Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования нравственно-этических отношений школьников и родителей в среднем общеобразовательном учреждении на основе личностно-деятельного подхода'

Психолого-педагогические условия формирования нравственно-этических отношений школьников и родителей в среднем общеобразовательном учреждении на основе личностно-деятельного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1068
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ШКОЛЫ / ФГОС / УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MORAL-ETHICAL RELATIONSHIP / PERSONALITY DEVELOPMENT / THE INTERACTION BETWEEN PARENTS AND SCHOOLS / FSES / EDUCATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмичева В.Н.

В статье рассматривается взаимодействие семьи и школы как неотъемлемый фактор формирования полноценной личности учащегося в среднем общеобразовательном учреждении. Автор опирается на ФГОС нового поколения, который показывает важность установления условий для гармоничного взаимодействия семьи и школы. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, автор делает вывод, что сотрудничество педагогов с семьей положительно сказывается на формировании нравственно-этических отношений между учениками и их родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмичева В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions of the formation of moral and ethical relationships of school students and their parents in a secondary educational institution of the basis of personal-activity approach

The article considers the interaction of family and school as an essential factor in the formation of integrated personality of the pupil in a secondary educational institution. The author relies on FSES (Federal State Educational Standard) of the new generation, which shows the importance of establishing conditions for harmonious interaction of family and school. Upon analyzing psychological and pedagogical literature, the author concludes that the collaboration of teachers with family has a positive effect on the formation of moral and ethical relationship between students and their parents.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования нравственно-этических отношений школьников и родителей в среднем общеобразовательном учреждении на основе личностно-деятельного подхода»

В.Н. Кузьмичева

Психолого-педагогические условия формирования

нравственно-этических отношений школьников и родителей в среднем общеобразовательном у на основе личностно-деятельного г

В статье рассматривается взаимодействие семьи и школы как неотъемлемый фактор формирования полноценной личности учащегося в среднем общеобразовательном учреждении. Автор опирается на ФГОС нового поколения, который показывает важность установления условий для гармоничного взаимодействия семьи и школы. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, автор делает вывод, что сотрудничество педагогов с семьей положительно сказывается на формировании нравственно-этических отношений между учениками и их родителями.

Ключевые слова: нравственно-этические отношения, формирование личности, взаимодействие родителей и школы, ФГОС, учебное сотрудничество.

Сегодня школа переживает новый этап серьезного реформирования, в центре которого по-прежнему находится ребенок. Как и всегда основная задача школы заключается в формировании полноценной личности учащихся. Но, говоря о воспитании и формировании личности, невозможно обойтись без такого взаимодействия, как «семья - школа», благодаря которому мы можем получить личность, способную выбирать приоритеты, отстаивать свою позицию, определять значимость своих и чужих поступков, а главное - находить смысл в жизни, принимать решения и брать ответственность на себя.

Жизнь ребенка состоит из двух сфер: школы и семьи. Особенностью данных сфер является их непрерывное изменение и развитие. Благодаря принятию «Закона об образовании» появляется необходимость внедрения творческого, равноправного, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Безусловным можно считать тот факт, что работа с родителями является одним из труднейших видов работы для педагогов. Как говорится в педагогическом афоризме: «Самое сложное в работе с детьми - это работ с их родителями». Педагог должен иметь опыт

чреждении подхода

о §

¡± о

го ср чд ю

ш о

^ го

о н

СС ° ?

^ Ф =т

ж о О

работы с родительским коллективом и способность грамотно применять в работе с родителями свои психолого-педагогические знания.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения особым образом подчеркивается важность родительского участия в образовательном процессе. Семья, согласно ФГОС, является важнейшим институтом общества, отвечающим за такой фактор, как социализация нового поколения. А родители - это равноправные участники образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [4].

Основой нового стандарта образования в рамках взаимодействия семьи и общеобразовательных учреждений является то, что воспитанием детей занимаются сами родители, а все остальные социальные институты работают над тем, чтобы грамотно и вовремя оказать помощь в воспитательной деятельности.

Переходя к изучению проблемы взаимодействия «семья - школа», нам необходимо указать на то обстоятельство, что ребенок, поступая в учебное учреждение, попадает в «педагогический треугольник» (учитель - ученик - родитель). Безусловно, именно от этих взаимоотношений зависят достижения в воспитании ребенка.

Анализ имеющегося опыта во взаимодействии школы и семьи показал, что в советский период развития нашей страны государство не ставило перед собой цели считаться и опираться на мнение родителей при формировании и воспитании нового поколения. Семья являлась зависимым, подчиненным звеном в школьной системе. Семейное воспитание строилось на основе традиционной народной педагогики.

Социально-экономическое развитие нашего общества создало условия для активации педагогической и воспитательной деятельности семьи. Правильно выстроенное взаимодействие «семья - школа» способствует наиболее эффективному развитию личности подрастающего поколения.

