Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усцева Мария Николаевна

Проблема трудностей адаптации к школе является до сих пор одной из актуальных в современном начальном образовании. Известно, что именно к первоклассникам предъявляются новые требования, связанные с физическими, умственными и эмоциональными перегрузками. Несоответствие данных требований возможностям ребенка приводит к возникновению школьной дезадаптации. В современных условиях приоритетными задачами школы являются создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста является важным показателем эффективной социально-психоло-педагогической адаптации обучающихся в общеобразовательной организации. Гармонизация эмоционального самочувствия важное условие в преодолении трудностей усвоения программы начального обучения и успешной психосоциальной адаптации первоклассников на последующих этапах возрастного развития [4]. При общем понимании важности проблем гармонизации эмоционального самочувствия младших школьников на этапе адаптации, особенно первоклассников, нередко существуют методические и организационные трудности решения данной задачи в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации. Важным является разработка и применение мер психолого-педагогической поддержки младшему школьнику, особенно первокласснику, на этапе его адаптации к школе посредством интеграции усилий всех субъектов образовательных отношений. В статье представлены результаты исследования особенностей эмоционального самочувствия первоклассников с различной степенью адаптации к школе. Получены данные, что большинство диагностированных первоклассников адаптированы. При этом в классе с высоким уровнем успеваемости выявлено значительное количество адаптированных школьников. Рассмотрены также общие и индивидуальные показатели эмоционального самочувствия первоклассников. Отмечено, что школьников с нейтральным и негативным эмоциональным отношением больше в классе с низкой успеваемостью. Проанализированы показатели эмоционального самочувствия обучающихся 1 классов с различной степенью адаптации. Получены результаты, что младшие школьники с повышенной (серьёзной) степенью дезадаптации обнаруживают индивидуальные зоны эмоционального дискомфорта и негативное отношение к урокам и ребятам в классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усцева Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL WELL-BEING AS AN INDICATOR OF ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The problem of difficulties in adapting to school is still one of the most relevant in modern primary education. It is known that new requirements related to physical, mental and emotional overload are imposed on first-graders. The inconsistency of these requirements with the capabilities of the child leads to the emergence of school maladaptation. In modern conditions, the priority tasks of the school are to create conditions for maintaining, preserving and strengthening the health of schoolchildren. The emotional well-being of primary school children is an important indicator of the effective socio-psychological and pedagogical adaptation of students in a general education organization. Harmonization of emotional well-being is an important condition in overcoming the difficulties of mastering the primary education program and successful psychosocial adaptation of first-graders at subsequent stages of age development [4]. With a general understanding of the importance of the problems of harmonizing the emotional well-being of younger schoolchildren at the stage of adaptation, especially first-graders, there are often methodological and organizational difficulties in solving this problem in the educational process of a general education organization. It is important to develop and apply measures of psychological and pedagogical support to a younger student, especially a first-grader, at the stage of his adaptation to school through the integration of efforts of all subjects of educational relations. The article presents the results of a study of the features of the emotional well-being of first-graders with varying degrees of adaptation to school. Data have been obtained that most of the diagnosed first graders are adapted. At the same time, a significant number of adapted schoolchildren were identified in a class with a high level of academic performance. The general and individual indicators of emotional well-being of first-graders are also considered. It is noted that there are more students with neutral and negative emotional attitudes in a class with low academic performance. The indicators of emotional well-being of 1st grade students with varying degrees of adaptation are analyzed. The results were obtained that younger schoolchildren with an increased (serious) degree of maladaptation discover individual zones of emotional discomfort and a negative attitude towards lessons and children in the classroom.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук Усцева Мария Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Проблема трудностей адаптации к школе является до сих пор одной из актуальных в современном начальном образовании. Известно, что именно к первоклассникам предъявляются новые требования, связанные с физическими, умственными и эмоциональными перегрузками. Несоответствие данных требований возможностям ребенка приводит к возникновению школьной дезадаптации. В современных условиях приоритетными задачами школы являются создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста является важным показателем эффективной социально-психоло-педагогической адаптации обучающихся в общеобразовательной организации. Гармонизация эмоционального самочувствия важное условие в преодолении трудностей усвоения программы начального обучения и успешной психосоциальной адаптации первоклассников на последующих этапах возрастного развития [4]. При общем понимании важности проблем гармонизации эмоционального самочувствия младших школьников на этапе адаптации, особенно первоклассников, нередко существуют методические и организационные трудности решения данной задачи в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации. Важным является разработка и применение мер психолого-педагогической поддержки младшему школьнику, особенно первокласснику, на этапе его адаптации к школе посредством интеграции усилий всех субъектов образовательных отношений. В статье представлены результаты исследования особенностей эмоционального самочувствия первоклассников с различной степенью адаптации к школе. Получены данные, что большинство диагностированных первоклассников адаптированы. При этом в классе с высоким уровнем успеваемости выявлено значительное количество адаптированных школьников. Рассмотрены также общие и индивидуальные показатели эмоционального самочувствия первоклассников. Отмечено, что школьников с нейтральным и негативным эмоциональным отношением больше в классе с низкой успеваемостью. Проанализированы показатели эмоционального самочувствия обучающихся 1 классов с различной степенью адаптации. Получены результаты, что младшие школьники с повышенной (серьёзной) степенью дезадаптации обнаруживают индивидуальные зоны эмоционального дискомфорта и негативное отношение к урокам и ребятам в классе.

