А —
ДГЛУДПО |[РОГ
УДК 378.144.146
Педагогический ИМИДЖ
Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов
А. С. Патлина, Е. Д. Попова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация. Статья посвящена обоснованию возможности формирования и развития мягких компетенций у студентов в процессе работы со школьниками. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «мягкие навыки» (soft skills), представленные в российской и зарубежной литературе. В работе описан прецедент межорганизационного сетевого взаимодействия Томского государственного университета (ТГУ) и системы общего образования - проект «Педагогический десант», ориентированный на подготовку студентов к работе в школах. Анализ реализации проекта показал, что сетевые образовательные программы позволяют выявить потенциал реализации сетевого взаимодействия между вузом и школами в контексте влияния на развитие мягких навыков у студентов вуза.
Ключевые
слова: мягкие навыки, компетенции, метапредметные компе-
тенции, межорганизационное сетевое взаимодействие, сетевые образовательные программы, университет.
Университеты, ориентированные на получение статуса университетов мирового класса, нацелены на создание образовательных программ, позволяющих развивать не только предметные компетенции студентов, но и мета-предметные компетенции. В контексте введения ФГОС высшего профессионального образования к таким компетенциям можно отнести умение работать в команде, навыки креативного мышления, навыки проектных компетенций [13].
С другой стороны, современное общество и рынок труда выдвигают требования к вузам в подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов. Руководители российских и зарубежных компаний осознают необходимость в подборе персонала, который обладает не только твёрдыми навыками (технические, интеллектуальные, познавательные способности), но в большей степени - мягкими навыками. Мягкие навыки
противопоставляются жёстким навыкам, или техническим знаниям, таким как понимание прочитанного, умение производить математические расчёты, письменные навыки, способность к иностранным языкам [12].
Осознавая выдвигаемые требования, университеты приходят к выводу о необходимости создания не только образовательных программ, включающих требования к уровню развития метапредметных компетенций у студентов, но в большей степени к необходимости в создании особой образовательной среды вуза, позволяющей обеспечивать формирование этих компетенций. Современное развитие общества и экономики требует от профессиональных образовательных учреждений подготовки компетентностных высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. «Молодые специалисты - основа развития России», - продумывая пути повышения уровня подготовки кадров, подчёркивает В. М. Дёмин [3].
В 2015-2017 годах в Томском государственном университете реализуется практика организации сетевого взаимодействия между университетом и школами-партнёрами Томской области с целью развития метапредметных компетенций школьников. В процессе реализации было выявлено, что сетевые программы оказывают влияние не только на развитие компетенций у школьников, возникли прецеденты развития компетенций у студентов [2].
Образование - относительно самостоятельная система, задачей которой и «является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определёнными знаниями (прежде всего научными), нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития» [7, с. 5].
Любой человек, работающий с людьми, включается в социальные отношения. Чем качественнее он будет подготовлен к этому, тем успешнее будет его профессиональная деятельность. Система высшего образования, в данном случае ТГУ, оказывает заметное воздействие на процесс социальных изменений в силу её тесной связи с экономикой, наукой и культурой. Так, актуальным и значимым становится формирование компетенций, удовлетворяющих все потребности социально активной жизнедеятельности, в данном случае - мягких компетенций.
Профессор Г. Н. Прозументова в своей работе говорит о важности создания определенной образовательной среды в университете для развития дея-тельностных компетенций. «Конечно, владение современными знаниями и научно-исследовательской культурой до сих пор входит в состав основных требований к квалификации школьного педагога [8, с. 93]. Однако стержнем сегодняшнего образования являются задачи развития деятельностных компетенций, формирования активной образовательной позиции учащихся. Говоря о важности формирования образовательной среды, приводит пример непонимания важности для большинства преподавателей.
Процесс создания специализированной среды для формирования мягких компетенций сложен и многогранен, в ТГУ уже есть прецеденты попыток, в частности, в Институте инноваций в образовании проделана большая работа по созданию мест для прохождения педагогической практики и практики управления в инновационных школах: «Наша мысль состоит в том, чтобы через школы инновационного образования предложить студентам выбирать сами практики, программы практик. Скажем, на пятом курсе презентировать разные программы педагогических практик в этих школах, давать студентам возмож-
ность выбирать. И вот сейчас я думаю о том, что, вполне возможно, могут быть предложены и программы по инновационному управлению, т. е. не только по самой педагогической практике, но и по овладению компетенциями инновационного управления на этих площадках. С одной стороны, это будет, конечно, программа специализации, но практики должны проходить на этих площадках как бы по разным подпрограммам, по разным направлениям управления» [8, с. 113].
