Научная статья на тему 'Проблема факторов дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации'

Проблема факторов дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / КРИЗИС 7-МИ ЛЕТ / FACTORS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DISADAPTATION / MANIFESTATIONS OF DISADAPTATION / PRESCHOOL ORGANIZATION / SENIOR PRESCHOOL AGE / SOCIAL DEVELOPMENT SITUATION / CRISIS OF 7 YEARS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвиненко Наталья Валерьевна, Гасилина Мария Александровна

Как показывают результаты современных исследований и анализ педагогической практики образовательных организаций в настоящее время увеличилось количество детей с проявлениями дезадаптации к образовательной среде. Ученые отмечают, что на возникновение проявлений дезадаптации детей к образовательной среде влияют определенные факторы-причины. Согласно многочисленным исследованиям достаточно хорошо изучены факторы дезадаптации учащихся к образовательной среде школы. В меньшей степени изучены факторы дезадаптации и её проявлений у детей к образовательной среде дошкольной организации. В результате анализа психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме дезадаптации, было выявлено, что основными факторами дезадаптации и её проявлений у детей являются: возраст ребенка, состояние здоровья и уровень развития дошкольника, опыт его общения со сверстниками и взрослыми, пол ребенка, родительское отношение. На основе теоретического анализа (анализа научной литературы, обобщения, синтеза) и результатов наблюдений педагогов дошкольных организаций в нашем исследовании были определены основные группы факторов, которые оказывают значительное влияние на возникновение проявлений дезадаптации старших дошкольников к образовательной среде дошкольной организации. К основным факторам, обусловливающим дезадаптацию и её проявления у детей 6-7 лет, относятся: возрастной фактор, организация образовательного процесса в подготовительной группе, семья. Выделенный возрастной фактор мы соотносили с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, с социальной ситуацией их развития, кризисом 7-ми лет, новообразованиями, сменой ведущей деятельности. Второй фактор, связанный с особенностями организации образовательного процесса в подготовительной группе, мы соотносили с образовательной деятельностью и стилем педагогического общения. Третий фактор связан с воспитательной позицией родителей и стилем воспитания в семье. Таким образом, учет выделенных факторов (возрастной фактор, организация образовательного процесса в подготовительной группе, семья) позволяет педагогу продумать систему мер, мероприятий и действий, включающих эффективные формы, методы, технологии и средства работы со старшими дошкольниками с проявлениями дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвиненко Наталья Валерьевна, Гасилина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MALADAPTATION FACTORS OF 6-7 YEARS OLD CHILDREN TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL ORGANIZATION

As shown by the results of modern research and analysis of the pedagogical practice of educational organizations, the number of children with manifestations of maladaptation to the educational environment has now increased. Scientists note that the occurrence of manifestations of the maladjustment of children to the educational environment is influenced by certain factors-causes. According to numerous studies, the factors of students' maladaptation to the educational environment of the school have been studied quite well. The factors of maladaptation and its manifestations in children to the educational environment of a pre-school organization have been studied to a lesser degree. As a result of the analysis of psychological and pedagogical literature devoted to the problem of maladaptation, it was revealed that the main factors of maladaptation and its manifestations in children are: age of the child, health status and level of development of the preschooler, experience of his communication with peers and adults, gender of the child, parental relationship. On the basis of theoretical analysis (analysis of scientific literature, generalization, synthesis) and the results of observations of teachers of preschool organizations in our study identified the main groups of factors that have a significant impact on the occurrence of manifestations of maladaptation of older preschool children to the educational environment of the preschool organization. The main factors contributing to maladaptation and its manifestations in 6-7 years old children include: age factor, organization of the educational process in the preparatory group, family. We correlated the selected age factor with the age characteristics of children of preschool age, with the social situation of their development, the crisis of 7 years, neoplasms, the change of leading activities. The second factor related to the peculiarities of the organization of the educational process in the preparatory group was correlated with the educational activities and style of pedagogical communication. The third factor is associated with the educational attitude of the parents and the style of education in the family. Thus, the consideration of selected factors (age factor, organization of the educational process in the preparatory group, family) allows the teacher to think out a system of measures, activities and actions, including effective forms, methods, technologies and tools for working with older preschoolers with manifestations of disadaptation.

