Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОЯВЛЕНИЯХ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРОЯВЛЕНИЯХ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ДОО) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА / ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ТИПА / ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТИПА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Литвиненко Наталья Валерьевна, Гасилина Мария Александровна

Кардинальные изменения в жизни общества, интенсивные экономические и политические изменения обострили проблему формирования адаптивных способностей личности. Происходящие в обществе изменения существенно осложнили социальную ситуацию развития современного дошкольника, характеризующуюся ростом числа детей с дезадаптивными проявлениями. В связи с этим возрастает значимость проблемы формирования личности способной адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия макро и микросреды уже в период дошкольного детства. Особую научную и практическую значимость она приобретает в критический период развития ребенка 6-7 лет. Этот относительно не продолжительный период характеризуется сменой социальной ситуации развития и ростом проявлений дезадаптации в различных сферах жизнедеятельности ребенка. Проявления дезадаптации в дошкольном возрасте имеют социально-психологический характер. Они свидетельствуют о нарушении адаптации, выступающей в качестве механизма социализации ребенка, освоения им принятых в обществе норм, ценностей, социальных ролей и опыта. Дезадаптация у детей дошкольного возраста обусловлена совокупностью условий и факторов (биологических, социальных, психологических и педагогических). Дезадаптация и её проявления обусловливают нарушение личностного развития ребенка. У дошкольников с проявлениями дезадаптации возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. В начальной школе они испытывают трудности в освоение школьной программы. В данной статье представлены результаты экспериментальной работы по выявлению проявлений дезадаптации у детей 6-7 лет, полученные на основе применения комплекса диагностических методик. Репрезентативность эмпирических данных обусловлена валидностью и надежностью диагностического инструментария. Результаты проведенного исследования позволили выделить характерные особенности проявлений дезадаптации различных типов. Выделены группа старших дошкольников с проявлениями дезадаптации эмоционального типа и группа старших дошкольников с проявлениями дезадаптации личностного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Литвиненко Наталья Валерьевна, Гасилина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF MANIFESTATIONS OF MALADAPTATION OF OLDER PRESCHOOLERS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PRESCHOOL ORGANIZATION

Cardinal changes in the life of society, intensive economic and political changes have exacerbated the problem of the formation of adaptive abilities of the individual. The changes taking place in society have significantly complicated the social situation of the development of a modern preschooler, characterized by an increase in the number of children with maladaptive manifestations. In this regard, the importance of the problem of the formation of a personality capable of adequately responding to the constantly changing conditions of the macro and microenvironment already in the period of preschool childhood increases. It acquires special scientific and practical significance during the critical period of a child's development of 6-7 years. This relatively short period is characterized by a change in the social situation of development and an increase in manifestations of maladaptation in various spheres of the child's life. Manifestations of maladaptation in preschool age have a socio-psychological character. They indicate a violation of adaptation, acting as a mechanism for the socialization of the child, the development of norms, values, social roles and experience accepted in society. Maladaptation in preschool children is caused by a combination of conditions and factors (biological, social, psychological and pedagogical). Maladaptation and its manifestations cause a violation of the child's personal development. Preschoolers with manifestations of maladaptation have difficulties in communicating with peers and adults. In elementary school, they have difficulties in mastering the school curriculum. This article presents the results of experimental work on the identification of manifestations of maladaptation in children aged 6-7 years, obtained on the basis of the use of a set of diagnostic techniques. The representativeness of empirical data is due to the validity and reliability of diagnostic tools. The results of the study made it possible to identify the characteristic features of manifestations of maladaptation of various types. A group of senior preschoolers with manifestations of emotional type maladaptation and a group of senior preschoolers with manifestations of personality type maladaptation were identified.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОЯВЛЕНИЯХ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

сотрудников Национального аккредитационного агентства в сфере образования и экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации. - Москва, 2020. - С. 82-90

5. Ильцеранов, К.А. Виды и технологии анкетирования для оценки качества образовательных учреждений / К.А. Ильцеранов // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2013. - № 9. - С. 66-68

6. Кислова, Н.Н. Внутренняя независимая оценка качества образования: формы, нормативное и методическое обеспечение / Н.Н. Кислова, С.А. Леонов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2023. - Т. 25. - № 88. - С. 34-41

7. Матвиенко, Е.В Участие студентов в управлении качеством образовательных услуг: учебно-методическое пособие / Е.В. Матвиенко, М.И. Аникина, Д.И Панарина. - Москва.: ООО «Типография "Миттель Пресс"», 2018. - 76 с.

