Научная статья на тему 'Образовательный потенциал межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования)'

Образовательный потенциал межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖОРГАНИЗАЦИОННОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / OPEN EDUCATIONAL SPACE / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЯГКИЕ НАВЫКИ / SOFT SKILLS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / INTER-ORGANIZATIONS NETWORKING / EDUCATION POTENTIAL / PUBLIC EDUCATION / NETWORK PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Елена Анатольевна, Зобнина Анна Александровна

В статье рассмотрен опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений Томской области с Томским государственным университетом (далее ТГУ). Статья посвящена обоснованию наличия образовательного потенциала в практике сетевого межорганизационного взаимодействия. В работе представлено исследование результатов и эффектов сетевых образовательных программ (далее СОП), реализуемых ТГУ и школами-партнёрами. Методология исследования построена на применении гуманитарного подхода к анализу и управлению образовательными инновациями (научная школа Г. Н. Прозументовой, г. Томск). Образовательный потенциал в процессе разработки и реализации СОП заключается в появлении у субъектов взаимодействия созидательной коммуникации, личной инициативы, смысла совместной деятельности, порождающей средства, нормы и продукты деятельности. Результаты исследования позволили зафиксировать наличие образовательного потенциала сетевого взаимодействия и выявить условия его использования и усиления для решения актуальных задач образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суханова Елена Анатольевна, Зобнина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Educational Potential of Inter-Organizations Networking (the Case of the Schools and University Interaction)

The article describes the organization experience of the networking between Tomsk State University (TSU) and high schools in Tomsk region. The article is devoted to the educational potential identification in the practice of inter-organizations interaction. The author presents the results and effects of network educational programs (NEP) implemented by the University and partner schools. The research methodology is based on the humanitarian approach to the educational innovations analysis and management (G. N. Prozumentova scientific school, Tomsk). The educational potential of the NEP development and implementation includes the constructive communication of the participants, their individual initiative, and significance of joint activities, funds, standards and products generation. The research results allowed to detect the educational potential of the interorganizations networking and to identify the using and amplification conditions for the solution of pressing education problems.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования)»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 378.144./146

Образовательный потенциал межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования)

Е. А. Суханова А. А. Зобнина

Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация. В статье рассмотрен опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений Томской области с Томским государственным университетом (далее - ТГУ). Статья посвящена обоснованию наличия образовательного потенциала в практике сетевого межорганизационного взаимодействия. В работе представлено исследование результатов и эффектов сетевых образовательных программ (далее - СОП), реализуемых ТГУ и школами-партнёрами. Методология исследования построена на применении гуманитарного подхода к анализу и управлению образовательными инновациями (научная школа Г. Н. Прозументовой, г. Томск). Образовательный потенциал в процессе разработки и реализации СОП заключается в появлении у субъектов взаимодействия созидательной коммуникации, личной инициативы, смысла совместной деятельности, порождающей средства, нормы и продукты деятельности. Результаты исследования позволили зафиксировать наличие образовательного потенциала сетевого взаимодействия и выявить условия его использования и усиления для решения актуальных задач образования.

Ключевые

слова: межорганизационное сетевое взаимодействие, образо-

вательный потенциал, открытое образовательное пространство, сетевые образовательные программы, мягкие навыки, компетенции.

В современном быстроразвивающемся мире высоких технологий и стремительно растущих информационных потоков школьное образование встречается с фактической неспособностью к своевременной передаче накопленных знаний школьникам. Происходящие глобальные изменения в обществе, новые направления в социокультурном

развитии, быстрый рост информации привели к необходимости внесения изменений требования к качеству образования на всех уровнях [4, 8, 7]. В связи с происходящими изменениями произошло внедрение новых стандартов образования и новой концепции развития образования в России. Новые требования к качеству образования теперь касаются не только уровня развития предметных знаний обучающихся, но и уровня сформированности метапредметных и личных компетенций. Как следствие, произошло столкновение противоположных друг другу требований и образовательные учреждения оказались в положении неспособности выполнять качественную подготовку учащихся по всем введённым государством направлениям. В поиске механизмов решения проблемы образовательные учреждения стали объединяться в сетевые группы и сообщества, позволяющие интегрировать ресурсы и возможности для реализации поставленных государством задач [1, 2].

