http://www.itsleaming.se/Websites/itsleamingsweden/images/Sweden/Top_4_Blended_Leaming_Models.pdf [last retrieved: 19.09.2016].
13. UNESCO. Education Strategy 2014-2021 [Electronic resource]. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002312/231288e.pdf [last retrieved: 09.10.2017].
Педагогика
УДК: 378.162
кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); доцент Александрова Татьяна Николаевна
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
ОСНОВНЫЕ АППАРАТНЫЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА КАК СРЕДА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация. Статья посвящена основным вопросам технического и программного оснащения кабинета музыкально - информационных технологий. Подробно рассматриваются различные варианты аппаратного и программного обеспечения класса для занятий по предмету «Музыкальная информатика».
Ключевые слова: музыкальная информатика, музыкальное программирование, синтезаторы, аппаратно -программные средства работы с музыкальной информатикой.
Anrntation. The article is devoted to the main issues of technical and software equipment for the musical information technology cabinet. Details are considered various options for hardware and software class for classes in the subject of "Music Informatics".
Keywords: musical informatics, musical programming, synthesizers, hardware and software for working with musical informatics.
Введение. Музыкальная информатика как предмет требует особого и серьёзного подхода в плане технического и программного оснащения. С одной стороны, это должен быть специально выделенный класс, оснащённый сигнализацией. С другой стороны, оснащение такого класса будет несколько сложнее, чем просто класса по информатике. Кроме специально оснащённых компьютеров, такой класс необходимо будет дополнить и другими устройствами, которые используются при записи и работе с музыкой: синтезаторами, микрофонами, микшерными пультами и другим.
Формулировка цели статьи. Рассмотреть некоторые вопросы технического оснащения класса для преподавания музыкальной информатики, а также определить программное обеспечение такого класса. Установить основной порядок и организацию работы класса музыкальной информатики.
Изложение основного материала статьи. Говоря о технических средствах обучения музыкальной информатике, необходимо учесть тот факт, что это должен быть специально выделенный кабинет или класс. Обычно такой класс уже есть в учебном заведении - это кабинет информатики. Можно выделить основные задачи компьютерного класса:
- проведение занятий по курсу «Математика, информатика», предусмотренного основной учебной программой;
- проведение внеучебной деятельности (факультативы, кружки и другое);
- проведение компьютерного тестирования по другим дисциплинам (психологические тесты, тестирование на знание предмета и другое);
- общее управление компьютеризацией учебного заведения;
- курсы повышения квалификации для педагогического коллектива по информационным и мультимедийным технологиям;
- функции Internet - класса.
Технические сложности превращения такого класса в кабинет по обучению музыкальной информатике заключаются в том, что для работы с музыкой необходимы достаточно мощные компьютеры, обеспечивающие полноценную работу операционной системы Windows XP, а лучше Windows 7 или Windows 10, что обеспечит максимальную надёжность в работе. Минимальные и максимальные требования к компьютеру для обучения работы с музыкой сегодня могут быть очень вариативны. Основная масса учебных заведений - это бюджетные организации, которые всегда испытывают необходимость в дополнительном оборудовании. Однако, в любом случае, переоборудование класса информатики необходимо начинать с замены устаревших компьютеров на новые современные машины. Кроме того, каждый компьютер требуется дополнительно оснастить современной звуковой картой, динамиками (звуковыми колонками), а лучше головными телефонами, микрофоном и обязательно MIDI - клавиатурой.
Следующий важный шаг: размещение рабочих мест преподавателя и студентов. На наш взгляд, головной учительский компьютер должен быть оборудован несколько мощнее и лучше, чем машины студентов. С одной стороны, это связано с возможной демонстрацией работы различных программ, а также показом лучших студенческих работ. С другой, такой головной компьютер может выполнять роль сервера. Размещение оборудования должно отвечать следующим задачам:
- безопасность работы студентов и преподавателя;
- удобство для педагога с целью управления занятиями и организацией контроля;
- удобство для учащихся с целью лучшего усвоения учебного материала;
- удобство для сервисного обслуживания компьютеров;
- оптимальное и максимальное использование площади помещения.
