Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/44PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Литвиненко Н.В. Психологические особенности дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/44PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Litvinenko N.V. (2019). Psychological features of children and adolescents maladapted to the educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/44PSMN519.pdf (in Russian)
Грант администрации Оренбургской области № 30 от 14.08.2019 г.
УДК 159.9
Литвиненко Наталья Валерьевна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург, Россия
Профессор кафедры «Социальной психологии» Заведующий кафедрой «Педагогики дошкольного и начального образования», профессор
Доктор психологических наук, доцент E-mail: [email protected]
Психологические особенности дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков
Аннотация. В настоящее время наблюдается рост количества детей и подростков дезадаптированных к образовательной среде дошкольной и общеобразовательной организации. Это обусловлено современной социальной ситуацией развития детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, для которой характерны проявления агрессивности по отношению к взрослым и сверстникам, замкнутость, уход в себя, недостаток социальной нормативности, компетентности, эмоциональное отчуждение и холодность.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение психологических особенностей дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков. Оно проводилось на основе наблюдения, беседы, опроса, социометрии, аттракциометрии и эксперимента с использованием комплекса методик, позволивших выявить особенности социальных отношений детей и подростков и их личностные особенности.
Полученные автором результаты свидетельствуют о том, что для дезадапированных старших дошкольников характерны выраженность дезадаптивного поведения, тревожность, агрессивность, негативное отношение к сверстникам и воспитателю, неадекватная завышенная самооценка и несформированность внутренней позиции школьника. Дезадаптированных младших школьников отличают низкий уровень умственного развития, выраженность дезадаптивного поведения, эмоциональная непривлекательность учителя, неуспешность социальных контактов со взрослыми и сверстниками, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Для дезадаптированных младших подростков характерны дезадаптивное поведение, значимость общения со сверстниками при неуспешности социальных контактов с ними, замкнутость и суровость по отношению к окружающим, тревожность и агрессивность по отношению к взрослым, неуверенность в себе, а также невозмутимость и спокойствие.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: дезадаптация; школьная дезадаптация; психологические особенности; дети старшего дошкольного возраста; младшие школьники; младшие подростки; образовательная среда
В настоящее время дезадаптация детей и подростков к среде образовательной организации стала достаточно распространенным явлением. Об этом свидетельствуют: рост числа проявлений агрессивности и тревожности детей и подростков по отношению к сверстникам и взрослым, низкий уровень социальной компетентности, неспособность и нежелание решать конфликтные ситуации мирным путем, эмоциональная холодность и отчужденность детей и подростков по отношению к окружающим.
Дезадаптация свидетельствует о нарушении адаптации как внутренне мотивированного процесса, обеспечивающего принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий существования. Придерживаясь этой точки зрения, Т.Д. Молодцова, В.В. Гура и С.Ю. Шалова отмечают, что «дезадаптация, являясь результатом внутренней и внешней дегармонизации взаимодействия личности с собой и обществом, проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности» [1, с. 117]. Дезадаптация как сложное системное образование фиксируется, прежде всего, в нарушениях норм морали и права, в асоциальных формах поведения при взаимодействии с другими людьми в процессе совместной деятельности, общении, познании, а также в деформациях основных сфер развития личности. Поэтому вполне закономерным является вывод, к которому приходит С.А. Беличева, отмечая, что острое нарушение взаимодействия детей и подростков с окружающей действительностью, которое наблюдается при дезадаптации, приводит к проблемам социализации и сложностям соответствовать постоянно меняющимся требования и условиям современного общества [2].
Дезадаптация у дошкольников выражается, прежде всего, в несоответствии поведения требованиям норм и правил поведения в обществе при взаимодействии со взрослыми и сверстниками в процессах деятельности и общения. Дезадаптированный ребенок отвергает нормы и правила поведения в группе, манипулирует ими; негативно относится к сверстникам, проявляет в общении с ними напряженность, обиженность, раздражительность, упрямство, спорит, конфликтует с детьми; не проявляет инициативу в совместной игровой деятельности со сверстниками, предпочитает играть в одиночестве; проявляет негативное отношение к воспитателю в форме раздражения, вспыльчивости, подавленности, настороженности, волнения и чувствительности к порицаниям [3, с. 21].
