Научная статья на тему 'Комплексная работа с родителями как основа создания благоприятной среды для обучающихся с особыми адаптивными возможностями'

Комплексная работа с родителями как основа создания благоприятной среды для обучающихся с особыми адаптивными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЫЕ АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / КРУГЛЫЙ СТОЛ / КОНФЕРЕНЦИЯ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL ADAPTIVE CAPABILITIES / INTERACTIVE FORMS OF WORK / ROUND TABLE / CONFERENCE / BUSINESS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимохина Татьяна Васильевна, Ефимова Евгения Петровна

В статье рассмотрена проблема принятия ребенка с особыми адаптивными возможностями в классный микросоциум. Представлен один из путей решения данной проблемы комплексная работа с родителями обучающихся. Предложены такие формы взаимодействия с родителями, как круглый стол, деловые игры, конференция. Представлены результаты анкетирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью. Сделан вывод о необходимости непосредственного участия родителей в создании благоприятной среды не только для обучающего с особыми адаптивными потребностями, но и для всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимохина Татьяна Васильевна, Ефимова Евгения Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX WORK WITH PARENTS AS THE BASIS FOR CREATING AN ENABLING ENVIRONMENT FOR STUDENTS WITH SPECIAL ADAPTIVE CAPABILITIES

The article deals with the problem of talking a child with special adaptive capabilities into a class microsocium. Oneoftheways to solve this problem complex work with student`s parents. Such forms of interaction with parents were proposed, for example round table, business games, conference. The results of the survey of parents of children with disabilities. Theconclusionaboutnecessityfordirectparentalinvolvement in creating a supportive environment not only for the leaner with special adaptive needs, but also for an participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Комплексная работа с родителями как основа создания благоприятной среды для обучающихся с особыми адаптивными возможностями»

Педагогика

УДК: 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Тимохина Татьяна Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); студентка 4 курса педагогического факультета Ефимова Евгения Петровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ АДАПТИВНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема принятия ребенка с особыми адаптивными возможностями в классный микросоциум. Представлен один из путей решения данной проблемы - комплексная работа с родителями обучающихся. Предложены такие формы взаимодействия с родителями, как круглый стол, деловые игры, конференция. Представлены результаты анкетирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью. Сделан вывод о необходимости непосредственного участия родителей в создании благоприятной среды не только для обучающего с особыми адаптивными потребностями, но и для всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: инклюзивное образование; особые адаптивные возможности; интерактивные формы работы; круглый стол; конференция; деловые игры.

Annotation. The article deals with the problem of talking a child with special adaptive capabilities into a class microsocium. Oneoftheways to solve this problem - complex work with student's parents. Such forms of interaction with parents were proposed, for example round table, business games, conference. The results of the survey of parents of children with disabilities. Theconclusionaboutnecessityfordirectparentalinvolvement in creating a supportive environment not only for the leaner with special adaptive needs, but also for an participants in the educational process.

Keywords: inclusive education; special adaptive capabilities; interactive forms of work; round table; conference; business games.

Введение. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска путей решения проблемы социализации и обучения детей с особыми адаптивными потребностями в общеобразовательных организациях. Одним из основных факторов проблемного включения ребенка с особыми потребностями в классный микросоциум является непринятие его классным коллективом. Односторонняя работа педагога с учащимися по решению данной проблемы является неэффективной, необходима поддержка главного социального института в жизни ребенка - семьи. Для того, чтобы влияние семьи было грамотным, не усугубляло проблему, педагогу необходимо вести комплексную работу с родителями обучающихся.

Учащиеся с особыми адаптивными потребностями (ОАП) рассматриваются в приведенном исследовании как «дети, имеющие различные отклонения от нормального физического, психического, социального развития: языковой барьер, принадлежность к особым этническим группам, принадлежность к религиозным течениям, наличие хронических заболеваний, ограниченные возможности здоровья, инвалидность и т.д.» [6].

