УДК 316.614.6
Бабанова Елена Михайловна
старший преподаватель.
Московский государственный
гуманитарно-экономический университет
Elena M. Babanova
senior lecturer.
Moscow state humanitarian-economic University [email protected]
Влияние социальных барьеров на процесс непрерывного инклюзивного образования
The impact of social barriers in a continuous process of inclusive education
Аннотация. Поступая в инклюзивное образовательное учреждение, люди с инвалидностью сталкиваются со многими трудностями, которые являются препятствием к получению образования непрерывно - социальными барьерами. В статье рассматриваются основные социальные барьеры в процессе получения инклюзивного образования: пространственные барьеры -отсутствие «безбарьерной среды» в учебных корпусах, а также транспортной доступности; социально - психологические барьеры -неготовность преподавателей к обучению лиц с ограниченными возможностями; отсутствие единой базы данных для исследований проблем данной социальной общности.
Ключевые слова: люди с инвалидностью, социальные барьеры, непрерывное инклюзивное образование, образование.
Annotation. Behaving in an inclusive educational institution, people with disabilities face many challenges that are an obstacle to education continuously and social barriers. The article examines the main social barriers in the process of obtaining inclusive education: spatial barriers - the lack of "barrier-free environment" in academic buildings, and transportation availability; the socio -psychological barriers - unwillingness of teachers to education of persons with disabilities; the lack of a unified database for studies of the social community.
Key words: people with disabilities, social barriers, continuous inclusive education, education.
Интеграция людей с инвалидностью в общество - один из важнейших вопросов социальной политики государства. Государственные усилия направлены на формирование «безбарьерной» среды, улучшение предоставления медицинского обслуживания, социальных услуг, обеспечение права на образование. Получение образования имеет огромное значение для
успешной интеграции инвалидов в общество. Образованному человеку легче адаптироваться в обществе, реализовать себя на рынке труда. Образование -фундаментальная ценность, определяющая социальный статус, возможности для самореализации личности и даже содержание жизни. В современном мире принята модель образования, которая способствует интеграции инвалидов в общество - это модель инклюзии. Инклюзию мы определим как процесс включения «нетипичных» социальных общностей (в нашем случае - инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы) в «типичное» общество на условиях, исключающих дискриминацию, предоставляющих доступность реализации таких прав, как свобода выбора и достоинство. Поступая в инклюзивное образовательное учреждение, люди с инвалидностью сталкиваются со многими трудностями, которые являются препятствием к получению образования непрерывно - социальными барьерами.
Если попытаться «охватить» всю совокупность определений социального барьера в одной дефиниции, то он представляет собой социальный фактор, препятствующий полноценному участию людей с инвалидностью в жизни общества. Более полную информацию о воздействии социальных барьеров можем получить, в частности, из Всемирного доклада об инвалидности Всемирной организации здравоохранения.
Рассмотрим пространственные социальные барьеры в процессе получения инклюзивного образования. Социальный барьер, обозначенный в докладе ВОЗ как «Отсутствие доступности», выражается как создание «безбарьерной среды». Доступность - один из факторов среды социального функционирования.
Г.Г. Карпова отмечает, что отсутствие доступности приводит к ограничению функционированию людей с инвалидностью, а также к практикам их исключения не только из физического, но из социального пространства [3, с. 74]. Е.Р. Ярская-Смирнова и П.В. Романов говорят о том, что значительная часть российских вузов не обладает необходимыми компонентами, обеспечивающими доступность для инвалидов [5, с.48]. «Безбарьерная среда» предполагает изменение инфраструктуры: перепланировку зданий, транспортную доступность. Для перепланировки учебных корпусов требуется капитальный ремонт с огромными финансовыми вложениями.
