Секция «Экономика и бизнес»
ки для защиты национальных интересов, но и производит конверсионную продукцию, занимает ведущее место в решении социально-экономических задач страны);
2) потребительскую (потребление предприятием материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов) [1];
3) инвестиционную (вложение средств с целью получения эффекта. Инвестиционная деятельность предприятие обеспечивает получение инвестиционного дохода или иных экономических результатов, а также решение социальных задач, повышение имиджа предприятия, экологическую безопасность);
4) учредительскую (создание новых предприятий);
5) эмиссионную (инвестирование отраслевой и региональной диверсификации производственной деятельности, улучшение структуры используемого капитала, поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма);
6) координирующую (координационно-информационная деятельность, направленная на поддержание непрерывности развития социально-экономической среды предприятия в пространстве и во времени);
7) корпоративно-гражданскую (исполнение обязанностей корпоративного гражданства - неявно регламентируемый законодательством вклад предприятия в развитие общества в сферах, напрямую связанных с деятельностью предприятия) [2].
Таким образом, видно, что предприятие ОПК по своей природе полифункционально, и необходимо уделять внимание всем аспектам его деятельности.
На практике одни из перечисленных функций представляются руководителям предприятий абсолютно необходимыми, другие кажутся менее значи-
мыми. В числе последних - познавательная и образовательная, казалось бы, свойственные скорее научному или учебному заведению, чем предприятию. Но именно они, как правило, служат необходимым фундаментом для деятельности и развития предприятия. Так, последовательная реализация познавательной функции создает предпосылки для получения данным предприятием уникальных конкурентных преимуществ перед теми субъектами, которые не обладают достаточным уровнем познания рыночных условий и технологических возможностей. Это проявляется в снижении издержек, расширении охвата рынка, предвидении колебаний спроса. В конечном счете, конкурентное соревнование в современном мире выигрывает тот субъект, кто больше знает и умеет [1].
Признание естественной полифункциональности предприятий ОПК влечет ряд важных действий при формировании производственной программы. В частности, учет выпуска ранее рассмотренного оборонного и конверсионного производства. В частности, учет выпуска ранее рассмотренного оборонного и конверсионного производства.
Библиографические ссылки
1. Клейнер Г. Б. Институциональная структура предприятия и стратегическое планирование на микроуровне // Вестник гос. ун-та управления. 2001. № 1 (2). Сер. «Институциональная экономика».
2. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М. : Дело. 2008.
3. URL: cadet.ru/ossnkr/president/index.php?news= 3313.
© Орлова К. В., Рахматуллина Л. К., Рагозина М. А., 2010
УДК 338.33
Т. А. Панова Научный руководитель - Ю. А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР
Рассматривается понятие интегрированных производственно-корпоративных структур. Раскрываются сущность, роль и проблемы функционирования стратегических альянсов, как формы интеграции корпоративных структур.
Интеграция производственно-корпоративных структур представляет собой процесс объединения связанных между собой юридических лиц в устойчивую группу на основе добровольной передачи ими части своих прав одному из участников - центральной (головной) компании интегрированной структуры и подчинения общим интересам интегрированной структуры в целом [2]. Подобная интеграция имеет своей целью ограничение конкуренции, объединение производственных ресурсов, улучше-
ние конкурентной позиции либо на внутреннем, либо на международном рынках и пр.
Любое объединение (интеграция) предприятий в широком смысле - это ассоциация. Существует множество различных промышленных ассоциаций. Создание стратегических альянсов - это «мягкая» организационная форма интеграции производственно-корпоративных структур, которая позволяет вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоя-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
тельности. Этот факт приобретает особую значимость в современных условиях хозяйствования, поскольку позволяет не снижать темпов развития системы и не уменьшать гибкость реакции на изменения внешней среды функционирования.
Ранее стратегические альянсы воспринимались как возможная организационная форма только для корпораций-гигантов. В настоящее время работать обособленно больше не представляется возможным для многих предприятий. С середины 1980-х годов число стратегических альянсов в мире ежегодно возрастало более чем на 25 %. Формирование альянсов позволяет распределить риск неудачи среди нескольких организаций за счет разделения затрат между ними, поскольку действуя в одиночку, предприятия значительно повышают вероятность собственного банкротства [1].
