ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
УДК 371.018
И. В. ВЛАСЮК Ю. А. ГЕНВАРЕВА
Оренбургский государственный педагогический университет
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЙ
НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА
В данной статье дается теоретический анализ современного опыта взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Описана программа взаимодействия родителей и педагогов «ТРИАДА: семья—подросток—школа», направленная на самореализацию подростка. Приведены основные требования и правила организации взаимодействия семьи и школы. Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, самореализация подростка, формы взаимодействия, программа взаимодействия.
Школа и семья — два важнейших воспитательнообразовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В современных социально-экономических условиях и в системе рыночных отношений в социуме возникает новый характер взаимодействия в триаде «учитель — подросток — родители». Ребенок и родители нуждаются в более мобильном, педагогически грамотном учителе нового поколения, сориентированном на ребенка как на ценность, способном вступить в ценностное взаимодействие с семьей, а не работающего в традиционной системе воздействия [1]. Одной из самых ключевых задач школьной жизни является формирование самостоятельной, активной личности, способной самореализоваться в жизни, адаптироваться на рынке труда, представлять и защищать свои права, уважать интересы и права других.
Многие исследователи (С. Г. Вершловский, И. С. Кон, И. Ю. Кульчицкая, А. В. Толстых) отмечают, что большое значение для подростка в определении своего места в жизни, в обществе, в осознании своих интересов имеет семья. Активно-деятельностное отношение к образованию подрастающего поколения во многом зависит от характера запросов и культурно-образовательного уровня родителей.
На основе анализа научных исследований, проведенных лабораторией проблем семейной политики ГНИИ семьи и воспитания в области мониторинга воспитательного потенциала российской семьи необходима коррекция тех теоретических позиций взаимодействия семьи и школы, которые были приняты в педагогической науке раньше и кратко выражались тезисами о полном совпадении целей семейного и общественного воспитания, об отсутствии противоречий между воспитанием в семье и общественной системой воспитания [2]. Как в прошлом, так и, особенно, в настоящем отсутствует полное единство целей и задач семьи и общества, и это является причиной многих противоречий в отношениях педагогов и родителей. В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные программы взаимодействия семьи и школы.
Отечественные и зарубежные исследователи (С. Г. Вершловский, В. Ю. Коровкин, И. Д. Фрумин, М. Фуллан, Дж. Эпштейн) утверждают, что участие
родителей в жизни школы положительно влияет на успеваемость детей, вовлеченность родителей в деятельность школы сплачивает родителей и детей, родители получают больше информации о деятельности школы, более глубоко родители осознают особенности развития личности в школьные годы. Поэтому возникает необходимость поиска новых путей и форм работы с родителями, способствующих формированию у них активной позиции и, как следствие, формированию положительного отношения школьников к учению.
Теоретический анализ современного опыта взаимодействия педагогов с родителями показывает, что процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Воспитательный потенциал семьи претерпевает серьезную трансформацию, изменяются и заявляют о себе новые, нередко имеющие пока латентный характер факторы, оказывающие на него влияние, но семья сохраняет свое значение как ведущий социальный институт формирования и развития личности, утверждения социально значимых ценностей и установок, социализации подрастающих поколений [3]. Взаимодействие может быть реализовано через осознанное стремление родителей помочь школе в деятельности по тем направлениям, которые им представляются актуальными и важными в современных условиях. В этих случаях активность родителей по отношению к школе резко возрастает. Там, где существуют общие ценности, где они становятся ярко выраженными, доминируют, возникает отношение к ребенку как к главной ценности [4].
Нам хотелось разработать такую программу, чтобы она состояла не из разрозненных мероприятий, часто случайных, ничем между собой не связанных, а «нанизывалась» на некий стержень, базировалась бы на общей основе. Такой основой и стала идея включения родителей в поиск условий организации взаимодействия школы и семьи, направленного на самореализацию подростка.
