Научная статья на тему 'Создание учебника-тетради для учащихся подготовительного класса детской музыкальной школы'

Создание учебника-тетради для учащихся подготовительного класса детской музыкальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / СОЛЬФЕДЖИО / SOLFEGGIO / MUSICAL-COMPUTER TECHNOLOGY / НОТНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ / PUBLISHING SYSTEM OF EDITIONS WITH NOTES / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / CHILDREN'S MUSIC SCHOOL / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / CHILDREN'S ART SCHOOL / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова С.В.

Педагогический опыт по разработке методических материалов с опорой на современные интерактивные технологии обучения музыке, использование музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании как новой обучающей и творческой среды, новые подходы к реализации основных методических принципов обучения музыке в системе современного музыкального образования обусловливают необходимость разработки методических материалов, отвечающих современным принципам организации музыкально-образовательного процесса в детской музыкальной школе. В статье рассмотрены методические рекомендации и основные этапы создания электронного учебного пособия по сольфеджио, в котором учебные материалы представлены в удобном для учащихся и педагогов формате, отражающем современные тенденции организации процесса обучения музыкально-теоретическим дисциплинам в детских музыкальных школах и детских школах искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PROJECT OF MAKING A TEXTBOOK-NOTEBOOK FOR STUDENTS OF BEGINNERS' CLASS IN A CHILDREN'S MUSIC SCHOOL

Teaching experience on the development of teaching materials based on modern interactive technology of teaching music, using musical and computer technologies in music education as a new educational and creative environment, new approaches to the implementation of the basic methodical principles of teaching music in music education require the development of teaching materials to meet modern principles of organization of the musical-educational process in a children's music school. The article deals with methodological guidelines and main elements of creation of electronic textbooks for ear training, in which training materials are presented in a format convenient for students and teachers that reflects modern trends in the organization of the teaching process of music theory subjects in music schools and children art schools.

Текст научной работы на тему «Создание учебника-тетради для учащихся подготовительного класса детской музыкальной школы»

8. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293- - 294.

9. Горбунова И.Б. Aудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

10. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

11. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4: 95-100.

12. Горбунова И.Б., Панкова A.A., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

13. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.

14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

16. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. A.K Герцена, 2015: 29 - 34.

17. Говорова A.A., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.

18. Воронов AM, Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. H.A. Римского-Корсакова Под общей редакцией И.Б Горбуновой. 2011: 208 - 211.

19. Говорова A.A., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.

20. Воронов AM, Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 15 - 19.

21. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества: методические аспекты толкования. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 175 - 179.

References

1. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

2. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Ot sostavitelej. V sbornike: 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva. Sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 7 - 10.

3. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

4. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015. № 3-2: 68 - 82.

5. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016.; 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

6. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

7. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293- - 294.

9. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

10. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016. № 4: 95-100.

12. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

13. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.

14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

16. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.

17. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

18. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova Pod obschej redakciej I.B Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.

19. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.

20. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 15 - 19.

21. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 175 - 179.

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК 378

Frolova S.V., teacher of musical-theoretical disciplines, Children's Music School № 1 n.a. E. D. Aglintseva (Ryazan, Russia),

E-mail: askunass@inbox.ru

A PROJECT OF MAKING A TEXTBOOK-NOTEBOOK FOR STUDENTS OF BEGINNERS' CLASS IN A CHILDREN'S MUSIC SCHOOL. Teaching experience on the development of teaching materials based on modern interactive technology of teaching music, using musical and computer technologies in music education as a new educational and creative environment, new approaches to the implementation of the basic methodical principles of teaching music in music education require the development of teaching materials to meet modern principles of organization of the musical-educational process in a children's music school. The article deals

with methodological guidelines and main elements of creation of electronic textbooks for ear training, in which training materials are presented in a format convenient for students and teachers that reflects modern trends in the organization of the teaching process of music theory subjects in music schools and children art schools.

Key words: music education, solfeggio, musical-computer technology, publishing system of editions with notes, children's music school, children's art school.

С.В. Фролова, преп. музыкально-теоретических дисциплин МБУДО «Детская музыкальная школа № 1

им. Е.Д. Аглинцевой», г. Рязань, E-mail: askunass@inbox.ru

СОЗДАНИЕ УЧЕБНИКА-ТЕТРАДИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Педагогический опыт по разработке методических материалов с опорой на современные интерактивные технологии обучения музыке, использование музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании как новой обучающей и творческой среды, новые подходы к реализации основных методических принципов обучения музыке в системе современного музыкального образования обусловливают необходимость разработки методических материалов, отвечающих современным принципам организации музыкально-образовательного процесса в детской музыкальной школе. В статье рассмотрены методические рекомендации и основные этапы создания электронного учебного пособия по сольфеджио, в котором учебные материалы представлены в удобном для учащихся и педагогов формате, отражающем современные тенденции организации процесса обучения музыкально-теоретическим дисциплинам в детских музыкальных школах и детских школах искусств.

