Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73
УДК 159.9.07 https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/43
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
©Антонова Д. А., Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия, [email protected] ©ИвановД. В., ORCID: 0000-0003-3768-7523, SPIN-код: 6942-6881, канд. психол. наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия, [email protected]
PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF SCHOOL DEADAPTATION OF PUPILS AT THE TRANSITION TO THE MIDDLE LEVEL
©Antonova D., Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia, [email protected] ©IvanovD., ORCID: 0000-0003-3768-7523, SPIN-code: 6942-6881, Ph.D., Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию эффективности методов психологической коррекции школьной дезадаптации пятиклассников при переходе из младшего в среднее звено. Раскрыта проблема школьной дезадаптации в российской педагогической и психологической литературе, выявлены особенности дезадаптации в младшем школьном возрасте при переходе в среднее звено обучения, особенности коррекции школьной дезадаптации учащихся. Особое внимание уделяется изучению проявлений в отдельных компонентах школьной дезадаптации: когнитивном, эмоционально-оценочном, поведенческом и личностном. Разработан пакет психодиагностических методик, позволяющий выявлять признаки школьной дезадаптации учащихся. Приводится описание проведенного исследования дезадаптации младших школьников при переходе в среднее звено обучения. Раскрыто содержание программы психологической коррекции школьной дезадаптации при переходе из младшего в среднее звено, включающей рекомендации для педагогов и родителей. Представлены результаты диагностики, позволяющие оценить эффективность внедрения программы. Анализ эффективности программы психологической коррекции школьной дезадаптации учащихся при переходе из младшего в среднее звено, показал, что программа позволяет достичь положительных изменений в эмоционально-оценочном, поведенческом и личностном компонентах школьной дезадаптации пятиклассников, тем самым повышая их адаптированность к школе.
Abstract. The article is devoted to the study of the effectiveness of methods of psychological correction of school deadaptation of fifth graders during the transition from junior to middle level. The problem of school deadaptation in the Russian pedagogical and psychological literature is revealed. The features of deadaptation in primary school age during the transition to the secondary level of education, the features of the correction of school deadaptation of pupils are revealed. Particular attention is paid to the study of manifestations in individual components of school deadaptation: cognitive, emotional-evaluative, behavioral, and personal. A package of psychological diagnostic techniques has been developed. The description of the study of maladjustment of primary schoolchildren during the transition to the secondary level of education is given. The content of
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73
the program of psychological correction of school deadaptation during the transition from junior to secondary level, including recommendations for teachers and parents, is disclosed. The results of diagnostics are presented. Analysis of the effectiveness of the program showed that the program allows achieving positive changes in the emotional-evaluative, behavioral and personal components of school deadaptation of fifth graders. At the same time, school adaptability increases.
Ключевые слова: пятиклассник, младший школьник, адаптация к школе, школьная дезадаптация, учебная деятельность, психологическая коррекция.
Keywords: fifth grader, junior pupil, adaptation to school, school deadaptation, educational activities, psychological correction.
Выполнение школьных правил, готовность учиться, познавать новое в школе, процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению в условиях образовательного учреждения называют школьной адаптацией. Основные критерии успешности адаптации - усвоение школьных норм поведения, установление успешных продуктивных взаимоотношений, эмоциональное благополучие. Познавательная учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе, умение произвольно регулировать свою активность и другие показатели подтверждают высокий уровень школьной адаптации.
Изучению вопроса психологической адаптации и дезадаптации младших школьников к обучению в среднем звене посвящены работы многих российских авторов [1-9]. Интерес к этой теме вызван, прежде всего, тем, что количество дезадаптированных детей в российских школах увеличивается, особенно при переходе с одной ступени обучения на другую. Следовательно, возникает необходимость в разработке новых методик обучения и адаптации школьников к образовательному учреждению.
