Ссылка для цитирования этой статьи:
Гончарова А.В. Создание условий для реализации компетентностного подхода в обучении и развитии персонала // Human progress. - 2018. - Том 4, № 4 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2018/Tom4_4/Goncharova.pdf, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус., англ.
Аннотация. Статья посвящена исследованию компетентностного подхода к обучению и развитию будущих и уже имеющихся работников. Основное внимание было уделено формированию «мягких» компетенций (Soft Skills). В статье доказывается важность развития soft skills как для самих работников, так и для бизнеса. Далее автором проведен анализ практик по формированию soft skills в некоторых российских вузах: Московском политехническом университете, Томском государственном университете и Русско-Британском институте управления. В целях выявления проблем формирования soft skills у студентов вузов автором был проведен социологический опрос среди студентов и выпускников школ. Анализ результатов опроса вывил, что препятствует развитию soft skills ошибочный выбор студентами высшего учебного заведения или будущей профессии, а также недостатки в организации процесса обучения в вузе. В целях улучшения системы развития soft skills в Русско-Британском институте управления предложен проект формирования единой площадки для тренингов и мастер-классов, разработан его пошаговый план внедрения, предложено пробное мероприятие, определены ресурсы, необходимые для реализации предложенных мероприятий. Проведен анализ эффективности внедрения проекта методом SWOT-анализа.
Ключевые слова: развитие компетенций; «мягкие» компетенции; обучение персонала; тренинги; мастер-классы; единая площадка развития компетенций.
JEL Коды: M 53; D 82.
УДК 331.36
СОЗДАНИЕ УСЛОВИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА
Гончарова Анастасия Вадимовна
студент ЧОУ ВО Русско-Британского института управления
Goncharovaa [email protected] ул. Ворошилова, 12, г.Челябинск, РФ, 454014 +7 (351) 216-10-42
redactor@ progress-human.com
Введение
Управление по компетенциям - это подход к управлению персоналом, который сосредоточен на определении личностного потенциала сотрудников и направлен на стратегическое развитие компании.
Сегодня современное общество и рынок труда выдвигают требования к вузам в подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов [1]. Руководители российских и зарубежных компаний осознают необходимость в подборе персонала, который обладает в большей степени «мягкими» навыками [2].
Так, актуальным и значимым становится формирование компетенций, удовлетворяющих все потребности социально активной жизнедеятельности, в данном случае мягких компетенций.
Работа написана с целью создания дополнительных условий для получения новых навыков и реализации компетентностного подхода в обучении и развитии персонала на основе формирования единой площадки для тренингов и мастер-классов.
1. Важность развития soft skills для работников и бизнеса.
Сегодня темпы научно-технического прогресса таковы, что мир изменяется и преображается буквально на глазах. Так же ускоряется и социально-экономическое развитие, и чтобы успевать за всеми изменениями, необходимо постоянно развивать компетенции, которые позволят успешно достигать поставленных целей, грамотно использовать навыки, знания и способности в профессиональной деятельности и быть достойным конкурентом на рынке труда. Такая тенденция наблюдается с каждым годом все заметнее. Изменения происходят на работе и в образе жизни людей. В первую очередь, существенно меняется образ мышления. Это делает нас совершенно другими людьми.
Существуют области знаний, в которых книги устаревают быстрее, чем автор успевает их выпустить. Профессионалы своего дела постоянно учатся и узнают что-то новое, дабы иметь актуальную информацию по своей специальности. А университеты, ориентированные на получение статуса университетов мирового класса, в свою очередь нацелены на создание образовательных программ, позволяющих развивать не только предметные компетенции студентов, но и мета-предметные компетенции. В контексте введения ФГОС высшего профессионального образования к таким компетенциям можно отнести умение работать в команде, навыки проектных компетенций, навыки креативного мышления, разработку и реализацию проектов и др.
Современное общество и рынок труда выдвигают требования к вузам в подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов. Руководители российских и зарубежных компаний осознают необходимость в подборе персонала, который обладает не только «твёрдыми» навыками (технические, интеллектуальные, познавательные способности), но в большей степени - «мягкими» навыками. Мягкие навыки противопоставляются техническим знаниям, таким как понимание прочитанного, умение производить математические расчёты, письменные навыки, способность к иностранным языкам.
Осознавая выдвигаемые требования, университеты приходят к выводу о необходимости создания не только образовательных программ, включающих требования к уровню развития метапредметных компетенций у студентов, но, в большей степени, к необходимости в создании особой образовательной среды вуза, позволяющей обеспечивать формирование этих компетенций. «Молодые специалисты - основа развития России», - продумывая пути повышения уровня подготовки кадров, подчёркивает В. М. Дёмин [3].
