Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия формирования доступной среды для инклюзивного образования в вузе'

Социально-педагогические условия формирования доступной среды для инклюзивного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1181
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / МОЛОДЫЕ ИНВАЛИДЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / URGENT PROBLEMS AND DIFFICULTIES OF INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATION HUMANIZATION / AVAILABLE ENVIRONMENT / INCLUSIVE EDUCATION / INCLUSIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / MARGINALIZATION OF DISABLED PEOPLE / YOUNG DISABLED PEOPLE / STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / SOCIAL AND ENVIRONMENTAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Лариса Федоровна, Макеева Татьяна Витальевна

Статья посвящена актуальным проблемам инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. Авторы выделяют социально-педагогические условия формирования доступной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями. С целью изучения специфики осуществления инклюзивной деятельности в вузе представлены результаты опросов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей; специалистов образовательных и социозащитных учреждений, а также подростков-волонтеров и студентов педагогического вуза. Выделенные принципы социально-педагогической деятельности с молодыми инвалидами позволят, по мнению авторов, успешно реализовывать инклюзивную модель образования в вузе, что удовлетворит различные потребности данной категории молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Pedagogical Conditions in Forming Available Environment for Inclusive Education in Higher Education Institution

The article is devoted to urgent problems of inclusive education of students with health limitations. Authors allocate social and pedagogical conditions of forming available environment for students with special educational needs. In order to study specificity of implementation of inclusive activity in higher education institution here are presented poll results of parents of the children with health limitations studying in institutions of children’s additional education; of experts of educational and socio-safe institutions, and also of teenage volunteers and students of pedagogical higher education institutions. The marked-out principles of social and pedagogical activity with young disabled people will allow, according to the authors, successful realizing of the inclusive model of education in higher education institutions that will satisfy various requirements of the young people category.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия формирования доступной среды для инклюзивного образования в вузе»

УДК 37.0: 316

Л. Ф. Тихомирова, Т. В. Макеева

Социально-педагогические условия формирования доступной среды для инклюзивного образования в вузе

Статья посвящена актуальным проблемам инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. Авторы выделяют социально-педагогические условия формирования доступной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями. С целью изучения специфики осуществления инклюзивной деятельности в вузе представлены результаты опросов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей; специалистов образовательных и социозащитных учреждений, а также подростков-волонтеров и студентов педагогического вуза. Выделенные принципы социально-педагогической деятельности с молодыми инвалидами позволят, по мнению авторов, успешно реализовывать инклюзивную модель образования в вузе, что удовлетворит различные потребности данной категории молодых людей.

Ключевые слова: актуальные проблемы и трудности инклюзивного образования, гуманизация образования, доступная среда, инклюзивное образование, инклюзивная педагогическая деятельность, маргинализация инвалидов, молодые инвалиды, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, социально-средовая инфраструктура.

L. F. Tikhomirova, T. V. Makeeva

Social and Pedagogical Conditions in Forming Available Environment for Inclusive Education in Higher Education Institution

The article is devoted to urgent problems of inclusive education of students with health limitations. Authors allocate social and pedagogical conditions of forming available environment for students with special educational needs. In order to study specificity of implementation of inclusive activity in higher education institution here are presented poll results of parents of the children with health limitations studying in institutions of children's additional education; of experts of educational and socio-safe institutions, and also of teenage volunteers and students of pedagogical higher education institutions. The marked-out principles of social and pedagogical activity with young disabled people will allow, according to the authors, successful realizing of the inclusive model of education in higher education institutions that will satisfy various requirements of the young people category.

Keywords: urgent problems and difficulties of inclusive education, education humanization, available environment, inclusive education, inclusive pedagogical activity, marginalization of disabled people, young disabled people, students with special educational needs, social and environmental infrastructure.

В контексте модернизации системы образования в Российской Федерации особая роль уделяется повышению качества, вариативности и доступности образовательных услуг. Эффективность деятельности образовательного учреждения в новых условиях напрямую зависит от его структуры, которая дает возможность осуществить основной принцип обеспечения равных возможностей всех участников образовательного процесса. В современных условиях образовательная система приобретает ряд новых социально-педагогических функций, возрастает необходимость максимально учитывать образовательные запросы всех членов сообщества.

Гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью обеспечивают Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] и Федеральный закон от 24 ноября

© Тихомирова Л. Ф., Макеева Т. В., 2017

1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации [8].

В новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в понятийном аппарате (ст. 2) появились такие термины: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» [7]. Это не случайно, так как работа с данной категорией обучающихся влечет за собой изменение технологии работы как педагога, так и общеобразовательного учреждения в целом.

Традиционно основной акцент в работе с данной категорией обучающихся связан с коррекци-онными технологиями, но практика показывает, что необходимо формировать профессиональную позицию таким образом, чтобы ориентировать педагогов на ценность развития обучающегося, постижения таких смысловых образований, кото-

рые обогащают представления о технологиях, методах и средствах инклюзивной педагогической деятельности.

Приоритетными направлениями современной государственной социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья являются медицинское обслуживание, материальное обеспечение (пенсии, пособия, льготы), обеспечение инвалидов работой и соответствующим профессиональным образованием.

Деятельность государства в области образования людей с ограниченными возможностями здоровья нацелена на введение гибких механизмов для удовлетворения образовательных потребностей молодых инвалидов и создание условий для наиболее эффективного их участия в жизни общества.

Авторы учебного пособия «Социальная работа с инвалидами» под редакцией Н. Ф. Басова [5] указывают на тот факт, что в нашем обществе «долгое время доминировала установка на обучение и воспитание молодежи с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа, что приводило к ограничению социального статуса молодых инвалидов:

— искусственной изоляции молодых инвалидов в особом социуме, часто не способствующей их последующей адаптации в обществе;

— жесткости и безвариантности форм получения образования;

— почти полному исключению семьи из процесса воспитания и образования молодого человека с особыми потребностями».

Выделяют следующие трудности в сфере получения образования молодыми инвалидами:

— отсутствие обустроенной доступной среды и специальных образовательных программ в учебных заведениях;

— недостаточная подготовленность педагогических кадров к инклюзивной деятельности;

— предвзятое отношение к студентам-инвалидам, не гарантирующее равные возможности получения образования, по сравнению со всеми учащимися.

В последние годы наметились положительные тенденции в решении проблем образования молодых инвалидов. Это проявляется в появлении новых форм обучения. В целом образование молодых инвалидов - это фундаментальная ценность, определяющая их социальный статус и возможности для самореализации личности. Создание системы многоуровневого интегрированного обра-

зования невозможно без системы специальной подготовки педагогов, направленной на развитие умений и навыков обращения с инвалидами.

Инклюзивное образование ориентировано на обеспечение равного доступа к учебно-воспитательному процессу обучающихся с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Научно-методические основы решения проблемы инклюзивного образования представлены в государственной программе «Доступная среда», направленной на создание в школах и высших учебных заведениях условий для комфортного пребывания и обучения детей с ОВЗ. Особое внимание в данном документе уделяется необходимости формирования толерантности в контексте инклюзивного образования.

Для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и подготовить самих педагогов, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих разные возможности. И именно со школьной скамьи необходимо учить детей воспринимать мир во всем его многообразии. Понимать, что, какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

В настоящее время за рубежом реализуется модель, в соответствии с которой человек не обязан быть готовым для того, чтобы обучаться в детском саду или в школе. Большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живет, учится и работает. Новый взгляд не только на образование, но и на место особого ребенка в обществе в большей степени отражает термин «включение» - «инклюзия» [10, с. 46-47].

В качестве примера приведем результаты исследования выпускницы 2015 г. заочного отделения, направления подготовки «Социальная работа» факультета социального управления ЯГПУ им. К. Д. Ушинского И. М. Смолиной (выпускная квалификационная работа на тему «Социальная инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья» выполнена под руководством Т. В. Макеевой). С целью изучения социально-педагогических предпосылок осуществления инклюзивной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях

дополнительного образования детей было проведено исследование на базе двух учреждений Костромской области - ГКУ «Буйский СРЦ «Надежда» (на данный момент учреждение расформировано) и ГУЧ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Лесная сказка». Также был проведен социологический опрос среди участников Добровольческого центра «Человек -Человеку!» МБУ «Центр молодежи городского округа город Буй» и туристического клуба «Меридиан» МОУ ДОД Дом детского творчества с целью выявления готовности здоровых подростков к участию в реализации программ социальной инклюзии в сфере дополнительного образования [3, с. 100-106].

