Научная статья на тему 'Контекстный подход к изучению содержания кросскультурного контекста обучающегося (на примере эмпирического исследования адаптации первоклассников к школе)'

Контекстный подход к изучению содержания кросскультурного контекста обучающегося (на примере эмпирического исследования адаптации первоклассников к школе) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ КРОССКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПЕРВОКЛАССНИКИ / АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SOCIO-CULTURAL ADAPTATION / INTERNAL CROSSCULTURAL CONTEXT / ETHNIC IDENTITY / SOCIAL IDENTITY / FIRST GRADE PUPILS / ADAPTATION TO SCHOOL / EMPIRIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова Наталья Владимировна, Рыбакова Людмила Александровна

В статье впервые применена категория «психологический контекст» для изучения социокультурной адаптации первоклассников. Представлена теоретическая модель содержания внутреннего кросскультурного контекста обучающихся как системы, включающей в себя содержательные элементы: этническую и социальную идентичности. Этническая идентичность и социальная идентичность определены как элементы внутреннего кросскультурного контекста первоклассников. В статье представлены результаты эмпирического исследования. Обнаружены статистически достоверные связи компонентов этнической и социальной идентичностей, подтверждающие гипотезу о том, что учащиеся традиционных культур первоначально решают задачу культурной адаптации в новой этнической среде. Обосновано, что внутренний контекст в зависимости от результата интеграции социокультурных образцов принимает различные формы. Внутренний кросскультурный контекст, проявляющийся в форме субъектной и социокультурной, способствует адаптации первоклассников, а проявляющийся в форме диффузной, кризисной и групповой, не способствует адаптации. Процесс интеграции элементов внутреннего контекста сопровождается бессознательным включением психологических защит. У первоклассников с диффузной, групповой, кризисной формами обнаружена тенденция к большему использованию примитивных защитных механизмов и отсутствие высших психологических защит по сравнению с первоклассниками с субъектной и социокультурной формами. Установлено, что первоклассники с диффузной, групповой, кризисной формами внутреннего кросскультурного контекста имеют трудности адаптации к школе. Предложенная в статье теоретическая модель может быть экстраполирована и на другие возрастные этапы развития личности в процессах образования, в том числе профессионального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXTUAL APPROACH TO THE STUDY OF THE CONTENT OF CROSS-CULTURAL CONTEXT OF A STUDENT (BASED ON EMPIRICAL STUDY OF ADAPTATION TO SCHOOL OF FIRST GRADE PUPILS)

This is the first attempt to use the category of "psychological context" for the study of social and cultural adaptation of first-graders. The article presents a theoretical model of the internal cross-cultural context of students as a system that includes meaningful elements: ethnic and social identity. Ethnic identity and social identity are defined as element of internal cross-cultural context of first-graders. The article presents the results of empirical research. Statistically significant correlation of the components of ethnic and social identities is found, confirming the hypothesis that students in traditional cultures solve the problem of cultural adaptation to a new ethnic environment. It is proved that the inner context, depending on the result of the integration of socio-cultural samples, takes many forms. Internal cross-cultural context, manifested in the form of subjective and socio-cultural integration of the school and manifested in the form of diffuse, and crisis group, does not lead to adaptation. The process of integrating the elements of the internal context is accompanied by the inclusion of unconscious psychological defenses. Children with diffuse, group and crisis forms show the tendency to use primitive defense mechanisms and lack higher psychological protection, in comparison with the students with subjective and sociocultural forms. It is found that first graders with diffuse, group and crisis forms of internal cross-cultural context, experience difficulties in adaptation to school. The theoretical model introduced in the article can be extrapolated to other age stages of personality development in education, including professional education.

Текст научной работы на тему «Контекстный подход к изучению содержания кросскультурного контекста обучающегося (на примере эмпирического исследования адаптации первоклассников к школе)»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.32:37.015.324

ББК Ч420.243 ГРНТИ 14.25.19 Код ВАК 13.00.05

Жукова Наталья Владимировна,

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии, Уральский государственный медицинский университет; 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3; e-mail: [email protected].