Следующим шагом на пути формирования специализированной образовательной среды в университете было создание проекта «Вовлечение студентов для работы по привлечению абитуриентов».
Данный проект направлен на формирование мягких компетенций у студентов через вовлечение их в работу со школьниками, реализуемую в рамках сетевого взаимодействия школы - ТГУ. В настоящее время практика сетевого взаимодействия строится по разным направлениям и в различных форматах: реализация совместных событий и проектов, образовательных программ, организация сетевых исследований, сетевых форм подготовки и повышения квалификации и т. д. [11].
Практика реализации сетевого взаимодействия ТГУ со школами области позволяет выявить потенциал для преодоления антропологического дефицита высшего профессионального образования, построения индивидуальных образовательных траекторий студентов и обеспечения нового качества образования студентов [9].
Томский государственный университет выделил базовую характеристику целевой модели своего выпускника как развитой личности, способной действовать сверх профессиональных границ и создающей новую технологическую и социальную реальность в области повышения качества жизни в постиндустриальном обществе [2].
Таким образом, сетевое взаимодействие между ТГУ и школами является базовой формой организации специализированной образовательной среды для формирования мягких навыков у студентов.
В зарубежной литературе встречается множество исследований, описывающих теорию и практику формирования, измерения и применения мягких компетенций как в сфере образования, так и в сфере бизнеса. В основном подобные исследования опубликованы в последние 20 лет, что предположительно можно связать с возникновением потребности в сфере бизнеса в подборе персонала с развитыми компетенциями для получения большей прибыли. В то же время, с другой стороны, университеты стремятся подготовить выпускников, соответствующих заданным требованиям к уровню метапредметных компетенций. Исследование, проведённое в районах северо-восточной Миссисипи среди студентов пяти колледжей и работодателей, показало важность мягких навыков на рабочем месте [13]. Мягкие навыки включают в себя навыки общения, навыки решения проблем, конфликтов, их разрешения, умения хорошо работать с другими людьми и обеспечения удовлетворённости клиентов. Работодатели должны иметь сотрудников, которые владеют соответствующими технические навыками, но которые также обладают мягкими навыками.
Этими навыками сложно овладеть, изучая одну лишь теорию. В работе представлен опыт формирования soft skills у студентов в процессе сетевого взаимодействия между школами и университетом (ТГУ). В Томском государственном университете реализуется множество мероприятий по привлечению абитуриентов, в организацию таких мероприятий привлекаются студенты с 1 курса бакалавриата до 2 курса магистратуры, таким образом создаются для
студентов стажировочные площадки, где формируются или совершенствуются soft skills. Все направления по работе в данной линии реализуются в рамках проекта «Вовлечение студентов для работы по привлечению абитуриентов», который был пилотным и использовался в течение первого года эксперимента, включая в себя разнообразные формы обучения для формирования soft skills, такие как тренинги, мастер-классы, семинары с привлечением специалистов, обладающих мягкими компетенциями. С помощью таких методов исследования, как интервью, сбор рефлексивных эссе и наблюдение, оценивалась эффективность данного проекта. В дополнение к нему был создан инновационный проект «Педагогический десант», благодаря которому студенты различных вузов города Томска формируют новые компетенции, после прохождения курса в рамках реализации проекта участники получают диплом о переподготовке, дающий право на ведение преподавательской деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС [12].
Таким образом, в совокупности два проекта пересекаются, т. е. студенты, проходя через первый проект, в ходе которого у них формируются soft skills, могут получить возможность большего развития, участвуя во втором проекте. Результатом исследования являются сформированные soft skills у ста пятнадцати студентов, которые за два года сформировали и развили мягкие компетенции с помощью систематического участия в различных формах сетевого взаимодействия между школой и вузом.
В течение последнего десятилетия ХХ века исследователи, преподаватели и специалисты из разных отраслей науки начали понимать необходимость расширения своей дисциплины от конкретных знаний к развитию компетенций (Каудрон, 1999; Коннелл, 1998; Мумэйн, 1996). Мягкие навыки были признаны навыками, способностями и чертами, которые относятся к личности, поведению, а не к формальным или техническим знаниям. (Мосс и Тилли, 1996). В частности, было высказано мнение, что мягкие навыки должны включать взаимодействие и мотивацию, в том числе устную коммуникацию, совместную работу, приверженность и надёжность.
