Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта'

Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC EDUCATION / COMPETENCE IN INFORMATICS / PEDAGOGY / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна, Родионов Петр Дмитриевич, Романенко Людмила Юрьевна

Анализируются процессы информатизации, преобразующие среду профессиональной деятельности музыкантов. Подчеркивается необходимость изменений в деятельности педагога-музыканта и содержании музыкального образования в связи с использованием цифровых образовательных ресурсов. В качестве средств формирования информационной компетентности современного музыканта рассматриваются музыкально-компьютерные технологии, введение приемов и методов сетевого взаимодействия в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна, Родионов Петр Дмитриевич, Романенко Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music computer technologies in the forming of contemporary musician’s competence in informatics

The article contains the analysis of the processes of Informatization, this processes transform the environment of the professional activity of musicians. The authors emphasize the need for changes in the activity of the teacher-musician and the content of musical education, connected with the use of digital educational resources. The authors consider the music-computer technologies and network technologies as one of the means of forming contemporary musician’s competence in Informatics.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта»

УДК 002:372.8

И.Б. Горбунова, П.Д. Родионов, Л.Ю. Романенко

музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта

При создании и реализации ФГОС ВПО третьего поколения на основе компетентност-ного подхода по различным направлениям музыкального искусства и образования оказалось важным определить роль и место информационных технологий (ИТ) в современном музыкально-образовательном пространстве, разработать адекватные пути формирования информационной компетентности студентов различных музыкальных специальностей, учитывая при этом сложность музыкально-образовательного процесса. Комплексный компе-тентностный подход, устанавливающий связь различных стратегий развития образовательного потенциала музыкантов в области овладения ИТ в контексте происходящих изменений и реформирования системы образования, позволил объединить традиционные, классические методы в подготовке музыканта и возможности современных ИТ и музыкально-компьютерных технологий (МКТ).

В работе [1] проанализированы теоретические проблемы формирования информационной компетентности студентов различных музыкальных специальностей в вузе, проведен анализ процесса обучения информатике и ИТ музыкантов в системе высшего профессионального и дополнительного образования.

В проведенном авторами исследовании рассмотрены вопросы формирования информационной компетентности студентов музыкальных вузов как основы развития их профессиональных компетенций, определены как универсальные, так и профессиональные информационные компетенции, рассмотрены содержание, средства и формы их развития.

Понимая компетенцию как динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, которая необходима для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или

всей образовательной программы, выделяют две основные группы компетенций: общекультурные и профессиональные (Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения; Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты). К основным компетенциям при подготовке будущих музыкантов можно отнести информационную компетентность, предполагающую овладение средствами современных ИТ и МКТ, составляющих базу успешной деятельности в сфере музыкального образования и творчества.

Информационная компетентность является одной из ключевых компетенций современного человека и проявляется прежде всего при решении конкретных профессиональных задач [7]. Необходимость разработки методики обучения информатике и ИТ студентов различных музыкальных специальностей на базе МКТ в высшей школе обусловлена требованием формирования адекватной информационной компетентности. Достижение этой цели предполагает решение ряда насущных проблем, в том числе: а) выявление основных педагогических условий формирования информационной компетентности будущего музыканта на основе стандартов третьего поколения, б) создание методической системы формирования информационных компетенций студентов музыкальных вузов средствами общеобразовательных (предметы цикла гуманитарных и естественно-научных дисциплин) и профильных (специальных) дисциплин в рамках ФГОС третьего поколения, в) разработка основных принципов проектирования соответствующего учебно-методического процесса и др.

Под обучением информатике и ИТ в системе современного музыкального образования мы будем понимать совокупность разнообразных процессов:

• обучение информатике и ИТ будущих профессионалов в области музыкального твор-

чества, музыкальной педагогики и музыкальной информатики, а также менеджеров в области музыкального образования, продюссирования, шоу-бизнеса и др.;

• обучение базовой общеобразовательной информатике (например, дисциплины «Информатика», «Информатика и математика», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в рамках ГОС ВПО второго поколения и дисциплины «Информационные технологии» и «Современные информационные технологии» в рамках ФГОС ВПО третьего поколения изучаются будущими профессионалами, как правило, на младших курсах);

• обучение прикладным ИТ и МКТ, которые изучаются будущими музыкантами чаще всего на старших курсах;

• обучение информатике на различных уровнях (будущих бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов);

• обучение информатике в системе дополнительного профессионального образования (программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, курсовое обучение);

• реализацию традиционных и нетрадиционных форм организации учебной деятельности при изучении информатики, включая дистанционные и самостоятельные формы организации учебного процесса (Бели-ченко В.В., Брянцев М.М., Горбунова И.Б., Ка-мерис А., Кибиткина Э.В. Формирование информационной компетентности современного музыканта на основе музыкально-компьютерных технологий, 2012).

