE OF MULTI-ETHNIC SCHOOL

The tendency to increase the number of multinational educational organizations in the Russian Federation has caused a number of educational problems, including problems of overcoming the language barrier, improving the health of children of migrant workers, their full socialization and integration into the Russian-speaking community, as well as a number of others. We have determined that the source of these difficulties in organizing the educational process in the Russian-language school is the weak inclusion of parents of different ethnic groups in the educational environment of the school where their children study. The authors also revealed a lack of sufficient motivation and awareness of the objectives of such inclusion among parents of younger schoolchildren. What certainly reduces the effectiveness of the educational process in a polyethnic school. We have proposed a model for the inclusion of parents of younger schoolchildren, especially from among the representatives of non-indigenous nationalities, in the educational space, where the efforts of the family and school are coordinated in terms of the adaptation of younger schoolchildren to the conditions of education and residence, as well as full-fledged self-realization in Russian society. In accordance with our model, education was organized for parents of younger schoolchildren on the issues of education and upbringing of their children, as well as on the formation of the necessary pedagogical knowledge of the parents themselves in the mode of autodidactics of self-education. The basic technology of interaction between teachers and parents of younger schoolchildren according to our proposed model of incorporating parents of younger schoolchildren representatives of non-indigenous ethnic groups into the educational space of the school informing them about self-education methods and the basics of autodidactics is the online and offline technology of problem-oriented counseling. As a result of the introduction of the model, we have identified the most effective methods of autodidacticism for parents: self-control, goal-setting, self-motivation, self-evaluation and self-correction. Based on the diagnostics according to the monitoring complex, we developed guidelines for the inclusion of parents in the multi-ethnic educational space of the school based on the methods of autodidacticim.

Текст научной работы на тему «Автодидактика для родителей в условиях образовательного пространства полиэнической школы»

DOI: 10.25198/1814-6457-218-18

УДК 374.71

Григорьева Е.Л.1, Быстрицкая Е.В.1, Доронин К.Н.2, Коряковцев Д.А.2

1Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. Козьмы Минина,

г Нижний Новгород, Россия 2Нижегородская академия МВД России, г. Нижний Новгород, Россия E-mail: gvelnn@mail.ru; Kirill-doronin@mail.ru

АВТОДИДАКТИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОЛИЭНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Тенденция увеличения количества многонациональных образовательных организаций в Российской федерации вызвало ряд образовательных проблем, среди которых проблемы преодоления языкового барьера, оздоровления детей трудовых мигрантов их полноценная социализация и интеграция в русскоязычный коллектив, а также ряд других. Нами было определено, что источником этих трудностей в организации образовательного процесса в русскоязычной школе является слабое включение родителей разных этнических групп в образовательную среду школы, где обучаются их дети. Авторами также было выявлено отсутствие достаточной мотивации и осознание задач такого включения среди родителей младших школьников. Что безусловно снижает эффективность образовательного процесса в полиэтнической школе. Нами была предложена модель включения родителей младших школьников особенно из числа представителей некоренных национальностей в образовательное пространство, где согласуются усилия семьи и школы в отношении адаптации младших школьников к условиям образования и проживания, а также полноценной самореализации в социуме России.

В соответствии с нашей моделью было организовано просвещение родителей младших школьников по вопросам образования и воспитания их детей, а также в вопросах формирования необходимых педагогических знаний у самих родителей в режиме автодидактики самообразования. Базовой технологией взаимодействия педагогов и родителей младших школьников согласно предложенной нами модели включения родителей младших школьников - представителей некоренных этносов в образовательное пространство школы информирования у них методов самообразования и основ автодидактики является технология «онлайн» и «оффлайн» проблемно-ориентированного консультирования.

В результате внедрения модели нами были определены наиболее эффективные методы автодидактики для родителей: самоконтроля, целеполагания, самомотивации, самооценивания и самокоррекции. На основании диагностики согласно мониторинговому комплексу нами были разработаны методические рекомендации по включению родителей в полиэтническое образовательное пространство школы на основании методов автодидактики.

