Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗРАБОТКУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА'

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗРАБОТКУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / ПЛАТФОРМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DIGITAL EDUCATIONAL CONTENT / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / E-LEARNING COURSE / DISTANCE LEARNING PLATFORM / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крашакова Татьяна Юдовна, Тубер Игорь Иосифович

В статье представлен опыт профессиональной образовательной организации по созданию условий, обеспечивающих разработку и использование педагогическими работниками качественного цифрового образовательного контента. Описана система мероприятий, обеспечивающих готовность педагогов колледжа разрабатывать и применять электронные обучающие курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крашакова Татьяна Юдовна, Тубер Игорь Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT AND USE OF DIGITAL EDUCATIONAL CONTENT BY TEACHERS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article presents the experience of a professional educational organization in creating conditions that ensure the development and use of high-quality digital educational content by teaching staff. A system of measures is described to ensure the readiness of college teachers to develop and apply e-learning courses.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗРАБОТКУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА»

Сведения для цитирования: Крашакова, Т. Ю. Создание условий, обеспечивающих разработку и использование педагогами профессиональных образовательных организаций цифрового образовательного контента / Т. Ю. Крашакова, И. И. Тубер // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — №2 4 (28). — С. 62-66.

УДК 377+371 ББК 74.57

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗРАБОТКУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

Т. Ю. Крашакова, И. И. Тубер

В статье представлен опыт профессиональной образовательной организации по созданию условий, обеспечивающих разработку и использование педагогическими работниками качественного цифрового образовательного контента. Описана система мероприятий, обеспечивающих готовность педагогов колледжа разрабатывать и применять электронные обучающие курсы.

Ключевые слова: цифровой образовательный контент, дистанционные образовательные технологии, электронный учебный курс, платформа дистанционного обучения, цифровая образовательная среда.

Эффективность учебного процесса определяется совокупностью приемов и способов организации познавательной деятельности обучающихся и характеризуется относительным изменением результатов обучения за определенный промежуток времени [1]. В условиях реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды эффективность зависит как от используемых методик и технологий, способов организации познавательной активности обучающихся, так и от параметров электронных учебных курсов, на основе которых проходит обучение. Акцент в обеспечении эффективности электронного обучения или обучения с применением дистанционных образовательных технологий переносится с личности преподавателя на специально организованную преподавателем среду обучения — электронный учебный курс, при разработке которого необходимо смоделировать и обеспечить реальные условия обучения для всех линий учебного взаимодействия («студент — преподаватель», «студент — контент», «студент — студент»), а также эффект присутствия преподавателя в электронной среде [2]. Таким образом, в обстоятельствах деятельности всех субъектов образовательного процесса в цифровой образовательной среде

кардинально изменяется функция педагога: от ретранслятора учебной информации до организатора процесса обучения [3]. Разработка и эффективное использование цифрового образовательного контента — одна из актуальных задач педагогического коллектива образовательной организации. С учетом специфики образовательных программ среднего профессионального образования, значительного количества реализуемых ФГОС СПО по специальностям и профессиям в ближайшей перспективе разработка цифрового образовательного контента будет осуществляться методистами, преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций. Следовательно, приоритетной задачей управленческой команды профессиональной образовательной организации является создание условий, обеспечивающих разработку и использование педагогами ПОО качественного цифрового образовательного контента [4]. Такими условиями определены: готовность педагогических кадров разрабатывать и применять цифровые образовательные ресурсы; наличие и постоянное совершенствование платформы для размещения и безопасного использования электронных образовательных ресурсов.

С учетом того, что в колледже работают более 200 преподавателей, и ресурсы специализированной службы — информатизационного

центра — ограничены, было принято решение разработать и реализовать систему мероприятий, направленных на обеспечение готовности педагогических кадров колледжа самостоятельно разрабатывать цифровой образовательный контент. Основными направлениями данной системы мероприятий стали:

- обучение преподавателей по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации соответствующей тематики;

- организация работы постоянно действующего семинара «Эффективность электронного обучения и применения ДОТ»;

- регламентация деятельности в рамках данной задачи — разработка локальных нормативных актов, инструкций, порядков и регламентов;

- создание обучающего электронного ресурса для педагогов на платформе дистанционного обучения колледжа;

- консультативно-методическое сопровождение педагогических работников, которое осуществлялось методической и информатиза-ционной службами колледжа, организация наставничества.