Сегодня, система высшего образования, к сожалению, учит бояться учиться, бояться ошибаться, бояться сделать что-то не так, иначе, чем другие. В итоге, большая часть населения боится или не умеет отстаивать свою позицию и права, принимать четкие и взвешенные решения, анализировать ситуацию (перед тем, как что-то делать), ну или другая крайность -делать, а не годы размышлять о том, что стоило бы изменить в своей жизни. Но в любом случае, каждый из нас всегда хотел бы настолько хорошо говорить, выступать, убеждать, планировать и зарабатывать, чтобы обойти конкурентов. К сожалению, за время учебы в школах и вузах мы не обретаем навык самообразования, а делаем то, что нам говорят делать. Во многих российских компаниях, в отличие от западных, руководители до сих пор две трети рабочего времени отводят на что угодно, кроме как развитие персонала. Успешные компании уже давно внедрили систему обучения и развития, а наставничество - важнейшая функция любого руководителя. Без развития персонального не будет и развития карьерного [4].
Управление по компетенциям - это подход к управлению персоналом, который сосредоточен на определении личностного потенциала сотрудников и направлен на стратегическое развитие компании, актуален при решении таких задач, как управление карьерой, перспективное обучение и развитие, оценка персонала, отбор персонала, организационные изменения, стимулирование персонала.
В зарубежной литературе встречается множество исследований, описывающих теорию и практику формирования, измерения и применения мягких компетенций как в сфере образования, так и в сфере бизнеса [5; 6]. В основном подобные исследования опубликованы в последние 20 лет, что предположительно можно связать с возникновением потребности в
сфере бизнеса в подборе персонала с развитыми компетенциями для получения большей прибыли [7; 2]. С другой стороны, университеты стремятся подготовить выпускников, соответствующих заданным требованиям к уровню метапредметных компетенций. Исследование, проведённое в районах северо-восточной Миссисипи среди студентов пяти колледжей и работодателей, показало важность мягких навыков на рабочем месте [8].
Мягкие навыки включают в себя навыки общения, навыки решения проблем, конфликтов, их разрешения, умения хорошо работать с другими людьми и обеспечения удовлетворённости клиентов. Работодатели должны иметь сотрудников, которые владеют соответствующими технические навыками, но которые также обладают мягкими навыками.
В течение последнего десятилетия ХХ века исследователи, преподаватели и специалисты из разных отраслей науки начали понимать необходимость расширения своей дисциплины от конкретных знаний к развитию компетенций (Каудрон, 1999; Коннелл, 1998; Мумэйн, 1996). Мягкие навыки были признаны навыками, способностями и чертами, которые относятся к личности, поведению, а не к формальным или техническим знаниям. (Мосс и Тилли, 1996). В частности, было высказано мнение, что мягкие навыки должны включать взаимодействие и мотивацию, в том числе устную коммуникацию, совместную работу, приверженность и надёжность.
Такие организации, как «Партнёрство для навыков 21 века» («Partnership for 21st Century Skills»), Северно-центральная областная образовательная лаборатория (North Central Regional Educational Laboratory (NCREL)), Metri Group и Образовательная служба тестирования (Educational Testing Service (ETS)) уже пытались определить мягкие навыки и обеспечить основу для составления новых учебных планов. В частности, NCREL и Metri Group (2003) указали четыре области, необходимые для развития мягких компетенций, и объяснили, какие типы знаний должны быть получены в рамках каждой категории: грамотность в цифровом веке, творческое мышление, эффективные коммуникации и высокая производительность [9].
«Если для нормального функционирования индустриального общества, - пишет А. В. Белоцерковский, - было необходимо всеобщее среднее образование и массовая грамотность, сегодня в развитых странах для функционирования постиндустриального общества этого уже недостаточно - требуется массовое владение исследовательскими и проектными компетенциями, которые формируются первой ступенью высшего образования» [10].
Собственно, основных путей развития «мягких навыков» всего три:
Первый - личный опыт, практика, обучение на собственных успехах и ошибках. В процессе работы мы совершаем действия, которые постоянно повторяются и, в конце концов,
доводятся до автоматизма, превращаются в нужные навыки. Важно постоянно анализировать свою деятельность, подмечать то, что помогает в работе, а что наоборот, ей мешает.
Второй путь развития soft skills - изучение тематической литературы. Это могут быть узконаправленные пособия конкретно по вашей специальности либо мотивационная литература. Однако этот путь будет эффективным только в том случае, если читатель - очень самоорганизованный человек и способен активно применять полученные знания на практике.
И третий путь - это обучающие занятия (курсы, семинары, тренинги, коучинги), которые проводят опытные специалисты отрасли. На них можно получить очень концентрированные знания, которые сильно помогут продвинуться в работе и выйти на новый профессиональный уровень.