Общую типичную схему размещения можно представить по-разному, главное, чтобы при размещении компьютеров учитывалась возможность обозревать преподавателя. Если позволяют площади учебного помещения, то в таком классе также можно разместить и синтезаторы. В данном случае студенты могут сидеть и работать за компьютерами, а если возникает необходимость - развернуться к синтезаторам. Если есть возможность, синтезаторы вообще можно вынести в другой класс.
В Краснодарском музыкально - педагогическом колледже занятия на синтезаторе проводились отдельно и индивидуально с каждым студентом. Подобная дисциплина именовалась как «Дополнительный инструмент». В Краснодарском государственном институте культуры такой предмет называется «Игра на синтезаторе» и проводится в отдельном классе, где представлены различные виды этих устройств: от простых авто - аранжировщиков до серьёзных профессиональных моделей (например, Roland FA - 08). Это более верный и профессиональный подход к обучению игре на синтезаторе как к особому и новому инструменту музыкальной выразительности со своими характерными возможностями и спецификой. Также будет полезна установка локальной сети через концентратор, с подключением MIDI - сети между компьютерами и синтезаторами.
Очень важны организационные моменты в работе кабинета музыкально - информационных технологий. В первую очередь, это изложение правил техники безопасности и эргономических норм работы с компьютером. Каждый студент должен знать их и расписаться в особом журнале о пройденном инструктаже. Только после этого он допускается к работе с аппаратурой. Кроме этого, из опыта работы в Краснодарском музыкально - педагогическом колледже и Краснодарском государственном институте культуры автором разработаны правила и порядок работы в кабинете музыкально - информационных технологий. Вот некоторые из них:
- во время занятий запрещается принимать пищу, без надобности ходить и выходить из класса;
- лишние предметы должны быть убраны с рабочих мест, верхняя одежда может храниться только в гардеробе;
- не допускается установка нелицензионного программного обеспечения, а также компьютерных игр;
- за порчу или искажение программного обеспечения каждый студент несёт личную ответственность;
- не допускается присутствие посторонних лиц во время занятий.
Из числа студентов выбирается староста. В его задачи входит обязанность следить за порядком в кабинете в отсутствие педагога, подготовка к работе класса в начале занятия и проверка рабочих мест студентов за пять минут до окончания урока. Староста также осуществляет организационную помощь педагогу в подготовке и проведении занятий. Каждый студент работает со своим электронным носителем (флэш-памятью). На компьютере у педагога имеется общая база выполненных работ, где студент может всегда сохранить свой материал. Желательно такую информацию сохранять ещё дополнительно на внешнем жестком диске.
Кроме учебного класса, в Краснодарском музыкально - педагогическом колледже существует кабинет -лаборатория технических средств. В нём работают звукорежиссёр и инженер, осуществляя работу не только в области музыкального программирования, но и Internet - технологий, Web - дизайна , 3-D моделирования и видео - монтажа. Это не учебный кабинет, в его задачи входит технически и информационно обеспечивать работу колледжа в целом. Так, был создан сайт колледжа в Интернете, готовятся фонограммы к различным мероприятиям, проходит запись концертных коллективов колледжа. Здесь самая современная аппаратура, и это «святая святых» всего колледжа. Студенты приходят в этот кабинет - лабораторию на практику, чтобы понаблюдать за работой профессионалов и увидеть, к чему необходимо стремиться в обучении музыкальной информатике, а также познакомиться с иными техническими средствами музыкальной информатики: микшером, микрофонами, системами многоканальной записи, другими устройствами.
В Краснодарском государственном институте культуры таким местом получения практического опыта является студия звукозаписи. Имея небольшие по площади размеры, студия включает «глухую» комнату для записи и аппаратную, оснащённую самым передовым оборудованием. В аппаратной комнате для учебного процесса возможно даже размещение подгруппы студентов в семь - десять человек. Наблюдая за работой звукорежиссёра, они получают необходимые знания в области записи и сведения музыкального материала. Кроме студии звукозаписи, в Краснодарском государственном институте культуры есть класс технических средств, где студенты могут не только увидеть, но и «пощупать» такие устройства, как аналоговый и цифровой микшерный пульт, микрофоны, различные профессиональные звуковые карты и другое необходимое в работе оборудование.
