Научная статья на тему 'Сетевые структуры и их роль в повышении конкурентоспособности предприятий'

Сетевые структуры и их роль в повышении конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2439
700
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА / NETWORK STRUCTURE / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / СЕТЬ / NETWORK / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вайлунова Ю. Г.

В статье раскрыта сущность сетевых структур, обоснована их роль в повышении конкурентоспособности предприятий. Идентифицированы основные критерии, которым должно отвечать понятие «сетевая структура». Рассмотрены формы сетевых структур. Проанализирована классификация сетевых структур зарубежных и российских ученых. Обоснованы формы сетевых структур промышленных предприятий Республики Беларусь: внутрифирменные корпоративные сети, межфирменные сети по вертикали, межфирменные сети по горизонтали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK STRUCTURES AND THEIR ROLE IN INCREASING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

The essence of network structures is revealed in the article, their role in increasing the competitiveness of enterprises is proved. The main criteria are identified, which should meet the concept of « network structure». Forms of network structures are revealed. Classification of network structures of foreign and Russian scientists is analyzed. Network structures forms of Belarusian industry enterprises are proved: intra firm corporate networks, intercompany networks vertically, horizontally intercompany networks.

Текст научной работы на тему «Сетевые структуры и их роль в повышении конкурентоспособности предприятий»

УДК 339.138

СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ю.Г. ВАЙЛУНОВА

Витебский государственный технологический университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Введение. Процесс глобализации оказал существенное влияние на развитие сетевого сотрудничества. Сегодня конкуренция на рынке связана с вопросами доступа не только к ресурсам, но и к информации и партнерам по бизнесу. Многие зарубежные и отечественные ученые отмечают, что в условиях развития сетевой экономики результативность взаимодействия бизнес-субъектов увеличивается при формировании и развитии интеграционных процессов в рамках сетевых объединений как наиболее совершенной формы управления сложными экономическими системами.

Вследствие усиления международной конкуренции эффективность и конкурентоспособность предприятий Республики Беларусь снижается, поэтому для изменения их положения на рынке необходимо совершенствовать организационную структуру, развивать сетевые связи с иными субъектами хозяйствования. В результате активизации интеграционных процессов повысится эффективность совместной деятельности субъектов и экономики в целом.

Вопросам формирования и развития сетевых структур посвящены работы как зарубежных, так и российских ученых: Г.Б. Клейнера, К.А. Бариновского, И. Ансоффа, И.Г. Венецкого и В.И. Ве-нецкой, Е.В. Дементьева, B.C. Катькало, Б.З. Мильнера, О.А. Третьяк, В.А. Цветкова, П. Зибера, Р. Коуза, Р. Майлза, Ч. Сноу, Р. Патюреля, М. Райсса, Й. Рюэгг-Штюрма, Д. Старка, Д. Стоунхауса, О. Уильямсона, А. Чандлера, К. Эрроу и др. Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в исследованиях белорусских ученых: В. Байнева, Н. Богдан, В. Борисевича, Т. Вертинской, Л. Козловской, П. Никитенко, А. Томашевича, Г.А. Яшевой, В. Фатеева и др.

Значение создания сетевых структур в решении задач инновационного развития и модернизации экономики Беларуси признано на государственном уровне. Это нашло отражение в Государственных программах: инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015годы, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, в Стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года, Комплексном бизнес-плане развития льняной отрасли Республики Беларусь в 2011 - 2015 годах.

В этой связи целью статьи явилось обоснование направлений повышения конкурентоспособности предприятий на основе использования сетевых форм интеграции. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть сущность сетевых структур;

- идентифицировать критерии сетевых структур;

- определить значение сетевых структур в повышении конкурентоспособности предприятий;

- проанализировать формы сетевых структур;

- обосновать направления использования форм сетевых структур для промышленных предприятий Республики Беларусь.

Обоснование актуальности повышения конкурентоспособности для белорусских предприятий.