Ключевые слова: музыкальное образование, сольфеджио, музыкально-компьютерные технологии, нотно-изда-тельские системы, детская музыкальная школа, детская школа искусств.

В последние десятилетия в музыкальном образовании всё большее внимание занимает обучение детей дошкольного возраста. На сегодняшний день имеется огромное количество пособий такого направления. Очень важным стало появление Музыкальных прописей И. Домогацкой, Г. Калининой. По тематике они полностью соответствуют большинству программ по сольфеджио для подготовительного класса. Имея образцы выполнения заданий, использование подобных пособий очень подходят для реализации групповых занятий в детской музыкальной школе. Но для более детальной проработки материала и повторения дома они не располагают достаточной информацией - не хватает объяснений и пояснений к изучаемым темам, правил. Слова и ноты песен, изучаемых на сольфеджио, также где-то нужно отразить. Постоянные ксерокопии требовали отдельной папки с файлами. Некоторые родители не сразу собирали весь материал в одну папку, теряли некоторые образцы, что существенным образом затрудняло учебный процесс. Так возникло желание создать пособие, в котором соединилось бы все необходимые для занятий по сольфеджио в подготовительном классе материалы в удобном для учеников и педагога современном формате.

Изученный в дальнейшем педагогический опыт по разработке методических материалов с опорой на современные интерактивные технологии обучения музыке [1; 2], использование музыкально-компьютерных технологий (МКТ) в музыкальном образовании как новой обучающей и творческой среды [3; 4; 5], а также анализ работ, в которых изложены новые подходы к реализации основных методических принципов обучения музыке в системе современного музыкального образования [6; 7; 8], обусловили необходимость разработки методических материалов, отвечающих современным принципам организации музыкально-образовательного процесса в детской музыкальной школе.

В 2011 году, перед началом учебного года была создана первая рукописная версия на первое полугодие, включающая темы: музыкальные звуки, знакомство с фортепиано, нотоносец и скрипичный ключ, семь нот, длительности и паузы. После изложения основного материала каждой из тем были помещены самые базовые понятия по ритмике - метр, ритм, музыкальный размер, темп. Завершали пособие слова песен, которые изучались в первом полугодии.

Опыт оказался удачным, и перед 2012 - 2013 учебным годом была создана первая печатная версия с поурочной разработкой материалов для реализации в течении всего первого года обучения. Электронный макет учебника-тетради был выполнен в программе Power Point. Пособие было представлено на методическом заседании теоретического отдела школы и одобрено как основное пособие для работы по сольфеджио с учащимися подготовительного класса детской музыкальной школы № 1 им. Е.Д. Аглинцевой г. Рязани. В последующие годы учебник-тетрадь неоднократно редактировался, дополнялся, но основная структура его осталась неизменной: тетрадь-раскраска с объяснениями и правилами, как в основном учебнике, которая завершается словарём основных терминов по музыкальной грамоте для начального этапа обучения и текстами песен.

Описание учебника-тетради.

На сегодняшний день основной раздел учебника-тетради состоит из 14 тем: Регистр, Фортепиано, Порядок нот, Октава, Нотоносец, Ноты на нотоносце, Звукоряд, Длительности, Пульс и ритм, Паузы, Такт и размер, Ноты второй октавы, Полутон-тон, Знаки альтерации. Первые темы содержат элементы раскраски, остальные выполнены в виде тетради-прописи. Каждая тема сопровождается небольшими объяснениями (правильное название расположения нот на нотоносце, включая ноты на добавочных линейках, определение звукоряда, октавы, регистров, полутона, подробное объяснение темы «Пульс, ритм», описание разновидностей знаков альтерации, правописания нотного текста), нотными примерами для чтения и пения по нотам, местом для диктантов и т.п. После изложения материала всех изученных в течение года тем находится словарь основных музыкальных терминов: метр, ритм, размер, темп, лад, динамика, штрихи, реприза, интервал, аккорд, фраза. Завершает учебник-тетрадь раздел «Тексты песен», где представлены слова основных песен и пояснения к ним.

После многочисленных редакций в программе Power Point возникла идея сделать это пособие в нотном редакторе. В Музыкально-компьютерной лаборатории доктора педагогических наук, почётного работника высшего профессионального образования РФ И.Б. Горбуновой (РГПУ им А.И. Герцена, Санкт-Петербург) был организован курс «Нотно-издательские системы», который является элементом программы повышения квалификации «Музыкально-компьютерные технологии» и входит как модуль в программу профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий». В курсе «Нотно-издательские системы» изучались программы - нотные редакторы Sibelius и Finale (вёл кандидат педагогических наук А.В. Горельченко). Именно освоение этих программ сподвигло меня как преподавателя музыкально-теоретических дисциплин на переработку пособия в новой редакции с использованием и на основе изученных программ -нотных редакторов.

В начале работы появилось много трудностей. Основными из них стали: нестандартная нотная запись и размещение специфических обозначений. Для удобства работы с нотным редактором использовалась русифицированная версия Finale (всё последующее описание основано на использовании данной программы - нотного редактора).

