Научная статья на тему 'Создание системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона'

Создание системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалов Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание системы стратегического управления социально-экономическим развитием региона»

А.В. КОНОВАЛОВ

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона выступает не только доминирующей и перспективно-направляющей частью системы управления, взаимодействие элементов которой обеспечивает достижение стратегических ориентиров результативности экономического, инновационного, социального характера, но и звеном, объединяющим основные направления, предмет, цели и стратегии развития региона на средне-, долгосрочный период времени.

Рационализация взаимодействий элементов и структурных составляющих системы стратегического управления, на наш взгляд, возможна и необходима по итогам анализа результатов и эффективности функционирования данной системы, установления резервов внутрисистемных связей и ориентированно-целевого взаимодействия ее основных элементов. При этом анализ взаимосвязей и взаимодействий элементов системы стратегического управления должен быть предварен содержательным определением и конкретизацией таких исходных этапов стратегического управления, как, например, направления, предмет и сфера социально-экономического функционирования региона, свидетельствующие о ресурсных возможностях административнотерриториального образования.

Создание и эффективное функционирование системы стратегического управления с рациональным элементно-структурным взаимодействием ее основных составляющих, в соответствии с представлениями автора, возможно в том случае, если разносторонне, с учетом влияния внешней и внутренней среды, сформулированы и целенаправленно поставлены и ориентированы на современное решение стратегические задачи (установки) при соблюдении целевой ориентации экономического, инновационного, организационного, социального характера в перспективном развитии территориально-регионального комплекса.

Вместе с тем указанные правила и технологические процедуры постановки и ориентации решения стратегических задач социально-экономического развития региона должны быть согласованы с ресурсными возможностями по обеспечению реального спроса потребителей на товары и услуги, производимые хозяйствующими субъектами административно-территориального образования.

Кроме того, формирование стратегических задач социально-экономического развития региона должно отвечать его ориентации на повышение качественного и количественного уровня обслуживания потребителей в административнотерриториальном образовании на основе имеющихся интеллектуально-трудовых, финансовых, материальных, информационных, природных и иных ресурсов.

Однако формирование и анализ элементного состава, его взаимодействия системы стратегического управления, на наш взгляд, могут быть совмещены с процессом определения стратегических задач, миссии регионального комплекса, а также основных и сопутствующих целей стратегического развития анализируемого объекта управления. В то же время сформулированные автором основные стратегические задачи и целевая ориентация регионального комплекса, заключающиеся в удовлетворении потребностей населения, как нам представляется, дают все основания к конструированию и всестороннему рассмотрению структурно-элементного взаимодействия системы стратегического управления.

В этой связи отметим то, что в качестве входных характеристик данной системы может выступать прошлая и текущая на момент системного анализа информация о характере принимаемых управленческих решений, о мерах, актах экономического, инвестиционного, финансового, социального и иного воздействия на составляющие социально-экономического развития региона, так же как и на весь региональный комплекс, о методах и способах, осуществлявшихся функциях и в целом управления социально-экономическим развитием региона, о процедурах, технологиях и последовательности реализации текущего и средне-, долгосрочного бизнес-планирования, разработки стратегий управления, о ретроспективной результативности и эффективности функционирования административно-территориального образования.

Наряду с этим вход системы стратегического управления должен включать также затраты на осуществление аналитических, логико-вербальных, экономико-организационных и иных процедур по формированию стратегических задач, установлению целей стратегической ориентации в развитии региона, по формированию стратегий управления, а также методов и комплексных мер по их реализации. В целом ресурсопотребление на входе данной системы должно включать в себя как труд квалифицированных работников и исполнителей системы стратегического управления, так и все виды материально-технических, энергетических, информационных ресурсов, участвующих в процессе создания и функционирования системы стратегического управления.

Выходные параметры системы стратегического управления выступают лишь результатом взаимодействия элементов и, на наш взгляд, могут быть представлены социально-экономической информацией о перспективном и стратегическом развитии региона, об ориентирах достижения результативности экономической, финансовой, социальной, инновационной и иной направленности в стратегический период времени. Результативными выходными параметрами системы стратегического управления должны выступать также рационализированные уровни управления административно-территориальным образованием по сравнению с уровнем стратегической ориентации административно-территориального образования в прошлом периоде.

Процессорное взаимодействие таких элементов системы стратегического управления региона, как структурные составляющие, характеризуемые направленностью и составом стратегических задач (установок), целями объекта управления, резервами ресурсных потенциалов, устанавливаемых в процессе непрерывного анализа влияния внешней и внутренней среды (макро-, микросреды), комплексом обоснованных и отражающих характер и целевую ориентацию деятельности и развития объекта управления стратегий, мерами корректирования стратегического развития, а также основных функций стратегического управления, на наш взгляд, может быть эффективным и соответствовать поставленным для решения задачам и целям лишь в том случае, если стратегии и функции стратегического управления будут направлены и осуществляться на основе конкретных мер, реализации методов и процедур рационального воздействия на социально-экономическое развитие региона с целью достижения им стратегических результатов и эффективности функционирования.

Вместе с этим отметим также и то, что постоянное и поэтапное решение поставленных задач и выполнение стратегических целей развития региона может соответствовать конкретной стратегической экономической, социальной, финансовой, структурно-организационной результативности при условии рационального, контролируемого и постоянно корректируемого взаимодействия стратегий и функций управления.

