Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
значительно ускорить процесс формирования инновационной инфраструктуры края. Возникнет куда больше возможностей для создания малых наукоемких компаний.
Библиографические ссылки
1. Леонтьев А. В. Минимум движений - максимум эффекта. Развитие инновационного предпринимательства на основе кластерного подхода // Креативная экономика. 2008. № 8.
2. Мыльцева О. П. Дружественные потоки. Инновационный кластер как новая форма интеграции бизнеса //Креативная экономика. 2008. № 8.
3. Щетинина Н. Ю. Обеспечение синергетиче-ского эффекта в субконтрактных отношениях предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, входящих в кластер // Экономика и управление. 2009. № 2.
© Овчинников А. Г., Анищенко Ю. А., 2010
УДК 338.45
К. В. Орлова, Л. К. Рахматуллина Научный руководитель - М. А. Рагозина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Рассмотрены особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса, текущее состояние и перспективы развития отрасли в РФ, раскрывается принцип полифункциональности и самостоятельные основные группы функций, присущие предприятиям ОПК.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России является самостоятельным компонентом системы обеспечения национальной безопасности и составной частью оборонного потенциала государства. ОПК страны предназначен для производственно-технического и технологического обеспечения обороны и безопасности страны, разработки и производства всей военной продукции. ОПК России включает в себя всю оборонную промышленность (авиационную, ракетно-космическую, судостроительную, радиоэлектронную, средств связи, обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии), а также ядерно-оружейный комплекс атомной промышленности и систему органов государственного управления указанными отраслями [3]. Также ОПК является производителем гражданской и конверсионной продукции. Исходя из этого, необходимо рассматривать предприятия ОПК как полифункциональные системы, выделяя их основные функции, так как это необходимо для определения производственной программы.
Основной целью военно-промышленной политики России является создание к 2015-2020 гг. оборонно-промышленного комплекса нового формата и гарантированное обеспечение нужд национальной обороны. Прежде всего, необходима гибкая научно-производственная система, способная разрабатывать и производить широкую гамму вооружений и военной техники, необходимую для действий вооруженных сил в конфликтах различной направленности и интенсивности.
Предприятие систематически взаимодействует со значительным множеством реальных экономических и социальных субъектов, а также их групп, сетей и сред и реализует множество функций по отношению к своим «стейкхолдерам» [2].
«Стейкхолдерами» являются заинтересованные лица, такие как потребители, поставщики, акционеры, управляющие, работники и др. Предполагается, что решения принимаются с учетом этих разнонаправленных интересов, при этом каждый из «стейкхолдеров» имеет определенные права на контроль над фирмой.
На предприятиях ОПК выпускается продукция, требующая самые передовые технологии, уникальное оборудование, высококвалифицированные кадры. В случае отсутствия ГОЗ происходит недо-загрузка производственных мощностей, это в свою очередь приводит к остановке производства и массовым сокращениям персонала. Для обеспечения занятости работников в любых экономических условиях, необходимо наладить выпуск не только военной и гражданской, но и конверсионной продукции, также для производства продукции необходимо находить заказчиков и заключать выгодные контракты. Это является гарантом поддержания и выживания предприятий ОПК в современных условиях. Учитывая, что предприятие осуществляет множество функций, приходим к выводу о принципиальной полифункциональности предприятия, осознание которой стало основой для разработки нового варианта теории фирмы, призванного сочетать системность, полноту и динамичность.
Согласно принципу полифункциональности, каждое предприятие (как и каждая экономическая система) осуществляет семь самостоятельных основных групп функций:
1) производительную (удовлетворение внешней потребности в продукции предприятия путем производства товаров из имеющихся или привлекаемых ресурсов.
ОПК сегодня не только ориентирован на разработку и производство вооружения и военной техни-
Секция «Экономика и бизнес»
ки для защиты национальных интересов, но и производит конверсионную продукцию, занимает ведущее место в решении социально-экономических задач страны);
2) потребительскую (потребление предприятием материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов) [1];
3) инвестиционную (вложение средств с целью получения эффекта. Инвестиционная деятельность предприятие обеспечивает получение инвестиционного дохода или иных экономических результатов, а также решение социальных задач, повышение имиджа предприятия, экологическую безопасность);
4) учредительскую (создание новых предприятий);
5) эмиссионную (инвестирование отраслевой и региональной диверсификации производственной деятельности, улучшение структуры используемого капитала, поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма);
6) координирующую (координационно-информационная деятельность, направленная на поддержание непрерывности развития социально-экономической среды предприятия в пространстве и во времени);
7) корпоративно-гражданскую (исполнение обязанностей корпоративного гражданства - неявно регламентируемый законодательством вклад предприятия в развитие общества в сферах, напрямую связанных с деятельностью предприятия) [2].
Таким образом, видно, что предприятие ОПК по своей природе полифункционально, и необходимо уделять внимание всем аспектам его деятельности.
На практике одни из перечисленных функций представляются руководителям предприятий абсолютно необходимыми, другие кажутся менее значи-
мыми. В числе последних - познавательная и образовательная, казалось бы, свойственные скорее научному или учебному заведению, чем предприятию. Но именно они, как правило, служат необходимым фундаментом для деятельности и развития предприятия. Так, последовательная реализация познавательной функции создает предпосылки для получения данным предприятием уникальных конкурентных преимуществ перед теми субъектами, которые не обладают достаточным уровнем познания рыночных условий и технологических возможностей. Это проявляется в снижении издержек, расширении охвата рынка, предвидении колебаний спроса. В конечном счете, конкурентное соревнование в современном мире выигрывает тот субъект, кто больше знает и умеет [1].
Признание естественной полифункциональности предприятий ОПК влечет ряд важных действий при формировании производственной программы. В частности, учет выпуска ранее рассмотренного оборонного и конверсионного производства. В частности, учет выпуска ранее рассмотренного оборонного и конверсионного производства.
Библиографические ссылки
1. Клейнер Г. Б. Институциональная структура предприятия и стратегическое планирование на микроуровне // Вестник гос. ун-та управления. 2001. № 1 (2). Сер. «Институциональная экономика».
2. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М. : Дело. 2008.
3. URL: cadet.ru/ossnkr/president/index.php?news= 3313.
© Орлова К. В., Рахматуллина Л. К., Рагозина М. А., 2010
УДК 338.33
Т. А. Панова Научный руководитель - Ю. А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР
Рассматривается понятие интегрированных производственно-корпоративных структур. Раскрываются сущность, роль и проблемы функционирования стратегических альянсов, как формы интеграции корпоративных структур.
Интеграция производственно-корпоративных структур представляет собой процесс объединения связанных между собой юридических лиц в устойчивую группу на основе добровольной передачи ими части своих прав одному из участников - центральной (головной) компании интегрированной структуры и подчинения общим интересам интегрированной структуры в целом [2]. Подобная интеграция имеет своей целью ограничение конкуренции, объединение производственных ресурсов, улучше-
ние конкурентной позиции либо на внутреннем, либо на международном рынках и пр.
Любое объединение (интеграция) предприятий в широком смысле - это ассоциация. Существует множество различных промышленных ассоциаций. Создание стратегических альянсов - это «мягкая» организационная форма интеграции производственно-корпоративных структур, которая позволяет вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоя-