Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии и мониторинг музыкального развития учащегося'

Музыкально-компьютерные технологии и мониторинг музыкального развития учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОНИТОРИНГ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (МКТ) / ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА / MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES (MCT) / MUSICAL DEVELOPMENT / MONITORING / EVALUATION AND SELF-ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотников Константин Юрьевич

Рассматривается проблема мониторинга музыкального развития учащегося. Представлены авторские методики мониторинга музыкального развития для учащихся разных направлений: специального музыкального образования, общего образования. Представлены возможности музыкально-компьютерных технологий в мониторинге музыкального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES AND STUDENT`S MUSICAL DEVELOPMENT MONITORING

The article deals with the problem of monitoring the musical development of students. The author presents his own methodology of monitoring musical development in order to be used by students of various specializations: special musical education and general education. The resources of musical and computer technologies in the field of musical development monitoring are presented.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии и мониторинг музыкального развития учащегося»

Обоснование, описание и конструирование контрольных учебных заданий должно начинаться с вопросов: «Для чего нужна объективная, надежная и достоверная оценка? Для того чтобы преподаватель выработал корректирующие действия (авторитарная педагогика) или для того чтобы и студент принимал активное участие в данном процессе (педагогика сотрудничества)?». Во втором случае обе заинтересованные стороны осознают свои обязательства, значит, потребуются другие системы тестовых заданий и способы их оценивания. Как и любой процесс, контроль результатов освоения образовательных программ подлежит совершенствованию и применению в соответствующих условиях для решения определенных педагогических задач. При неправильной организации процедуры тестирования неизбежны ошибки и отри-

цательные эффекты. Итогом проводимого исследования видится возможность пользователям тестовой продукции разработать систему заданий для измерения учебных достижений бакалавров технического профиля, чтобы получить информацию о сильных и слабых сторонах организованного образовательного процесса. Технология - категория процессуальная. С одной стороны, она связана с определенной системой деятельности, а с другой - реализует себя через систему средств этой деятельности, включающую те или иные нормативно зафиксированные способы деятельности. Применение педагогической технологии тестирования означает не столько изменение учебной деятельности, сколько перестройку целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний, необходимых для её реализации.

Библиографический список

1. Беспалько В.Г. Программированное обучение: Дидактические основы. М.: Высш. шк., 1970. 310 с.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 223 с.

3. Кудрявцев Л.Д. О современных тенденциях математического образования в высших технических учебных заведениях // Проблемы преподавания математики в вузах. М.:

Высш. шк., 1983. № 10. С. 181-186.

4. Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. № 1.

5. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования. Кодификаторы элементов содержания дисциплин высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: www.fepo.ru.

УДК 373.1.02:372.8, 374.02, 377.5.02:37.016, 378.02:37.016

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ

© К.Ю. Плотников1

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Набережная реки Мойки, 48.

Рассматривается проблема мониторинга музыкального развития учащегося. Представлены авторские методики мониторинга музыкального развития для учащихся разных направлений: специального музыкального образования, общего образования. Представлены возможности музыкально-компьютерных технологий в мониторинге музыкального развития. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: музыкальное развитие; мониторинг; музыкально-компьютерные технологии (МКТ); оценка и самооценка.

MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES AND STUDENTS MUSICAL DEVELOPMENT MONITORING K.Yu. Plotnikov

A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Naberejnaya Reki Moyki St., St.-Petersburg, Russia, 191186.

The article deals with the problem of monitoring the musical development of students. The author presents his own methodology of monitoring musical development in order to be used by students of various specializations: special musical education and general education. The resources of musical and computer technologies in the field of musical development monitoring are presented. 4 sources.

Key words: musical development; monitoring; musical and computer technologies (MCT); evaluation and self-assessment.

В музыкальной педагогике при проведении мониторинга музыкального развития учащихся вопрос

оценки, самооценки и их объективности стоит очень остро, оставаясь при этом мало изученным наукой.