8. Панасенко, С.В. Подходы к анкетированию студентов и работодателей в процессе образовательной деятельности в вузах. / С.В. Панасенко // Южно-уральские чтения. - 2016. - № 1. - С. 103-105

9. Петрова, Т.В. Анкетирование обучающихся по оценке удовлетворенности качеством образовательного процесса как метод получения устойчивой обратной связи «Обучающиеся-профессорско-преподавательский состав» / Т.В. Петрова // Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы V межвузовской научно практической конференции / под ред. С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. - Санкт-Петербург. - 2018. - С. 214-219

10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2018 г. N 05-436 "О методических рекомендациях". [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garantru/products/ipo/prime/doc/71797752/?yscHd=laqz78q328665274310 (дата обращения: 12.03.2023).

11. Стандарты и руководства для обеспечения качества высшего образования в европейском пространстве высшего образования (ESG). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.enqa.eu/wp-content/uploads/füebase/esg/ESG%20in%20Russian_by%20IQAA.pdf (дата обращения: 12.03.2023)

12. Султонмуродов, М.У. Роль международных организаций ЮНЕСКО, ENQA, EQAR и ACA в развитии образования. / М.У. Султонмуродов, Д.Ю. Яковлева // Наукосфера. - 2020. - № 1. - С. 1-4

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 29.04.01 Технология изделий легкой промышленности. [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/290401.pdf (дата обращения: 12.03.2023)

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 29.03.01 Технология изделий легкой промышленности. [Электронный ресурс]. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/290301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 12.03.2023)

15. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». [Электронный ресурс]. - URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 12.03.2023)

16. Хопбах, А. Современное состояние и перспективы развития гарантий качества в Европе / А. Хопбах // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 8 (60). - С. 22-23

Педагогика

УДК 373.3

доктор психологических наук, доцент Литвиненко Наталья Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гасилина Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

К ВОПРОСУ О ПРОЯВЛЕНИЯХ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Кардинальные изменения в жизни общества, интенсивные экономические и политические изменения обострили проблему формирования адаптивных способностей личности. Происходящие в обществе изменения существенно осложнили социальную ситуацию развития современного дошкольника, характеризующуюся ростом числа детей с дезадаптивными проявлениями. В связи с этим возрастает значимость проблемы формирования личности способной адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия макро и микросреды уже в период дошкольного детства. Особую научную и практическую значимость она приобретает в критический период развития ребенка 6-7 лет. Этот относительно не продолжительный период характеризуется сменой социальной ситуации развития и ростом проявлений дезадаптации в различных сферах жизнедеятельности ребенка. Проявления дезадаптации в дошкольном возрасте имеют социально-психологический характер. Они свидетельствуют о нарушении адаптации, выступающей в качестве механизма социализации ребенка, освоения им принятых в обществе норм, ценностей, социальных ролей и опыта. Дезадаптация у детей дошкольного возраста обусловлена совокупностью условий и факторов (биологических, социальных, психологических и педагогических). Дезадаптация и её проявления обусловливают нарушение личностного развития ребенка. У дошкольников с проявлениями дезадаптации возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. В начальной школе они испытывают трудности в освоение школьной программы. В данной статье представлены результаты экспериментальной работы по выявлению проявлений дезадаптации у детей 6-7 лет, полученные на основе применения комплекса диагностических методик. Репрезентативность эмпирических данных обусловлена валидностью и надежностью диагностического инструментария. Результаты проведенного исследования позволили выделить характерные особенности проявлений дезадаптации различных типов. Выделены группа старших дошкольников с проявлениями дезадаптации эмоционального типа и группа старших дошкольников с проявлениями дезадаптации личностного типа.

Ключевые слова: дезадаптация, проявления дезадаптации, дошкольная образовательная организация (ДОО), образовательная среда, готовность к школьному обучению, внутренняя позиция школьника, проявления дезадаптации личностного типа, проявления дезадаптации эмоционального типа.