Анализ практики сетевого взаимодействия показал, что межорганизационное сетевое взаимодействие в образовании оказывает влияние не только на появление особых образовательных достижений учащихся, но и на профессиональное развитие педагогов, на инновационный путь развития школы и на образовательное пространство региона и страны в целом [7, 10, 18]. В последнее время в России в разных регионах можно встретить множество примеров практики организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, но, как правило, такие прецеденты локальны и имеют несистемный характер взаимодействия [11, 17]. Для масштабирования практики сетевого взаимодействия необходимо провести оценку достигнутых результатов и того, насколько полученные результаты отвечают целям и задачам развития современного образования.

В научной среде существуют методики анализа сетевого взаимодействия между социально-экономическими субъектами, но развитие практики сетевых отношений в сфере образования актуализирует необходимость в разработке специальной методики, позволяющей проводить анализ результатов и эффектов сетевого взаимодействия образовательных учреждений [5, 6, 14]. Разработка методики затруднена тем, что на практике результаты сетевого взаимодействия зачастую имеют отсроченный эффект, как следствие, зачастую возникают сложности в измерении достигнутых результатов. Данная проблема приводит к необходимости анализа не результатов, а потенциальных возможностей сетевого взаимодействия и его потенциального влияния на решение актуальных задач образования.

В этимологической трактовке понятие «потенциал» происходит от аристотелевского «actus», т. е. то, что есть и существует, и «potentia» - то, что может быть и возможно. Можно сказать, что потенциал - это то, благодаря чему «potentia» переходит в «actus» (действительность) [14]. В научной литературе одни исследователи характеризуют потенциал как степень мощности в каком-нибудь отношении или совокупность необходимых средств, у других он описан как совокупность ресурсов или возможностей в какой-либо области [19, с. 50]. В контексте исследований в образовании мы опираемся на определение Прозументовой Г. Н., которая характеризует потенциал как силу или возможность, которая уже порождена, но существует в скрытом, неявном виде и проявляется только при определённых условиях [10]. Такое определение позволяет выделить в качестве предмета изучения и анализа в практике сетевого взаимодействия феномены и прецеденты локальных изменений.

Обсуждение потенциала сетевого взаимодействия для решения актуальных

задач системы образования идёт в профессиональном сообществе с середины 1990-х годов [2].

Термины «сеть» и «сетевое взаимодействие» пришли в образование из экономики, где к сетевым организациям относят объединения юридических лиц с целью уменьшения транзакционных издержек основной деятельности. Такие объединения могут носить формальный юридический характер, т. е. иметь одно юридическое лицо и стабильный состав участников сети, могут быть полуформализованными - отношения скреплены договором о сотрудничестве при сохранении самостоятельности. Также сетевая организация может быть динамической, т. е. иметь непостоянный состав участников взаимодействия. Характеристиками сетевой организации являются следующие: отсутствие иерархической цепочки в принятии стратегических и оперативных решений, добровольное участие групп и лиц в совместной деятельности, горизонтальные коммуникации и дифференциация узлов сети по компетенциям [20]. Для управления такими организациями выделяется субъект - интегратор взаимодействия, который обеспечивает проектирование и удержание стратегических задач взаимодействия участников сети, а также совместное производство и распределение ресурсов. В экономике над понятием сетей работали следующие авторы: Р. Хаггинс, Ф. Вебстер, Ф. Котлер, Р. Акрол, Й. Рюегг-Штюрм, Л. Ахтенхаген, А. Дюба, Ю. С. Богачёв, А. М. Октябрьский, Д. А. Рубвальтер.

В последнее время сетевые организации стали рассматриваться всё больше вне экономического контекста. Общественные, профессиональные объединения консультантов, экспертов, свободных программистов и т. д., не имея формальной структуры организации деятельности, играют гораздо большую роль в решении актуальных задач отрасли, чем базовые организации-функционеры. По сути, действие в свободной сети снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности. В этом контексте сетевая организация выступает своеобразным механизмом соединения личных и организационных, общественных и государственных интересов.