1 Плотников Константин Юрьевич, соискатель, учитель музыки МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска, музыкальный руководитель ансамбля «Калина» НИ ИрГТУ, тел.: 89027664883, e-mail: [email protected]

Plotnikov Konstantin, Competitor for a scientific degree, teacher of music at the Educational Center / secondary school no. 47, Irkutsk), musical director of the "Kalina" ensemble of Irkutsk State Technical University, tel.: 89027664883, e-mail: [email protected]

Его решение является предметом постоянного поиска, полемики и теоретиков, и практиков музыкального образования. Исследуются отдельные направления данной проблемы, такие как креативность (ядерное образование одарённости Н.Ю. Камракова на основе подходов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.), педагогические условия безотметочного оценивания младших школьников (Г.А. Хаустова, базируясь на подходах Ш.А. Амонашвили, Г.А. Цукермана и др.).

Факт недостаточной изученности вопроса мониторинга музыкального развития в целом и вопроса объективности оценки и самооценки в нём в частности объясняется, в первую очередь, самой природой музыкального искусства - субъективно-эмоциональной, личностной и социальной одновременно (К.В. Тарасова, Н.А. Ветлугина и др.). С другой стороны, и сам «продукт» (музыкальное произведение) и «продукт продукта» (связанные с ним слушательские реакции), по большому счёту, довольно эфемерны, сложны для объективного измерения. Так, Б.Г. Ананьев, Б.В. Ломов и др. рассматривают функциональные состояния как результат взаимодействия систем регуляции и интегрального стиля деятельности. Ю.Д. Бабаева, С.С. Фролов и др. говорят об индивидуальных и личностных особенностях творчески одарённых детей, маскирующих их неординарные способности. Этим можно объяснить обтекаемость характеристик планируемых результатов обучения предмету «Музыка» в ФГОС. Эта же проблема является предметом постоянных споров, если не столкновений, на соревнованиях (конкурсах) художественного направления - по спортивным танцам, фигурному катанию, вокалу и т.п.

Педагогу-музыканту решать обозначенную выше проблему необходимо постоянно: на каждом уроке, репетиции, концерте, в ходе проведения музыкальных конкурсов, при разработке и осуществлении педагогической инновации. Среди возможных подходов осуществления наиболее объективного мониторинга музыкального развития ученика (учащегося общеобразовательной или специализированной музыкальной школы, студента СУЗа или ВУЗа музыкальной направленности) можно выделить два пути:

- использование аудио- и видеозаписи;

- лонгитюд, под которым подразумевается экспертный метод наблюдения за процессом музыкального творчества и/или экспертный метод оценки продукта творчества.

С позиции авторов, раскрывающих психолого-педагогические основания оценивания успешности учебной деятельности (Н.А. Курдюковой, Г.Ф. Понкра-тенко и др.), самым эффективным в процессе обучения является режим «само-». Именно о таком подходе говорят Р. Арнольд, П.И. Пидкасистый, Н.В. Шестако-ва и др., в музыкальной педагогике - Г.М. Цыпин, О.А. Апраксина и др. Именно сам подготовленный, натренированный ученик, понявший и усвоивший направление и правила оценивая своего музыкального развития, планирования своего ближайшего развития («зоны ближайшего развития» - Л.С. Выготский, Л.В. Зан-ков и др.), способен более всего самореализовываться, продвигаться по пути «творческой самостоятель-

ности» (Л.А. Рахимбаева, Н.М. Зелинская и др.).

Техническим средством, дающим возможность параллельно с исполнением (в том числе в процессе обучения) использовать аудио- и видеозапись, в настоящее время стали музыкально-компьютерные технологии (МКТ), что можно признать оптимальным режимом решения обозначенной проблемы - наиболее объективного мониторинга музыкального развития. Встаёт вопрос: в чём проявляются возможные ограничения простой (аналоговой, а не цифровой компьютерной) аудио-, видеозаписи для проведения мониторинга музыкального развития, какие преимущества даёт в этом плане использование МКТ, и как вписывается МКТ в предлагаемую методику мониторинга?

Аудио- и видеозапись. Перманентное применение звукозаписи сопряжено с целым перечнем дополнительных приготовлений и связанных с ними ограничений (В.Н. Носуленко, О.И. Полякова и др.). К их числу можно отнести: собственно наличие в помещении звукозаписывающей техники; невозможность полного охвата всех трактовок и исполнителей (каждого ученика на каждом уроке, концерте); создание соответствующих условий. Кроме того, аудиозапись, к сожалению, зачастую не способна передать многие неповторимые тончайшие нюансы создания и восприятия художественного образа - мимические реакции, пантомимику (исполнителя, слушателя), которые можно зафиксировать видеозаписью.

