Научная статья на тему 'Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза'

Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / LEGAL ASPECT / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / INCLUSIVE ENVIRONMENT / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / СТУДЕНТ / STUDENT / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / MOODLE / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГРАФИК / INDIVIDUAL SCHEDULE / АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна

В статье рассматривается правовой аспект процесса реализации инклюзивного образования в высших учебных заведениях. Внимание было уделено образованию такого типа как в России, так и во всем мире. Было установлено определение инклюзивного образования, которое используется исследователями, а также определение, установленное законодательством. В первом случае инклюзивное образование это долгосрочная стратегия, которая требует соблюдения идей терпения и терпимости, реализации таких принципов как систематичность, последовательность, непрерывность, комплексность подхода для ее реализации, во втором равный доступ к обучению для всех студентов, при учете всех разнообразных форм образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Было отмечено, что теперь инклюзивное образование направлено не на частичное участие студентов-инвалидов в жизни вуза, а на полное включение их в образовательный процесс. Рассмотрено образование инклюзивной среды на примере Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Установлены меры, предпринимаемые НГПУ для организации удобного и продуктивного обучения студентов с ОВЗ. Все действия, предпринятые вузом в этом направлении основываются на действии Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Определено, что образование инклюзивной среды строится на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства от 05.12.14 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году. Приведена статистика увеличения граждан с ОВЗ и инвалидностью обучающихся в вузах России с 2001 по 2016 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF CREATION OF INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION

The article considers the legal aspect of the process of realization of inclusive education in higher educational institutions. Attention was paid to education of this type both in Russia and throughout the world. The definition of inclusive education was used, which is used by researchers, as well as the definition established by law. In the first case, inclusive education is a long-term strategy that requires respect for the ideas of patience and tolerance, the implementation of the principles of systematic and consistent, continuous, integrated approach for its implementation, the second ensuring equal access to education for all students, taking into account the diversity of special educational needs and individual opportunities. It was noted that now inclusive education is not aimed at the partial participation of students with disabilities in the life of the university, but on their full inclusion in the educational process. The formation of an inclusive environment on the example of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin is considered. Measures taken by the National Pedagogical University to organize convenient and productive training for students with HIA are established. All actions taken by the university in this direction are based on the operation of Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation". It is determined that the formation of an inclusive environment is based on the Federal Law "On Education in the Russian Federation", Order of the Ministry of 05.12.14 No.1547 "On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing the quality of educational activities of organizations engaged in educational activities", the Convention on the Rights of Persons with Disabilities, adopted by the UN General Assembly in 2006. The statistics of the increase of citizens with HIA and disability of students in Russian universities from 2001 to 2016 is given

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза»

педагогические науки

Петровский Александр Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

УДК 378.147

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

© 2018

Петровский Александр Михайлович, заместитель директора по внеучебной работе Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина, 24), e-mail: pposdf@mail.ru) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: lubovkutepova@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается правовой аспект процесса реализации инклюзивного образования в высших учебных заведениях. Внимание было уделено образованию такого типа как в России, так и во всем мире. Было установлено определение инклюзивного образования, которое используется исследователями, а также определение, установленное законодательством. В первом случае инклюзивное образование - это долгосрочная стратегия, которая требует соблюдения идей терпения и терпимости, реализации таких принципов как систематичность, последовательность, непрерывность, комплексность подхода для ее реализации, во втором - равный доступ к обучению для всех студентов, при учете всех разнообразных форм образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Было отмечено, что теперь инклюзивное образование направлено не на частичное участие студентов-инвалидов в жизни вуза, а на полное включение их в образовательный процесс. Рассмотрено образование инклюзивной среды на примере Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Установлены меры, предпринимаемые НГПУ для организации удобного и продуктивного обучения студентов с ОВЗ. Все действия, предпринятые вузом в этом направлении основываются на действии Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Определено, что образование инклюзивной среды строится на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства от 05.12.14 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году. Приведена статистика увеличения граждан с ОВЗ и инвалидностью обучающихся в вузах России с 2001 по 2016 год.

Ключевые слова: законодательство, правовой аспект, инклюзивная среда, инклюзивное образование, студент, выпускник, Moodle, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, индивидуальный график, адаптированные образовательные программы.