Annоtation. Cardinal changes in the life of society, intensive economic and political changes have exacerbated the problem of the formation of adaptive abilities of the individual. The changes taking place in society have significantly complicated the social situation of the development of a modern preschooler, characterized by an increase in the number of children with maladaptive manifestations. In this regard, the importance of the problem of the formation of a personality capable of adequately responding to the constantly changing conditions of the macro and microenvironment already in the period of preschool childhood increases. It acquires special scientific and practical significance during the critical period of a child's development of 6-7 years. This relatively

short period is characterized by a change in the social situation of development and an increase in manifestations of maladaptation in various spheres of the child's life. Manifestations of maladaptation in preschool age have a socio-psychological character. They indicate a violation of adaptation, acting as a mechanism for the socialization of the child, the development of norms, values, social roles and experience accepted in society. Maladaptation in preschool children is caused by a combination of conditions and factors (biological, social, psychological and pedagogical). Maladaptation and its manifestations cause a violation of the child's personal development. Preschoolers with manifestations of maladaptation have difficulties in communicating with peers and adults. In elementary school, they have difficulties in mastering the school curriculum. This article presents the results of experimental work on the identification of manifestations of maladaptation in children aged 6-7 years, obtained on the basis of the use of a set of diagnostic techniques. The representativeness of empirical data is due to the validity and reliability of diagnostic tools. The results of the study made it possible to identify the characteristic features of manifestations of maladaptation of various types. A group of senior preschoolers with manifestations of emotional type maladaptation and a group of senior preschoolers with manifestations of personality type maladaptation were identified.

Key words: maladaptation, manifestations of maladaptation, preschool educational organization (pre-school), educational environment, readiness for school, the inner position of the student, manifestations of personal type maladaptation, manifestations of emotional type maladaptation.

Введение. В последние годы значительно повысилось внимание к образованию детей дошкольного возраста, важной стратегической задачей которого является воспитание личности способной за максимально короткий срок быстро адаптироваться к изменяющимся условиям социума. Личность ребенка с низкими адаптационными возможностями испытывает трудности в усвоении содержания образовательных программ (учебного материала), в общении со сверстниками и другими окружающими его людьми; проявляет неадекватные формы поведения.

Неспособность адаптироваться к изменяющимся условиям социума приводит к возникновению дезадаптации. Дезадаптация в научной литературе рассматривается как процесс взаимодействия человека с окружающими его другими людьми, характеризующийся не желанием индивида принимать потребности, цели и интересы другого человека, и выражающийся по отношению к данному человеку в ссорах и конфликтах [18, С. 89]. Дезадаптация ребенка характеризуется особыми проявлениями, которые могут выражаться в негативных эмоциях, в неспособности поддерживать социальные контакты, в агрессивных защитных формах поведения, в снижении уровня самооценки, в средовом отчуждении, в несамостоятельности принятия какого-либо решения [20].

Особую значимость проблема дезадаптации приобретает для детей в возрасте 6-7 лет, когда происходит смена социальной ситуации развития ребенка и возрастает его сензитивность к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Несвоевременное решение проблемы проявлений дезадаптации в этом возрасте может привезти к тому, что дети не смогут усвоить принятые в обществе ценности и нормы, социальные роли и опыт, соответствующих их возрастному развитию.

Изложение основного материала статьи. Как показал анализ научных исследований, в настоящее время недостаточно изучены проявления дезадаптации дошкольников к образовательной среде дошкольной организации (Т.Б. Беневольская [2], Т.В. Гребенщикова [5], А.Н. Евдокимов [8], О.А. Кузченко [11], О.В. Огороднова [16], J.M. Ostrov [22], M.S. Poulou [23], M.L. Yoder [24]), под которой понимается целостность специально организованных педагогических условий развития личности обучающихся». В научной литературе не выделены общепринятые критерии и показатели дезадаптации и её проявлений к образовательной среде детского сада. В настоящее время можно отметить следующую тенденцию: значительное увеличение эмпирических показателей дезадаптации, в результате чего размываются характеристики как адаптированных, так и дезадаптированных к образовательной среде детей.

Современные исследователи выделяют показатели патогенной, психологической и социальной дезадаптации. Так патогенная дезадаптация у ребенка может проявляться в расстройстве восприятия реального мира, в причинении вреда другим детям, в агрессивности. Психологическая дезадаптация определяет нестандартное поведение детей, их трудновоспитуемость. Может проявляться в повышенной возбудимости, вспыльчивости, суетливости, плаксивости, робости, нерешительности. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении ребенком принятых в обществе норм поведения. Она связана с деформацией направленности личности, её мотивов поведения, ценностных ориентаций, интересов, социальных установок, системы внутренней регуляции эмоций и поведения.

Ученые пытаются выделить основной показатель дезадаптации детей. Так в исследованиях А.В. Авсеенко таким показателем является низкий уровень социальной компетентности дошкольника. Он характеризуется такими тремя компонентами, как когнитивный (не способность дошкольника понять особенности поведения сверстников и взрослых, их настроение, эмоциональное состояние); эмоционально-мотивационный (отсутствие по отношению к другим людям проявлений гуманности, интереса, поддержки); поведенческий (неумение принимать верное решение и адекватно вести себя в сложных жизненных ситуациях) [1, С. 91].