Среди условий, необходимых для аудио- и, ещё более, для видеозаписи, В.В. Виноградов, Н.А. Гарбу-зов, Н.И. Дворко, П.В. Игнатов и др. называют условия психологические, технические, акустические. Психологические - реакция человека на то, что за ним кто-то «наблюдает» и т.п. Технические - общий или крупный план, выбираемый грамотным, чутким или неопытным, единственным оператором и пр.

Перечисленные условия проведения видеозаписи поднимают проблему её использования для мониторинга музыкального развития учащегося на новый, ещё более сложный в исполнении уровень. И, главное, использование аудио-, видеозаписи само по себе не решает проблемы оценки, самооценки. Оно только обеспечивает зафиксированным в аналоговом или, что в настоящее время чаще, в цифровом виде материалом для возможной дальнейшей процедуры оценивания.

Лонгитюд (экспертная система). Более всего в областях искусства и педагогики распространены описательные методики и метод экспертной оценки (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский и др.), дающие наиболее объективную картину изучаемого процесса при лонгитюдном исследовании (И.Е. Дремина). Экспертом в своей области, конечно же, является грамотный, подготовленный к этому учитель музыки, преподаватель музыкальных дисциплин. Именно поэтому он должен быть оснащён надёжной, удобной, по возможности простой в использовании и обработке системой оценивания и описания музыкального развития ученика, в том числе при групповой работе, занятиях с целым классом или хоровым коллективом. Это нужно и

для отслеживания результативности образовательного процесса, и для дальнейшей корректировки педагогических, музыкантских воздействий. Оставив в стороне разговор о воспитательном (к примеру, стимулирующем исполнителя, учащегося) назначении оценки, ещё раз подчеркнём значение её объективности для выработки у учащегося ориентиров и самих навыков исполнительской, эмоциональной рефлексии (А.Г. По-варницына в этом смысле выделяет операциональные компоненты оценки).

Музыкально значимые критерии, по которым отслеживается музыкальное развитие, общеизвестны и общепризнаны (здесь можно указать на подходы В.В. Медушевского, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, К.В. Тарасовой, Э.Б. Абдуллина и др.), но иногда расплывчаты и бесконечны. На практике каждый педагог-музыкант решает сам, сколькими и какими именно признаками продвижения конкретного ученика в его музыкальном развитии он будет оперировать. Но наиболее эффективна в образовательной деятельности методика, обращённая не столько к обучающему, сколько к учащемуся. И именно в этом видится главное преимущество представляемой ниже методики, показавшей на практике эффективность своего при-

1

менения.

Методика мониторинга музыкального развития [2] может быть творчески, критически переработана педагогами-практиками для занятий с другой, отличной от представленной в данной статье, категорией учащихся. Так, пример, «Критерии музыкального развития обучающихся игре на фортепиано» трансформируются к специфике баянистов добавлением раздела «Техника владения мехом» (Ф.Р. Липс, В.В. Бычков и др.), для скрипачей, виолончелистов - раздела «Смычковая техника» (В.Ю. Григорьев, Т.И. Дмитри-енко, С.В. Степанова и др.), для духовиков - «Дыхание» (К.А. Квашнин, В.Г. Подаюров и др.), для вокалистов - «Дикция», «Дыхание» (Л. Джиральдони, В.П. Морозов и др.) и т.д.

Критерии музыкального развития обучающихся игре на фортепиано (синтезаторе)

Данная методика применима в дополнительном музыкальном образовании на начальном уровне, в специализированном музыкальном и музыкально-педагогическом - на уровне СУЗа и ВУЗа. Её идея состоит в понимании того, что основа пианистической (и другой исполнительской) техники (Г.Г. Нейгауз,

1 Данные разработки были созданы в ходе подготовки и реализации учебных программ: «История и практика музицирования» (интегрированный курс сольфеджио и музыкальной литературы для старших, 4-7 классов ДМШ), «Практика и история музицирования» (авторская учебная программа по музыке для 1-7 классов общеобразовательной школы), «МкТ-проект» (курс «Информатика и ИКТ» с использованием музыкально-компьютерных технологий для учащихся общеобразовательной школы). Продукт был апробирован в общеобразовательной школе (МАОУ Центр образования) № 47 и в других образовательных учреждениях на разных уровнях образования (МДОУ № 77 г. Иркутска, ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», школа-пансион «Malta Crown» и др.).

