Научная статья на тему 'К проблеме исследования инклюзивной среды в образовательной организации'

К проблеме исследования инклюзивной среды в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1325
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / INCLUSIVE ENVIRONMENT / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Н. И., Гурьянова И. В.

Авторы поднимают проблему образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в аспекте создания специальных условий среды для реализации инклюзии в рамках детских образовательных учреждений. В статье раскрывается содержание понятия «инклюзивное образование». В его характеристике подчеркиваются требования доступности образования; повышения качества жизни особого ребенка и его семьи без ухудшения качества жизни других участников образовательного процесса; создания необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации всеми детьми независимо от индивидуальных особенностей. В работе представлены результаты проведенного эмпирического исследования, в рамках которого были изучены средовые и образовательные условия, а также степень осведомленности педагогов и специалистов образовательных организаций в области вопросов инклюзивного образования. Авторы описывают этапы исследования, представляют также результаты и детальный анализ анкетирования, респондентами которого стали педагоги конкретной образовательной организации. По результатам наблюдений и изучения полученных ответов сделаны выводы о необходимости создания специальных инклюзивных условий в обследуемом образовательном учреждении и о недостаточной осведомленности ее педагогов в вопросах инклюзивного образования, что является одним из ключевых препятствий в формировании инклюзивной среды. В статье даются рекомендации работникам образовательных организаций по созданию условий для инклюзивного образования, адекватных потребностям детей с ОВЗ. К важнейшим инклюзивным средовым условиям авторы относят формирование психологически комфортной среды и обеспечение достаточного уровня компетентности педагогов и специалистов образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме исследования инклюзивной среды в образовательной организации»

УДК 376 : 371.2

Н. И. Кузьменко (г. Магнитогорск, Россия) И. В. Гурьянова (г. Магнитогорск, Россия)

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Авторы поднимают проблему образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в аспекте создания специальных условий среды для реализации инклюзии в рамках детских образовательных учреждений. В статье раскрывается содержание понятия «инклюзивное образование». В его характеристике подчеркиваются требования доступности образования; повышения качества жизни особого ребенка и его семьи без ухудшения качества жизни других участников образовательного процесса; создания необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации всеми детьми независимо от индивидуальных особенностей. В работе представлены результаты проведенного эмпирического исследования, в рамках которого были изучены средовые и образовательные условия, а также степень осведомленности педагогов и специалистов образовательных организаций в области вопросов инклюзивного образования. Авторы описывают этапы исследования, представляют также результаты и детальный анализ анкетирования, респондентами которого стали педагоги конкретной образовательной организации. По результатам наблюдений и изучения полученных ответов сделаны выводы о необходимости создания специальных инклюзивных условий в обследуемом образовательном учреждении и о недостаточной осведомленности ее педагогов в вопросах инклюзивного образования, что является одним из ключевых препятствий в формировании инклюзивной среды. В статье даются рекомендации работникам образовательных организаций по созданию условий для инклюзивного образования, адекватных потребностям детей с ОВЗ. К важнейшим инклюзивным средовым условиям авторы относят формирование психологически комфортной среды и обеспечение достаточного уровня компетентности педагогов и специалистов образовательной организации.

Ключевые слова: участники образовательного процесса, инклюзивное образование, инклюзивная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, средовые условия, образовательная организация.

Образование людей с ограниченными возможностями здоровья - это одно из направлений реформы в сфере образования в Российской Федерации. Данное преобразование связано с тем, что в последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей всех возрастных групп. Увеличилась частота тяжелых форм патологии, что, в определенной мере, способствовало росту числа детей-инвалидов. Приоритетным направлением в обучения детей с ОВЗ является внедрение инклюзивного образования. Оно определяется как часть общего образования и подразумевает доступность образования, повышение качества жизни особого ребенка и его семьи без ухудшения при этом качества жизни других участников образовательного процесса. Принципиально важным в инклюзии является создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от индивидуальных особенностей. В связи с этим система образования и педагогическая наука должны решить ряд вопросов, касающихся создания таких образовательных и средовых условий, при которых процесс социализации детей как участников инклюзивного образовательного процесса будет максимально эффективным.

