изучаемым темам дает положительные результаты, поскольку обучающиеся учатся структурировать и запоминать лексико-грамматический материал, а также в дальнейшем воспроизводить его. Интеллект-карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание обучающихся, делать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Помимо этого, ментальные карты способствуют сохранению в памяти изученного материала значительно дольше, из чего следует, что использование интеллект-карт является эффективным средством обучения иностранному языку курсантов военного авиационного вуза.
Литература:
1. Бьюзен Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам |Гекст|: - Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. - 120 с.
2. Нежведилова Л. А. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов 1-11 курсов неязыковых вузов // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1009-1012.
3. Суслова Ю.В. Формирование аудитивной компетенции в профессиональной подготовке будущего военного лётчика: дис. ...канд.пед.наук. Самара, 2017, 189 с.
4. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М.Воробьева, Л.В.Чурикова, Л.Г.Будунова, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с. с ил.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 25.05.04 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204354/
Педагогика
УДК: 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
СТРУКТУРА, СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме преподавания музыкальной информатики в ВУЗе, структуре излагаемого материала, системе целей и задач при изложении данного материала, а также системе дидактических принципов, как неотъемлемой части любого педагогического процесса.
Ключевые слова: музыкальная информатика, музыкальное программирование, аппаратно - программные средства работы с музыкальной информатикой.
An^a^n. The article is devoted to the problem of teaching musical informatics in the university, the structure of the material presented, the system of goals and objectives in presenting this material, as well as the system of didactic principles as an integral part of any pedagogical process.
Keywords: musical informatics, music programming, hardware - software tools for working with musical informatics.
Введение. Преподавание музыкальной информатики требует особого подхода в системе формирования музыканта - профессионала. В такой системе просто необходимы разнообразные и многообразные меж -предметные связи. С одной стороны, это касается прежде всего преподавания традиционной информатики, с её аппаратно - техническими и программными средствами работы с компьютером. С другой - несомненная и очевидная связь музыкальной информатики с такими музыкально - теоретическими предметами, как элементарная теория музыки, гармония, полифония, композиция и инструментовка. Здесь можно выделить основные базовые, предметы, без которых изучение музыкальной информатики в принципе невозможно - это традиционная информатика и элементарная теория музыки. Сюда же необходимо включить основы игры на фортепиано (а лучше сразу на синтезаторе или MIDI - клавиатуре).
Формулировка цели статьи. Рассмотреть структуру и основное содержание преподавания музыкальной информатики в ВУЗе, определиться с целями и задачами курса, а также выработать основные дидактические принципы преподавания предмета.
Изложение основного материала статьи. Приступая к изучению музыкальной информатики в ВУЗе, студент уже должен ориентироваться в основных понятиях информатики, уметь работать в операционных системах на компьютере, иметь навыки игры на фортепиано или клавишных музыкальных инструментах. При изучении курса по музыкальной информатике студенту потребуются знания по гармонии и полифонии, основам композиции и импровизации, инструментовки и истории музыкальных стилей. Структурно это можно представить как некие круги (пласты) знаний, накладываемые один на другой: первый круг - это знания по информатике, элементарной теории музыки, навыки игры на фортепиано. Второй круг, это знания по гармонии, полифонии, инструментовке, импровизации и композиции. Третий круг - это знания собственно по музыкальной информатике.
Поступательное движение по изучаемому материалу должно обеспечиваться основными принципами обучения:
^ от простого к сложному с наименьшим приращиванием сложности для каждой новой темы;
^ тематическая преемственность нового материала;
^ ретроспективность и перспективность преподносимых знаний и навыков.
Непосредственное содержание разделов музыкальной информатики может быть разным. Можно отметить лишь основные и обязательные, так как они несут необходимые знания и умения. Кратко раскроем содержание этих разделов.
Введение. Раздел предназначен для общей осведомлённости учащихся в области музыкальной информатики, вводит в круг основных понятий. Содержит историческую справку о появлении и развитии музыкальной информатики в нашей стране и за рубежом.