Обучение преподавателей по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации организовано в двух форматах: внешнем и корпоративном [5]. В рамках внешнего повышения квалификации с 2013 г 112 преподавателей колледжа прошли повышение квалификации по программам ГБУ ДПО ЧИРПО «ИКТ в профессиональной деятельности (базовый / продвинутый уровень)» и «ИКТ в образовании: применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе Moodle». Однако мониторинг качества и использования электронных образовательных ресурсов на платформе дистанционного обучения колледжа 2018 и 2019 гг. показал, что далеко не все преподаватели, прошедшие повышение квалификации, применяют полученные ими компетенции и навыки в рамках освоения дополнительных профессиональных программ в практической деятельности. В связи с этим с 2019 г организовано корпоративное повышение квалификации по двум программам: «Разработка электронных образовательных ресурсов с использованием онлайн-конструкторов сайтов» и «Разработка электронных образовательных ресурсов с использованием возможностей АСУ Moodle». Лекторами на корпоративных курсах повышения квалификации стали преподаватели колледжа — лидеры в рамках данного направления, победители и призеры областных,

межрегиональных и всероссийских конкурсов соответствующей тематики. Объем каждой программы был определен в количестве 30 часов, реализация программ проходила после учебных занятий в оснащенных компьютерных классах колледжа. Каждый слушатель перед началом обучения систематизировал на электронном носителе или в папке на колледжном диске «У» разработанный и утвержденный УМК (контроль научно-методическим центром), комплекты аудио- и видеоматериалов, презентационный материал, подборку интернет-ресурсов. Лектор и методическая служба колледжа «мониторили» продвижение каждого преподавателя, при необходимости оказывая методическую и информационную поддержку. Итоговая аттестация слушателей программы проходила в форме публичной защиты разработанного в рамках программы повышения квалификации электронного образовательного ресурса, размещенного в СДО колледжа http://dom.sustec.ru/. Удобный темп освоения, индивидуальный подход к каждому слушателю, административная и методическая поддержка обеспечили высокую эффективность реализации программ: по итогам курсов созданы и используются 47 электронных образовательных ресурсов, среди которых сайты специальностей, электронные учебные курсы по профессиональным модулям, учебным практикам, междисциплинарным курсам, дисциплинам. Два руководителя специальности после создания сайта специальности привлекли к его наполнению всех преподавателей соответствующих предметных (цикловых) комиссий, а для отдельных педагогов стали наставниками в данном направлении деятельности.

С начала 2020 г. в колледже проводятся занятия постоянно действующего семинара «Эффективность электронного обучения и применения ДОТ». Цикл занятий, проведенных в марте 2020 г., обеспечил готовность большинства преподавателей к переходу на обучение исключительно с применением дистанционных образовательных технологий. В программе семинара были предложены модели организации обучения с применением ДОТ, варианты взаимодействия со студентами. В конце учебного года в рамках семинара были проведены онлайн-занятия по проблеме организации ГИА исключительно в дистанционном формате, что обеспечило успешное проведение ГИА. В сентябре 2020 г. прошли четыре семинара, на которых были детально изучены требования к структуре, содержанию и форме электронных учебных курсов, рассмотрены подходы к реализации

системы «присутствия» участников образовательного процесса: познавательного «присутствия», обучающего «присутствия» и социального «присутствия» — и лучшие кейсы. Такие семинары длятся более 2,5 часов, у участников есть возможность не только познакомиться с теоретическими аспектами, но и освоить ряд практических навыков. Особое внимание в рамках занятий постоянно действующего семинара отводится рассмотрению вопроса индивидуализации обучения, поскольку одним из весомых показателей качества электронного учебного курса является возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающего [4]. В рамках октябрьского занятия семинара преподаватели познакомились с методикой проведения онлайн-занятий, поработали с программой вебинаров BigBlueButton, платформой для совместной работы Mentimeter как средствами организации мотивации и рефлексии. Видеозаписи занятий семинара пользуются большой популярностью у преподавателей.