В настоящее время проблема образования детей с ОВЗ является недостаточно разработанной, не смотря на высокий интерес к ней со стороны представителей различных областей гуманитарных наук - педагогики, психологии, социологии. К вопросам интеграции в социальную среду лиц с различными нарушениями развития обращались в своих исследованиях

В. П. Гудонис [2], Т. А. Добровольская [4], С. Н. Испулова [5], К К Малофеев [7], Н. И. Скок [9], Н. Д. Шматко [11], Е. Р. Ярская-Смирнова [12] и др.

В контексте инклюзивного образования важная роль принадлежит наличие особой, специально созданной образовательной среде. Мы провели эмпирическое исследование, целью которого было изучить средовые и образовательные условия, а также, степень осведомленности педагогов и специалистов отдельной образовательной организации в области вопросов инклюзивного образования. Данное исследование проводилось под нашим руководством в средней общеобразовательной школе Чесменского района Челябинской области1 . Выбор образовательной организации являлся не случайным, поскольку, согласно официальным данным, на территории Чесменского муниципального района проживает более 1300 человек с ограниченными возможностями, что составляет 6,1 % от общей численности населения района, в том числе 77 детей с ограниченными умственными или физическими возможностями [8]. В связи с этим одной из главных задач руководителей районного образования является обеспечение условий для предоставления таким детям доступа к качественному образованию в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования с учетом особенностей их психофизического развития.

В рамках созданной муниципальной программы Чесменского муниципального района «Доступная среда» на 2016-2020 гг. поставлена задача организовать обучение детей с ОВЗ в обычных образовательных организациях преимущественно по месту жительства, что позволит таким детям избежать пребывания длительный срок в интернатных учреждениях и создаст «условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечит их постоянное общение со сверстниками» [8].

В рамках указанной программы разработчиками ставятся следующие задачи:

- создать в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды;

- обеспечить специальную подготовку педагогических кадров;

- обеспечить техническое оснащение образовательных учреждений, в том числе и школ, необходимое для организации инклюзивного образования.

Решение этих задач, с нашей точки зрения, позволит обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Исследование проводилось в течение марта-апреля 2017 гг. в два этапа. На первом этапе осуществлялось знакомство со средовыми условиями учреждения, его технической оснащенностью и определение степени готовности школы к реализации инклюзивного образовательного процесса. На втором этапе исследования было проведено анкетирование, с целью установления уровня осведомленности педагогов в вопросах организации инклюзивного образования.

Всеми исследователями теории и практики внедрения и инклюзивного образования признается, что его реализация, в первую очередь, предполагает создание средовых условий, в которых ребенок с ОВЗ может комфортно включиться в образовательный процесс и проявить себя как полноправный субъект образования. Анализ средовых условий школы и изучение документов, представленных на официальном сайте учреждения, позволил выявить, что в школе имеются технически оснащенные кабинеты, цифровая лаборатория, классы оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя, которое состоит из ПК, принтера, сканера, экрана и проектора. Значимым является наличие медиатеки и комплекса электронных пособий, которыми может пользоваться учитель во время образовательного процесса. Наличие в школе медиасредств безусловно является необходимым для реализации индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной траектории для ребенка с ОВЗ, поскольку в возрастающим потоке информации делает обучение более доступным и эффективным.

1.Авторы из этических соображений избегают дальнейшей конкретизации образовательного учреждения, обращая внимание на общие проблемы организации инклюзивного образования

Однако отметим, что в классах отсутствуют специально оборудованные места для учащихся с особыми образовательными потребностями, не предусмотрены широкие проходы между партами, отсутствует специальная техника для слабослышащих и слабовидящих. Отрицательным моментом следует считать фактическое отсутствие архитектурных и других средовых условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченным физическими возможностями в учреждение: отсутствуют пандусы и подъемники. Выявленные недостатки позволили сделать вывод, что средовые условия данной организации недостаточны для реализации инклюзивного образования в данном образовательном учреждении.