LEGAL ASPECTS OF CREATION OF INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF THE HIGHER EDUCATION

© 2018

Petrovsky Alexander Mikhailovich, deputy director for extracurricular work Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Minin st., 24, e-mail: pposdf@mail.ru) Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of professional education and management of educational systems Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev St. 9, e-mail: lubovkutepova@mail.ru)

Abstract. The article considers the legal aspect of the process of realization of inclusive education in higher educational institutions. Attention was paid to education of this type both in Russia and throughout the world. The definition of inclusive education was used, which is used by researchers, as well as the definition established by law. In the first case, inclusive education is a long-term strategy that requires respect for the ideas of patience and tolerance, the implementation of the principles of systematic and consistent, continuous, integrated approach for its implementation, the second - ensuring equal access to education for all students, taking into account the diversity of special educational needs and individual opportunities. It was noted that now inclusive education is not aimed at the partial participation of students with disabilities in the life of the university, but on their full inclusion in the educational process. The formation of an inclusive environment on the example of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin is considered. Measures taken by the National Pedagogical University to organize convenient and productive training for students with HIA are established. All actions taken by the university in this direction are based on the operation of Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation". It is determined that the formation of an inclusive environment is based on the Federal Law "On Education in the Russian Federation", Order of the Ministry of 05.12.14 No.1547 "On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing the quality of educational activities of organizations engaged in educational activities", the Convention on the Rights of Persons with Disabilities, adopted by the UN General Assembly in 2006. The statistics of the increase of citizens with HIA and disability of students in Russian universities from 2001 to 2016 is given.

Keywords: legislation, legal aspect, inclusive environment, inclusive education, student, graduate, Moodle, limited health opportunities, disability, individual schedule, adapted educational programs.

Одной из первостепенных задач современного государства является создание условий для развития инклюзивного образования в России. Особенно актуально это для тех абитуриентов, которые мотивированы на получение высшего образования, однако имеют некоторые проблемы с освоением общих программ, которые рассчитаны на студентов всех уровней. На сегодняшний день проблема создания специальной среды в вузе для Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)

студентов с ограничениями решена не до конца, поэтому рассматриваемая нами тема носит актуальный характер.

Начиная с 2001 года в 299 вузах системы Минобразования Российской Федерации обучались 11073 студентов с ОВЗ и инвалидов. В 2003 году данных лиц насчитывалось 14,5 тысяч человек, в 2016 году это число выросло до 23 тысяч [1]. В последнее время появилась тенденция к увеличению числа учебных заведений выс-

Petrovsky Alexander Mikhailovich, Vaganova Olga Igorevna, Kutepova Lyubov Ivanovna pedagogical

LEGAL ASPECTS OF CREATION OF INCLUSIVE EDUCATIONAL ... sciences

шего профессионального образования, которые обучают лиц с ограниченными возможностями здоровья [2].

Оптимальная организация процесса учебной и вне-учебной деятельности, в том числе и создание инклюзивной образовательной среды, которая направлена на успешную адаптацию студентов, имеющих особые образовательные потребности, обуславливает комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию студентам с какими-либо особенностями [3]. В инклюзивной образовательной среде используются личностно ориентированные формы, методы обучения, которые максимально учитывают индивидуальность каждого подопечного [4-16].

Однако все еще существует неразрешенное противоречие. У социума и студентов есть потребность в получении образования такого типа, но современная вузовская образовательная практика не имеет должного научно-методического обеспечения, которое включает в себя необходимые методы, формы, способы, приемы [17].

В каждой стране реализация инклюзивного образования имеет свои особенности из-за конкретных социально-культурных условий и политических приоритетов государства. Но везде под инклюзивным образованием понимают долгосрочную стратегию, которая требует соблюдения идей терпения и терпимости, реализации таких принципов как систематичность, последовательность, непрерывность, комплексность подхода для ее реализации [18].

Такой тип образования предполагает включение каждого обучающегося в образовательный процесс при помощи образовательной программы, соответствующей их способностям, которая удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает социальные условия. При всем при этом стоит отметить, что инклюзия выступает как ведущая тенденция в развитии системы образования во всем мире [19].

Историю развития инклюзивного образования можно проследить в работах С.В. Алехина, Н.С., Грозной, С.И. Сабельникова. О возможностях развития инклюзивной образовательной среды говорится в исследованиях О.С. Газмана, М.Е. Ижецкой, В.И. Слободчикова [20].

Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения представлена широкая возможность перехода к совместному обучению людей здоровых и имеющих отклонения в развитии, ограниченные возможности здоровья [21]. Управление инклюзивным обучением осуществляется посредством применения соответствующей законодательной базы, к примеру, Приказом Министерства от 05.12.14 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [22]. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 позволяет привлекать в высшие школы абитуриентов, имеющих инвалидность и лиц возможности здоровья которых ограничены. Благодаря высшему образованию происходит социальная интеграция названной категории лиц [23]. В ФЗ «Об образовании в РФ» говорится, что задача инклюзивного образования - обеспечить равный доступ к образованию всем обучающимся независимо от состояния их здоровья и в соответствии с их специфическими потребностями. Смысл его внедрения в учебные заведения состоит в создании условий для получения качественного образования всеми людьми без дискриминации, для коррекции нарушений развития с помощью применения специальных педагогических подходов. В данном случае будут использоваться специальные языки, методы и способы общения, будут развиваться условия, способствующие получению образования любого из уровней и имеющих определенную направленность, а также данная схема действий способствует социальному развитию указанных лиц [24].

Мы будем считать инклюзивное образование про-

цессом, в котором происходит совместное обучение, развитие и воспитание лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также тех, кто ограничений по здоровью не имеет.

Права инвалидов регулируются Конвенцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году, которая была ратифицирована в 2008 году. Благодаря ей началась реализация актуальнейшей задачи - переход от идеи оказания помощи студентам с ограниченными возможностями к равным правам для каждого студента и созданию одинаковых возможностей для получения высшего образования [25]. Появилась реализация концепции полного их включения в учебно-воспитательную и внеаудиторную деятельность.

Для формирования инклюзивного подхода в вузе, в первую очередь, необходимо обратить внимание на организацию безбарьерной образовательной среды, где студенты бы могли беспрепятственно передвигаться, получать необходимую им информацию и общаться [26].

Проследим реализацию инклюзивного подхода в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина.

Обеспечивается архитектурная доступность внутренних помещений, прилегающая территория должна быть также доступной, входные пути должны быть открыты для перемещений внутри здания, оборудованы специальные санитарно-гигиенические помещения, система оповещения и сигнализации [27]. Имеется возможность организации дистанционного учебного процесса в сочетании с традиционными формами обучения [28]. Студенты-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность обучаться по индивидуальному графику, адаптированным образовательным программам. Они могут сдавать зачеты и экзамены в электронной форме [29].

К условиям для реализации инклюзивного обучения в НГПУ относятся:

- увеличение дверного проема и установка пандусов при входе в здание;

- наличие системы противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами;

- наличие информационного табло, оснащенного тактильной (пространственно-рельефной) информацией;

- для маломобильных студентов существуют специальные туалетные кабины с откидными опорными поручнями, штангами, поворотными и откидными сидениями;

- 30% образовательных программ адаптированы для студентов с ОВЗ, поэтому они могут активно использовать дистанционные технологии и специальные технические средства в своем обучении;

- благодаря проекту «Доступная среда» при поддержке Cisco в системе Moodle происходит размещение дидактических материалов и учебных пособий;

- в вузе должны присутствовать специальные технические средства обучения (любые мультимедийные средства, звукоусиливающая аппаратура и технические средства для обеспечения передачи студентам с нарушением работы органов слуха, зрения и/или опорно-двигательного аппарата, учебной информации в доступной форме);

- аудитории оснащены спортивным оборудованием для групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

- наличие в штате специалиста, способного оказать обучающимся необходимую техническую помощь;

- наличие в штате сурдопереводчика [30].

Стоит отметить, что студент, имеющий инвалидность, в вузе должен обладать статусом не только студента, но и инвалида. Это должно быть отражено и в тексте учебного плана и методах преподавания для расчета нагрузки и определения расписания [31]. Инклюзия подразумевает трансформацию всего учебного заведения для того, чтобы устранить барьеры перед равноправным Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Петровский Александр Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

и открытым участием всех студентов в обучении.

К основным показателям доступности для инвалидов предоставляемой вузом услуги относятся:

- при входе должна быть установлена вывеска с названием организации, графиком работы, планом здания. Надписи должны быть выполнены шрифтом Брайля на контрастном фоне;

- студенты должны получать необходимую помощь для получения ими информации о правилах предоставления услуг, оформлении документов;

- инструктаж сотрудников вуза для дальнейшей работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- наличие в штате работников, на которых административно-распорядительным актом накладывается обязанность оказания инвалидам необходимой помощи при предоставлении им услуг;

- организация сопровождения инвалида по территории объекта;

- организация услуги сурдопереводчика, тифлопере-водчика;

- одно из помещений, предназначенных для организации массовых мероприятий должно быть оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой;

- официальный сайт вуза должен быть организован так, чтобы облегчить его прочтение лицами с нарушением органов зрения (слабовидящих), предоставление услуг тьютора [31].

