Сведения для цитирования: Крашакова, Т. Ю. Создание условий, обеспечивающих разработку и использование педагогами профессиональных образовательных организаций цифрового образовательного контента / Т. Ю. Крашакова, И. И. Тубер // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — №2 4 (28). — С. 62-66.
УДК 377+371 ББК 74.57
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗРАБОТКУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА
Т. Ю. Крашакова, И. И. Тубер
В статье представлен опыт профессиональной образовательной организации по созданию условий, обеспечивающих разработку и использование педагогическими работниками качественного цифрового образовательного контента. Описана система мероприятий, обеспечивающих готовность педагогов колледжа разрабатывать и применять электронные обучающие курсы.
Ключевые слова: цифровой образовательный контент, дистанционные образовательные технологии, электронный учебный курс, платформа дистанционного обучения, цифровая образовательная среда.
Эффективность учебного процесса определяется совокупностью приемов и способов организации познавательной деятельности обучающихся и характеризуется относительным изменением результатов обучения за определенный промежуток времени [1]. В условиях реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды эффективность зависит как от используемых методик и технологий, способов организации познавательной активности обучающихся, так и от параметров электронных учебных курсов, на основе которых проходит обучение. Акцент в обеспечении эффективности электронного обучения или обучения с применением дистанционных образовательных технологий переносится с личности преподавателя на специально организованную преподавателем среду обучения — электронный учебный курс, при разработке которого необходимо смоделировать и обеспечить реальные условия обучения для всех линий учебного взаимодействия («студент — преподаватель», «студент — контент», «студент — студент»), а также эффект присутствия преподавателя в электронной среде [2]. Таким образом, в обстоятельствах деятельности всех субъектов образовательного процесса в цифровой образовательной среде
кардинально изменяется функция педагога: от ретранслятора учебной информации до организатора процесса обучения [3]. Разработка и эффективное использование цифрового образовательного контента — одна из актуальных задач педагогического коллектива образовательной организации. С учетом специфики образовательных программ среднего профессионального образования, значительного количества реализуемых ФГОС СПО по специальностям и профессиям в ближайшей перспективе разработка цифрового образовательного контента будет осуществляться методистами, преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций. Следовательно, приоритетной задачей управленческой команды профессиональной образовательной организации является создание условий, обеспечивающих разработку и использование педагогами ПОО качественного цифрового образовательного контента [4]. Такими условиями определены: готовность педагогических кадров разрабатывать и применять цифровые образовательные ресурсы; наличие и постоянное совершенствование платформы для размещения и безопасного использования электронных образовательных ресурсов.
С учетом того, что в колледже работают более 200 преподавателей, и ресурсы специализированной службы — информатизационного
центра — ограничены, было принято решение разработать и реализовать систему мероприятий, направленных на обеспечение готовности педагогических кадров колледжа самостоятельно разрабатывать цифровой образовательный контент. Основными направлениями данной системы мероприятий стали:
- обучение преподавателей по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации соответствующей тематики;
- организация работы постоянно действующего семинара «Эффективность электронного обучения и применения ДОТ»;
- регламентация деятельности в рамках данной задачи — разработка локальных нормативных актов, инструкций, порядков и регламентов;
- создание обучающего электронного ресурса для педагогов на платформе дистанционного обучения колледжа;
- консультативно-методическое сопровождение педагогических работников, которое осуществлялось методической и информатиза-ционной службами колледжа, организация наставничества.