Такие организации, как «Партнёрство для навыков 21 века» («Partnership for 21st Century Skills»), Северно-центральная областная образовательная лаборатория (North Central Regional Educational Laboratory (NCREL)), Metri Group и Образовательная служба тестирования (Educational Testing Service (ETS)) уже пытались определить мягкие навыки и обеспечить основу для составления новых учебных планов. В частности, NCREL и Metri Group (2003) указали четыре области, необходимые для развития мягких компетенций, и объяснили, какие типы знаний должны быть получены в рамках каждой категории: грамотность в цифровом веке, творческое мышление, эффективные коммуникации и высокая производительность [14].
«Если для нормального функционирования индустриального общества, -пишет А. В. Белоцерковский, - было необходимо всеобщее среднее образование и массовая грамотность, сегодня в развитых странах для функционирования постиндустриального общества этого уже недостаточно - требуется массовое владение исследовательскими и проектными компетенциями, которые формируются первой ступенью высшего образования» [1].
Компетенции студента формируются комплексно, интегративно, а именно с использованием следующих параметров учебного процесса [5]:
- содержание, технологии обучения;
- организация самостоятельной работы студентов;
- воспитательные и культурно-массовые мероприятия.
Стремление к научно обоснованной оценке мягких навыков затруднено многими факторами.
Во-первых, существуют огромные различия в формальных и неформальных методах обучения и видах оценки, которые возможны в этих условиях. Во-вторых, в знаниях о средствах массовой информации и навыках владения технологиями, используемыми в рамках домена, необходимо отличать от предметно-ориентированных навыков межличностного общения. В-третьих, не были широко использованы методы проектирования оценки мягких навыков и документирования их технического качества. В-четвёртых, оценки должны быть последовательны относительно уровней образовательных систем.
Согласованность должна начинаться с согласования мягких навыков и их компонентов - знаний и навыков. Кроме того, проекты международных, национальных, государственных уровней и испытания уровня классной комнаты должны быть уточнены и согласованы, иначе оценки на разных уровнях не будут сбалансированы и выводы относительно успеваемости студентов скомпрометированы.
Результаты исследования
1. Метод интервью
Метод интервью предполагает личное общение с респондентом, при котором исследователь задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно было прямым и формальным [4].
Метод исследования показал, что практика работы со школьниками развивает у студентов мягкие компетенции, гораздо быстрее и эффективнее, чем они могут быть сформированы в условиях, которые предоставляет им университет в рамках учебного плана. Через интервью прошли 8 студентов, которые два года участвуют в проекте по «вовлечению студентов для привлечения абитуриентов».
Возраст интервьюированных - 18-22 года.
Метод интервью
■ Факультет психологии 40% ш Философский факультет 25% Химический факультет 10% Радиофизический факультет 10% Юридический институт 5% ■ Географический факультет5%
■ Биологический институт 5%
Диаграмма 1.
Факультеты, на которых учатся респонденты - участники опроса
По результатам данного метода выявлено, какие мягкие компетенции выработались у студентов за 2 года активного участия в проекте (схема 1).
гибкость (умение принимать перемены)
умение принимать критику и учиться с её помощью
уверенность в себе
умение работать в экстренной ситуации
навыки работы в команде
коммуникативные навыки
навыки управления временем (тайм менеджмент)
навыки разрешения проблем
Схема 1
2. Метод эссе
Данный метод предполагает выражение респондентом своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, что даёт возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала [6].
Респондентами выступили студенты, которые в течение двух лет принимали активное участие в проекте «по вовлечению студентов в привлечение абитуриентов», написать короткое эссе на тему: «Какие компетенции я сформировал(а) за два года работы с абитуриентами?».
Обратную связь в виде эссе дали 6 человек, участвовавшие в проекте 2 года.
Возраст - 20-22 года.
I Философский факультет
I Филологический факультет
факультет иностранных языков
I Психологический факультет
Химический факультет
Диаграмма 2.
Факультеты, на которых учатся респонденты
Студентам были предложены следующие задания и темы для размышления, которые нужно было раскрыть в своём эссе:
- Какие компетенции сформировали или развили при взаимодействии со школьниками?