Как указывает Н. Б. Пасынкова, «одним из условий, гармонизирующих процесс адаптации, является оказание социально-педагогической поддержки адаптации младших школьников при переходе на среднее звено обучения, которая выступает субъективным фактором, способствующим профилактике, нивелированию и преодолению трудностей адаптационного периода» [10, с. 52].
Критерии благополучной адаптации пятиклассников к среднему этапу обучения в школе, по мнению Т. И. Бабаевой, «представляют собой благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы» [1, с. 45].
Адаптация в пятом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: ему необходимо преодолеть более сложный этап обучения; меняется и социальная среда ребенка, появляются новые друзья, одноклассники, много новых учителей. Меняется образ жизни пятиклассника так как появляются новые интересы, дополнительные уроки, посещение кружков. В исследованиях Р. С. Буре выделены индивидуальные аспекты готовности к обучению в среднем звене: физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, личностные и социально-психологические аспекты [2, с. 23]. Если ребенок не обладает сформированными показателями готовности к школе, он становится растерянным, у него может пропасть желание учиться и посещать школу, и, как следствие, возникает «школьная дезадаптация».
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73
Дезадаптация, согласно исследованиям Г. Ф. Кумариной — это «социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для ребенка конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию» [11, с. 23].
Термин «школьная дезадаптация» — это широкое понятие, включающее в себя нарушение адаптации ученика к сложным меняющимся условиям обучения, т.е. нарушение адаптивности к обучению; нарушение поведения, при котором дети с нормальным психических развитием, без психических расстройств, отказываются учиться и посещать школу. Различные определения школьной дезадаптации можно встретить в работах Н. Ф. Кругловой, О. А. Матвеевой и многих других. Основное в этих определениях - это то, что школьная дезадаптация представляет собой нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, возникающее по причине несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации и проявляющееся в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях, возможных психогенных заболеваниях и реакциях, повышенном уровне тревожности, искажениях в личностном развитии.
Если процесс адаптации протекает легко, то адаптивный процесс и связанные с ним трудности можно компенсировать в течение первой четверти. Если адаптация средней степени тяжести - нарушения самочувствия и здоровья более выражены, они могут наблюдаться в течение первого полугодия, что является естественной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.
При переходе из младшего в среднее звено идет дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, активное развитие головного мозга. Согласно исследованиям Л. В. Ковинько «достигнув подросткового возраста, ребенок уже знает, как ориентироваться в семье и семейных отношениях, и способен занять место, соответствующее своему социальному статусу среди родственников и друзей. Ребенок учится строить отношения со взрослыми и сверстниками, у него уже есть навыки самоконтроля, умеет настаивать на своем» [12, с. 31].
Начало школьного обучения в среднем звене совпадает с периодом третьего физиологического кризиса, который приходится на младший подростковый возраст. Общение младших подростков чаще происходит в группе сверстников. В возрасте 10-12 лет характер самооценки ребенка значительно меняется. На характер самооценки, на ее становление все больше влияют другие дети, чьи оценки связаны не с учебой, а с качествами, проявляющимися в общении.
Существует ряд причин, по которым учащиеся не могут адаптироваться к средней ступени образования. Одной из причин является недостаточный уровень функциональной готовности организма ребенка к повышению интенсивности обучения, отсутствие «школьной зрелости» [13, с. 39]. К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка, и, следовательно, тех, которые могут привести к дезадаптации ребенка к школе, относят следующие:
- некорректно составленный школьный режим;
- темп работы школьника, который не может следовать некорректному режиму;
- наличие отрицательной оценочной ситуации и, появляющиеся на данной почве препятствия и недопонимания в отношениях ребенка и педагогов;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73
- повышенный уровень ожиданий родителей относительно своего ребенка, неспособность ребенка оправдать их ожидания, и, по этой причине, возможность появления психотравмирующей ситуации в семье [14, с. 48].
Таким образом, факторы школьной дезадаптации — это несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, отрицательная оценочная ситуация, повышенный уровень ожиданий родителей по отношению к своему ребенку, неспособность ребенка оправдать их ожидания. Дезадаптация может обладать негативными последствиями, такими как напряжение ученика в ситуациях общения с родителями и педагогами, появление смысловых барьеров, конфликтные ситуации.
Процесс коррекции школьной дезадаптации — это важная задача современной системы образования [15, с. 20]. Психологической коррекции школьной дезадаптации посвящены труды Е. Г. Коблик, Л. Н. Кривощековой, О. А. Матвеевой, Н. Б. Пасынковой [4, 6, 10, 16]. Согласно исследованиям Р. С. Буре, необходимо выделить два направления психологической коррекции школьной дезадаптации младших школьников:
- актуальное направление — ориентировано на решение уже имеющихся трудностей, возникших в течение обучения детей в младших классах;
- перспективное направление — ориентировано на профилактику отклонений в обучении и развитии [2].
Целью нашего исследования являлась разработка и апробация программы психологической коррекции школьной дезадаптации учащихся младшего школьного возраста при переходе в среднее звено. Анализ особенностей дезадаптации в младшем школьном возрасте при переходе в среднее звено позволил нам предположить, что школьная дезадаптация учащихся при переходе в среднее звено представляет собой неуспешность школьника в обучении, нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, систематически повторяющиеся нарушения поведения. Мы предположили, что коррекция школьной дезадаптации возможна при использовании специально разработанной психокоррекционной программы, которая создаст психолого-педагогические условия для успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения с учетом их психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Нами было проведено эмпирическое исследование на базе МБУ ДО «Центр „Психологическое здоровье и образование"» г. о. Самары. В исследовании принимали участие учащиеся 5-х классов школ Кировского и Красноглинского районов Самары. Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 5 -х классов.
Изучение особенностей дезадаптации учащихся нами проводилось согласно критериям школьной дезадаптации, выделенным Г. М. Коджаспировой:
- неуспешность школьника в обучении по программам — когнитивный критерий школьной дезадаптации;
- нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам и обучению в целом — эмоционально-оценочный, личностный критерий школьной дезадаптации;
- систематически повторяющиеся нарушения поведения — поведенческий критерий
[17].
Для изучения дезадаптации учащихся нами были использованы психодиагностические методики:
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73
1. Для диагностики когнитивного компонента школьной дезадаптации (неуспешность школьника в обучении) нами проводился документарный анализ (проанализированы оценки за семестры или четверть и оценки за поведение).
2. Эмоционально-оценочный компонент школьной дезадаптации исследовался с помощью методики «Отношение к предметам» Л. Балабкиной [18].
3. Для диагностики поведенческого компонента дезадаптации (систематически повторяющиеся нарушения поведения) использовалась методика СДП [19].
4. Исследование личностного компонента школьной дезадаптации проводилось с использованием 14-факторного опросника Р. Б. Кеттелла и методики диагностики межличностных отношений [20].
Нами были проанализированы результаты исследования личностного компонента школьной дезадаптации учащихся 5-х классов по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Было выявлено, что у 10% учащихся выражен авторитарный тип межличностных отношений. Они властны, деспотичны, стремятся лидировать во всех видах групповой деятельности. 12,5% учащихся характеризуются эгоистичным типом отношения к окружающим — стремятся быть над всеми, но одновременно находятся в стороне от всех, самовлюблены, расчетливы, независимы, себялюбивы. Выявлено, что 10% учащихся склонны к проявлению агрессивного типа отношения к окружающим: жестки, враждебны по отношению к окружающим, агрессивность может доходить до асоциального поведения. У 7,5% учащихся выявлено преобладание подозрительного отношения к окружающим, они подозрительны, обидчивы, склонны к сомнению, злопамятны. У 5% учеников преобладает зависимый тип отношения к окружающим, они не уверены в себе, имеют навязчивые страхи, опасения, зависимы от чужого мнения. У 27,5% испытуемых преобладает дружелюбный тип отношения к окружающим, они стремятся удовлетворить требования всех, имеют развитые механизмы вытеснения и подавления. 20% испытуемых характеризуются подчиняемым типом отношения к окружающим: покорны, склонны к самоунижению, слабовольны. 27,5% учащихся характеризуются альтруистический типом отношения к окружающим, сверхответственны, приносят в жертву свои интересы, стремятся помочь и сострадать всем.