Ключевые слова: младшие школьники, адаптация, дезадаптация, эмоциональное самочувствие, эмоциональное благополучие.

Annotation. The problem of difficulties in adapting to school is still one of the most relevant in modern primary education. It is known that new requirements related to physical, mental and emotional overload are imposed on first-graders. The inconsistency of these requirements with the capabilities of the child leads to the emergence of school maladaptation. In modern conditions, the priority tasks of the school are to create conditions for maintaining, preserving and strengthening the health of schoolchildren. The emotional well-being of primary school children is an important indicator of the effective socio-psychological and pedagogical adaptation of students in a general education organization. Harmonization of emotional well-being is an important condition in overcoming the difficulties of mastering the primary education program and successful psychosocial adaptation of first-graders at subsequent stages of age development [4]. With a general understanding of the importance of the problems of harmonizing the emotional well-being of younger schoolchildren at the stage of adaptation, especially first-graders, there are often methodological and organizational difficulties in solving this problem in the educational process of a general education organization. It is important to develop and apply measures of psychological and pedagogical support to a younger student, especially a first-grader, at the stage of his adaptation to school through the integration of efforts of all subjects of educational relations. The article presents the results of a study of the features of the emotional well-being of first-graders with varying degrees of adaptation to school. Data have been obtained that most of the diagnosed first graders are adapted. At the same time, a significant number of adapted schoolchildren were identified in a class with a high level of academic performance. The general and individual indicators of emotional well-being of first-graders are also considered. It is noted that there are more students with neutral and negative emotional attitudes in a class with low academic performance. The indicators of emotional well-being of 1st grade students with varying degrees of adaptation are analyzed. The results were obtained that younger schoolchildren with an increased (serious) degree of maladaptation discover individual zones of emotional discomfort and a negative attitude towards lessons and children in the classroom.

Key words: younger students, adaptation, maladaptation, emotional well-being, emotional well-being.

Введение. Проблема гармонизации эмоционального благополучия младших школьников особенно актуальна, поскольку именно на данном возрастном этапе эмоциональная сфера особенно восприимчива, а ребёнок переживает трудности адаптации к новым социально-общественным условиям, физиологические перегрузки, связанные с изменением режима дня и длительным пребыванием в школе, а также изменения социального окружения.

Известно, что адаптация - это динамично меняющий состояние человека процесс приспособления личности к новой среде, характеризующийся принятием новых условий жизнедеятельности, новых установок, норм, ценностей социума, новых взаимодействий, контактов, социальных ролей и пр. Адаптация тесно связана с развитием и становлением личности и степенью социализированности в обществе [9]. Адаптация является составной частью социализации. Школа, включающая различных участников образовательных отношений, является вторичным институтом социализации и адаптации, поскольку на вторичных уровнях социальная адаптация в большей степени определяется уровнем индивидуального взаимодействия самого индивида. При этом отмечается нелинейный характер процесса школьной адаптации, что определяется наличием критических периодов в процессе обучения. Отсюда наиболее важным является первый класс - как начальный этап школьной жизни, связанный с принятием новых социальных ролей и статусов, а также связанных с ними прав и обязанностей [9].

Известно, что эмоции выполняя побудительную функцию, влияют на поведение, деятельность и образ жизни человека. Ф.Б. Березин, В.И. Медведев и другие исследователи отмечают, что нередко процесс адаптации детерминируется эмоциями, поскольку направленность последних мобилизует вегетативную и способствует адекватности формирования двигательной и поведенческой составляющих адаптации.