Текст научной работы на тему «Проблема факторов дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации»

DOI: 10.25198/1814-6457-217-47 УДК 373.291

Литвиненко Н.В., Гасилина М.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия

E-mail: litna@list.ru; mgasilina@bk.ru

ПРОБЛЕМА ФАКТОРОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Как показывают результаты современных исследований и анализ педагогической практики образовательных организаций в настоящее время увеличилось количество детей с проявлениями дезадаптации к образовательной среде. Ученые отмечают, что на возникновение проявлений дезадаптации детей к образовательной среде влияют определенные факторы-причины. Согласно многочисленным исследованиям достаточно хорошо изучены факторы дезадаптации учащихся к образовательной среде школы. В меньшей степени изучены факторы дезадаптации и её проявлений у детей к образовательной среде дошкольной организации. В результате анализа психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме дезадаптации, было выявлено, что основными факторами дезадаптации и её проявлений у детей являются: возраст ребенка, состояние здоровья и уровень развития дошкольника, опыт его общения со сверстниками и взрослыми, пол ребенка, родительское отношение.

На основе теоретического анализа (анализа научной литературы, обобщения, синтеза) и результатов наблюдений педагогов дошкольных организаций в нашем исследовании были определены основные группы факторов, которые оказывают значительное влияние на возникновение проявлений дезадаптации старших дошкольников к образовательной среде дошкольной организации. К основным факторам, обусловливающим дезадаптацию и её проявления у детей 6-7 лет, относятся: возрастной фактор, организация образовательного процесса в подготовительной группе, семья.

Выделенный возрастной фактор мы соотносили с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, с социальной ситуацией их развития, кризисом 7-ми лет, новообразованиями, сменой ведущей деятельности. Второй фактор, связанный с особенностями организации образовательного процесса в подготовительной группе, мы соотносили с образовательной деятельностью и стилем педагогического общения. Третий фактор связан с воспитательной позицией родителей и стилем воспитания в семье.

Таким образом, учет выделенных факторов (возрастной фактор, организация образовательного процесса в подготовительной группе, семья) позволяет педагогу продумать систему мер, мероприятий и действий, включающих эффективные формы, методы, технологии и средства работы со старшими дошкольниками с проявлениями дезадаптации.

Ключевые слова: факторы, образовательная среда, дезадаптация, проявления дезадаптации, дошкольная организация, старший дошкольный возраст, социальная ситуация развития, кризис 7-ми лет.

Litvinenko N.V., Gasilina M.A.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: litna@list.ru; mgasilina@bk.ru

THE PROBLEM OF MALADAPTATION FACTORS OF 6-7 YEARS OLD CHILDREN TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL ORGANIZATION

As shown by the results of modern research and analysis of the pedagogical practice of educational organizations, the number of children with manifestations of maladaptation to the educational environment has now increased. Scientists note that the occurrence of manifestations of the maladjustment of children to the educational environment is influenced by certain factors-causes. According to numerous studies, the factors of students' maladaptation to the educational environment of the school have been studied quite well. The factors of maladaptation and its manifestations in children to the educational environment of a pre-school organization have been studied to a lesser degree. As a result of the analysis of psychological and pedagogical literature devoted to the problem of maladaptation, it was revealed that the main factors of maladaptation and its manifestations in children are: age of the child, health status and level of development of the preschooler, experience of his communication with peers and adults, gender of the child, parental relationship.

On the basis of theoretical analysis (analysis of scientific literature, generalization, synthesis) and the results of observations of teachers of preschool organizations in our study identified the main groups of factors that have a significant impact on the occurrence of manifestations of maladaptation of older preschool children to the educational environment of the preschool organization. The main factors contributing to maladaptation and its manifestations in 6-7 years old children include: age factor, organization of the educational process in the preparatory group, family.