Для исследования эмоционально-оценочного компонента школьной дезадаптации были проанализированы результаты, полученные с применением методики «Отношение к предметам» Л. Балабкиной. Было обнаружено, что 22,5% учащихся обладают безразличным отношением к учению, 12,5% учеников имеют отрицательное отношение к учению, у 5% учащихся преобладает крайне отрицательное отношение к учению, 52,5 % учащихся имеют положительное отношение к учебе, у 7,5% подростков активно-положительное отношение к учебе. По словам педагогов-предметников, учащиеся, которые обладают безразличным, отрицательным и крайне отрицательным отношением к учебе, склонны прогуливать школу, не выполняют домашние задания, не активны на уроках, часто перечат учителю, вступают с ним в конфликт.
Для диагностики поведенческого компонента школьной дезадаптации (систематически повторяющиеся нарушения поведения) использовались методика СДП (Э. В. Леус, А. Г. Соловьев). Было выявлено, что 30% учащихся имеют легкую степень дезадаптации и характеризуются проявлениями делинквентного либо зависимого поведения. 15% учащихся имеют выраженную степень дезадаптации, агрессивное поведение, негативизм, дерзость и мстительность. У 45% учащихся не были выявлены признаки социально-психологической дезадаптации.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73
Далее нами были проанализированы результаты диагностики личностного компонента школьной дезадаптации, полученные с использованием подросткового варианта многофакторной методики Р. Б. Кеттелла.
У 20% школьников личностный компонент дезадаптации проявляется в таких эмоциональных качествах, как тревожность, напряженность. Учащиеся постоянно «начеку», ожидают подвоха от других, насторожены. У 15% учащихся личностный компонент школьной дезадаптации проявляется в таких особенностях коммуникативных свойств, как доминантность и подозрительность. Этим учащимся не составляет труда обозвать других школьников обидными словами, приказать одноклассникам сделать что-то. Такие ученики часто спорят с учителем, грубят. У 15% учащихся преобладающими в характере оказались такие коммуникативные свойства, как общительность, самостоятельность, смелость в поступках. У 17,5% испытуемых выявлено, что преобладающими в их характере являются интеллектуальные свойства, такие как интеллектуальность, восприимчивость новому. 17,5% показали, что преобладающими в их характере являются регулятивные свойства. Эти учащиеся характеризуются самодисциплиной и моральной нормативностью. У 15% учащихся обнаружено, что ведущими в их характере являются эмоциональные свойства, такие как эмоциональная устойчивость и смелость в социальных контактах.
Для диагностики когнитивного компонента школьной дезадаптации (неуспешность школьника в обучении) нами были проанализированы оценки за семестр и оценки за поведение. Изучение документов показало, что 20% учащихся имеют удовлетворительные оценки за семестр и поведение. Педагоги отмечают, что данные учащиеся изредка выполняют домашние задания и иногда дают ответы у доски. У 15% учеников неудовлетворительные результаты по поведению и успеваемости. По сообщениям учителей, данные школьники часто прогуливают уроки, систематически не выполняют домашние задания, не желают выходить к доске для ответов, дерзко ведут себя на уроках и на переменах. Неоднократные вызовы родителей в школу результатов не дали. Подавляющее большинство учащихся (42,5%) имеют хорошие оценки за семестр и характеризуются хорошим нормативным поведением. 22,5% учеников имеют отличные оценки по предметам и обладают примерным поведением.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами было выявлено 15 учеников 5-х классов, у которых имеются признаки школьной дезадаптации. Эти учащиеся имеют навязчивые страхи, опасения, тревожатся, имеют проявления делинквентного либо зависимого поведения, низкую успеваемость или плохое поведение в школе. Для таких учащихся, испытывающих трудности в адаптации при переходе из младшего в среднее звено, необходимо было разработать психолого-педагогическую программу коррекции их дезадаптации. Далее для учащихся 5-х классов, испытывающих трудности в адаптации, нами была разработана психокоррекционная программа школьной дезадаптации при переходе из младшего в среднее звено.
