Научная статья на тему 'Процесс формирования soft skills в медицинском вузе'

Процесс формирования soft skills в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2784
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / компетенции / нетехнические навыки / soft skills / коммуникативные навыки / медицинский специалист / симуляционные технологии / educational process / competences / nontechnical skills / soft skills / communication skills / medical specialist / simulation technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таптыгина Елена Викторовна

В статье определено значение нетехнических навыков (soft skills) для профессиональной компетентности врача. Представлены общекультурные и общепрофессиональные компетенции в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) III поколения по специальности «лечебное дело» и определено количество дисциплин, в рамках которых происходит формирование soft skills. Рассмотрена роль симуляционных технологий в отработке нетехнических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таптыгина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF SOFT SKILLS FORMATION IN MEDICAL UNIVERSITY

The article defi nes the value of non-technical skills (soft skills) for the professional competence of a doctor. General cultural and general professional competences are presented in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard in higher education of the third generation in the specialty "General Medicine" and the number of disciplines, which forms soft skills, are determined. The role of simulation technologies in the development of non-technical skills is considered.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования soft skills в медицинском вузе»

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Таптыгина Е.В.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

В статье определено значение нетехнических навыков (soft skills) для профессиональной компетентности врача. Представлены общекультурные и общепрофессиональные компетенции в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) III поколения по специальности «лечебное дело» и определено количество дисциплин, в рамках которых происходит формирование soft skills. Рассмотрена роль симуляционных технологий в отработке нетехнических навыков.

Ключевые слова:

образовательный процесс, компетенции, нетехнические навыки, soft skills, коммуникативные навыки, медицинский специалист, симуляционные технологии

THE PROCESS OF SOFT SKILLS FORMATION IN MEDICAL UNIVERSITY

Taptygina E.V.

Krasnoyarsk State Medical University

Keywords:

educational process, competences, nontechnical skills, soft skills, communication skills, medical specialist, simulation technologies

The article defines the value of non-technical skills (soft skills) for the professional competence of a doctor. General cultural and general professional competences are presented in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard in higher education of the third generation in the specialty "General Medicine" and the number of disciplines, which forms soft skills, are determined. The role of simulation technologies in the development of non-technical skills is considered.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), выпускник медицинского вуза, помимо теоретических знаний, должен овладеть регламентируемым объемом практических умений. За период обучения в вузе студент лечебного факультета овладевает 22 профессиональными, а также общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, в рамках которых формируются нетехнические навыки.

Специфика врачебной профессии предполагает знание характерного свода этических требований,запретов и ограничений, которые должны приниматься теми, кто по роду своей деятельности вмешивается в жизнь другого человека. Подготовка медицинских специалистов в наши дни требует не только профессиональной компетентности как одной из главных составляющих, но и формирования профессионально-социальной культуры специалиста. В процессе подготовки специалистов в вузе особое внимание следует уделять развитию не только универсальных знаний, нужных для выполнения той или иной деятельности, но и - в первую очередь - освоению корпоративных компетенций. У каждой сферы своя кадровая политика, свои особенности, и для того чтобы выпускник смог достаточно легко и полноценно включиться в профессиональную деятельность, ему необходимы мотивация, соответствующая квалификация, личностные и деловые качества, а также овладение корпоративными компетенциями, специфичными для каждой сферы деятельности [1].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Цель работы - определить значение нетехнических навыков в профессиональной компетентности врача и провести

анализ формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций на примере одной медицинской специальности.

Задачи

1. Определить, что входит в понятие «нетехнические навыки» (soft skills).

2. Определить значение нетехнических навыков для профессиональной компетентности врача.

3. Определить компетенции по ФГОС ВО, ответственные за формирование нетехнических навыков.

4. Проанализировать, какое количество дисциплин формирует компетенции, связанные с нетехническими навыками, на примере специальности «лечебное дело».

5. Определить роль преподавателя высшей школы в формировании нетехнических навыков.