- Какой практический опыт получили впервые?
- Смогли бы вы сформировать указанные вами компетенции, просто посещая пары?
- Какую роль для вас играет работа со школьниками?
Отметим, что большинство студентов не испытывали трудностей в формулировании ответов на данные вопросы, почти все респонденты писали о схожих компетенциях, которые они сформировали или только начали формировать при работе со школьниками. Одна из самых популярных компетенций - это коммуникативные навыки. Приведём одно из высказываний студента: «Во-первых, для меня значима коммуникабельность, которую я представляю как умение комфортно и эффективно включаться в разнообразные речевые ситуации. Работа со школьниками активно помогает в развитии этой компетенции: неожиданные происшествия и различные форматы мероприятий способствуют развитию моей коммуникабельности».
Также многие упомянули в своих эссе о том, что благодаря организации и проведению различных мероприятий для школьников у них выработалась очень полезная, на их взгляд, компетенция - умение грамотно распределять время: «Такая форма работы учит следить за временем, причём в разных масштабах. Во-первых, нужно уметь распределять время до и внимательно следить за ним во время мероприятия. Промедление или, наоборот, убыстрение грозит отсутствием необходимого эффекта для аудитории. Во-вторых, время, потраченное на подготовку и саму поездку, способствует более рациональному распределению оставшихся часов и дней».
В своих эссе участники проекта кратко описали, чему они научились, принимая участие в проекте. Также участники самостоятельно выписали компетенции, которые сформировали за время, проведённое в проекте, студенты писали о том, что у многих были сложности с различными умениями, но благодаря работе со школьниками, потенциальными абитуриентами, научились преодолевать большинство трудностей. Благодаря эссе можно выделить следующие мягкие компетенции:
- коммуникативные навыки
- навыки публичного выступления и общие педагогические навыки
- способность составлять учебные и развивающие задания
- умение слушать и выделять главное
- умение задавать вопросы
- находить подход к людям
- управлять временем
- личностное развитие
- межличностное общение.
Сетевое взаимодействие между вузом и школой осуществляется благодаря различным мероприятиям.
В качестве механизмов повышения эффективности взаимодействия университета с системой общего образования для привлечения в ТГУ талантливых абитуриентов и усиления роли университета в создании открытого образова-
тельного пространства региона рассматриваются следующие:
1. Создание и использование в региональной системе образования совместных образовательных мероприятий:
- совместные (сетевые) образовательные события (краткосрочные интенсивные образовательные программы), обеспечивающие создание ситуации привлечения внимания школьников и педагогов к ресурсам Томского государственного университета, осуществление пробного действия по их анализу и использованию для построения и реализации индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий;
- совместные (сетевые) программы профильного обучения и формирования метапредметных умений и компетенций, ориентированные на расширение и углубление школьной программы за счёт внесения междисциплинарного контента и содержания современных научных исследований, ведущихся в университетах.
2. Создание инфраструктуры для сетевого взаимодействия университета и системы общего образования:
- организация сети школ-партнёров: школ - базовых площадок ТГУ; школ -участников программы «Вместе строим будущее для наших детей»; школ -операторов проекта «Открытый университетский класс» в муниципалитетах Томской области;
- создание электронных образовательных ресурсов для организации и сопровождения проектной и исследовательской деятельности старшеклассников на междисциплинарном материале.
В настоящее время работа в данном направлении продолжается, проект выведен из статуса «пилотного» и получил дополнительные возможности при взаимодействии с проектом «Педагогический десант». Результаты, полученные в процессе реализации проекта, показывают, какими формами и методами можно формировать soft skills у студентов. Также в процессе исследования выявлены проблемные места и вносятся доработки в проект. Однако существует необходимость более глубокого анализа такой деятельности, рассмотрения созданных в процессе исследования условий с точки зрения результатов и эффектов для развития таких навыков у студентов. Можно сделать вывод, что анализ деятельности проекта, оценка приобретённых компетенций у студентов поможет обосновать условия формирования soft skills у студентов при работе со школьниками, с другой стороны, анализ полученных результатов будет использоваться для разработки системы формирования soft skills у студентов ТГУ, что приведёт:
- к повышению уровня развития soft skills у студентов ТГУ, а значит, повышению заинтересованности работодателей в выпускниках ТГУ;
- к повышению заинтересованности студентов в работе со школьниками, а значит, развитию системы по привлечению талантливых абитуриентов в ТГУ.