В процессе адаптации личности к условиям среды подчеркивается роль физического, психологического и эмоционального самочувствия. Отмечается, что если взрослый человек способен самостоятельно контролировать, опираясь на собственные ощущения и чувства, уровень адаптированности к условиям среды, то для ребёнка наиболее благоприятной

является адаптация и социализация в условиях знакомой среды. При этом в младшем школьном возрасте трудности адаптации усугубляются не только возрастными особенностями, семейными и социальными условиями, но и отсутствием опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Адаптация обучающихся начальной школы зависит от различных факторов: структуры и социального статуса семьи школьника, уровня и особенностей организации школьного обучения, особенностей коммуникации с одноклассниками и учителями. Все это оказывает влияние на адаптационные возможности младшего школьника, формируя его личность [9].

Изложение основного материала статьи. Поступление ребёнка в школу связано с возникновением «внутренней позиции школьника» - личностным новообразованием, определяющим интерес к школе и положительное эмоциональное отношение к учёбе. В тех случаях, когда актуальные потребности ребёнка не удовлетворены, школьник может переживать устойчивое состояние эмоционального неблагополучия, которое выражается в нежелании посещать школу, боязни учителей и плохого отношения сверстников [4]. Всё это может способствовать появлению эмоциональных дисфункций, нервно-психических и соматических расстройств и затруднять адаптацию младших школьников. Существуют данные, что современный ребёнок оказывается более эмоционально зависимым от социальных условий (родителей, учителей, сверстников, отношений в классном коллективе) [4].

Несмотря на то, что особенности эмоционального развития детей рассматриваются как отечественными (Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Митина, А.О. Прохоров, Г.А. Цукерман и др.), так и зарубежными исследователями (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.), отмечается недостаточная изученность феноменологии, состава, структуры, специфики эмоциональных состояний, качественных характеристик субъективных эмоциональных переживаний, и возрастная динамика, особенно в условиях ранней специализации в обучении [8].

Взаимосвязь особенностей формирования эмоциональной сферы и самооценки младших школьников являются важнейшими внутренними факторами психологического здоровья и успешной социальной адаптации младших школьников [6]. Т.Г. Куликовой рассматривались особенности формирования системы аффективной регуляции, общей и частной самооценки дезадаптированных и адаптированных обучающихся начальной школы.

Согласно каузально-динамическому подходу при анализе психического развития обнаружено, что эмоциональное развитие младших школьников с низкой адаптацией характеризуется различными искажениями функционирования систем аффективной регуляции. Данные искажения по-разному проявляются и зависят от формы школьной дезадаптации, а именно сочетания её компонентов [6]. Отмечается также, что наибольшая специфика аффективной регуляции выражена у дезадаптированных младших школьников с проблемами в поведении. Такие обучающиеся характеризуются снижением способности к достижению аффективно-значимых целей через преодоление неожиданных препятствий и способности к активному целенаправленному освоению мира. Рассмотрение особенностей эмоционального самочувствия младших школьников с повышенной и высокой дезадаптацией очень важно, поскольку позволяет понять внутренние механизмы возникновения психологического неблагополучия таких детей [6].

В исследовании приняли участие 55 обучающихся 1 классов МОУ СОШ №26 г.о. Орехово-Зуево Московской области. Исследование уровня школьной адаптации проводилось в первом учебном полугодии с помощью «Опросника для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе» Л.М. Ковалевой. Эмоциональное отношение первоклассников к школе выявлялось методикой экспресс-диагностики «Лица» Н.В.Лукьянченко, Т.Л. Ядрышниковой.

В ходе анализа результатов исследования получено, что 65,5% школьников имеют достаточный (нормальный) уровень школьной адаптации, такие дети легко включаются в школьную жизнь, общительны, с широким кругом познавательных интересов. Первоклассников со средней степенью дезадаптации (14,5%) в большинстве случаев отличает некоторая неравномерность развития: недостаточная сформированность произвольности поведения, внимания; поэтому они могут отвлекаться во время уроков. В такую группу попадают и дети, которые не посещали дошкольные образовательные организации. У дезадаптированных младших школьников наблюдаются определенные особенности аффективно-личностной сферы и динамической стороны деятельности (недостаточная способность к волевым усилиям, замедленный темп деятельности, невысокая работоспособность, повышенная утомляемость и пр.). Однако, как правило, такие дети к концу первого класса адаптируются. Дети с серьёзной (5,5%) и очень высокой (14,5%) степенью дезадаптации входят в «группу риска». Такие первоклассники обнаруживают различные сочетания: низкий уровень готовности к школе, недостаточный уровень произвольности, низкий уровень сенсомоторного развития, несформированность мыслительных операций и другие особенности. Детей «группы риска» необходимо сопровождать, осуществляя коррекционно-развивающую работу; в некоторых случаях, подключая дополнительных специалистов: невролога, медицинского психолога, психиатра и т.д.