Обучение преподавателей по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации организовано в двух форматах: внешнем и корпоративном [5]. В рамках внешнего повышения квалификации с 2013 г 112 преподавателей колледжа прошли повышение квалификации по программам ГБУ ДПО ЧИРПО «ИКТ в профессиональной деятельности (базовый / продвинутый уровень)» и «ИКТ в образовании: применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе Moodle». Однако мониторинг качества и использования электронных образовательных ресурсов на платформе дистанционного обучения колледжа 2018 и 2019 гг. показал, что далеко не все преподаватели, прошедшие повышение квалификации, применяют полученные ими компетенции и навыки в рамках освоения дополнительных профессиональных программ в практической деятельности. В связи с этим с 2019 г организовано корпоративное повышение квалификации по двум программам: «Разработка электронных образовательных ресурсов с использованием онлайн-конструкторов сайтов» и «Разработка электронных образовательных ресурсов с использованием возможностей АСУ Moodle». Лекторами на корпоративных курсах повышения квалификации стали преподаватели колледжа — лидеры в рамках данного направления, победители и призеры областных,
межрегиональных и всероссийских конкурсов соответствующей тематики. Объем каждой программы был определен в количестве 30 часов, реализация программ проходила после учебных занятий в оснащенных компьютерных классах колледжа. Каждый слушатель перед началом обучения систематизировал на электронном носителе или в папке на колледжном диске «У» разработанный и утвержденный УМК (контроль научно-методическим центром), комплекты аудио- и видеоматериалов, презентационный материал, подборку интернет-ресурсов. Лектор и методическая служба колледжа «мониторили» продвижение каждого преподавателя, при необходимости оказывая методическую и информационную поддержку. Итоговая аттестация слушателей программы проходила в форме публичной защиты разработанного в рамках программы повышения квалификации электронного образовательного ресурса, размещенного в СДО колледжа http://dom.sustec.ru/. Удобный темп освоения, индивидуальный подход к каждому слушателю, административная и методическая поддержка обеспечили высокую эффективность реализации программ: по итогам курсов созданы и используются 47 электронных образовательных ресурсов, среди которых сайты специальностей, электронные учебные курсы по профессиональным модулям, учебным практикам, междисциплинарным курсам, дисциплинам. Два руководителя специальности после создания сайта специальности привлекли к его наполнению всех преподавателей соответствующих предметных (цикловых) комиссий, а для отдельных педагогов стали наставниками в данном направлении деятельности.
С начала 2020 г. в колледже проводятся занятия постоянно действующего семинара «Эффективность электронного обучения и применения ДОТ». Цикл занятий, проведенных в марте 2020 г., обеспечил готовность большинства преподавателей к переходу на обучение исключительно с применением дистанционных образовательных технологий. В программе семинара были предложены модели организации обучения с применением ДОТ, варианты взаимодействия со студентами. В конце учебного года в рамках семинара были проведены онлайн-занятия по проблеме организации ГИА исключительно в дистанционном формате, что обеспечило успешное проведение ГИА. В сентябре 2020 г. прошли четыре семинара, на которых были детально изучены требования к структуре, содержанию и форме электронных учебных курсов, рассмотрены подходы к реализации
системы «присутствия» участников образовательного процесса: познавательного «присутствия», обучающего «присутствия» и социального «присутствия» — и лучшие кейсы. Такие семинары длятся более 2,5 часов, у участников есть возможность не только познакомиться с теоретическими аспектами, но и освоить ряд практических навыков. Особое внимание в рамках занятий постоянно действующего семинара отводится рассмотрению вопроса индивидуализации обучения, поскольку одним из весомых показателей качества электронного учебного курса является возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающего [4]. В рамках октябрьского занятия семинара преподаватели познакомились с методикой проведения онлайн-занятий, поработали с программой вебинаров BigBlueButton, платформой для совместной работы Mentimeter как средствами организации мотивации и рефлексии. Видеозаписи занятий семинара пользуются большой популярностью у преподавателей.
