УДК 005.21:330.322
Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ, О.К. ОЛЬНЕВ
РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ В НОВШЕСТВА
Ключевые слова: механизм стратегического управления, технологические элементы, система стратегического управления.
Раскрывается роль организационно-экономического механизма в рационализации элементного взаимодействия технологических и ресурсных элементов системы стратегического управления инвестирования в создание новшеств.
E.N. KROLIVETSKY, O.K. OLNEV ROLE OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM IN RATIONALIZATION OF INTERACTION OF TECHNOLOGICAL ELEMENTS OF SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT BY INVESTMENT IN INNOVATIONS
Key words: mechanism of strategic management, technological elements, system of strategic management.
The role of the organizational-economic mechanism in rationalization of element interaction of technological and resource elements of system of strategic management of investment in creation of innovations reveals.
Механизм стратегического управления созданием и осуществлением инновационного проекта на начальной стадии технологического функционирования -формулирования стратегического видения и воплощения его функционального назначения и целевой направленности во влиянии на экономический результат инвестируемого новшества - должен определить состав тех мер, которые позволили бы данному технологическому элементу системы стратегического управления в наибольшей степени повлиять на экономический и иной результат вложения инвестиций в создание и последующее использование новшества.
Следует учесть, что формулирование видения экспертами-специалиста-ми и менеджерами инновационного субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей производственной или социальной сфер выступает как прогнозно-сценарное представление о возможном развитии процесса инвестирования в новшество, его результативности, исходя из оптимистических представлений о достижении инновационным инвестированием экономических и иных результатов в конкретно установленный интервал времени.
Высокая степень вероятности оптимистического варианта развития проектного инвестирования в технологические, организационные, информационные новшества должна основываться как на располагаемых и в последующем растущих устойчивыми темпами величинах ресурсного и организационного потенциалов, так и на заключенных договорах, протоколах о намерениях инновационного субъекта хозяйствования и потребителей инновационной продукции, на расширяющемся составе конкурентных преимуществ за счет создания и внедрения и эффективного использования новшеств [1].
Сформулированное на высоком уровне обоснования оптимистическое видение на конкретно установленный период времени состояния инновационной деятельности субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей производственного или социального комплекса инвестирования в инновационные проекты может остаться декларируемыми менеджерами и специалистами пожеланиями того, что могло бы произойти в процессе рационального взаимодействия элементов системы стратегического управления развитием проектного инвестирования в технологические, организационные, маркетинговые, информационные новшества, если бы осуществлялась сбалансированность
ресурсного и организационного обеспечения с поэтапно достигаемыми экономическими и научно-техническими (инновационными) результатами, а также инерционность проектного инвестирования в новшества без существенных изменений состояний макро-, микросред.
Роль механизма стратегического управления формированием и выполнением проектного инвестирования в создание и использование новшеств заключается в реализации декларируемых положений в сформулированных технологических элементах системы стратегического управления посредством выполнения комплекса организационно-экономических и иного характера мер, согласующихся с функциональным назначением и целевой ориентацией влияния технологического и ресурсного элементов системы на достижение планируемых или максимально возможных экономических, финансовых и социальных результатов инвестирования в инновационные проекты.
В качестве таких мер в составе механизма рационализации взаимодействия каждого технологического элемента друг с другом и повышения степени их влияния на экономический, финансовый результаты инвестирования в инновационный проект, на наш взгляд, могут выступать: организационные и экономические воздействия на участников инновационного процесса, на повышение качества ресурсов, предназначенных для выполнения инвестиционного проекта, на целевую ориентацию каждого технологического элемента системы стратегического управления; организационно-экономическое и финансово-инвестиционное обеспечение основных стадий проектного инвестирования в новшества [2].
Для такой технологической составляющей стратегического управления, как осуществляемое поэтапно стратегическое видение (предназначение) инновационного развития субъекта хозяйствования, экономического вида деятельности производственного или социального комплекса, перспективного завершения процесса инвестирования инновационного проекта, в качестве организационно-экономических действий и мер субъекта стратегического управления, осуществляемых в составе механизма рационализации элементного взаимодействия системы управления инвестированием инновационного проекта, могут выступать:
- мониторинг за реализацией продекларированных в видении намерений менеджмента поэтапно достигать оптимистического варианта инновационного развития локальной или отраслевой социально-экономической системы, выполнения инновационных проектов инвестирования с высокими экономически и научно-техническим результатами в условиях существенных изменений внешней среды, низкой степени риска создания инновационного проекта с заданными научно-техническими параметрами и достижения планируемых экономических и финансовых результатов;
- обсуждение и информационное доведение сформулированного сценарнопрогнозного видения инновационного развития объекта стратегического управления до работников субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей производственного или социального комплекса с целью убеждения их в том, что инновационный проект и инвестиционный процесс вложений в создание технологических, информационных, организационных новшеств реально выполнимы, а их экономическая и финансовая результативность достижима в условиях инновационного развития, представленного в сформулированном стратегическом видении;
- согласование текущих и перспективных управленческих воздействий на процессы инвестирования в инновационный проект и осуществления инновационной деятельности объекта стратегического управления в условиях как инерционного развития, так и ожидания существенных изменений внешней и внутренней сред в установленных интервалах и в неопределенном времени с целевой направленностью инвестирования в инновационный проект и поэтапного достижения экономического, финансового результата в планируемые периоды времени;
- раскрытие общих организационных возможностей менеджмента, индивидуальных интеллектуальных потенциалов ведущих менеджеров, используемых в процессе рационализации инновационной и инвестиционной деятельности предприятия, отраслевой составляющей производственной и социальной сфер.