Интересные данные показателей степени адаптации получены в классах с различным уровнем успеваемости (см. табл.).

Таблица

Количество первоклассников с различной степенью адаптации в классах с высокой и низкой

успеваемостью (в %)

Степень адаптации/ дезадаптации первоклассников Уровень успеваемости класса

Высокий Низкий

Достаточная степень адаптации 77,8% 53,6%

Средняя степень дезадаптации 18,5% 10,7%

Повышенная (серьёзная) степень дезадаптации 0% 10,7%

Высокая степень дезадаптации 3,7% 25%

Также было исследовано эмоциональное самочувствие первоклассников с помощью методики «Лица» Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышниковой. Данная методика характеризуется во-первых, экономичностью, требует небольших временных затрат на проведение и обработку; во-вторых, информативностью, в небольшой период времени можно получить разнообразную информацию об эмоциональном самочувствии ребенка в школе и зонах эмоционального дискомфорта; в третьих, экологичностью, проводится в привычных для обучающих условиях, и, наконец, прогностичностью, т.е. данные исследования могут быть ориентирами для прогноза дальнейшего развития ребенка и использованы для последующей психопрофилактической работы [7]. Средние индивидуальные показатели методики дают информацию не только об эмоциональном благополучии обучающегося в школе в целом, но и его эмоциональном отношении к различным объектам (школе, детскому саду, учителю, урокам, ребятам в классе и прочее).

В ходе проведенного исследования получено, что все первоклассники (100%) имеют положительные средние оценки общего показателя эмоционального самочувствия в условиях школы, что, в целом, указывает, на их эмоциональное

благополучие. При анализе результатов исследования важным является соотношение оценок по показателям «школа» и «детский сад» [7]. Получены более высокие оценки первоклассников по показателю «школа», что свидетельствует об эмоциональном благополучии первоклассников в школе, как необходимой составляющей процесса адаптации, преобладании не игровой, а учебной мотивации, наличии «внутренней позиции школьника». Однако среди первоклассников с общими положительными показателями выявлены 32,5% обучающихся, испытывающих нейтральное отношение к отдельным учебным сферам и объектам. Негативное эмоциональное отношение по единичным показателям отметили 17,5% младших школьников, из них 43% - к школе, 43% - к урокам и 14% первоклассников - к ребятам в классе. При этом негативное отношение более превалируют у мальчиков (57%) по сравнению с девочками, что согласуются с исследованиями А.Б. Хромова (2005). Негативная оценка может указывать на некоторые зоны дискомфорта и напряжения первоклассника во взаимоотношениях с классом или конкретными обучающимися, данный факт требует внимания классного руководителя и педагога-психолога. Позитивная оценка может свидетельствовать о положительном микроклимате в классе, о доброжелательной и гармоничной атмосфере, о том, что ребенку комфортно обучаться в данном школьном коллективе.

Интересными представляются данные эмоционального отношения младших школьников к учителю в классах с различным уровнем успеваемости. Так, в классе с высокой успеваемостью 96% первоклассников отмечают положительное эмоциональное отношение, а 4% нейтральное. К урокам в данном классе обнаруживают положительные эмоции - 74% первоклассников, 17% - нейтральные и 9% обучающихся - негативные эмоциональные переживания. В классе же с низкой успеваемостью, где большее количество дезадаптированных детей, 81% школьников отмечают положительное эмоциональное отношение к учителю, а 19% - нейтральное. При этом уроки нравятся 69% первоклассникам, 25% обучающихся 1 класса высказывают нейтральное отношение к урокам, а 6% - негативное. Количество первоклассников с положительными оценками уроков больше в классе с высокой успеваемостью, а с нейтральными - в классе с низкой успеваемостью.

