УДК 002:372.8
И.Б. Горбунова, П.Д. Родионов, Л.Ю. Романенко
музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта
При создании и реализации ФГОС ВПО третьего поколения на основе компетентност-ного подхода по различным направлениям музыкального искусства и образования оказалось важным определить роль и место информационных технологий (ИТ) в современном музыкально-образовательном пространстве, разработать адекватные пути формирования информационной компетентности студентов различных музыкальных специальностей, учитывая при этом сложность музыкально-образовательного процесса. Комплексный компе-тентностный подход, устанавливающий связь различных стратегий развития образовательного потенциала музыкантов в области овладения ИТ в контексте происходящих изменений и реформирования системы образования, позволил объединить традиционные, классические методы в подготовке музыканта и возможности современных ИТ и музыкально-компьютерных технологий (МКТ).
В работе [1] проанализированы теоретические проблемы формирования информационной компетентности студентов различных музыкальных специальностей в вузе, проведен анализ процесса обучения информатике и ИТ музыкантов в системе высшего профессионального и дополнительного образования.
В проведенном авторами исследовании рассмотрены вопросы формирования информационной компетентности студентов музыкальных вузов как основы развития их профессиональных компетенций, определены как универсальные, так и профессиональные информационные компетенции, рассмотрены содержание, средства и формы их развития.
Понимая компетенцию как динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, которая необходима для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или
всей образовательной программы, выделяют две основные группы компетенций: общекультурные и профессиональные (Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения; Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты). К основным компетенциям при подготовке будущих музыкантов можно отнести информационную компетентность, предполагающую овладение средствами современных ИТ и МКТ, составляющих базу успешной деятельности в сфере музыкального образования и творчества.
Информационная компетентность является одной из ключевых компетенций современного человека и проявляется прежде всего при решении конкретных профессиональных задач [7]. Необходимость разработки методики обучения информатике и ИТ студентов различных музыкальных специальностей на базе МКТ в высшей школе обусловлена требованием формирования адекватной информационной компетентности. Достижение этой цели предполагает решение ряда насущных проблем, в том числе: а) выявление основных педагогических условий формирования информационной компетентности будущего музыканта на основе стандартов третьего поколения, б) создание методической системы формирования информационных компетенций студентов музыкальных вузов средствами общеобразовательных (предметы цикла гуманитарных и естественно-научных дисциплин) и профильных (специальных) дисциплин в рамках ФГОС третьего поколения, в) разработка основных принципов проектирования соответствующего учебно-методического процесса и др.
Под обучением информатике и ИТ в системе современного музыкального образования мы будем понимать совокупность разнообразных процессов:
• обучение информатике и ИТ будущих профессионалов в области музыкального твор-
чества, музыкальной педагогики и музыкальной информатики, а также менеджеров в области музыкального образования, продюссирования, шоу-бизнеса и др.;
• обучение базовой общеобразовательной информатике (например, дисциплины «Информатика», «Информатика и математика», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в рамках ГОС ВПО второго поколения и дисциплины «Информационные технологии» и «Современные информационные технологии» в рамках ФГОС ВПО третьего поколения изучаются будущими профессионалами, как правило, на младших курсах);
• обучение прикладным ИТ и МКТ, которые изучаются будущими музыкантами чаще всего на старших курсах;
• обучение информатике на различных уровнях (будущих бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов);
• обучение информатике в системе дополнительного профессионального образования (программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, курсовое обучение);
• реализацию традиционных и нетрадиционных форм организации учебной деятельности при изучении информатики, включая дистанционные и самостоятельные формы организации учебного процесса (Бели-ченко В.В., Брянцев М.М., Горбунова И.Б., Ка-мерис А., Кибиткина Э.В. Формирование информационной компетентности современного музыканта на основе музыкально-компьютерных технологий, 2012).
Было выявлено, что процесс формирования информационной компетентности, понимаемой как «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» (Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория), невозможно адекватно сформировать при освоении какой-либо отдельной дисциплины. Необходим комплексный подход, когда в течение всего периода обучения в вузе на базе современных ИТ и МКТ оказывается возможным развивать информационную
культуру будущих музыкантов на основе изучения предметов, которые входят в общенаучный (гуманитарный, математический и естественнонаучный) и профессиональный циклы ГОС ВПО в области музыкального образования и музыкального искусства, с учетом формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Выявление основных компетенций, представляющих информационную компетентность современного музыканта, представляется чрезвычайно актуальной и важной задачей.
