Научная статья на тему 'Создание условий для успешного взаимодействия школы с родителями'

Создание условий для успешного взаимодействия школы с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / РОДИТЕЛИ / КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / СУБЪЕКТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОЕКТ / ФУНКЦИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ОБЩЕНИЕ / EDUCATION / SCHOOL / TEACHER / PARENTS / CLASS TEAM / SUBJECT / INTERACTION / PROJECT / FUNCTIONS / IMPROVEMENT / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марфусалова Венера Петровна, Колпакова Августина Петровна

В статье рассматривается проблемы взаимодействия между субъектами образовательного процесса классным коллективом, учителями и родителями. Отмечается, что родители имеют преимущественное право в воспитании детей. При этом образовательная организация должна выступать создавать условия для усиления психолого-педагогических функций в процессе образования детей в начальной школе. Авторы раскрывают особенности проектной деятельности в процессе взаимодействия классного коллектива, учителей и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марфусалова Венера Петровна, Колпакова Августина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING CONDITIONS FOR SUCCESSFUL INTERACTION OF THE SCHOOL WITH PARENTS

The article deals with the problems of interaction between the subjects of the educational process a class team, teachers and parents. It is noted that parents have a preferential right in the upbringing of children. At the same time, the educational organization should act to create conditions for strengthening the psychological and pedagogical functions in the process of educating children in elementary school. The authors reveal the features of the project activity in the process of interaction of the classroom team, teachers and parents.

Текст научной работы на тему «Создание условий для успешного взаимодействия школы с родителями»

Не маловажными для решения тактических задач будут действия сотрудника полиции по маскировке, которые проводятся с целью скрыть от противника свои истинные намерения, подготовленность и вызвать его ответную реакцию.

Выводы:

1. Главным в методике обучения рукопашному бою сотрудников полиции должен быть реализован принцип силового доминирования, под которым понимается активная наступательная направленность ведения боя.

2. Планируя задержание необходимо оперативно оценивать сложившуюся ситуацию и «привязывать бой» к условиям местности, что позволит использовать все имеющиеся доступные средства для задержания противника и обеспечения личной безопасности.

3. Основной целью применения специальных мер воздействия в случаях совершения активных противоправных действий является правомерное и эффективное пресечение противоправного деяния.

Таким образом, раздел физической подготовки сотрудников полиции - «Боевые приемы борьбы» развивает и совершенствует специальную выносливость, ловкость и быстроту, воспитывает необходимые морально-волевые качества смелость, решительность, инициативу и находчивость, формирует профессионально-значимые и морально-волевые качества, навыки, применения боевых приёмов борьбы и обеспечения личной безопасности необходимые для достижения победы над противником в условиях оперативно-служебной деятельности.

Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: - Издательство ИДДК, 2004.

2. Военный энциклопедический словарь (ВЭС) - М.: Военное издательство, 2007.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

4. Рубинштейн Д. Раздел 4. Перевод № Д-10853. М.: Всесоюзный центр переводов, 1982.

Педагогика

УДК 378.147.88

кандидат педагогических наук, доцент Марфусалова Венера Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация. В статье рассматривается проблемы взаимодействия между субъектами образовательного процесса - классным коллективом, учителями и родителями. Отмечается, что родители имеют преимущественное право в воспитании детей. При этом образовательная организация должна выступать создавать условия для усиления психолого-педагогических функций в процессе образования детей в начальной школе. Авторы раскрывают особенности проектной деятельности в процессе взаимодействия классного коллектива, учителей и родителей.

Ключевые слова: образование, школа, учитель, родители, классный коллектив, субъект, взаимодействие, воспитание, проект, функции, совершенствование, общение.

Annotation. The article deals with the problems of interaction between the subjects of the educational process - a class team, teachers and parents. It is noted that parents have a preferential right in the upbringing of children. At the same time, the educational organization should act to create conditions for strengthening the psychological and pedagogical functions in the process of educating children in elementary school. The authors reveal the features of the project activity in the process of interaction of the classroom team, teachers and parents.

Keywords: education, school, teacher, parents, class team, subject, interaction, education, project, functions, improvement, communication.

Введение. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость улучшения форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Такое педагогическое взаимодействие в условиях школьного образования предполагает комплексный подход, охватывающий также психолого-социальное взаимодействие, и определяться целями развивающего характера по отношению к персонам взаимодействия. При этом цели такого взаимодействия могут осмысливаться в различной уровни восприятия и понимания каждым из субъектов. В «Законе об образовании» отмечается, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают им помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [2, глава 4, статья 4]. При осуществлении системы взаимодействия учителей, родителей и обучающихся в современном мире явились проблемы, связанные с тем, что большая часть родителей оказалась не готовой к форме сотрудничества и взаимодействия с учителем для решения вопросов общественного и психологического становления личности в начальной школе.