В школе организовано постоянное всестороннее изучение семей учащихся классными руководителями, социальным педагогом, психологом (диагности-
рование, тестирование, анкетирование и т. д.). Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей. Диагностика, проводимая в образовательном учреждении, позволяет получить достаточно полную характеристику, как семьи, так и самого подростка. Изучение личности школьника и его ближайшего окружения, которое проводится с использованием индивидуальных маршрутных карт.
На основании анализа всестороннего изучения семей учащихся классными руководителями, социальным педагогом, психологом (диагностирование, тестирование, анкетирование и т. д.) нами разработана целевая программа «ТРИАДА: семья-подросток— школа». Ключевая идея программы «ТРИАДА» — воздействие на ребенка через семью в целях его самореализации. Тогда объектом взаимодействия семьи и школы является процесс самореализации подростка. Субъектом взаимодействия семьи и школы выступает педагог (классный руководитель, учителя-предметники) и образовательное учреждение как коллективный субъект. Субъектом собственной самореализации — подросток. Подросток — связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-воспитательный процесс, сорганизуется микросоциум. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и вне-учебной деятельности, но и собственной самореализации. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса — учителей, сверстников и родителей. Выделение субъектов взаимодействия семьи и школы, направленного на самореализацию, предполагает, что процесс постановки цели, выбора объекта, видов, форм деятельности осуществляется совместно педагогом и подростком. Образовательное учреждение как коллективный субъект обеспечивает организационно-педагогические условия для такой деятельности (в том числе повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах самореализации подростков). Взаимодействие семьи и школы осуществляется посредством активных форм и методов, к которым относятся беседы, дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», проектирование, моделирование и т.п. Их характерными чертами являются диалогичность, творческий характер деятельности. Направленность на саморазвитие, самореализацию, предоставление подростку свободы в принятии решений, творчестве, выборе содержания, способов деятельности, создание ситуации успеха.
В ходе формирующего этапа эксперимента нами разработана «Рабочая тетрадь для родителей», в которой последовательно изложен материал цикла родительских собраний «На пути самореализации
подростка» в виде проблемного, тестового материала, анкет по проблемам, притч, педагогических ситуаций. На родительских собраниях родителями осуществляется работа в рабочих тетрадях под руководством классного руководителя. Психологами, по результатам диагностики, заполняются маршрутные карты на каждого ребенка. Знание результатов обработки маршрутных карт подростка, неоднократное заполнение этих карт, фиксирующее разные этапы работы с ним, дает объективные показатели результативности проводимой коррекционной и воспитательной работы школы и семьи.
Данная форма работы с родителями позволяет установить контакт таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела педагогов и подростков, в которых принимают участие и родители.
Проведенное пилотажное исследование показало, что эффективность самореализации подростка в учебном процессе в определенной степени зависит от знаний о собственном развитии, биологических и психологических возможностях. В этой связи нами был разработан цикл классных часов: «Реализуй себя», направленных на познание подростками своей индивидуальности, развитие положительного отношения к себе и другим, активизацию личностной самореализации. Вторым этапом программы выступает организация клубной работы, отвечающая интересам учащихся. Родители видят свою роль в материальном обеспечении интересов своих детей. Педагоги же в основном оказывают индивидуальную помощь в форме консультирования и индивидуальных занятий. Причем родители и педагоги приводят разные аргументы в пользу выбора направления реализации интересов подростков (кружки, секции и т.д.). В школах представлены кружки и секции, не всегда отвечающие интересам учащихся. Нашей задачей было организовать кружки и секции, отвечающие запросам современного подростка. Все группы создаются на основе личных симпатий и общности внутренних целей учащихся. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности, поэтому работа в кружках организуется посредством внедрения педагогических технологий: «Обучение как учебное исследование», «Коллективная мыследеятельность», «Метод проектов». При наличии общего дела, в котором каждый выполняет часть его, желание проявить себя рождается естественно и ощущается как состояние радостное, творческое, приносящее удовлетворение. Таким образом, обеспечение субъектной позиции подростка достигалось позитивным, уважительным отношением к самостоятельности мнений, суждений подростка, стимулированием расширения его круга общения и сферы применения способностей, установление доверительных отношений, когда педагог, родители готовы оказать помощь подростку, а подросток готов ее принять.