В качестве респондентов выступили родители детей с ограниченными возможностями здоровья, а также педагоги, психологи, медицинские и социальные работники данных учреждений.

По результатам опроса, в котором приняли участие 30 человек, было выявлено, что 64 % детей с ограниченными возможностями здоровья посещают образовательные учреждения (детские сады и школы), 16 % детей находятся на домашнем (индивидуальном) обучении, 20 % - не посещают детские сады, так как не достигли необходимого возраста. 40 % родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, относятся к инклюзии положительно; 47 % - скорее положительно, чем отрицательно; 26,5 % - скорее отрицательно, чем положительно и еще такое же количество (26,5 %) - крайне отрицательно.

Что касается дополнительного образования, то, по результатам исследования, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья (67 %) посещают различные кружки, секции и индивидуальные занятия (либо дети и родители хотели бы этого, но пока не получается из-за некоторых обстоятельств), 33 % опрошенных родителей не желают, чтобы их дети получали дополнительное образование.

При этом в «круг общения» детей с ограниченными возможностями здоровья, как отметили 100 % респондентов, в первую очередь входят родные и близкие, 16 % называют одноклассников и одногруппников, 10 % - друзей, 5 % - товарищей по кружкам и секциям и 4 % - друзей в интернете.

Опрос сотрудников учреждений (педагогов, психологов, социальных работников, логопедов, дефектологов и других специалистов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возмож-

ности здоровья) показал, что большинство работников данной сферы в целом весьма положительно относятся к инклюзивной модели. На вопрос, считают ли они необходимым для ребенка с ограниченными возможностями здоровья посещение образовательного учреждения, 60 % респондентов ответили «да», 40 % - «скорее да, чем нет». Непосредственно к инклюзивной форме образования 53,5 % относятся положительно; 36,5 % - скорее положительно, чем отрицательно; 10 % - скорее отрицательно, чем положительно. Отношение же к участию детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании следующее: на вопрос «Необходимы ли такие занятия?» 73,5 % опрошенных ответили утвердительно, 26,5 % - «скорее да, чем нет».

Во второй части исследования в опросе приняли участие 30 подростков в возрасте от 14 до 17 лет включительно. Все они являются участниками Добровольческого центра «Человек - Человеку!» МБУ «Центр молодежи городского округа город Буй» и туристического клуба «Меридиан» МОУ ДОД Дом детского творчества (стаж членства в данных детско-подростковых объединениях от 8 месяцев до 4 лет). Среди опрошенных 45 % -юноши и 55 % - девушки. Учащимися среднего звена школы являются 54 % опрошенных, старших классов - 29 %, студентами ссузов города - 17 %.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что часто мы имеем стереотипные представления о трудностях общения с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, о необучаемом характере его образовательных возможностей, непредсказуемости его в проявлении негативных реакций, поведении. По отношению к таким детям типичны следующие отрицательные стереотипы: дети с особыми образовательными потребностями - грубые, дерзкие, конфликтные, упрямые, неуправляемые, капризные, нарушающие дисциплину и т. д.

Поскольку представления о ребенке с особыми образовательными потребностями складываются в контексте социальных взаимодействий, респондентам были предложены вопросы, касающиеся инклюзивной практики. Приведем полученные результаты.

На вопрос о том, знают ли они, кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья, 64 % респондентов ответили утвердительно, 18 % знают в общих чертах, затруднились дать точный ответ 10 % опрошенных, 9 % - никогда не слышали о таком понятии (им было дано разъяснение понятия «дети с ОВЗ»).

71 % опрошенных имеют опыт общения с детьми с ОВЗ (в дошкольном образовательном учреждении, школе, кружке, спортивной секции, во дворе, у знакомых или родственников, в волонтерской практике). Среди них данный опыт оценивают как более чем удачный и положительный 15 %, у 35 % результат общения превзошел ожидания, 21 % считают, что контакт был более или менее успешным. У 19 % опрошенных дети с ОВЗ входят в постоянный круг общения.