Рыбакова Людмила Александровна,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, факультет психолого-педагогического образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета); 622031, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57; e-mail: [email protected].

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социокультурная адаптация; внутренний кросскультурный контекст; этническая идентичность; социальная идентичность; первоклассники; адаптация к школе; эмпирические исследования.

АННОТАЦИЯ. В статье впервые применена категория «психологический контекст» для изучения социокультурной адаптации первоклассников. Представлена теоретическая модель содержания внутреннего кросскультурного контекста обучающихся как системы, включающей в себя содержательные элементы: этническую и социальную идентичности. Этническая идентичность и социальная идентичность определены как элементы внутреннего кросскультурного контекста первоклассников. В статье представлены результаты эмпирического исследования. Обнаружены статистически достоверные связи компонентов этнической и социальной идентичностей, подтверждающие гипотезу о том, что учащиеся традиционных культур первоначально решают задачу культурной адаптации в новой этнической среде. Обосновано, что внутренний контекст в зависимости от результата интеграции социокультурных образцов принимает различные формы. Внутренний кросскультурный контекст, проявляющийся в форме субъектной и социокультурной, способствует адаптации первоклассников, а проявляющийся в форме диффузной, кризисной и групповой, не способствует адаптации. Процесс интеграции элементов внутреннего контекста сопровождается бессознательным включением психологических защит. У первоклассников с диффузной, групповой, кризисной формами обнаружена тенденция к большему использованию примитивных защитных механизмов и отсутствие высших психологических защит по сравнению с первоклассниками с субъектной и социокультурной формами. Установлено, что первоклассники с диффузной, групповой, кризисной формами внутреннего кросскультурного контекста имеют трудности адаптации к школе. Предложенная в статье теоретическая модель может быть экстраполирована и на другие возрастные этапы развития личности в процессах образования, в том числе профессионального.

Natal'ya Vladimirovna,

Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Clinical Psychology Department, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia.

Rybakova Lyudmila Aleksandrovna,

Candidate of Psychology, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education, Faculty of Psychological and Pedagogical Education, Nizhny Tagil State Social-Pedagogical Institute (branch of Russian State Vocational Pedagogical University), Nizhny Tagil, Russia.

CONTEXTUAL APPROACH TO THE STUDY OF THE CONTENT OF CROSS-CULTURAL CONTEXT OF A STUDENT (BASED ON EMPIRICAL STUDY OF ADAPTATION TO SCHOOL OF FIRST GRADE PUPILS)

KEYWORDS: socio-cultural adaptation; internal crosscultural context; ethnic identity; social identity; first grade pupils; adaptation to school; empiric research.

ABSTRACT. This is the first attempt to use the category of "psychological context" for the study of social and cultural adaptation of first-graders. The article presents a theoretical model of the internal cross-cultural context of students as a system that includes meaningful elements: ethnic and social identity. Ethnic identity and social identity are defined as element of internal cross-cultural context of first-graders. The article presents the results of empirical research. Statistically significant correlation of the components of ethnic and social identities is found, confirming the hypothesis that students in traditional cultures solve the problem of cultural adaptation to a new ethnic environment. It is proved that the inner context, depending on the result of the integration of socio-cultural samples, takes many forms. Internal cross-cultural context, manifested in the form of subjective and socio-cultural integration of the school and manifested in the form of diffuse, and crisis group, does not lead to adaptation. The process of integrating

the elements of the internal context is accompanied by the inclusion of unconscious psychological defenses. Children with diffuse, group and crisis forms show the tendency to use primitive defense mechanisms and lack higher psychological protection, in comparison with the students with subjective and sociocultural forms. It is found that first graders with diffuse, group and crisis forms of internal cross-cultural context, experience difficulties in adaptation to school. The theoretical model introduced in the article can be extrapolated to other age stages of personality development in education, including professional education.

В.

контексте непрерывного образования и в современных социокультурных условиях становятся актуальными научная рефлексия и построение новых содержательно-структурных элементов осмысления процесса становления личной культуры обучающегося в школе или вузе.