А.И. Захаров и М.И. Лисина к основному показателю проявлений дезадаптации дошкольников относят заниженную самооценку, которая определяет такие особенности поведения ребенка, как тревожность и неуверенность в себе, малообщительность, недоверчивость, обидчивость, застенчивость, желание больше времени проводить в одиночестве, неспособность постоять за себя, ожидание неуспеха и отказ от занятий, требующих приложения усилий [9, С. 25; 12, С. 18].

Старшему дошкольнику (посещающему подготовительную к школе группу), чтобы успешно адаптироваться к новому «школьному образу жизни» и успешно осваивать содержание школьной программы, необходимо иметь по соответствующую готовность. В связи с этим, многие ученые показателем дезадаптации детей подготовительной к школе группы считают неготовность к школьному обучению [6, С. 19].

По мнению Л.И. Божович [3], Л.С. Ивановой [10], Д.В. Лубовского [13], В.П. Филипповой [19], Т.А. Шиловой [20] основным показателем готовности к школьному обучению является сформированность «внутренней позиции школьника», которая позволяет включиться ребенку в учебную деятельность в качестве её субъекта. Деформация «внутренней позиции школьника» может привести в диапазоне измеряемых качеств ребенка (в личностной сфере) к таким проявлениям дезадаптации, как нежелание иди в школу, негативное отношение к учебным занятиям и школе, страх перед школьным обучением.

О неготовности к школьному обучению свидетельствует и несформированность у старшего дошкольника такого новообразования как соподчинение мотивов, обеспечивающего возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву. Неспособность ребенка управлять своим поведением в соответствии с нормами и правилами в результате несформированности этого новообразования обусловливает образование проявлений дезадаптации в такой сфере как поведенческой [6, С. 4].

Целью нашего исследования было на основе обработки эмпирических данных, полученным по обоснованным на основе анализа научной литературы критериям (характер отношений старших дошкольников к учебно-познавательной

деятельности; степень выраженности тревожности, агрессивности и тип самооценки; характер отношений со сверстниками и педагогом дошкольной организации; степень выраженности нарушения норм и правил поведения в группе детского сада), определить тип проявлений дезадаптации у детей 6-7 лет.

Наше исследование проявлений дезадаптации у старших дошкольников проводилось на основе диагностического комплекса методик, в который вошли: «Капитан корабля» (автор А.А. Романов) [7], «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога» (В.К. Котырло) [17], «Соберем вместе» (автор Р.Р. Калинина) [17], «Методика изучения самооценки и морального поведения» (С.Г. Якобсон, Г.И. Морева) [14], тест тревожности (авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [15], и беседа на тему «Отношение к школе и учению» (автор Т.А. Нежнова) [21].

В исследовании приняло участие 94 ребенка в возрасте 6-7-ми лет (дети подготовительной к школе группы).

Для определения характера взаимоотношений старших дошкольников и их положения в группе сверстников мы использовали диагностическую методику «Капитан корабля» (автор А.А. Романов) [7]. Эта методика является разновидностью социометрии. Она позволила выявить социальный статус ребенка, а также детей отвергаемых сверстниками или изолированных в группе детей: статус «популярные» («звезды») зафиксирован у 20 (21,3%) детей; статус «предпочитаемые» выявлен у 63 человек (67%); статус «игнорируемые» - 8 (8,5%); статус «отвергаемые» определен у 3-х (3,2%) от общего количества детей.

Диагностическая методика «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога» (В.К. Котырло) [17] позволила исследовать отношения, которые складываются у детей с воспитателем; определить характер эмоций и чувств старшего дошкольника по отношению к педагогу дошкольной организации.

С каждым ребенком проведена беседа, в ходе которой выявлялись эмоциональное отношение ребенка к воспитателю в различных ситуациях из жизни группы детей детского сада. Проведенная диагностическая методика позволила выявить следующие результаты: высокий уровень эмоционального отношения к воспитателю выявлен у 41 ребенка, что составило 43,6% от общего количества детей; средний уровень наблюдался у 23 человек (24,5%) и низкий уровень выявлен у 30 детей, что составляет 31,9% от общего количества детей.