В системе образования затребованность в формах совместной деятельности по решению актуальных задач связана с осознанием отдельным учреждением дефицитов собственных ресурсов и попыткой восполнить их за счёт кооперации с другими субъектами [3]. Показательным примером здесь является сетевое взаимодействие школ и вузов для организации профильного обучения или взаимодействие базовых школ - ресурсных центров с другими субъектами муниципальной системы образования для организации методической помощи педагогам по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Однако практика развития инновационного образования показывает, что наиболее активными субъектами построения образовательных сетей и сообществ выступают учреждения и организации, имеющие достаточный кадровый, финансовый и программно-методический (а зачастую и политический) ресурс для решения задач деятельности. Как правило, такие учреждения - организаторы и участники сети являются «сильными игроками» на поле образовательных услуг и инновационных разработок в образовании. Они вступают в сетевое взаимодействие с многочисленными организациями разных уровней образования, представителями социального и экономического сектора, участвуют в создании и являются разработчиками сетевых образовательных событий, проектов и программ. Даже поверхностный взгляд на содержание и

формы сетевого взаимодействия этих образовательных учреждений показывает, что они достаточно разнообразны и направлены на решение специфичных задач в достижении желаемого качества образования [3].

Исследования потенциала сетевого взаимодействия и сетевой организационной структуры в управлении инновациями в образовании показали, что сеть - «всегда проявление образовательной инициативы и её превращение в цели и задачи деятельности инициативной группы людей» [6]. Поэтому вхождение в сеть означает не просто постановку «надличностных» целей группой людей, но и выработку ими самими ценностных оснований их инициативы. Соответственно, в управлении инновациями сетевое взаимодействие может использоваться как механизм реализации инициативных целей образования, масштаб которых превышает рамки не только отдельных учреждений, но и схемы их функционирования [10]. Образовательная сеть как новая институция является структурой по производству знания. Определяя таким образом функции сетевой структуры, выделяем основные механизмы управления сетевым взаимодействием - создание человеческого ресурса, управление процессами группообразования и становления организационной культуры образовательного сообщества. Г. Н. Прозументова выделяет, что добровольный, инициативный характер объединения в сети означает, что в этом объединении действуют механизмы самосозидания, создания формы организации самими её участниками путём вовлечённости всех субъектов в выработку ценностных оснований объединения (самообоснование сообщества) [9].

Потенциал сетевого взаимодействия университетов и школ исследовался научной группой Томского государственного университета и в контексте актуальных, прагматичных задач системы образования - влияние сетевого взаимодействия на качество образования. Результаты исследований показали, что взаимодействие представителей вузов и общего образования при выполнении ими совместных проектов и программ обладает потенциалом как для повышения качества образования - формирование специальных профильных (углублённых) знаний по предмету, получение опыта проектно-исследовательской деятельности, опыта построения своего образовательного маршрута и навыков самообразования; так и для повышения качества самой системы - увеличение и разнообразие кадровых, материально-технических, информационно-методических и других ресурсов, усиление доступности и вариативности образования [13, 16].

Обобщая, выделим характеристики потенциала сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие имеет потенциал для становления образовательной культуры как культуры открытия возможностей, характеризующейся многообразием «персональных типов», стилей, практик.

Сеть расширяет множественность субъектов и контекстов организации образования, дифференцирует функции разных субъектов и задаёт содержание и форму взаимодействия [16]. Взаимодействие разных по позиции, опыту, социальному статусу, образовательной и жизненной стратегии субъектов позволяет преодолеть функциональную редукцию профессиональной деятельности, сложившиеся жизненные стереотипы и получить синергетический эффект от коммуникации и совместной деятельности - наблюдается становление образовательного сообщества [10].

Всё это даёт нам основания говорить о наличии в практике сетевого взаимодействия особого потенциала - образовательного, т. е. появления у субъектов

взаимодействия смысла совместной деятельности, личной инициативы, созидательной коммуникации, порождающей средства, нормы и продукты деятельности в процессе межорганизационного взаимодействия.