Ну и наконец, для получения профессиональных практических навыков, студенты проходят производственную практику в студии телевидения ООО МТРК «Краснодар».
Каждый учебный класс по информатике проходит несколько этапов оснащения программного обеспечения после его монтажа и сдачи его в эксплуатацию. Особенно это касается класса по музыкальной информатике. Можно отметить следующие этапы оснащения программным обеспечением кабинета для занятий по музыкальной информатике:
- разбивка винчестеров на логические диски;
- установка операционной системы (ОС);
- настройка драйверов и оптимизации системы в целом;
- установка учебных программ и программного обеспечения для обучения музыкальной информатике;
- системное администрирование компьютеров и сети.
Рассмотрим подробнее эти этапы. Этап разбивки винчестера на логические диски необходим. После этой процедуры, осуществляемые с помощью программы Partition Magic, в системе можно создать два логических диска: С: и D:. Диск С: небольшой, может быть быстро переформатирован, на нем устанавливается только операционная система и необходимые программы. На диске D: размещается все остальное: архивы программ, учебные программы для работы с музыкой, утилиты, работы учащихся. Такая системная конфигурация позволяет в случае сбоя или выхода из строя операционной системы (что нередко случается на учебных машинах) отформатировать диск С: заново и переустановить операционную систему и программы для работы с музыкой. Это позволяет сэкономить время, а также сохранить необходимые данные на компьютере.
Этап установки операционной системы начинается с выбора необходимой операционной системы. Изначально в классе музыкально-информационных технологий Краснодарского музыкально-педагогического колледжа на всех компьютерах устанавливался Windows XP. Это было вызвано системными требованиями некоторых машин: в кабинете имелись старые компьютеры Pentium с небольшим объемом свободного места на жестких дисках. Оптимальным в некоторых случаях (при наличии основной массы компьютеров Pentium IV и более современных) будет установка операционной системы Windows 7. Сегодня же, однозначно, для максимального использования ресурсов машин, при формировании компьютерного мультимедийного класса, вполне можно устанавливать Windows 10. Тем более, что фирма Microsoft до сих пор поддерживает
бесплатную установку такой системы для людей с ограниченными возможностями, которой в случае острой необходимости и можно будет воспользоваться. В любом случае необходимо помнить, что операционная система как рабочая среда для всех остальных программ должна быть подобрана оптимально и объективно к аппаратной конфигурации компьютера, и эта задача стоит прежде всего перед педагогом или инженером класса музыкально - информационных технологий. Сегодня в работе по установке ОС преподавателю также вполне могут помочь и некоторые студенты старших курсов.
Этап настройки операционной системы и установки драйверов необходим для адаптации рабочей среды на каждой из конкретных машин, так как на компьютерах стоит разное оборудование: видео- и звуковые карты, материнские платы и другое. Здесь также важно настроить работу компьютеров в локальной сети и подключиться к Internet. Это даст возможность обновить операционную систему и драйвера через Internet. С помощью некоторых программ (например, Windows Accelerator) и изменений реестра Windows можно значительно ускорить и оптимизировать работу операционных систем на старых компьютерах в классе.
Установка программного обеспечения может осуществляться в специально выделенный каталог на диске D:. Порядок установки может быть любой, следует лишь остановиться на том круге программ, предназначенных для изучения и работы с ними студентов. Для оптимального изучения музыкальных программ автором выделены следующие программные продукты, устанавливаемые на учебные машины: Studio 4 (самая первая для изучения программа), Cool Edit, Sound Forge 10, N - Track Studio 8, Sibelius 7.5, Cakewalk Audio Pro или Sonar. По возможности необходимо устанавливать самые последние версии изучаемых программ.
Кроме того, студенты должны владеть стандартными средствами работы со звуком, предоставляемыми операционной системой Windows. Также студенты должны научиться работать с Internet, различными виртуальными проигрывателями и синтезаторами, программой для создания компакт-диска и др.