Цель разработанной психолого-педагогической программы — создание условий для успешной адаптации в школе учащихся 5 класса. Задачи программы:
- расширение социальных представлений школьников об обучении в среднем звене;
- развитие и поддержание у учащихся интереса к обучению;
- снижение школьной тревожности;
- формирование позитивной модели поведения;
- обучение коммуникативным навыкам;
- профилактика школьной дезадаптации.
£) ® |
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73
Формы и методы работы: коммуникативные игры и упражнения, дискуссии; элементы арт-терапии; социально-психологический тренинг.
Адресат: учащиеся 5-х классов, имеющие признаки школьной дезадаптации при переходе из младшего в среднее звено. Сроки реализации программы — 1 месяц. Количество занятий — 8. В реализацию психолого-педагогической программы вовлекается классный руководитель, родители учащихся.
В рамках психолого-педагогической программы должен быть проведен ряд обязательных занятий: игры для знакомства учащихся с новыми членами школьного коллектива, со школьными правилами и школьным режимом. Также учащиеся совместно с педагогом-психологом составили план работы учащегося на каждый день — «Мой день». Анализируя данный план, проводилось обсуждение того, как прошла учебная неделя и того, как обычно проходит учебный день школьника.
Также для более успешной школьной адаптации, может быть проведен ряд практических упражнений, цель которых — улучшить взаимоотношения с окружающими, например, «Разговоры о различных эмоциональных состояниях» (радость, страх, грусть, гнев и т. д.), «Ты и твои родители» и другие. Дополнительно к психокоррекционной программе школьной дезадаптации были сформулированы рекомендации для педагогов и родителей по коррекции школьной дезадаптации:
1. Для того чтобы реализовать процесс психологической коррекции школьной дезадаптации, целесообразно использовать различные занимательные приемы. Именно необычные, занимательные приемы помогают активировать познавательный интерес школьников к обучению.
2. Неотъемлемым условием для коррекции школьной дезадаптации является обогащение и активизация словаря учащихся - при помощи постепенного введения в его речь слов-определений, которые помогают описывать переживания, формирование новых понятий, активизация нового словаря и умения воспользоваться имеющимся запасом слов.
3. Проведение методического совета «Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период»; проведение семинара для педагогов, работающих с пятыми классами, в ходе, которого рассмотреть возрастные особенности пятиклассников, раскрыть проблемы адаптации, дать рекомендации по работе с учащимися в период адаптации; проведение педсовета, в ходе которого ведется обсуждение результатов диагностики, выявление детей со склонностью к дезадаптации и даются рекомендации по организации работы с категорией дезадаптированных учащихся.
После проведения психокоррекционной программы школьной дезадаптации учащихся 5-х классов, мы провели повторное исследование с использование тех же методов. Были проанализированы результаты исследования личностного компонента школьной дезадаптации по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири. Сравнивая результаты исследования до и после участия учеников в психокоррекционной программе школьной дезадаптации, если на констатирующем этапе 12,5% учащихся характеризовались эгоистичным типом отношения к окружающим: стремились быть над всеми, но одновременно находились в стороне от всех, были самовлюблены, расчетливы, независимы, себялюбивы, то на контрольном этапе их тип отношения к окружающим сменился на дружелюбный тип: они проявляют дружелюбие по отношению к другим, стремятся дружить и принимать советы других.