Ключевые слова: автодидактика, полиэтническая образовательная организация, деятельность консультативного центра, взаимодействие педагогов и родителей младших школьников, содержание и технологии образования.

Grigoryeva E.L.1, Bystritskaya E.V.1, Doronin K.N.2, Koryakovtsev D.A.2

1Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia 2Nizhny Novgorod Russian Interior Ministry Academy, Nizhny Novgorod, Russia E-mail: gvelnn@mail.ru Kirill-doronin@mail.ru

AUTODIDACTICISM FOR PARENTS IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE OF MULTI-ETHNIC SCHOOL

The tendency to increase the number of multinational educational organizations in the Russian Federation has caused a number of educational problems, including problems of overcoming the language barrier, improving the health of children of migrant workers, their full socialization and integration into the Russian-speaking community, as well as a number of others. We have determined that the source of these difficulties in organizing the educational process in the Russian-language school is the weak inclusion of parents of different ethnic groups in the educational environment of the school where their children study. The authors also revealed a lack of sufficient motivation and awareness of the objectives of such inclusion among parents of younger schoolchildren. What certainly reduces the effectiveness of the educational process in a polyethnic school. We have proposed a model for the inclusion of parents of younger schoolchildren, especially from among the representatives of non-indigenous nationalities, in the educational space, where the efforts of the family and school are coordinated in terms of the adaptation of younger schoolchildren to the conditions of education and residence, as well as full-fledged self-realization in Russian society.

In accordance with our model, education was organized for parents of younger schoolchildren on the issues of education and upbringing of their children, as well as on the formation of the necessary pedagogical knowledge of the parents themselves in the mode of autodidactics of self-education. The basic technology of interaction between teachers and parents of younger schoolchildren according to our proposed model of incorporating parents of younger schoolchildren - representatives of non-indigenous ethnic groups into the educational space of the school informing them about self-education methods and the basics of autodidactics is the online and offline technology of problem-oriented counseling.

Григорьева Е.Л. и др.

Автодидактика для родителей в условиях..

As a result of the introduction of the model, we have identified the most effective methods of autodidacticism for parents: self-control, goal-setting, self-motivation, self-evaluation and self-correction. Based on the diagnostics according to the monitoring complex, we developed guidelines for the inclusion of parents in the multi-ethnic educational space of the school based on the methods of autodidacticim.

Key words: autodidacticism, multi-ethnic educational organization, activity of the advisory center, interaction of teachers and parents of younger school students, contents and technologies of education.

Актуальность исследования определяется тем, что недостаточная включенность родителей младших школьников в образовательное пространство полиэтнической школы подтвержденное рядом исследователей [3], [9], [13], снижает эффективность процессов обучения и воспитания и обостряет следующие образовательные проблемы:

1. Слабое владение родителями информацией о психологическом состоянии своего ребенка и как помочь в ситуации развития [1].

2. О способах включения ребенка в процесс развития способностей [8].

3. Способы физического развития детей в семье во внеучебное время [10].

4. Проблемы интеграции семейного и школьного воспитания [1], [8], [11].

Таким образом, целью авторского исследования было создание модели включения родителей младших школьников - представителей некоренных этносов в образовательное пространство школы с применением методов автодидактики.

Целью данной статьи является определение наиболее эффективных методов автодидактики родителей младших школьников позволяющей эффективно интегрировать усилия семьи и школы по обучению и воспитанию детей в условиях полиэтнической образовательной организации и педагогических условий их формирования и применения родителями обучающихся.