Рассматривая универсальные и профессиональные компоненты информационной компетентности музыканта (см.: Ложакова Е.А. Формирование информационной компетентности будущих музыкантов в процессе обучения информатике, 2012; Беличенко В.В. Структура, составляющие и средства формирования информационной компетентности современного музыканта, 2011), авторы отмечают, что универсальные (инвариантные) составляющие информационной компетентности не зависят от уровня и направления подготовки будущих специалистов в области музыкального искусства и образования, в то время как профессиональные (вариативные) составляющие связаны с решением конкретных профессиональных задач музыканта и зависят от его специализации. Данная позиция выражена также авторами работы [1].
Таким образом, основной задачей стала разработка педагогических технологий, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности МКТ, позволяющие использовать музыкальный компьютер как средство обучения и как средство воспитания и развития творческих способностей обучаемых через музыкальное искусство в системе непрерывного образования [11].
Формирование информационной компетентности музыкантов различных специальностей в современных условиях высокотехнологичной информационной образовательной среды осуществляется средствами общеобразовательных предметов (цикл математических и естественно-научных дисциплин ГОС ВПО второго поколения или цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ФГОС
ВПО третьего поколения) и профессиональных предметов (цикл дисциплин профильной подготовки ГОС ВПО второго поколения или профессиональных дисциплин ФГОС ВПО третьего поколения).
Вместе с тем информатику отличает исключительная динамичность развития, отсюда возникают многочисленные проблемы обучения информатике и ИТ музыкантов, обусловленные непрерывным изменением содержания, методов, форм и средств обучения, возникают проблемы, требующие оперативного решения [9]. Одно из решений данной проблемы заключено в поиске новых педагогических технологий для оптимизации учебного процесса при участии МКТ, которые позволят гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности музыкального компьютера. Таким образом, роль и функции МКТ в данном процессе становятся чрезвычайно актуальными и востребованными.
Авторы статьи уточняют понятие «музыкально-компьютерные технологии» с учетом исторической ретроспективы развития МКТ и возникновения ИТ в музыке как новой сферы деятельности музыкантов и специалистов в области ИТ. В ходе педагогического исследования предложена классификация современных специализированных музыкальных программно-аппаратных средств и комплексов, составляющих действенную основу современных МКТ, а также подготовлены конкретные методические рекомендации по формированию информационной компетентности музыкантов как основы их профессионализма на базе МКТ [3, 10, 12].
Формирование информационной компетентности современного музыканта на основе МКТ обусловило:
• разработку методической системы формирования информационных компетенций студентов музыкальных вузов средствами общеобразовательных и специальных дисциплин в рамках ФГОС ВПО третьего поколения, основных принципов проектирования учебно-методического процесса (результатом разработки методической системы обучения ИТ музыкантов различных специальностей в высшей школе в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной творческой среды являются практические рекомендации по
применению разработанной методики, внедрению и корректировке процесса обучения ИТ в системе высшего профессионального музыкального образования) [1, 3 и др.];
• разработку разнообразных сервисов обучения музыке и музыкальным дисциплинам с использованием МКТ, соответствующих расширяющимся возможностям клиентов коммуникационных сетей в процессе организации дистанционных форм обучения музыке музыкантов различных специальностей в системе высшего и среднего профессионального образования, а также сервисов обучения музыкантов различных специальностей ИТ, реализуемым в традиционной и нетрадиционной системе современного музыкального образования, включая различные виды самостоятельной работы [1, 10 и др.];
• определение условий функционирования теории открытых систем в современном музыкально-образовательном пространстве и адаптацию их для формирования высокотехнологичной творческой образовательной среды обучения музыкантов в высшей школе.
В музыкальной практике большое распространение приобрел класс музыкальных инструментов, включающий в себя клавишные синтезаторы, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и др. Инструменты, созданные на основе цифровых технологий, отличаются значительными выразительными ресурсами, а управлять ими с помощью программных средств несложно, что открывает широкие перспективы применения таких инструментов в музыкальном образовании.