У дездаптированных дошкольников внутренний дискомфорт проявляется в повышенном или высоком уроне тревожности. Дошкольники с повышенным уровнем тревожности характеризуются как неуверенные в себе, испытывающие чувство страха перед неизвестным, предпочитают не привлекать к себе внимание окружающих, отличаются скромностью и застенчивостью [4; 5]. Эти дошкольники склонны к сомнениям и колебаниям в определенных создавшихся ситуациях, боятся других детей, ждут нападения, насмешки, обиды. Повышенный или высокий уровень тревожности у дошкольников отражается на взаимоотношениях со сверстниками, что приводит к постоянным конфликтным ситуациям.
Для дезадаптированных детей характерно и проявление агрессии, которая в научной литературе рассматривается как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности» [6, с. 32]. Согласно анализу научной литературы, агрессивность
Введение
https:// mir-nauki. com
дошкольников проявляется в физической (использование физической силы против другого лица) и вербальной агрессии (выражение негативных чувств как через форму поведения (визг, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия) [7, с. 64].
Для описания всего комплекса признаков, свидетельствующих о нарушении адаптации школьников к образовательной среде общеобразовательной организации, ученые используют термин "школьная дезадаптация". Многие авторы оценивают школьную дезадаптацию как сложное социально-психологическое и социально-педагогическое явление, препятствующее успешному овладению ребенком знаниями и умениями, навыками общения и взаимодействия в продуктивной учебной деятельности [8-10]. Н.М. Иовчук, А.А. Северный отмечают, что школьная дезадаптация - это «невозможность школьного обучения ребенка соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия его с окружением в условиях, предъявляемых данному ребенку той микросредой, в которой он существует» [10, с. 38].
Школьная дезадаптация проявляется неуспешностью учебной деятельности -"когнитивный компонент" (Л.Н. Винокуров, Г.Ф. Кумарина); выраженностью различных форм дезадаптивного поведения - "поведенческий компонент" (С.А. Беличева, И.А. Невский); нарушениями в эмоциональном и личностном развитии - тревожность, эмоциональная неустойчивость, негативное эмоционально-личностное отношения к учебной деятельности -"личностный компонент" (Г.Ф. Кумарина); нарушениями в психологическом, психическом и физическом здоровье - "отклонение в здоровье" (А.И. Захаров, Н.М. Иовчук, А.А. Северный). Дедадаптированный к образовательной среде школьник не способен продуктивно выполнять ведущую деятельность, что проявляется в низком уровне познавательной активности, в негативном эмоционально-личностном отношении к школе, в отставании в учебе, в неудовлетворительных отметках. При взаимодействии с учителями, сверстниками часто проявляются симптомокомплексы поведения, свидетельствующие о слабой произвольной регуляции поведения, о несоответствии поведения установленным в обществе нормам и правилам. Дезадаптированный школьник проявляет низкий уровень социальной компетентности, не обладает коммуникативными умениями для установления и поддержания социальных контактов, обеспечивающих эффективное выполнение ведущей деятельности и развитие личности. Для его эмоциональной сферы характерно преобладание негативных эмоций [1; 2; 10].
Цель исследования - выявить психологические особенности дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков.
Исследование психологических особенностей дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков было проведено в 2014-2019 году в старших группах дошкольных образовательных учреждений №13, №145 г. Оренбурга, «Детский сад №1» с. Краснохолм Оренбургской области, в МОУ «Лицей №7», средних общеобразовательных школах №25, 34, 75 г. Оренбурга. В нем участвовали 94 ребенка старшего дошкольного возраста (6 лет), 92 младших школьника (7-8 лет) и 90 младших подростков (11-12 лет).
Для выявления дезадаптированных к образовательной среде старших дошкольников осуществлялась оценка таких показателей как неадекватность поведения в группе, негативное отношение к сверстникам, негативное отношение к воспитателю, а также выраженности факторов дезадаптивного поведения (агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка) и его последствий (социометрический статус, сформированность «внутренней позиции школьника»). Для этого использовался комплекс методик: методика «Социальная адекватность поведения» (Р. Жиль); проективный рисуночный тест «Мой воспитатель» (Р.Р. Калинина); тест
Материалы и методы исследования
https:// mir-nauki. com
тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); «Детский апперцептивный тес (Л. и С. Беллак); методика изучения самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур); методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская); беседа «Об отношении к школе и учению» (Т.А. Нежнова).