Таким образом, при анализе оценки первоклассниками шкалы «учитель» не обнаружено негативного отношения в классе, как с низкой, так и высокой успеваемостью. Необходимо отметить, что некоторые дети, несмотря на инструкции, рисовали более двух радостных лиц, если их спрашивали об учителе. Это также является важным показателем в оценке эмоционального состояния и привязанности первоклассника. Также были проанализированы показатели эмоционального самочувствия первоклассников с серьёзной и высокой степенью дезадаптации. Так, нейтральное отношение по показателю «урок» отмечается у 33% школьников с повышенной (серьёзной) степенью дезадаптации, преимущественно. Такие дети выявлены в классе с низкой успеваемостью. Среди первоклассников с повышенной степенью дезадаптации 67% детей обнаруживают индивидуальные зоны дискомфорта и негативное отношение (из них к «урокам» 50% обучающихся выразили негативное отношение, а 50% младших школьников указывают на то, что им не нравятся «ребята в классе»). Важно отметить, что среди первоклассников с высокой степенью дезадаптации не обнаружено детей с общим отрицательным показателем эмоционального самочувствия по шкалам. Однако в группе таких детей обнаружены школьники с индивидуальными нейтральными и негативными оценками показателей по шкалам «школа», «урок», «ребята в классе», но нет существенных различий по сравнению с адаптированными сверстниками. Возможно, оценка степени дезадаптации первоклассника учителем не связана с пониманием субъективного переживания неблагополучия школьниками. Первые несколько месяцев учёбы первоклассники еще не переживают свои неуспехи ощущением общего эмоционального неблагополучия, что, отчасти, связано с отсутствием отметок. В первом классе созданы условия, чтобы не было эмоциональных переживаний, организация учебно-воспитательного процесса и диапазон требований таков, что школьники еще не чувствуют свою дезадаптацию. Нет оценивания, нет отрицательных эмоций.

Выводы:

1. Большинство первоклассников адаптированы, такие дети включаются в школьную жизнь, имеют развитые познавательные интересы, эффективные контакты с учителями и сверстниками.

2. В классе с высокой успеваемостью обнаружено большее количество адаптированных и меньшее количество дезадаптированных младших школьников (77% и 3,7% соответственно) по сравнению с классом, имеющим низкую успеваемость (53,6% и 25% соответственно).

3. У 100% первоклассников преобладает общий положительный показатель эмоционального самочувствия в школе.

4. Среди младших школьников с индивидуальными зонами дискомфорта превалирует число мальчиков.

5. Количество обучающихся первого класса с положительным отношением к урокам больше в классе с высокой успеваемостью, а с нейтральным - в классе с низкой успеваемостью.

6. В классе с высокой успеваемостью средний показатель общего положительного самочувствия первоклассников существенно не отличается от показателя общего эмоционального самочувствия обучающихся класса с низкой успеваемостью.

7. Значительное количество первоклассников с повышенной (серьёзной) дезадаптацией отмечают индивидуальные зоны эмоционального дискомфорта в сферах «урок» и «ребята в классе».

8. Среди первоклассников с высокой степенью дезадаптации не обнаружено детей с общим отрицательным показателем эмоционального самочувствия по шкалам.

Важно отметить, что своевременная психолого-педагогическая диагностика уровня эмоционального самочувствия младших школьников, адресная психолого-педагогическая помощь обучающимся с индивидуальными зонами эмоционального дискомфорта, использование комплексных программ по сохранению и гармонизации эмоционального здоровья младших школьников, особенно первоклассников, являются важными направлениями работы в период их адаптации к школе.

Литература:

1. Басина, Т.А. Особенности психологического сопровождения педагогов на этапе адаптации первоклассников к школе: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Басина Татьяна Анатольевна. - Москва, 2010. - 173 с.

2. Жулина, Г.Н. Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников / Г.Н. Жулина, Н.В. Кулешова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 5(10). - С. 32-36.

3. Калашникова, Е.А. Социально-психологические особенности отношения учащихся основной школы к учебной деятельности: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Калашникова Екатерина Александровна. - Москва, 2015. - 156 с.

4. Крайникова, Т.А. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Крайникова Татьяна Александровна. - Ставрополь, 2006. - 224 с.

5. Крюкова, Л.В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению / Л.В. Крюкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - №25-1. -С. 20-23.

6. Куликова, Т.Г. Особенности эмоционального развития и самооценки учащихся начальных классов со школьной дезадаптацией: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Куликова Татьяна Геннадьевна. - Москва, 2007. - 154 с.