6. Определить значение симуляцион-ных технологий в отработке нетехнических навыков.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Профессионально-социальную культуру врача можно определить как совокупность знаний, умений, а также интеграцию личностных качеств, основанных на толерантных, гуманистических, этических принципах в процесс коммуникации с пациентами. Именно на уровне профессионально-социальной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля. Компетентность и образованность человека проявляются в системно-ценностном подходе в процессе подготовки специалиста [4].

В зарубежной образовательной практике эмоциональные и коммуникативные качества рассматриваются как soft skills,

№ 2, 2018

или «мягкие» навыки, которые дополняют hard skills - технические/«твердые»/ профессиональные навыки. В отличие от последних, которые, как правило, хорошо измеримы, устойчивы, отождествляются с конкретными манипуляциями, а также входят в состав должностных инструкций и квалификационных характеристик, soft skills носят универсальный характер, важны для успешного профессионального и жизненного самоопределения любого человека, независимо от профессии. К их числу относят способность к коммуникации, лидерству, кооперации, дипломатии, выстраиванию отношений; командные, публичные навыки; умения презентовать свои идеи, креативно решать открытые задачи, в том числе социального плана, и др. Данные компетенции в современном мире рассматриваются в качестве важного образовательного результата наряду с профессиональными компетенциями.

Насколько они важны для будущих врачей? Ряд врачебных специальностей являются публичными, что делает особо важными такие умения, как презентовать себя и свои идеи, выстраивать отношения с различными субъектами здравоохранения - обучающимися (ординаторами, курсантами), родителями (для врачей-педиатров), родственниками, пациентами, социальными партнерами, кооперировать свои действия с другими участниками лечебного процесса; проявлять лидерские качества и др.

«Мягкие» навыки - это набор личностных характеристик, повышающих эффективность взаимодействия с другими людьми в рабочем пространстве и эффективность работы. Таким образом, для достижения высокого уровня конкурентоспособности потенциальному выпускнику

вуза необходимо обладать не только развитыми техническими навыками, но и рядом soft skills [5].

Логически размышляя, нетрудно понять: раз есть soft skills, то существуют и hard skills, т.е. те профессиональные компетенции, которые не просто существуют одновременно с soft skills, а жизненно необходимы, должны быть взаимосвязаны, взаимозависимы [8]. Мировой опыт свидетельствует об ориентации профессионального образования на формирование гибких и твердых навыков в их единстве.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО III поколения, выпускник медицинского вуза, помимо теоретических знаний, должен овладеть регламентируемым объемом практических умений и опытом практической деятельности. За период обучения в вузе студент лечебного факультета овладевает 41 компетенцией, среди них 8 общекультурных и 11 общепрофессиональных, часть их (ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4) напрямую связана с формированием нетехнических навыков (soft skills).

По специальности «лечебное дело» формирование нетехнических навыков в рамках общекультурных компетенций происходит на 115 дисциплинах, а в рамках общепрофессиональных компетенций - на 94 (см. таблицу).

Сегодня вузы переходят от трансля-тивной (лекционно-семинарской) модели к интегрированной, включающей проектирование, разбор кейсов и практические занятия, предполагающие использование симуляторов (манекенов, тренажеров). В качестве важного результата наряду с профессиональными компетенциями рассматривается развитие у студентов

Перечень компетенций и количество дисциплин, формирующих soft skills

Компетенция Количество дисциплин

ОК-1 Способность к абстрактному мышлению 76

ОК-2 Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции 1

ОК-3 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции 3

ОК-4 Способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения 21

ОК-5 Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала 73

ОК-6 Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности 6

ОК-7 Готовность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций 17

ОК-8 Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 21

ОПК-1 Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности 51

ОПК-2 Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности 5

ОПК-3 Способность использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности 6

ОПК-4 Способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности 38

ОПК-5 Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок 41

ОПК-6 Готовность к ведению медицинской документации 33

ОПК-7 Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач 14

ОПК-8 Готовность к применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач 36

ОПК-9 Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач 39

ОПК-10 Готовность к применению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи 9

ОПК-11 Готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи 37

Примечание. ОК - общекультурная компетенция; ОПК - общепрофессиональная компетенция.