В.П. Сраджев, Ю.А. Цагарелли и др.) - дуализм психического и физического. Физический план - это владение произвольным расслаблением мышц пианистического (или, соответственно, скрипичного, вокального и т.д.) аппарата в применении для всё более сложных исполнительских задач. При этом работа над каждым составляющим профессиональной подготовки учащегося закрепляется (и теоретически, и практически) благодаря профессиональным комментариям, примерам педагога по данному инструменту, продемонстрированным музыкой - в игре или в пении, словами - в ассоциациях к художественному образу, к конкретным средствам музыкальной выразительности.

В определении критериев и уровней музыкального развития целесообразно использование целостного подхода (В.В. Краевский, Н.М. Борытко и др.), в том числе принципа «единства аффекта и интеллекта» (В.П. Зинченко) применительно к природе музыкального творчества (Б.В. Асафьев, Т.В. Чередниченко, Д.К. Кирнарская и др). Так, при обучении игре на фортепиано (синтезаторе) можно выделить следующие 2

критерии и уровни музыкального развития.

1. «Техника мелкая (пальцевая)»:

первый уровень - ритмичное исполнение последовательностей в пределах одной «кистевой» позиции;

второй уровень - чёткое, ритмичное исполнение быстро чередующихся нот (трели, морденты, группетто и пр.);

третий уровень - чёткое, ритмичное исполнение пассажей с использованием подкладывания (в том числе длинные и ломаные арпеджио, гаммообразные обороты и т.п.);

четвертый уровень - чёткое, ритмичное исполнение в пассажах, представляющих комбинированные виды мелкой техники;

пятый уровень - чёткое, ритмичное исполнение виртуозных пассажей, представляющих сложные сочетания пальцевой и кистевой техники.

2. «Техника крупная (кистевая)»:

первый уровень - стабильная ритмичная игра узкими параллельными интервалами (терциями);

второй уровень - стабильная игра широкими параллельными интервалами (секстами, октавами, ломаными октавами);

третий уровень - чёткая, яркая игра аккордами при динамическом ансамбле составляющих голосов;

четвертый уровень - дифференцированное исполнение звучащих одновременно голосов (в полифонии, мелодический голос внизу или в середине и т.п.);

пятый уровень - филигранная игра в виртуозных пассажах, представляющих собой сложные сочетания кистевой и пальцевой техники.

3. «Эмоциональность художественная» (художественно-эмоциональная исполнительская свобода):

2 Каждый отдельный уровень может оцениваться в традиционной (отлично / хорошо / удовлетворительно / неудовлетворительно.) или какой-либо другой системе (например: зачёт / незачёт; «ученик чародея» / «маэстро»; «хозяин столь-

первый уровень - внутренние переживания художественного образа, не выраженные внешне (статичность мимики, корпуса), при правильном музыкальном исполнении текста произведения;

второй уровень - слабо выраженные внутренние переживания художественного образа (появление пантомимической активности);

третий уровень - умеренно выраженные внутренние переживания художественного образа (проявление в кульминационных моментах движений корпуса, вызванных художественными переживаниями);

четвертый уровень - вполне выраженные внутренние переживания художественного образа (постоянное присутствие в исполнении движений корпуса, вызванных художественными переживаниями, возможное появление в кульминационных моментах соответствующих изменений дыхания);

пятый уровень - очень яркое выражение внутренних переживаний художественного образа («дыхание» рук во фразировке, артикуляция). Эмоциональный контакт с аудиторией.

4. «Артистизм» (сценическая свобода): первый уровень - эмоционально адекватное исполнение музыкального произведения без присутствия посторонних;

второй уровень - стабильное, технически правильное и эмоционально адекватное исполнение в присутствии педагога (в классе, дома);

третий уровень - технически правильное и эмоционально адекватное исполнение в присутствии малознакомых людей в обыденной обстановке (урок);

четвертый уровень - технически правильное и эмоционально адекватное исполнение в присутствии аудитории слушателей на академическом концерте, зачёте и т.п.; стабильная и верная игра в момент аудио- или видеозаписи (в присутствии посторонних);

пятый уровень - технически правильное и эмоционально адекватное исполнение на ответственных выступлениях (экзаменах, конкурсах, в том числе при выступлении на новых, незнакомых концертных площадках).