We correlated the selected age factor with the age characteristics of children of preschool age, with the social situation of their development, the crisis of 7 years, neoplasms, the change of leading activities. The second factor related to the peculiarities of the organization of the educational process in the preparatory group was correlated with the educational activities and style of pedagogical communication. The third factor is associated with the educational attitude of the parents and the style of education in the family.

Thus, the consideration of selected factors (age factor, organization of the educational process in the preparatory group, family) allows the teacher to think out a system of measures, activities and actions, including effective forms, methods, technologies and tools for working with older preschoolers with manifestations of disadaptation.

Key words: factors, educational environment, disadaptation, manifestations of disadaptation, preschool organization, senior preschool age, social development situation, crisis of 7 years.

На современном этапе развития образования уделяется особое внимание проблеме дезадаптации детей к образовательной среде дошкольной организации. Дезадаптация к образовательной среде представляет неспособность личности адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды [6, с. 31], [9]. Дезадаптация детей, по мнению исследователей (Л.С. Иванова, Т.И. Зубкова, В.Е. Каган, С. Л. Колосова, Т.Д. Молодцова, Р.В. Овчарова, Д.А. Фарбер, Е.И. Холостова и др.), затрагивает эмоциональную, личностную, поведенческую сферу, сферу отношений со сверстниками и взрослыми и проявляется в тревожности, страхах, в деструктивных формах поведения, отчуждении от образовательной организации, в нарушениях в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в снижении социального статуса [7], [11].

Дезадаптация и её проявления имеют многофакторное происхождение. Понятие «фактор» определяется как причина, движущая сила какого-либо изменения, явления [9]. Анализ научной литературы показал, что большинство современных исследований посвящены изучению факторов школьной дезадаптации (К.В. Бардин, Л.В. Белкина, С.А. Беличева, А.А. Бодалев, А.Е. Личко, А.И. Донцов, Н.А. Менчинская, И.А. Невский, Р.В. Овчарова, А.С. Русаков, Л.С. Славина, С.Ю. Тарасова, Н. Caglar, и др.) и в меньшей степени факторам дезадаптации дошкольников (Н.М. Аксарина, А.С. Русаков, Л.В. Белкина, Н.В. Кирюхина, Н.Д. Ватутина, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) [1], [3], [4], [8], [14], [15].

Исследователи, изучающие дезадаптацию дошкольников, выделяют следующие основные факторы, влияющие на этот процесс: возраст детей (Н.М. Аксарина), состояние здоровья и уровень развития ребенка (А.И. Донцов, А.С. Русаков, Л.В. Белкина), опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми (Н.Д. Ватутина), пол ребенка (И.С. Кон и В.А. Геодакян), родительское отношение (А.Я. Варга, В.А. Алямовская, Л.В. Белкина, Н.П. Бадьина) [2], [10].

На основе анализа научной литературы, мы выделили три группы факторов, которые могут повлиять на возникновение проявлений дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации.

Первый фактор, влияющий на возникновение у детей 6-7 лет проявлений дезадаптации -это возрастной. Старший дошкольный возраст является критическим периодом развития и он характеризуется ускоренным физическим и половым развитием ребенка, сменой социальной ситуации развития и ведущего типа деятельности (Д.Б. Эльконин и А. Л. Венгер) [5], [6].

Л.С. Выготский под социальной ситуацией развития понимал «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной», которое складывается к началу каждого возрастного периода [5, с. 258].