Список литературы
1. Белоцерковский, А. В. Российское высшее образование : о вызовах и рисках / А. В. Белоцерковский // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 4.
2. Дёмин, В. В. Сетевое взаимодействие классического исследовательского университета и системы общего образования : опыт и перспективы / В. В. Дёмин, Е. А. Суханова // Информатика и образование. - 2015. - № 6 (266) - С. 3-5.
3. Дёмин, В. М. Приоритеты НПО и СПО в повышении качества подготовки кадров для современной экономики / В. М. Дёмин // Образовательная политика. -2009. - № 9. - С. 2-8.
4. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 415 с.
5. Кузнецова, Е. М. Влияние педагогических концепций С. Френе и В. А. Сухомлин-ского на развитие компетентностно-ориентированного образования в России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. М. Кузнецова. - Томск, 2015. - С. 28.
6. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. - 582 с.
7. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] : приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-15-433/16. - URL: http: //gorono-ozersk. ru/node/257 (дата обращения: 05.06.2017).
8. Прозументова, Г. Н. Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия : опыт гуманитарного исследования [Электронный ресурс] : монография / Г. Н. Прозументова, О. Н. Калачикова, Л. М. Долгова [и др.] / под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2008. - URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000395137 (дата обращения: 12.05.2017).
9. Прозументова, Г. Н. Образовательные инновации : феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования) / Г. Н. Прозументова. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2016. - 412 с. (Серия «Университет - Учителю»).
10. Солдатова, И. Н. Применение методики «Рефлексивное эссе» как способ формирования эстетической культуры будущего специалиста гуманитарного профиля / И. Н. Солдатова // Научный диалог. - 2013. - № 2(14). - С. 94-108.
11. Суханова, Е. А. К вопросу о мониторинге результативности сетевого взаимодействия университета и системы общего образования / Е. А. Суханова, А. А. Зобнина // Информатика и образование. - 2015. - № 6 (266). - С. 20-24.
12. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373. - URL: Ы1р://минобрнауки.рф/°/(^0%В4% D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 02.06.2017).
13. Laura Suzanne Spell Tribble. The importance of soft skills in the workplace as perceived by community college instructors and industrues: A Dissertation Submitted to the Faculty of Mississippi State University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy in Community College Leadership in the Department of Leadership and Foundations: Laura Suzanne Spell Tribble-Mississippi State, Mississippi, December 2009. -158 p.
14. Kelly Stoneman Rippard. The effects cooperative grouping strategies and a three-level evaluation tool on student soft skills achievement and satisfaction within a problem-based instructional model in the soft sciences: a dissertation Submitted to the Faculty of Old Dominion University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of philosohy: Kelly Stoneman Rippard- Old Dominion university, August 2014. - 317 p.
Networking of the Universities and Schools as a Condition for Forming Students' Soft Skills
A. S. Patlina, E. D. Popova
National Research Tomsk State University, Tomsk
Abstract. The article is devoted to the argumentation of the possibilities of forming and developing the students' soft skills while working with high-school students. The article presents the main approaches to the "soft skills" definition in the Russian and foreign literature. The authors describe the project «Pedagogical team "raid"» in the inter-organizations networking between Tomsk State University (TSU) and general education system. This project focused on preparing students for working at school. The analysis of the project results showed that the inter-organization programs allowed detecting the potential of the University and school networking in the context of the impact on the students' soft skills development.
Keywords: soft skills, competence, interdisciplinary competence, inter-organizations networking, networking programs, University.
Патлина Patlina
Анна Сергеевна Anna Sergeevna
аспирант Postgraduate Student
Национальный исследовательский National Research Tomsk State
Томский государственный универси- University
тет
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
тел.: 8(3822)529585
e-mail: [email protected]
Попова
Елена Денисовна
36 Lenin Ave, Tomsk, 634050 tel.: 8(3822)529585 e-mail: [email protected]
Popova
Elena Denisovna
магистрант
Undergraduate Student
Национальный исследовательский National Research Tomsk State
Томский государственный универси- University
тет
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
тел.: 8(3822)529585
e-mail: [email protected]
36 Lenin Ave, Tomsk, 6340506 tel.: 8(3822)529585 e-mail: [email protected]