Особенно актуальна задача повышения конкурентоспособности предприятий для текстильного и швейного производств, которые в результате усиления конкуренции в этом секторе находятся в крайне тяжелом финансовом состоянии. По данным национального статистического комитета на конец 2013 года, в данной сфере функционирует 1 715 организаций. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг за 2013 год составила 1 658 млрд руб., уменьшилась на 25% по сравнению с 2012 годом. Рентабельность продаж текстильного и швейного производства в 2013 году составила 8,7 %, уменьшилась на 4,9%. Число убыточных организаций текстильной и швейной промышленности в 2013 году увеличилось на 117 предприятий и составило 400 организаций (22% в общем числе организаций).

Коэффициент текущей ликвидности 151,2 за 2013 год (за 2012 год - 173,4). Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами равен за 2013 год 33,9 (в сравнение, за 2012 год - 42,3).

53

В силу выше представленных, данных тема исследования для текстильного и швейного производств в области конкурентоспособности является безусловно актуальной.

Сущность сетевых структур.

Исследование форм интеграции ставит задачу теоретического осмысления связанных понятий: «сетевая структура», «сетевые взаимосвязи», «сетевые организации» и др.

Существует множество определений понятия «сетевая структура».

Сетевая структура - это:

— способ взаимодействия предприятий, самостоятельных в правовом, но зависимых в экономическом отношении, осуществляемый по вертикали и/или по горизонтали (Зибер П.) [4, с. 92].

— способ интеграции предприятий, то есть их объединение через систему вертикальных и горизонтальных кооперационных соглашений, контрактов, координацию их деятельности и привлечение новых партнеров (Дементьев В. Е., Рюэгг-Штюрм Й., Ахтенхаген Л.) [3, 13].

— институт, определяющий правила взаимодействия и интеграции предприятий, представляющих собой экономические субъекты, разделяющих близкую систему ценностей (Райсс М.) [12].

— структура, которая содержит две или более компании, которые преследуют общие цели или работают над решением общих проблем, взаимодействуя на протяжении длительного периода времени (Р. Хаггинс) [15, с. 112].

— свободная гибкая коалиция, управляемая из единого центра, которая берет на себя выполнение таких важных функций, как образование альянсов и управление ими, координацию финансовых ресурсов и технологий, определение сфер компетенций и стратегии, а также решает соответствующие вопросы управления, связывающие сеть воедино информационными ресурсами (Ф. Вебстер) [17, с. 31-42].

— объединение физических и юридических лиц, функционирующих в структурах различной организационно-правовой формы, координирующих свою деятельность и совместно использующих финансовые, материально-технические, интеллектуальные и иные ресурсы для решения конкретных проблем развития сектора науки и инноваций в сфере высоких технологий на федеральном и региональном уровнях (Ю. С. Богачев, А. М. Октябрьский, Д. А. Рубвальтер) [2, с. 63].

— организационный тип, который характеризуется свободно связанной, гибкой, горизонтально организованной структурой сети принципиально равноправных, равных по своим ролям и функциям, независимых партнеров (энциклопедический словарь) [8, с. 241].

Таким образом, множество понятий свидетельствуют о сложности и неоднозначности явления. Прежде чем дать определение, идентифицируем основные критерии, которым должно отвечать понятие «сетевая структура».

Критерии идентификации сетевых структур.

Исходя из представленных определений, выделим следующие критерии сетевых структур.

— Результатом взаимодействия между участниками сети должно являться создание бизнес-структуры.

Под бизнес-структурой будем понимать систему сложившихся взаимоотношений между равноправными и независимыми партнерами, способными одновременно реализовывать как конкурентные стратегии (концепция со-конкуренции - coopetition), так и стратегии, направленные на сотрудничество (концепция cooperation).

— Формирование сетевой структуры предполагает развитие мягкой интеграции.

Организационные формы интеграции компаний можно условно разделить на «жесткие» и

«мягкие». К жестким относятся концерн, трест, а к мягким - ассоциация, стратегический альянс, кластер.

«Мягкие» формы предусматривают сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности организаций-участников, поэтому сетевая структура должна базироваться именно на «мягкой» форме интеграции, предполагающей объединение на корпоративной основе и сохранением самостоятельности.