5. «Выразительность архитектоническая»: первый уровень - выполнение фразировки на

элементарном уровне (мотив, смысловые цезуры);

второй уровень - ясное выражение музыкального построения типа предложения, периода (в том числе темповые особенности серединных, заключительных каденций, сохранение баланса нового и неизменного при исполнении вариаций, рондо);

третий уровень - ясное, осмысленное выражение в контрапунктических проведениях (подголосках, имитациях);

четвертый уровень - чёткое, осмысленное выражение тематических взаимоотношений на уровне крупной формы (тематизм в сонатном allegro, в форме концерта и т.п.);

пятый уровень - постижение целого при ясном, осмысленном выражении взаимодействующих деталей (форма многоголосной фуги, многочастные произведения и т.д.).

6. «Самостоятельность учебная» (свобода в му-

зыкальном самообразовании):

первый уровень - наличие собственных вариантов в разучиваемом с учителем музыкальном произведении;

второй уровень - самостоятельный разбор нотного текста с авторскими указаниями;

третий уровень - разбор нотного текста со всеми авторскими указаниями и с самостоятельным подбором аппликатуры;

четвертый уровень - самостоятельный поиск и выбор репертуара, в том числе разучивание, подбор по слуху;

пятый уровень - появление постоянного интереса к другим областям музыкального искусства (история музыки, композиция, инструментовка и пр.).

Обучающимся игре на синтезаторе сугубо для студийной работы критерии «Эмоциональность художественная» (3) и «Артистизм» (4) также важны, так как их характеристики, безусловно, влияют на создаваемый художественный образ музыкального произведения.

Показания каждого критерия (1-6) заносятся в карту-схему (таблицу) в начале, в середине и в конце учебного года, что позволяет наблюдать динамику развития и ставить новые исполнительские музыкантские задачи: педагогу - перед учащимся, а в дальнейшем - учащемуся перед самим собой.

«Музыкальный портрет»

Именно данная методика может быть применима на разных уровнях образования - от начального до высшего (существует версия и для дошкольников). «Музыкальный портрет» показывает предыдущее (в том случае, если это не первичный замер), текущее и запланированное состояние музыкального развития учащегося. «Музыкальный портрет» учащегося составляется из следующих общекультурных показателей («секторов») его интересов:

- «эрудиция» - знание основных вех истории музыки, характерных черт ведущих художественных направлений, авторских стилей (может определяться с помощью дополнительного теста);

- «коллекция» - собирание текстов песен, записей музыки, плакатов или марок с изображением музыкантов и т.п.;

- «плеер» - прослушивание музыки какого-либо направления, стиля (эстрада, фольклор, классика, джаз, авторская песня, рок и др.);

- «концерт» - посещение концертных залов, театров, дискотек;

- «танцы» - увлечение, занятие танцами (народными, бальными, эстрадными, классическими);

- «инструмент» - сольная игра, аккомпанирование на музыкальном инструменте (сегментом в данном секторе становится каждый отдельный инструмент);

- «ансамбль» - исполнение какой-либо партии в ансамбле, оркестре;

- «хор» - пение в какой-либо партии хора, вокального ансамбля;

- «вокал» - пение в состоянии основных голосовых характеристик (объёма дыхания, певческого диапазона, особенностей дикции);

- «ноты» - знание нотной грамоты (ступенями могут быть: слежение по нотам за голосоведением, ноты в скрипичном, басовом ключах, длительности в основном делении, неквадратное образование ритмических группировок, владение цифровкой).

Удалённость от центра по диаметру (в целых - 13, в дробях - от 1/3 до 9/3) в каждом из секторов отражает степень выраженности данного показателя, этап (уровень) музыкального развития по соответствующему критерию. Такими этапами являются:

1) этап «Присутствие», а именно: 1/3 - «Кто-нибудь другой в твоей семье ... (соответственно сектору - поёт, играет и т.д.)»; 2/3 - «Сам(а) до этого в детском саду, в предыдущих классах школы...»; 3/3 -«Сейчас кто-нибудь другой среди друзей...».