Boston Consulting Group, ведущей международной компанией, специализирующейся на управленческом консалтинге, было проведено исследование значимости разных soft skills для работодателей. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Табл. 1: Значимость разных soft skills для работодателей1
№ Soft skills Значимость, %
1. Коммуникативные навыки 79
2. Активная жизненная позиция 78
3. Аналитическое мышление 77
4. Выносливость 75
5. Умение работать в команде 74
6. Стремление достигать поставленных целей 70
7. Способность решать конфликты 54
8. Умение вдохновляться новыми идеями 54
9. Креативность 43
10. Надежность 42
Данные навыки помогут успешно реализоваться в любой сфере профессиональной деятельности, будь то работа по найму или собственный бизнес. Начинать развивать навыки следует уже в подростковом возрасте, в старших классах школы, а затем продолжать эту работу в колледже или вузе. Общаясь с преподавателями, студенты и школьники вырабатывают навык общения с людьми разных возрастов, умение убедить собеседника, способность слышать и понимать окружающих.
Развитию Soft skills способствует активное участие в общественной жизни. Подготовка совместных с другими студентами проектов, их разработка и планирование развивают умение работать в команде. Молодые люди учатся организовывать время, распределять задачи,
1 Исследования компании Boston Consulting Group © А.В. Гончарова 5
искать и структурировать информацию, выступать на публике. Все эти навыки помогут в будущем выстроить успешную карьеру.
Участие в спортивных секциях, кружках, волонтерская работа, деятельность в общественных организациях также развивает мягкие навыки.
Российская экономика ориентирована на эксплуатацию ресурсов: несмотря на массовость высшего образования в стране, спрос на таких специалистов невелик. К такому выводу пришли авторы исследования Boston Consulting Group (BCG), Сбербанка, Worldskills и Global Education Futures, пишет газета «Ведомости». Экономика не ценит знания, а материальных стимулов осваивать сложные профессии немного: в России врач в среднем зарабатывает лишь на 20% больше водителя, приводит издание результаты исследования. Так, в США разница составляет 261%, в Германии — 172%, а в Бразилии — 174%.
При этом за время реформ с 1995 по 2015 год структура рынка труда в России с точки зрения разделения между государственными и частными секторами изменилась лишь незначительно. Основным работодателем по-прежнему выступает госсектор: в малом и среднем бизнесе, новых и крупных компаниях наподобие «Яндекса» и международных компаниях работает менее трети занятых.
Екатерина Сычева, директор московского офиса BCG, в ходе круглого стола рассказала, что бизнес несет социальную нагрузку и вынужден поддерживать занятость. При этом безработица в России одна из самых низких в мире и не реагирует на изменения ВВП. В этой среде, даже если у человека есть навыки и знания, необходимые новой экономике, применить их ему может оказаться негде. В отчете говорится, что в России значительный потенциал для сокращения штата, — в будущем невостребованным может стать любой современный профессионал.
При этом опросы работодателей показывают, что бизнес ждет от работников новой экономики новых компетенций: творческого и аналитического мышления, коммуникативных навыков и умения работать в условиях неопределенности. Всего у 17% занятых более половины задач - творческие или аналитические, почти у половины - рутинные. Похожее соотношение наблюдается в Бразилии, в Германии этот показатель составляет 29%, а в Великобритании — 45%.
Исследователи указывают, что именно система образования ориентирует молодых людей на техническую и рутинную работу. И именно умение действовать согласно инструкциям востребовано на государственной службе. Это соответствует настроениям россиян, которые стремятся к стабильности и предпочитают работать в бюджетном секторе или государственных компаниях.
Система образования ориентируется на контрольные цифры приема, а не на реальные потребности бизнеса. Так, для многих профессий вовсе не нужно долго учиться: 26% выпускников могли бы обучаться менее пяти лет [11].
Отдельная проблема — отношение бизнеса к выпускникам. На Западе компании привыкли вкладываться в будущих специалистов, а для России такой подход остается экзотикой.
Современная образовательная система банально не успевает за темпами развития общества. Новая программа еще не успела попасть на страницы учебников, а уже устарела. Сегодня многие ученые и педагоги начинают говорить о том, что роль образования в современном мире - это улавливать процессы, происходящие в мире, и «вооружать» человека оптимальным набором умений и навыков, позволяющих ему успешно добиваться поставленных целей [12].
2. Анализ практик формирования soft skills в вузах России.
В Московском политехническом университете считают, что включение проектной деятельности в учебный процесс позволяет соблюсти баланс между освоением фундаментальной базы и практических навыков и обеспечить выпускникам успешных карьерный старт. Так, в учебные планы была включена работа над проектами для студентов на протяжении всего обучения. В настоящее время все 4 тысячи студентов включены в проектную деятельность. Требованиями к такой деятельности являются измеримый, оцениваемый результат и жесткие сроки, в которые он достигается. Проекты должны быть достаточно сложные, поэтому требуется взаимодействие внутри команды, распределение ролей и обязанностей в ней. Так же междисциплинарные проекты требуют участия студентов разных направлений.