Социальная ситуация развития характеризуется, с одной стороны, объективным положением ребенка в системе отношений со взрослыми, с другой - субъективным отражением этого положения в переживаниях ребенка. Социальная ситуация развития детей 6-7 лет, по мнению Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, заключается в освоение знаний, в развитии интеллектуально-познавательной деятельности и характеризуется появлением у ребенка обобщенного отношения к себе и к миру, определяемого обобщенными эмоциональными представлениями [5], [12]. «Обобщенные представления» Л.С. Выготский рассматривает в качестве центрального психологического новообразования дошкольного периода, выражающего сущность кризиса семи лет. Изменение социальной ситуации развития в период кризиса 6-7 лет обусловливают сензитив-ность ребенка к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и сопряжено с определенными трудностями как в овладении новыми правилами поведения, так и в выстраивании отношений с педагогами и сверстниками.

Также возрастной период 6-7 лет характеризуется сменой ведущего вида деятельности. По мнению Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина ведущая деятельность - деятельность, специфичная для определенного возрастного периода и занимающая на его протяжении центральное место. Ведущая деятельность характеризуется тем, что реализует специфичную для возраста систему отношений ребенка со взрослыми, определяет место, занимаемое им в обществе и является непосредственным

источником формирования психологических новообразований и основной сферой их проявлений [5, с. 6]. В период кризиса 6-7 лет происходит переход ребенка от игровой деятельности к учебной. В зависимости от того как осуществляется переход от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности, определяется содержание и протекание кризиса 6-7 лет.

Л. С. Выготский считает, что возрастные кризисы - это переходные периоды развития, которые характеризуются, прежде всего, не количественными, а качественными изменениями в психике ребенка. Кризисы включает негативные проявления, нарушения поведения, трудности в общении ребенка со взрослыми и сверстниками [5, с. 8].

Исследуя кризис 6-7 лет, Л.И. Божович отмечает, что у детей этого возраста в связи с продвижением в их общем психическом развитии появляется такое новообразование как «внутренняя позиция школьника», которое выражается в стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность [4], [13].

По мнению Л.И. Божович, сплав социальных мотивов учения и мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью способствуют возникновению нового отношения к окружающей среде, названного «внутренней позицией школьника». Социальные мотивы учения - мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении». Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью -«познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» [4]. Несформированность внутренней позиции школьника у детей старшего дошкольного возраста приводит к возникновению проявлений дезадаптации в личностной сфере (отрицательное отношение к школе и учению).

Второй фактор, оказывающий влияние на возникновение проявлений дездаптации старших дошкольников - организация образовательного процесса в подготовительной группе. Необеспечение в образовательной деятельности старших дошкольников преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых

в рамках преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; несоответствие содержания занятий, методики обучения и воспитания возрастным и интеллектуальным возможностям детей; неподдержание инициативы, мотивации детей в различных видах деятельности, обусловливающих их социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие; необеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей приводят к возникновению проявлений дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации (Н.И. Ермакова, Н.М. Иовчук, С.А. Каменева, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Е.И. Тихеева, И.М. Улановская, В.Н. Шульгина и др.) [3], [4], [7].

Следует отметить, что причиной, влияющей на возникновение проявлений дезадаптации дошкольников 6-7 лет, является и такая особенность организации образовательного процесса, как стиль педагогического общения (А.Г. Исма-гилова, А.А. Бодалева, А.С. Макаренко, О.В. Зеленская, С.В. Иванова, Н.А. Лопарева и др.) [2], [10], [13]. При авторитарном стиле педагогического общения педагог использует жесткое управление и строгий контроль, сохраняет дистанцию в отношениях с детьми и недооценивает важность индивидуальных особенностей детей. При таком стиле общения ограничивается спонтанная активность в играх детей, в деятельности, на прогулках; пресекается детская инициатива; устанавливается высокий темп занятий, что держит ребенка в постоянном напряжении в течение длительного времени и порождает страх не успеть или сделать что-то неправильно. Авторитарный стиль педагогического общения с детьми влечет за собой рост таких негативных эмоциональных проявлений как тревожность, агрессия, депрессивность, враждебность [3], [11], [12].

