Научная статья на тему 'Современные особенности педагогического взаимодействия учителей и родителей'

Современные особенности педагогического взаимодействия учителей и родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5546
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧИТЕЛЬ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / INTERACTION / SUBJECTS OF INTERACTION / PEDAGOGICAL PROCESS / COOPERATION / INTERACTION STRATEGY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / TEACHER / FAMILY / PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щипанова Ирина Анатольевна

Перемены в политической и экономической жизни страны вызвали значительные изменения в системе образования, что в свою очередь стало причиной многих проблем в этой сфере и отразилось на взаимоотношениях образовательных учреждений и семьи. В настоящее время наблюдается снижение качества и содержания семейного воспитания при все возрастающей потребности во взаимодействии с образовательным учреждением в интересах ребенка. Понимание современных особенностей взаимодействия позволит педагогу выбрать оптимальную стратегию взаимодействия, использовать эффективные методы и приемы работы с родителями. Нами было проведено анкетирование с целью выявления современных особенностей педагогического взаимодействия учителя с родителями. В опросе приняли участие 97 педагогов и 184 родителей МОУ СОШ № 80, 72, 141, 127, 41, 29, 183, 71, 134, лицея № 130 г. Екатеринбурга. Результаты анкетирования были рассмотрены, основываясь на трех направлениях взаимодействия педагогов с родителями: повышение психолого-педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении образовательным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Features of Pedagogical Interaction between Teachers and Parents

Changes in politics and economy of the country caused significant changes in the educational system. These changes led to many problems in this sphere, which consequently told on the relationship between educational institutions and families. At present the quality and contents of family education are in decline, while the need for interaction with the educational institution for the benefit of the child is steadily growing. Understanding of modern features of interaction allows the teacher to choose the optimal strategy of interaction and to use effective methods and techniques of work with parents. We conducted a poll, the aim of which was to identify the modern ways of educational interaction of teachers and parents. We have questioned 97 teachers and 184 parents of secondary schools № 80, 72, 141, 127, 41, 29, 183, 71, 134, 130 in the city of Ekaterinburg. We have analyzed the results of this poll focusing on three ways of teacher-parent interaction: increasing the psychology-educational culture of parents, involving parents in educational process and participation of parents in management of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Современные особенности педагогического взаимодействия учителей и родителей»

УДК 37.018.26 ББК Ч420.5

ГСНТИ 15.81.21

Код ВАК 19.00.07

Щипанова Ирина Анатольевна,

лаборант, кафедра общей и социальной психологии, департамент психологии, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; 620990, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 48а, к. 604; e-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие; субъекты взаимодействия; педагогический процесс; сотрудничество; стратегия взаимодействия; образовательные учреждения; учитель; семья; родители.

АННОТАЦИЯ. Перемены в политической и экономической жизни страны вызвали значительные изменения в системе образования, что в свою очередь стало причиной многих проблем в этой сфере и отразилось на взаимоотношениях образовательных учреждений и семьи. В настоящее время наблюдается снижение качества и содержания семейного воспитания при все возрастающей потребности во взаимодействии с образовательным учреждением в интересах ребенка. Понимание современных особенностей взаимодействия позволит педагогу выбрать оптимальную стратегию взаимодействия, использовать эффективные методы и приемы работы с родителями. Нами было проведено анкетирование с целью выявления современных особенностей педагогического взаимодействия учителя с родителями. В опросе приняли участие 97 педагогов и 184 родителей МОУ СОШ № 80, 72, 141, 127, 41, 29, 183, 71, 134, лицея № 130 г. Екатеринбурга. Результаты анкетирования были рассмотрены, основываясь на трех направлениях взаимодействия педагогов с родителями: повышение психолого-педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении образовательным учреждением.

Shchipanova Irina Anatolievna,

Assistant, Department of General and Social Psychology, Faculty of Psychology, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg,

MODERN FEATURES OF PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND PARENTS

KEYWORDS: interaction; subjects of interaction; pedagogical process; cooperation; interaction strategy; educational institutions; teacher; family; parents.