Следующий этап нашего исследования предполагал анкетирование педагогов школы с целью их осведомленности в области вопросов инклюзивного образования. В качестве респондентов выступили 25 педагогов-предметников образовательной организации, среди которых только один педагог прошел соответствующий курс повышения квалификации «Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья».

Текст анкеты состоял из четырех блоков вопросов, выстроенных согласно общей логической структуре. Первый блок включал вопросы, позволяющие изучить отношение педагогов образовательной организации к идее реализации инклюзивного образования. Результаты анкетирования показали, что не все педагоги имеют четкое представление о специфике инклюзивного образовательного процесса, поскольку до этого момента не имели возможности ознакомиться с ней. Таких педагогов оказалось 27,8 % от общего числа опрошенных. 100 % респондентов отметили, что характер обучения детей зависит от нозологических групп обучающихся. При этом 66,6 % педагогов предпочтение отдали обучению детей с ОВЗ в специальных образовательных учреждениях. Для реализации идеи обучения таких детей в общеобразовательной организации 88,8 % педагогов посчитали целесообразной только индивидуальную форму обучения на дому. И лишь 5,6 % опрошенных подчеркнули возможность и необходимость обучения детей с ОВЗ в инклюзивной среде общеобразовательной школы. Низкий процент педагогов, отметивших необходимость обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы, мы объясняем слабой степенью готовности как самих педагогов, так и образовательного учреждения к приему детей с ОВЗ.

Второй блок вопросов был нацелен на изучение опыта работы педагогов школы с детьми с ОВЗ и профессиональной компетентности педагогов в организации инклюзивной среды. Очевидно, что компетентность педагога является важнейшим фактором социализации учащихся с особыми потребностями. Ответы на вопросы данного блока показали, что опыт работы с детьми с ОВЗ имеется у большинства педагогов (83,3 %). При этом не все педагоги были осведомлены о том, что среди учеников школы есть дети с особыми образовательными потребностями, т. е. обучение таких детей, оценка их возможностей и потребностей приравнивались к показателям здоровых детей. Так, 38,9 % опрошенных педагогов не знали, что в школе обучается два ребенка с ОВЗ.

Учитывая тот факт, что дети, находящиеся на индивидуальном обучении должны двигаться по индивидуальной образовательной траектории, мы задали педагогам вопрос о том, на что должна быть направлена деятельность педагога при работе с детьми с ОВЗ. Все респонденты отметили необходимость формирования прочных знаний по предметам, развития кругозора, подготовки к жизни согласно общепринятым нормам морали и нравственности, сохранения и укрепления здоровья. Однако лишь 44,4 % респондентов обозначили необходимость развития у детей навыков самостоятельного приобретения знаний и 22,2 % необходимость выявления личностных интересов ребенка для оказания помощи в выборе будущей профессии. Примечательно, что никто из респондентов не отметил необходимость развития лидерских качеств и подготовку к поступлению в ВУЗ. Из чего можно сделать вывод о том, что педагоги школы не ориентированы на разработку и развитие индивидуальной образовательной траектории, с учетом интересов и способностей, а также индивидуальных особенностей ребенка, а формально следуют разработанному индивидуальному маршруту, ориенти-

руюсь при этом только на передачу знаний по образовательному минимуму.

Педагоги оказываются не готовыми создать необходимую комфортную обстановку для пребывания ребенка с ОВЗ в школе, предпочитая перевести его на индивидуальное обучение в домашних условиях. Так, 83,3 % опрошенных респондентов считают, что детям сложно управлять своим поведением и обстановка в классе им мешает; 72,2 % респондентов считают, что обучение в домашних условиях может быть эффективным и способствовать личностному росту ребенка, поскольку в большей степени отвечает его индивидуальным потребностям.