Как отмечает И.М. Красильников, МКТ открывают в музыкальном творчестве новый круг проблем, разработка которых может иметь прорывные результаты для музыкально-педагогической науки и практики. Это может обеспечить интенсивное и гармоничное развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе расширения возможностей музыкальной деятельности (за счет обращения к элементам композиции, исполнительства, звукорежиссуры и звукового синтеза), а также более глубокое освоение ими неисчерпаемого эстетического и этического опыта, заложенного в народной, классической и современной музыке. Композитором предложены новые понятия: «электронное музыкальное творчество», «стереофонический склад фактуры», «по-
нимание электронной музыки как основанной на этом складе», «трактовка музыкальности как способности к интонационной деятельности» и др. [8].
Разработка основ формирования информационной компетентности музыканта связана также с развитием теоретических основ и методического обеспечения музыкально-эстетического воспитания на основе МКТ — сохранением культурных ценностей в новых технологических условиях через разработку новых элементов образования, позволяющих адекватно интерпретировать традиционное музыкальное (кон-цертно-музыкальное, музыкально-театральное) искусство в цифровом формате; формированием необходимых аксиологических качеств учащегося в создании, исполнении и восприятии музыки посредством электронных медиа; созданием специализированных мультимедийных средств для обучения экранным, аудиовизуальным и другим видам современного искусства [4].
Универсальные (или вариативные) составляющие информационной компетентности будущих музыкантов формируются в основном в процессе обучения базовой общеобразовательной информатике (в рамках ГОС ВПО второго поколения — дисциплины «Информатика», «Информатика и математика», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», реализуемые в «Математическом и естественно-научном цикле» дисциплин основных образовательных программ бакалавриата, которые изучались на младших курсах; в рамках ФГОС ВПО третьего поколения — дисциплины «Современные информационные технологии»). Как показали исследования, проводимые в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, обучение в рамках этого цикла целесообразно дополнить введением дисциплины «Музыкальная информатика», непосредственно ориентированной на формирование универсальных компонентов информационной компетентности музыканта на базовом уровне (см., например, диссертационные исследования: Горельченко А.В. Операционность знаний по информатике учащихся музыкальных школ с использованием музыкально-компьютерных технологий, 2007; Чёрная М.Ю. Методика обучения информатике учащихся музыкальных
школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, 2012).
В дальнейшем, на этапе изучения дисциплин профессионального цикла программ бакалавриата, осваиваемого будущими музыкантами, как правило, на старших курсах и включающего обучение прикладным ИТ и МКТ, считаем необходимым введение в базовую часть цикла дисциплин «Программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта», «Компьютерная музыка», «Музыкально-компьютерные технологии», «Информационные технологии в музыке». Информационные компетенции, которые осваиваются в процессе изучения данных дисциплин, можно назвать межпредметными, охватывающими дисциплины профессионального цикла по направлениям образования, связанным с музыкальным искусством и музыкальным образованием (диссертационное исследование Камериса А. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта, 2007).
В вариативной части профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО третьего поколения для студентов, обучающихся по профилю «Музыкально-компьютерные технологии» и направлениям, связанным с электронной музыкой и компьютерным музыкальным творчеством, наряду с базовыми дисциплинами, такими как «Основы композиции, инстру-ментоведение и компьютерная аранжировка», «Технологии студийной звукозаписи», «Дополнительный музыкальный (электронный) инструмент», «Информационные технологии в музыке» и др., считаем необходимым введение обязательных дисциплин «Электронные музыкальные инструменты», «Аранжировка на синтезаторе», «Компьютерное музыкальное творчество», «Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте», «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» и др., в процессе овладения которыми наиболее продуктивно формируются профессиональные компоненты информационной компетентности современного музыканта.
Большие возможности для совершенствования навыков использования современных ИТ и формирования информационной компетентности будущих специалистов в сфере музыкального искусства и образования имеет
самостоятельная работа (подготовка курсовых и дипломных работ, творческих музыкальных проектов, подготовка мультимедийных программно-педагогических средств и т. д.), в процессе которой студенты осваивают ИТ, используемые ими в конкретных видах учебной и практической деятельности.