В процессе изучения опыта оценки потенциала сетевого взаимодействия было выделено несколько подходов. В частности, методика оценки интеграционного потенциала сетевого взаимодействия [5] и межорганизационного сетевого взаимодействия бизнес-компаний [20; 21]. Согласно представленной методике оценка интеграционного потенциала состоит в измерении количественных показателей результативности образовательной деятельности сетевого взаимодействия по числу реализуемых образовательных программ, созданных электронных ресурсов, интегрированных образовательных программ, обучающихся и сотрудников, проведённых олимпиад, конкурсов, конференций, по объёму доходов от проектов и пр.

В процессе проявления и анализа образовательного потенциала взаимодействия вузов и школ мы опирались на методологию гуманитарного исследования, предполагающую выделение эмпирических признаков, зависимостей и эффектов сетевого взаимодействия через использование кейс-метода [15] с применением интервьюирования, анкетного опроса, включённого наблюдения и фокус-групп.

Для анализа использовалась практика разработки и реализации пяти СОП и совместных событий ТГУ со школами-партнёрами. Всего в исследовании приняли участие 100 школ Томской области, 3 000 учащихся и 300 учителей. СОП, реализуемые в 2016-2017 учебном году: «Открытый STEM-класс», «Предбакалавриат Liberal Arts», «Основы проектирования», «Горизонты будущего», «Предпринимательство и лидерство». Примерами сетевых событий можно назвать: Осеннюю и Весеннюю конференции школ - партнёров ТГУ, XVII Сибирскую молодёжную Ассамблею «Профессии будущего», Открытый областной образовательный форум-конкурс «Образовательный Форсайт +20: высокие технологии и профессии будущего», Форум «Таланты Сибири».

Под СОП понимаются содержание и формы организации образовательного процесса, созданные и реализуемые в процессе взаимодействия представителей образовательного сообщества: педагогов школ и центров дополнительного образования, преподавателей и студентов университета, бизнес-партнёров.

Так, в реализуемой сетевой программе «STEM-класс ТГУ» субъектами выступили департаменты образования г. Томска и Томской области, ОГБУ «Региональный центр развития образования», НИ ТГУ, а также школы - партнёры ТГУ, из них 5 школ - базовые площадки реализации проекта. Содержание программы было направлено на формирование у школьников опыта в проведении командных междисциплинарных исследований и проектов на материале естественнонаучных и физико-математических направлений ТГУ. Организационная схема обеспечивала включение в работу студентов, тьюторов и педагогов, сопровождающих проектную деятельность школьников в очных и заочных модулях программы. В результате реализации СОП был разработан исследовательский кейс, описывающий ход реализации программы, основные результаты, проблемные точки и условия развития СОП.

По итогам проведённого исследования можно сделать вывод, что сетевое взаимодействие имеет качественные результаты на всех вовлечённых субъектах: общеобразовательные учреждения, школьники, учителя, вуз; а также положительные результаты видны в формировании открытого образовательного

пространства и создании новых разработок.

Мониторинг полученных результатов показал, что у школьников, принявших участие в СОП, ярко выражено повышение уровня мотивации к обучению, происходит изменение в профильном самоопределении и построении индивидуальных образовательных маршрутов. При проведении совместных событий со школьниками проводилось исследование уровня формирования мягких навыков (soft skills), проектных, исследовательских и предпринимательских компетенций, по результатам которого отмечается положительная динамика в их формировании (диаграмма 1). По результатам опросов в большей степени школьники отмечают влияние СОП на развитие способностей к выполнению проектного задания и поиску нестандартных решений.

На развитие каких компетенций повлияло ваше участие в СОП?

13%

2%

21%

24%

15%

I Способность работать в команде

Способность выполнить проектное задание

Способность проводить исследование

I Способность к поиску нестандартных решений

Способность к самоорганизации,

самообучению

Никакие

Диаграмма1.

Результаты опроса школьников по вопросу влияния СОП на развитие soft skills

Участие в СОП позволило школьным педагогам повысить уровень квалификации, инадриаи в собственную образовательную практику ео временные методы, гроиовы о технологии р обучеиии, пууиуить квалифицвцэовануи/ю ак-тодическую поддержку, расширить опыт ведения проектной и исследовательской деятелыюсри, в также аолучитт опыт в совмертной организации мврю-приятий и конференцнй.