Вопросами субъектной роли родителей в инклюзивном образовании занимались такие ученые, как С.В. Алехина, Т.Н. Дорошенко, Л.И. Жарикова, Е.С. Слюсарева [1, 2, 3, 4, 5, 7] и др. В их трудах взаимодействие с родителями рассматривается какпсихолого-педагогическое сопровождение семьи с особым ребенком. Работа с родителями нормативных детей, в целях формирования положительного отношения обучающихся к однокласснику с особыми возможностями,недостаточно освещена.

Задачами данного исследования явились: изучить и разработать пути решения проблемы включения учащихся с особыми адаптивными потребностями в образовательный процесс; обозначить необходимость непосредственного участия родителей обучающихся в создании благоприятной образовательной среды в условиях инклюзии.

Изложение основного материала статьи. Зачастую проблемы адаптации ребенка с особыми потребностями в классной среде возникают по причине неготовности здоровых детей к принятию его особенностей.

Благоприятная образовательная среда в научной работе Е.С. Слюсаревой определяется как «наиболее комфортные для обучающихся условия, при которых протекает учебный процесс» [5]. В унисон с представленным исследованием автор уделяет большое внимание работе с родителями.

При создании благоприятной образовательной среды для ребенка с особенностями в адаптации необходима комплексная работа со всеми субъектами педагогического процесса, главным образом, с учащимися. Учитель может заложить основы толерантного поведения, адекватного принятия особого ребенка в классный коллектив, но закрепить эти позиции может лишь комплексная работа с учащимися не только в школе, но и в семье. Для того, чтобы качественно воздействовать на обучающихся, педагогу необходимо прежде всего воздействовать на родителей (официальных представителей) для создания единого образовательного пространства.

Изучение научной литературы, общение с практиками и собственный многолетний опыт показали, что комплексную работу с родителями по созданию благоприятной среды для обучающихся с особыми адаптивными потребностями целесообразно строить из следующих блоков:

1. Теоретический блок. Проводится в форме круглого стола. Актуализируются проблемы, обсуждаются заранее обозначенные вопросы, выступают с докладами по теме участники круглого стола.

2. Практический блок.Проводится в форме деловой игры.Деловая игра позволяет родителям почувствовать себя на месте всех участников образовательного процесса в условиях инклюзии, самостоятельно выявить проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, родители, учитель, администрация школы, совместно осуществить поиск путей решения выявленных проблем.

3. Рефлексивный блок. Проводится в форме конференции. На конференции, помимо желающих родителей, могут выступать педагог-психолог, социальный педагог, тьюторы и другие докладчики, имеющие опыт работы в инклюзивной сфере.

Ресурсным центром педагогического образования Московской области было проведено анкетирование родителей детей с ОВЗ в целях выработки наиболее эффективной модели формирования образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Результаты анкетирования позволяют оценить, насколько родители заинтересованы в психолого-педагогической и материальной поддержке, уровень компетентности родителей в нормативно-правовой базе, касающейся защите прав детей с ОВЗ, формах обучения, профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

56% участников опроса считают, что не нуждаются в обучающих семинарах, тренингах, 78% не испытывают потребности в индивидуальных консультациях, 82% родителей не нуждаются в какой-либо помощи, однако 40% опрошенных определяют свои знания законов и нормативных актов защищающих интересы детей с ОВЗ как недостаточные, а 24% считают, что не знакомы с ними вообще, 35% оценивают свою информированность о правах людей с ОВЗ на образование по шкале от 1 до 5, на 3 и менее, о таком варианте получения образования, как инклюзивное образование, знают всего 27% анкетируемых.

65% родителей детей с ОВЗ считают, что их дети не нуждаются в дополнительных образовательных услугах, однако, 24% участников анкетирования указывают, на потребность в услугах логопеда, 7% нуждаются в услугах психолога и 4% родителей, считают, что их детям нужны спортивные секции.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод о низком уровне правовой и педагогической культуры родителей. Данный факт обусловлен тем, что многие родители детей с ОВЗ и инвалидностью считают, что не нуждаются в дополнительной образовательной помощи детям:

• услуги социального педагога, логопеда, психолога, сурдолога, олигофренопедагога и др.;

• посещение адаптивных спортивных секций;

• взаимодействие со специалистами и другими родителями на семинарах, тренингах, индивидуальных консультациях;

• посещение специальных сайтов и пр.

В различных аспектах работы с родителями учителю необходимо тщательно подбирать наиболее актуальные направления. В выборе вопросов для обсуждения на родительских собраниях, посвященных инклюзивному образованию, необходимо ориентироваться как на родителей детей с ОАП, так и на родителей нормативно развивающихся детей.

Педагогу необходимо четко формулировать цель родительских собраний, посвященных инклюзивному образованию, освещая наиболее интересующие родителей вопросы, например, такие как: «Инклюзивное образование: за и против», «Условия реализации инклюзивного образования в школе и другие формы обучения для детей с особыми потребностями», «Профессиональное ориентирование детей с ОАП», «Создание благоприятной образовательной среды в условиях инклюзивного образования» и др.

Целями родительских собраний по вопросам инклюзии могут являться: создание благоприятной образовательной среды в классе; комфортное включение ребенка с особыми адаптивными потребностями в классный коллектив; воспитание у обучающихся чувств толерантности, эмпатии, отзывчивости; создание единого образовательного пространства между школой и семьей и др.

При организации родительских собраний следует ориентироваться на решение таких задач, как повышение правовой грамотности родителей детей с ОАП; поиск путей решения проблемной интеграции ребенка с особыми потребностями в образовательную среду; повышение воспитательного потенциала семьи и др.

Опыт взаимодействия с педагогами-практиками показал, что проблемами взаимодействия с родителями являются: недооценка важности включения детей с нормой развития в инклюзивное образовательное пространство; непринятие родителями ребенка с ОАП его особенностей; пассивность, отсутствие интереса к школьной жизни детей и пр.

В настоящее время педагогическая культура многих родителей имеет очень низкий уровень. Необходимо развивать воспитательный потенциал семьи. Педагог и родители должны иметь общую цель -включение ребенка с особыми потребностями в общую образовательную среду. Для того, чтобы родители понимали и принимали эту цель, шли к ее достижению, необходима комплексная работа с ними.

Наиболее эффективными формами работы с родителями будут интерактивные методы взаимодействия: конференции, круглые столы, деловые игры. Впоследствии возможно создание семейного клуба, объединенного общей целью - решением проблем инклюзивного образования.

Начинать работу с родителями лучше в формате круглого стола. Родителям заранее сообщается тема собрания, высылаются материалы для изучения. За круглым столом обсуждается проблема инклюзивного образования вообще и в классе в частности. Учитель выступает в роли ведущего, координирует и направляет работу круглого стола.

Продуктивным методом работы является организация деловых игр. Деловые игры позволят родителям рассмотреть проблемы, возникающие у всех участников образовательного процесса. Когда родители самостоятельно определяют проблемы, возникающие у детей, учителя, у них самих, они осуществляют совместный поиск путей решения этих проблем.

Заключительным этапом работы по проблемам инклюзивного образования может стать конференция. На конференции могут выступать родители, педагог-психолог, социальный педагог, администрация школы и другие специалисты не только очно, но и дистанционно.

Выводы. По итогам проведения комплекса мероприятий, посвященных вопросам инклюзивного образования, возможно создание семейного клуба, объединенного данной темой. Возглавлять клуб могут сами родители, как и назначать собрания клуба и подбирать вопросы для обсуждения на встречах. Формат встреч может быть абсолютно любым: круглый стол, дистанционные встречи, дискуссии, тренинги и т.д. Педагог может помогать в организации встреч, приглашать на собрания людей, имеющих опыт работы в области рассматриваемой проблемы или вопроса. Помимо родителей, педагогов и других специалистов, в собраниях семейного клуба учащиеся могут принимать непосредственное участие. В семейном клубе могут быть организованы спортивные и творческие мероприятия, викторины для детей и родителей.

Данная форма взаимодействия школы и семьи создаст прочные доверительные отношения между двумя главными социальными институтами в жизни ребенка - семьей и школой.