— Сетевая структура должна отражать виды интеграционных связей (горизонтальные, вертикальные) между участниками сети.

Вертикальные связи - это установление взаимоотношений с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием-потребителем (интеграция вверх) продукции или услуг данного предприятия. К вертикальной интеграции относятся также интеграция производства и сети сбыто-

54

вых предприятий, т.е. речь идет об укреплении связей между смежными звеньями технологической и распределительно-сбытовой цепочек (цепочек создания ценности).

Горизонтальные связи - это установление взаимоотношений с предприятиями, производящими аналогичную продукцию, т.е. сотрудничество с конкурентами (концепция coopetition) [5, c. 30-36].

— Сетевая структура должна базироваться на развитии сетевого сотрудничества, которая основана на формальных и неформальных отношениях.

Сетевое сотрудничество - это процесс установления длительных формальных и неформальных отношений между субъектами сети, объединенными в технологической цепи вертикальными и горизонтальными связями, основанных на доверии и общих для сети (делового сообщества) целях, нормах, традициях, правилах, обычаях.

Формальные и неформальные отношения находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Сегодня, в условиях глобализации, необходимо развивать неформальные горизонтальные и вертикальные связи.

Анализируя институциональные рамки взаимодействия субъектов, большинство ученых-институционалистов, среди которых, А. Берли, Т. Веблен, Р. Коуз, У. Митчелл, Н. Ноув, Р. Хайлб-роер и другие, отмечают преимущество неформальных отношений между агентами в том, что они способствуют снижению трансакционных издержек.

Сетевое сотрудничество отличается от отношений производственной кооперации тем, что оно включает не только вертикальные связи (поставщик - покупатель), но и горизонтальные, т.е. сотрудничество с конкурентами (концепция coopetition - кооперация плюс конкуренция) в области общих интересов (технического развития поставщиков, инвестиционной деятельности, образования, маркетинговых исследований и сбыта, защиты от внешних конкурентов и др.) и сотрудничество с учреждениями бизнес-услуг (образование, маркетинг, научные исследования).

— Одним из принципов сетевой структуры является партнерство.

Разновидностью сетевого сотрудничества является партнерство. В Беларуси проблемы партнерских отношений еще мало изучены. Немногочисленные публикации по этой проблеме в отечественных источниках информации (например, проф. И. Л. Акулича, проф. И. В. Новиковой, проф. В. С. Фатеева) не дают возможности разработки эффективных механизмов самоорганизации сетевых структур на основе развития партнерства.

Исходя из проведенного теоретического исследования, можно дать следующее определение сетевой структуре, которое базируется на выше отмеченных критериях, которым должно отвечать данное понятие.

Сетевая структура - это форма мягкой интеграции бизнес-субъектов, которая основана на формировании долговременных и устойчивых организационных, хозяйственных, производственно-кооперационных, информационных и других формах сотрудничества, партнерства и взаимоотношений предприятий, преимущественно неформальных, которые имеют значимую роль при организации бизнес-структуры.

Значение сетевых структур в повышении конкурентоспособности предприятий.

Следующая методологическая проблема - обоснование роли сетевых структур в повышении конкурентоспособности предприятий. Теоретические предпосылки сетевых форм интеграции составляют неоклассическая и институциональная экономические теории.

Неоклассическая теория рассматривает и анализирует взаимодействие и интеграцию предприятий с точки зрения эффекта, получаемого от кооперации предприятий (как по вертикали, так и по горизонтали). Институциональная теория делает акцент на неформальных и контрактных взаимодействиях между участниками в ходе организации и функционирования предприятий; анализирует социально-экономические аспекты межфирменного взаимодействия предприятий и особенности их экономических и внешнеэкономических взаимоотношений с другими экономическими субъектами.