29 % респондентов, не имеющих опыта общения с детьми с ОВЗ, считают, что наличие инвалидности не может служить препятствием в коммуникации.

Наиболее интересующий нас блок вопросов об инклюзии демонстрирует следующие результаты. Отношение к инклюзивному образованию у опрошенных подростков: 56 % - положительное, 44 % - скорее положительное, чем отрицательное. 36 % считают развитие инклюзии в системе дополнительного образования безусловно необходимым, 64 % - скорее необходимым. При этом если бы ребенок (несколько детей) с ограниченными возможностями здоровья стал участником детско-подросткового общественного объединения или клуба участвовавших в опросе подростков, 73,4 % опрошенных отнеслись бы к этому положительно, 26,6 % - скорее положительно, чем отрицательно. Особый интерес представляют результаты ответов на вопрос о готовности респондентов в случае необходимости пройти специальную подготовку со специалистами по социальной работе, педагогами-психологами и социальными педагогами для того, чтобы сделать пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в их коллективе максимально комфортным. 54,3 % опрошенных готовы это сделать; 27 % - скорее готовы, чем нет и 18,7 % - скорее нет, чем да.

Таким образом, опираясь на результаты проведенного исследования, можно отметить положительное отношение респондентов к применению инклюзивной практики в учреждениях дополнительного образования детей.

Стратегия взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья определяет необходимость говорить о некоторых особенностях инклюзивной практики:

— социокультурное отношение к развитию ребенка;

— профессионально-гуманистическая направленность педагогов и специалистов учреждений, определяющая готовность к помощи и принятию

как пониманию его эмоционального состояния, сопереживание, умение поставить себя на его место, проникнуть в его субъектный мир;

— ориентация на ценность развития ребенка и др.

Сегодня формируется новое общество людей -общество равных возможностей для всех. В этом обществе важен не сам факт обладания конкретными возможностями, а свобода выбора, гарантирующая независимость. Но, к сожалению, люди с ограниченными возможностями здоровья зависят в реализации своих прав ровно настолько, насколько это установлено «обществом не инвалидов». Инвалидам сложнее проявить свою индивидуальность, намного труднее «быть собой», быть автором своей жизни, проявлять социальную мобильность, решать социальные проблемы. Между тем свобода выбора предоставляет членам нового общества уникальную возможность - возможность самореализации. Но это возможно также посредством организации социально-средовой инфраструктуры, представляющей собой не только комфортную среду для жизни людей, но и условия для реализации их прав и исполнения социальных ролей. Ключевым здесь является понятие доступности.

Доступная образовательная среда формируется через

— развитие инфраструктуры образовательного учреждения;

— новый уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива вуза;

— подготовленность родителей к осознанному выбору образовательного маршрута для их детей - будущих студентов;

— благоприятный социально-психологический климат (отношение студентов к сокурсникам с ограниченными возможностями здоровья, если речь идет о вузе).

В решении задач формирования доступной образовательной среды особое внимание уделяется физической доступности образовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросам наличия подготовленных преподавателей, опытных дефек-тологов. Значительно меньше внимания уделяется формированию толерантности у детей в школе, а также у студентов в вузе, которые учатся рядом. В качестве основного метода исследования этой проблемы был выбран опрос. В опросе участвовали 95 студентов дефектологического факультета ЯГПУ.

Перечень вопросов был составлен на основе опросника Ф. Э. Шереги и адаптирован с учетом цели и задач исследования. Вопросы были разделены на 2 блока.

Первый блок вопросов: информированность студентов разных курсов о проблеме инвалидности. Информированность общества о людях с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий успешной социальной интеграции данной категории лиц.

При анализе первого блока вопросов получены следующие результаты. Большинство опрошенных имеют представление о проблеме инвалидности, что обусловлено выбором для места обучения именно дефектологического факультета ЯГПУ. Данный факт весьма значим в связи с развитием системы инклюзивного образования. Эффективность инклюзии во многом будет зависеть от готовности принять ее всеми субъектами образовательного процесса, а готовность предполагает наличие знаний об особенностях и проблемах детей с ОВЗ. Группа респондентов, включающая студентов направлений подготовки «дошкольная дефектология», «олигофренопедагогика», «логопедия», преимущественно характеризует инвалидность как стойкое расстройство функций организма - 86 %.