На вопрос о трудностях, с которыми может столкнуться педагог образовательного учреждения в работе с детьми с ОВЗ, 100 % респондентов отметили сложности в организации образовательного процесса, проблемы, связанные с техническим оснащением учебных аудиторий, трудности методического характера, Показательно, что 88,9 % опрошенных указали на сложности психологического плана, вызванные неготовностью педагогического коллектива к взаимодействию с учащимися с ОВЗ. Оценивая степень собственной готовности к работе с детьми с ОВЗ в условиях школы, 50,0 % опрошенных подтвердили свою неготовность к работе в инклюзивной образовательной среде, однако 38,9 % респондентов заметили, что могли бы работать при условии прохождения соответствующей подготовки или даже профессиональной переподготовки. Категорическое нежелание работать с учащимися с ОВЗ выразили 16,7 % опрошенных.

Анализ результатов анкетирования по данному блоку показал, что педагоги обследуемого образовательного учреждения не только недостаточно компетентны в вопросах инклюзивного образования, но и слабо мотивированы для работы с детьми с ОВЗ. Признать такую ситуацию достаточной для формирования комфортной инклюзивной среды образовательного учреждения, а следовательно, приемлемой для реализации целей, поставленных программой «Доступная среда», не представляется возможным.

Следующий блок анкеты содержал вопросы, касающиеся отношения учащихся и их родителей к детям с ОВЗ. Так, 72,2 % педагогов, принявших участия в опросе, наблюдали у учащихся их школы либо явное отсутствие желания взаимодействовать детьми с ОВЗ либо их игнорирование. Только 27,8 % респондентов отметили наличие у учащихся интереса к общению с одноклассниками с ОВЗ, а также готовность оказать им помощь при необходимости. Последняя группа респондентов также отметила, что у учащихся отсутствует негативизм и агрессия по отношению к детям с ОВЗ. Полярность ответов педагогов на данный вопрос, на наш взгляд, объясняется тем, что в указанной образовательной организации только начинают складываться условия для сплочения детского коллектива, поэтому учащиеся не всегда оказываются психологически готовы к полноценному общению.

На вопрос, считают ли педагоги детей с ограниченными возможностями, обучающихся в данной школе, адаптированными к условиям инклюзивного образования, отрицательно ответили все педагоги без исключения. Это обозначило еще одно из направлений работы, которая предстоит коллективу данной школы. Среди причин неготовности учащихся к условиям инклюзивной среды педагогами отмечаются: несформированность социальных компетенций (88,9 %), отсутствие социально-ролевой адаптированности (77,8 %), нежелание учащихся совместно обучаться с детьми с ОВЗ (72,2 %). По мнению педагогов, негативное отношение к инклюзивному образованию демонстрируют и родители учащихся, считая, что совместное обучение с детьми с ОВЗ негативно скажется качестве обучения здоровых детей. Подобные ответы дали 94,4 % опрошенных.

Четвертый блок анкеты был посвящен изучению средовых условий, имеющихся на тот момент в образовательной организации. В качестве основных факторов, препятствующих совместному обучению детей, большинство педагогов указало техническую неприспособленность школы, отсутствие необходимых специалистов в учреждении, негативное отношение со стороны здоровых учеников и их родителей отметили, отсутствие специальных программ (83,3% опрошенных). Оценивая средовые условия, 100 % опрошенных отметили как

положительное наличие новых компьютеров и интерактивных досок, а 83,3 % педагогов указали в связи с этим на возможность реализации дистанционного обучения. Как видим, педагоги достаточно объективно оценивают возможности образовательной среды в своей организации и понимают необходимость создания инклюзивной среды для детей с ОВЗ.

Таким образом, результаты исследования показывают, что данная образовательная организация не готова к приему детей с ОВЗ, у педагогов наблюдается достаточно низкий уровень осведомленности в данном вопросе, средовые условия не созданы, детский и родительский коллективы психологически не готовы к условиям инклюзивного образования.