способностей к коммуникации, лидерству, кооперации, выстраиванию отношений, формирование командных, публичных на-

выков, умений презентовать свои идеи, принять решение, креативно решить открытые задачи, в том числе социального

№ 2, 2018 jP^

плана. Эти компетенции относят к «мягким» навыкам, владение которыми во многом определяет успех будущей профессиональной деятельности [3].

Современные студенты вузов имеют серьезные проблемы с устным изложением материала в силу неумения грамотно выражать любые мысли. Это следует из того, что в школе их почти не учат рассуждать устно. Кроме того, приходя на практику в медицинские организации, студенты оказываются в среде, где наряду с профессиональными задачами требуется решать коммуникативные проблемы. В силу этих причин аудиторная подготовка студентов к профессиональной деятельности требует очень серьезного подхода [7].

Ключевой фигурой образовательного процесса является преподаватель, поэтому политика обеспечения качества подготовки студентов начинается с формирования преподавательского состава [2].

Большим потенциалом в развитии soft skills обладают педагогика как учебная дисциплина, а также внеучебная воспитательная работа (студенческие олимпиады, конкурсы), в том числе неформальное общение (школы студенческого актива, общественные молодежные организации).

Одним из эффективных способов обучения, широко используемых для формирования коммуникативных и профессиональных умений обучаемых, являются интерактивные симуляционные технологии, моделирующие реальную профессиональную деятельность. В учебном процессе используют деловую игру, позволяющую студенту освоить профессиональные компетенции в условиях имитации профессиональной деятельности. Деловая игра - обучение через деятельность, направленная на активизацию про-

фессиональных знаний, на повышение познавательной мотивации в овладении навыками профессиональной речи [8].

Симуляционные технологии в обучении студентов являются не только составной частью клинической подготовки, но и одним из механизмов, запускающим и формирующим клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне. Симуляция в медицинском образовании позволяет закрепить необходимые теоретические знания и практические умения, довести их до автоматизма, научить действовать системно: планировать, организовывать, корректировать и анализировать свою деятельность. Преимущество симуляционных технологий заключается в обучении без нанесения вреда пациенту, в устранении у обучающихся тревоги совершить непоправимую ошибку.

ВЫВОДЫ

1. «Мягкие» навыки - это набор личностных характеристик, повышающих эффективность взаимодействия с другими людьми в рабочем пространстве и эффективность работы. В профессии врача к ним относятся умение презентовать себя и свои идеи, выстраивать отношения с различными субъектами здравоохранения, кооперировать свои действия с другими участниками лечебного процесса, проявлять лидерские качества.

2. Профессия врача выдвигает достаточно высокие требования к умениям, навыкам, личностным качествам, и, для того чтобы им соответствовать, необходимо эффективно взаимодействовать, планировать свою деятельность на этапе обучения, понимать и уметь прогнози-

ровать поступки и поведение других людей, распознавать эмоциональные реакции, особенности социальной ситуации. Вследствие постоянной модернизации в сфере здравоохранения, повышения качества оказания медицинских услуг, требования к профессиональным и индивидуально-личностным качествам возрастают, поэтому формирование социального интеллекта также имеет практическую значимость [9].

3. В соответствии с ФГОС ВО, выпускник медицинского вуза по специальности «лечебное дело» должен овладеть 41 компетенцией, среди них 8 общекультурных и 11 общепрофессиональных, часть их (ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4) напрямую связана с формированием нетехнических навыков.

4. По специальности «лечебное дело» формирование нетехнических навыков у обучающихся происходит в рамках 3 общекультурных компетенций (ОК-4, ОК-5, ОК-8) на 115 дисциплинах и в рамках 3 общепрофессиональных компетенций (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4) на 94 дисциплинах.

5. Ключевой фигурой образовательного процесса является преподаватель. Современная система высшего образования формирует новый образ педагога-консультанта, соратника, воспитателя, руководителя проектов, коммуникатора, исследователя, инноватора. Осуществляется переход от транслятивной (лекционно-семинарской) модели к интегрированной, включающей решение ситуационных задач, разбор клинических случаев, отработку практических и коммуникативных навыков.