Существуют и различные предпроектные форматы, такие как проектные сессии с участием заказчика, традиционное соревнование первокурсников «Инженерные старты». «Старты», в свою очередь, требуют овладения предметными компетенциями, и для этого в формат соревнования были включены мастер-классы, где первокурсники получают базовые навыки пайки, программирования, 3D-моделированияи и др.
Пожалуй, самой сложной задачей является плотная интеграция учебного плана с проектной деятельностью. С одной стороны, Московский политех выставляет к проекту требование освоить и закрепить на практике все предметные и профессиональные результаты, заложенные в лекционную программу. С другой - у проекта должен быть реальный заказчик; без заказчика большая часть результатов не осваивается.
В рамках данного вуза тестируются несколько моделей разрешения этого противоречия:
1. Плотная интеграция с заказчиком образовательной программы.
2. Вовлечение в учебные планы вариативной части, обеспечивающей и подкрепляющей проекты.
3. Учет существующего рыночного спроса на этапе проектирования образовательной программы.
Таким образом, в результате внедрения проектной деятельности университет получает студентов, заинтересованных в работе на результат; в свою очередь каждый выпускник приобретает собственное портфолио выполненных проектов, которое гарантирует работодателю, что студент действительно освоил то, что зафиксировано в учебном плане.
А вот другой опыт формирования soft skills у студентов в процессе сетевого взаимодействия между школами и Томским государственным университетом.
В вузе реализуется множество мероприятий по привлечению абитуриентов, в организацию таких мероприятий привлекаются студенты с 1 курса бакалавриата до 2 курса магистратуры, таким образом, создаются для студентов стажировочные площадки, где формируются или совершенствуются soft skills. Все направления по работе в данной линии реализуются в рамках проекта «Вовлечение студентов для работы по привлечению абитуриентов», который был пилотным и использовался в течение первого года эксперимента, включая в себя разнообразные формы обучения для формирования soft skills, такие как тренинги, мастер-классы, семинары с привлечением специалистов, обладающих мягкими компетенциями. С помощью таких методов исследования, как интервью, сбор рефлексивных эссе и наблюдение, оценивалась эффективность данного проекта. В дополнение к нему был создан инновационный проект «Педагогический десант», благодаря которому студенты различных вузов города Томска формируют новые компетенции, после прохождения курса в рамках реализации проекта участники получают диплом о переподготовке, дающий право на ведение преподавательской деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Таким образом, в совокупности два проекта пересекаются, т.е. студенты, проходя через первый проект, в ходе которого у них формируются soft skills, могут получить возможность большего развития, участвуя во втором проекте. Результатом исследования являются сформированные soft skills у ста пятнадцати студентов, которые за два года сформировали и развили мягкие компетенции с помощью систематического участия в различных формах сетевого взаимодействия между школой и вузом.
В настоящее время работа в данном направлении продолжается, проект выведен из статуса «пилотного» и получил дополнительные возможности при взаимодействии с проектом «Педагогический десант». Результаты, полученные в процессе реализации проекта, показы-
вают, какими формами и методами можно формировать soft skills у студентов. Также в процессе исследования выявлены проблемные места и вносятся доработки в проект.
Можно сделать вывод, что анализ деятельности проекта, оценка приобретённых компетенций у студентов поможет обосновать условия формирования soft skills у студентов при работе со школьниками, с другой стороны, анализ полученных результатов будет использоваться для разработки системы формирования soft skills у студентов ТГУ, что приведёт:
- к повышению уровня развития soft skills у студентов ТГУ, а значит, повышению заинтересованности работодателей в выпускниках ТГУ;
- к повышению заинтересованности студентов в работе со школьниками, а значит, развитию системы по привлечению талантливых абитуриентов в ТГУ [3].
Русско-Британский институт управления - это частное образовательное учреждение высшего образования с непрерывным циклом деятельности: школа 7 Ключей, колледж и институт. В настоящее время подготовка студентов в институте организована по следующим направлениям: экономика, управление персоналом, дизайн, сервис, лингвистика, прикладная информатика, психология, бизнес-информатика, менеджмент, туризм, гостиничное дело.
Институт направляет свою деятельность на подготовку для России нового поколения гуманистически мыслящих, профессионально образованных специалистов мирового уровня, способных глубоко понимать общественное развитие, быть лидерами, двигаясь к намеченной цели.
В Русско-Британском институте г. Челябинска существует несколько форм реализации проектной деятельности, таких как:
1. Проектно-аналитическая сессия для 1 курса.
2. Экзамен в формате WorldSkills.
3. Проектные недели (2 раза в год) для студентов 2-3 курсов.