Результаты, полученные по этим методикам, подвергались кластерному анализу, на основе которого были выделены адаптированные старшие дошкольники и старшие дошкольники с дезадаптивным поведением. Результаты расчета по статистическому параметрическому критерию t-Стьюдента и по критерию углового преобразования Фишера позволили подтвердить верное распределение старших дошкольников на адаптированных и старших дошкольников с дезадаптивным поведением и описать их психологические особенности.
Для выявления дезадаптированных к образовательной среде младших школьников и подростков использовался комплекс таких показателей как неуспешность в учебной деятельности, неблагоприятный социометрический статус в коллективе сверстников, характер отношения к учителю; неадекватность поведения требованиям образовательной среды, выраженность школьной тревожности. Количественная оценка этих показателей позволила выделить и описать четыре группы школьников с различным уровнем адаптации: полная адаптация, неполная адаптация, затрудненная адаптация и дезадаптация [11-13].
Для исследования психологических особенностей младших школьников и подростков использовался факторный анализ, который проводился методом главных компонент двух групп показателей. Первая группа отражала характер социальных отношений школьников, вторая группа - их индивидуально-личностные особенности. В первую группу вошли такие показатели как социометрический статус, удовлетворенность своим положением в коллективе сверстников, эмоциональная экспансивность общения, учебная активность, эмоциональная привлекательность учителя, родителей, школьная тревожность, недоверие к людям, вещам, ситуациям, депрессия, уход в себя, тревожность к взрослым, детям, враждебность к детям, взрослым, асоциальность, эмоциональное напряжение. Вторая группа включала в себя такие показатели как общительность, уверенность в себе, эмоциональная невозбудимость, независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимизм, самоконтроль, невозмутимость, умственное развитие, самооценка.
Для исследования психологических особенностей дезадаптированных младших школьников и младших подростков использовались социометрия, аттракциометрия, методика "Внешнегрупповая референтометрия", тест тревожности Л. Филлипса, "Шкала тревожности" А.М. Прихожан, "Карта наблюдений" Д. Стотта опросник личностных черт Р. Кеттела.
Для изучения особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников и подростков использовались методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга и методика с готовым перечнем мотивов М.В. Матюхиной.
Полное описание эмпирических данных по этим методикам представлены в наших публикациях [3; 11-13; 15].
По результатам кластерного анализа старшие дошкольники разделились на две группы. В группу адаптированных старших дошкольников вошло 57,45 % детей, а в группу старших дошкольников с дезадаптивным поведением 42,55 %. В ходе исследования выявлено, что в группе старших дошкольников с дезадаптивным поведение 23,4 % детей знают правила поведения и нормы, но соблюдать их не хотят, отвергают и игнорируют, а 19,15 % детей нарушают правила и нормы поведения в группе с целью привлечь к себе внимание, получить
Результаты исследования и их обсуждение
положительную оценку взрослого. Установлено, что дезадаптированные старшие дошкольники статистически значимо превосходят адаптированных детей в манипулировании правилами и нормами поведения в группе (р < 0,05).
Старшие дошкольники с дезадаптивным поведением статистически значимо превосходят адаптированных старших дошкольников в негативном отношении к сверстникам (р < 0,01). Во взаимодействии с ними у них наблюдаются: напряженность, раздражительность, конфликты; отсутствие инициативы в совместной игровой деятельности, взаимопомощи на занятиях; предпочтение играть в одиночестве; несогласованность с действиями сверстников в игровой деятельности. В этой группе по сравнению с адаптированными старшими дошкольниками статистически больше детей с социальным статусом «игнорируемые» (р < 0,001).
Старшие дошкольники с дезадаптивным поведением статистически значимо отличаются от адаптированных по показателям «негативное отношение к воспитателю» (р < 0,05) и «сформированность внутренней позиции школьника» (р < 0,001). У 23,4 % старших дошкольников с дезадаптивным поведением выявлено позитивное отношение к воспитателю и низкий уровень сформированности внутренней позиции школьника. Они не хотят идти учиться в школу. Не проявляют потребность занять новую социальную позицию - позицию школьника, школьно-учебную ориентацию в ситуации необязательного посещения школы. У них отсутствует содержательное представление о подготовке к школе. Эти старшие дошкольники предпочитают «дошкольные» виды деятельности и такие виды времяпрепровождения в школе, как игры на переменах, обед, прогулка. Эти дети отказываются от школы, в которой соблюдаются правила школьной дисциплины, не признают авторитет учителя.