Между тем, педагогическое взаимодействие - одно из главных представлений педагогики и научный принцип, лежащий в ядре формирования личности. Система взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся как элемент единой системы обучения и воспитания ребенка рассчитывает основание единой программы работы с родителями, снабжающей организацию целенаправленного процесса овладения социальными нормами жизнедеятельности субъектов образовательного процесса в социокультурном и профессиональном пространстве и развитие компетенций в предназначенных формах образовательной делу. В этом процессе неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, в выявлении и развитии персональных способностей и задатков своих детей [3, с. 19-22].

Цель исследования: создать педагогические условия педагогического взаимодействия между классным коллективом, учителем и родителями в начальной школе.

Задачи исследования:

- рассмотреть основы педагогического взаимодействия в начальной школе;

- проанализировать особенности организации педагогического взаимодействия между классным коллективом, учителем и родителями в начальной школе;

- разработать структуру и содержание социально - культурной программы.

1. Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, анкетирование, педагогическое наблюдение, опытно - экспериментальная работа, тестирование, статистическая разработка экспериментальных данных.

Анализ федерального государственного общеобразовательного стандарта для начальных классов, внеклассных мероприятий, проблем взаимодействия родителей, учителей и классного коллектива привела к необходимости разработки культурно-социального проекта «Семья и школа». Задачи работы по формированию педагогической культуры родителей:

-повысить уровень психологической грамотности родителей,

-помочь созданию образовательного пространства, которое объединит усилия школы и родителей для сопровождения личностного и возрастного развития ребенка.

Модель педагогического культурно - социального проекта «Семья и школа» состоит из следующих компонентов:

2. Целевой компонент - формирование культурно - социального проекта «Семья и школа».

3. Мотивационный компонент - поиск путей совместного воспитания обучающихся в условиях начальной школы.

4. Содержательный компонент - представлен взаимосвязанными компонентами, представленными следующими структурными блоками: час общения, мини-кружки, мероприятие, увлекательная переменка, культурные экскурсии, трудовые десанты и итоговый отчет.

5. Процессуальный компонент - это основная часть педагогического проекта, системы, включающий принципы внеклассной работы, педагогические технологии.

6. Результативный компонент предполагает активное педагогическое взаимодействие между классным коллективом, родителями и учителями.

Приоритетом организации работы с родителями становится сотрудничество, а орудием - общение.

Общение проходит в процессе живого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:

-лекция - диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;

-дискуссия - "круглый стол", совместное обсуждение какой - либо проблемы;

-исследование - получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);

-психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);

-диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания).

Использование активных методов взаимодействия с родителями ставит родителей в позицию участников образовательного процесса, проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи. В то же время имеют диагностическую функцию, носящую неочевидный характер.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия. Тогда родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, учатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничают со школой. Также участие родителей в жизни школы влияет на развитие образования в целом, расширяя состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном итоге, способствуют подъёму престижа родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, бесспорно, способствует сближению взрослых и детей [4, 5, 6].

Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что развитие уровня педагогического взаимодействия родителей со школой и повышение уровня педагогической культуры - сложный, длительный процесс, который требует комплексного воздействия.

Таким образом, развитие педагогического взаимодействия классного коллектива, учителя и родителей в начальной школе будет более эффективным, если:

- раскрыта сущность понятия педагогического взаимоотношения классного коллектива, учителя и родителей,

- изучены особенности разработки социально-культурной программы по развитию педагогического взаимодействия и повышения уровня педагогической культуры родителей,

- отобраны подходящие условия для формирования взаимоотношения между классным коллективом, учителем и родителями,

- разработана методика формирования и реализации социально-культурной программы по развитию педагогического взаимодействия и повышения уровня педагогической культуры родителей.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что развитие уровня педагогического взаимодействия родителей со школой и повышение уровня педагогической культуры - сложный, длительный процесс, который требует комплексного воздействия.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Большая книга общения с ребенком. / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Издательство АСТ, 2016. - 496 с.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 192 с.

3. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. / Под. ред. О.И. Волжиной. - СПб.: КАРО, 2005. С. 19-22.

4. Прокопьева М.М. Система самоорганизации семьи, Якутск: Издательский Дом СВФУ, 2018. - 332 с.