После установки программного обеспечения и настройки локальной сети и MIDI - сети необходимо защитить эти ресурсы от несанкционированного доступа, случайных ошибок, других нежелательных действий в процессе обучения студентов музыкальной информатике. Для этого и существуют различные программы для системного администрирования. После установки они не позволяют изменять параметры рабочего стола, удалять системные файлы и необходимые каталоги, менять параметры настройки экрана. Можно также запретить запись на жесткий диск компьютера, побуждая студентов работать со своим электронным носителем - дискетой.
Так, в классе музыкально-информационных технологий Краснодарского музыкально - педагогического колледжа при запуске операционной системы на учебных компьютерах на экран выходит окно, где указывается, какие операции невозможны на данных машинах. Студенты предупреждаются и о личной ответственности в случае порчи аппаратно-программного обеспечения кабинета.
В Краснодарском государственном институте культуры студенты в основном для совершенствования профессиональных умений и навыков пользуются личными ноутбуками с предустановленной операционной системой. В этом случае установку необходимого программного обеспечения для работы с музыкой помогает осуществить преподаватель с выбором программ непосредственно по предмету.
Выводы. Обучение музыкальной информатике должно иметь под собой серьёзную базу в виде как минимум одного класса музыкально - информационных технологий. Такой класс желательно оснастить самыми современными средствами аппаратного и программного обеспечения. Также необходимо расширить стандартные компьютеры другими устройствами, применяемыми для работы с музыкой: MIDI -клавиатурами (обязательно), синтезаторами, микшерными пультами, портативными устройствами звукозаписи и другими устройствами, используемыми в музыкальной информатике и звукорежиссуре.
Литература:
1. Акулов О. А., Медведев Н. В. Информатика. Базовый курс: учебник / О. А. Акулов Н. В. Медведев. -Москва: Омега-Л, 2009. - 557 с.
2. Алехина Г. В. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / Под ред. Г. В. Алехиной. — 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. — 731 с.
3. Анисимов О.С., Давыдов В.А., Федоров Л.И.. Психолго - педагогические и логико-методические условия применения вычислительной техники в обучении // Дидактические основы компьютерного обучения. 1996.
4. Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники / А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский Е.В., Линецкий, и др.. — М.: Просвещение, 2013. — 254 с.
5. Горохов Ю.П., Жевнов И.И., Иванников А.Д., Татарников Ю.А.. Основные направления программы информатизации высшего образования // Педагогическая информатика, №2 - 1993.
6. Заболотская И.В., Терентьева Н.А. новые информационные технологии в музыкальном образовании // «Проблемы информатизации» теоретический и научно-практический журнал 1996. №4.
7. Рагс Ю.Н. Музыкальное образование как информационная система. «Информатизация и проблемы гуманитарного образования». Тез. докл. международной научной конференции. Краснодар -Новосибирск, 1995.
8. Роберт И.В.. Информационно-предметная среда со встроенными элементами обучения //Педагогическая информатика, №2 - 1995. С. 15.
9. Матюшевич Ю.Ф., Тумалева Е.А. Педагогическая информационная технология - компонент базового высшего педагогического образования // Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. Учебн. пособие, ред. Бордовский Г.А. 1995.
10. Харуто А.В. Курс «Музыкальная информатика» в Московской государственной консерватории // Творческая педагогика накануне нового века. Материалы 1-й научно-практической конференции 31 марта - 2 апреля 1997 г. М., 1997.
Педагогика
УДК: 376.1
кандидат педагогических наук, доцент Тимохина Татьяна Васильевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); студентка 4 курса педагогического факультета Ефимова Евгения Петровна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ АДАПТИВНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема принятия ребенка с особыми адаптивными возможностями в классный микросоциум. Представлен один из путей решения данной проблемы - комплексная работа с родителями обучающихся. Предложены такие формы взаимодействия с родителями, как круглый стол, деловые игры, конференция. Представлены результаты анкетирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью. Сделан вывод о необходимости непосредственного участия родителей в создании благоприятной среды не только для обучающего с особыми адаптивными потребностями, но и для всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: инклюзивное образование; особые адаптивные возможности; интерактивные формы работы; круглый стол; конференция; деловые игры.
