Научная статья на тему 'Инклюзивное образование в высших учебных заведениях России: проблемы и решения'

Инклюзивное образование в высших учебных заведениях России: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6417
1105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА ДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INCLUSIVE EDUCATION / DISABLED PEOPLE / DISABLED STUDENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб Е. В., Сапрыкин И. С.

В статье изложены наиболее актуальные проблемы и решения инклюзивного образования. Рассматривается теоретический материал по заданной тематике, дается анализ определения понятия «инклю-зивность». В статье обозначены основные направления по устранению всевозможных барьеров в высшем образовании, базирующиеся на социальном подходе к особым образовательным потребностям, который лежит в основе инклюзивного подхода, пропагандирующего равноправие всех студентов и предоставление всем равных стартовых возможностей при получении качественного высшего образования. На решение обозначенных проблем направлена реализация программы развития инклюзивного образования в Российской Федерации. Дается оценка опыта реализации инклюзивного образования российскими высшими учебными заведениями. Отмечены вузы, развивающие инклюзивную образовательную среду, что позволяет привлечь большее количество студентов, в том числе и на так называемые «непопулярные» специальности. В статье также представлены результаты исследования, проведенного на базе одного из оренбургских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article presents the most vital problems and solutions of inclusive education. We consider the theoretical material on the subject, the analysis of the definition of the notion «inclusiveness». In the article the basic trends on removing all kinds of barriers in higher education, based on the social approach to special educational needs, the basis of the inclusive approach, proclaiming equal rights for all students and providing equal opportunities to all of them in obtaining high-quality higher education are highlighted. The solution of the problems hereinbefore is seems to be achieved throgh the implementation of the program of inclusive education in the Russian Federation. The article evaluates the results of implementing inclusive education by Russian universities. The authors name the ones that develop inclusive educational environment what attracts more applicants to so-called unpopular faculties. In particular, the article gives an example of a university of Orenburg and dwells upon their experience.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование в высших учебных заведениях России: проблемы и решения»

УДК 378

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA:

PROBLEMS AND SOLUTIONS

© 2015

Е.В. Голуб, И.С. Сапрыкин Оренбургский государственный аграрный университет (Россия, Оренбург)

Ye.V. Golub, I S. Saprykm Orenburg State Agrarian University (Russia, Orenburg)

В статье изложены наиболее актуальные проблемы и решения инклюзивного образования. Рассматривается теоретический материал по заданной тематике, дается анализ определения понятия «инклю-зивность». В статье обозначены основные направления по устранению всевозможных барьеров в высшем образовании, базирующиеся на социальном подходе к особым образовательным потребностям, который лежит в основе инклюзивного подхода, пропагандирующего равноправие всех студентов и предоставление всем равных стартовых возможностей при получении качественного высшего образования. На решение обозначенных проблем направлена реализация программы развития инклюзивного образования в Российской Федерации.

Дается оценка опыта реализации инклюзивного образования российскими высшими учебными заведениями. Отмечены вузы, развивающие инклюзивную образовательную среду, что позволяет привлечь большее количество студентов, в том числе и на так называемые «непопулярные» специальности. В статье также представлены результаты исследования, проведенного на базе одного из оренбургских университетов.

The article presents the most vital problems and solutions of inclusive education. We consider the theoretical material on the subject, the analysis of the definition of the notion «inclusiveness». In the article the basic trends on removing all kinds of barriers in higher education, based on the social approach to special educational needs, the basis of the inclusive approach, proclaiming equal rights for all students and providing equal opportunities to all of them in obtaining high-quality higher education are highlighted. The solution of the problems hereinbefore is seems to be achieved throgh the implementation of the program of inclusive education in the Russian Federation.

The article evaluates the results of implementing inclusive education by Russian universities. The authors name the ones that develop inclusive educational environment what attracts more applicants to so-called unpopular faculties. In particular, the article gives an example of a university of Orenburg and dwells upon their experience.

Ключевые слова: инклюзивное образование; лица с ограниченными возможностями здоровья; студенты-инвалиды; образовательная среда.

Keywords: inclusive education; disabled people; disabled students; educational environment.

Инклюзивное образование, как отмечают в своем исследовании М.С. Асто-янц и И.Г. Россихина, - это долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, систематичности и последовательности, непрерывности, комплексного подхода для ее реализации. Инклюзия предполагает вовлечение в процесс обучения каждого объекта образовательного процесса (воспитанника дошкольного учреждения, ученика, студента) с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, а также удовлетворение индивидуальных образо-

вательных потребностей, обеспечение специальных условий. Авторы делают вывод о том, что на современном этапе инклюзия является ведущей тенденцией в развитии системы образования во всем мировом сообществе [Цит. по: 1].