Ежемесячно в рамках «Школы педагогического мастерства» проводятся семинары для председателей предметных (цикловых) комиссий и руководителей специальностей, на которых постоянно рассматриваются вопросы и проблемы разработки и применения преподавателями цифрового образовательного контента. После таких семинаров каждый председатель предметной (цикловой) комиссии организует деятельность преподавателей своей ПЦК в соответствии с задачами и технологиями их решения, определенными в ходе семинара, и в большинстве случаев выступает их наставником. В целях осуществления нормативно-правового и методического обеспечения разработаны и утверждены необходимые локальные нормативные акты: «Положение об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»; «Требования к электронным образовательным ресурсам, размещаемым на платформе дистанционного обучения (в информационно-обучающей системе) ЮУрГТК, развернутой на основе СДО Moodle»; «Регламент проведения онлайн-занятий», «Инструкция по созданию и работе с курсом на платформе дистанционного обучения ЮУрГТК», «Перечень программного обеспечения для проведения веб-конференции, рекомендуемого к использованию», «Инструкция по проведению вебинара (онлайн-лекции)», «Методические рекомендации по проведению занятий с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
Особая роль в обеспечении готовности преподавателей разрабатывать и применять цифровой образовательный контент отводится созданному на платформе дистанционного обучения колледжа электронного учебного курса «Работа педагогических работников на платформе», авторами которого являются заместитель директора по НМР и инженер информатизационного центра, ответственный за работу СДО колледжа. Обучающий курс состоит из пяти разделов: «Нормативные документы по ЭО и ДОТ», «Локальные нормативные акты по организации обучения с использованием ДОТ», «Комплект инструкций» (20 инструкций в форме скринка-стов и обучающих видеороликов), «Ресурсы для организации обучения с ДОТ» (более 200 полезных ссылок), «Конкурс ЭОР» (приказы, положения и результаты колледжных конкурсов на лучший электронный образовательный ресурс, ссылки на лучшие электронные учебные курсы).
Кроме того, для преподавателей в мае 2020 г. был создан курс «Государственная итоговая аттестация — 2020», в котором были собраны необходимые нормативные акты, рекомендации для подготовки и проведения защиты ВКР в режиме онлайн, макет на защиту ВКР для студентов, выполненный в соответствии с бренд-буком колледжа.
В сентябре 2020 г. в связи с многочисленными изменениями законодательства в сфере образования и предстоящей работой по пересмотру и существенной корректировке образовательных программ создан курс «Методист» для совместной работы методической службы и председателей предметных (цикловых) комиссий и заведующих отделениями. Каждый из курсов содержит ссылку на онлайн-встречу для проведения вебинаров и онлайн-консультаций.
Колледжем установлено требование, касающееся размещения электронных образовательных ресурсов: все ресурсы без исключения размещаются в СДО колледжа http://dom.sustec.ru/, что обеспечивает осуществление политики безопасности, авторизацию всех пользователей, наделение каждого пользователя полномочиями (администратор, преподаватель, студент), соблюдение общей структуры, контроль реализации образовательных программ, работы студентов и педагогических работников.
Для всех пользователей СДО колледжа организована постоянная техническая поддержка. Технические возможности СДО постоянно расширяются. Так, в 2020 г. в СДО встроены два модуля для онлайн-взаимодейст-вия — BigBlueButton и Jitsi — и модуль для раз-
работки интерактивных курсов с применением конструктора курсов iSpring Suite.
Количество и, главное, качество созданных и активно применяемых в учебном процессе электронных учебных курсов свидетельствует об эффективности мероприятий по обеспечению разработки и использования педагогами
ПОО цифрового образовательного контента. В ближайшей перспективе — определение критериев и мониторинг качества электронных учебных курсов, а также подготовка индивидуальных рекомендаций по совершенствованию цифрового образовательного контента для каждого преподавателя.
Библиографический список
1. Кузьмина, Н. А. Проблема эффективности образовательного процесса / Н. А. Кузьмина // Eastern European Scientific Journal. — 2014. — № 5. — С. 121-126.
2. Велединская, С. Б. Эффективность электронного обучения: система требований к электронному учебному курсу / С. Б. Велединская, М. Ю. Дорофеева // Открытое и дистанционное образование. — 2016. — № 2 (62). — С. 62-88.
3. Сташкевич, И. Р. Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации — смена образовательной парадигмы / И. Р. Сташкевич // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. —№ 9 (13). — С. 26-28.
4. Сташкевич, И. Р. Информатизация как стратегический фактор развития профессионального образования / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 25-28.