Annotation. The article deals with the problem of talking a child with special adaptive capabilities into a class microsocium. Oneoftheways to solve this problem - complex work with student's parents. Such forms of interaction with parents were proposed, for example round table, business games, conference. The results of the survey of parents of children with disabilities. Theconclusionaboutnecessityfordirectparentalinvolvement in creating a supportive environment not only for the leaner with special adaptive needs, but also for an participants in the educational process.
Keywords: inclusive education; special adaptive capabilities; interactive forms of work; round table; conference; business games.
Введение. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска путей решения проблемы социализации и обучения детей с особыми адаптивными потребностями в общеобразовательных организациях. Одним из основных факторов проблемного включения ребенка с особыми потребностями в классный микросоциум является непринятие его классным коллективом. Односторонняя работа педагога с учащимися по решению данной проблемы является неэффективной, необходима поддержка главного социального института в жизни ребенка - семьи. Для того, чтобы влияние семьи было грамотным, не усугубляло проблему, педагогу необходимо вести комплексную работу с родителями обучающихся.
Учащиеся с особыми адаптивными потребностями (ОАП) рассматриваются в приведенном исследовании как «дети, имеющие различные отклонения от нормального физического, психического, социального развития: языковой барьер, принадлежность к особым этническим группам, принадлежность к религиозным течениям, наличие хронических заболеваний, ограниченные возможности здоровья, инвалидность и т.д.» [6].
Вопросами субъектной роли родителей в инклюзивном образовании занимались такие ученые, как С.В. Алехина, Т.Н. Дорошенко, Л.И. Жарикова, Е.С. Слюсарева [1, 2, 3, 4, 5, 7] и др. В их трудах взаимодействие с родителями рассматривается какпсихолого-педагогическое сопровождение семьи с особым ребенком. Работа с родителями нормативных детей, в целях формирования положительного отношения обучающихся к однокласснику с особыми возможностями,недостаточно освещена.
Задачами данного исследования явились: изучить и разработать пути решения проблемы включения учащихся с особыми адаптивными потребностями в образовательный процесс; обозначить необходимость непосредственного участия родителей обучающихся в создании благоприятной образовательной среды в условиях инклюзии.
Изложение основного материала статьи. Зачастую проблемы адаптации ребенка с особыми потребностями в классной среде возникают по причине неготовности здоровых детей к принятию его особенностей.
Благоприятная образовательная среда в научной работе Е.С. Слюсаревой определяется как «наиболее комфортные для обучающихся условия, при которых протекает учебный процесс» [5]. В унисон с представленным исследованием автор уделяет большое внимание работе с родителями.
При создании благоприятной образовательной среды для ребенка с особенностями в адаптации необходима комплексная работа со всеми субъектами педагогического процесса, главным образом, с учащимися. Учитель может заложить основы толерантного поведения, адекватного принятия особого ребенка в классный коллектив, но закрепить эти позиции может лишь комплексная работа с учащимися не только в школе, но и в семье. Для того, чтобы качественно воздействовать на обучающихся, педагогу необходимо прежде всего воздействовать на родителей (официальных представителей) для создания единого образовательного пространства.
Изучение научной литературы, общение с практиками и собственный многолетний опыт показали, что комплексную работу с родителями по созданию благоприятной среды для обучающихся с особыми адаптивными потребностями целесообразно строить из следующих блоков:
1. Теоретический блок. Проводится в форме круглого стола. Актуализируются проблемы, обсуждаются заранее обозначенные вопросы, выступают с докладами по теме участники круглого стола.
2. Практический блок.Проводится в форме деловой игры.Деловая игра позволяет родителям почувствовать себя на месте всех участников образовательного процесса в условиях инклюзии, самостоятельно выявить проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, родители, учитель, администрация школы, совместно осуществить поиск путей решения выявленных проблем.
3. Рефлексивный блок. Проводится в форме конференции. На конференции, помимо желающих родителей, могут выступать педагог-психолог, социальный педагог, тьюторы и другие докладчики, имеющие опыт работы в инклюзивной сфере.