тайную силу. Постижение мира недоступно художнику, ему доступно только ощущение его.
Малевич видит глубинную схожесть между разными видами искусств с точки зрения ощущения художника и самого процесса творчества. По его мысли все искусства происходят из одного корня и схожи в важнейших аспектах: все они работают с одними и теми же закономерностями, используют те же самые инструменты и средства. Различие же между ними проявляется лишь в том, что именно имеет первенство. В статье «О Поэзии» он выразит эту мысль предельно чётко: «Один
Библиографический список
расскажет, другой расскажет в стихотворении, третий споет <...> четвертый напишет красками». По-видимому, именно этими взглядами художника можно объяснить его особенный неослабный интерес к разным видам искусства, возможностям их сочетаемости и переводимости, прослеживающийся в течение всей его творческой жизни и отмеченный во многих его статьях, в которых, говоря о живописи в целом или пытаясь обосновать супрематическую теорию, Малевич постоянно обращается к сходству процессов, происходящих в искусстве слова, музыки, архитектуры.
1. Геллер Л.М. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе. Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. Под редакцией Л.М. Геллера. Москва: Издательство «МИК», 2002.
2. Ковтун Е. Победа над солнцем» — начало супрематизма. Фот. С. и О. Чехониных, В. Некрасова. 1989; № 2 (8).
3. Матюшин М. «Футуризм в Петербурге». Футуристы. Первый журнал русских футуристов. Москва, 1914.
4. Шатских А. «Казимир Малевич и поэзия» вступительная статья. Казимир Малевич. Поэзия. Москва, 2000.
5. Государственникам от искусства (1919). Казимир Малевич. Собрание сочинений: Т. 1: с. 81.
6. Малевич К. Собрание сочинений: в пяти томах. Москва, 1995 - 2004.
References
1. Geller L.M. Voskreshenie ponyatiya, ili Slovo ob 'ekfrasise. 'Ekfrasis v russkoj literature: trudy Lozannskogo simpoziuma. Pod redakciej L.M. Gellera. Moskva: Izdatel'stvo «MIK», 2002.
2. Kovtun E. Pobeda nad solncem» - nachalo suprematizma. Fot. S. i O. Chehoninyh, V. Nekrasova. 1989; № 2 (8).
3. Matyushin M. «Futurizm v Peterburge». Futuristy. Pervyjzhurnalrusskih futuristov. Moskva, 1914.
4. Shatskih A. «Kazimir Malevich i po'eziya» vstupitel'naya stat'ya. Kazimir Malevich. Po'eziya. Moskva, 2000.
5. Gosudarstvennikam ot iskusstva (1919). Kazimir Malevich. Sobranie sochinenij: T. 1: s. 81.
6. Malevich K. Sobranie sochinenij: vpyati tomah. Moskva, 1995 - 2004.
Статья поступила в редакцию 19.03.18
УДК 378
Shrayber A.N., Cand. of Sciences (Sociology), senior teacher, Altay State University (Barnaul, Russia), E-mail: 336680@bk.ru
METHODS TO FORM SOFT SKILLS AMONG UNIVERSITY STUDENTS THROUGH A SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION. The article describes the basics of the concept "soft skills", analyzes different theoretical and methodological approaches of Russian and foreign scientists to the problem of soft skills. The author highlights the main components of soft skills: communication skills, personal development, management skills. The work also considers the perspective of developing and implementing the methods of soft skills formation among university students through the system of additional vocational education. The research presents a project of a program of additional vocational education on the formation of soft skills among university students.
Key words: soft skills, additional vocational education, competence development, methods of forming soft skills.
А.Н. Шрайбер, канд. соц. наук, ст. преп., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: 336680@bk.ru
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS (МЯГКИХ НАВЫКОВ) У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается сущность понятия «soft skills», анализируются различные теоретико-методологические подходы отечественных и зарубежных ученых к проблематике soft skills. Выделяются основные составляющие soft skills: коммуникативные навыки, личностное развитие, управленческие навыки. Рассматривается перспективность разработки и внедрения методики формирования soft skills у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования. Предлагается проект программы дополнительного профессионального образования по формированию soft skills у студентов вуза.