Некоторые проблемы и пути их решения.

1. Шаблон. Из-за многочисленных изменений настроек к каждой теме данный сборник удобнее создавать в виде небольших файлов по 1-2 странице. Поскольку учебник-тетрадь рассчитан на обучение детей 5-6 лет, необходимо предусмотреть специальный нотоносец - более крупный, а формат прописей при этом диктует специфическое отображение музыкальных элементов. Создав один пустой файл и сделав в нём все необходимые настройки, можно сохранить его как шаблон (описание как задать

нужный размер, удалить отображение элементов - см. в следующем п. 2). Находим путь к папке шаблонов программы Finale (Стартовое окно ^ Настройки ^ Папки, шаблоны) и «Файл» ^ «Сохранить как», в нижнем поле выбираем «Файл шаблона Finale (*.ftm)». Открытие сохранённого шаблона: Стартовое окно - Шаблоны (НЕ Мастер создания!) - найти новый сохранённый шаблон.

2. Большой проблемой при создании не типичного нотного текста, а обучающего материала для детей стало специфическое отображение нотных и сопровождающих их элементов: отсутствие ключей, размера, тактовых черт, нотного текста в сером цвете для возможности обводить эти элементы. Изменение расстояния между линиями стана, выключение ключей, пауз, тактовых черт, номеров тактов: Инструмент «Нотный стан» ^ двойной щелчок на нотоносце. В открывшемся диалоговом окне справа в пункте «нотный стан» выбрать «Другой» и установить в верхнем поле нужное расстояние (например, 0.125). Ниже, слева - «Настройки» - снять галочку около пункта «Показывать паузы в пустых станах», справа - в «Элементах для отображения» - снять галочки около пунктов «Тактовая черта», «Ключи», «Размер». В «Независимых элементах» поставить галочку «Нотный шрифт» и «Выбрать» нужный размер под нотоносец. Удаляем номера тактов: Документ ^ редактировать номера тактов ^ снять галочку в пункте «Показать номера тактов в начале систем станов». Если нужно сделать более толстую линию нотного стана, добавочных линий: Документ - Настройки документа - Линии и кривые. Размер будущего ключа можно изменить также в настройках документа Ключи - Дизайн ключей. В пункте шрифты можно задать нужные шрифт и размер для будущих текстовых элементов.

Библиографический список

Проблема цветного нотного текста (в данном случае - серого) решается через вкладку «Правка ^настройки программы ^ цветовая гамма). Если необходимо сочетать черный и серый цвета в разных тактах, можно задать серый цвет на второй слой и при необходимости ввода нотного текста серым тоном набирать его, выбрав второй слой (в левом нижнем углу).

Запись нот, когда в такте по 5-8 целых нот, а сама тактовая черта является больше разделением одной группы нот от другой:

1) инструмент «Нотный стан» ^ двойной щелчок на нотоносце, поставить галочку около пункта «Тактовая черта»;

2) инструмент «Размер» и поставить «нереальный» размер 5/1, если нужно отделить тактовой чертой группу из пяти целых нот или 8/1 - если из восьми;

3. Проблема смещения сопровождающих нотных текст символов при последующем редактировании. Все обозначения, которые должны сопровождать непосредственно нотный текст (галочки-дыхание, обозначение тонов-полутонов, палочек-пульсов), лучше делать через инструменты «Нюансы» или «Знаки артикуляции». Эти инструменты позволяют прикреплять любые необходимые обозначения к определённой ноте.

Описанные выше проблемы и пути их решения были связаны с созданием конкретного учебного пособия для учащихся подготовительного класса и не охватывают широкий спектр других возможностей нотного редактора Finale. Данный учебник-тетрадь, созданный первоначально в программе Power Point, используется уже шестой год и является, по отзывам педагогов, родителей и детей, очень продуктивным, полноценным, интересным и доступным в информативном плане пособием. Программа Finale дала возможность усовершенствовать его внешний вид и дополнить его методическое содержание.

1. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

2. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2015: 29 - 34.

6. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

7. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

8. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе xXi века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.

References

1. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

2. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

3. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RossiJskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2015: 29 - 34.

6. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

7. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

8. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

Статья поступила в редакцию 10.08.17

УДК 378

Frolova S.V., teacher of musical-theoretical disciplines, Children's Music School № 1 n.a. E. D. Aglintseva (Ryazan, Russia),

E-mail: askunass@inbox.ru

MULTIMEDIA IN MUSIC EDUCATION: TEACHING EAR TRAINING. Music education at modern schools of the digital age every year increasingly relies on multimedia tools in education. The latest research proves fruitful impact and effectiveness in education. In the article the author describes the specifics of using modern multimedia, music, computer and information technologies, as well as modern professional environments of the end user layer (program-sequencers and notation editors) in teaching solfeggio at music schools and children art schools.

Key words: music education, solfeggio, musical-computer technology, multimedia, children's music schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.