Однако эти две теории следует рассматривать комплексно, т.к. комплексный подход преодолевает ограниченность и односторонний характер неоклассической и институциональной теорий. Так, в рамках неоклассического подхода недооценивается роль неформальных связей и контактов, сила действия которых в ряде случаев может быть более значима, чем официально установленные взаимодействия. Это особенно актуально для переходного периода белорусской экономики, когда несовершенство законодательных норм компенсируется (или подменяется) системой сложившихся неофициальных связей. В то же время длительное существование организации только на неофициальных отношениях тоже невозможно. Возникающая плановость отношений, как правило, ведет к снижению эффективности функционирования организации; необходима экономическая

55

обоснованность взаимодействий и интеграций предприятий, что достигается в рамках неоклассического подхода.

Сетевые структуры предполагают решение проблем в области формирования и оформления партнерских отношений между бизнес-субъектами, нахождения компромисса между централизацией и децентрализацией управления, успешного хозяйствования нескольких субъектов в условиях достижения общих целей при значительной изменчивости и неопределенности внешней среды, снижения зависимости отдельной фирмы от собственных ресурсов. Сетевой подход реализует концепцию взаимодействия (маркетинга партнерских отношений), которая опирается на ряд таких признаков, как сходство целевых ориентиров реально функционирующих бизнес-субъектов; необходимость использования мер государственной поддержки; необходимость привлечения инвестиций в условиях развивающихся рынков; необходимость активизации инновационных возможностей; развитие информационно-коммуникационных технологий; стремление к получению синергического эффекта; развитие изучения и конструктивного использования опыта, накопленного лидерами бизнес-сферы; развитие идеологии и партнерства [1, с. 101-102].

Исследователи, рассматривая сетевые структуры, отмечают различные аспекты их влияния на экономический рост и повышение эффективности деятельности субъектов:

— экономия, обусловленная внешними факторами и преимуществом совместной деятельности (Х. Шмиц, 1995);

— доступ к новой и сходно-отраслевой технологии; контроль за экономикой совместной и взаимозависимой деятельности организаций; совместное использование дополнительных активов и информации; ускорение процесса обучения; снижение трансакционных издержек; преодоление барьеров для входа на рынок (Т.Роланд и П. Хертхог);

— специализация и разделение рабочей силы среди предприятий и формирование квалифицированных трудовых рынков (А. Маршалл);

— рост общей производительности факторов производства посредством экономии на масштабах производства, партнерства между компаниями, распространения новых технологий между производственными секторами (Сакари Лукэнен);

— привлечение финансовых ресурсов, снижение себестоимости продукции, внедрение прогрессивных технологий за счет доступа и обмена информацией (С.И. Соколенко);

— использование существующих конкурентных преимуществ в экономике региона, потенциала объединения различной экономической деятельности и различных видов предприятий путем создания новых сочетаний, ускорения инновационного развития предприятий (М. Портер), (Д. Якобс);

— снижение издержек производства, привлечение инвестиций, в т.ч. зарубежных, концентрация ресурсов на реализации приоритетов структурной перестройки и повышении конкурентоспособности продукции (С.С. Полоник, Я.М. Александрович, В.В. Пинигин);

— разработка и внедрение новых технологий за счет передачи функций производства субподрядчикам, повышение эффективности использования местных ресурсов (А.А.Быков, С.П. Вертай).

Проведенный анализ позволяет утверждать, что экономический эффект от организации сетевого взаимодействия товаропроизводителей на микроуровне заключается в повышении конкурентоспособности предприятий благодаря таким источникам эффекта, как рост производительности труда, снижение себестоимости, повышение качества продукции и конкурентоспособности товаров.

Таким образом, практическая необходимость формирования сетевых структур в повышении конкурентоспособности белорусских предприятий, множественность взглядов на преимущества создания сети, вызвали необходимость рассмотрения классификации сетевых структур.

Классификация сетевых структур.