Степень выраженности нарушения норм и правил поведения в группе детского сада изучалось с помощью диагностической методики «Соберем вместе» (автор Р.Р. Калинина) [17]. В исследовании участвовали все дети (по парам). На основании полученных данных можно сделать вывод: 49 (52,1%) детей имеют высокий уровень нормативного поведения; средний уровень нормативного поведения выявлен у 31 (33%) ребенка и низкий уровень определен у 14 человек (14,9%) от общего количества детей.

«Методика изучения самооценки и морального поведения» (С.Г. Якобсон, Г.И. Морева) [14] позволила детально изучить тип самооценки старших дошкольников и определить у них уровень агрессивности. Полученные результаты позволяют констатировать, что: завышенная самооценка выявлена у 28 детей старшего дошкольного возраста (29,8%); адекватная самооценка - у 54 детей (57,4%); заниженная самооценка - у 12 детей, что составило 12,8% от общего количества детей. Проявления агрессивности на среднем и высоком уровнях были зафиксированы у 68 (72,4%) детей.

С целью оценить степень выраженности тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста мы использовали методику Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен [15]. Результаты диагностики показали, что: высокий уровень тревожности характерен для 22 (23,4%) человек; средний уровень - для 69 (73,4%) детей и низкий уровень тревожности - для 3 детей, что составило 3,2% от общего количества в выборке.

Для определения у старших дошкольников отношения к учебно-познавательной деятельности (сформированность внутренней позиции школьника), мы провели беседу на тему «Об отношении к школе и учению» (автор Т.А. Нежнова) [21]. Высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника наблюдался у 6 детей, что составило 6,4% от общего количества детей; средний уровень выявлен у 66 ребенка (70,2%); низкий уровень сформированности внутренней школьной позиции зафиксирован у 22 детей (23,4%).

Эмпирические данные, полученные по выделенным в нашем исследовании критериям проявлений дезадаптации, были обработаны с помощью параметрического критерия ^Стьюдента и критерия углового преобразования Фишера. Обработка полученных данных с помощью статистических методов позволила выделить две группы детей: группа «адаптированных» детей к дошкольной образовательной организации (54 ребенка (57,45%,)) и группа детей с проявлениями дезадаптации (40 детей (42,55%)).

Группа детей с проявлениями дезадаптации статистически значима отличается от адаптированных детей по показателям тревожности и агрессивности (р < 0,001), а также по показателю сформированности «внутренней позиции школьника» (р < 0,001) [4, С. 110]. Эти данные позволили нам зафиксировать два типа проявлений дезадаптации у старших дошкольников (эмоционального и личностного).

Группу детей с проявлениями дезадаптации эмоционального типа составили 18 человек (19,1%). Для детей этой группы характерен высокий уровень тревожности и агрессивности. По этому показателю они статистически значимо отличаются от «адаптированных» детей и детей с проявлениями дезадаптации личностного типа (р < 0,001) [4, С. 111]. Они проявляют упрямство, настороженность, беспокойство, нервозность. В речи присутствует неуверенность, сила голоса снижена, при ответах на вопросы краснеют. У дошкольников этой группы наблюдается повышенная двигательная активность (наматывают волосы на указательный палец, качают ногами, теребят и постоянно одергивают свою одежду, покусывают губы).

Старшие дошкольники с проявлениями дезадаптации эмоционального типа в общении со сверстниками и взрослыми проявляют активность. Неадекватно реагируют на оценку и одобрение сверстников и взрослых. В выстраивании конструктивного диалога с ними испытывают трудности, поскольку чувствительны к порицаниям. Предпочитают играть в одиночестве, среди сверстников они не популярны. У этих дошкольников завышенная или заниженная самооценка.

У старших дошкольников этой группы сформирована «внутренняя позиция школьника», но в мотивации преобладает ориентация на социальные аспекты школьной жизни по сравнению с учебными. Они принимают значимость учителя, выражают положительное отношение к коллективным классным занятиям, к школьным требованиям в отношении правил и норм поведения.

Подавляющее большинство детей с проявлениями дезадаптации эмоционального типа хорошо ориентируются в нормах и правилах поведения и стараются их не нарушать. Однако часть детей из этой группы имеют неглубокие представления о нормах и правилах поведения или манипулируют ими.

