Научная статья на тему 'Методические подходы к формированию и гармонизации элементного взаимодействия системы стратегического управления'

Методические подходы к формированию и гармонизации элементного взаимодействия системы стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВИДЕНИЕ / МИССИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ОБОБЩАЮЩАЯ И ЧАСТНЫЕ СТРАТЕГИИ / STRATEGIC MANAGEMENT / VISION / MISSION / STRATEGIC OBJECTIVE / GENERALIZING AND PRIVATE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залесская Алиса Дмитриевна

В статье рассматривается стратегическое управление как система взаимосвязанных процедурно-технологических элементов стратегического управления отраслевых составляющих, предприятий сферы услуг; предлагается система организационных мер и действий по рационализации и гармонизации системы стратегического управления социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Залесская Алиса Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к формированию и гармонизации элементного взаимодействия системы стратегического управления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И ГАРМОНИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

METHODICAL APPROACHES TO THE FORMATION

AND HARMONIZATION OF INTERACTION OF THE STRATEGIC

MANAGEMENT SYSTEM

УДК 338.24

ЗАЛЕССКАЯ Алиса Дмитриевна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, A.D.Kireeva@gmail.com

ZALESSKAYA Alice Dmitrievna

postgraduate student, Saint-Petersburg state University of cinema and television A.D.Kireeva@gmail.com

Аннотация.

В статье рассматривается стратегическое управление как система взаимосвязанных процедурно-технологических элементов стратегического управления отраслевых составляющих, предприятий сферы услуг; предлагается система организационных мер и действий по рационализации и гармонизации системы стратегического управления социально-экономического развития.

Ключевые слова: стратегическое управление, видение, миссия, стратегическая цель, обобщающая и частные стратегии.

Annotation.

This article discusses the strategic management as a system of procedural and technological elements of strategic management of industrial components, the enterprises of sphere of services, and offered system of organizational measures and activities for the rationalization and harmonization of systems strategic management of socio-economic development.

Key words: strategic management, vision, mission, strategic objective, generalizing and private strategies.

Целевое предназначение формирования системы стратегического управления текущим функционированием и долгосрочным развитием отраслевых составляющих сферы услуг заключается в необходимости раскрытия технологической последовательности и взаимо-

действия элементов системы управления с целью создания благоприятной обстановки для достижения планово-расчетных экономических показателей результативности деятельности субъекта управления. Процедурно-технологическая последовательность и элементный

состав механизма стратегического управления социально-экономической системой обусловлены поставленными управленческими задачами, решение которых полностью зависит от уровня взаимодействия активных систем управления, предприятия в целом и отраслевой составляющей сферы услуг.

В состав последовательно осуществляемых элементов целостной системы стратегического управления средне-, долгосрочным развитием субъекта хозяйствования, по нашему мнению, должны входить стратегическое видение, миссия (функциональное назначение субъекта), стратегический анализ, стратегическая цель, обобщающие и частные стратегии.

Первым рассматриваемым нами элементом системы стратегического управления будет являться стратегическое видение, зачастую объединяемое в экономической литературе с другим процедурно-технологическим элементом - миссией субъекта управления, имеющим по своей структуре и смыслу совершенно другое целевое и функциональное назначение[3; 4]. Недостаточность внимания, уделяемого данной элементной составляющей стратегического управления, проявляется не только в теории экономической литературы, но и в процессе практического функционирования хозяйствующих субъектов и отраслевых составляющих сферы услуг.

Разработка стратегического видения должна включать, по нашему мнению, процессы формулирования оптимистического состояния субъекта хозяйствования в сфере социального, экономического, финансового, организационного, инновационного и ресурсного развития, основанного на экспертных оценках существующих данных о текущем функционировании, а также данных о потенциальных возможностях развития субъекта.

Важность позитивной ориентации в процессе генерирования стратегического видения социально-экономического, организационного состояния на активизацию темпов экономической результативности обусловлена, по нашему мнению, влиянием идеи, выработанной в рамках стратегического видения, на производительность работников посредством мотивирования и стимулирования и

отражающейся в повышении эффективности использования всех располагаемых ресурсов, а также в укреплении конкурентоспособности как предлагаемых услуг, так и хозяйствующего субъекта в целом [1].

Функциональное назначение стратегического видения, заключающееся в оптимистическом описании объективного ресурсного, финансового и организационного потенциалов развития социально-экономической системы, и целевая ориентация, состоящая в установлении благоприятной обстановки посредством представленного позитивного видения перспективного функционирования, результатом которой является личная заинтересованность каждого работника в достижении прогнозируемых результатов, должны реализовываться на основе комплекса мер и действий, направленных на обеспечение становления и укрепления стратегической идеи в локальной социально-экономической системе.