В Российской Федерации инклюзивное образование находится на стадии становления. По мнению многих исследователей (Е.В. Михальчи, Н.В. Крятова, Е.А. Петрякова и др. ), современная российская система высшего образования недостаточно готова к инклюзии инвалидов, что обусловливается наличием в данной

сфере множества проблем: не во всех вузах России используются специально адаптированные учебные программы, индивидуальные учебные планы, а также дистанционные программы обучения; невысокая адаптивность российских вузов к индивидуальным особенностям студентов-инвалидов; у преподавателей недостаточно навыков и знаний об особенностях студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Инвалиды - выпускники школ, решившие получить высшее образование, не могут выбрать желаемое образовательное учреждение, так как оно чаще всего не адаптировано к его индивидуальным особенностям. Абитуриент-инвалид вынужден покидать свое место жительства и поступать в иногородний специализированный вуз либо в вуз с развитой системой инклюзивного образования.

Для исследования указанных проблем необходимо изучить содержание понятия «инклюзивное образование».

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» под инклюзивным образованием понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [2]. Данный вид трактовки понятия «инклюзивное образование» объясняется тем, что образование является одним из основных прав человека в Российской Федерации, независимо от индивидуальных особенностей человека и его проблем. В научной литературе «инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - это термин, используемый для описания процесса обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе образования» [3, с. 374].

Еще одна формулировка представлена Д.З. Ахметовой: «Совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» [4, с. 6]. Особенностью этой

трактовки является то, что необходимым условием инклюзивного образования является обучение (воспитание) лиц, имеющих инвалидность, совместно с лицами, которые не имеют различного рода отклонений.

В СССР инвалиды могли обучаться в высших учебных заведениях, но системы инклюзивного образования не существовало. С 1930 по 60-е гг. в некоторых технических вузах (МГТУ им. Баумана, Северо-Западный политехнический институт в Ленинграде и др.) были созданы специализированные программы для инвалидов [3, с. 71]. С 1960-х гг. такие центральные вузы, как Институт культуры, Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, Ленинградский государственный университет, Ленинградский политехнический институт, Мухинское высшее училище, принимают инвалидов на индивидуальное и групповое обучение [5]. До 1990-х гг. социальная политика в отношении инвалидов в системе образования сводилась к предоставлению денежных выплат и услуг, а приспособление жизненной среды к индивидуальным особенностям инвалида государство не рассматривало. Коренные изменения произошли в 1995 г. с принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Впервые целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации стало «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» [6]. Данный нормативно-правовой акт послужил одним из оснований создания системы инклюзивного образования.

Разработка и принятие новых законодательных актов, государственных целевых программ способствуют развитию инклюзивного образования, включению инвалидов в студенческую среду, а вместе с тем и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Инклюзивное образование тесно связано с социализацией личности. Под социализацией понимается «процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе» [7]. Инклюзия является одним из эффективных механизмов успешной социализации. Н.М. Назарова считает, что «интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями неограничиваемое участие и свободу выбора, его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций» [8, с. 7].

Инклюзивный подход в образовании вызван социальным заказом общества и государства. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем - профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ [9, с. 71-95].

Социализация молодежи с особыми потребностями зависит от близкого окружения, которое оказывает действенную помощь в приобретении нового социального опыта, усвоении новых социальных ролей. Поэтому в процессе инклюзивного обучения для студентов-инвалидов должны быть созданы возможности для коммуникации, построения отношений в коллективе, ролевого функционирования в качестве полноценных членов группы. Создание особой инклюзивной среды, направленной на успешную адаптацию студентов с особыми образовательными потребностями, должно базироваться на личностно ориентированных формах, методах обучения, максимально учитывающих их индивидуальные особенности.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения предоставляют большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых, типично развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Положения стандартов распространяются на все ступени образовательной системы -

начальную, основную и ступень полного среднего образования. В Документе содержатся требования учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [10].

Доступ к качественному образованию студентам с особыми образовательными потребностями в условиях высшего образовательного учебного заведения во многом обусловлен оптимальной организацией процесса их учебной и внеучебной деятельности.

Инклюзивное образование подразумевает ориентированность образовательных учреждений под нужды «особых» студентов. Специально адаптированные учебные программы и индивидуальные учебные планы являются важными условиями успешного получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, что «дает возможность обучаться студентам с разными потребностями за счет увеличения сроков обучения и снижения учебной нагрузки» [11].