Существенное значение в формировании информационной компетентности будущих музыкантов в высшей школе имеет использование метода проектов, в основу которого положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат при создании конкретного творческого проекта, когда «результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося» [6]. Особое внимание, по нашему мнению, следует уделять интегрированным учебным проектам: именно они формируют навыки работы с информацией, навыки целостного творческого анализа, постановки цели исследования, формулировки гипотезы, соотнесения общего содержания с конкретным способом его реализации, развивают исследовательские навыки работы студентов, непосредственно сопряженные с применением их в практической деятельности. Эффективным инструментом формирования информационной компетентности студента — будущего музыканта является и метод непосредственного включения студента в сетевую образовательную среду.
В системе дополнительного профессионального образования (программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, курсовое обучение) формирование информационной компетентности слушателей с высшим и средним профессиональным образованием происходит в процессе овладения ими дисциплинами, включаемыми в программы профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в образовательных учреждениях» и «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях (педагогические и музыкально-педагогические училища)», а также в программы повышения квалификации: «Музыкально-компьютерные технологии», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий»,
«Компьютерное музыкальное творчество», «Методика преподавания электронных музыкальных инструментов», «Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах», «Дистанционное музыкальное образование», «Информационные технологии в музыке», «Музыкальный компьютер — новый инструмент музыканта», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, ДШИ», «Информационные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе», «Звуковой дизайн», «Прикладная зву-корежиссура», «Основы музыкального программирования», «Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием компьютерных технологий», «Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий», «Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)», «Компьютерная аранжировка и композиция», «Современная студия звукозаписи и работа в ней», «Оформление нотных изданий на компьютере», «Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями (зрения, слуха) с использованием МКТ» и др.
В качестве основы научного задела заявленного направления исследований следует рассматривать созданную сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена под руководством профессора И.Б. Горбуновой комплексную инновационную образовательную систему «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», которая, опираясь на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт и современные МКТ, не только развивает музыкальное и информационно-технологическое образование, но и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации образования в целом.
Принципы, положенные в основу создания методической системы, являются базовыми для формирования новой предметной области в музыкальном образовании, возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ. Их существование — это фундамент для сформировавшихся на современном этапе видов профессиональной деятельности
как музыкантов, работающих с МКТ (звуко-режиссура, цифровая звукозапись, саунд-ди-зайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и миди-инструментах и пр.), так и программистов — разработчиков в области компьютерных музыкальных систем.
Апробация элементов разработанной комплексной инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» была проведена в пилотных регионах России. В открытом доступе в сети представлены открытые образовательные продукты, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), информационные источники сложной структуры (ИИСС), в частности:
• ИУМК «Музыка и информатика» (1-4-й классы) — при поддержке НФПК разработан, внедрен и апробирован в рамках проекта «Информатизация системы образования» [5];
• ИУМК «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)» (авторы Г.Г. Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко) — при поддержке НФПК в проекте «Создание учебной литературы нового поколения» разработан, апробирован и внедрен в образовательный процесс;
• ИИСС и ЦОР «Музыка в цифровом пространстве» (5-9-й классы) и «Звук и музыка в мультимедиасистемах» (8—11-й классы) — при поддержке НФПК разработаны в рамках проекта «Информатизация системы образования» [2].
К рассматриваемым ресурсам имеет неограниченный доступ любой учитель и ученик, любой ребенок и родитель. Мы считаем, что для современного учителя и учащегося крайне важна доступность и открытость разработанной методической системы.
Музыкально-компьютерные технологии как средство формирования информационной компетентности музыкантов-педагогов для системы инклюзивного образования, являющегося частью комплексной инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», были апробированы в Санкт-Петербурге в интернате № 1 для слабовидящих детей и ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов». Для музыкального образования и реабилитации обучаемых с ограниченными возможностями с использованием МКТ были созданы все необходимые условия. Преподава-
ние по разработанным методикам проводилось А.М. Вороновым.