Предпринимаемыми организационными мерами и действиями могут, на наш взгляд, являться информирование работников о степени достижения оптимистического видения в форме ежегодных отчетов, а также отражение достигнутых позитивных результатов посредством улучшения социального и экономического положения работников с целью поддержания уровня мотивации, стимулирования и сплочения трудового коллектива для достижения целей субъекта управления; периодическая корректировка общей направленности стратегического видения, а также его количественных и качественных характеристик с целью его соответствия изменяющимся условиям макро-, микросред.

Следующим процедурно-технологическим элементом системы стратегического управления является функциональное назначение (миссия) субъекта хозяйствования отраслевой составляющей сферы услуг, которая отображает конкретизированную целевую направленность деятельности с учетом особенностей имеющихся у субъекта управления перспективным развитием ресурсов и позиционирования его в экономическом пространстве хозяйствования.

Функциональность миссии организационно-правовой структуры заключается в уси-

лении её непрямого влияния на эффективное взаимодействие всего механизма процедурно-технологических элементов системы стратегического управления, и, в частности, на улучшение экономических показателей эффективности функционирования субъекта управления.

Функциональная и целевая направленность миссии хозяйствующего субъекта заключается не только в усилении взаимодействия всех процедурно-технологических элементов системы стратегического управления текущим и перспективным развитием, но и в формулировке стремления к конкретным действиям по достижению объективного для данного рынка и предприятия физического и стоимостного объема оказываемых платных услуг.

Обязательный учет специфических характеристик и особенностей субъекта управления и внешних условий функционирования при формулировании миссии, отмеченный учеными-специалистами, является, по нашему мнению, неоспоримым условием оказания прямого и опосредованного влияния на эффективность деятельности предприятия, а также влечет за собой неопределенность механизма разработки миссии и отсутствие определенного набора правил и методов генерирования миссии субъекта стратегического управления.

Реализация функциональной и целевой направленности миссии может быть обеспечена при условии своевременного информирования, вовлечения и участия работников в разработке, формулировке и реализации миссии организационно-правовой структуры сферы услуг, а также понимания ими связи реальных перспектив улучшения собственного уровня жизни с повышением темпов роста развития предприятия.

Определение и конкретизация стратегической цели - следующего рассматриваемого технологического элемента системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий сферы услуг, -выступают обязательным условием ее нацеленности на достижение планово-расчетных показателей результативности функционирования субъекта, а также обеспечения эффективного взаимодействия с другими составляющими системы управления.

Генерирование и реализация поставленной стратегической цели развития субъектов хозяйствования сферы услуг должны осуществляться в соответствии со специфическими функциональными особенностями социально-экономических систем и с учетом ключевых факторов влияния нестабильной обстановки внешней макро-, микросред на результативность деятельности. Оптимальное соответствие логико-вербальной формы и содержания стратегической цели развития субъекта управления в заранее обусловленные руководством перспективные сроки и экономические циклы функционирования прогнозируемому социально-экономическому, финансовому состоянию организационно-правовых структур сферы услуг способствует гармонизации элементного состава системы стратегического управления с целью достижения поставленных расчетных показателей результативности.

В экономической литературе авторами объединяются понятия формулирования миссии субъекта хозяйствования, выработки системы ценностей высшего руководства, разработки планово-расчетных экономических и финансовых показателей результативности на долгосрочный период времени и генерирование стратегического видения в процесс це-леполагания стратегического управления [3].

Стоит отметить в определении авторов стратегической цели целесообразность учета прогнозирования финансового, экономического и социального состояния объекта, а также стратегического видения на средне-, долгосрочный период. Стратегическая цель субъекта хозяйствования должна быть реально достижима в установленный менед-жерами-специалистами период времени и должна быть соотносима с установленными и разработанными на основе позитивного стратегического видения идентификаторами экономического и финансового развития и потенциала, использования основных и оборотных фондов, социальной обеспеченности.

Комплекс мер и действий по реализации и рационализации такого элемента системы стратегического управления, как стратегическая цель, должен включать, по нашему мнению, постоянный мониторинг нестабильных

условий окружающей макро-, микросред и использование в процессе целеполагания результатов стратегического анализа внешней и внутренней среды социально-экономической системы; координацию и согласование поставленных целей на разных уровнях управления предприятием, отраслевой составляющей сферы услуг; обеспечение адекватного соотношения установленных количественных и качественных показателей с имеющимися экономическими, трудовыми и организационными ресурсами субъекта управления; приспосабливание к функционированию в новых условиях хозяйствования при возникновении негативного влияния внешней среды и корректирование поставленных целей для обеспечения сохранения темпов роста развития хозяйствующего субъекта при нейтрализации последствий отрицательного влияния макро-, микросред.