Ключевые слова: soft skills (мягкие навыки), дополнительное профессиональное образование, развитие компетенций, методики формирования soft skills.
В современном профессиональном мире с высокой динамикой и конкуренцией к высшему профессиональному образованию предъявляются высокие требования к подготовке специалистов различных сфер трудовой деятельности. Перед участниками педагогической системы встает проблема не только качества профессионального образования, но и его применяемость, прак-тикоориентированность. Практически каждый выпускник вуза сталкивается с проблемами поиска подходящего места работы, адаптации к трудовой деятельности. Неспособность молодого специалиста оперативно реагировать на потребности рынка труда не является показателем некачественной профессиональной подготовки в рамках вуза. Ядром проблемы является неумение молодого специалиста применять полученные профессиональные компетенции на практике. Исследования последнего десятилетия показывают, что для молодого специалиста представляет ценность не только профессиональные компетенции, но и дополнительные знания и навыки, освоение которых, как пра-
вило, не входит в учебные программы вузов. Например, ответственность, стрессоустойчивость, креативность. Из чего можно сделать вывод о второстепенности их значения в формировании учебных планов тех или иных направлений подготовки. Вместе с тем, приходит осознание о необходимости таких дисциплинарных курсов, соответствующих требованиям рынка труда. В этом случае речь идет о формировании и развитии навыков soft skills (мягких навыков). Это приобретенные компетенции, которые можно сформировать будущему специалисту независимо от его профессиональной сферы через систему дополнительного профессионального образования.
Для создания программы дополнительного профессионального образования по формированию soft skills необходимо четко представлять сущность столь популярного явления среди специалистов, работодателей и преподавателей вузов.
Теоретико-методологические разработки в исследовании soft skills представлены в работах как отечественных, так и за-
рубежных ученых. Данная исследовательская проблематика является, безусловно, междисциплинарной, так как понятие soft skills охватывает те компетентностные и личностные качества специалиста, которые потребны в любой профессиональной отрасли.
В отечественной литературе представлены разнообразные трактовки понятия «soft skills». По мнению Д. Татаурщиковой, soft skills - унифицированные навыки и личностные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. Например, управление личностными резервами, умение убеждать, таймменеджмент [1]. О. Сосницкая к soft skills относит такие навыки как лидерство, ораторское искусство, умение убеждать. В этом ключе soft skills представляются как коммуникативные и управленческие таланты [2]. В своих научных разработках В. Шипилов определил soft skills как психологическое явление, проявляющееся в большинстве жизненных ситуаций, связанное с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой [3]. О. Чуланова в своих работах определяет soft skills как социально-трудовую характеристику совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми [4].
Зарубежные теоретико-методологические основы soft skills носят, прежде всего, прикладной характер. Для определения сущности soft skills неоднократно были проведены междисциплинарные исследования. Ученые Мюнхенского института Макса Планка в качестве основных компонент soft skills определяют личностную динамику, область межличностных отношений, стремление к успеху, выносливость. В связи с этим создаются дополнительные учебные программы развития личностных качеств по всем составляющим soft skills [5]. Психолого-педагогическую концепцию soft skills предложили П. Сэловей, Дж. Майер и Д. Карузо. В рамках данного подхода центральным понятием является эмоциональный интеллект - определенная группа способностей, которая приводит к пониманию, как собственных эмоций, так и эмоций окружающих, таких как самоконтроль, самосознание, чуткость и пр. [6].
Не смотря на множество подходов к определению сущности soft skills и наличие в них качественных отличий, все же в них присутствует единое теоретико-методологическое ядро, суть которого в определении soft skills через синтез деятельностного и коммуникативного подходов. В этом случае soft skills рассматривается как система коммуникативных и личностных компетенций, включающая в себя любые непрофессиональные навыки, повышающие эффективность трудовой деятельности специалиста.
Теоретико-методологический анализ позволяет сделать вывод о существующей потребности формирования навыков soft skills у студентов вузов как необходимой составляющей их профессиональной компетентности.