Существуют разные точки зрения на сущность и роль альянсов. Если рассматривать задачу создания стратегических альянсов как достижение взаимовыгодных целей каждой из материнских организаций, такие партнерства можно определить в качестве промежуточных кооперационных соглашений о потоках и взаимосвязях с использованием ресурсов и управленческих структур независимых организаций для совместного достижения целей организаций-партнеров в соответствии с их корпоративными миссиями. Если сделать акцент на распределении ресурсов, то стратегические альянсы могут рассматриваться как соглашения между двумя или более сторонами в целях обмена знаниями или ресурсами, которые могут быть нужными для обеих сторон. Определенный долгосрочный контракт, имеющий место в стратегических альянсах, обычно подразумевает обмен или/и объединение некоторых, но не всех, ресурсов организации с одной или несколькими предприятиями.
Для российских предприятий актуальность процессов интеграции и поиска новых форм кооперации обусловлена падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государственных заказов и неопределенностью перспектив развития. Используя синергию альянса, предприятия быстро развиваются благодаря эффективному слиянию знаний, навыков, финансовых средств, технологий, инфраструктуры, средств производства и т. д. В рамках стратегических альянсов возникает возможность мобилизации преимуществ мощной корпоративной структуры при сохранении национальной обособленности ее членов.
Вступая в стратегический альянс предприятие может выбрать одну из четырех возможных стратегий функционирования: стратегию защиты (с целью получения доступа на рынки и/или к технологиям и ресурсам); стратегию подражания (с целью усиления своей конкурентной позиции, делая ее жизнеспособной); стратегию удержания позиции (с целью получения максимума прибыли от своего положения на рынке) или стратегию реорганизации (с целью формирования некоторого потенциала для последующего самостоятельного функционирования отделения вне материнской компании). Поэтому в
современных условиях роста внутренней и международной конкуренции, сокращения жизненного цикла изделий, увеличения стоимости капитала, а также при постоянно растущем спросе на новые технологии стратегические альянсы - привлекательная стратегия для многих предприятий.
Следует отметить ряд существенных недостатков, которыми обладают стратегические альянсы. Так, альянсы могут вносить искажения в позиционирование предприятия, усложнять координацию действий, замедлять инновационный процесс, создавать другие трудности для функционирования организации. Поэтому предприятие не должно полагаться на своего партнера в получении доступа к активам, жизненно важным для ее конкурентного преимущества. Стратегический альянс стоит использовать лишь как переходное формирование, помогающее развивать сильные стороны предприятия и получить необходимые знания [3]. Некоторые проблемы функционирования стратегических альянсов могут привести даже к разрыву отношений между партнерами, например: недостаток взаимного доверия; несоответствие целей партнеров, препятствующих развитию активного делового сотрудничества; частичная потеря гибкости для участников альянса и пр.
Несмотря на очевидные сложности создания и функционирования подобных интегрированных корпоративных структур, число стратегических альянсов значительно возрастает с каждым годом в большинстве отраслей промышленности. Эффективность этих образований в основном зависит от политики организаций, вступающих в альянс, и их отношения к заключаемому соглашению. Важно определить, в какой момент деятельности организация должна принимать решение о создании стратегического альянса, по каким критериям предприятию следует выбирать партнера, а также от каких факторов зависит успех соглашения.
Таким образом, обособленная организация далеко не всегда будет обладать стратегическим потенциалом, достаточным для достижения высокого уровня конкурентоспособности. Возникает потребность в проведении интеграции отдельных предприятий с целью повышения эффективности их функционирования.
Библиографические ссылки
1. Колобов А. А., Омельченко И. Н., Орлов А. И. Менеджмент высоких технологий : учебник. М. : Экзамен, 2008.
2. Анисимов С. Н., Колобов А. А., Омельченко И. Н. Проектирование интегрированных производственно-корпоративных структур: эффективность, организация, управление. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006.
3. Колобов А. А., Кочетков В. В., Омельченко И. Н. Экономика инновационной деятельности наукоемких предприятий : учебник. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007.
© Панова Т. А., Анищенко Ю. А., 2010