Автодидактика - это совокупность освоенных приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (учащимся) главным образом в процессе самообразования [2]. Автодидактика родительства имеет целью обучение и самообучение родителей тому для кого, для чего и ради чего, а также как и почему ими должен осуществляться воспитательный процесс в семье [4]-[6]. В процессе формирования у родителей методов автодидактики им необходимо пройти следующие этапы [5], [7]:

1. Осознание и исследование проблем возникающих вследствие недостаточной подготов-

ленности родителей к осуществлению воспитательного процесса;

2. Осмысление родителями пробелов в собственном педагогическом образовании;

3. Формирование субъектной позиции родителей в отношении формирования личности своих детей;

4. Формирование родителями субъектной позиции ребенка в рамках совместной деятельности преимущественно творческого характера;

5. Определение эффективности методов автодидактики и семейного образования ребенка.

Таким образом, формирование методов автодидактики у родителей неизбежно приводит к формированию приемов и методов самообучения их детей на что, в конечном счете, направлена педагогическая деятельность.

Как было показано в нашем исследовании и подтверждено в работе других исследователей [12], [14], [15], родители испытывают затруднения в осуществлении воспитательной деятельности, либо в связи с недостаточностью образованности в вопросах воспитания, либо в связи с недостаточностью исследовательских способностей по выявлению причин и последствий своих воспитательных воздействий на ребенка.

Для решения поставленной задачи, авторами была разработана модель включения родителей младших школьников - представителей некоренных этносов в образовательное пространство школы. Модель реализована с помощью технологий «онлайн» и «оффлайн» консультирования, она была реализована в рамках очного и дистанционного режимов. Приведем структуру программы консультаций реализованных на экспериментальной базе - в полиэтническом детско-взрослом центре. В соответствии с результатами констатирующего исследования были определены содержательные модули целенаправленной интеграции усилий семьи и школы в вопросах образования младших школьников. Среди основных проблемно-ориентированных модулей содержания, как показало проведенное исследование, наиболее востребованными были следующие:

1. Психологический портрет младшего школьника «Знакомьтесь - Ваш ребенок!». Проблема: учет индивидуальных свойств темперамента ребенка в образовательном процессе в школе и дома. Деятельность: самодиагностика темперамента и особенности характера по К. Леонгарду, обучение экспресс диагностики и самодиагностики темпоритмовых показателей деятельности. Результат: самодиагностика и Самоактуализация психологических качеств, метод саморегуляции в деятельности.

2. Велика слава народов. «Горжусь своим наследием». Проблема: социализация семьи в русскоязычном регионе на основании диалога этнических культур в истории и современности. Деятельность: актуализация и сравнение историко-культурных традиций разных национальностей с примерами национальных игр, сказок, ремесел. Результат: методы расширения культурной среды в семье с применением примеров из других национальных культур.

3. Организация мирного диалога культур. «Мы разные, но мы вместе». Проблема: раскрытие и развитие творческого потенциала семьи. Деятельность: ознакомление с национальными видами ремесла, мастер-класс. Результат: методы самоактулизации и самосовершенствования творческих способностей.

4. Основы здорового образа жизни. «Я хочу, чтоб мой ребенок был здоров!». Проблема: расширение сектора здоровьеформирующих технологий применимых в условиях семейного воспитания. Деятельность: ознакомление со здоровьеформирующими технологиями. Результат: методы проб, самодиагностики.

5. Основы школьной службы восстановительной медиации. «... Лучше добрый мир!». Проблема: создание безопасной среды в семье и в сфере широкого социального общения и взаимодействия. Деятельность: расширение информации правилах безопасного поведения и об основах восстановительной медиации. Результат: методы семейной восстановительной медиации и построение благоприятной образовательной среды в семье.

6. Домашнее питание школьника. «В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время, место и порядок». Проблема: организация здорового питания в русскоязычном регионе. Деятельность: ознакомление с годичным циклом

здорового питания в русскоязычном регионе с учетом климатических условий. Метод самообразования в сфере эстетики и оздоровительных основ кулинарии в русскоязычном регионе. Результат: метод тренировки привычки к здоровому питанию в соответствии с социальным контекстом жизнедеятельности.