Сложность и многообразие форм сетевых структур подтверждает тот факт, что исследователи анализируют различные типы сетевых межфирменных структур:

— внутренние, стабильные, динамичные (Р. Майлз и Ч. Сноу) [16, с. 53-72];

— иерархизированная и горизонтальная сеть с равноправными партнерами (Р. Патюрель) [11, с. 76-81];

— внутриорганизационная и межорганизационная сеть, или же внутренние и внешние сети (в свою очередь внешние сети авторы подразделяют на три категории: горизонтальные, вертикальные и диагональные) (Х. Хинтерхюбер и Б. Левин) [14, с. 163 - 165],

56

— квазиинтегрированные сети (преимущественно горизонтальные) и сети, ориентированные на спрос (вертикальные сети поставщиков и производителей; сети для создания комплексного решения; технологические сети, которые включают R&D сети, создаваемые с целью сокращения рисков и издержек при создании новых товаров и сети стандартизации в форме горизонтального и диагонального партнерства (М. Кастельс и Де Ман) [7, с. 182-183].

— стабильные, обновляющиеся, «зарождающиеся» сети (К. Мёллер и А. Раджала) [9, с. 113-140];

— компании-сети (деловые сети) и сети-компании (внутрифирменные сети) (Е. П. Карлина) [6, с. 48-51];

— жестко интегрированная вертикальная модель сетевой организации, частично интегрированная вертикальная модель сетевой организации, жестко интегрированная горизонтальная модель сетевой организации, частично интегрированная горизонтальная модель сетевой организации, модель сетевой организации с внутренней сетью (О. Ю. Мичурина) [10, с. 89-94].

В большинстве случаев ученые дают не полную характеристику сетевых структур и не учитывают специфики текстильной и швейной промышленности.

В целях развития теоретических основ форм сетевых структур для разработки и реализации эффективных сетевых стратегий с учетом сформулированных выше критериев сетевых структур предлагается следующая типология сетевых структур.

— Внутрифирменные корпоративные сети, базирующиеся на положениях Кодекса корпоративного поведения и Кодекса корпоративной этики.

— Межфирменные сети по вертикали, предполагают развитие партнерских отношений с поставщиками, потребителями (cooperation). Типами сетевых форм интеграции в данном случае будут: образовательные, инновационные (сотрудничество в инновациях), маркетинговые (сотрудничество в маркетинге), информационные, интеграционные сетевые структуры.

— Межфирменные сети по горизонтали, предполагают формирование сотрудничества и партнерства с конкурентами (cooperation and coopetition]. Сетевыми формами интеграции будут являться совместные с конкурентами - субъектами сети программы, такие как образовательные, научно-исследовательские, маркетинговые, приграничного сотрудничества, экспорта, развития поставщиков, международного технологического сотрудничества.

Представленная классификация форм сетевых структур послужит инструментом для исследования особенностей построения и функционирования конкретных сетевых предприятий Республики Беларусь на современных рынках.

Направления использования форм сетевых структур для предприятий Республики Беларуси

Основными направлениями использования форм сетевых структур для промышленных предприятий Республики Беларусь являются следующие.

— Формирование внутрифирменных корпоративных сетей.

Предлагается на предприятиях текстильного и швейного производств развивать корпоративные отношения во внутренней среде предприятий посредством разработки и внедрения Кодексов корпоративной этики и корпоративного поведения.

— Организация межфирменных сетей по вертикали, например, создание образовательных, инновационных, информационных и интеграционных сетевых структур.

В соответствии с программными документами в Витебском регионе планируется создание холдинга «Витебский лен» на базе РУПТП «Оршанский льнокомбинат». Идентификация субъектов будущей структуры по технологической цепи в Витебском регионе позволили определить рекомендуемый состав участников холдинга «Витебский лен». Управляющая компания — РУПТП «Оршанский льнокомбинат», которая обладает контрольным пакетом акций.

Предлагаемые для объединения, формирования интеграционной структуры Дочерние предприятия: льносемстанции Витебской области; льносеющие хозяйства; льнозаводы; швейные предприятия; текстильные предприятия; РУП «Институт льна НАН Беларуси»; логистический центр (в перспективе); оптовые торгово-закупочные организации; торговые дома; представительства за границей.

Образовательные сетевые структуры можно формировать путем развития сотрудничества между учреждениями образования и предприятиями, например, совместные образовательные программы предприятий текстильного и швейного производства - РУПТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Знамя индустриализации» с региональными образовательными учреждениями — УО «Витебский государственный технологический университет».