В психолого-педагогической литературе последнего времени часто используется понятие «учебное сотрудничество», которое является наиболее объемным, личностно-деятельным, обозначающим многосторонние взаимоотношения в учебно-воспитательном процессе. Оно

ее г^

характеризуется пространственным и временным присутствием, нали- Е чием единой цели, организацией и управлением деятельности, наличи- § к ем позитивных межличностных отношений. Сотрудничество педагогов 5 ° с семьей положительно сказывается на формировании нравственно-эти- | 1 ческих отношений между учениками и их родителями. | <§

Для того чтобы родители становились настоящими партнерами о § школы в проблеме воспитания детей, необходимо строить работу, чю направленную на создание и поддержание авторитета семьи, учитывая с при этом и интересы самих родителей. Необходимо также опираться на уже имеющий родительский опыт. Назовем факторы, которые могут снижать эффективность такой работы: ожидание быстрого и легкого результата; отсутствие опыта работы с группой; отстраненность родителей, нежелание их идти на контакт; недоверие со стороны родителей: «Я и так все знаю», «Чему вы меня можете научить, я старше вас».

Отсутствие в обществе социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ориентиров, низкий уровень жизни, сложность профессиональной реализации подрастающего поколения свидетельствуют о необходимости проведения работы по формированию отношений между школой и семьей [2].

Необходимость рассмотрения процесса формирования взаимодействий «семья - школа» сложилась в результате сложных социально-экономических изменений в нашей стране, повлекших за собой изменения в сфере межличностных взаимоотношений родителей и детей. В основу современной жизни положены рыночные отношения, которые подгоняют под себя систему приоритетов в обществе. Появление угрозы безработицы отнюдь не способствует формированию гармоничных отношений в семье, т.к. родителям необходимо много работать, чтобы обеспечить детей. Большое количество старшеклассников вынуждены подрабатывать после школы, т.к. материальное положение многих семей является низким. Это также сокращает необходимое время общения с родителями. Не стоит упускать из виду и отсутствие цензуры в СМИ, которое привело к распространению нежелательной, а иногда и вредной для ребенка информации.

Помимо проблем, связанных с социально-экономической ситуацией в современном обществе, в последнее время сохраняется тенденция того, что родители снимают с себя ответственность за воспитание собственных детей, предоставляя школе заботу о их будущем. Часто мы можем слышать от современных родителей следующие фразы: «Вы учитель, вот и решайте эти проблемы». Родители самоустраняются от проблем собственных детей, не осознавая, что на развитие личности ребенка влияют обе стороны. Семейное воспитание способствует обмену

*

го СС

1 1 любви между родителями и детьми, которое не способно в полной мере

Чго

£ ё предоставить образовательное учреждение.

В практике формирования взаимодействия семьи и школы наибо-к ^ лее распространены следующие формы: общие и классные собрания 1 родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, ^ ф лектории, конференции, посещение семей учащихся, распространение ю брошюр с рекомендациями, выставки работ учащихся и т.д. В последнее время активно создаются «Семейные клубы», которые направлены на установление и формирование прочных и доверительных отношений между школой и семьей. Эффективность взаимодействия школы и семьи также невозможна без тесного контакта классных руководителей с родителями.

Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль. «Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа - это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега - ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу» [3].

Необходимо особо отметить, что школа не способна и не должна заменить семью. Ее приоритетная задача состоит в увеличении воспитательного потенциала, создании авторитета семьи путем организации взаимодействия с родителями своих учеников. При взаимодействии «семья - школа» педагоги стремятся повысить уровень педагогических знаний для родителей, консультируют родителей учащихся по возникающим вопросам, оказывают социально-педагогическую помощь семьям, а также совместно разрабатывают пути воспитания учащихся.

Педагогам необходимо убедить родителей, что совместная деятельность способствует укреплению взаимоотношений с детьми, к чему, в конечном счете, стремятся большинство из них. Посещение театра, просмотр телепередач, походы и путешествия - самые простые способы сближения с детьми, которые могут позволить себе все современные семьи [1, с. 41].

Все вышесказанное свидетельствует о том, что первостепенной задачей перед общеобразовательными учреждениями стоит поиск новых идей, методик и методов, которые способствовали бы продуктивному развитию взаимоотношений с родителями учащихся.

общего образования. М., 2011.

о §

Библиографический список

1. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.

2. Кожина М.И. Работа педагогического состава с родителями // Иностран- ^ ные языки в школе. 2006. № 6. С. 13-19. s 5

го

3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. | S

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального о pg

_ о. ч: vo

ш о

О.В. Латыговская

Теоретическое осмысление сущности феномена «начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность детей младшего дошкольного возраста»

Одной из стратегий развития образования в XXI веке является обращенность его к проблемам здоровья, формирования у молодого поколения ценностного отношения к здоровью и готовности к здоровьесберегающему поведению и развитию. Статья носит теоретический характер и посвящена психолого-педагогическому осмыслению сущности феномена «начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность». Автор обосновывает актуальность компетентностного подхода, выделяет составляющие и параметры начальной элементарной здоровьесберегающей компетентности в младшем дошкольном возрасте, а также отмечает ее ключевые компоненты и педагогические условия в образовательном пространстве дошкольных учреждений. Ключевые слова: компетентностью подход, компетентность, ключевые компетентности, начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность, субъект здоровьесозидания.

В современном социокультурном пространстве идет тенденция к формированию новой образовательной парадигмы, ориентированной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.