ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Ким Т.К.
Российский государственныйуниверситет физической культуры спорта и туризма
Аннотация. В статье выделены психолого-педагогические механизмы и условия эффективности диалогического взаимодействия педагога с родителями учащихся в процессе физического воспитания. Определены параметры профессиональной готовности педагога к диалогическому взаимодействию с семьей. Условиями эффективного взаимодействия школы и семьи являются: обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к работе с семьями; владение педагогами современными средствами и методами обучения родителей; планирование различных форм общения с родителями; создание единого образовательного пространства «школа-семья».
Ключевые слова: школа, семья, взаимодействие, воспитание.
Анотація. Кім Т.К. Фізичне виховування: організаційно-педагогічні умови ефективної взаємодії сім’ї та школи. В статті виділені психолого-педагогічні механізми і умови ефективності діалогічної взаємодії педагога з батьками учнів в процесі фізичного виховування Визначені параметри професійного ґатунку педагога до діалогічної взаємодії з сім’єю. Умовами ефективної взаємодії школи й родини є: забезпечення індивідуального, диференційованого підходу до роботи з родинами; володіння педагогами сучасними засобами й методами навчання батьків; планування різних форм спілкування з родителями; створення єдиного освітнього простору «школа-родина».
Ключові слова: школа, сім'я, взаємодія, виховання
Annotation. Kim T.K. Physical education: organizational-pedagogical conditions of effective interaction of school and family. In the clause are allocated psychology-pedagogical mechanisms and conditions of efficiency of dialogical interaction of the teacher with parents of pupils during their physical training. Parameters of professional readiness of the teacher to dialogical interaction with family are observed. Conditions of effective interacting of school and family are: security of the individual, differentiated approach to work with family; possession of teachers of state-of-the-art agents and methods of learning of parents; scheduling of different forms of dialogue with parents; building of uniform educational space “school - family”.
Keywords: school, family, co-operation, education.
Введение.
Модернизация российского образования требует активных преобразований и в сфере физического воспитания подрастающего поколения Современная система физического воспитания в общеобразовательных школах нуждается в обновлении, как в содержательном так и в технологическом планах [3]. Проблемная ситуация заключается в том, что для осуществления эффективного физического воспитания детей и подростков требуется единство всех элементов системы и выпадения из неё такого важного социального института как семья. Образовательное учреждение, на сегодняшний момент остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной при условии консолидации усилий субъектов образовательного процесса, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь родителям в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявленийв поведении
Работа выполнена по плану НИР Российского государственного университета физической культуры спорта и туризма.
Формулирование целей работы.
Цель исследования - обоснование организационно-педагогических условий физического воспитания в системе «школа-семья».
Цель конкретизировалась в следующих исследовательскихзадачах:
1. Изучить научно-методическую литературу и иные информационные источники по проблеме исследования и на их основе выделить организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия образовательных учреждений и семьи.
2. Исследовать пути сотрудничества образовательных учреждений и семьи, обобщить имеющиеся педагогические подходы и на их основе разработать механизм взаимодействия школы и семьи, определить формы, методы и содержание работы администрации и педагогического коллектива образовательных учреждений с семьями учащихся.
Результаты исследо вания.
Развитие института семьи в современных условиях, изменение традиционной структуры патриархальной семьи, ее функций и воспитательных возможностей поставили ряд новых задач перед институтом образования (школой) и педагогической наукой Главной из них является необходимость смены модели взаимодействия семьи и школы Система образования как социальный институт; призванный помочь подрастающему поколению быть готовыми к жизнедеятельности в новых условиях постиндустриального общества, предлагает
решение этой педагогической проблемы на основе новой парадигмы образования, предполагающей создание здоровой социальной среды, духовно объединяющей ближайшее окружение ребенка, в том числе семью и школу.