57

Сетевое взаимодействие между вузом и предприятиями должно осуществляться через создание ассоциаций, союзов, консорциумов и других форм сетевых формирований, целью которых является улучшение коммуникаций между высшими учебными заведениями и предприятиями. Все это позволяет обеспечить подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

Инновационная сетевая структура связывает весь процесс создания, распространения и внедрения инноваций. Предлагаются следующие формы сетевого сотрудничества субъектов в инновациях:

— совместная разработка научных исследований для субъектов хозяйствования, например, более тесное сотрудничество между РУПТП «Оршанский льнокомбинат» и УО «Витебский государственный технологический университет», а также льносеющих хозяйств с РУП НАН «Институт льна»;

— совместное внедрение инновационных систем управления (цепочками поставщиков, взаимоотношениями с клиентами, сбытом, качеством продукции по международным стандартам ИСО 9004:2000, СЕ и др.);

— создание совместных лабораторий посредством открытия представительств Ассоциации производителей текстиля и одежды в отраслевом вузе или научно-исследовательской организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предоставление Ассоциацией грантов на научно-исследовательские работы, проводимые студенческими творческими группами.

С учетом особенностей текстильной и швейной промышленности предлагаются следующие формы сетевого сотрудничества предприятий в маркетинге.

— Совместные программы сегментирования рынка и позиционирования товара, которые позволят дифференцировать продукцию и найти ниши на рынке, разделить сегменты между конкурентами, устранить излишнюю конкуренцию на внутреннем рынке, противодействовать зарубежным конкурентам.

— Совместные программы продвижения товаров на внешнем рынке, включая рекламу, стимулирование сбыта, проведение торгово-промышленных выставок-ярмарок, что позволит белорусским производителям одежды и обуви увеличить свой экспорт.

Информационные сети, основывающиеся на использовании новых информационных технологий как одного из основных ресурсов, обеспечивающих взаимодействие участников сетевых структур предполагают создание на предприятиях баз данных партнеров. Внедрение CRM-системы может сформировать базу данных партнеров на предприятии.

Следующим направлением использования сетевых форм интеграции для предприятий промышленности является:

— создание межфирменных сетей по горизонтали.

Можно предложить следующие направления развития связей с конкурентами.

— Создание внутриотраслевых ассоциаций, которые будут разрабатывать единые стандарты качества в данной отрасли и этические кодексы, и контроль их соблюдения. Каждая компания стремится привлечь потребителя к себе, но при этом потребителю гарантировано (благодаря этическим кодексам) добросовестное выполнение продавцом своих обязанностей. Такие ассоциации могут также проводить совместные рекламные мероприятия для своих членов с общим бюджетом.

— Участие в совместных с конкурентами мероприятиях (круглых столах, прессконференциях, благотворительных акциях и т. д.).

— Совместное лоббирование интересов отрасли в органах государственной власти.

— Совместное проведение научных исследований и внедрение технических разработок, призванных совершенствовать продукцию отрасли.

— Соглашения по аутсорсингу.

— Соглашения по совместному обслуживанию клиентов.

— Использование ко-брендинга.

Использование этих приемов позволит белорусским текстильным и швейным предприятиям эффективно использовать ресурсы отрасли для решения как общих, так и частных задач.

Заключение. Итак, сетевые структуры должны стать важным элементом национальной экономики, эффективное развитие которой может быть ускорено интеграционными процессами участников сети, позволяющими достигать синергетического эффекта за счет сетевого взаимодействия, обеспечения согласованности и координации деятельности всех ее участников.

Представленные теоретико-методологические основы формирования и развития сетевых структур в промышленности Республики Беларусь позволят предприятиям разрабатывать и реали-58

зовывать стратегии, направленные на повышение их конкурентоспособности и эффективности. Сетевыми формами интеграции в экономике могут быть внутрифирменные корпоративные сети, межфирменные сети по вертикали, межфирменные сети по горизонтали.