ABSTRACT. Changes in politics and economy of the country caused significant changes in the educational system. These changes led to many problems in this sphere, which consequently told on the relationship between educational institutions and families. At present the quality and contents of family education are in decline, while the need for interaction with the educational institution for the benefit of the child is steadily growing. Understanding of modern features of interaction allows the teacher to choose the optimal strategy of interaction and to use effective methods and techniques of work with parents. We conducted a poll, the aim of which was to identify the modern ways of educational interaction of teachers and parents. We have questioned 97 teachers and 184 parents of secondary schools № 80, 72, 141, 127, 41, 29, 183, 71, 134, 130 in the city of Ekaterinburg. We have analyzed the results of this poll focusing on three ways of teacher-parent interaction: increasing the psychology-educational culture of parents, involving parents in educational process and participation of parents in management of educational institutions.

В I

о

• конце ХХ - начале XXI в. системе ^ образования нашей страны начинаются серьезные изменения, вызванные реформированием общества. Увеличилось количество требований к педагогам и родителям, что в свою очередь отразилось на взаимоотношениях образовательных учреждений и семьи. Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями становится значимым взрослым для ребенка, поэтому от умения учителя взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую эти стороны выступают как про-

тивники, которые борются за первенство влияния на детей, что обуславливает нарушение конструктивного взаимодействия между субъектами образования.

Согласно современным подходам, именно взаимодействие составляет основу педагогического процесса на любой ступени системы образования. Очевидно, что затруднительно организовать педагогический процесс без продуманного взаимодействия субъектов образовательной ситуации, без опоры на активное соучастие в процессе познания. В связи с этим становится актуальным изучение современных особенностей педагогического взаимодействия учителей и родителей.

В последнее десятилетие слово «взаимодействие» как самостоятельное понятие появилось в педагогических словарях.

© Щипанова И. А., 2016

В «Педагогическом словаре» приводится следующее толкование: «Взаимодействие -это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию; личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества и в виде соперничества» [4,

с. !7]-

В педагогической литературе прослеживаются разнообразные подходы к осмыслению феномена взаимодействия. Прежде, в традиционном педагогическом процессе преобладали субъект-объектные (Б - О) отношения учителя и учащегося, где педагог являлся субъектом, а ребенок являлся объектом формирования и развития. В современной педагогике особую актуальность приобретают подходы, технологии, концепции, разработки, способствующие формированию и развитию субъект-субъектных (Б - Б) отношений участников образовательного процесса.

Сегодня под педагогическим взаимодействием школы и семьи понимается «обусловленная образовательной ситуацией, специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия» [8, с. 28].

Целью взаимодействия школы и семьи является вовлечение родителей в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе.

Данная цель обуславливает постановку и решение следующих задач взаимодействия.

1. Выработать систему мероприятий по созданию условий для взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

2. Разработать механизм, позволяющий выстраивать отношения с семьей и активно включать родителей в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах взаимодействия.

3. Формировать иерархическую структуру контроля качества взаимодействия образовательного учреждения и семьи и оп-

ределить критерий результативности взаимодействия.

4. Установить партнерское общение на основе признания и принятия ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей [3, с. 29-30].

Динамика развития образовательного процесса, его внутреннее движение зависят от того, как складывается характер взаимодействия его участников, какие взаимоотношения возникают между ними. А. Л. Журавлев, Н. И. Шевандрин и другие выделяют следующие типы межличностных взаимодействий: сотрудничество, или активная помощь субъектов в достижении результата, она может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон; противоборство возникает, когда субъекты активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия); уклонение от взаимодействия - оба субъекта избегают ситуаций, предполагающих участие в общей работе, одностороннее воздействие - активные действия одной стороны во имя достижения поставленной цели без учета желаний и состояний другой стороны, одностороннее противодействие - одна из сторон достаточно активно препятствует достижению цели в явной или завуалированной форме, пассивное принятие - активные действия одного субъекта принимаются другим без активного подключения в совместную деятельность, компромиссное взаимодействие - стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства [7, с. 122-130].