У 19,15 % старших дошкольников с дезадаптивным поведением выявлены негативное отношение к воспитателю, по отношению к которому они испытывают раздражение, вспыльчивость, подавленность, настороженность, волнение и чувствительность к порицаниям, а также средний уровень сформированности внутренней позиции школьника. Эти дети положительно относятся к поступлению и пребыванию в школе. Но у них ярче проявляется не потребность в интеллектуальной активности, в приобретении новых знаний, умений и навыков в совместной с другими детьми учебной деятельности, а потребность в общении со сверстникам в школе, в их оценке и одобрении. Они проявляют потребность занять новую социальную позицию - позицию школьника; школьно-учебную ориентацию в ситуации необязательного посещения школы.
Старшие дошкольники с дезадаптивным поведением статистически значимо превосходят адаптированных старших дошкольников по выраженности факторов тревожности (р < 0,001), агрессивности (р < 0,001) и неадекватной самооценки (р < 0,001). Наиболее тревожные и агрессивные старшие дошкольники - это дошкольники с дезадаптивным поведением (р < 0,001). Наибольшее количество старших дошкольников с завышенным типом самооценки (р < 0,001) выявлено в этой же группе детей.
Для адаптированных к образовательной среде младших школьников и подростков характерны оптимальный уровень школьной тревожности, отличная или хорошая успеваемость, высокий или средний уровень учебной активности, благоприятное или скорее благоприятное положение в коллективе сверстников, положительное эмоциональное отношение к учителю и отсутствие затруднений на поведенческом уровне. В группу адаптированных вошло 36,6 % младших школьников и 7,6 % младших подростков. Для дезадаптированных к образовательной среде школьников характерны и/или неудовлетворительная успеваемость, низкий уровень учебной активности, неблагоприятное положение в коллективе сверстников, негативное отношение к учителю, нарушения на поведенческом уровне. В эту группу вошли обучающиеся как с высоким уровнем школьной
https:// mir-nauki. com
тревожности, так и с чрезмерным спокойствием. Чрезмерное спокойствие может иметь защитный характер. Дезадаптированные школьники блокируют отрицательный опыт, не допускают его в сознание, и поэтому эмоциональное благополучие у них обусловлено неадекватным отношением к действительности. Как показали результаты нашего исследования школьная тревожность у дезадаптированных школьников обусловлена взаимосвязью трудностей объективного и субъективного характера. Она имеет значимые отрицательные связи с успеваемостью (г = -0,26) и таким фактором структуры личности как общительность (г = -0,256). Значимая положительная связь была выявлена между школьной тревожностью и социометрическим статусом (г = 0,270). Группу дезадаптированных школьников составили 23,5 % младших школьников и 26,1 % младших подростков.
Дезадаптированные младшие школьники (25,4 %) и младшие подростки (58,7 %) испытывают трудности в усвоении учебного материала по одной или нескольким учебным предметам, а 7,8 % младших подростков не справляются с учебной нагрузкой, что проявляется в стойкой неуспеваемости. У большинства младших школьников выявлена внешняя школьная мотивация. У некоторых из них был зафиксирован низкий уровень школьной мотивации (7,8 %) и негативное отношение к школе (3,3 %). У младших подростков ведущие позиции в мотивации учебной деятельности занимают мотивы избегания неприятностей («не хочу огорчать родителей») и самоопределения («понимаю, что от этого зависит будущее»). Большое влияние на характер учебной деятельности этих детей оказывает и эгоистический мотив («хочу впоследствии получать больше денег»).
У дезадаптированных младших школьников и подростков в отличие от адаптированных детей устойчиво проявляются различные формы дезадаптивного поведения. Для младших школьников характерна выраженность таких симптомокомплексов дезадаптивного поведения как "уход в себя" (22 %), "враждебность к взрослым" (14 %) и "неугомонность" (12 %), а для дезадаптированных младших подростков - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям" (16 %), "депрессия" (14,5 %) и "враждебность к взрослым" (14 %).
У 22,2 % и 47,1 % дезадаптированных младших школьников и подростков зафиксировано скорее неблагоприятное или неблагоприятное положение среди сверстников. Большинство из них находятся в изолированном положении в классе или игнорируются сверстниками. По результатам аттракциометрии можно констатировать, что у младших школьников проявляется нейтральное (15,7 %) или негативное (9,2 %) эмоциональное отношение к учителю. Результаты референтометрии показали, что учитель не входит в круг значимых лиц у большинства младших подростков (60,5 %).