7. Домашнее воспитание младшего школьника. «Родитель друг и педагог». Проблема интеграции семейного и школьного воспитания. Деятельность: изучение теории воспитания и обучения на основании авторского пособия «Книга для родителей». Результат: методы «диалог с первоисточником» и «апология черновика».

8. Физическое воспитание младшего школьника. «Физкультура - здоровье, плюс культура». Проблема формирования культуры здоровья в структуре жизнедеятельности семьи. Деятельность: диагностика и проектирование программ семейного физического воспитания, для взрослых членов семьи и детей. Результат: методы заражения деятельностью и автотренировки (внутренний тренер).

9. ГТО для всей семьи. «Крепим здоровье вместе». Проблема включения семьи в социально значимые программы различного уровня (федеральные, региональные и др.), направленные на максимальную адаптацию и социальную адаптацию семей в условиях русскоязычного региона. Деятельность: ознакомление с социально значимыми проектами. Результат: методы проектов, актуализации опыта и рефлексии.

10. Селекционная работа в спорте. «Дорога к спорту высших достижений». Проблема: самоактуализация и поиск путей развития склонностей. Деятельность: ознакомление и практикум по диагностике спортивных склонностей младших школьников и других членов семьи. Результат: методы самодиагностики и диагностики склонностей к спортивной деятельности.

11. Открытие таланта младшего школьника. «Путь к творчеству». Проблема: самоактуализация и поиск путей развития способностей. Деятельность: ознакомление и практикум по диагностике творческих и спортивных склонностей младших школьников и других членов семьи. Результат: методы самодиагностики, диагностики и оценки склонностей и способностей к спортивной и творческой деятельности.

Григорьева Е.Л. и др._

В ходе реализации модели родители учеников полиэтнического класса имели возможность «примерить» на себя методы обучения и воспитания в начальной школе в трех планах:

- в ретроспективном плане, когда родители на основании проблем и задач образования своих детей, по-новому переоценивают, переосмысливают социальноличный образовательный опыт, чтобы сделать его содержательной основой применения метода личного примера в структуре семейного воспитания и обучения [3]. При этом, они рассматривают не только результаты своей деятельности, но и процессуальные характеристики своего успешного личного опыта;

- в процессуальном плане, когда родители включаются в образовательный процесс, осуществляемый в рамках деятельности в школе и организаций дополнительного образования, и анализируют цели проблемы, процесс и результаты, образовательной деятельности своего ребенка с тем чтобы интегрировать свои усилия с усилиями педагогов в целях совершенствования этого процесса. На основании анализа родители также совершенствуют и методы семейного образования ив воспитания детей;

- в прогностическом плане, когда родители узнают о целях и перспективах дальнейшего образования своих детей и выстраивают свою деятельность и свое самообразование в соответствии с этими целями.

В ходе образовательной ретроспекции более 80% родителей применяли для восполнения информации методы самооценивания, самомотивации, и целеполагания на основании социально-одобряемых критериев поведения и деятельности. В процессуальном плане родители учеников применяли разнообразные методы автодидактики, среди которых наиболее востребованными были метод проб, метод самооценивания и метод самомотивации.

При прогнозировании своего возможного участия в дальнейших воспитательных мероприя-

Автодидактика для родителей в условиях...

тиях образовательных событиях школы родители проводили самоактуализацию и самодиагностику творческих способностей. Результатом такого прогнозирования оказалось инициирование самими родителями не просто желание участвовать в жизни школы, но и высказанные ими формы и содержание такого участия.