У 7,5% учащихся на констатирующем этапе эксперимента было выявлено преобладание подозрительного отношения к окружающим, подозрительность, обидчивость,
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73
отчужденность. На контрольном этапе эксперимента эти учащиеся стали проявлять склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкость при решении проблем в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих.
На констатирующем этапе эксперимента у 20% учащихся 5-х классов был выявлен подчиняемый тип отношения к окружающим: покорность, склонность к самоунижению, слабоволие. На контрольном этапе эксперимента эти учащиеся стали ответственными, деликатными, стали проявлять сострадание, общительность, проявлять теплоту и дружелюбие в отношениях, уверенность в себе. Далее мы проанализировали изменения в эмоционально-оценочном компоненте школьной дезадаптации с применением методики «Отношение к предметам» Л. Балабкиной. Если на констатирующем этапе 52,5 % учащихся имели положительное отношение к учебе, то на контрольном этапе уже 80% учащихся 5-х классов характеризуются положительным отношением к учению. По словам педагогов-предметников, после участия 5-тиклассников в программе коррекции школьной дезадаптации, они стали меньше прогуливать школу, выполняют домашние задания, проявляют активность на уроках.
Были проанализированы результаты диагностики поведенческого компонента школьной дезадаптации с использованием методики СДП. Если на констатирующем этапе у 45% учащихся не были выявлены признаки социально-психологической дезадаптации, то на контрольном этапе уже 70% учащихся характеризуются отсутствием признаков социально-психологической дезадаптации.
По результатам многофакторной методики Р. Б. Кеттелла у 80% школьников на контрольном этапе проявляются такие качества личности как общительность, смелость, восприимчивость нового. Пятиклассники стали больше общаться с одноклассниками и учителями. По-прежнему у 7,5% учащихся проявляются такие качества личности как тревожность и напряженность, против 15% на констатирующем этапе. Этим учащимся не составляет труда обозвать других учеников обидными словами, приказать одноклассникам сделать что-то.
Таким образом, сравнение результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования, показало, что на контрольном этапе уровень школьной дезадаптации пятиклассников стал ниже. Анализ эффективности программы психологической коррекции школьной дезадаптации учащихся при переходе из младшего в среднее звено, показал, что разработанная и апробированная программа позволила достичь положительных изменений в эмоционально-оценочном, поведенческом и личностном компонентах школьной дезадаптации пятиклассников.
Список литературы:
1. Акиндина А. С. Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности. СПб, 2019. 332 с.
2. Буре Р. С. Когда обучение воспитывает. СПб.: Детство-Пресс, 2002. 106 с.
3. Воскрекасенко О. А. Адаптация пятиклассников: особенности, факторы, педагогическое обеспечение успешности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №10(78). С. 80-83. https://doi.org/10.24158/spp.2020.10.14
4. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс!: программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2007. 121 с.
5. Круглова Н. Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. М., 2004. 247 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73
6. Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V-VI классов // Психологическая наука и образование. 2001. №3. С. 57-79.
7. Саблина И. В. Психолого-педагогические особенности перехода детей из начальных классов в среднее звено школы // Концепт. 2013. №2 (18). С. 71-75.
8. Худаева М. Ю., Панич О. Е., Овсяникова Е. А. Особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56 (10). С. 343-350.
9. Шарамко А. А. Особенности адаптации младших школьников в основной школе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. №7 (10). С. 146-148.
10. Пасынкова Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 1996. №1. С. 169-174.
11. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М.: Юрайт, 2019. 285 с.
12. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника. М.: Academia, 1998. 287 с.
13. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. М., 2010. 116 с.
14. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995. 125 с.
15. Выготский Л. С. Лекции по психологии. М.: Перспектива, 2018. 148 с.
16. Кривощекова Л. Н. Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников в адаптационный период // Классный руководитель. 2005. № 5. С. 40-43.
17. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М.: Юрайт, 2019. 719 с.
18. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: ЭКСМО, 2005.
414 с.
19. Леус Э. В., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. №9. С. 268-278.