6. Симуляционные технологии имеют большое значение в отработке нетехнических навыков. Они позволяют отработать такие общие компетенции, как соблюдение правил личной безопасности на рабочем месте и безопасности пациента, повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков молодых специалистов на этапе учебной практики, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к производственной практике и будущей профессиональной деятельности [10].

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Таптыгина Елена Викторовна - кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой -центром симуляционных технологий ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: taptygina0mail.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Богдан Е.С. Условия конкурентоспособности выпускников на рынке труда // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 3-1. С. 85-87.

2. Шилина Н.Г., Таптыгина Е.В. Комплексный подход к довузовской подготовке // Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 156-159

3. Яркова Т.А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 4. С. 222-234.

№ 2, 2018

4. Гарески И.В. Профессионально-социальная культура как нравственная основа деятельности врача // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 2. С. 26-31.

5. Богдан Е.С. Развитие у студентов инженерных направлений «soft skills» как важный фактор их конкурентоспособности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-4. С. 17-20.

6. Чернецова Л.В. Инвестиции в «soft skills» - ключ к успеху // Бизнес и стратегии. 2016. № 4 (05). С. 73-78.

7. Костин А.В. Использование имитационных технологий при подготовке будущих учителей // Мир науки. 2016. Т. 4, № 1. С. 13.

8. Агапова Г.Х., Кулаева Г.М. Обучение студентов технического колледжа профессиональной речи на основе использования технологии деловой игры // Вестн. Оренбург. гос. пед. ун-та. Электронный научный журнал. 2016. № 2. С. 232-238.

9. Сидорова Л.Г. Современные требования к уровню сформированности социального интеллекта будущего врача // Обучение и воспитание: методики и практика. 2017. № 31. С. 110-118.

10. Пасечник И.Н., Блашенцева С.А., Скобелев Е.И. Симуляционные технологии в анестезиологии-реаниматологии: первые итоги // Виртуальные технологии в медицине. 2013. № 2. C. 16-21.

REFERENCES

1. Bogdan E.S. The conditions for the competitiveness of graduates in the labor market. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences]. 2017; 3-1: 85-7. (in Russian)

2. Shilina N.G., Taptygina E.V. Complex approach to pre-university training. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2014; (8-9): 156-9. (in Russian)

3. Yarkova T.A. The formation of flexible skills in students in the context of the professional standard of the teacher. Vesnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gymanitarnye issledovaniya. Humanitates [Bulletin of the Tyumen State University. Humanitarian research. Humanitates]. 2016; 2 (4): 222-34. (in Russian)

4. Gareski I.V. Vocational and social culture as the moral basis of the doctor's activity. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptatsia, razvitie [Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development]. 2016; (2): 26-31. (in Russian)

5. Bogdan E.S. Development of «soft skills» as an important factor of their competitiveness in students. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences]. 2017; 2-4: 17-20. (in Russian)

6. Chernetsova L.V. Investing in «soft skills» is the key to success. Bizness i strategii [Business and Strategy]. 2016; 4 (05): 73-8. (in Russian)

7. Kostin A.V. Use of imitation technologies in the preparation of future teachers. Mir nauki [The World of Science]. 2016; 4 (1): 13. (in Russian)

8. Agapova G.Kh., Kulaeva G.M. Training of students of a technical college of professional speech on the basis of the use of technology of the business game. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Elektronniy zhurnal [Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal]. 2016 (2): 232-8. (in Russian)

9. Sidorova L.G. Current requirements to the level of the social intelligence of the future doctor. Obuchenie i vospitanie: metodiki i practiki [Education and Training: Methods and Practice]. 2017 (31): 110-8. (in Russian)

10. Pasechnik I.N., Blashentseva S.A., Skobelev E.I. Simulation technologies in anesthesiology and resuscitation: first results. Virtual'nie tekhnologii v medicine [Virtual Technology in Medicine]. 2013 (2): 16-21. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.