При формировании инклюзивной образовательной среды в высшем учебном заведении необходимо обеспечить архитектурную доступность внутренних помещений, кампусов, общежитий, спортивных и культурных сооружений. Однако инфраструктура доступа присутствует чуть более чем в 40% вузов [12]. На сегодняшний день меры по развитию безбарьерной инфраструктуры ограничиваются установкой пандусов, иногда специальных лифтов. Причинами такой неразвитости безбарьерной инфраструктуры являются трудности финансирования и сравнительно недавний срок широкой актуализации профессионального образования для инвалидов как социальной нормы.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175, должна была исправить существующую ситуацию в области инклюзивного образования. Она предусматривала строительство во всех учебных заведениях пандусов и лифтов для студентов на инвалидных колясках, установку указы-

вающих надписей, которые дублируются на языке Брайля, создание необходимых гигиенических условий [13]. Однако реализовать социальную программу «Доступная среда» в полной мере не удалось.

Следует отметить, что есть высшие учебные заведения, которым удалось адаптироваться к новым требованиям. Так, Уральский государственный педагогический университет создал условия для слабовидящих студентов. Это индивидуальное равномерное освещение, печать учебных пособий увеличенным шрифтом и т.д. [14]. В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете для студентов, имеющих ограничения в передвижении, было введено электронное обучение на основе дистанционных образовательных технологий [15]. В Челябинском государственном университете (в главном корпусе), создана безбарьерная архитектурная среда: имеются подъездные пандусы, лифты, подъемники, пандусы в переходах, специально оборудованные учебные места в первых рядах лекционных аудиторий, места общего пользования. Для студентов, которые имеют нарушения зрения, создана тифло-техническая учебная аудитория, для имеющих нарушения слуха - сурдологиче-ская учебная аудитория [16].

Московский городской психолого-педагогический университет на базе Республиканской государственной библиотеки подготовил для незрячих студентов 5 аудиоучебников [17].

Интересным для нас является межвузовское исследование «Студенты-инвалиды в российских вузах», проведенное в 2010 г. [12]. Его целью было выявление ключевых направлений активности вузов в области поддержки образовательного и профессионального становления детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В нем приняли участие 214 высших учебных заведений России, что составляет 25% от вузов. Были получены данные о 8 тыс. студентов-инвалидов. В итоге удалось зафиксировать параметры лояльности студенческого и преподавательского коллективов к учащимся-инвалидам, существующий уровень раз-

вития доступной среды, спектр специальностей, востребованных инвалидами, а также меры, посредством которых вузы обеспечивают возможность получения высшего профессионального образования.

Необходимо отметить еще одну проблему, препятствующую внедрению инклюзивного образования: недостаточная компетенция преподавателей в работе со студентами-инвалидами. С.В. Алехина и Т.А. Силантьева отмечают, что «преподавателям необходимо обеспечить сотрудничество со специалистами в области инклюзии», тогда посредством координированной работы будет происходить разработка новых стратегий развития инклюзии в высшем образовании [18, с. 7]. Решить проблему недостаточной компетенции преподавательского состава высшей школы можно через включение модуля по инклюзивному образованию в программы курсов повышения квалификации преподавателей вузов. Кадровое обеспечение также требует обновления, переквалификации и повышения квалификации в подготовке тьюторов, консультантов, ассистентов.

Для обеспечения доступности образования для студентов-инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в вузах должны быть предусмотрены дистанционные программы обучения. Однако следует констатировать, что в современной вузовской образовательной практике недостаточно представлено научно-методическое обеспечение, включающее в себя соответствующие методы, формы, способы, приемы учебной работы с такими студентами.

И все же можно отметить ряд высших учебных заведений, которые успешно справляются с данной проблемой.

В Самарском государственном аэрокосмическом университете за последние 14 лет «были внесены поправки в учебные программы и планы, предусмотрены возможности обучения по индивидуальному графику и дистанционно, продуман комплекс мер социально-психологической защиты (разные виды стипендий, материальная помощь, бесплатные путевки в санаторий-профилакторий и др.), организовано кураторство и наблюдение за ходом обучения со стороны деканатов» [19]. В Российском государственном гумани-

тарном университете используется инклюзивная система обучения в общих группах по индивидуальному учебному плану с применением дистанционных образовательных технологий [20].

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и неравномерно.

Проведенное исследование на базе Оренбургского государственного аграрного университета подтверждает наличие проблем, отмеченных в научной литературе и в практике использования инклюзивного образования в российских вузах.

Нами были опрошены учащиеся первого, второго и третьего курсов юридического и экономического факультетов. В число респондентов вошли студенты слабослышащие, с синдромом детского церебрального паралича, с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабовидящие.

Исследование проводилось методом анкетного опроса. Студенты должны были выразить свое отношение к образовательному процессу и оценить степень развития условий для инклюзивного обучения в данном вузе.