20. Гарбер А. И., Иванов Д. В., Бердибаева С. К. Практикум по психодиагностике. Алматы: Казак университет^ 2019. 365 с.
References:
1. Akindina, A. S. (2019). Razvitie rebenka doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta kak sub"ekta deyatel'nosti. St. Petersburg. (in Russian).
2. Bure, R. S. (2002). Kogda obuchenie vospityvaet. St. Petersburg. (in Russian).
3. Voskrekasenko, O. A. (2020). Adaptatsiya pyatiklassnikov: osobennosti, faktory, pedagogicheskoe obespechenie uspeshnosti. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, (10(78)), 80-83. (in Russian). https://doi.org/10.24158/spp.2020.10.14
4. Koblik, E. G. (2007). Pervyi raz v pyatyi klass!: programma adaptatsii detei k srednei shkole. Moscow. (in Russian).
5. Kruglova, N. F. (2004). Psikhologicheskaya diagnostika i korrektsiya struktury uchebnoi deyatel'nosti mladshego shkol'nika. Moscow. (in Russian).
6. Matveeva, O. A., & L'vova, E. A. (2001). Pomoshch' v adaptatsii k srednei shkole: psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie V-VI klassov. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, (3), 57-79. (in Russian).
7. Sablina, I. V. (2013). Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti perekhoda detei iz nachal'nykh klassov v srednee zveno shkoly. Kontsept, (2 (18)), 71-75. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73
8. Khudaeva, M. Yu., Panich, O. E., & Ovsyanikova, E. A. (2017). Osobennosti adaptatsii k shkole pyatiklassnikov s raznym urovnem sformirovannosti novoobrazovanii psikhiki. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, (56 (10)), 343-350. (in Russian).
9. Sharamko, A. A. (2015). Osobennosti adaptatsii mladshikh shkol'nikov v osnovnoi shkole. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii, (7 (10)), 146-148. (in Russian).
10. Pasynkova, N. B. (1996). Svyaz' urovnya trevozhnosti podrostkov s effektivnost'yu ikh intellektual'noi deyatel'nosti. Psikhologicheskii zhurnal, (1), 169-174. (in Russian).
11. Kumarina, G. F. (2019). Korrektsionnaya pedagogika v nachal'nom obrazovanii. Moscow. (in Russian).
12. Kovinko, L. V. (1998). Vospitanie mladshego shkol'nika. Moscow. (in Russian).
13. Tsukerman, G. A., & Polivanova, K. N. (2010). Vvedenie v shkol'nuyu zhizn'. Moscow. (in Russian).
14. Zakharov, A. I. (1995). Kak pomoch' nashim detyam izbavit'sya ot strakha. St. Petersburg. (in Russian).
15. Vygotskii, L. S. (2018). Lektsii po psikhologii. Moscow. (in Russian).
16. Krivoshchekova, L. N. (2005). Izuchenie individual'nykh osobennostei pyatiklassnikov v adaptatsionnyi period. Klassnyi rukovoditel', (5), 40-43. (in Russian).
17. Kodzhaspirova, G. M. (2019). Pedagogika. Moscow. (in Russian).
18. Karelin, A. A. (2005). Bol'shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. Moscow. (in Russian).
19. Leus, E. V., Solov'ev, A. G., & Sidorov, P. I. (2012). Diagnostika deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, (9), 268-278. (in Russian).
20. Garber, A. I., Ivanov, D. V., & Berdibaeva, S. K. (2019). Praktikum po psikhodiagnostike. Almaty. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 25.11.2021 г. 27.11.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Антонова Д. А., Иванов Д. В. Психологическая коррекция школьной дезадаптации учащихся при переходе в среднее звено // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №12. С. 346-355. https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/43
Cite as (APA):
Antonova, D., & Ivanov, D. (2021). Psychological Correction of School Deadaptation of Pupils at the Transition to the Middle Level. Bulletin of Science and Practice, 7(12), 346-355. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/43