Было выявлено, что процесс формирования информационной компетентности, понимаемой как «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» (Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория), невозможно адекватно сформировать при освоении какой-либо отдельной дисциплины. Необходим комплексный подход, когда в течение всего периода обучения в вузе на базе современных ИТ и МКТ оказывается возможным развивать информационную

культуру будущих музыкантов на основе изучения предметов, которые входят в общенаучный (гуманитарный, математический и естественнонаучный) и профессиональный циклы ГОС ВПО в области музыкального образования и музыкального искусства, с учетом формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Выявление основных компетенций, представляющих информационную компетентность современного музыканта, представляется чрезвычайно актуальной и важной задачей.

Рассматривая универсальные и профессиональные компоненты информационной компетентности музыканта (см.: Ложакова Е.А. Формирование информационной компетентности будущих музыкантов в процессе обучения информатике, 2012; Беличенко В.В. Структура, составляющие и средства формирования информационной компетентности современного музыканта, 2011), авторы отмечают, что универсальные (инвариантные) составляющие информационной компетентности не зависят от уровня и направления подготовки будущих специалистов в области музыкального искусства и образования, в то время как профессиональные (вариативные) составляющие связаны с решением конкретных профессиональных задач музыканта и зависят от его специализации. Данная позиция выражена также авторами работы [1].

Таким образом, основной задачей стала разработка педагогических технологий, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности МКТ, позволяющие использовать музыкальный компьютер как средство обучения и как средство воспитания и развития творческих способностей обучаемых через музыкальное искусство в системе непрерывного образования [11].

Формирование информационной компетентности музыкантов различных специальностей в современных условиях высокотехнологичной информационной образовательной среды осуществляется средствами общеобразовательных предметов (цикл математических и естественно-научных дисциплин ГОС ВПО второго поколения или цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ФГОС

ВПО третьего поколения) и профессиональных предметов (цикл дисциплин профильной подготовки ГОС ВПО второго поколения или профессиональных дисциплин ФГОС ВПО третьего поколения).

Вместе с тем информатику отличает исключительная динамичность развития, отсюда возникают многочисленные проблемы обучения информатике и ИТ музыкантов, обусловленные непрерывным изменением содержания, методов, форм и средств обучения, возникают проблемы, требующие оперативного решения [9]. Одно из решений данной проблемы заключено в поиске новых педагогических технологий для оптимизации учебного процесса при участии МКТ, которые позволят гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности музыкального компьютера. Таким образом, роль и функции МКТ в данном процессе становятся чрезвычайно актуальными и востребованными.

Авторы статьи уточняют понятие «музыкально-компьютерные технологии» с учетом исторической ретроспективы развития МКТ и возникновения ИТ в музыке как новой сферы деятельности музыкантов и специалистов в области ИТ. В ходе педагогического исследования предложена классификация современных специализированных музыкальных программно-аппаратных средств и комплексов, составляющих действенную основу современных МКТ, а также подготовлены конкретные методические рекомендации по формированию информационной компетентности музыкантов как основы их профессионализма на базе МКТ [3, 10, 12].

Формирование информационной компетентности современного музыканта на основе МКТ обусловило:

• разработку методической системы формирования информационных компетенций студентов музыкальных вузов средствами общеобразовательных и специальных дисциплин в рамках ФГОС ВПО третьего поколения, основных принципов проектирования учебно-методического процесса (результатом разработки методической системы обучения ИТ музыкантов различных специальностей в высшей школе в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной творческой среды являются практические рекомендации по

применению разработанной методики, внедрению и корректировке процесса обучения ИТ в системе высшего профессионального музыкального образования) [1, 3 и др.];

• разработку разнообразных сервисов обучения музыке и музыкальным дисциплинам с использованием МКТ, соответствующих расширяющимся возможностям клиентов коммуникационных сетей в процессе организации дистанционных форм обучения музыке музыкантов различных специальностей в системе высшего и среднего профессионального образования, а также сервисов обучения музыкантов различных специальностей ИТ, реализуемым в традиционной и нетрадиционной системе современного музыкального образования, включая различные виды самостоятельной работы [1, 10 и др.];

• определение условий функционирования теории открытых систем в современном музыкально-образовательном пространстве и адаптацию их для формирования высокотехнологичной творческой образовательной среды обучения музыкантов в высшей школе.