По результатам факторного анализа у младших школьников было выделено 12 значимых психологических факторов. Семь из этих факторов (дезадаптивное поведение, эмоциональная привлекательность учителя, тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, эмоциональное благополучие, социальная стрессированность, успешность социальных контактов со взрослыми и сверстниками, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям) отражают особенности социальных отношений младших подростков. Они в совокупности охватывают 65,4 % исходных показателей, доля дисперсии которых в факторах составила от 19,1 % до 6,5 %. Пять других факторов (эмоциональная реактивность, подверженность влиянию среды, эмоциональная зрелость, подверженность чувствам, умственное развитие) отражают индивидуально-личностные особенности младших школьников. Они в совокупности охватывают 52,7 % исходных показателей, доля дисперсии которых в этих факторах составила от 21 % до 7,5 %. Психологические особенности адаптированных и дезадаптированных младших школьников выявлялись, исходя из их положения в зоне положительных или отрицательных значений по этим факторам.
https:// mir-nauki. com
Для адаптированных младших школьников характерны эмоциональная привлекательность учителя, эмоциональное благополучие, успешность социальных контактов со взрослыми и сверстниками, эмоциональная зрелость и соответствующее возрасту умственное развитие. По этим факторам большинство адаптированных младших школьников (от 57,7 % до 91,7 %) находятся в зоне с положительными значениями. В этой группе у 61,6 % детей были выявлены отрицательные значения по фактору подверженности чувствам, то есть для них характерны ответственность и добросовестность.
Как показали результаты нашего исследования, большинство дезадаптированных младших школьников (от 59,3 % до 66,7 %) находятся в зоне с положительными значениями по факторам дезадаптивного поведения, проявления недоверия к новым людям, вещам, ситуациям. Для дезадаптированных младших школьников характерны эмоциональная непривлекательность учителя, неуспешность социальных контактов со взрослыми и сверстниками, низкий уровень умственного развития. По этим факторам большинство дезадаптированных младших школьников (от 70,4 % до 85,2 %) находятся в зоне с отрицательными значениями. Особо следует отметить, что у дезадаптированных младших школьников проявилось противоречие между отсутствием признаков социальной стрессированности и неуспешностью социальных контактов со взрослыми и сверстниками. У 55,5 % детей были выявлены отрицательные значения по фактору социальной стрессированности.
По результатам факторного анализа у младших подростков было выявлено 11 значимых психологических факторов. Семь из этих факторов (дезадаптивное поведение, успешность социальных контактов со сверстниками, эмоциональное неблагополучие, тревожность в ситуациях межличностного взаимодействия, тревожность и агрессивность по отношению к взрослым, уверенность в себе в ситуациях школьного взаимодействия, значимость общения со сверстниками) отражают особенности социальных отношений младших подростков. Они в совокупности охватывают 68,8 % исходных показателей, доля дисперсии которых в этих факторах составила от 19,9 % до 8,8 %. Пять факторов (уверенность в себе, фрустрированность личности, самоконтроль эмоций и поведения, самооценочная тревожность) отражают индивидуально-личностные особенности младших подростков. Они в совокупности охватывают 53,9 % исходных показателей, доля дисперсии которых в этих факторах составила от 19,1 % до 6,8 %.
Для адаптированных младших подростков характерны успешность социальных контактов со сверстниками, эмоциональное благополучие, уверенность в себе в ситуациях школьного взаимодействия, самоконтроль эмоций и поведения. Большинство из них (от 52 % до 88 %) находятся в зоне с положительными значениями по этим факторам, кроме фактора эмоционального неблагополучия. По данному фактору у 76 % адаптированных младших подростков выявлены отрицательные индивидуальные значения.
Для дезадаптированных младших подростков характерны устойчивые проявления дезадаптивного поведения, значимость общения со сверстниками при неуспешности социальных контактов с ними, тревожность и агрессивность по отношению к взрослым. У большинства из них (от 52,8 % до 61,1 %) были выявлены положительные индивидуальные значения по данным факторам, кроме фактора успешности социальных контактов со сверстниками. По этому фактору у 94,4 % учеников были зафиксированы отрицательные значения. Результаты нашего исследования показали, что неуспешность социальных контактов со сверстниками не вызывает у дезадаптированных младших подростков тревожность в ситуациях межличностного взаимодействия. Об этом свидетельствуют отрицательные значения у 69,4 % детей по этому фактору. А тревожность и агрессивность по отношению к
взрослым сочетается у 47,2 % дедадаптированных младших подростков с отсутствием признаков эмоционального неблагополучия.