Данная программа реализуется на базе МОУ «Гимназия № 5» г.Оренбурга. Может быть использована в практике образовательных учреждений с учетом контингента и конкретных условий.
Основными требованиями и правилами организации взаимодействия семьи и школы, выполнение которых должно способствовать повышению эффективности этого процесса, являются:
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
— социально-педагогическое партнерство учителей и родителей, объединяющих свои усилия для достижения общей цели: формирование самостоятельной, активной личности, способной самореализоваться в жизни, адаптироваться на рынке труда, представлять и защищать свои права, уважать интересы и права других;
— единство действий учителей и родителей как основных субъектов учебно-воспитательного процесса;
— укрепление и развитие контактов между учителями и родителями по изучению психологии ученика и его поведения;
— постоянный диалог как форма отношений между учителями и родителями, основанный на уважении школьных требований и правил со стороны родителей, а также на уважении учителем мнения родителей;
— гуманизация межличностных отношении, предупреждение конфликтных ситуаций и оптимизация отношений между учителями и родителями, основанные на терпимости, соучастии, сопереживании учителя, а также открытости и искренности родителей во взаимоотношениях друг с другом;
— индивидуальный подход учителя к ученику и его родителям, установление тесных контактов в семье, ее постоянное и глубокое изучение;
— дифференцированный подход к работе с родителями, исходя их различий в социально-бытовых условиях, нравственно-психоло-гической атмосфере в семье, отношениях к своим родительским обязанностям и т.п.;
— постоянное повышение уровня психологопедагогических знаний и умений родителей, их вовлечение в различные формы педагогического просвещения [1].
Таким образом, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Участие родителей в жизни школы способствует пониманию родителями роли образования в успешной жизнедеятельности детей после окончания школы.
Библиографический список
1. Власюк, И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики : монография / И.В.Власюк. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. — С. 11 — 24.
2. О положении семей в Российской Федерации / С.В.Дармо-дехин, О.И.Волжина, Г.В.Сабитова и др. ; под ред. акад. РАО, проф. С.В.Дармодехина. — М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. — 142 с.
3. Кучмаева О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи // Педагогика. — 2008. — № 3. — С. 53 — 59.
4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. — Оренбург : Южный Урал, 2000. — 177 с.
ВЛАСЮК Ирина Вячеславовна, доктор педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО). ГЕНВАРЕВА Юлия Анатольевна, аспирантка кафедры общей педагогики.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2009 г.
© И. В. Власюк, Ю. А. Генварева
уДк 374 С. А. ШЕМШУРИНА
Филиал Тюменского государственного университета в г. Когалыме
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрыта структурно-функциональная модель формирования краеведческой компетенции подростков в учреждениях дополнительного образования. Выделен комплекс необходимых и достаточных педагогических условий для реализации модели, оказывающих позитивное влияние и обеспечивающих переход подростков от объектной позиции к субъектной в процессе усвоения компонентов краеведческой компетенции. Материал может быть полезен для преподавателей высших и средних учебных заведений, учителей, педагогов детско-юношеских объединений, студентов высших учебных заведений. Ключевые слова: модель, метод, формирование, педагогические условия, краеведческая компетенция, подросток.
Моделирование — это теоретический метод науч- моделью первого, находится в определенном соответ-ного познания, который характеризуется как воспро- ствии с познаваемым объектом, способен замещать изведение некоторого объекта на другом объекте, его на определенных этапах познания и дает при его специально созданном для изучения, который называ- исследовании, в конечном счете, информацию о са-ется моделью. Второй из объектов, называющийся мом моделируемом объекте [1].