Для формирования и развития предложенных форм сетевых структур необходимо на государственном уровне принять меры по институциональному и организационно-правовому обеспечению формирования сетевых структур. Должен быть разработан и внедрен экономический механизм стимулирования инициатив по формированию сетевых структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асаул, А. Н. Предпринимательские сети в строительстве / А. Н. Асаул, Е. Г. Скуматов, Г. Е. Локтева. -СПб.: Гуманистика, 2005. - 256 с.

2. Богачев, Ю. С. Механизмы развития инновационной экономики в современных условиях / Ю.С. Богачев, А. М. Октябрьский, Д.А. Рубвальтер // ЭНСР, 2009. - № 2 (45). - С. 63.

3. Дементьев, В.Е. Особенности разных форм межфирменной интеграции / В.Е. Дементьев // Экономика: учебник / под ред. Д.С. Львова, В.И. Видяпина : в 2 кн. Кн. 1. - М.: ГОУВПО РЭА им. Г.В. Плеханова, 2008. -С. 599-619.

4. Зибер, П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия / П. Зибер // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №3. - С.92 - 96.

5. Иванов, Ю.В. Интеграция предприятий / Ю. В. Иванов. [Электронный ресурс]. - 2013. Российское

предпринимательство. — 2000. — № 10 (10). — с. 30 - 36. - Режим доступа :

http://www.creativeconomY.ru/articles/9152/ - Дата доступа : 17.02.2014.

6. Карлина, Е. П. Объединяясь в сети: две модели сетевой организации бизнес-процессов / Е.П. Карлина // Российское предпринимательство. - 2004. - № 1. - С. 48 - 51.

7. Кастельс, М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура / М. Кастельс. - ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

8. Кушлин, В. И. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование рыночных процессов / общ. ред. В.И. Кушлина, В.П. Чичканова. - Издательство : Российская академия государственной службы (РАГС), 2004. - 744 с.

9. Мёллер, К. Рост стратегических сетей - новые модели создания ценности / К. Мёллер, А. Райала // Российский журнал менеджмента. - 2003. -Т. 6. - № 4. - С. 113-140.

10. Мичурина, О.Ю. К вопросу о классификации сетевых организаций / О.Ю. Мичурина // Научнотехнические ведомости СПбГПУ. - 2010. - № 2. - С. 89-94.

11. Патюрель, Р. Создание сетевых организационных структур / Р. Патюрель // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - № 3. - С. 76-81.

12. Райсс, М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций / М. Райсс // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - №1. - С. 92 - 97.

13. Рюэгг-Штюрм, Й. Сетевые организационно-управленческие формы - мода или необходимость? / Й. Рюэгг-Штюрм, Л. Ахтенхаген // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №6. - С. 53 - 57.

14. Шерешева, М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний / М. Ю. Шерешева. - М.: Издат. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики. - 2010. - 339 с.

15. Haggins, R. The success and failure of policY-implanted inter-firm network initiatives: motivations, processes and structure / R. Haggins // Entrepreneurship and Regional Development. - 2000. - № 12. - Р. 111-135.

16. Miles, R. E. Causes of failure in network organizations / R. E. Miles, С. С. Snow // California Management Review. - 1992. - Vol. 34 (4). - P. 53 - 72.

17. Webser, J. Networks of Collaboration or Conflict? Electronic Data Interchange and Power in the Supply Chain / J. Webser // The Journal of Strategic Information Systems. - 1995. - Vol. 4. - № 1. - P. 31 - 42.

59

NETWORK STRUCTURES AND THEIR ROLE IN INCREASING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Y.G. VAILUNOVA Summary

The essence of network structures is revealed in the article; their role in increasing the competitiveness of enterprises is proved. The main criteria are identified, which should meet the concept of « network structure». Forms of network structures are revealed. Classification of network structures of foreign and Russian scientists is analyzed. Network structures forms of Belarusian industry enterprises are proved: intra firm corporate networks, intercompany networks vertically, horizontally intercompany networks.

Keywords: network structure, cooperation, network, partnership, competitiveness.

© Вайлунова Ю.Г.

Поступила в редакцию 8 октября 2014г.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.