Группу детей с проявлениями дезадаптации личностного типа составили 22 человека (23,3 %). Они не проявляют интереса к школе, к учебным занятиям. По этому показателю эти дошкольники статистически значимо отличаются от «адаптированных» детей и детей с проявлениями дезадаптации эмоционального типа (р < 0,001) [4, С. 111]. Они предпочитают учебным занятиям дошкольные виды деятельности; в мотивационном плане не готовы к обучению в школе. Они не ориентированы на школу, в которой нужно соблюдать определенные правила, распорядок дня. Не признаю роль

учителя как авторитетного человека в школе. У этих старших дошкольников показатели по тревожности и агрессивности находятся в зоне низких и средних значений.

У старших дошкольников с проявлениями дезадаптации личностного типа самооценка имеет завышенный или адекватный характер. В общении со сверстниками и взрослыми проявляют активность, хорошо идут на контакт, но в общении с ними часто выбирают неадекватные формы поведения. У большинства социальный статус - предпочитаемый. Они не отвергаются сверстниками, но и не занимают в группе лидерских позиций.

Поведение старших дошкольников с проявлениями дезадаптации личностного типа соответствует требованиям образовательной среды детского сада. Большинство детей этой группы знают и принимают правила и нормы поведения, и лишь незначительная часть из них отказываются их соблюдать.

Выводы. Теоретический анализ научной литературы, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что формирование личности, способной достаточно быстро адаптироваться к меняющейся социальной обстановке, осложняется ростом количества детей с проявлениями дезадаптации.

Критериальный анализ, диагностическая программа позволили выявить статистически достоверные различия по критериям проявлений дезадаптации у старших дошкольников; выделить эмоциональный и личностный типы проявлений дезадаптации у детей 6-7 лет.

Полученные в исследовании результаты свидетельствует о необходимости разработки содержания таких направлений деятельности педагога с детьми и их родителями, как информационно-просветительская, профилактическая и коррекционно-развивающая.

Литература:

1. Авсеенко, Н.В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н.В. Авсеенко // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 8. - С. 91-95

2. Беневольская, Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте / Т.Б. Беневольская // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 1. - С. 49-59

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л.И. Божович. - М.: Питер, 2008. - 398 с.

4. Гасилина, М.А. Предупреждение дезадаптивного поведения детей дошкольной образовательной организации / М.А. Гасилина, Н.В. Литвиненко. - М.: Спутник +, 2021. - 204 с.

5. Гребенщикова, Т.В. Педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста / Т.В. Гребенщикова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 6. - С. 163-270

6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2018. - 208 с.

7. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличева, И.А. Корабейнникова. - М.: Соц. здоровье России, 2020. - 203 с.

8. Евдокимов, А.Н. Психологическая поддержка личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (старший дошкольный возраст, дезадаптивные дети): автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Н. Евдокимов. - Пятигорск, 2011. - 24 с.

9. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 2016. - 240 с.

10. Иванова, Л.С. Проблемно-ориентированное сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации: дис. ... канд. психол. наук / Л.С. Иванова. - М., 2003. - 176 с.

11. Кузченко, О.А. Педагогические условия профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту / О.А. Кузченко. - Волгоград, 2016. - 90 с.

12. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 18-35

13. Лубовский, Д.В. Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути / Д.В. Лубовский // Мир психологии. - 2012. - № 2. - С. 128-138

14. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковкая. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

15. Немов, Р.С. Психология: психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 640 с.

16. Огороднова, О.В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Огороднова. - Тюмень, 2002. - 25 с.

17. Психодиагностика в дошкольном возрасте / сост. О.В. Конькова. - Минск, 2012. - 56 с.

18. Ростовцева, М.В. Социальная адаптация: философские основания исследования / М.В. Ростовцева, З.В. Хохрина // Философия и культура. - 2017. - № 5. - С. 89-97

19. Филиппова, В.П. Педагогические условия предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Филиппова. - Чебоксары, 2010. - 23 с.

20. Шилова, Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т.А. Шилова. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 175 с.

21. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 1995. - 291 с.

22. Ostrov, J.M. Prospective associations between aggression bullying and adjustment in preschool: Is general aggression différent from bullying behavior / J.M. Ostrov, K.E. Kamper-DeMarco, S.J. Blakely-McClure, K.J. Perry, L. Mutignani // Journal of Child and Family Studies. - 2018. - 14 p.

23. Poulou, M.S. Emotional and behavioural difficulties in preschool / M.S. Poulou // Journal of Child and Family Studies. -2015. - N 24. - P. 225-236

24. Yoder, M.L. Teacher perception of preschool disruptive behavior: Prevalence and contributing factors / M.L. Yoder, A.P. Williford // Early Education and Development. - 2019. - N 28 (1). - P. 43-58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.