Следует отметить, что все респонденты знакомы с термином «инклюзивное образование». Большинство дали положительный ответ на вопрос: «Нужен ли индивидуальный подход к людям с ограниченными возможностями здоровья?»

Все студенты, принявшие участие в опросе, подчеркивают доброжелательное отношение со стороны преподавателей к учащимся с различными физическими от-

клонениями, использование индивидуального подхода в обучении. Знакомы респонденты с возможностью дистанционного обучения в вузе. Вместе с тем учащиеся данного высшего учебного заведения обращают внимание на специфические барьеры для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата и отмечают отсутствие условий для перемещения маломобильных людей. Не знакомы студенты-инвалиды и с возможностью освоения дисциплин по выбору согласно стандарту высшего образования третьего поколения.

Таким образом, стоит заключить, что в настоящее время в университете имеются трудности организации инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Для решения обозначенных проблем необходимо создание специальных условий, обеспечивающих получение высшего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. К ним мы можем отнести увеличение доли преподавателей вуза, прошедших повышение квалификации в сфере инклюзивного образования, адаптацию образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организацию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, создание безбарьерной социокультурной среды.

А А А

1. Лешер О.В., Деменина Л.В. Инклюзивное обучение студентов университета: комплекс научных подходов [Электронный ресурс]: Современные проблемы науки и образования. -2015. - №1. - Режим доступа: www.science-education.ru/121-18603. (дата обращения 08.11.2015).

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29.12.2012 №273-Ф3. Ред. от 13.07.2015. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_LAW_140174. (дата обращения 08.11.2015).

3. Пугачев А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. - 2012. - №10.

4. Ахметова Д.З. Педагогика и психология инклюзивного образования : учеб. пос. / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. - Казань : Познание ; Ин-т. экономики, управления и права, 2013.

5. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов : Научная книга, 2006.

6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 24.11.1995 №181-Ф3. Ред. от 29.06.2015. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181984. (дата обращения 09.11.2015).

7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М. : ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

8. Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. - М. : МГПУ, 2011.

9. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Новикова Н.В., Казакова Л.А., Алехина С.В. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / под общ. ред. Н.В. Лалетина. - Красноярск, 2013.

10. Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 гг.» // Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/5_1.php. (дата обращения 08.11.2015).

11.Михальчи Е.В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования в России [Электронный ресурс]: Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/116-12445. (дата обращения 07.11.2015).

12. Межвузовское исследование «Студенты-инвалиды в российских вузах» [Электронный ресурс]: Российский союз ректоров. - Режим доступа: http://www.rsr-online.rU/doc/2010_12_03/2.pdf. (дата обращения 07.11.2015).

13.Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 20112015 гг. // Министерство труда и социальной защиты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rosmintrud.rU/ministry/programms/3/0. (дата обращения 08.11.2015).

14. Условия обучения студентов из числа инвалидов [Электронный ресурс]: ФГБОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет. - Режим доступа: http://www.uspu.ru/2015-03-17-07-24-08/upravlenie-socialnoj-raboty/item/253-usloviya-obucheniya-studentov-iz-chisla-invalidov.html. (дата обращения 08.11.2015).

15. Формы обучения студентов-инвалидов в СПбГЭУ [Электронный ресурс]: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. - Режим доступа: http://unecon.ru/centr-obucheniya-invalidov/formy-obucheniya. (дата обращения 06.11.2015).

16. О поступлении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ [Электронный ресурс]: Челябинский государственный университет. - Режим доступа: http://www.csu.ru/roles/prospective-students/2014/inval.aspx. (дата обращения 17.11.2015).

17. Образование для лиц с ОВЗ [Электронный ресурс]: Московский городской психолого-педагогический университет. - Режим доступа: http://xn--c1arkau.xn--p1ai/infopages/show/3. (дата обращения 07.11.2015).

18. Алехина С.В., Силантьева Т.А. Поддержка учителя в инклюзивном образовании // Современная зарубежная психология. - 2014. - Т. 3, №3. - М. : МГППУ, 2011.

19. Жукова Ю. Инклюзивное обучение в вузах Самары 2015 [Электронный ресурс]: SAMRU.RU: пор. города Самара. 27.04.15. - Режим доступа: http://www.samru.ru/society/-obrazovanie/83628.html. (дата обращения 06.11.2015).

20.Условия обучения инвалидов РГГУ [Электронный ресурс]: Российский государственный гуманитарный университет. - Режим доступа: http://ucheb.rsuh.ru/section.html?id=10311. (дата обращения 06.11.2015).

21. Социальная работа в здравоохранении : Учебник / под ред. Л.М. Мухарямовой, И.Б. Кузнецовой-Маренко. - Н. Новгород : Нижегородского гос. ун-т. им. Н.И. Лобачевского, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.