Теоретико - методологические основы музыкальной информатики. Данный раздел рассматривает музыкальную информатику как предмет научного исследования со своими целями и задачами, даёт общий анализ развития и определяет основные направления музыкальной информатики.
Аппаратно - технические средства обеспечения музыкальной информатики.
Раздел содержит основные знания о составе оборудования и его назначение в музыкальной информатике, а также принципы работы и взаимодействия различных устройств. Изучение этого раздела может быть поддержано знаниями о физических процессах, происходящих в разных приборах, используемых для создания и записи музыки. Студентам всегда интересно узнать, что скрывается за непрерывным бегом нулей и единиц двоичного числа, как на низком аппаратном уровне происходит запись и обработка звука.
Программное обеспечение музыкальной информатики.
Раздел рассматривает основное программное обеспечение музыкальной информатики как средств музыкального программирования. Основной вопрос, на который изучаемый раздел должен дать ответ, звучит так: что может компьютер, синтезатор сделать с музыкальным материалом сегодня? Какое программное обеспечение сегодня необходимо для работы с музыкой? При подаче материала следует обратить внимание на тот факт, что необходимо постараться осветить и охватить максимальное число программ, даже если работать с некоторыми программами в дальнейшем не планируется. Это необходимо для создания у студентов полной и чёткой картины всевозможного программного обеспечения музыкальной информатики.
Музыкальное программирование.
Это практический раздел, предназначенный для того, чтобы научить студентов непосредственно самим, используя аппаратное и программное обеспечение музыкальной информатики, создавать аранжировки, записывать и обрабатывать звук, творчески работать с музыкальным материалом, а самое главное - нести необходимую ответственность как за свою работу, так и за готовый проект в целом.
Для того чтобы конкретизировать цели и задачи обучения музыкальной информатике, необходимо определиться с возможными уровнями работы будущего специалиста - музыканта на компьютере, синтезаторе или другой звукозаписывающей технике. Существует несколько уровней соответствующих соотношений человека и компьютера.
1. Пассивный пользователь - напрямую не работает с музыкой на компьютере, однако через сторонних лиц использует возможности музыкальной информатики: заказывает фонограммы, набор и распечатку нот, записывает собственную игру на студии звукозаписи, просит сделать демо - запись и т. д. Такой пользователь, по сути, отстранен от средств музыкальной информатики, не имеет навыков работы ни с компьютером, ни со звукозаписывающей аппаратурой, а сведения о подобном характере работы черпает в основном из средств массовой информации.
2. Активный пользователь сам непосредственно работает с аппаратно-техническим и программными средствами музыкальной информатики, может создавать фонограммы, записывать и обрабатывать музыкальный материал, но не имеет представления о том, какие процессы стоят за функционированием компьютера и устройствами звукозаписи и обработки звука. Это человек, который «просто хорошо умеет нажимать кнопки» и больше на интуитивном уровне понимает, что за этим последует и что ему в данном случае надо от аппаратуры. Обычно он имеет дело в основном уже с готовым продуктом: с помощью стилей синтезатора - авто-аранжировщика быстро пишет фонограмму, на компьютере работает в простых музыкальных редакторах, набирая нотный текст в основном для редактирования и печати, делает перезапись музыкального материала с одного носителя на другой, закачивает из Internet различный музыкальный материал. На сегодняшний день - это основная часть музыкантов, работающих на поприще музыкальной информатики. Специального образования они не имеют. Информацию черпают из различных Internet, журналов, книг, общения в кругу единомышленников, друзей. Для многих подобная работа является не основным занятием, а всего лишь серьёзным дополнением к основной специальности.