Существующие подходы к исследованию адаптации первоклассников к условиям школы и школьному обучению ограничены изучением социально-психологических либо ее культурных аспектов, а также категорией личности, что не позволяет рассматривать психологические и культурные феномены в их единстве и целостности. Такими возможностями обладает контекстный подход (А. А. Вербицкий, Н. В. Жукова, В. Г. Калашников).

Контекст как психологическая категория - это система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов [4]. Психологический контекст как теоретический конструкт позволяет создать модель психических и социальных процессов и сделать прогноз их проявления. На основе теоретических принципов и положений контекстного подхода нами была создана теоретическая модель содержания внутреннего кросскультурного контекста первоклассника.

В период адаптации первоклассника внешними контекстами развития его внутреннего контекста являются «контекст семьи» и «контекст школы», которые неидентичны по своим социально-психологическим характеристикам.

Семья транслирует образцы этнической семейной культуры, проекцией которой во внутреннем кросскультурном контексте первоклассника является этническая идентичность. Под этнической идентичностью первоклассника мы понимаем результат осознания присвоенных ранее образцов семейной этнической культуры при сравнении с другими социокультурными образцами в полиэтнической среде школы. В результате теоретического анализа контекста семьи был выделен рефлексивный критерий сравнения образцов семейной этнической культуры с другими образцами: «при-

надлежность к этнической семейной группе». На его основе строится новый образец как элемент внутреннего кросскультурного контекста, который является этнической идентичностью, состоящей из компонентов: когнитивные компоненты - этническая семейная группа, актуализированность этнической идентичности, самоидентификация; эмоциональные компоненты - эмоциональное отношение к своей семейной группе / к доминирующей группе, отношение к своей идентичности. В зависимости от результата рефлексии могут быть проявлены разные типы этнической идентичности первоклассников: позитивная, негативная, неопределенная.

Школа транслирует образцы школьной культуры, проекцией которой во внутреннем кросскультурном контексте первоклассника является социальная идентичность. Под социальной идентичностью мы понимаем результат присвоения образцов школьной культуры, освоение социальной роли ученика, предполагающей идентификацию с группой сверстников, учащихся школы.

В результате теоретического анализа контекста семьи были выделены рефлексивные критерии образцов школьной культуры: внутренняя позиция школьника, школьная мотивация, актуализирован-ность роли ученика, половозрастная идентификация. На их основе строится новый образец как элемент внутреннего крос-скультурного контекста, который является социальной идентичностью, состоящей из компонентов: представление о роли ученика, наличие позитивного образа будущего, школьная мотивация (сформирован-ность отношения к себе как к школьнику), актуализированность роли ученика, адекватность полового и возрастного статусов. В зависимости от результата рефлексии могут быть проявлены разные типы социальной идентичности первоклассников: сформированная, недостаточно сформированная, несформированная.

Таким образом, внутренний кросскуль-турный контекст первоклассника - это система, включающая в себя такие содержательные элементы, как этническая и социальная идентичности.

На основании возможных вариантов интеграции образцов семейной этнической культуры и образцов школьной культуры

© Жукова Н. В., Рыбакова Л. А., 2017

были выделены формы проявления внутреннего кросскультурного контекста первоклассников в период адаптации к школе: диффузная, групповая, кризисная, субъектная, социокультурная.

Каждая форма характеризуется следующими критериями.

Диффузная форма: идентификация со своей семейной группой либо отсутствие самоидентификации, неактуализирован-ная этническая идентичность, неопределенное отношение к своей этнической принадлежности.

Групповая форма: идентификация со своей семейной группой, привлекательное, либо нейтральное, либо отвергаемое отношение к своей семейной группе, неактуали-зированная этническая идентичность, определенное, устойчивое отношение к своей идентичности.

Кризисная форма: идентификации со своей семейной группой, неактуализиро-ванная этническая идентичность, неопределенное отношение к своей этнической принадлежности, проявляющееся в выборе другой этнической группы.

Субъектная форма: идентификация с одной или несколькими этническими группами, привлекательное либо нейтральное отношение к своей группе, актуализированная этническая идентичность, определенное, устойчивое отношение к своей идентичности.