И. А. Зимняя к формам взаимодействия относит и конфликт. Однако представляется, что конфликт - это уже итог взаимодействия, к которому приходят противоборствующие стороны в результате усиливающихся конкуренции, противоборства, противодействия [1, с. 400].

Таким образом, взаимодействие выступает как общее, родовое понятие, а сотрудничество, противоборство, компромиссное взаимодействие и пр. являются более частными, конкретными типами взаимных действий субъектов в тех или иных ситуациях.

В настоящее время семьи развиваются в новых, принципиально изменившихся условиях. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, существуют комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Из-за

нестабильной экономической ситуации в стране падает материальный уровень многих семей, родители имеют повышенную занятость, тревожность, неуверенность в завтрашнем дне, растерянность, в связи с этим зачастую пренебрегают воспитательной функцией, тем самым усиливая эмоциональную напряженность в семье. Следовательно, семье требуется квалифицированная помощь со стороны педагогов. Учитель должен учитывать всю совокупность факторов, существующих в семье и оказывающих влияние на образование, развитие, формирование личности ребенка. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Очевидно, что учитель должен начинать организацию педагогического взаимодействия с определения стратегий и в зависимости от ситуации, или поддерживать кооперативные виды и формы взаимодействия, или пытаться нивелировать негативные последствия конкурирующих взаимоотношений и взаимодействий между субъектами образовательного процесса [7, с. 130]. Прежде чем педагогу определить оптимальную стратегию взаимодействия, выбора эффективных методов и приемов работы с родителями, необходимо знать современные особенности этого взаимодействия.

Нами было проведено анкетирование, целью которого явилось выявление особенностей педагогического взаимодействия учителя с родителями. В опросе приняли участие 97 педагогов и 184 родителей МОУ СОШ № 80, 72, 141, 127, 41, 29, 183, 71, 134, лицея № 130 г. Екатеринбурга.

Из числа педагогов 96 % женщин и 4 % мужчин. Педагогический стаж до 5 лет имеют 26 %, 5-10 лет - 21 %, 10-20 лет -18 %, более 20 лет - 35 % учителей. Их возраст - 18-25 лет - 7 %, 25-30 лет - 16 %, 30-35 лет - 10 %, 35-45 лет - 20 %, 45 лет и старше - 47 %. Классными руководителями являются 64 % учителей.

В анкетировании родителей приняли участие 86 % женщин и 14 % мужчин, их возраст: 18-25 лет - 1 %, 25-30 лет - 5 %, 30-35 лет - 29 %, 35-45 лет - 50 %, 45 лет и старше - 15 %. Уровень образования: среднее образование имеет 14 %, начальное профессиональное - 1%, среднее специальное - 33 %, высшее - 52 %. Социальное положение: рабочий - 22 %, служащий -39 %, домохозяйка - 14 %, индивидуальный предприниматель - 10 %, пенсионер - 2 %, военнослужащий - 2 %, управленец - 7 %, другое - 4 %.

Рассмотрим результаты анкетирования, основываясь на трех направлениях

взаимодействия образовательных организаций с родителями.

В рамках первого направления - повышение психолого-педагогической культуры родителей, включающего знания по психологии, медицине, праву, педагогические знания и умения, компетентность в вопросах общения, осведомленность относительно программ и методик воспитания, ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности за воспитание.

Анкетные данные показали, что только 42 % учителей систематически организуют лекции по педагогике, психологии, гигиене, этике. 63 % учителей считают, что уровень психолого-педагогической компетенции родителей в настоящее время не вырос, а 72 % педагогов считают, что родители не умеют адекватно пользоваться психолого-педагогической информацией. Следовательно, педагогам необходимо использовать такие массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы, которые были бы направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на повышение воспитательного потенциала семьи, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования, организуя родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. Родительский лекторий - одна из основных универсальных форм взаимодействия с родителями и пропаганды психолого-педагогических знаний. Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