4. Элективные курсы.
Проанализируем каждую из них.
Конкурентоспособность выпускника как претендента на вакантное место предопределяет компетентность в целеполагании, декомпозиции цели в совокупность задач, решении и последующей реализации их с помощью известных или самостоятельно найденных методов и средств, отражающих готовность и способность применять теоретические знания к решению практических задач, оформлять и представлять результаты своей работы. Все эти компетенции в совокупности представляют собой результаты, которые могут быть достигнуты в ПАС (проектно-аналитическая сессия) как форме реализации проектного подхода в подготовке будущих специалистов, в рамках которого в ходе командных соревнований участники
приобретают опыт принятия сложных управленческих решений в определенной логике реализации функций управления.
Целевая установка в ПАС заключается в формировании системного представления о сферах профессиональной деятельности и мире в целом, а также о развитии управленческого мышления.
Тематика сессии может включаться в курс управленческих дисциплин или в виде междисциплинарных тем, трансдисциплинарных тем (междисциплинарные темы в рамках ФГОС ВО и практики в рамках ФГОС ВО, ПС и корпоративных стандартов конкретных организаций).
Проектно-аналитическая сессия проводится:
-с ограниченным привлечением студентов младших курсов (1 курс);
-с привлечением обучающихся старших курсов (2 курс).
Существуют также требования к организации и проведению данной формы обучения: цикличный характер; периодическая коррекция общих тем цикла ПАС; содержательная детерминированность; последовательная логическая разработка; проектная детерминированность; игровая форма; состязательных характер; рефлексия как движущая сила ПАС.
Сессия состоит из 3 дней и проводится 6-7 раз в течение учебного года.
На 2017 - 2018 учебный год темы ПАСов следующие:
1. Введение в общую управленческую подготовку. Управленческие мета-компетенции. Самоопределение;
2. Город и регион. Аналитика сфер деятельности устройства хозяйства, точек роста и востребованных компетенций;
3. Предпринимательские инициативы и бизнес-проектирование;
4. Организация деятельности и бизнес-практика в цифровой реальности. Digital skills;
5. Кадры в smart city;
6. Воспроизводство. Передача управления новой тьюторской команде и проектирование следующего года.
Следующая форма реализации проектной деятельности - это демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills, что является альтернативой традиционным экзаменам государственной итоговой аттестации.
Новый формат предусматривает:
-моделирование реальных производственных условий для демонстрации профессиональных умений и навыков;
-независимую экспертную оценку выполнения заданий, в том числе экспертами и профессионалами;
-определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.
Демонстрационный экзамен даёт новые возможности выпускникам, учебным заведениям и работодателям. Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена, получают возможность:
-одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными госстандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills;
-подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве;
-одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить Паспорт компетенций (Skills Passport).
Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Паспорт компетенций, вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которому предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям для осуществления поиска и подбора персонала.
Для колледжа и института проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена - это:
- возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ; оценить материально-техническую базу; уровень квалификации преподавательского состава;
-возможность определения точек роста и дальнейшего развития в соответствии с актуальными требованиями международного рынка труда.
Предприятия получают доступ к единой базе участников движения «Молодые профессионалы» и могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и развития персонала.
РБИУ проводит и проектные недели для студентов 2-3 курсов два раза в течение учебного года. Целью проектных недель является отработка практических навыков работы в команде при выполнении задания от предприятия.
redactor@ progress-human.com
И последней формой реализации проектной деятельности, проводимой в Русско-Британском институте управления, являются элективные курсы, которые проводятся в течение семестра.
Их целью является расширение и углубление знаний студентов по различным разделам образовательной программы учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также потребности рынка труда в соответствии с их добровольным выбором и познавательными потребностями.
3. Выявление проблем формирования компетенций и предложения по развитию системы формирования Soft Skills
Одной из проблем формирования компетенций является тот факт, что после поступления в вузы большинство студентов считают, что учатся не там, где хотели бы.
Нами был проведен опрос среди студентов в социальной сети, целью которого было узнать: что повлияло на их выбор. В результате опроса, были выявлены следующие результаты (рис.1): после выпуска почти половина студентов остается с нелюбимой специальностью и бесполезным дипломом. Однозначно единственно правильным решением в такой ситуации может быть переобучение.
Рис. 1: Структура ответов респондентов на вопрос «Что повлияло на их выбор будущей 2
профессии», %
■ Мне все нравится, хочу работать по специальности
■ Сам(а) выбирал(а), но разочаровался(ась)
■ Родители настояли
■ Пойду на второе высшее
■ Я просто поступил(а) на бюджет.