7. Лукьянченко, Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе / Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова // Психология и школа. - 2009. - №1. - С. 39-44.

8. Хромов, А.Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Хромов Анатолий Борисович. - Казань, 2005. - 26 с.

9. Шлыкова, Д.В. Факторы динамики школьной адаптации: диссертация ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Шлыкова Дарья Витальевна. - Нижний Новгород, 2018. - 190 с.

Психология

УДК 378

кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник

отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной

и педагогической работы с осужденными центра исследования проблем

исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной

деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Фёдоров Александр Фёдорович

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Москва),

доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Владимирский государственный университет имени Александра

Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (г. Владимир);

кандидат психологических наук, начальник отдела психологического

обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно исполнительной

системы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний

и психологического обеспечения профессиональной деятельности

сотрудников уголовно-исполнительной системы Суслов Юрий Евгеньевич

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Москва),

доцент факультета психологии

Российский государственный социальный университет (г. Москва)

О ПРИЧИНАХ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация. В статье анализируется процесс организации исправления осужденных, осуществляемый в исправительных учреждениях. Осознавая социальную значимость обсуждаемого вопроса исправления осужденных, его комплексный характер, подразумевающий интеграцию усилий множества социальных систем и структур внутри них, настоящая работа призвана проанализировать вопрос организации оказания единого исправительного воздействия на осужденных, в период нахождения их в местах лишения свободы. Основное внимание сконцентрировано на исследовании взаимодействии разных служб, и то каким образом достигается или не достигается единое исправительное воздействие на осужденных. Цель: выявить факторы, препятствующие организации в местах лишения свободы единого исправительного воздействия на осужденных. Методы: применялись общенаучные методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Результаты: произведенный анализ научных источников и нормативных правовых актов позволил выделить причины, которые не позволяют организовать единое исправительное воздействие на осужденного в местах лишения свободы. К таковым относят личностные причины, связанные с особенностями личности отдельных сотрудников исправительного учреждения, и причины организационного характера, связанные с процессом управления в уголовно-исполнительной системе (далее УИС) в целом. Выводы: достижение решения поставленной перед УИС задачи по исправлению осужденных возможно лишь при взаимодействии всех ее служб. Возможно существования лишь двух форм взаимодействия: положительное, заключающееся в сотрудничестве различных служб взаимно помогающих достигать необходимых результатов, и отрицательное, находящее свое отражение в создании препятствий другим службам, при решении задач своей службы. Нейтрального взаимодействия быть не может.

Ключевые слова: воспитание, исправление, осужденные, психологическая служба, уголовно-исполнительная система Российской Федерации.

Annotation. The article analyzes the process of organizing the correction of convicts, carried out in correctional institutions. Realizing the social significance of the issue under discussion of the correction of convicts, its complex nature, which implies the integration of the efforts of many social systems and structures within them, this work is intended to analyze the issue of organizing the provision of a single corrective impact on convicts while they are in places of deprivation of liberty. The main attention is focused on the study of the interaction of different services, and how is achieved or not achieved a uniform corrective effect on convicts. Purpose: to identify the factors that impede the organization in places of deprivation of liberty of a unified corrective action on convicts. Methods: general scientific research methods were used (analysis, synthesis, comparison, generalization). Results: the analysis of scientific sources and normative legal acts made it possible to identify the reasons that do not allow organizing a single corrective effect on a convict in places of deprivation of liberty. These include personal reasons associated with the personality characteristics of individual employees of the correctional institution, and organizational reasons associated with the management process in the penal system as a whole. Conclusions: the achievement of a solution to the task of the correctional system set for the correction of convicts is possible only with the interaction of all its services. There may be only two forms of interaction: positive, which consists in the cooperation of various services mutually helping to achieve the necessary results, and negative, which is reflected in the creation of obstacles to other services in solving the tasks of their service. There can be no neutral interaction.

Key words: еducation, correction, convicts, psychological service, penal system of the Russian Federation.

Введение. Современный этап развития общества, ставящий человека в центр своего развития, актуализирует потребность к новому осмыслению и реорганизации устоявшегося функционирования многих общественных институтов. В многообразии социально важных задач, требующих своего решения, выделяется проблема исправления осужденных. Наличие осужденных симптоматично для того общества, в котором существуют неразрешенные проблемы различного генеза (экономического, политического, морально-нравственного, правового и т.д.), преодоление которых включает в себя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.