В музыкальной практике большое распространение приобрел класс музыкальных инструментов, включающий в себя клавишные синтезаторы, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и др. Инструменты, созданные на основе цифровых технологий, отличаются значительными выразительными ресурсами, а управлять ими с помощью программных средств несложно, что открывает широкие перспективы применения таких инструментов в музыкальном образовании.

Как отмечает И.М. Красильников, МКТ открывают в музыкальном творчестве новый круг проблем, разработка которых может иметь прорывные результаты для музыкально-педагогической науки и практики. Это может обеспечить интенсивное и гармоничное развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе расширения возможностей музыкальной деятельности (за счет обращения к элементам композиции, исполнительства, звукорежиссуры и звукового синтеза), а также более глубокое освоение ими неисчерпаемого эстетического и этического опыта, заложенного в народной, классической и современной музыке. Композитором предложены новые понятия: «электронное музыкальное творчество», «стереофонический склад фактуры», «по-

нимание электронной музыки как основанной на этом складе», «трактовка музыкальности как способности к интонационной деятельности» и др. [8].

Разработка основ формирования информационной компетентности музыканта связана также с развитием теоретических основ и методического обеспечения музыкально-эстетического воспитания на основе МКТ — сохранением культурных ценностей в новых технологических условиях через разработку новых элементов образования, позволяющих адекватно интерпретировать традиционное музыкальное (кон-цертно-музыкальное, музыкально-театральное) искусство в цифровом формате; формированием необходимых аксиологических качеств учащегося в создании, исполнении и восприятии музыки посредством электронных медиа; созданием специализированных мультимедийных средств для обучения экранным, аудиовизуальным и другим видам современного искусства [4].

Универсальные (или вариативные) составляющие информационной компетентности будущих музыкантов формируются в основном в процессе обучения базовой общеобразовательной информатике (в рамках ГОС ВПО второго поколения — дисциплины «Информатика», «Информатика и математика», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», реализуемые в «Математическом и естественно-научном цикле» дисциплин основных образовательных программ бакалавриата, которые изучались на младших курсах; в рамках ФГОС ВПО третьего поколения — дисциплины «Современные информационные технологии»). Как показали исследования, проводимые в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, обучение в рамках этого цикла целесообразно дополнить введением дисциплины «Музыкальная информатика», непосредственно ориентированной на формирование универсальных компонентов информационной компетентности музыканта на базовом уровне (см., например, диссертационные исследования: Горельченко А.В. Операционность знаний по информатике учащихся музыкальных школ с использованием музыкально-компьютерных технологий, 2007; Чёрная М.Ю. Методика обучения информатике учащихся музыкальных

школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, 2012).

В дальнейшем, на этапе изучения дисциплин профессионального цикла программ бакалавриата, осваиваемого будущими музыкантами, как правило, на старших курсах и включающего обучение прикладным ИТ и МКТ, считаем необходимым введение в базовую часть цикла дисциплин «Программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта», «Компьютерная музыка», «Музыкально-компьютерные технологии», «Информационные технологии в музыке». Информационные компетенции, которые осваиваются в процессе изучения данных дисциплин, можно назвать межпредметными, охватывающими дисциплины профессионального цикла по направлениям образования, связанным с музыкальным искусством и музыкальным образованием (диссертационное исследование Камериса А. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта, 2007).

В вариативной части профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО третьего поколения для студентов, обучающихся по профилю «Музыкально-компьютерные технологии» и направлениям, связанным с электронной музыкой и компьютерным музыкальным творчеством, наряду с базовыми дисциплинами, такими как «Основы композиции, инстру-ментоведение и компьютерная аранжировка», «Технологии студийной звукозаписи», «Дополнительный музыкальный (электронный) инструмент», «Информационные технологии в музыке» и др., считаем необходимым введение обязательных дисциплин «Электронные музыкальные инструменты», «Аранжировка на синтезаторе», «Компьютерное музыкальное творчество», «Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте», «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» и др., в процессе овладения которыми наиболее продуктивно формируются профессиональные компоненты информационной компетентности современного музыканта.