Стратегическая результативность может быть выражена лишь той направленностью текущей деятельности и перспективного развития, которая присуща конкретной социально-экономической системе. Поэтому выбор экономической стратегии развития для региона продиктован тем, что функции системы управления неразрывно связаны с планированием, прогнозированием, программированием, регулированием, контролем, анализом и учетом экономических параметров, показателей, индексов и индикаторов развития.

Некоторая обобщенность экономической стратегии, по сути дела, включающей в себя, например, такие упоминаемые в экономической литературе стратегии, как минимизация затрат, перевод (перелив) капиталов, дифференциация оказания услуг одного функционального назначения различным категориям потребителей, на наш взгляд, в более концентрированной форме позволяет учитывать вероятные направления достижения уровня суммарной экономической результативности в соответствии с мерами, методами, технологическими процедурами и способами управления потреблением ресурсных потенциалов в стратегическом периоде времени развития системы социально-экономического развития региона.

Предлагаемые в экономической литературе функциональные стратегии управления выступают синтезирующими по отношению к анализируемому рядом ученых-экономистов составу стратегий управления, классифицируемых ими на глобальные стратегии (минимизации издержек, фокусирования, дифференциации, инновационных изменений, быстрого реагирования), корпоративные (связанной и несвязанной диверсификации, откачки капитала и ликвидации, изменения курса, реструктуризации, международной диверсификации) и функциональные стратегии (наступательные и оборонительные, вертикальной интеграции для отраслевых лидеров, для рядовых отраслевых организационно-правовых структур, для низкоприбыльных хозяйствующих субъектов, находящихся в кризисном состоянии, стратегии на различных этапах жизненного цикла отрасли) [1].

По нашему мнению, такого рода классификация излишне детализирует стратегическую ориентацию на достижение оптимальных результатов региона, определяя для нее внешние и внутренние стратегии, а также стратегии функционирования в условиях высокого или неустойчивого экономического равновесия на рынке.

Кроме того, указанное выше разделение авторами стратегий управления может быть и дает некоторые представления органам управления объединенных в единстве целей достижения стратегической результативности организационно-правовых структур о необходимости принятия мер по преодолению негативных тенденций в процессе внутренних структурно-элементных взаимодействий, внешнего влияния нормативно-правового, экономического, финансового, организационного и иного характера, а также осуществления стратегических намерений наступательного или оборонительного участия на рынке, но, в соответствии с нашими представлениями, такая классификационная группировка стратегий разъединяет необходимую общность стратегических ориентаций на достижение основных слагаемых результативности социальноэкономического развития региона.

В то же время обобщающий характер результативности может учитывать предлагаемые в экономической литературе отдельные классифицированные в группы стратегии управления. Это касается не только стратегий минимизации затрат, перелива (откачки) капитала и стратегии дифференциации, которые могли бы находиться в составе обобщающей экономической стратегии, но и стратегий связанной и несвязанной диверсификации, изменений курса, реструк-

туризации, вертикальной интеграции, основное содержание и направленность осуществления которых могло бы быть квалифицировано как реализация обобщающей структурно-организационной стратегии.

Как считает автор, необходимость синтезирования однонаправленных мер и стратегических ориентаций в обобщающую стратегию связана не только с трудоемкостью формирования отдельных и других многочисленных стратегий, применения для этого конкретных технологических процедур, последовательностей и методов их объективизации с учетом значительного объема информации о факторах и различных влияниях случайного и закономерного характера, но и с концентрированной направленностью мер для стратегического достижения основных и доминирующих результативностей в деятельности субъектов хозяйствования региона.

К этому следует добавить и то, что формирование и реализация объективной и реально достижимой стратегии развития управляемого объекта в конечном итоге определяют динамичный характер деятельности данной социально-экономической системы в отличие, например, от трудноустанавливаемого критерия или уровней наступательной или оборонительной стратегии, излагаемой в литературных источниках, посвященных основам стратегического менеджмента [2].

Взаимодействие функций стратегического управления и непосредственно самих обобщающих стратегий развития регионального хозяйства может активным образом осуществляться при условии как разработки и применения мер, методов функционально-стратегического управления (управления с помощью только одной или нескольких функций), так и обоснованного, экспертного формулирования, а также процедурно-технологического наполнения стратегий управления конкретно направленным содержанием на достижение соответствующей результативности в стратегическом периоде времени [3].

Стратегия управления, таким образом, как разработанный комплекс правил и логико-вербальных процедур оценки и рациональной направленности развития желаемых и реально осуществляемых событий в перспективном периоде времени своим продолжением имеет одну, несколько или весь набор функций управления на период принятия стратегических решений о повышении результативности, а также эффективности текущей деятельности и социально-экономического развития региона. При этом каждая из функций стратегического управления в процессе воплощения доминирующей направленности конкретно сформулированной стратегии может дифференцированно влиять на систему стратегического управления при осуществлении планово-расчетных, регулирующих, организационных, программированных и иных мер, ориентированных на достижение наиболее приемлемой индивидуальной, соответствующей определенной стратегии управления, или комплексной (интегральной) результативности, выражаемой базовой (обобщающей) стратегией.

Литература

1. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.

2. Боумен К. Основы стратегического менеджмента / Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

3. Нагиев А.Г. Стратегия инновационного развития и инвестирования воспроизводства основных фондов. СПб.: Изд-во «Нестор», 2004.

КОНОВАЛОВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ родился в 1969 г. Директор государственного унитарного предприятия «Вычислительный центр коллективного пользования», соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.