В своей экспериментальной работе по апробации на практике модели взаимодействия семьи и школы по развитию семьи как основы организации совместной деятельности по воспитанию и обучению детей, мы исходим из необходимости не только дать определенные психолого-педагогические знания родителям и консультировать^ в отношении ребенка, но и кардинально изменить всю систему отношений между школой и семьей в интересах ребенка и развития самого феномена семьи.
Основной целью взаимодействия школы и семьи стала необходимость создания образовательного пространства, где педагоги вместе с родителями в интересах ребенка решают проблемы его развития, а через совместную педагогическую воспитательную деятельность укрепляют семью, способствуют росту ее педагогическойкультурыи ответственности за будущеесвоего ребенка
Это требовало создания качественно новой модели взаимоотношений институтов семьи и образования на основе современной философской концепции системного видения мира, на методологии деятельностного подхода взаимопонимания, творческой, созидательной роли человека во всех сферах его жизни.
Все это помогло в сложном современном мире выработать стратегию взаимодействия образовательного учреждения и семьи; определить тактические действия в решении данного вопроса: понимание того, что необходимо учиться не только работать с семьей, а понимать семью, причем семью каждого учащегося, ее особенности, движущие силы, проблемы. Это самое важное направление в деятельности любой школы И без этого понимания невозможно говорить об эффективном взаимодействии образовательного учреждения и семьи.
Анализ научно-методической литературы, диссертационных исследований по данной проблематике, результаты опытно-экспериментального этапа исследования позволили констатировать что успешное развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи при организации физического воспитания детей может осуществляться при выполнении обязательных условий [1, 2, 5]. Это, прежде всего:
• четкая стратегия взаимодействия, постановка целей, направленных на решение общих проблем;
• единство задач и содержания воспитательной работы образовательного учреждения и семьи, преемственность в содержании и технологиях педагогическогопросвещения родителей, в целях успешной социализации личности школьника в условиях школы и семьи;
• обеспечение индивидуального дифференцированногоподхода к работе с семьями воспитанников;
• владение педагогами современными средствами и методами обучения родителей;
• планирование педагогами в календарных планах различных форм общения с родителями (родительских клубов по интересам, тренингов, физкультурнэоздоровительных мероприятий, соревнований, походов и
др.);
• наличие в образовательном учреждении документации (протоколы собраний, консультаций и др.), раскрывающей работу педагогов с родителями;
• подбор материалов в помощь педагогам и родителям (памятки, вопросники, лучший опыт семейного воспитания и др.);
• участие педагогов в пропаганде целей, задач, содержания и методов семейного воспитания школьников
• создание единого образовательного пространства «школа-семья», как необходимой среды для направленного воспитания учащихся
Представленные условия в основе своей опираются на принцип обратной связи. Осуществление такой связи полезно и семье и образовательному учреждению. Педагоги получают руководство к действию, а родители еще раз задумываются о воспитании ребенка, проблемах образовательного учреждения.
В единой образовательно-воспитательной среде для нас было главным выстроить систему взаимодействия каждого взрослого и ребенка с учетом их индивидуальности на основе межличностных связей в системах «ученик-ученик», «педагог-ученик», «педагог-педагог», «ученик-родитель», «педагог-родитель», «ученик-родитель-педагог». Главное внимание при этом было уделено развитию новой формы организации занятий - обучению в диалоге.
С целью создания воспитывающей диалогичной среды в образовательном учреждении были определены обязательные функции школы в отношении родителей и детей:
• ознакомление родителей с содержанием и методами образовательно-воспитательной деятельности школы, ее режимом, порядками и правилами (они вырабатываются вместе с родительским советом);
• психолого-педагогическое просвещение родителей по программам, разработанным педагогами в соответствии с особенностями семей обучаемых ими школьников
• общий педагогический всеобуч родителей с корректировкойвоспитательного влияния родителей на детей в отдельных семьях;
• организация совместной деятельности родителей и детей на базе школы;
• активное взаимодействие педагогов школы с общественными школьными организациями родителей по развитию родительскогосамоуправления жизнью детей в школе и дома.