В течение пяти лет после выпуска 60 % молодых специалистов идет на переподготовку или повышение квалификации. Проблема не в том, что профориентация в школе была плохая, чаще всего полученные знания в высшем учебном заведении оторваны от жизни, так как вузы не знают, какие специалисты нужны работодателям. В настоящее время нет соответствия между спросом и предложением, а спрос, по большому счету, даже неизвестен [13].
redactor@ progress-human.com
По данным другого исследования, проведенного нами среди студентов РБИУ, с целью выявления недостатков в учебном процессе, мы пришли к следующим выводам (рис. 2): 28% студентов недостатками назвали принудительные проекты, и столько же отсутствие практики с дополнительным образованием. О том, что очень мало английского языка сказали 22% обучающихся. Остальными ответами стали: мало теории (11%), плохая осведомленность о мероприятиях (6%), неудовлетворенность работниками гардероба и столовой (5%).
Рис. 2: Недостатки в учебном процессе РБИУ глазами студентов, %
■ Отсутствие практики и дополнительных курсов
■ Принудительные проекты
■ Мало иностранных языков
■ Мало теоретических знаний
■ Плохая осведемленность о мероприятиях
■ Неудовлетворенность работниками вуза
С целью формирования компетенций, удовлетворяющих всем потребностям социально активной жизнедеятельности, в данном случае - мягких компетенций, и создания дополнительных условий для получения новых навыков мы предлагаем сформировать единую площадку для тренингов и мастер-классов.
Задачей таких мероприятий служит развитие профессиональных и личностных качеств (формирование коммуникативных умений, коллективообразование, формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме, развитие системного и критического мышления, осознание своей индивидуальности и т.д.)
Кроме развития компетенций, в дальнейшем также могут проводиться самые разные тренинги в зависимости от целей: тренинги повышения командного духа, тренинги командо-образования, тренинги по ценностям компании, сотрудничеству, коммуникационные тренинги, специализированные тренинги (например, управления проектами) и многие другие.
Для реализации предложенного мероприятия необходима инициативная группа студентов, которая будет взаимодействовать с представителями работодателей и коучерами, отделом практики и трудоустройства института и заведующими кафедр.
Студенты должны осуществлять холодные звонки, отправлять электронные письма бизнес-тренерам, работодателям, известным практикам и т.п. с предложением провести тренинг, семинар или мастер-класс, после чего утвердить время проведения с самим тренером и руководством РБИУ, уведомить студентов разных вузов о мероприятии, зарегистрировать всех участников, создать условия для успешного проведения тренинга и курировать всех гостей в день мероприятия.
Первым мероприятием может стать встреча студентов со специалистом предприятия ООО «Трубодеталь» г. Челябинск по проведению тренинга на тему «Система бережливого производства».
Также это могут быть такие мероприятия как:
-Тренинг-турнир «убедить за 60 секунд»;
-Как защититься от манипуляций: методы НЛП;
-Мастер-класс по ораторскому искусству и др.
Такая площадка даст возможность тренерам рассказать о своей компании, поделиться своей историей успеха, пригласить молодых профессионалов на практику. В это время студенты освоят новые интересные навыки и технологии (научаться организовывать время, распределять задачи, искать и структурировать информацию, выступать на публике), получат больше возможностей проявить себя с целью дальнейшего трудоустройства. Вуз, в свою очередь, повысит уровень профессионализма студентов, количество трудоустроенных выпускников, привлечет новых студентов.
Программа действий представлена на рисунке 3.
Для реализации предложенных мероприятий необходимы следующие ресурсы:
- Зал для проведения тренинга;
- Техника (компьютер, проектор, экран);
- Канцелярские принадлежности;
- Трудовые ресурсы (Коуч, группа волонтеров, команда организаторов).
redactor@ progress-human.com
Рис. 3: Предлагаемый процесс разработки и внедрения проекта
Согласовать проектное предложение с руководством РБИУ
Провести повторный опрос студентов с целью выявить точную потребность в таких
мероприятиях
-=
Создать инициативную группу студентов-организаторов
_ о
Привлечь студентов из групп «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика» для создания сайта (портала), на котором можно будет увидеть ближайшие мероприятия и
зарегистрироваться
Провести первый тренинг (семинар) в качестве пробного
Для понимания сильных и слабых сторон, потенциальных угроз и благоприятных возможностей нами был проведен SWOT-анализ проекта (рисунок 4).