Социокультурная форма: личностная идентичность, положительное либо нейтральное отношение к доминирующему этносу, сформированная социальная идентичность.

Разработанная теоретическая модель была экспериментально подтверждена результатами диссертационного эмпирического исследования на примере изучения адаптации первоклассников в полиэтнической среде школы.

В исследовании приняло участие 95 учащихся первых классов МОУ СОШ № 82, 11, 64 г. Нижнего Тагила и МОУ СОШ № 149 г. Екатеринбурга, 95 родителей первоклассников и 8 учителей начальных классов. Необходимость представить в составе выборки первоклассников разной этнической принадлежности, обусловила ее способ и критерий.

Репрезентативность выборки обеспечивалась стратифицированным случайным отбором по критерию принадлежности к доминирующему этносу.

С целью подтверждения и определения этноса семей первоклассников проведено анкетирование родителей. Вопрос анкеты «Перечислите, пожалуйста, национальности членов Вашей семьи» выявлял национальную идентичность двух поколений

(мать, отца, бабушек, дедушек), этнические корни семьи. На основании ответов родителей выборка была разделена на группы: «Русские», «Русские с этническими корнями» и «Другие».

Математико-статистическая обработка результатов эмпирических данных и их качественный анализ была направлена на 1) выявление связи типов этнической идентичности как содержательного элемента внутреннего кросскультурного контекста первоклассников, принадлежности к семейной группе с компонентами этнической идентичности; 2) выявление связи компонентов этнической и социальной идентич-ностей как элементов внутреннего крос-скультурного контекста первоклассников; 3) выявление связи форм внутреннего крос-скультурного контекста первоклассников с показателями адаптации к школе и психологическими защитами.

В соответствии с решаемыми задачами и структурой исходных данных были выбраны методы математико-статистической обработки эмпирических данных: анализ номинативных данных по х2-критерию Пирсона и сравнительный анализ по Н-критерию Краскала-Уоллеса. При обработке данных использовалась программа Statistiсa 6.0.

Интерпретация результатов исследования.

1. Выявление связи типов этнической идентичности как содержательного элемента внутреннего кросскультурного контекста первоклассников, принадлежности к этнической семейной группе с компонентами этнической идентичности.

Установлена статистически достоверная связь между типами этнической идентичности и этническими семейными группами (х2 = 17,75, Р < 0,01), представленная в таблице 1.

Результат осознания присвоенных образцов семейной этнической культуры при сравнении с другими социокультурными образцами на основе рефлексии в полиэтнической образовательной среде школы обусловлен принадлежностью к этнической семейной группе и доминирующему этносу. Дети русской национальности в однородной семейной группе и в своей этнической среде обнаруживают в большинстве случаев позитивный тип этнической идентичности. Дети русской национальности с этническими корнями обнаруживают высокие значения по неопределенному типу этнической идентичности, что говорит о трудностях идентификации в этой семейной группе, связанных с разными образцами этнического поведения, приводящего к внутренним неосознаваемым конфликтам. У детей недоминирующих

национальностей в чужой этнической среде (русской) преобладает тип позитивной этнической идентичности, что подтверждает устойчивое влияние традиционной культуры. Но в то же время в семейной группе «Другие» выявлены типы идентичности «Негативная» и «Неопределенная», что, вероятно, обусловлено влияни-

ем доминирующего этноса на изменения образца своего присвоенного ранее образца семейной этнической культуры.

При исследовании этнической идентичности как элемента внутреннего крос-скультурного контекста были выявлены достоверные связи компонентов между собой, представленные в таблице 2.

Соотношение типов этнической идентичности с этническими семейными группами, % испытуемых

Таблица 1

Тип этнической идентичности Русские Русские с этническими корнями Другие

Негативная 0,00 25,00 13,64

Позитивная 77,78 29,17 70,45

Неопределенная 22,22 45,83 15,91

Сумма 100,00 100,00 100,00

Таблица 2

Связь компонентов этнической идентичности между собой

Компоненты этнической идентичности Этническая самоидентификация Эмоциональное отношение к своей этнической группе Определенность этнической идентичности

Этническая семейная группа Х2=106,61, р < 0,01 Х2=22,89, р < 0,01 Х2=7,54, р < 0,05

Связь компонентов этнической идентичности между собой показывает, что на основе рефлексии произошла объективация образцов этнической семейной группы.