2) этап «Занятия», включающий: 4/3 - «Эпизодические занятия под компетентным руководством»; 5/3

- «Систематические занятия под руководством»; 6/3 -«Сочетание системных занятий как под руководством, так и самостоятельных».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) этап «Выступления»: 7/3 - перед «своими» (друг, родственник...); 8/3 - перед знакомой публикой; 9/3 - ответственные перед незнакомой публикой.

Карта заполняется самим учеником в сотрудничестве с учителем: сплошной линией - по показателям на данный момент (к примеру, в начале обучения), пунктиром - как план достижений к определённому моменту (к концу полугодия, учебного года и др.). С наступлением времени очередного запланированного «измерения» всё происходит аналогично предыдущему, но сплошная и пунктирная линии наносятся другим цветом. В дальнейшем учитель (или подготовленный к такой работе родитель) передаёт ученику полномочия не только принимать решение, но и разрабатывать перспективы.

Представленные выше методики мониторинга, а с ним и перспективного, в том числе собственного планирования музыкального развития учащегося получили современные технические средства осуществления

- музыкально-компьютерные технологии. МКТ - технологии, объединяющие возможности компьютера для реализации творческих замыслов в области музыкального искусства, это - синтезаторы (клавишные, синтезаторные модули), секвенсоры, мультимедиа-плееры, программы-автоаранжировщики, нотные и аудиоредакторы. Н.Б. Маханек классифицирует МКТ как «систему знаний, объединяющих в себе информатику, педагогику и музыкознание» [1], а в коллективной монографии И.Б. Горбуновой и др. раскрывая место МКТ в музыкальном (и музыкально-педагогическом) образовании, говорится об их возникновении и развитии на границе двух областей знания - информатики и музыки. При этом МКТ даются характеристики как «динамично развивающейся образовательной среды» и «социально-культурного фактора интеллектуального и эмоционального развития личности» [4, с. 47]. В направлении общего образования С.В. Пучков выделяет следующие сферы применения МКТ: компьютеризация музыкальной деятельности (создание, запись и исполнение современной музыки) и обучение музыкальному искусству, где средства МКТ

«...обеспечивают решение комплекса педагогических, творческих, психологических и технических проблем» [3, с. 13].

В контексте данной статьи (на основе целостного анализа потенциала и перспектив музыкально-компьютерных технологий) можно выделить две линии, два вектора обучения с применением МКТ: а) специализированное музыкальное (и музыкально-педагогическое) образование; б) общее образование. Описанные выше методики мониторинга музыкального развития относятся как к вектору музыкальному, так и к общеобразовательному.

В общем образовании МКТ могут быть применены в учебных курсах «Информатика и ИКТ» и «Музыка». В рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» МКТ дают возможность выполнения операций с аудио-, видеофайлами, знакомство с образцами программ создания, записи и обработки звуков (музыки), начиная от освоения элементарных действий. В рамках школьного курса «Музыка» МКТ становятся поддержкой собственно музыкального творчества: музицирования, сочинения (в том числе создания микстов, редактирования имеющихся аудиозаписей), звукового оформления. Во внеурочной деятельности на стыке предметов «Музыка» и «Информатика и ИКТ» местом применения МКТ будут: создание и использование семейной видеохроники, фонотеки и т.п. И, конечно, не обойтись без мониторинга при оценке эффективности и целесообразности привлечения потенциала МКТ, а главное - для того чтобы спланировать дальнейший процесс обучения, в том числе на основе самооценки, продвигаться по пути самообучения.

Для описанной выше методики мониторинга музыкального развития в направлении общего образования, на основе анализа программно-аппаратных комплексов музыкально-компьютерных технологий (М.М. Брянцев, А. Камерис [4, с. 69-80]), можно предложить следующие способы использования потенциала МКТ:

- сектор «Инструмент» - новые тембры, которые позволяют при овладении навыками игры на одном (к примеру, клавишном инструменте), извлекать звуки, имитирующие звучание других инструментов, что расширяет данный сектор до объёма следующего -«Ансамбль»;

- сектор «Ансамбль» - поочерёдная запись дорожек при исполнении одним человеком партий разных инструментов, в том числе с применением сэмплирования, ритмической поддержки при включении опции «Метроном»;