Рис. 4: SWOT анализ площадки для тренингов5
Сильные стороны
•Комфортные условия •Единственная площадка в Челябинске •Развитие Soft skills •Мало затрат •Посещаемость студентов РАЗНЫХ вузов
Возможности
Слабые стороны
Неосведомленность на рынке( на данный момент) Мало связей с компаниями и тренерами
Отсутствие поддержки
Нет возможности посетить всем
(взрослым и детям)
•Сотрудничество с новыми предприятиями •Снижение к нулю нетрудоспособных выпускников •Повышение показателя качества обучения
"Повышение профессионализма студентов
Угрозы
•Появление конкурентов •Отсутствие необходимости в тренингах
•Появление новых технологий •Отсутствие разнообразия тем тренингов
•Бесполезность для студентов
4 Составлено автором
5 Составлено автором
Заключение
Таким образом, реализация проекта позволит улучшить существующую образовательную среду вуза, позволяющую обеспечивать формирование компетенций в контексте введения ФГОС высшего профессионального образования, повысит показатель качества обучения. Студенты, обучившись навыкам Soft Skills, смогут:
- повысить уровень взаимопонимания и доверия в общении;
- понимать, как устроена мотивация и продуктивность, напрямую влиять на свою производительность;
- получить инструменты для раскрытия своего потенциала;
- увеличить свою стоимость на рынке труда;
- открыть для себя новое в карьере и бизнесе.
Soft skills - важнейшие составляющие профессионального успеха. Какими бы качественными и глубокими ни были знания, без «мягких навыков» работник не может стать настоящим специалистом.
Литература
1. Zaitseva, N.A.; Kozlov, D.A.; Nikolskaya, E.Y. Evaluation of the Competencies of Graduates of Higher Educational Institutions, Engaged in the Training of Personnel for Tourism and Hospitality // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Том: 12, Выпуск: 5B, Специальный выпуск: SI. Стр.: 685-695.
2. Romanyuk, V.; Nekhoda, E.; Dmitriev, A.; с соавторами Systematic approach in petroleum personnel competence assessment / Конференция: 20th International Scientific Symposium of Students, Postgraduates and Young Scientists on Problems of Geology and Subsurface Development Местоположение: Inst Nat Resources, Tomsk, RUSSIA публ.: APR 04-08, 2016. Серия книг: IOP Conference Series-Earth and Environmental Science. Том: 43, Номер статьи: 012090.
3. Патлина, А.С.; Попова, Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Педагогический ИМИДЖ. 2017. № 2 (35). Стр. 94-103.
4. Шипилов, В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития / Интернет-проект «Корпоративный менеджмент». [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml
5. Paolo, F. Learning Approaches for Personnel in the Criminal Justice Systems / Конференция: 3rd International Conference on Social Work Perspectives on Quasi-Coercive Treatment of Offenders - Violence Among Adolescents (SPECTO) Местоположение: Timisoara, ROMANIA публ.: MAY 10-12, 2012.
redactor@ progress-human.com
6. Morawski, M. The Conditions, Motives and Methods of Sharing Knowledge With the Participation of key Personnel in Enterprises / Конференция: 13th European Conference on Knowledge Man-agement (ECKM) Местоположение: Univ Politecnica Cartagena, SPAIN публ.: SEP 06-07, 2012. VOLS 1 AND 2. Стр.: 802-808.
7. Gazizov, A.R.; Gazizov, E.R.; Gazizova, S.E. Theoretical Aspects of Estimation of Personal Char-acteristics and Professional Competencies of Company Personnel // Turkish Online Journal of De-sign Art and Communication. 2017. Том: 7. Стр.: 934-940.
8. Tribble, L.S. The importance of soft skills in the workplace as perceived by community college instructors and industries: A Dissertation Submitted to the Faculty of Mississippi State University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy in Community College Leader-ship in the Department of Leadership and Foundations: Laura Suzanne Spell Tribble-Mississippi State, Mississippi, December 2009. -158 p.
9. Rippard, K.S. The effects cooperative grouping strategies and a three-level evaluation tool on student soft skills achievement and satisfaction within a problem-based instructional model in the soft sciences: a dissertation Submitted to the Faculty of Old Dominion University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of philosophy: Kelly Stoneman Rippard- Old Dominion university, August 2014. - 317 p.
10. Белоцерковский, А. В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 4.
11. Имаев, В. Российской экономике не нужны специалисты с высшим образованием / Электронный журнал «Inc». - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://incrussia.ru/news/rossijskoj-ekonomike-ne-nuzhny-spetsialisty-s-vysshim-obrazovaniem/
12. Елагин, Р. Роль образования в современном мире / Интернет-проект «ФБ.ру». - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fb.ru/article/282879/rol-obrazovaniya-v-sovremennom-mire-znachenie-i-problemyi-obrazovaniya-v-sovremennom-mire
13. Гончарова, А.В. Факторы, влияющие на выбор будущей профессии выпускников школы / Инновации. Наука. Молодежь. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 25- летнему юбилею РБИУ 18-22 апреля 2017. -Челябинск: ЧОУВО РБИУ, 2017. - 35-38 с.