Связь компонентов этнической самоидентификации и актуализированность этнической идентичности на уровне статистической значимости (р < 0,05) указывает на готовность следовать образцам семейной этнической культуры.

2. Выявление связи компонентов этнической и социальной идентичностей как элементов внутреннего кросскультурного контекста первоклассников.

При исследовании связи компонентов этнической и социальной идентичностей были выявлены связи этнической самоидентификации с актуализированностью роли ученика и уровнем школьной мотивации, представленные в таблице 3.

Связь этнической самоидентификации с компонентами социальной идентичности

Таблица 3

Компонент этнической идентичности Актуализированность роли ученика Уровень школьной мотивации

Этническая самоидентификация Х2=32,4070, р<0,05 Х2=146,543, р<0,01

В

5

8 8

а а 8 Ь

со и 8 В Ч ш а

и

35 30 25 20 15 10 5 0

□ Диффузная Н Групповая ■ Кризисная Н Субъектная В Социокультурная

Формы внутреннего кросскультурного контекста

Рис. 1. Распределение баллов дезадаптации по формам внутреннего кросскультурного контекста первоклассников

По результатам исследования было установлено, что у первоклассников с диффузной формой балл дезадаптации выше, чем у первоклассников с социокультурной формой. Основной характеристикой диффузной формы является отсутствие самоидентификации, а основной характеристикой социокультурной формы является принятие образцов этнической и школьной культуры. В результате дезадаптация проявляется в случае не-сформированности этнической идентичности как элемента внутреннего крос-скультурного контекста в случае диффузной формы. В случае социокультурной формы показано, что она способствует адаптации, так как имеет сформированные этническую и социальную идентич-

Процесс интеграции элементов внутреннего контекста сопровождается бессознательным включением психологических защит, роль которых зависит от целостности внутреннего кросскультурного контекста. Действие психологических защит определялось по ответам на вопросы «Сказочного проективного теста».

По результатам исследования было выявлено, что групповая и социокультурная формы внутреннего кросскультурного контекста первоклассников связаны на статистическом уровне значимости (р < 0,05) с

ности как элементы внутреннего крос-скультурного контекста.

Попарное сравнение форм внутреннего кросскультурного контекста с пространственно-временными страхами, как показателем адаптации, измеренными в баллах, по И-критерию Манна-Уитни показало, что у испытуемых с диффузной формой выраженность пространственно-временных страхов выше, чем у испытуемых с социокультурной формой.

Приведем примеры, иллюстрирующие характеристики форм внутреннего крос-скультурного контекста первоклассников.

При исследовании связи форм внутреннего кросскультурного контекста с психологическими защитами выявлены следующие достоверные связи, представленные в таблице 4.

защитным механизмом проективной идентификации, который по разному проявляется в каждой из этих форм. У испытуемых с групповой формой данный защитный механизм проявляется в агрессивных импульсах, направленных на другого. У испытуемых с социокультурной формой данный защитный механизм проявляется в формировании нормативных социальных отношений и взаимодействий, что позволяет соблюдать культурные традиции.

По результатам исследования было выявлено, что кризисная и групповая формы

Таблица 4

Связь форм внутреннего кросскультурного контекста с психологическими защитами

Внутренний крос-скультурный контекст Психологические защиты

Проективная идентификация Проекция «Агрессия на себя»

Формы внутреннего кросскультурного контекста Х2=12,48, р < 0,05 Х2=12,10, р < 0,05 Х2=12,70, р < 0,05

внутреннего кросскультурного контекста первоклассников связаны на статистическом уровне значимости (р < 0,05) с защитным механизмом проекции, который по-разному проявляется в каждой из этих форм. У первоклассников с кризисной формой механизм проекции включается чаще, чем у первоклассников с групповой формой.