Администрация общеобразовательных учреждений по результатам реализации СОП овмечает порожииерьнрю динами^ ртюиедрении ФГОС в систему образованли в анарших класеьх. В ходе решшзтчри совместной орограммы между вузом и школами был выявлен потенциал к преодолению проблемы де-фицитр р отсоаваню ньуиоыо зньиу° в шкатеныxиcаитдoвзаияx вюсредств ом интеграцао ирьхррки научнын рроработок вузов в школьнию системз. В Твле -шинстве школ произошло усиление ресурсов школы в организации проектной и исслерьватебосбо° деятеьенасти. Виалхзение з рвбс>ьу вошкольникаме и^-дентоврузи создаёт назмарсность дна привлеченияошковыаовых подаьегоз, с современными педагогическими компетенциями и готовых работать по новым стандартам. 03 частных слуазьи адаиристрацив адloвыxшкoр рфимамд рюшз-ние о неоДмидимости тбтювхми ООПз содУильное школьнаи уаспиcaннь с целью усиления описанных выше результатов и эффектов.

В ходе ртализацир мОП иpeпoддаатeлями унивлрзшота и оeдлroгaму школ

82 рАиюЕЛ «пoдисoхичEcкиE НАУКИ»

со 2 (У5), АПнелн з ИЮИЬ Id7

были совместно разработаны методические материалы, регламенты мониторинга результативности.

Результаты реализации СОП сказались на развитии открытого образовательного пространства региона в целом. Учителя в совместной работе получили возможность обмениваться опытом и разработками друг с другом и иметь свободный доступ к разработкам университета. Школьники получили возможность проводить исследования в современных лабораториях г. Томска при сопровождении преподавателей и тьюторов ТГУ.

Для ТГУ СОП содержат потенциал, который реализуется в преемственности при формировании soft skills от предбакалавриата к бакалавриату, а также развитии проектных, исследовательских и педагогических компетенций у студентов.

Анализ прецедентов конкретных СОП выявил наличие образовательного потенциала, который может быть проявлен и масштабирован при определенных управленческих и организационных условиях.

К этим условиям относятся:

1) повышение качества администрирования сетевого взаимодействия: нормативное закрепление сетевых отношений, выделение позиции координатора, системное планирование и мониторинг совместной деятельности и др.;

2) системность реализации СОП: удерживание ритмичности участия одной и той же группы школьников и педагогов в программе, взаимодополнительность с основной образовательной программой школы;

3) наличие постоянных форм сопровождения образовательной деятельности школьников со стороны студентов-тьюторов и преподавателей университета; организационное, методическое и тьюторское сопровождение индивидуальных траекторий, осуществляемое школьными учителями;

4) образовательное сопровождение педагогов школ со стороны университета в освоении ими новых педагогических средств и компетенций.

Результаты исследования образовательного потенциала, условий его наращивания и использования в региональной системе образования были обсуждены с представителями органов управления образованием, педагогической и университетской общественностью на конференции школ - партнёров ТГУ и положены в основание планирования сетевого взаимодействия на следующий учебный год.

Список литературы

1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] / А. И. Адамский // 1 сентября. - URL: http://upr.l september.ru/2002/04/2.htm (дата обращения: 13.08.2016).

2. Адамский, А. И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / А. И. Адамский. - М. : Эврика, 2006. - 212 с.

3. Зобнина, А. А. Сетевое взаимодействие образовательных организаций: изменение содержания и задач совместной деятельности в контексте новой образовательной политики / А. А. Зобнина // Вест. Удмурт. ун-та. Серия Философия. Социология. Психология. Педагогика. - Ижевск, 2016. - № 4. - с. 118-123.

4. Зобнина, А. А. Условия организации сетевого взаимодействия вуза и школы: опыт и проблемы / А. А. Зобнина // Научно-педагогическое обозрение. - Томск : ТГПУ 2017. - № 1, с. 114-125.

5. Маковеева, В. В. Сетевое взаимодействие как механизм интеграции образования, науки, производства и оценка его результативности : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / В. В. Маковеева - Томск, 2013. - 237 с.

6. Минцберг, Г. Структура в кулаке : создание эффективной организации / Г. Минц-берг. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс : сайт. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.05.2017).

8. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599. - URL: https:// rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 04.05.2017).

9. Прозументова, Г. Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования) / Г. Н. Прозументова. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2016. - 412 с. (Серия «Университет - учителю»).

10. Прозументова, Г. Н. Сетевые образовательные программы : потенциал и результативность / Г. Н. Прозументова, Е. А. Суханова // Аналитические материалы. - Томск : НИ ТГУ, 2014. - 36 с.

11. Разработка проектов концепции и программы «Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона» : Отчет о НИР (заключительный) / рук. Э. В. Галажинский. - Томск : НИ ТГУ, 2011. - 416 с.

12. Соколов, В. Ю. Контексты построения сетевых образовательных программ в практике взаимодействия вузов и школ / В. Ю. Соколов // Вест. Том. гос. ун-та № 358. -Томск: ТГУ, 2012. - 195-197 с.

13. Соколов, В. Ю. Потенциал сетевых образовательных программ для повышения качества образования и формирования Открытого образовательного пространства региона / В. Ю. Соколов, Е. А. Суханова // Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск : ТГУ, 2013. - 194 с.

14. Средневековая философия: Учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов. - М. : Высшая школа, 1979. - С. 359-360.

15. Стрекалова, Н. Д. Кейс-метод в научных исследованиях магистров менеджмента / Н. Д. Стрекалова // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера : Вестн. н.-и. центра корпорат. права, упр. и венчурного инвест. Сыктывк. гос. ун-та. - 2014. - № 4. - С. 184-197.

16. Суханова, Е. А. К вопросу о мониторинге результативности сетевого взаимодействия университета и системы общего образования / Е. А. Суханова, А. А. Зобнина // Информатика и образование. - 2015 - № 6 (266) - с. 20-24.

17. Суханова, Е. А. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление / Е. А. Суханова. - М. : Альянс Пресс, 2004. - 268 с.

18. Цирульников, А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситауции / А. М. Цирульников // Вопросы образования. - 2009. -№ 2. - С. 39-65.

19. Шафиков, М. Т. Научно-образовательный потенциал как социальный феномен : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 / М. Т. Шафиков. - Уфа, 2006. - 322 с.

20. Шерешева, М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний / М. Ю. Шереше-ва. - М. : Издат. дом гос. ун-та - ВШЭ, 2010. - 339 с.

21. Шерешева, М. Ю. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса. - М. : Издат дом ВШЭ, 2014. - 448 с.

The Educational Potential of Inter-Organizations Networking (the Case of the Schools and University Interaction)

E. A. Sukhanova, A. A. Zobnina

National Research Tomsk state University, Tomsk

Abstract. The article describes the organization experience of the networking between Tomsk State University (TSU) and high schools in Tomsk region. The article is devoted to the educational potential identification in the practice of inter-organizations interaction. The author presents the results and effects of network educational programs (NEP) implemented by the University and partner schools. The research methodology is based on the humanitarian approach to the educational innovations analysis and management (G. N. Prozumentova scientific school, Tomsk). The educational potential of the NEP development and implementation includes the constructive communication of the participants, their individual initiative, and significance of joint activities, funds, standards and products generation. The research results allowed to detect the educational potential of the inter-organizations networking and to identify the using and amplification conditions for the solution of pressing education problems.

Keywords: inter-organizations networking, education potential, open educational space, public education, network programs, soft skills, competence.

Суханова Sukhanova

Елена Анатольевна

Elena Anatolievna

кандидат педагогических наук, заместитель проректора по учебной работе, директор Института инноваций в образовании

Candidate of Sciences (Pedagogy),

Национальный исследовательский Томский государственный университет

National Research Tomsk State University

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 тел.: 8(3822)529585 e-mail: [email protected]

36 Lenin Ave, Tomsk, 634050 tel.: 8(3822)529585 e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зобнина

Анна Александровна

Zobnina

Anna Aleksandrovna

аспирант

Postgraduate Student

Национальный исследовательский Томский государственный университет

National Research Tomsk State University

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 тел.: 8(3822)529585 e-mail: [email protected]

36, Lenin Ave, Tomsk, 634050 tel.: 8(3822)529585 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.