При анализе второго блока вопросов оценивался уровень толерантности по отношению к людям с ОВЗ, а также готовность оказать помощь студентам-сокурсникам, имеющим инвалидность или ограниченные возможности здоровья.

На вопрос «Хотели бы Вы, чтобы рядом с вами учились студенты-инвалиды?» были получены следующие ответы (см. Таблицу 1):

Таблица 1

Желание учиться со сверстниками-инвалидами (в %)

Нами выявлена также разная степень готовности студентов к обучению совместно со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность. Причем нами установлено, что степень готовности возрастает к 3-4 кур-

сам обучения в вузе. Полученные результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Готовность студентов к обучению

С нашей точки зрения, не менее важно исследование наличия у студентов знаний и умений, позволяющих оказать при необходимости помощь сокурсникам с ограниченными возможностями здоровья. Нами установлено, что к 4-му курсу в 2 раза повышается число студентов, которые смогут помочь (они получили в процессе обучения для этого необходимые знания и умения).

Таблица 3

Оказание помощи студентам с ограниченны-

Большинство опрошенных студентов считают: чтобы помогать студентам с ограниченными возможностями здоровья, они должны получить соответствующие знания, а также освоить методы и приемы работы. Так, первокурсники отмечают, что им необходимо узнать приемы и методы работы (61 % опрошенных), психологию инвалидов. Студенты 3 и 4 курсов отметили, что многому уже научились. Среди самых информативных предметов они указали специальную педагогику, специальную психологию, олигофренопедагогику.

В качестве принципов социально-педагогической деятельности с молодыми инвалидами в образовательной деятельности выделим следующие:

- принцип природосообразности;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип гуманизма;

Курс Да Не совсем Не знаю Нет

1 курс 47 16 27 10

3 курс 42 29 29 -

4 курс Дошкольная дефекто- 93 7 - -

логия

Олигофренопедагогика 87 - 13 -

с сокурсниками-инвалидами

Курс Готовы Не совсем Не знают Нет

1 курс 75 10 8 7

3 курс 92 - 8 -

4 курс Дошкольная дефектология Олигофренопедагогика 100 87 13 - -

ми возможностями здоровья (в %

Курс Смогут Не Не Не

оказать со- зна- смо-

по- всем ют гут

мощь

1 курс 41 10 8 41

3 курс 85 15 - -

4 курс Дошкольная 93 7

дефектология Олигофренопедагоги- 87 - 13 -

ка

— принцип педагогического оптимизма;

— принцип ранней педагогической помощи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования;

— принцип социально адаптирующей направленности образования;

— принцип деятельностного подхода;

— принцип развития мышления, языка и коммуникации как средство специального образования;

— принцип дифференцированного и индивидуального подхода;

— принцип необходимости специального педагогического руководства.

Образование молодых инвалидов играет определяющую роль в их профессиональной реабилитации, поскольку создает основу для реализации принципа равных возможностей людей с ограниченными возможностями. Для решения проблем образования молодых инвалидов эффективны проекты по расширению сетей дистанционного обучения на базе интернет-классов. Такое обучение и последующее трудоустройство позволяют инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечивают самостоятельный заработок, а также экономически выгодны государству. Образование создает условия для удовлетворения многих потребностей молодых людей с ограниченными возможностями, а также сокращает процессы маргинализации инвалидов. Готовность вузов принять «особых» студентов, обеспечить доступность, безопасность и эффективность их обучения - задача сложная, требующая комплексного подхода.

Библиографический список

1. Алехина, С. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве [Текст] / С. В. Алехина // Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М. : Центр «Школьная книга», 2010. - С. 6-11.

2. Гусева, Т. Н. Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества [Текст] / Т. Н. Гусева // Инклюзивное образование. Выпуск 1. -М. : Центр «Школьная книга», 2010. - С. 3-5

3. Макеева, Т. В., Смолина, И. М. Инклюзивная практика социально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования детей [Текст] / Т. В. Макеева, И. М. Смолина // Самоорганизация детей и взрослых в процессе интеграции различных систем и подсистем образования : материалы всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / под ред. Т. Н. Гущиной. - Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2015. - 238 с.