Большие возможности для совершенствования навыков использования современных ИТ и формирования информационной компетентности будущих специалистов в сфере музыкального искусства и образования имеет

самостоятельная работа (подготовка курсовых и дипломных работ, творческих музыкальных проектов, подготовка мультимедийных программно-педагогических средств и т. д.), в процессе которой студенты осваивают ИТ, используемые ими в конкретных видах учебной и практической деятельности.

Существенное значение в формировании информационной компетентности будущих музыкантов в высшей школе имеет использование метода проектов, в основу которого положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат при создании конкретного творческого проекта, когда «результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося» [6]. Особое внимание, по нашему мнению, следует уделять интегрированным учебным проектам: именно они формируют навыки работы с информацией, навыки целостного творческого анализа, постановки цели исследования, формулировки гипотезы, соотнесения общего содержания с конкретным способом его реализации, развивают исследовательские навыки работы студентов, непосредственно сопряженные с применением их в практической деятельности. Эффективным инструментом формирования информационной компетентности студента — будущего музыканта является и метод непосредственного включения студента в сетевую образовательную среду.

В системе дополнительного профессионального образования (программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, курсовое обучение) формирование информационной компетентности слушателей с высшим и средним профессиональным образованием происходит в процессе овладения ими дисциплинами, включаемыми в программы профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в образовательных учреждениях» и «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях (педагогические и музыкально-педагогические училища)», а также в программы повышения квалификации: «Музыкально-компьютерные технологии», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий»,

«Компьютерное музыкальное творчество», «Методика преподавания электронных музыкальных инструментов», «Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах», «Дистанционное музыкальное образование», «Информационные технологии в музыке», «Музыкальный компьютер — новый инструмент музыканта», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, ДШИ», «Информационные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе», «Звуковой дизайн», «Прикладная зву-корежиссура», «Основы музыкального программирования», «Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием компьютерных технологий», «Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий», «Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)», «Компьютерная аранжировка и композиция», «Современная студия звукозаписи и работа в ней», «Оформление нотных изданий на компьютере», «Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями (зрения, слуха) с использованием МКТ» и др.

В качестве основы научного задела заявленного направления исследований следует рассматривать созданную сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена под руководством профессора И.Б. Горбуновой комплексную инновационную образовательную систему «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», которая, опираясь на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт и современные МКТ, не только развивает музыкальное и информационно-технологическое образование, но и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации образования в целом.

Принципы, положенные в основу создания методической системы, являются базовыми для формирования новой предметной области в музыкальном образовании, возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ. Их существование — это фундамент для сформировавшихся на современном этапе видов профессиональной деятельности

как музыкантов, работающих с МКТ (звуко-режиссура, цифровая звукозапись, саунд-ди-зайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и миди-инструментах и пр.), так и программистов — разработчиков в области компьютерных музыкальных систем.

Апробация элементов разработанной комплексной инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» была проведена в пилотных регионах России. В открытом доступе в сети представлены открытые образовательные продукты, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), информационные источники сложной структуры (ИИСС), в частности:

• ИУМК «Музыка и информатика» (1-4-й классы) — при поддержке НФПК разработан, внедрен и апробирован в рамках проекта «Информатизация системы образования» [5];

• ИУМК «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)» (авторы Г.Г. Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко) — при поддержке НФПК в проекте «Создание учебной литературы нового поколения» разработан, апробирован и внедрен в образовательный процесс;

• ИИСС и ЦОР «Музыка в цифровом пространстве» (5-9-й классы) и «Звук и музыка в мультимедиасистемах» (8—11-й классы) — при поддержке НФПК разработаны в рамках проекта «Информатизация системы образования» [2].

К рассматриваемым ресурсам имеет неограниченный доступ любой учитель и ученик, любой ребенок и родитель. Мы считаем, что для современного учителя и учащегося крайне важна доступность и открытость разработанной методической системы.

Музыкально-компьютерные технологии как средство формирования информационной компетентности музыкантов-педагогов для системы инклюзивного образования, являющегося частью комплексной инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», были апробированы в Санкт-Петербурге в интернате № 1 для слабовидящих детей и ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов». Для музыкального образования и реабилитации обучаемых с ограниченными возможностями с использованием МКТ были созданы все необходимые условия. Преподава-

ние по разработанным методикам проводилось А.М. Вороновым.