В соответствии с результатами исследования нами были разработаны рекомендации образовательной организации по созданию инклюзивной образовательной среды, в частности в плане изменения архитектурной среды школе необходимо:

- произвести архитектурные преобразования (помещение должно быть оснащено пандусами, платформами и подъемниками, должны быть расширены дверные проемы и ликвидированы дверные порожки, поручни, должен быть обеспечить комфортный доступ в санузлы);

- оборудовать классные комнаты специально оснащенными местами для детей с ОВЗ и обеспечить их беспрепятственный доступ к рабочему месту;

- обеспечить кабинеты комплектами оборудования для слабослышащих детей (третья и четвертая степень потери слуха) с целью усиления интенсивности звука в соответствии с медицинскими показаниями;

- обеспечить кабинеты аппаратно-программным комплексом для детей с ДЦП, применяемым в ходе работы на ПК;

- оборудовать кабинеты аппаратно-программным комплексом для слабовидящих детей, что позволит обучать детей с проблемами зрения;

- оборудовать кабинет сенсорно-моторной коррекции детей с ОВЗ.

Перечисленные выше архитектурно-средовые преобразования будут способствовать

формированию у детей с ОВЗ умения пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях, развитию представления об устройстве школьной жизни, формированию умения ориентироваться в пространстве школы и др. Правильно созданные средовые условия способствуют расширению и обогащению опыта детей с ОВЗ по взаимодействию с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. Это крайне важно для укрепления навыков адекватного бытового поведения ребенка с точки зрения опасности / безопасности его и окружающих; для развития самостоятельности и независимости таких детей.

Поскольку не менее важным условием является психологически комфортная среда для детей с ОВЗ, то наши рекомендации коснулись технологии создания толерантной среды, которая, по нашему мнению, может осуществляться посредством целенаправленной диагностической и коррекционной работы. Для обнаружения негативных факторов рационально использовать такие методы диагностики, как анкетирование, опрос, интервьюирование участников образовательного процесса. Выявленные проблемные зоны необходимо корректировать с помощью системы психолого-педагогических приемов и методов, направленных на развитие толерантности и сплочение детского коллектива. При организации воспитательной работы с детьми рациональным считаем проведение классных часов, различных детских мероприятий, например, таких как акции милосердия, конкурсы творческих работ, рисунков. Тематика указанных мероприятий должна касаться проблемы образования без барьеров. При этом важно включать детей с ОВЗ в совместную работу с другими участниками образовательного процесса; привлекать их к участию в общешкольных интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных и спортивных мероприятиях. Выполнение последней рекомендации является необходимым условием социального роста детей данной группы. Для формирования у учащихся инклюзивной школы необходимых социальных установок, эффективной считаем тренинговую работу с элементами арттерапии.

При организации работы с родителями можно использовать метод моделирования си-

туаций, который будет полезен для приобретения родителями нового социального опыта. Обязательной считаем просветительскую работу. Она может проводиться посредством специально организованных лекториев, собраний, клубов, а также тренинговой работы. Отметим, что работа с родителями должна быть начата задолго до включения в образовательную среду ребенка с ОВЗ.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что образовательная организация, принявшая решение о реализации инкюзивного образования, должна позаботиться о создании сре-довых условий для всех участников образовательного процесса, не только детей с ОВЗ, но для их учителей, одноклассников и родителей.

Безусловно, основной труд ложится на плечи педагогов образовательного учреждения, которые должны:

- обеспечить комплексное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с целью создания условий, способствующих освоению такими детьми основной образовательной программы, для их реабилитации и интеграции в образовательную организацию; а также разработать технологию мониторинга эффективности такого сопровождения;

- применять диагностические технологии, чтобы своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

- проводить на регулярной основе мониторинг комфортности образовательной среды школы для всех субъектов инклюзивной образовательной среды;

- проводить мероприятия по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ;

- разработать и реализовывать программу мероприятий по формированию у родителей и детей как субъектов инклюзивного образовательного процесса конструктивного отношения к детям с ОВЗ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордон М. М., Зарецкий В. К. Индивидуализация образовательного процесса на основе ре-флексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике. // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. М. : МГППУ, 2015, С. 24-40.