По результатам исследования было выявлено, что диффузная форма внутреннего кросскультурного контекста первоклассников связана на статистическом уровне значимости (р < 0,05) с защитным механизмом «Агрессия на себя».

У первоклассников с диффузной, групповой, кризисной формами внутреннего кросскультурного контекста обнаружена тенденция к большему (более чем в два раза) использованию примитивных защитных механизмов и отсутствие высших психологических защит по сравнению с первоклассниками с субъектной и социокультурной формами.

Таким образом, было выявлено, что процесс адаптации первоклассников зависит от форм внутреннего кросскультурного контекста. Внутренний кросскультурный контекст, проявляющийся в субъектной и социокультурной формах, способствует адаптации первоклассников, а проявляющийся в форме диффузной, кризисной и групповой - не способствуют адаптации. Процесс дезинтеграции элементов внутреннего кросскультурного контекста сопровождается бессознательным включением психологических защит.

У первоклассников с групповой формой проявляется защитный механизм проек-

тивной идентификации, который выражается в агрессивных импульсах, направленных на другого. У первоклассников с социокультурной формой данный психологический механизм проявляется в формировании нормативных социальных отношений и взаимодействий, что позволяет соблюдать культурные традиции. У первоклассников с диффузной формой проявляется защита как «Агрессия на себя».

У первоклассников с кризисной формой проявляется защитный механизм проекции, что говорит о сопротивлении в формировании социальной роли и высоком эмоциональном напряжении. У первоклассников с диффузной, групповой, кризисной формами внутреннего кросскультурного контекста обнаружена тенденция к большему (более чем в два раза) использованию примитивных защитных механизмов и отсутствие высших психологических защит по сравнению с первоклассниками с субъектной и социокультурной формами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение можно сказать, что теоретическая модель содержания внутреннего контекста первоклассника в период его адаптации к школе и эмпирическое исследование этого феномена дают возможность дальнейшего проведения исследований становления личной культуры обучающихся, научной рефлексии и практического применения, выделенных в ходе проведенного исследования содержательно-структурных элементов. Представляется, что предложенная нами теоретическая модель может быть экстраполирована и на другие возрастные этапы развития личности в процессах образования, в том числе профессионального.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев В. С. Социальная идентичность личности // Социальная психология : хрестоматия. - М., 1999. - С. 352.

2. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений // Этническая психология : хрестоматия / ред. А. И. Егорова. - СПб. : Речь, 2003. - С. 175-181.

3. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества : учеб. пособие. - М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-ута ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. - 280 с.

4. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике : монография. - М. : Логос, 2010. - 300 с.

5. Евмененко Е. В. Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста : дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2003. - 183 с.

6. Жукова Н. В. Контексты становления личной культуры субъекта познания : монография. - Екатеринбург : Урал. ин-т экономики, управления и права, 2012. - 148 с.

7. Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 47-66.

8. Конева Е. В., Лобас М. А. Социально-психологические аспекты процессов адаптации мигрантов на примере Ярославской средней школы № 16 // Журнал прикладной психологии. - 2002. - № 2. - С. 45-48.

9. Колакоглоу К. Сказочный проективный тест: Для исследования личности детей : Руководство : пер с англ. - М. : Когито-Центр, 2003. - 215 с.

10. Павленко В. Н., Кряж И. В., Барет М. Этнические и национальные идентификации и представления у украинских детей и подростков // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 5. - С. 60-71.

11. Рыбакова Л. А. Семья как внешний контекст формирования этнической идентичности первоклассника // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 2. - С. 279-284.

12. Рыбакова Л. А. Социокультурные особенности адаптации к школе детей-мигрантов // Психология и педагогика здоровья : сб. науч. статей по мат-лам Всерос. научн. школы для молодежи «Педагогика и психология здоровья» (1-3 ноября 2010 г.). - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010. - С. 196-199.

13. Солдатова Г. У. Социокультурный подход в практической психологии вынужденной миграции // Психология беженцев и вынужденных переселенцев : опыт исследований и практической работы. - М. : Смысл, 2001. - С. 4-25.