К имеющемуся научному заделу по различным направлениям исследования следует отнести кандидатские диссертации, которые посвящены функционированию МКТ в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, ИТ в музыке и музыкальном образовании и компьютерному моделированию элементов музыкального творчества и защищены в результате проведенных на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена исследований под руководством профессора И.Б. Горбуновой (Чёрная М.Ю. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, 2012; Привалова С.Ю. Информационная образовательная среда обучения информатике учащихся в школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла, 2012; Кибиткина Э.В. Методика обучения основам музыкального программирования, 2011; Камерис А. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта, 2007; ГорельченкоА.В. Операционность знаний по информатике учащихся музыкальных школ с использованием музыкально-компьютерных технологий, 2007; Чибирёв С.В. Исследование математических моделей, разработка алгоритмов интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI, 2007; Заболотская И.В. Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании, 2000; и др.), а также проводимые в настоящий момент диссертационные исследования по следующим специальностям: 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования); 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования); 05.13.18 — Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ; 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования; 24.00.01 — Теория и история культуры.

Отметим, что в настоящее время сформировались новые специальности в сфере музыкального образования и творчества — музы-

кальный звукорежиссер, специалист в области звукосинтеза, звукотембрального программирования, исполнитель на электронных музыкальных инструментах и др. В современном электронном и компьютерном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные ИТ в музыке и искусстве музицирования. Это требует подготовки музыкантов, разбирающихся в современных МКТ, владеющих знаниями в области звукосинтеза, звукотембрального программи-

рования, владеющих технологиями студийной звукозаписи, музыкально-компьютерными программами, современными музыкальными программно-аппаратными комплексами. Все сказанное обусловливает необходимость формирования адекватного уровня информационной компетентности современных музыкантов различных специальностей для их успешного функционирования в высокотехнологичной информационной образовательной творческой среде.

список литературы

1. Беличенко, В.В. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты) [Текст]: моногр. / В.В. Беличенко, И.Б. Горбунова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. — 220 с.

2. Белов, Г.Г. Музыка в цифровом пространстве [Электронный ресурс] / Г.Г Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко; компьютерная студия «Март» // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. — Режим доступа: www.school-coПectюn. edu.ru ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» : Уникальный идентификатор: 57b1b94d-b095-48e1-b60f-12-ff87d0b61c5, 2008 (1 Гб).

3. Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке [Текст]: учеб. пособие. В 3 т. / И.Б. Горбунова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009-2011. - 175 с. (Т. 1), 205 с. (Т. 2), 399 с. (Т. 3).

4. Она же. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда [Текст] / И.Б. Горбунова // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2004. - № 4 (9). - С. 123-138.

5. Она же. Музыка и информатика: инновационный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / И.Б. Горбунова, М.В. Демидов, С.Ю. Привалова, С.В. Чибирёв; компьютерная студия «Март» // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: www.school-collection.edu.ru ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» : Уникальный идентификатор: 57b1b94d-b095-48e1-b60f-12ff87d0b61c5, 2008 (1,7 Гб).

6. Доброва, Н.Н. Формирование информационной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Н.Н. Доброва, А.В. Краузе. — Режим доступа: http:// www.bytic.ru/cue/2005/tezis3.htm (дата обращения: 05.01.2012).

7. Инновации в образовании: человекосообраз-ный ракурс [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2009. - 220 с.

8. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования [Текст] / И.М. Красильников. - LAP LAMBERT Academic Publishing. — Saarbrucken, Germany, 2012. — 447 s. - ISBN 978-3-8473-4716-3.

9. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Текст] / И.В. Роберт. -2-е изд., доп. - М.: ИИО РАО, 2008. - 274 c.

10. Родионов, П.Д. Построение DAW [Текст] / П.Д. Родионов // Междунар. науч.-практ. конф. «Региональная информатика РИ - 2012»: материалы конф. / СПОИСУ. - СПб., 2012. - С. 256-257.

11. Романенко, И.Б. Непрерывное образование и проблема фундаментальности [Текст] / И.Б. Ро-маненко // Непрерывное образование. - 2012. -Вып. 1. - С. 12-17.

12. Романенко, Л.Ю. Историческая проблема авторства в музыке и современная задача идентификации мелодии [Текст] / Л.Ю. Романенко // Междунар. науч.-практ. конф. «Региональная информатика РИ - 2012»: материалы конф. / СПОИСУ. - СПб., 2012. - C. 257-258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.