Таким образом, субъектную роль родителей в образовательном процессе в условиях инклюзии можно считать одним из основных факторов успешной социализации как обучающегося с особыми потребностями,

так и нормативно развивающихся учащихся. Совместная деятельность педагога и родителей способна воспитать у обучающихся чувство толерантности, эмпатии, отзывчивости.

Литература:

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. - С. 136 - 145

2. Дорошенко Т.Н. Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования. В кн.: Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции г.о. Орехово-Зуево, 9-10 июня 2016. - С. 565 -571

3. Жарикова Л.И. Проблемы организации инклюзивного образования в начальной школе и пути их решения // Современные образовательные технологии в начальной школе: материалы заочной всероссийской научно-практической конференции г. Барнаул, 20 апреля 2017 г.

4. Мартьянова Е.Н. Механизмы создания благоприятной образовательной среды для обучения детей с различными образовательными потребностями в условиях инклюзивного класса / Е.Н. Мартьянова // Научно-методический журнал Педагогический поиск - 2015. - С. 19 - 24.

5. Слюсарева Е.С. Психологическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Слюсарева // Фундаментальные исследования — 2015. — Выпуск №2-1. С. 179 - 183.

6. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование / Т.В. Тимохина // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» — 2014. — №3. - С. 62 - 64.

7. Тимохина Т.В. К вопросу о профессиональной подготовке специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 919-925.

Педагогика

УДК 796.5:378

доцент Тимуш Татьяна Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

«Приднестровский государственный университет имени Тараса Григорьевича Шевченко» (г. Тирасполь); старший преподаватель Чебан Татьяна Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

«Приднестровский государственный университет имени Тараса Григорьевича Шевченко» (г. Тирасполь); преподаватель Мустя Михаил Васильевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования

«Приднестровский государственный университет имени Тараса Григорьевича Шевченко» (г. Тирасполь)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ

ТУРИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования коммуникативной компетенции у студентов туристических специальностей. Приведены примеры методик преподавания иностранного языка, которые могут быть эффективны в достижении этой цели. Раскрываются такие понятия, как компетенция, профессиональная компетенция, коммуникативная компетенция.

Ключевые слова: компетенция, иностранный язык, метод преподавания, туристическая специальность,

вуз.

Annotation. The article deals with the formation of communicative competence among students of tourist specialties. The examples of foreign language teaching methods that can be effective in achieving this goal are given. Such concepts as competence, professional competence, communicative competence are revealed. Keywords: competence, foreign language, teaching method, tourist specialty, University.

Введение. В современном обществе к числу первоочередных задач, обозначенных в Концепции модернизации образования, относится «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного на смежные области деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности». Актуализируется переход на формы обучения, формирующие у студента функционально-операциональные характеристики субъекта трудовой деятельности, способствующие развитию творческой самостоятельности и инициативы, способного самостоятельно ставить и решать разнообразные профессиональные задачи, выдвигать альтернативные решения и вырабатывать критерии для отбора наиболее эффективных из них. В современной высококонкурентной профессиональной среде адаптируются к условиям рынка лишь те выпускники, которые еще в процессе образования были ориентированы на личностный рост и мобильность, на непрерывное профессиональное самосовершенствование [5].

Формулировка цели статьи. Высшее образование в перспективе непрерывности представляет собой заключительный этап массового, систематизированного и планового образования. Вместе с тем существует область основных знаний, навыков и умений, для которой компетентность всегда в дефиците, а знания и умения имплицитно необходимы абсолютно всем и всегда, причем в течение всей жизни этот дефицит только накапливается. Это в основном касается системы знаний, связанных с культурой самосохранения, и в первую очередь формирования коммуникативной компетенции у студентов [1].

В настоящее время знание иностранного языка становится неотъемлемой характеристикой высококвалифицированного специалиста в любой сфере человеческой деятельности. Сложно представить взаимодействие людей в сфере науки, техники, спорте, экономике без использования иностранного, чаще всего, английского языка. Английский язык является рабочим языком различных международных конференций, симпозиумов, семинаров. Ученые представляют результаты своих исследований в журналах, выходящих на английском языке [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.