4. Макеева, Т. В., Фатеева, Е. М. Инклюзивная практика социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Центре детского творчества [Текст] / Т. В. Макеева, Е. М. Фатеева // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы : коллективная монография / ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2017. - С. 98-110.

5. Социальная работа с инвалидами [Текст] : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н. Ф. Басова. - М. : КНОРУС, 2012. - 400 с.

6. Тихомирова, Л. Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 78-82.

7. Тихомирова, Л. Ф. О некоторых результатах социологических исследований среди медицинских работников [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Здравоохранение Российской Федерации. - 1989. - № 4. - С. 11.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] : официальный текст. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Дата обращения 22.11.2016 // © КонсультантПлюс, 1997-2016

9. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации от 24 ноября 1995 г.№ 181-ФЗ (ред. от 19.12.2016) [Электронный ресурс] : официальный текст. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_855 9/ Дата обращения 13.03.2017//© КонсультантПлюс, 1997-2017

10. Шандыбо, С. В. Формирование профессиональной позиции принятия ребенка у будущего педагога в вузе [Текст] : дис. ... канд. педагогических наук / С. В. Шандыбо. - Красноярск, 2014. - 239 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Alehina, S. V. Sovremennyj jetap razvitija inkljuzivnogo obrazovanija v Moskve [Tekst] / S. V Alehina // Inkljuzivnoe obrazovanie. Vypusk 1. -M. : Centr «Shkol'naja kniga», 2010. - S. 6-11.

2. Guseva, T. N. Inkljuzivnoe obrazovanie kak put' razvitija i gumanizacii obshhestva [Tekst] / T. N. Guseva // Inkljuzivnoe obrazovanie. Vypusk 1. -M. : Centr «Shkol'naja kniga», 2010. - S. 3-5

3. Makeeva, T. V, Smolina, I. M. Inkljuzivnaja praktika social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenij a rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v uchrezhdenij ah dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] / T. V. Makeeva, I. M. Smolina // Camoorganizacija detej i vzroslyh v processe integracii razlichnyh sistem i podsistem obrazovanija : materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj internet-konferencii / pod red. T. N. Gushhinoj. - Jaroslavl' : JaG-PU im. K. D. Ushinskogo, 2015. - 238 s.

4. Makeeva, T. V, Fateeva, E. M. Inkljuzivnaja praktika social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenija obucha-jushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostj ami zdorov'ja v Centre detskogo tvorchestva [Tekst] / T. V Makeeva, E. M. Fateeva // Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie detej osoboj zaboty : kollektivnaj a mono-grafija / otvetstvennyj redaktor A. Ju. Nagornova. -Ul'janovsk, 2017. - S. 98-110.

5. Social'naja rabota s invalidami [Tekst] : uchebnoe posobie / kollektiv avtorov ; pod red. N. F. Basova. - M. : KNORUS, 2012. - 400 s.

6. Tihomirova, L. F. Trudnosti realizacii inkljuzivnogo obrazovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostj ami zdorov'ja i puti ih preodolenija [Tekst] / L. F. Tihomirova // Jaroslavskij pedagogicheskij vest-nik. - 2013. - № 2. - S. 78-82.

7. Tihomirova, L. F. O nekotoryh rezul'tatah sociolog-icheskih issledovanij sredi medicinskih rabotnikov [Tekst] / L. F. Tihomirova // Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. - 1989. - № 4. - S. 11.

8. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (dejstvujushhaja redakcija, 2016) [Jelektronnyj resurs]: oficial'nyj tekst. -Rezhim do stupa: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Data obrashhenij a 22.11.2016 // © Konsul'tantPljus, 1997-2016

9. Federal'nyj zakon «O social'noj zashhite invalidov» v Rossijskoj Federacii ot 24 nojabrja 1995 g. № 181-FZ (red. ot 19.12.2016) [Jelektronnyj resurs]: oficial'nyj tekst. - Rezhim do stupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_855 9/ Data obrashhenija 13.03.2017//© Konsul'tantPljus, 1997-2017

10. Shandybo, S. V. Formirovanie professional'noj pozicii prinjatija rebenka u budushhego pedagoga v vuze [Tekst] : dis. ... kand. pedagogicheskih nauk / S. V Shandybo. - Krasnojarsk, 2014. - 239 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.