Создавая свою модель диалогического взаимодействия школы и семьи мы исходили из того, что единая образовательная и воспитывающая среда является совокупностью социальных, культурных а также специально организованных психолого-педагогических условий как для самостоятельного развития личности школьника
родителя, педагога, так и для их духовного, нравственного, этического и эстетического взаимодействия в пределах совместной полезной деятельности и общения. В то же время, предотвращая деструктивное влияние среды на развитие детей, мы стремились всеми известными способами повысить профессионализм педагогов в отношении знания и понимания семьи, коммуникативныхумений учителей
Таким образом, наряду с выше обозначенными условиями основным условием эффективного взаимодействия школы и семьи является подготовка специалистов способных на практике осуществить продуктивное сотрудничество. С этой целью были организованы курсы повышения квалификации учителей по теме: «Физическое воспитание: педагогическое взаимодействие школы и семьи». Основное содержание курса составляли исследования проблемных вопросов связанных с взаимодействием школы и семьи, организацией физического воспитания в семье, формами и методами сотрудничестваобразовательных учреждений и семьи, повышающие педагогическую культурупедагогов и родителей и направленные на оптимизацию физкультурнэ оздоровительной работы с семьей с учетом ее особенностей.
Одновременно ставилась задача привития слушателям навыков работы с семьей в современных социокультурных условиях. Вниманию учителей также была предложены комплексная методика диагностики условий и функций сотрудничества родителей и педагогов; взаимоотношений в семье; детско-родительских отношений; мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности. Изучение программного материала было органически связано с другими предметами: теорией и методикой физической культуры, возрастной физиологией, психологией развития, социальной педагогикой, гигиеной детей и подростков, психологией семейных отношений, психологическогоконсультированияи др.
Таким образом, концептуальныеподходы к организации взаимодействия с семьей строятся на признании главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, общения, взаимного уважения и признания сильных сторон и семьи и школы Выводы.
Таким образом, в ходе исследования установлено, что основными организационно-педагогическими условиями эффективного взаимодействия школы и семьи при организации физического воспитания детей и подростков являются: обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к работе с семьями; владение педагогами современными средствами и методами обучения родителей; планирование различных форм общения с родителями; пропаганда целей, задач, содержания и методов семейного физического воспитания школьников создание единого образовательного пространства «школа-семья», как необходимой среды для направленного воспитания учащихся
XXI век потребовал от социальных институтов семьи и образования совершенно иных подходов во взаимодействии на благо развития детей и общества Исследование законодательных актов - «Закона РФ об образовании», «Конвенции о правах ребенка», Конституции РФ - свидетельствует о том, что в условиях постиндустриального общества возрастает влияние родителей на жизнь школы, однако они не имеют необходимых навыков самоуправления и не обладают в достаточной степени педагогическими знаниями, чтобы взаимодействие с учебным заведением было наиболее эффективным [4].
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении мы видим в разработке программнометодического обеспечения эффективного взаимодействия школы и семьи при организации физического воспитания подрастающего поколения Определенная работа в данном направлении нами уже проводится Так апробируются на практике программы для учащихся и родителей: «Спортсемейка», «Вместе весело шагать!», «Семейное спортивное многоборье», «Семейный марафон», «От здорового колледжа к здоровой семье» и др.
Литература
1. Камаль Ель Дин Осман Шалаби Развитие и применение принципов системы «школа-семья» в условиях высших учебных заведений ОАР (экспериментальное исследование): Дисс. ...д-ра пед. наук / Камаль Ель Дин Осман Шалаби: ГЦОЛИФК - М., 1970. - 374 с.
2. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации мониторинг. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 112 с.
3. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры/ В.П. Лукьяненко - М.: Советский спорт, 2005. - 256 с.
4. Павлова Н.В. Физическое воспитание в педагогической системе А.С. Макаренко: Автореф.
дисс.. канд. пед. наук / Павлова Н.В.; ГЦОЛИФК, М. - 1947, - 23 с.
5. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 48 с.
Поступила в редакцию 10.04.2008г.