3. Звукорежиссер. Профессионально работает с аппаратным и программным обеспечением музыкальной информатики. С музыкальным материалом работает на любом уровне, создавая новый проект «от и до» того момента, как он будет запущен в тираж. Музыкальное программирование и звукозапись - это дело всей его жизни, это та специальность, с помощью которой он зарабатывает. Имеет обычно высшее музыкальное и частично техническое (а может и звукорежиссёрское) образование, обладает прекрасным аналитическим слухом. Читает профессиональную литературу, дополнительно обучается на курсах звукорежиссеров, общается в среде профессионалов. Владеет специальной терминологией. Работает не по наитию, а глубоко вникая в происходящие процессы.
4. Звукоинженер. Имеет обычно два образования: техническое и музыкальное. Умеет не только работать с программным и аппаратно-техническим обеспечением музыкальной информатики, но и знает всю эту «кухню» изнутри: понимает, как работает компьютер, синтезатор или другая электротехника на низком уровне, умеет паять микросхемы, контакты, различное коммутационное оборудование. Глубокий профессионал своего дела, элита в сообществе звукооператоров и звукорежиссёров.
Таким образом, как отмечалось выше, основную массу людей, занятых в области музыкальной информатики и звукозаписи, составляют пассивные и активные пользователи. Это говорит о недостаточной подготовке музыкантов - профессионалов не только в области музыкальной информатики, но и в сфере информационных технологий в целом.
Отсюда можно сделать вывод о следующих целях и задачах в преподавании музыкальной информатики:
^ общее образование заключается в формировании особого мировоззрения, понимания основных возможностей и принципов работы с программным и аппаратно-техническим средствами музыкальной информатики; знание о свойствах музыкального материала и способов его обработки;
^ прикладное (или дополнительное) образование проявляется в умении извлекать практическую пользу при неактивной и активной работе с аппаратным и программным обеспечением музыкальной информатики;
^ развивающее образование сводится к созданию альтернативного гуманитарному мышлению музыканта - логико-алгоритмического. Оно проявляется в умении мыслить индуктивно и дедуктивно при анализе своей работы с аппаратурой, понимать формализованную машинную логику и стиль общения с компьютером, синтезатором или иным устройством музыкальной информатики. Стремление к развитию стиля мышления на порядок выше мышления обычного интуитивного пользователя;
^ цели воспитания, казалось бы, напрямую не связаны с проблемами музыкальной информатики, однако они необходимы для формирования определенных черт и качеств личности, нужными для эффективного и безопасного использования программно-аппаратных средств. Воспитание таких качеств, как объективное отношение и эмоционально - положительная направленность на практическую деятельность, как единственный способ решения реальных задач, бережное отношение к техническому и программному
обеспечению, личная ответственность за результаты своего труда, наконец, стремление к самоутверждению не через насилие (что становится сегодня наиболее актуально), а через творческую созидательную деятельность в области музыкальной информатики, - всё это поможет будущему музыканту- профессионалу состоятся как цельная и независимая личность.
Таким образом, в зависимости от целей преподавания, можно представить общую структуру учебного процесса по музыкальной информатике: деятельность преподавателя выражается в содержании учебного материала, в методах и средствах обучения. Через организационные формы обучения, деятельность преподавателя преследует цели обучения и в результате, реализуясь через деятельность обучения, приводит к необходимому положительному результату обучения музыкальной информатике.
Дидактические принципы являются неотъемлемой частью преподавания любого предмета, а также педагогики в целом. Экспериментальность и новизна преподавания музыкальной информатики требует определенной конкретизации этих принципов.
Принцип научности требует, чтобы в содержании изучаемого предмета находили отражение современные достижения в данной области знаний. Это наталкивает педагога на постоянное изучение новой литературы: книг, журналов, статей. Почерпнутые знания должны найти отражение в тематическом изложении музыкальной информатики, а также включены в рабочую программу по предмету. Это связано с постоянным выпуском новейшего оборудования, обновлением программного обеспечения, в целом расширением возможностей аппаратно-программных средств музыкальной информатики.