5. Тубер, И. И. Развитие цифровой образовательной среды колледжа как условие эффективного перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий / И. И. Тубер, Т. Ю. Крашакова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 83-89.
For citation: Krashakova, T. Yu. Creation of conditions for the development and use of digital educational content by teachers of professional educational organizations / T. Yu. Krashakova, I. I. Tuber // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 4 (28). — P. 62-66.
CREATION OF CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT AND USE OF DIGITAL EDUCATIONAL CONTENT BY TEACHERS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
T. Yu. Krashakova, 1.1. Tuber
The article presents the experience of a professional educational organization in creating conditions that ensure the development and use of high-quality digital educational content by teaching staff. A system of measures is described to ensure the readiness of college teachers to develop and apply e-learning courses.
Key words: digital educational content, distance learning technologies, e-learning course, distance learning platform, digital educational environment.
References
1. Kuzmina N. A. Problema jeffektivnosti obrazovatel'nogo processa [The problem of the effectiveness of the educational process], Eastern European Scientific Journal [Eastern European Scientific Journal], 2014, No. 5, pp. 121-126. (In Russian)
2. Veledinskaya S. B., Dorofeeva M. Yu. Jeffektivnost' jelektronnogo obuchenija: sistema trebovanij k jelektronnomu uchebnomu kursu [The effectiveness of e-learning: the system of requirements for an electronic training course], Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie [Open and distance education], 2016, No. 2 (62), pp. 62-88. (In Russian)
3. Stashkevich I. R. Informacionno-obrazovatel'naja sreda professional'noj obrazovatel'noj organizacii — smena obrazovatel'noj paradigmy [Information and educational environment of a professional educational organization — a change in the educational paradigm], Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Professional education and labor market], 2014, No. 9 (13), pp. 26-28. (In Russian)
4. Stashkevich I. R. Informatizacija kak strategicheskij faktor razvitija professional'nogo obrazovanija [Informatization as a strategic factor in the development of vocational education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, No. 4 (12), pp. 25-28. (In Russian)
5. Tuber I. I., Krashakova T. Yu. Razvitie cifrovoj obrazovatel'noj sredy kolledzha kak uslovie jeffektivnogo perehoda na obuchenie s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij [Development of the digital educational environment of the college as a condition for an effective transition to learning with the use of distance educational technologies], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, No. 2 (26), pp. 83-89. (In Russian)
Крашакова Татьяна Юдовна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», г. Челябинск, krashakova@sustec.ru
Тубер Игорь Иосифович, директор ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, tuber@sustec.ru
Krashakova Tatyana Yudovna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, South Ural State Technical College, Chelyabinsk, e-mail: krashakova@sustec.ru
Tuber Igor Iosifovich, Director, South Ural State Technical College, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: tuber@sustec.ru
Сведения для цитирования: Потапова, М. В. Инструментарий диагностирования качества сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа в условиях цифровой трансформации / М. В. Потапова, Н. В. Каменкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 66-72.
УДК 377/004 ББК 74.57
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
М. В. Потапова, Н. В. Каменкова
В данной статье рассматривается необходимость диагностирования сформированности у студентов педагогического колледжа компетенций в соответствии с требованиями современного стандарта (ФГОС СПО) в условиях цифровой трансформации, что является задачей очевидной, но не однозначной. Поскольку ее решение связано с преодолением совокупности существующих противоречий в системе контроля и оценивания результатов образовательных достижений и вновь возникших — в требованиях к качеству подготовки современного выпускника колледжа. Решение этой задачи авторы статьи связывают с выбором факторов и механизмов реализации современного инструментария диагностирования качества сформированности у обучающихся профессиональных компетенций.
Ключевые слова: качество образования, качество сформированности профессиональных компетенций, комплексная подготовка выпускника колледжа, инструментарий управления качеством образования, контрольно-измерительные материалы.
Образование в наши дни играет ключевую связаны с выявлением признаков, характе-роль в культурных, социальных и экономиче- ризующих качество деятельности человека, ских процессах. Возросшие к нему требования которое взаимообусловлено совокупностью