Ежемесячно в рамках «Школы педагогического мастерства» проводятся семинары для председателей предметных (цикловых) комиссий и руководителей специальностей, на которых постоянно рассматриваются вопросы и проблемы разработки и применения преподавателями цифрового образовательного контента. После таких семинаров каждый председатель предметной (цикловой) комиссии организует деятельность преподавателей своей ПЦК в соответствии с задачами и технологиями их решения, определенными в ходе семинара, и в большинстве случаев выступает их наставником. В целях осуществления нормативно-правового и методического обеспечения разработаны и утверждены необходимые локальные нормативные акты: «Положение об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»; «Требования к электронным образовательным ресурсам, размещаемым на платформе дистанционного обучения (в информационно-обучающей системе) ЮУрГТК, развернутой на основе СДО Moodle»; «Регламент проведения онлайн-занятий», «Инструкция по созданию и работе с курсом на платформе дистанционного обучения ЮУрГТК», «Перечень программного обеспечения для проведения веб-конференции, рекомендуемого к использованию», «Инструкция по проведению вебинара (онлайн-лекции)», «Методические рекомендации по проведению занятий с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

Особая роль в обеспечении готовности преподавателей разрабатывать и применять цифровой образовательный контент отводится созданному на платформе дистанционного обучения колледжа электронного учебного курса «Работа педагогических работников на платформе», авторами которого являются заместитель директора по НМР и инженер информатизационного центра, ответственный за работу СДО колледжа. Обучающий курс состоит из пяти разделов: «Нормативные документы по ЭО и ДОТ», «Локальные нормативные акты по организации обучения с использованием ДОТ», «Комплект инструкций» (20 инструкций в форме скринка-стов и обучающих видеороликов), «Ресурсы для организации обучения с ДОТ» (более 200 полезных ссылок), «Конкурс ЭОР» (приказы, положения и результаты колледжных конкурсов на лучший электронный образовательный ресурс, ссылки на лучшие электронные учебные курсы).

Кроме того, для преподавателей в мае 2020 г. был создан курс «Государственная итоговая аттестация — 2020», в котором были собраны необходимые нормативные акты, рекомендации для подготовки и проведения защиты ВКР в режиме онлайн, макет на защиту ВКР для студентов, выполненный в соответствии с бренд-буком колледжа.

В сентябре 2020 г. в связи с многочисленными изменениями законодательства в сфере образования и предстоящей работой по пересмотру и существенной корректировке образовательных программ создан курс «Методист» для совместной работы методической службы и председателей предметных (цикловых) комиссий и заведующих отделениями. Каждый из курсов содержит ссылку на онлайн-встречу для проведения вебинаров и онлайн-консультаций.

Колледжем установлено требование, касающееся размещения электронных образовательных ресурсов: все ресурсы без исключения размещаются в СДО колледжа http://dom.sustec.ru/, что обеспечивает осуществление политики безопасности, авторизацию всех пользователей, наделение каждого пользователя полномочиями (администратор, преподаватель, студент), соблюдение общей структуры, контроль реализации образовательных программ, работы студентов и педагогических работников.

Для всех пользователей СДО колледжа организована постоянная техническая поддержка. Технические возможности СДО постоянно расширяются. Так, в 2020 г. в СДО встроены два модуля для онлайн-взаимодейст-вия — BigBlueButton и Jitsi — и модуль для раз-

работки интерактивных курсов с применением конструктора курсов iSpring Suite.

Количество и, главное, качество созданных и активно применяемых в учебном процессе электронных учебных курсов свидетельствует об эффективности мероприятий по обеспечению разработки и использования педагогами

ПОО цифрового образовательного контента. В ближайшей перспективе — определение критериев и мониторинг качества электронных учебных курсов, а также подготовка индивидуальных рекомендаций по совершенствованию цифрового образовательного контента для каждого преподавателя.

Библиографический список

1. Кузьмина, Н. А. Проблема эффективности образовательного процесса / Н. А. Кузьмина // Eastern European Scientific Journal. — 2014. — № 5. — С. 121-126.

2. Велединская, С. Б. Эффективность электронного обучения: система требований к электронному учебному курсу / С. Б. Велединская, М. Ю. Дорофеева // Открытое и дистанционное образование. — 2016. — № 2 (62). — С. 62-88.