Всего 50 % педагогов привлекают к обсуждению новых учебных программ родителей, поэтому необходимо проведение открытых уроков с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Посещение родителями внеклассных мероприятий - спортивных соревнований, праздников, концертов - позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Таким образом, можно сказать, что в основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, по-

вышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

Еще одной особенностью взаимодействия является то, что психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. 79 % опрошенных родителей доверяют учителям, 73 % считают их профессионалами своего дела. 49 % родителей всегда предлагают свою помощь - даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования. Многие из родителей (65 %) удовлетворены теми условиями, которые создает школа детям для проявления и развития их способностей. В анкетировании 58 % родителей согласились с тем, что они имеют свободный доступ в школу и часто посещают образовательное учреждение. 74 % родителей испытывают чувство взаимопонимания, контактируя с учителями и администрацией.

В целом, 83 % родителей имеют достаточное представление о содержании воспитания и обучения своего ребенка и 70 % родителей в полной мере удовлетворены образовательно-воспитательным процессом в образовательном учреждении. Однако учитель не должен использовать только традиционные формы взаимодействия, а должен ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса, тогда количество родителей, удовлетворенных работой учебного заведения будет только расти.

По результатам анкетных данных, 74 % учителей считают, что родители не принимают активного участия в жизнедеятельности школы, 35 % педагогов считают современных родителей пассивными, 21 % -конфликтными, 8 % - агрессивными, 46 % учителей считают, что родители не умеют компетентно общаться, 85 % отмечают, что вся ответственность за учебу детей лежит на учителях. Оценивая роль родителей в школьном педагогическом процессе, учителя отмечают дефицит родительского внимания к школьным проблемам, родитель еще не стал в полной мере субъектом образовательной среды школы. Все это свидетельствует о том, что родители готовы к активному взаимодействию со школой, а учителя по-прежнему отрицают их стремление к активному участию в деятельности школы, не готовы с ними сотрудничать.

Вместе с тем от согласованности действий педагогов и родителей зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Совместная деятельность может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, под-

водят итоги деятельности. Взаимодействие заключается и в единстве требований к ребенку, организации совместной деятельности, изучении ребенка в семье и школе.

Второе направление взаимодействия -это вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследование выявило, что из опрошенных нами учителей 57 % используют беседу как основную форму взаимодействия с родителями, 43 % - родительское собрание, 32 % - индивидуальные встречи, консультации, а 16 % - разговор по телефону.

Родительское собрание - форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности ребенка. Беседы и консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель -необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность ее значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками учителя.

А вот современные формы взаимодействия с родителями - электронный дневник, круглые столы, диспуты, лектории - проводят 14 % опрошенных нами педагогов. Так, диспут в своей работе применяют только 2 % учителей, хотя это одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Диспут проходит в непринужденной обстановке и позволяет всем включиться в обсуждение - поразмышлять по проблемам воспитания.

Важной особенностью современного взаимодействия субъектов образования является исключение из этой системы отцов. Традиционно закрепилось возложение на мать (жену) ответственности за детей. Учителя, к сожалению, привыкли к такому разделению, нечасто имеют дело с отцами и не возлагают на них полномочия по воспитанию детей. Небольшая часть педагогов нашла методики, изменяющие заведенное десятилетиями отстранение мужчин от воспитания детей. Лишь 15 % учителей подтвердили, что в их образовательных учреждениях проходят «Советы отцов», «Конференции отцов», «Круглый стол отцов» и т. п.

Зачастую взаимодействие ограничивается классными руководителями, хотя встречи с учителями-предметниками, администрацией должны проводиться ежегодно, так называемые «Дни открытых дверей», где педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

Рассмотрим третье направление взаимодействия - это участие родителей в управлении образовательным учреждением.

В современных условиях возрастает роль родителей в управлении образовательным учреждением. В школах создаются и действуют Совет образовательного учреждения и родительский комитет. Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Учитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. 39 % опрошенных нами родителей помогают учителям в организации праздников, экскурсий, спортивных соревнований походов в театр и др., это родители, которые входят в состав родительского комитета и являются активными

организаторами жизнедеятельности ребенка в школе.