14. Шарова О. Д. Культурные противоречия мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. - М. : Смысл, 2001. - С. 4-25.

15. Triandis H. C. Individualism and Collectivism: New Directions in Social Psychology. - Boulder, CO : Westview Press, 1995. - P. 148.

REFERENCES

1. Ageev V. S. Sotsial'naya identichnost' lichnosti // Sotsial'naya psikhologiya : khrestomatiya. - M., 1999. - S. 352.

2. Belinskaya E. P., Stefanenko T. G. Etnicheskaya identichnost': ponyatie, formirovanie, modeli izme-reniy // Etnicheskaya psikhologiya : khrestomatiya / red. A. I. Egorova. - SPb. : Rech', 2003. - S. 175-181.

3. Bondyreva S. K., Kolesov D. V. Traditsii: stabil'nost' i preemstvennost' v zhizni obshchestva : ucheb. posobie. - M. : Izd-vo Mosk. psikhol.-sotsial. in-uta ; Voronezh : NPO «MODEK», 2004. - 280 s.

4. Verbitskiy A. A., Kalashnikov V. G. Kategoriya «kontekst» v psikhologii i pedagogike : monografiya. -M. : Logos, 2010. - 300 s.

5. Evmenenko E. V. Psikhologicheskie osobennosti formirovaniya natsional'nogo samosoznaniya u detey mladshego shkol'nogo vozrasta : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Stavropol', 2003. - 183 s.

6. Zhukova N. V. Konteksty stanovleniya lichnoy kul'tury sub"ekta poznaniya : monografiya. - Ekaterinburg : Ural. in-t ekonomiki, upravleniya i prava, 2012. - 148 s.

7. Kolmogorova L. S., Kholodkova O. G. Osobennosti stanovleniya psikhologicheskoy kul'tury mladshikh shkol'nikov // Voprosy psikhologii. - 2001. - № 1. - S. 47-66.

8. Koneva E. V., Lobas M. A. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty protsessov adaptatsii migrantov na pri-mere Yaroslavskoy sredney shkoly № 16 // Zhurnal prikladnoy psikhologii. - 2002. - № 2. - S. 45-48.

9. Kolakoglou K. Skazochnyy proektivnyy test: Dlya issledovaniya lichnosti detey : Rukovodstvo : per s angl. - M. : Kogito-Tsentr, 2003. - 215 s.

10. Pavlenko V. N., Kryazh I. V., Baret M. Etnicheskie i natsional'nye identifikatsii i predstavleniya u ukrainskikh detey i podrostkov / / Psikhologicheskiy zhurnal. - 2002. - T. 23. - № 5. - S. 60-71.

11. Rybakova L. A. Sem'ya kak vneshniy kontekst formirovaniya etnicheskoy identichnosti pervoklassnika // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. - 2012. - № 2. - S. 279-284.

12. Rybakova L. A. Sotsiokul'turnye osobennosti adaptatsii k shkole detey-migrantov // Psikhologiya i pedagogika zdorov'ya : sb. nauch. statey po mat-lam Vseros. nauchn. shkoly dlya molodezhi «Pedagogika i psikhologiya zdorov'ya» (1-3 noyabrya 2010 g.) / otv. red. L. V. Moiseeva. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. gos. ped. un-ta, 2010. - S. 196-199.

13. Soldatova G. U. Sotsiokul'turnyy podkhod v prakticheskoy psikhologii vynuzhdennoy migratsii // Psikhologiya bezhentsev i vynuzhdennykh pereselentsev : opyt issledovaniy i prakticheskoy raboty. - M. : Smysl, 2001. - S. 4-25.

14. Sharova O. D. Kul'turnye protivorechiya migrantov // Psikhologiya bezhentsev i vynuzhdennykh perese-lentsev: opyt issledovaniy i prakticheskoy raboty. - M. : Smysl, 2001. - S. 4-25.

15. Triandis H. C. Individualism and Collectivism: New Directions in Social Psychology. - Boulder, CO : Westview Press, 1995. - P. 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.