3. Сташкевич, И. Р. Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации — смена образовательной парадигмы / И. Р. Сташкевич // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. —№ 9 (13). — С. 26-28.

4. Сташкевич, И. Р. Информатизация как стратегический фактор развития профессионального образования / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 25-28.

5. Тубер, И. И. Развитие цифровой образовательной среды колледжа как условие эффективного перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий / И. И. Тубер, Т. Ю. Крашакова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 83-89.

For citation: Krashakova, T. Yu. Creation of conditions for the development and use of digital educational content by teachers of professional educational organizations / T. Yu. Krashakova, I. I. Tuber // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 4 (28). — P. 62-66.

CREATION OF CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT AND USE OF DIGITAL EDUCATIONAL CONTENT BY TEACHERS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

T. Yu. Krashakova, 1.1. Tuber

The article presents the experience of a professional educational organization in creating conditions that ensure the development and use of high-quality digital educational content by teaching staff. A system of measures is described to ensure the readiness of college teachers to develop and apply e-learning courses.

Key words: digital educational content, distance learning technologies, e-learning course, distance learning platform, digital educational environment.

References

1. Kuzmina N. A. Problema jeffektivnosti obrazovatel'nogo processa [The problem of the effectiveness of the educational process], Eastern European Scientific Journal [Eastern European Scientific Journal], 2014, No. 5, pp. 121-126. (In Russian)

2. Veledinskaya S. B., Dorofeeva M. Yu. Jeffektivnost' jelektronnogo obuchenija: sistema trebovanij k jelektronnomu uchebnomu kursu [The effectiveness of e-learning: the system of requirements for an electronic training course], Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie [Open and distance education], 2016, No. 2 (62), pp. 62-88. (In Russian)

3. Stashkevich I. R. Informacionno-obrazovatel'naja sreda professional'noj obrazovatel'noj organizacii — smena obrazovatel'noj paradigmy [Information and educational environment of a professional educational organization — a change in the educational paradigm], Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Professional education and labor market], 2014, No. 9 (13), pp. 26-28. (In Russian)

4. Stashkevich I. R. Informatizacija kak strategicheskij faktor razvitija professional'nogo obrazovanija [Informatization as a strategic factor in the development of vocational education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, No. 4 (12), pp. 25-28. (In Russian)

5. Tuber I. I., Krashakova T. Yu. Razvitie cifrovoj obrazovatel'noj sredy kolledzha kak uslovie jeffektivnogo perehoda na obuchenie s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij [Development of the digital educational environment of the college as a condition for an effective transition to learning with the use of distance educational technologies], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, No. 2 (26), pp. 83-89. (In Russian)

Крашакова Татьяна Юдовна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», г. Челябинск, [email protected]

Тубер Игорь Иосифович, директор ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, [email protected]

Krashakova Tatyana Yudovna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, South Ural State Technical College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Tuber Igor Iosifovich, Director, South Ural State Technical College, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Потапова, М. В. Инструментарий диагностирования качества сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа в условиях цифровой трансформации / М. В. Потапова, Н. В. Каменкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 66-72.

УДК 377/004 ББК 74.57

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

М. В. Потапова, Н. В. Каменкова

В данной статье рассматривается необходимость диагностирования сформированности у студентов педагогического колледжа компетенций в соответствии с требованиями современного стандарта (ФГОС СПО) в условиях цифровой трансформации, что является задачей очевидной, но не однозначной. Поскольку ее решение связано с преодолением совокупности существующих противоречий в системе контроля и оценивания результатов образовательных достижений и вновь возникших — в требованиях к качеству подготовки современного выпускника колледжа. Решение этой задачи авторы статьи связывают с выбором факторов и механизмов реализации современного инструментария диагностирования качества сформированности у обучающихся профессиональных компетенций.

Ключевые слова: качество образования, качество сформированности профессиональных компетенций, комплексная подготовка выпускника колледжа, инструментарий управления качеством образования, контрольно-измерительные материалы.

Образование в наши дни играет ключевую связаны с выявлением признаков, характе-роль в культурных, социальных и экономиче- ризующих качество деятельности человека, ских процессах. Возросшие к нему требования которое взаимообусловлено совокупностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.