Доступность высшего образования для людей с инвалидностью напрямую зависит от наличия в вузе «безбарьерной среды». Особенно эта проблема актуальна для людей с нарушениями опорно-двигательной системы. Многие учебные заведения, даже если в какой-то мере решают проблему доступности, то подходят к этому вопросу не комплексно. К примеру, пандусы или иные условия доступности могут быть установлены в одном из учебных корпусов (как правило, это «административный» корпус), в то время как другие здания будут малодоступны, несмотря на то, что учебные занятия со студентами-инвалидами в них организуются. На практике существуют и другие противоречия, когда объекты, призванные обеспечить доступность, значительно отклоняются от принятых норм и стандартов. Так, к примеру, в ходе неформализованного интервьюирования 4 студентов, пользующихся
инвалидной коляской, одного из вузов г. Мурома, было отмечено, что установленный пандус не соответствует нормативным параметрам, поэтому его использование является неудобным [1]. В итоге инвалид вынужден пропускать занятия, что в дальнейшем сказывается на результатах обучения. Исходя из этого, следует, что эффективная инклюзия осуществляется, главным образом, в вузах, которые изначально были приспособлены для людей с инвалидностью. Гораздо проще включить в образовательный процесс, который полностью адаптирован для людей с инвалидностью, людей без ограничений по здоровью, чем наоборот.
Министерство образования и науки РФ провело в подведомственных образовательных организациях мониторинг обеспечения доступности высшего образования для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. В мониторинге приняли участие 221 вуз из числа подведомственных Минобрнауки РФ. Согласно данным мониторинга, в настоящее время только в 8% образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования полностью обеспечены условия для профессионального образования инвалидов, включая доступность зданий для обучения и проживания в общежитиях лиц с ограниченными возможностями здоровья, материально-технические условия, кадровые и т.д. В 2016 году планируется, что полностью доступными для инвалидов будут 15% образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования[4]. Эти данные говорят о том, что постепенные улучшения по отношению к жизнедеятельности инвалидов есть, но процесс изменений довольно длителен. В государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2020 года планируется «увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 68,2 процента к 2020 году)»[2].
Отсутствие доступа к транспорту - причина, по которой инвалиды отказываются продолжать обучаться непрерывно. Государство направляет свои усилия для поддержания данной социальной общности. Так, например, инвалиды, проживающие в городе Москве, активно пользуются такими услугами как социальное такси. А с октября 2013 года в Московском метрополитене появилась служба - центр обеспечения мобильности пассажиров. Инспектора данной службы сопровождают маломобильных граждан, обеспечивая им безопасность передвижения. Но при этом, из 200 действующих станций метрополитена для инвалида-колясочника доступны только 17, а количество узлов, оборудованных пандусами, доступными для инвалида - колясочника - 20 [2]. И это показатели по столице! Что же тогда происходит в регионах?! В итоге люди с инвалидностью опять вынуждены быть в зависимости от общества, они не могут в полной мере проявить свою самостоятельность, что вызывает множество проблем, как социальных, так и психологических.
На государственном уровне уже утвержден перечень стандартов, обеспечивающих доступность для маломобильных категорий граждан. К
таковым относятся строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Однако основной сферой применения этих правил являются здания учреждений социальной защиты населения, осуществляющих непосредственную работу с данной категорией, а не общегородская инфраструктура^, с.74]. В результате многим инвалидам приходится отказываться от очного инклюзивного обучения в пользу заочного или дистанционного видов образования.
Также в получении образования выделяют социально - психологические барьеры - неготовность преподавателей воспринимать всех студентов как равных. Люди с явными физическими нарушениями здоровья вызывают жалость, преподаватель снижает требования к людям с инвалидностью, что противоречит принципам инклюзивного образования. Это формирует негативное отношение как у людей с невыраженными отклонениями, так и у «здоровых» людей.
На сегодняшний момент в образовательной системе при активном развитии инклюзивного образования, т.е. совместного обучения лиц с инвалидностью и «здоровых» людей, отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для осуществления своей деятельности в таких условиях. Подготовка специальных педагогов ориентирована на работу в системе специальных школ.
Преподаватели инклюзивных образовательных учреждений, в основном имеют опыт работы только с «типичными» студентами. Но, в целом, данные межвузовского исследования «Студенты - инвалиды в российских вузах» свидетельствуют о том, что подавляющее число вузов отметили отношение профессорско-преподавательского коллектива как полностью лояльное и дружественное. На наш взгляд, решением данной проблемы может способствовать система дополнительного образования для преподавателей. Преподаватели с опытом работы с «особыми» людьми могут делиться опытом или разрабатывать рекомендации, программы, которые направлены на овладение компетенциями работы с учащимися - инвалидами. Необходимо ввести систему дополнительных индивидуальных занятий и для студентов с ОВЗ, которые будут способствовать лучшему восприятию информации, а также налаживанию контакта студента с инвалидностью с преподавателем.