Исходя из вышеизложенного, следует констатировать, что существует проблема включения родителей младших школьников, представителей некоренных этносов в образовательное пространство школы. Для решения этой проблемы была разработана авторская модель на основании автодидактики с применение технологии консультирования, эффективность которой была доказана в рамках деятельности полиэтнического детско-взрослого консультативного центра на базе полиэтнической образовательной организации МБОУ СОШ № 5 города Нижнего Новгорода. В рамках реализации модели были выявлены методы автодидактики, позволяющие повысить эффективность интеграции семьи и школы в вопросах обучения и воспитания младших школьников в полиэтнической образовательной организации. Наиболее востребованными со стороны родителей младших школьников оказались методы: самоконтроля, целеполагания, самомотивации, самооценивания и самокоррекции. Формированию указанных методов автодидактики у родителей младших школьников способствуют следующие педагогические условия:

- наличие программы «онлайн» и «оффлайн» консультирования;

- вариативная форма организации консультативной деятельности;

- структурирования содержания взаимодействия семьи и школы в виде образовательных модулей в соответствии с требованиями ФГОС социальными ценностями современного общества индивидуальными и возрастными характеристиками обучающихся.

16.05.2018

Список литературы:

1. Амонашвили, Ш.А. Школа Жизни. Теория и практика. Педагогическая мастерская Шалвы Амонашвили / Ш.А. Амонашви-ли. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, - 2006. - 135 с.

3. Грязнова, В. А. Социализация современного школьника и личный пример педагога / В. А. Грязнова // Сборник: Всероссийские педагогические чтения «Педагогическое наследие Степана Павловича Титова» Сборник материалов. - 2010. - С. 202-204.

4. Куринский, В.А. Автодидактика / В.А. Куринский. - Санкт-Петербург. 2001. - 394 с.

5. Куринский, В.А. Постпсихологическая автодидактика. Лекции. Часть 1 / В.А. Куринский. - Киев: ПостПсихологический Институт Глобальной Культуры, 2006. - 408 с.

6. Левитес, Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д.Г. Левитеес. - М.: Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003. - 318 с.

7. Стрельников, А.В. Автодидактика как одно из условий формирования информационно-коммуникационной культуры / А.В. Стрельников // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - №2(42). - С. 55-61.

8. Bystritskaya, E.V. Rhizome-modular teaching of students as a basis of their professional creative self-consciousness formation / E.V. Bystritskaya, I.Y. Burkhanova, D.I. Voronin, S.S. Ivanova, E.L Grigoryeva // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - №11(2). - С. 85-94.

9. Da Costa, E.P. Teacher Narratives on the Practice of Conflict Mediation / E.P. Da Costa, S. Sa // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - №861. - С. 156-169.

10. Dar, M. Information and communication technology (ICT) impact on education and achievement / M. Dar, F. Masood, M. Ahmed, I. Kabir, H.U. Zia // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - №781. - С. 40-45.

11. Ghaderi, A. Randomized effectiveness Trial of the Family Check-Up versus Internet-delivered Parent Training (iComet) for Families of Children with Conduct Problems / A. Ghaderi, C. Kadesjö, A. Björnsdotter, P. Enebrink // Scientific Reports. - 2018. - №8(1). - С. 11-14.

12. Lindfors, E. Incidents in schools- incident analysis in developing safety management / E. Lindfors, A.M. Teperi // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - №785. - С. 462-471.

13. MacRae, A. Collective creativity for teaching / A. MacRae, // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - №790. -С. 162-168.

14. Panova, N.A. Management system of information technology studies the students of professional development courses / N.A. Panova, E.V. Bystritskaya, I.Yu. Burkhanova, R.U. Arifulina, S.I. Aksenov, S.S. Ivanova // International Review of Management and Marketing. -2016. - Т. 6. - №1. - С. 95-100.

15. Skitnevskiy, V.L. Acrobatics as a mean to develop agility and coordination skills in children of elemntary school age. / Vitaliy L. Skitnevskiy, Elena L. Grigoriyeva, Aliona A. Podlubnaya et al. // Modern journal of language teaching methods. - 2018. - Т. 8. - №5. - P. 487-500.

References:

1. Amonashvili Sh.A. SHkola ZHizni. Teoriya i praktika. Pedagogicheskaya masterskaya SHalvy Amonashvili [Shkola of Life. Theory and practice. Shalva Amonashvili's pedagogical workshop]. Moscow, Bustard, 2010, 176 p.