В качестве объекта исследования в данной статье выступают soft skills как система неспециализированных, важных для реализации в профессиональной сфере компетентностных навыков, которые отвечают за успешное участие специалиста в трудовой деятельности. Основными компонентами soft skills являются три группы компетенций: коммуникативные навыки, личностное развитие, управленческие навыки. Предметную область представляют возможности формирования soft skills у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [7]. В целом данная система ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики. Следовательно, основной целью дополнительного профессионального образования является оперативное реагирование на актуальные потребности общества, связанные с получением необходимых умений и навыков для бы-
Библиографический список
строй адаптации специалистов в профессиональной деятельности. Внедрение программ дополнительного профессионального образования по формированию soft skills должно способствовать выпускникам вузов не зависимо от их профессиональной сферы легко адаптироваться в трудовой деятельности, максимально раскрывать свои компетенции и достигать карьерных высот.
На базе социологического факультета Алтайского государственного университета создается проект программы дополнительного профессионального образования по формированию soft skills, предназначенный для студентов различных факультетов. Специфика программы заключается в универсальности комплекса учебных дисциплин, предназначенных для различных направлений подготовки: социогуманитарных, естественнонаучных, технических.
Программа дополнительного профессионального образования по формированию soft skills предполагает комплекс учебных дисциплин, состоящих из четырех курсов, направленных на интенсивное овладение навыков деловой коммуникации, таймме-неджмента, стратегического планирования, работы с проектами и документацией. По каждому направлению представляется учебный блок, совмещающий теоретические основы, практическую и самостоятельную работу, итоговую аттестацию.
Первый блок «Коммуникативные стратегии поведения соискателя на рынке труда» направлен на формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков по оптимизации выбора коммуникативных стратегий при приёме на работу и дальнейшем взаимодействии в трудовом коллективе для максимизации эффективности профессиональной деятельности. Курс раскрывает сущность деловой коммуникации, специфику подготовки эффективного резюме, особенности поведения в условиях стресс-интервью. Знания усваиваются посредствам тренингов, групповой работы, практики составления резюме.
Второй блок программы дополнительного профессионального образования предполагает освоение курса «Методы управления временем в организации». Он направлен на приобретение знаний, умений и навыков в области таймменеджмента. В рамках групповой и индивидуальной работы раскрываются методы учета бюджета времени и современные технологии увеличения эффективности управления временем.
Третий блок программы по формированию soft skills - «Принципы и этапы реализации стратегического планирования в профессиональной деятельности». В рамках курса раскрываются основные принципы стратегического планирования и специфика их применения в профессиональной деятельности. В качестве индивидуального задания предлагается разработка этапов и мероприятий по их внедрению в стратегическом планировании профессиональной деятельности сотрудника, трудового коллектива, организации.
В заключительном блоке программы слушателям предстоит освоить базовые навыки работы с инфографикой и презентацией данных в профессиональной деятельности. В рамках индивидуальной и групповой работы даются знания о современных тенденциях визуализации данных, технологиях поиска и структурирования информации, методике и технике построения презентаций.
Освоение всех блоков программы дополнительного профессионального образования по формированию soft skills позволит выпускникам вузов приобрести и развить дополнительные коммуникативные, личностные и управленческие компетенции, что, безусловно, будет способствовать их профессиональному развитию.
В заключении необходимо отметить, что по оценке специалистов рынка труда именно soft skills определяют сегодня успешность трудоустройства выпускников вузов, их дальнейший карьерный рост, конкурентоспособность. Следовательно, создание и внедрение в образовательный процесс вузов курсов по формированию soft skills посредствам системы дополнительного профессионального образования, безусловно, целесообразно.
1. Татаурщикова Д. Soft skills. Available at: https://4brain.ru/blog/soft-skills/
2. Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера. Available at: http://be-st.ru/ru/blog/13
3. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. Available at: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/softskills. shtml
4. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 1 (28).
5. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере. Available at: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere
6. Meyer B.B. Emotional intelligence: A theoretical overview and implications for research and professional practice in sport psychology. Journal of Applied Sport Psychology. 2007; 19: 1 - 13.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 76. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/
References
1. Tataurschikova D. Soft skills. Available at: https://4brain.ru/blog/soft-skills/
2. Sosnickaya O. Soft skills: myagkie navyki tverdogo haraktera. Available at: http://be-st.ru/ru/blog/13
3. Shipilov V. Perechen'navykovsoft-skills isposoby ih razvitiya. Available at: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/softskills.shtml
4. Chulanova O.L., Ivonina A.I. Formirovanie soft-skills (myagkih kompetencij): podhody k integracii rossijskogo i zarubezhnogo opyta, klassifikaciya, operacionalizaciya. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami vRossii. 2017. № 1 (28).
5. Abashkina O. Soft skills: klyuch k kar'ere. Available at: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere
6. Meyer B.B. Emotional intelligence: A theoretical overview and implications for research and professional practice in sport psychology. Journal of Applied Sport Psychology. 2007; 19: 1 - 13.
7. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 07.03.2018) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii», st. 76. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/
Статья поступила в редакцию 16.03.18
УДК 792.5:378
Nikitina E.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk,
Russia), E-mail: elenaurievna@bk.ru
Yunusova E.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University
(Chelyabinsk, Russia), E-mail: izadora/74@mail.ru
CHOREOGRAPHIC PROJECT AS AN ALTERNATIVE FORM OF CHOREOGRAPHY STUDENTS' OUTCOMES. The article is dedicated to the use of project technology in pedagogical training of students, who are future choreographers. Considerable attention is paid to cooperation and co-creation of all subjects of the educational process with an orientation to students' independence, creative orientation, and stimulation of self-realization and self-actualization of the student's personality. The choreographic project is considered at the polyfunctional level, where the central one is the use of polygraphic, participatory and typological approaches in the educational process of the university. The variant of the project's scheme is offered in the article for creating a choreographic number as an alternative form of attestation of choreography students.
Key words: choreographic project, participative approach, polyartistic approach, attestation of students, typological approach.
Е.Ю. Никитина, д-р пед. наук, проф., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, E-mail: elenaurievna@bk.ru
Е.Б. Юнусова, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, E-mail: izadora/74@mail.ru
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ХОРЕОГРАФОВ
Статья посвящена использованию проектной технологии в педагогической подготовке студентов - будущих хореографов. Значительное внимание уделяется сотрудничеству и сотворчеству всех субъектов образовательного процесса при ориентации на самостоятельность студентов, творческую направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности студента - будущего хореографа. Хореографический проект рассматривается нами на полифункциональном уровне, центральным при этом является использование полихудожественного, партисипативного и типологического подходов в образовательном процессе вуза. В статье предложен вариант схемы проекта по созданию хореографического номера как альтернативной формы аттестации студентов - хореографов.
Ключевые слова: хореографический проект, партисипативный подход, полихудожественный подход, типологический подход, аттестация студентов.
Непрерывность совершенствования образовательного процесса актуализируется применением проектной деятельности в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания в области хореографического искусства. Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе педагогического образования и позиционируются как инновационный подход в хореографической подготовке студентов. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики хореографии, но, главным образом, в сфере социальной:
- необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Так проектная деятельность в области хореографического искусства является художественной деятельностью по самореализации способностей, потребностей, дарований и творческих возможностей студентов - будущих хореографов. Именно в хореографическом искусстве происходит органическое слияние основных видов деятельности: познавательной, ценностно-ори-ентационной, преобразовательной, коммуникативной.
В процессе хореографической деятельности создаются возможности обращения к полихудожественному подходу (Б.П. Юсов) как одному из прогрессивных направлений в художественной педагогике. Полихудожественный подход «предполагает не частные виды художественной деятельности, а искусство как первоединую основу мышления человека по степени общности и значения для человеческого духа и, наконец, как оружие прорыва и неведомые горизонты». Полихудожественный подход связан «с выходом за пределы искусства». Искусствоведческие традиции и специфичность профессионализма, замкнутые в рамках собственных проблем, не занимают главенствующего