2. Гудонис В. П. Незрячий в обществе: социальные меридианы // Мир психологии. 2001. № 2. С.186-197.

3. Гурьянова И. В. О методах и критериях подготовки социальных педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде // Инклюзивное образование: теория и практика : сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т. В. Тимохина. Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. С. 828-834.

4. Добровольская Т. А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграции // Социологические исследования. 1991. № 5. С. 3-8.

5. Испулова С. Н. Субъекты социально-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка-инвалида // Инклюзивное образование: теория и практика : сборник материалов международной научно-практической конференции / отв. ред. О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т. В. Тимохина. Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. С. 177-182.

6. Кузьменко Н. И. Роль семьи в формировании инклюзивной готовности ребенка // Инклюзивное образование: теория и практика сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 189-195.

7. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО, 2000. Вып. 1. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/ (дата обращения 23.10.2017)

8. Муниципальная программа Чесменского муниципального района «Доступная среда» на 2016-2020годы [Электронный ресурс] // Муниципальное управление социальной защиты населения администрации Чесменского муниципального района [сайт]. URL:

http://www.chesmamuszn.ru/normativnye-dokumenty/vedomstvennye-celevye-programmy/dostupnaya-sreda/municipalnaya-programma-chesmenskogo-municipalnogo-raiona-abdostupnaya-sredabb-na-2016-2020-gody/ (дата обращения: 10.04.2017)

9. Скок H. И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции // Социологические исследования. 2005. №4. С. 124-127.

10.Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1 (1). С. 80-84.

11.Шматко Н. Д. Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] // Альманах ИКП РАО. 2003. Выпуск № 7. URL: http:// https://alldef.ru/ru/articles/almanah-7/. (дата обращения: 23.10.2017)

12.Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38-45.

N. I. Kuzmenko (Magnitogorsk, Russia) I. V. Gurjanova (Magnitogorsk, Russia)

TO THE PROBLEM OF RESEARCHING INCLUSIVE ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract. The article emphasizes the importance of creating the inclusive educational environment. The authors define the concept "inclusive education". In its relevant characteristics the concept emphasizes the availability of education that means improving the quality of life of a special needs child and his or her family and at the same time without making the quality of life of other participants of educational process worse. It also emphasizes the necessity of creating special conditions that are important for the child's success in social adaptation, regardless of his or her individual characteristics. The article presents the results of the empirical research, which aimed at examining the environmental and educational conditions at schools, and at identifying the degree of teachers and specialists' awareness of the issues of inclusive education. According to the results of the research, the authors present the recommendations to the schoolteachers. The recommendations are meant to create special inclusive educational and environmental conditions. These special conditions are the following: the environmental conditions that are adequate to the needs of children with disabilities, psychologically comfortable environment and the sufficient competence level of teachers and other specialists at school.

Keywords: the participants of the educational process, inclusive education, inclusive environment

REFERENCES

1. Gordon M. M., Zaretskii V. K. Individualizatsiya obrazovatel'nogo protsessa na osnove refleksivno-deyatel'nostnogo podkhoda v inklyuzivnoi praktike. // Inklyuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspek-tivy : sbornik materialov III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / pod red. S. V. Alekhinoi. Moscow : MGPPU, 2015, pp. 24-40.