Говоря о становлении образовательной системы инвалидов, необходимо отметить барьер, обозначенный в докладе ВОЗ как «отсутствие данных и опыта». В России статистика инвалидности носит исключительно ведомственный характер. О численности инвалидов мы можем узнать из ежеквартальных и ежегодных отчетов Пенсионного фонда РФ (в них акцент сделан не на количестве людей с инвалидностью в социальном аспекте, а на распределяемые денежные потоки); из отчетов бюро медико-социальной экспертизы (в них определены причины появления инвалидности, а также факторы, от которых зависит установление той или иной группы инвалидности). Также выборочные данные о людях с инвалидностью можно увидеть в отчетах Министерства труда, образования и здравоохранения. Но нет единой базы социально-демографических характеристик инвалидов. Именно
поэтому, обсуждая проблемы людей с инвалидностью, государственные служащие, ученые могут только дискутировать по данной тематике, не опираясь на точные показатели. Социально-демографические данные необходимы при определении потребности в образовании. Поэтому следует проводить ежегодные исследования о потребностях инвалидов в среднем, высшем, послевузовском, дополнительном образовании.
Таким образом, можно отметить, что основными барьерами в процессе получения инклюзивного образования являются следующие: пространственные барьеры - отсутствие «безбарьерной среды» в учебных корпусах, а также транспортной доступности; социально - психологические барьеры -неготовность преподавателей к обучению лиц с ограниченными возможностями; отсутствие единой базы данных для исследований проблем данной социальной общности.
Предложим некоторые рекомендации по преодолению влияния социальных барьеров на процесс становления непрерывного инклюзивного образования:
во - первых, необходимо более детальное изучение потребностей людей с инвалидностью в получении образования. Для этого актуально создание единой базы социально - демографических характеристик инвалидов, и на основе этих данных проводить исследования. Результаты исследований систематизировать и на их основе принимать решения, касающиеся дальнейшего развития системы образования инвалидов в России;
во - вторых, нет необходимости адаптировать все образовательные учреждения под потребности инвалида. На наш взгляд, было бы целесообразно создание крупных головных центров инклюзивного обучения во всех федеральных округах, на их основе создание филиалов для людей с инвалидностью, которые в силу тех или иных причин не готовы к переезду;
в - третьих, нужно совершенствовать систему подготовки кадров для работы в системе непрерывного инклюзивного образования;
в - четвёртых, необходимо создать единую базу, в которой люди с инвалидностью могут найти данные об учебных заведениях, в которых могут обучаться люди с теми или иными отклонениями.
Предложенные рекомендации позволят сократить количество проблем, возникающих в системе непрерывного инклюзивного образования, что и будет в дальнейшем способствовать интеграции людей с инвалидностью в общество.
Литература:
1. Воеводина Е.В. Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения: социологический анализ: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социол. н.: 22.00.04. М., 2012. 89-91с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2014 г. № 2136-р "О продлении до 2020 года срока реализации государственной программы "Доступная среда".
3. Карпова Г.Г. Инвалиды и культурная политика: проблемы доступности//Социологические исследования, 2010.№ 10.С. 74.
4. При президенте Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по делам инвалидов. URL: http://www.smolin.ru/news/3/3615/ (дата обращения: 020.04.2016г.)
5. Ярская - Смирнова Е.Р., Романов П.В. Высшее образование инвалидов: политика и опыт//Высшее образование в России, 2004.№7.с.48.
References:
1. Voevodina, E. V. Social adaptation of students with disabilities to the conditions of higher educational institutions: a sociological analysis: the Dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of sociological Sciences: 22.00.04. M, 2012. 89-91с.
2. State program of the Russian Federation "Accessible environment" for 2011-2020 [Text]: the order of the Government of the Russian Federation from on October 27, 2014 № 2136-R On the extension until 2020 of the deadline for the implementation of the state program "Accessible environment".
3. Karpova G. G. persons with Disabilities, and cultural politics: the problem of availability of//Sociological researches, 2010, no. 10.-p. 74.
4. The President of the Russian Federation was held a meeting of the Commission for persons with disabilities. URL: http://www.smolin.ru/news/3/3615/ (accessed: 020.04.2016).
5. Yarskaya - Smirnova E. R., Romanov P. V. Higher education of persons with disabilities: policy and experience/Higher education in Russia, 2004, no.7.-p. 48.