Учебное заведение строит свою деятельность на множестве нормативных актов, в том числе и внутренних, однако, основные положения, диктующие условия для становления инклюзивной образовательной среды в вузе закреплено в первую очередь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах инвалидов, Приказом Министерства от 05.12.14 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». На сегодняшний день многие вузы оборудованы специализированными устройствами для обеспечения комфортного и продуктивного образовательного процесса для студентов с ОВЗ, однако данная деятельность еще только развивается и этот процесс займет достаточно большое количество времени.

Множество вузов страны, изучая опыт ведущих вузов, внедряют его в своих учебных заведениях - это является условием становления инклюзивного образования в стране и как следствие включает студентов с отклонениями здоровья в общую учебную среду. На данном этапе условия подстраиваются под нужды и особенности каждого отдельного студента. Однако стоит отметить некоторые проблемы при разработке среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Среди них главенствующей выступает проблема финансирования инклюзивного образования. Приобретение и внедрение технических средств, новых аппаратов стоит достаточно больших денег. А без должного постоянного финансирования становление и развитие инклюзии не представляется возможным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

2. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпуск-ников//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 11-14

3. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения//Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.

4. Инженерно-педагогическое образование:

Методология, теория, практика: монография/под ред. С.М.Марковой. Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. 225 с.

5. Ваганова О.И. Специальные методы анализа и проектирования содержания обучения // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 9-2. С. 125-129.

6. Сабанов З.М. Особенности организации дистанционного обучения инвалидов в учреждениях профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 374-377.

7. Винтаева Т.Н., Мелькина В.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей в пространстве лекотеки // Самарский научный вестник.

2014. № 1 (6). С. 39-42.

8. Куликова Е.А., Блинов Л.В. Внедрение технологии в практику подготовки родителей к взаимодействию с детьми с ОВЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 156-158.

9. Балашова А.В., Боликова Л.Ю. Подготовка педагогов к обучению детей-инвалидов. Постановка проблемы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 50-54.

10. Ахметова Д.З. Ускорит ли инклюзивное образование преодоление социальной эксклюзии? // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 36-38.

11. Сабанов З.М. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в современном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 293-296.

12. Голуб Е.В., Сапрыкин И.С. Инклюзивное образование в высших учебных заведениях россии: проблемы и решения // Поволжский педагогический вестник.

2015. № 4 (9). С. 109-114.

13. Сат С.К.О., Ооржак Ч.К. Развитие творческих способностей детей-инвалидов обучающихся в дистанционной форме на уроках информатики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 210-212.

14. Матуняк Н.А. К проблеме формирования педагогической компетентности родителей детей с особыми возможностями здоровья в условиях социального партнерства организаций // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 138-141.

15. Денисова Р.Р., Рудакова Н.П. Организация профессиональной переподготовки в аспекте инклюзивного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 111-114.

16. Логинова Е.В. Информационные потоки в системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 79-89.

17. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

18. Гущин А.В. Модель системы развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования//Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 5; URL: www.science-education. ru/128-21695.

19. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда»/О.Н. Прохорова, А.В. Гущин//Вестник Мининского университета. -Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11); URL: http://vestnik.mininuniver. ru/reader/search/formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovate.

20. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт раз-

Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)

47

Petrovsky Alexander Mikhailovich, Vaganova Olga Igorevna, Kutepova Lyubov Ivanovna LEGAL ASPECTS OF CREATION OF INCLUSIVE EDUCATIONAL ...

pedagogical sciences

вития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.

21. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта// Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

22. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.

23. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 3942

24. Колдина М.И. Структурно-содержательная характеристика научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения//Инициативы XXI века. 2015. №4. С. 105-107.

25. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина//Приволжский научный журнал/Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород, 2007. -№ 2. -С. 149-154.

26. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. -186 с

27. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориенти-рованное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. -192 с.

28. Шобонов, Н. А. Управление школой: на словах и на деле/Н. А. Шобонов//Народное образование. -2014. -№ 9. -С. 87-91.

29. Шобонов Н.А. Государственно-общественное управление в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ»//Народное образование. -2016. -№ 9-10. -С. 43-51

30. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий// Современные проблемы науки и образования. -2016. -№ 6.

31. Yashkova E.V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Zh.V., Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's quali-ties//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4650-4659.

Статья поступила в редакцию 21.01.2018

Статья принята к публикации 26.03.2018

48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.