Выводы
Таким образом, полученные в нашем исследовании результаты, позволяют сделать следующие выводы:
• для дезадаптированных старших дошкольников характерны выраженность дезадаптивного поведения, тревожность, агрессивность, негативное отношение к сверстникам и воспитателю, неадекватная завышенная самооценка и несформированность внутренней позиции школьника;
• дезадаптированных младших школьников отличают низкий уровень умственного развития, выраженность дезадаптивного поведения, эмоциональная непривлекательность учителя, неуспешность социальных контактов со взрослыми и сверстниками, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;
• для дезадаптированных младших подростков характерны дезадаптивное поведение, значимость общения со сверстниками при неуспешности социальных контактов с ними, тревожность и агрессивность по отношению к взрослым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Молодцова Т.Д., Гура В.В., Шалова С.Ю. Исследование проблемы дезадаптации детей и подростков в России в XX веке // Балтийский гуманитарный журнал. -2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 115-119.
2. Беличева, С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
3. Литвиненко Н.В., Гасилина М.А. Тревожность и агрессия как показатели проявлений дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации. - Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 3. - С. 15-23.
4. Волгуснова Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -2015. - № 1. - С. 67-70.
5. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
6. Михайлова М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград: Учитель, 2009. -116 с.
7. Смирнова Е.О. Агрессивные дети. - Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4. - С. 62-67.
8. Винокуров Л.Н. Возможности межведомственной и междисциплинарной интеграции в профилактике школьной дезадаптации // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №2. - С. 61-67.
9. Кумарина Г.Ф. Профилактика школьной дезадаптации: социально-педагогический подход. - Социальная педагогика. - 2013. - №5. - С. 5-16.
10. Северный А.А., Иовчук Н.М. Организация междисциплинарного взаимодействия в психокоррекционной помощи детям и подросткам // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2018. - Т. 18. - № 1. - С. 35-40.
11. Литвиненко М.В. Адаптированность школьников к образовательной среде: критериальный анализ // Педагогика: семья-школа-общество (Научная монография). Под общ. ред. О.И. Кирикова. - Книга 32. - Минск: БГПУ; Житомир: ЖГУ; Воронеж: ВГПУ, 2014. - 156 с.
12. Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - с. 62-67.
13. Литвиненко Н.В. Характер Межличностных отношений как показатель адаптированности школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18118 (дата обращения: 26.03.2019).
14. Литвиненко Н.В. К вопросу о факторах дезадаптации школьников в критические периоды развития к образовательной среде // Фундаментальные проблемы науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2015. - С. 155-158.
15. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде. Автореферат....докт. психол. наук. - Самара, 2009. - 49 с. http://vak1.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/psiholog/200 9/15-06/LitvinenkoNV.doc
Litvinenko Natalya Valerievna
Orenburg state university, Orenburg, Russia Orenburg state pedagogical university, Orenburg, Russia
E-mail: [email protected]
Psychological features of children and adolescents maladapted to the educational environment
Abstract. Currently, there is an increase in the number of children and adolescents maladapted to the educational environment of preschool and General education organizations. This is due to the current social situation of development of children of preschool, primary school and early adolescence, which is characterized by manifestations of anxiety and aggression towards adults and peers, isolation, withdrawal, lack of social normativity, competence, emotional alienation and coldness.
The article presents the results of an empirical study aimed at studying the psychological characteristics of children and adolescents maladapted to the educational environment. It was conducted on the basis of observation, conversation, survey, questionnaire, sociometry, attractionometry and experiment using a set of techniques that allowed to identify the features of social relations of children and adolescents and their personal characteristics.
The data obtained by the author, their processing by means of methods of mathematical statistics and interpretation, allow to state that for disadapted senior preschoolers the severity of disadaptive behavior, anxiety, aggressiveness, negative attitude to peers and the tutor, inadequate overestimated self-esteem and unformed internal position of the pupil are characteristic. Maladapted primary school children are distinguished by a low level of mental development, the severity of maladaptive behavior, emotional unattractiveness of the teacher, the failure of social contacts with adults and peers, distrust of new people, things, situations. For maladapted younger adolescents are characterized by maladaptive behavior, the importance of communication with peers with the failure of social contacts with them, isolation and severity in relation to others, anxiety and aggression towards adults, self-doubt, as well as equanimity and calmness.
Keywords: maladjustment; school maladjustment; psychological features; children of senior preschool age; younger pupils; younger teenagers; educational environment