2. Gudonis V. P. Nezryachii v obshchestve: sotsial'nye meridiany // Mir psikhologii. 2001. No 2. pp.186-197.

3. Gur'yanova I. V. O metodakh i kriteriyakh podgotovki sotsial'nykh pedagogov k rabote v inklyuzivnoi obrazovatel'noi srede // Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya i praktika : sbornik materialov Mezhdu-narodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / otv. red. O. Yu. Bukharenkova, I. A. Telina, T. V. Timokhina. Orekhovo-Zuevo : Redaktsionno-izdatel'skii otdel GGTU, 2016. pp. 828-834.

4. Dobrovol'skaya T. A. Invalid i obshchestvo: sotsial'no-psikhologicheskaya integratsii // Sotsiolog-icheskie issledovaniya [Sociological Studies], 1991, No 5, pp. 3-8.

5. Ispulova S. N. Sub"ekty sotsial'no-pedagogicheskoi podderzhki sem'i, vospityvayushchei rebenka-invalida // Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya i praktika : sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / otv. red. O. Yu. Bukharenkova, I. A. Telina, T. V. Timokhina. Orekhovo-Zuevo : Redaktsionno-izdatel'skii otdel GGTU, 2016. pp. 177-182.

6. Kuz'menko N. I. Rol' sem'i v formirovanii inklyuzivnoi gotovnosti rebenka // Inklyuzivnoe obra-zovanie: teoriya i praktika sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2016. pp.189-195.

7. Malofeev N. N. Sovremennyi etap v razvitii sistemy spetsial'nogo obrazovaniya v Rossii: rezul'taty issledovaniya kak osnova dlya postroeniya programmy razvitiya. // Al'manakh Instituta korrektsionnoi peda-

gogiki RAO, 2000. Vol. 1. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/ (data obrashcheniya 23.10.2017)

8. Munitsipal'naya programma Chesmenskogo munitsipal'nogo raiona «Dostupnaya sreda» na 2016-2020gody [Elektronnyi resurs] // Munitsipal'noe upravlenie sotsial'noi zashchity naseleniya administratsii Chesmenskogo munitsipal'nogo raiona [sait]. URL: http://www.chesmamuszn.ru/normativnye-dokumenty/vedomstvennye-celevye-programmy/dostupnaya-sreda/municipalnaya-programma-chesmenskogo-municipalnogo-raiona-abdostupnaya-sredabb-na-2016-2020-gody/ (data obrashcheniya: 10.04.2017)

9. Skok H. I. Biosotsial'nyi potentsial lits s ogranichennymi vozmozhnostyami i sotsial'nye mekhan-izmy ego regulyatsii // Sotsiologicheskie issledovaniya . 2005. No 4. pp. 124-127.

10. Khitryuk V. V. Inklyuzivnaya gotovnost' kak etap formirovaniya inklyuzivnoi kul'tury pedagoga: strukturno-urovnevyi analiz // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Herald], 2012. No 1 (1), pp. 80-84.

11. Shmatko N. D. Novye formy korrektsionnoi pomoshchi detyam s otkloneniyami v razvitii [El-ektronnyi resurs] // Al'manakh IKP RAO. 2003. Vol. 7. URL: http:// https://alldef.ru/ru/articles/almanah-7/. (data obrashcheniya: 23.10.2017)

12. Yarskaya-Smirnova, E.R. Sotsial'noe konstruirovanie invalidnosti // Sotsiologicheskie issledovani-ya [Sociological Studies], 1999. No 4. pp. 38-45.

Кузьменко Н. И., Гурьянова И. В. К проблеме исследования инклюзивной среды в образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 31-38

Kuzmenko N. I., Gurjanova I. V. To the Problem of researching inclusive Environment in the educational Organization. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research]. 2017, Vol. 1, No 2, pp. 31-38

Сведения об авторах

Кузьменко Наталья Ивановна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; [email protected]

Гурьянова Инна Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; [email protected] Authors:

Natalia I. Kuzmenmo, PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Social Work and Psycho-Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University; Magnitogorsk, Russia; [email protected]

Inna V. Gurjanova, PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Social Work and Psycho-Pedagogical Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University; Magnitogorsk, Russia; innaguryanova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.