Принцип последовательности требует выстраивать учебный материал в логическую цепочку. В музыкальной информатике этот принцип может быть использован как «принцип нанизывания» одной темы на другую. Поэтому изучение данного предмета предполагается в виде постепенного и поступательного освоения неких пластов определенных знаний.
Принцип цикличности заключается в том, что однажды изложенное понятие повторяется в дальнейшем, постоянно обогащаясь в иных контекстах. Так, например, понятие «GENERAL MIDI», изложенное в теме «Музыкальная информатика: основные понятия и терминология», находит своё дальнейшее развитие и отражение в таких темах, как «Типология клавишных музыкальных инструментов», «Музыкальное программирование» и другие.
Принцип доступности требует выделения различных уровней работы с программно-аппаратными средствами музыкальной информатики. Практика простого использования обеспечивает простоту и доступность работы на начальном этапе. Так, например, в практических занятиях на синтезаторе следует начинать с простых тембральных и стилевых возможностей авто-аранжировщика.
Принцип наглядности тесно связан с принципом доступности. От простого изложения на доске схем, таблиц, диаграмм - до наглядной демонстрации работы с программами, синтезаторами или другим оборудованием музыкальной информатики. Движение от простого к сложному в излагаемом учебном материале обеспечивается принципом наглядности.
Активность и самостоятельность как непременный залог успеха в процессе обучения музыкальной информатике просто необходимы. Эти принципы неразрывно связаны с практическими занятиями и работой студента с программно-аппаратным комплексом один на один. Целью такой работы является развитие творческой деятельности по созданию различных проектов: аранжировки, написанию фонограмм, записи и обработки звука. К концу обучения студент должен полностью потерять зависимость от преподавателя, в плане помощи или подсказок в работе функции педагога должны сводиться лишь к контролю и оценке деятельности студентов.
Прочность и системность знаний является необходимыми принципами обучения, причем прочность вытекает из системности. В этом смысле обучение музыкальной информатике строится на постоянном поиске внутрипредметных и межпредметных связей. Постоянная адресация на эти связи помогает студенту в закреплении пройденного материала и его системном усвоении.
Принцип связи теории и практики служит главным залогом в успешном изучении основ музыкальной информатики. Необходимо отметить естественное тяготение в проверке теоретических основ изучаемого предмета практической деятельностью. Задача педагога связать теорию и практику в единую цепь подаваемого материала.
Выводы. Обучение музыкальной информатике в ВУЗе должно строится на «мощной» подготовительной базе, состоящей из множества дополнительных и специальных предметов. В процессе такого обучения просто необходимы серьёзные меж - предметные связи. Необходимо также отметить неотъемлемость и «единовременное» использование дидактических принципов в системе преподавания музыкальной информатики.
Литература:
1. Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера. Справочник. М., СПб., Харьков, Минск, 2000.
2. Гласс Бретт. Музыкальная рабочая станция // Мир ПК, 1996. - № 1. - С. 171.
3. Дьяконов В.П. Популярная энциклопедия мультимедиа. М.: ABF. 1996.
4. Заболотская И.В., Терентьева Н.А. новые информационные технологии в музыкальном образовании // «Проблемы информатизации» теоретический и научно-практический журнал 1996. №4.
5. Рагс Ю.Н. Музыкальное образование как информационная система. «Информатизация и проблемы гуманитарного образования». Тез. докл. международной научной конференции. Краснодар -Новосибирск, 1995.
6. Роберт И.В.. Информационно-предметная среда со встроенными элементами обучения //Педагогическая информатика, №2 - 1995. С. 15.
7. Семизаров Е.П. Компьютеризация музыкального образования. // «Информатизация и проблемы гуманитарного образования». Тез. докл. международной научной конференции. Краснодар -Новороссийск, 1995.
8. Харуто А.В. Курс «Музыкальная информатика» в Московской государственной консерватории //Творческая педагогика накануне нового века. Материалы 1-й научно-практической конференции 31 марта -2 апреля 1997 г. М., 1997.