5. Успех. Советы для родителей / Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н. В. Федина. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.

6. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 256 с.

Педагогика

УДК 372.851:378.147

кандидат физико-математических наук, доцент Матвеев Семен Николаевич

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук Антропова Гюзель Равильевна

Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Набережные Челны)

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ «ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

Аннотация. В работе рассматриваются возможности компьютерной системы моделирования «Живая геометрия» в решении задач с параметрами в рамках реализации межпредметных связей школьных курсов математики и информатики. Анализируются принципы применения этой системы в решении некоторых типов алгебраических задач, таких как систем уравнений и неравенств с параметрами, а также задач с параметрами, нацеленных на основные характеристики функции. Описаны возможности и недостатки реализации этой системы в решении некоторых видов задач конструктивной геометрии. Приведенные примеры указывают, что реализация компьютерной поддержки в решении математических задач позволяет учащимся прийти к более глубокому пониманию изучаемого раздела математики, при этом информатика выступает как вспомогательный инструмент формирования учебно-познавательных компетенций. Акцентируется то, что обращение к компьютерной системе моделирования нацелено, прежде всего, на поиск алгоритма, способа решения математической задачи, а также на проверку полученного решения. Описанный подход эффективно реализуется в рамках подготовки к единым государственным экзаменам по математике и может относиться к элементам активизации межпредметных связей математики и информатики и способов формирования метапредметных компетенций.

Ключевые слова: информационные технологии обучения, конструктивная задача, геометрическое место точек плоскости, параметр, учебный процесс, межпредметные связи, компетенции.

Annotation. The work deals with the possibilities of the computer simulation system «The Gejmeter's Sketchpad» in solving problems with parameters within the framework of the implementation of intersubject connections of school mathematics and computer science courses. The principles of application of this system in solving certain types of algebraic problems, such as systems of equations and inequalities with parameters, as well as problems with parameters aimed at the basic characteristics of the function are analyzed. The possibilities and shortcomings of the implementation of this system in the solution of certain types of problems of constructive geometry are described. These examples indicate that the implementation of computer support in solving mathematical problems allows students to come to a deeper understanding of the studied section of mathematics, while computer science acts as an auxiliary tool for the formation of educational and cognitive competencies. It is emphasized that the appeal to the computer modeling system is aimed primarily at finding an algorithm, a method for solving a mathematical problem, and also for verifying the solution obtained. This approach is effectively implemented in preparation for unified state examinations in mathematics and can relate to elements of activization of intersubject connections of mathematics and informatics and ways of forming meta-subject competencies.

Keywords: informational technologies of instruction, constructive problem, geometrical place of points of a plane, parameter, educational process, intersubject communications, competences.

Введение. Системно-деятельностный и компетентность^ подход в преподавании естественнонаучных дисциплин, в частности математики, через формирование универсальных учебных действий (УУД) требует достаточно оригинального, универсального метода формирования планируемых результатов с привлечением различных технологий. В настоящее время проблема использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании широко обсуждается в педагогическом сообществе. Заметим, что вопросам технологий и информатизации образования посвящены многие диссертационные исследования, статьи, пособия в том числе [1, 2].

Изложение основного материала статьи. Учитывая процесс информатизации современного общества и соответственно образования, в статье рассмотрим некоторые возможности решения педагогических задач за счет использования ИКТ. Использование таких технологий является основой эффективности умственной деятельности человека. Информационные технологии обучения, с разумным привлечением специальных компьютерных систем и программного обеспечения, являются необходимым инструментом на современном этапе информатизации образования. Важно и то, что эффективность информационных технологий зависит, прежде всего, от содержания разработанной системы учебно-практических заданий и соответствующего выбора компьютерной системы моделирования. Поэтому актуальной представляется задача разработки соответствующей эффективной системы учебно-практических и учебно-познавательных заданий как в курсе школьной, так и высшей математики.

Отметим, что большинство предлагаемых систем разного уровня сложности обладают достаточными возможностями в реализации принципа наглядности на уроках математики и являются инструментами ускорения образовательного процесса. Очевидно, что современные математические пакеты многообразны, большинство которых доступны широкому кругу пользователей, в том числе и преподавателям. Выбор программного пакета осуществляется преподавателем с учетом уровня знаний пользователей и сложности решаемых математических задач. При этом выбранное программное обеспечение должно быть сравнительно удобным в моделировании широкого класса математических задач и позволяло бы решать эти задачи максимально приближенно к традиционному способу [3]. Исходя из подобных требований наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.