CREATING CONDITIONS FOR COMPETENCY APPROACH IMPLEMENTATION IN PERSONNEL TRAINING AND DEVELOPMENT
Anastasia Goncharova
The student of Russian-British Institute of Management Chelyabinsk, Russia
Abstract. The article is devoted to the study of the competence approach to the future and existing workers' training and development. The main attention was paid to the soft skills formation. The article proves the developing soft skills importance both for employees and for business. Further, the author conducted the practices analysis on the soft skills formation in some Russian universities: Moscow Polytechnic University, Tomsk State University and Russian-British Institute of Management. In order to identify the soft skills formation problems among university students, the author conducted a sociological survey among students and school graduates. The analysis of the survey results showed that mistaken choice a higher education institution or a future profession by students hinders the soft skills development, as well as shortcomings in the learning process organization at the university. In order to improve the soft skills development system, the author proposed to Russian-British Institute of Management a project to create a unified platform for training and master classes; developed its step-by-step implementation plan, proposed a trial event, identified the resources needed for implementation the proposed activities. The implementation effectiveness analysis of the project was carried out by the SWOT-analysis method.
Keywords: competence development; soft skills; personnel training; trainings; master classes; a unified platform for competencies development.
JEL Code: M 53; D 82.
References:
1. Zaitseva, N.A.; Kozlov, D.A.; Nikolskaya, E.Y. Evaluation of the Competencies of Graduates of Higher Educational Institutions, Engaged in the Training of Personnel for Tourism and Hospitality // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Volume: 12, Issue: 5B, Special Issue: SI. P.:
2. Romanyuk, V.; Nekhoda, E.; Dmitriev, A.; at all. Systematic approach in petroleum personnel competence assessment / Conference: 20th International Scientific Symposium of Students, Postgraduates and Young Scientists on Problems of Geology and Subsurface Development: Inst Nat Re-
685-695.
redactor@ progress-human.com
sources, Tomsk, RUSSIA. APR 04-08, 2016. Book series: IOP Conference Series-Earth and Environmental Science. Volume: 43, Number of the article: 012090.
3. Patlina, A.S.; Popova, E.D. Network interaction of high schools and schools as a condition for the formation of soft skills of students // Pedagogical IMAGE. 2017. No. 2 (35). P. 94-103.
4. Shipilov, V. List of skills of soft-skills and ways of their development / Internet project "Corporative management". URL: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml
5. Paolo, F. Learning Approaches for Personnel in the Criminal Justice Systems / Conference: 3rd International Conference on Social Work Perspectives on Quasi-Coercive Treatment of Offenders -Violence Among Adolescents (SPECTO). Timisoara, ROMANIA. MAY 10-12, 2012.
6. Morawski, M. The Conditions, Motives and Methods of Sharing Knowledge With the Participation of key Personnel in Enterprises / Conference: 13th European Conference on Knowledge Management (ECKM). Univ Politecnica Cartagena, SPAIN. SEP 06-07, 2012. VOLS 1 AND 2. P.: 802808.
7. Gazizov, A.R.; Gazizov, E.R.; Gazizova, S.E. Theoretical Aspects of Estimation of Personal Char-acteristics and Professional Competencies of Company Personnel // Turkish Online Journal of De-sign Art and Communication. 2017. Volume: 7. P.: 934-940.
8. Tribble, L.S. The importance of soft skills in the workplace as perceived by community college instructors and industries: A Thesis Department of Leadership and Foundations: Laura Suzanne Spell Tribble-Mississippi State, Mississippi, December 2009. -158 p.
9. Rippard, K.S. The effects of co-operative grouping strategies and a three-level evaluation tool on the student's school. The Degree of Doctor of Philosophy: Kelly Stoneman Rippard- Old Dominion University, August 2014. - 317 p.
10. Belotserkovsky, A.V. Russian Higher Education: on Challenges and Risks // Higher Education in Russia. - 2012. - № 7. - C. 4.
11. Imaev, V. The Russian economy does not need specialists with higher education / Electron magazine "Inc". URL: https://incrussia.ru/news/rossijskoj-ekonomike-ne-nuzhny-spetsialisty-s-vysshim-obrazovaniem/
12. Elagin, R. The role of education in the modern world / Internet project "FB.ru." URL: http://fb.ru/aboutpart of this page.
13. Goncharova, A.V. Factors influencing the choice of the future profession of school graduates / Innovations. Science. Youth. Proceedings of the All-Russian Student Scientific and Practical Conference, dedicated to the 25th anniversary of the RBIM April 18-22, 2017. - Chelyabinsk: ChIEWO RBIU, 2017. - 35-38 p.
redactor@ progress-human.com
Contact
Anastasia Goncharova
Russian-British Institute of Management
12, Voroshilov str., Chelyabinsk, 454014, Russia
Goncharovaa [email protected]
Научный руководитель: к.э.н., доцент, заведующая кафедрой экономики и управления ЧОУ ВО «Русско-Британский институт управления» И.С. Полушина.