Таким образом, с помощью опроса мы постарались выявить особенности взаимодействия педагогов с родителями образовательного учреждения. По данным опроса можно сделать вывод о том, что родители в целом готовы сотрудничать с учителями и удовлетворены образовательно-воспитательным процессом, однако они нуждаются в помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов.

Педагогу в свою очередь необходима четкая стратегия взаимодействия, владение эффективными формами и методами работы с родителями, а также систематическая, последовательно организуемая работа по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Повышение педагогической культуры родителей необходимо проводить одновременно с повышением квалификации самих педагогов, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к образовательному учреждению, педагогам и их требованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д. : Феникс, 1997.

2. Казантеева В. В. От педагогического воздействия - к взаимодействию // Школа. 2003. № 1. С. 69-72.

3. Ким Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой. М. : Прометей, 2013.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. К. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001.

5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : ТЦ Сфера, 2005. 112 с.

6. Коротаева Е. В. Основы педагогических взаимодействий: учебное пособие. Екатеринбург : СВ - 96, 2011. 160 с.

7. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа. Екатеринбург : Ур-ГПУ, 2008. 276 с.

8. Недвецкая М. Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи. М. : АПК и ППРО, 2007. 128 с.

9. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М. : ВЛАДОС, 2000. 256 с.

10. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2004. 316 с.

11. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М. : Логос, 1999.

12. Сластенин В. А. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. М. : Академия, 2004. 144 с.

13. Столяренко Л. Д. Психология : учеб. пособие для студентов вузов. СПб. : Лидер, 2006. 592 с.

14. Щуркова Н. Е. Школа и семья: педагогический альянс : метод. пособие. М. : Пед. о-во России,

2004. 112 с.

15. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие для студ. вузов. СПб. : Питер,

2005. 366 с.

REFERENCES

1. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya. Rostov n/D. : Feniks, 1997.

2. Kazanteeva V. V. Ot pedagogicheskogo vozdeystviya - k vzaimodeystviyu // Shkola. 2003. № 1. S. 69-72.

3. Kim T. K. Sem'ya kak sub"ekt vzaimodeystviya so shkoloy. M. : Prometey, 2013.

4. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. K. Pedagogicheskiy slovar' dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2001.

5. Kozlova A. V., Desheulina R. P. Rabota DOU s sem'ey: diagnostika, planirovanie, konspekty lektsiy, konsul'tatsii, monitoring. M. : TTs Sfera, 2005. 112 s.

6. Korotaeva E. V. Osnovy pedagogicheskikh vzaimodeystviy: uchebnoe posobie. Ekaterinburg : SV - 96, 2011. 160 s.

152 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

7. Korotaeva E. V. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie: opyt problemnogo analiza. Ekaterinburg : UrGPU, 2008. 276 s.

8. Nedvetskaya M. N. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov k organizatsii vzaimodeystviya shkoly i sem'i. M. : APK i PPRO, 2007. 128 s.

9. Rozhkov M. I., Bayborodova L. V. Organizatsiya vospitatel'nogo protsessa v shkole. M. : VLADOS, 2000. 256 s.

10. Sergeev I. S. Osnovy pedagogicheskoy deyatel'nosti : ucheb. posobie. SPb. : Piter, 2004. 316 s.

11. Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskikh sis-tem. M. : Logos, 1999.

12. Slastenin V. A. Metodika vospitatel'noy raboty / pod red. V.A. Slastenina. M. : Akademiya, 2004. 144 s.

13. Stolyarenko L. D. Psikhologiya : ucheb. posobie dlya studentov vuzov. SPb. : Lider, 2006. 592 s.

14. Shchurkova N. E. Shkola i sem'ya: pedagogicheskiy al'yans : metod. posobie. M. : Ped. o-vo Rossii, 2004.

112 s.

15. Shchurkova N. E. Prikladnaya pedagogika vospitaniya : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. SPb. : Piter, 2005. 366 s.1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.