Наполнение такого технологического элемента системы стратегического управления, как экспертное сценарно-прогнозное видение, организационноэкономическими и социально-психологическими мерами, влияющими на повышение уровня доверия персонала к реальному достижению оптимистического состояния инновационного развития, результативности инновационных проектов, соответствующих планируемым, в свою очередь, направлено на рост экономических результатов на начально-подготовительной, процессной, эксплуатационной стадиях инвестирования в создание и последующее внедрение новшеств, на повышение использования труда участников инновационного процесса, эффективности инвестиционной деятельности по созданию технологических, организационных, информационных и иных новшеств.
Разделение работниками локальной или отраслевой системы стратегического видения как целенаправленного движения к намеченным результатам инновационного развития и инвестирования в проекты по созданию новшеств, как идеи оптимистического развития с высокой степенью вероятности достижения результатов инвестирования инновационных проектов ориентирует работников на повышение экономических результатов тех видов деятельности, в которых они участвуют [3].
Поэтому в качестве основной функции организационно-экономического механизма рационализации взаимодействия технологических и ресурсных элементов системы стратегического управления инвестированием в создаваемые и эксплуатируемые новшества, на наш взгляд, выступает организация влияния каждого технологического и ресурсного элемента на экономический, финансовый результат в максимально возможной степени. В этом случае даже декларируемая, далекая от прямого воздействия на результативность инвестирования в инновационные проекты, технологическая составляющая - видение системы стратегического управления - становится одним из ее основных технологических элементов, в зависимости от которого строят свою целевую ориентацию такие технологические элементы, как миссия (предназначение), стратегическая цель, обобщающая и частные стратегии инвестирования в новшества и инновационного развития объекта стратегического управления.
Участие организационно-экономического механизма в рационализации элементного взаимодействия системы стратегического управления и в осуществлении ее технологическими элементами своей целевой ориентации на достижение максимально возможной экономической результативности в условиях ожидаемых или наступивших последствий влияния макросреды на инновационную деятельность, инвестирование в новшества субъектов хозяйствования, отраслевой составляющей производственного или социального комплекса может сопровождаться инициативно предпринимаемыми мерами по поддержанию темпов планируемых экономических результатов инновационного развития, по достижению научно-технических, экономических результатов отдельно взятого проекта инвестирования в создание технологических, информационных, маркетинговых, организационных и иных новшеств вне мероприятий, реализуемых в составе технологических составляющих системы стратегического управления.
Включение в состав организационно-экономического механизма стратегического управления развитием инновационного процесса локальной или отраслевой социально-экономической системы комплексных мер экономического, финансового, маркетингового характера для содействия росту экономических результатов инновационного развития в средне-, долгосрочном периодах
времени, как нам представляется, является выражением функционального назначения механизма рационализации влияния системы стратегического управления на экономические, финансовые результаты инвестирования как в составе технологических элементов, так и вне их.
В качестве мер организационно-экономического механизма стратегического управления инвестированием в создаваемые новшества, например, может выступать организационная мера, осуществляемая на основе изучения соответствия целевой ориентации избранной обобщающей стратегии (развития инвестирования за счет собственных или доминирования привлекаемых внешних ресурсов).
В том случае, если обобщающая (интегральная, базовая) стратегия, в своей направленности влияния на экономический, финансовый результаты проектного инвестирования в технологические, информационные и организационные новшества будет по достижении экономической, научно-технической результативности меньше ожидаемой в рамках механизма системы стратегического управления, то должны быть предложены варианты других обобщающих стратегий, целевая направленность которых должна быть близка или превышать планово-расчетные результаты экономического, научно-технического и финансового характера инвестирования в новшества и в целом в осуществление инновационного деятельности субъекта хозяйствования или отраслевой составляющей производственного или социального комплекса [4].
Кроме того, организационной, экономической и финансовой мерой в составе механизма результативного функционирования системы стратегического управления инвестированием в новшества выступит реализуемое менеджментом стремление к качественному опережению благодушно настроенных конкурентов в расширении состава инновационных конкурентных преимуществ (создание кардинального новшества и производство на его основе новых видов продукции, оказываемых услуг).
Механизм ресурсного и организационного обеспечения результативного функционирования системы стратегического управления инвестированием инновационных проектов должен также выполнять роль инструментария целевого ориентирования процесса управления на достижение поставленных экономических и иных результатов в средне-, долгосрочном периодах инвестирования инновационного проекта (их совокупности) в условиях значительных влияний негативных факторов внешней среды.
В том случае, когда целевая ориентированность системы не предоставляет возможности менеджменту социально-экономической системы достигать планируемых результатов инновационного проектного инвестирования или в целом инновационной деятельности, в рамках механизма должны предусматриваться меры по изменению целевой ориентации каждого из технологического элемента системы стратегического управления.
Литература
1. Агафонов В.А. Инвестиционная стратегия региона и «точки роста» // Экономическая наука современной России. 2008. № 2. С. 66-76.
2. Гневко В.А. Региональные проблемы инновационного развития экономики. СПб.: Изд-во ИУЭ, 2004.
3. Груздев А. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки // Общество и экономика. 2008. № 1. С. 115-120.
4. Гусаков М.А., Рогова Е.М., Проскура Д.В. Инновационное направление развития регионов // Экономика и управление. 2008. № 1. С. 27-31.
КРОЛИВЕЦКИЙ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ. См. с. 359.
ОЛЬНЕВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ - директор, ОАО «Государственная страховая компания "Югория"» Санкт-Петербургский филиал, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
OLNEV OLEG KONSTANTINOVICH - director, St. Petersburg Branch of Insurance Company «UGORIA», Russia, St. Petersburg.