К имеющемуся научному заделу по различным направлениям исследования следует отнести кандидатские диссертации, которые посвящены функционированию МКТ в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, ИТ в музыке и музыкальном образовании и компьютерному моделированию элементов музыкального творчества и защищены в результате проведенных на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена исследований под руководством профессора И.Б. Горбуновой (Чёрная М.Ю. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, 2012; Привалова С.Ю. Информационная образовательная среда обучения информатике учащихся в школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла, 2012; Кибиткина Э.В. Методика обучения основам музыкального программирования, 2011; Камерис А. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта, 2007; ГорельченкоА.В. Операционность знаний по информатике учащихся музыкальных школ с использованием музыкально-компьютерных технологий, 2007; Чибирёв С.В. Исследование математических моделей, разработка алгоритмов интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI, 2007; Заболотская И.В. Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании, 2000; и др.), а также проводимые в настоящий момент диссертационные исследования по следующим специальностям: 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования); 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования); 05.13.18 — Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ; 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования; 24.00.01 — Теория и история культуры.
Отметим, что в настоящее время сформировались новые специальности в сфере музыкального образования и творчества — музы-
кальный звукорежиссер, специалист в области звукосинтеза, звукотембрального программирования, исполнитель на электронных музыкальных инструментах и др. В современном электронном и компьютерном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные ИТ в музыке и искусстве музицирования. Это требует подготовки музыкантов, разбирающихся в современных МКТ, владеющих знаниями в области звукосинтеза, звукотембрального программи-
рования, владеющих технологиями студийной звукозаписи, музыкально-компьютерными программами, современными музыкальными программно-аппаратными комплексами. Все сказанное обусловливает необходимость формирования адекватного уровня информационной компетентности современных музыкантов различных специальностей для их успешного функционирования в высокотехнологичной информационной образовательной творческой среде.
список литературы
1. Беличенко, В.В. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты) [Текст]: моногр. / В.В. Беличенко, И.Б. Горбунова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. — 220 с.
2. Белов, Г.Г. Музыка в цифровом пространстве [Электронный ресурс] / Г.Г Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко; компьютерная студия «Март» // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. — Режим доступа: www.school-coПectюn. edu.ru ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» : Уникальный идентификатор: 57b1b94d-b095-48e1-b60f-12-ff87d0b61c5, 2008 (1 Гб).
3. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке [Текст]: учеб. пособие. В 3 т. / И.Б. Горбунова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009-2011. - 175 с. (Т. 1), 205 с. (Т. 2), 399 с. (Т. 3).
4. Она же. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда [Текст] / И.Б. Горбунова // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2004. - № 4 (9). - С. 123-138.
5. Она же. Музыка и информатика: инновационный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / И.Б. Горбунова, М.В. Демидов, С.Ю. Привалова, С.В. Чибирёв; компьютерная студия «Март» // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: www.school-collection.edu.ru ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» : Уникальный идентификатор: 57b1b94d-b095-48e1-b60f-12ff87d0b61c5, 2008 (1,7 Гб).
6. Доброва, Н.Н. Формирование информационной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Н.Н. Доброва, А.В. Краузе. — Режим доступа: http:// www.bytic.ru/cue/2005/tezis3.htm (дата обращения: 05.01.2012).
7. Инновации в образовании: человекосообраз-ный ракурс [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2009. - 220 с.
8. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования [Текст] / И.М. Красильников. - LAP LAMBERT Academic Publishing. — Saarbrucken, Germany, 2012. — 447 s. - ISBN 978-3-8473-4716-3.
9. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Текст] / И.В. Роберт. -2-е изд., доп. - М.: ИИО РАО, 2008. - 274 c.
10. Родионов, П.Д. Построение DAW [Текст] / П.Д. Родионов // Междунар. науч.-практ. конф. «Региональная информатика РИ - 2012»: материалы конф. / СПОИСУ. - СПб., 2012. - С. 256-257.
11. Романенко, И.Б. Непрерывное образование и проблема фундаментальности [Текст] / И.Б. Ро-маненко // Непрерывное образование. - 2012. -Вып. 1. - С. 12-17.
12. Романенко, Л.Ю. Историческая проблема авторства в музыке и современная задача идентификации мелодии [Текст] / Л.Ю. Романенко // Междунар. науч.-практ. конф. «Региональная информатика РИ - 2012»: материалы конф. / СПОИСУ. - СПб., 2012. - C. 257-258.