При попустительском стиле педагогического общения педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность детей, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний руководителя (заведующего). Отсутствие дисциплины и четких требований, незаинтересованность в успехах и достижениях детей приводит к возникновению нарушений

поведения. Кроме того, изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения приводит к возникновению у детей растерянности (ребенок не может решить, как ему следует поступить в той или иной ситуации) и неврозов (подавленное настроение, сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве плаксивость, раздражительность и др.).

Третьим фактором, обуславливающим возникновение проявлений дезадаптации у детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации, является семья. Особое значение приобретает воспитательная позиция родителей и стиль воспитания в семье (Б.Н. Алмазов, К.В. Бардин, А.С. Белкин, К.С. Лебединская, А.Е. Личко, И.А. Невский, В.П. Петрунек, М.С. Певзнер, Л.Н. Таран и др.). Под воспитательной позицией понимается совокупность установок, связанных с воспитанием детей, определенная мотивация отношения к ребенку и ее осознание. На возникновение данного феномена могут повлиять неадекватность, негибкость и непрогностичность воспитательной позиции родителей. Неадекватность воспитательной позиции заключается в неумении родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, его личностные, когнитивные и мотивационные особенности. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды. Непрогностичность оценивается как неспособность родителей предвосхищать появления новых личностных качеств детей [8].

Стиль воспитания в семье так же влияет на возникновение проявлений дезадаптации (А. Адлер, Д. Баумринд, А.Л. Венгер, Л.А. Волошина, Л.Г. Саготовская, В.В. Устинова и др.). Исследователи выделяют стили, влияющие на проявления дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации: авторитарный, снисходительный, хаотический. Авторитарный стиль воспитания в семье основан на психологической дистанции между детьми и родителями, жестком контроле и в ограничении самостоятельности детей. Родители устанавливают жесткие требования, правила и ждут неукоснительного их выполнения; не допускают обсуждения каких-либо вопросов; отношения с детьми холодные и отстраненные. У детей наблюдается замкнутость, страх, непритязательность и раздражительность [4], [12].

Снисходительный (или либеральный) стиль воспитания в семье характеризуется отсутствием четких требований, неумением родителей контролировать поведение детей, но открытостью для общения с детьми. По мнению Д. Баумринд, родители, придерживающиеся либерального стиля воспитания, так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно [12].

Хаотический стиль семейного воспитания связан с отсутствием четких требований, непредсказуемостью родительского отношения. Хаотический стиль семейного воспитания влечет за собой у старших дошкольников ощущения нестабильности и неупорядоченности социальных отношений и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, агрессию и неуправляемость, не формируется самоконтроль и чувство ответственности.

Многие исследователи (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л.В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина и др.) считают, что не только воспитательная позиция родителей и стиль воспитания в семье влияют на дезадаптацию и ее проявления у детей к образовательной среде дошкольной организации, но и взаимодействие педагогов и родителей. Если не существует преемственности норм, воспитательных стратегий и требований в семье и дошкольной организации, то это может привести к возникновению данного феномена.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил выделить основные группы факторов, влияющие на возникновение проявлений дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации, которые мы соотносили с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста (социальной ситуацией развития, кризисом 6-7 лет, новообразованиями, сменой ведущей деятельности), организацией образовательного процесса в данной возрастной группе (образовательной деятельностью, стилем педагогического общения) и характеристикой семейной ситуации (воспитательной позицией родителей, стилем воспитания в семье).

08.02.2018

Список литературы:

1. Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Ур. Университет, 2015. - 152 с.

2. Биктина, Н.Н. Школьная дезадаптация как следствие психологического неблагополучия образовательной среды / Н.Н. Бик-тина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №53-3. - С. 370-375.

3. Брыкин, Ю.В. Анализ понятия «образовательная среда» в современных научных исследованиях / Ю.В. Брыкин // Вестник РМАТ. - 2016. - №1. - С. 85-89.

4. Волобуева, Н.А. Предшкола как эффективный педагогический фактор адаптации детей к образованию / Н.А. Волобуева // Вестник ЧитГУ Педагогические науки. - 2012. - №6(85). - С. 3-7.

5. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные труды / Л.С. Выготский. - М. : Юрайт, 2017. - 302 с.

6. Гринева, К.Ю. Механизм совладения с трудными ситуациями как фактор школьной адаптации первоклассников: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / К.Ю. Гринева. - Сургут, 2014. - 137 с.

7. Иванова, Л.С. Проблемно-ориентированное сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л.С. Иванова. - М., 2003. - 176 с.

8. Карелина, И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: избранные научные статьи / И.О. Карелина. - Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. - 122 c.

9. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

10. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальном миром / С.А. Козлова. - М: Инфра-М, 2016. -146 с.

11. Колосова, С. Л. Развитие личности детей с агрессивным поведением в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук: 19.00.13 / С.Л. Колосова. - М., 2006. - 21 с.

12. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2013. - 448 с.

13. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: Прогресс, 2012. - 424 с.

14. Caglar, H. La psychologie scolaire / H. Caglar. - Paris, 2012. -128 с.

15. Jonesen, S. Levoluation du potentiel dapprentissage / S. Jonesen, C. Jourdon Joneseu, M. Alain // Bulletin psychologie. - 2014. -80 с.

References:

1. Almazov BN Psihologicheskaya sredovaya dezadaptaciya nesovershennoletnih [Psychological environment disadaptation of minors]. Sverdlovsk: Ur. University, 2015, 152 p.

2. Biktina N.N. School disadaptation as a consequence of psychological ill-being of the educational environment. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2016, no. 53-3, pp. 370-375.

3. Brykin Yu.V. Analysis of the concept of "educational environment" in modern scientific research. VestnikRMAT [Herald of the RMAT], 2016, no. 1, pp. 85-89.

4. Volobuyeva N.A. Preschool as an effective pedagogical factor of children's adaptation to education. Vestnik CHitGU. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Chita State University. Pedagogical sciences], 2012, no. 6(85), pp. 3-7.

5. Vygotsky L.S. Psihologiya razvitiya. Izbrannye trudy [Developmental psychology. Selected Works]. M.: Yurayt, 2017, 302 p.

6. Grineva K.Yu. The mechanism of coping with difficult situations as a factor in the school adaptation of first-graders. Candidate's thesis. Surgut, 2014, 137 p.

7. Ivanova L.S. Problem-oriented accompaniment of schoolchildren with manifestations of disadaptation. Candidate's thesis. M., 2003, 176 p.

8. Karelina I.O. Razvitie ehmocional'noj sfery detej v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii: izbrannye nauchnye stat'i [Development of the emotional sphere of children in the pre-school educational organization: selected scientific articles]. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017, 122 p.

9. Kozhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. Moscow: Academy, 2003, 176 p.

10. Kozlova S.A. Teoriya i metodika oznakomleniya doshkol'nikov s social'nom mirom [Theory and methodology of familiarizing preschool children with the social world]. M: Infra-M, 2016, 146 p.

11. Kolosova S.L. Development of the personality of children with aggressive behavior during the transition from preschool to younger school age. Extended abstract of Doctor's thesis. M., 2006, 21 p.

12. Ovcharova R.V. Prakticheskayapsihologiya obrazovaniya [Practical psychology of education]. Moscow: Academy, 2013, 448 p.

13. Rutter M. Pomoshch' trudnym detyam [Help to difficult children]. Moscow: Progress, 2012, 424 p.

14. Caglar H. La psychologie scolaire. Paris, 2012, 128 p.

15. Jonesen S, Jourdon Joneseu C., Alain M. Levoluation du potentiel dapprentissage. Bulletin psychologie, 2014, 80 p.

Сведения об авторах:

Литвиненко Наталья Валерьевна, профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования

факультета дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета, доктор психологических наук

E-mail: litna@list.ru

Гасилина Мария Александровна, ассистент кафедры педагогики дошкольного и начального образования

факультета дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета E-mail: mgasilina@bk.ru

460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.