2. Voronin A.S. Slovar 'terminovpo obshchej i social'nojpedagogike [The dictionary ofterms on the general and social pedagogics]. Yekaterinburg: Public Educational Institution of Higher Professional Training UGTU-UPI, 2006, 135 p.

3. Gryaznova V. A. Socialization of the modern school student and personal example of the teacher. Sbornik: Vserossijskie pedagogicheskie chteniya «Pedagogicheskoe nasledie Stepana Pavlovicha Titova» Sbornik materialov [Collection: All-Russian pedagogical readings "Pedagogical heritage of Stepan Pavlovich Titov" Collection of materials], 2010, pp. 202-204.

4. Kurinsky V.A. Avtodidaktika [Autodidactics]. St. Petersburg, 2001, 394 p.

5. Kurinsky V.A. Postpsihologicheskaya avtodidaktika. Lekcii. CHast' 1 [Post-psychological autodidactics. Lectures. Part 1]. Kiev: Post-psychological Institute of Global Culture, 2006, 408 p.

6. Levites D.G. Avtodidaktika: Teoriya ipraktika konstruirovaniya sobstvennyh tekhnologij obucheniya [Autodidactics: Theory and practice of designing of own technologies of training]. Moscow, Mosk. психол. - social Inta; Voronezh: NPO MODEK, 2003, 318 p.

7. Strelnikov A.V. Autodidactics as one of conditions of formation of information and communication culture. Vestnik CHelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv [Messenger of the Chelyabinsk state academy of culture and arts], 2015, no. 2 (42), pp. 55-61.

8. Bystritskaya, E.V., Burkhanova, I.Y., Voronin, D.I., Ivanova, S.S., Grigoryeva, E.L. Rhizome-modular teaching of students as a basis of their professional creative self-consciousness formation. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, no. 11(2), pp. 85-94.

9. Da Costa, E.P., Sa, S. Teacher Narratives on the Practice of Conflict Mediation. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, no. 861, pp. 156-169.

10. Dar, M., Masood, F., Ahmed, M., Kabir, I., Zia, H.U. Information and communication technology (ICT) impact on education and achievement. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, no.781, pp. 40-45.

11. Ghaderi, A., Kadesjö, C., Björnsdotter, A., Enebrink, P. Randomized effectiveness Trial of the Family Check-Up versus Internet-delivered Parent Training (iComet) for Families of Children with Conduct Problems. Scientific Reports, 2018, no. 8(1), pp. 11-14.

12. Lindfors, E., Teperi, A.-M. Incidents in schools- incident analysis in developing safety management. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, no. 785, pp. 462-471.

13. MacRae, A. Collective creativity for teaching. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, no. 790, pp. 162-168.

14. Panova N.A., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Yu., Arifulina R.U., Aksenov S.I., Ivanova S.S. Management system of information technology studies the students of professional development courses. International Review of Management and Marketing, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 95-100.

15. Skitnevskiy, Vitaliy L.; Grigoriyeva, Elena L.; Podlubnaya, Aliona A.; et al. Acrobatics As A Mean To Develop Agility And Coordination Skills In Children Of Elemntary School Age. Modern journal of language teaching methods, 2018, vol. 8, no. 5, pp. 487-500.

Сведения об авторах:

Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина ОЯСЮ Ю: 0000-0002-1529-0683, е-шаП: gvelnn@mail.ru Быстрицкая Елена Витальевна, профессор кафедры теоретических основ физической культуры Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, доктор педагогических наук, доцент, е-таП: oldlady@mail.ru 603950, г. Нижний Новгород, ул.Ульянова, д. 1, тел. (831) 436-18-74 Доронин Кирилл Николаевич, старший преподаватель кафедры огневой подготовки

Нижегородской академии МВД России, е-таИ: Kirlll-doronln@mall.ru Коряковцев Дмитрий Александрович, преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородской академии МВД России, е-mail: kda_025025@mall.ru 603950, г Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3, тел. (831) 421-72-01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.