- сектор «Вокал» - редактирование записи фонограмм (выше / ниже, быстрее / медленнее), прослушивание своего записанного голоса, просмотр уровня громкости и др.; поочерёдная, так называемая муль-титрековая запись разных партий в собственном исполнении, расширяющая этот сектор до сектора «Хор» (в котором возможности аналогичны сектору «Ансамбль»);

- сектор «Ноты» - функции нотных редакторов;

- сектор «Плеер» - функции разнообразных мультимедиа-плееров, в том числе с возможностью ускорения (замедления), повышения (понижения) звуча-

ния;

- сектор «Коллекция» - не только хранение с распределением материала по своему усмотрению, но и создание из готовых музыкальных файлов собственных микстов;

- сектор «Танцы» - музыкой для хореографического творчества в разных направлениях способны стать собственные записи (см. сектора «Инструмент», «Ансамбль», «Вокал»), в том числе с изменённой скоростью (см. сектор «Плеер»);

- сектор «Концерт» - в совокупности с возможностями ИКТ (Skype, электронная почта и т.п.) трансляция собственного творчества (см. сектора «Инструмент», «Ансамбль, «Вокал», «Танцы»), общение с другими людьми (форумы, тематические сайты и пр.);

- сектор «Эрудиция» естественно формируется из достижений других секторов, помноженных на попутное (на той же аппаратуре) использование возможностей ИКТ, таких как цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные энциклопедии и пр.

Анализ программно-аппаратных комплексов музыкально-компьютерных технологий (М.М. Брянцев, А. Камерис [4]) для предложенной методики мониторинга музыкального развития в специализированном образовании показывает следующие возможности использования МКТ в соответствующих направлениях:

- «Техника мелкая (пальцевая)» и «Техника крупная (кистевая)» - запись для прослушивания-контроля (программы аудиоредактирования), для просмотра-контроля (в нотных редакторах), в том числе с замедленным (ускоренным) воспроизведением пассажей;

- «Эмоциональность художественная» и «Артистизм» - художественно-эмоциональная исполнительская и сценическая свобода подготавливается достижением свободы на уровне техники исполнения (см. направления «Техника мелкая» и «Техника крупная») в сочетании со знакомством с яркими (в том числе ви-

део) примерами чужих интерпретаций ;

- «Выразительность архитектоническая» - игра произведения и отдельных его фактурных тканей различными тембрами (синтезатор);

- «Самостоятельность учебная» - совокупные достижения остальных выше обозначенных направлений, переводящие при мониторинге контроль на режим «самоконтроль».

Завершая представление возможностей музыкально-компьютерных технологий как способа решения проблемы мониторинга музыкального развития на примере авторских методик для специального музыкального и общего образования, можно сделать следующие выводы:

1. Использование МКТ в мониторинге музыкального развития:

- создаёт банк материалов проведённого мониторинга со всеми преимуществами цифровой информации (удобство и надёжность хранения и копирования без потери качества, быстрый поиск и доступ, передача по сети Интернет;

- не содержит технологических и психологических недостатков обычной аудио-, видеозаписи, создавая режим наибольшего пользовательского комфорта;

- способно перевести методику мониторинга как оценки музыкального развития на уровень новой методики - методики обучения на основе формирования у учащегося навыков самооценки собственной учебной деятельности.

2. МКТ могут и должны быть использованы как в специальном музыкальном, так и общем образовании, в том числе в рамках школьных курсов «Музыка», «Информатика и ИКТ».

Арсенал ЦОР, материалов интернет-сайтов, таких как www.youtube.com,http://mp3.classic-music.ru, и др.

Библиографический список

1. Маханек Н.Б. Музыкально-компьютерные технологии в основном и дополнительном образовании [Электронный ресурс]. Информационные технологии в образовании. URL: http://ito.edu.ru/2006/Samara/II/II-0-15.html (дата обращения 07.01.2013).

2. Плотников К.Ю. Музыкально-педагогическая практика: мониторинг музыкального развития ученика // Воспитательная система в инновационной школе. Учебно-методический

комплекс / отв. за вып. А.П. Макаровская. Ч. I. Иркутск, 2002. С. 32-38.

3. Пучков C.B. Музыкально-компьютерные технологии: авто-реф. дис. ... канд. иск. СПб., 2002. 27 с.

4. Формирование информационной компетенции современного музыканта на основе музыкально-компьютерных технологий: монография / В.В. Беличенко [и др.]. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.