Организация эффективного функционирования и соблюдения системного единства процедурно-технологических составляющих стратегического управления - стратегической цели, видения, миссии - с обобщающими и частными стратегиями развития хозяйствующих субъектов должна быть обеспечена путем внедрения и распространения комплекса мер организационного, экономического, финансового, производственного, социального и инновационного характера, который может оказывать непосредственное влияние на целевую и функциональную направленность каждого технологического элемента системы стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий сферы услуг, в то же время позволяя всем составляющим механизма стратегического управления сохранять свои специфические особенности функционального и содержательного свойства и ориентироваться на достижение поставленного уровня результативности в нестабильных условиях внешней среды.

Сбалансированный и гармоничный состав частных (функциональных) стратегий, обеспечивающий оптимальное взаимодействие процедурно-технологических составляющих системы стратегического управления, подразумевает включение в него таких основных

направлений и сторон деятельности субъекта хозяйствования, посредством активизации которых возможно достижение тех или иных запланированных показателей эффективности и результативности социально-экономического развития предприятий и отраслевых составляющих сферы услуг, а также подкрепление базовой (обобщающей) стратегии управления [1, 3]. По нашему мнению, в состав любого рационального механизма стратегического управления субъектом хозяйствования должны входить следующие направления формирования частных стратегий: финансовое, социальное, инновационное, производственное и организационное.

Гармонизация и обеспечение рационального взаимодействия такого технологического элемента системы стратегического управления, как частные (функциональные) стратегии, возможны, на наш взгляд, при следующих условиях: непрерывном контроле за реализацией частной стратегии; оценке ее влияния на достижение планируемого уровня развития того или иного направления деятельности субъекта; своевременной корректировке состава и элементных составляющих частных стратегий для недопущения влияния возможных имеющихся недостатков стратегий на развитие субъекта; постоянном мониторинге состояния и конъюнктуры рынка услуг с целью выявления новых возможностей увеличения доли занимаемого сегмента, а также отслеживания изменяющихся вкусовых предпочтений потребителей; усилении позиций конкурентоспособности хозяйствующего субъекта путем расширения ассортимента предлагаемых населению услуг, модернизации процесса предоставления услуг, повышения уровня инновационного потенциала, способности воспринимать из внешней среды и производить технологические, технические и организационные новшества; минимизации рисков неблагоприятного влияния факторов внешней среды на социально-экономическое развитие предприятий и отраслевых составляющих сферы услуг посредством преобразования и корректирования состава частных стратегий.

Обобщающая (корпоративная) стратегия развития локальной или отраслевой социально-эко-

номической системы сферы услуг, на наш взгляд, должна включать не только все направления развития и достижения стратегической цели и планово-расчетных показателей экономического, финансового, социального развития, но и их совместную целостность и взаимное усиление влияния. При этом реализация обобщающей стратегии развития той или иной социальноэкономической системы не может оцениваться каким-то количественным интегральным показателем, оценка результативности реализации обобщающей стратегии должна носить критериально-целевой характер, но с конкретизацией рубежей достижения тех или иных экономических, финансовых, социальных результатов в течение определенного периода времени.

Формулирование и реализацию единой обобщающей (корпоративной) стратегии следует обеспечить на протяжении всего периода стратегического управления социально-экономическим развитием хозяйствующего субъекта сферы услуг, сопровождая ее применение периодическим контролем процесса взаимодействия стратегии с другими элементными составляющими системы управления и контролем полученных результатов с целью получения данных и выводов о целесообразности и обоснованности выбора той или иной базовой (обобщающей) стратегии долгосрочного развития.

Таким образом, формирование, рационализация и гармонизация механизма стратеги-

ческого управления долгосрочным социально-экономическим развитием предприятий, отраслевых составляющих сферы услуг осуществляется посредством сбалансированности таких процедурно-технологических составляющих стратегического управления, как стратегическое видение, функциональное предназначение которого заключается в оптимистическом описании объективного ресурсного, финансового и организационного потенциалов развития социально-экономической системы; миссия, отображающая конкретизированную целевую направленность деятельности с учетом особенностей, имеющихся у субъекта управления перспективным развитием ресурсов, и позиционирования его в экономическом пространстве хозяйствования; стратегическая цель, функциональность которой выражается в определении соотносимых с имеющимися ресурсами и конкурентными преимуществами субъекта хозяйствования пределов социальноэкономического развития в долгосрочной перспективе; стратегический анализ, обобщающая (корпоративная) и частные (функциональные) стратегии, и приводит к усилению влияния и активизации стратегического управления достижения максимально возможных показателей экономической, финансовой, социальной результативности деятельности объекта управления посредством повышения уровня качества оказания услуг.

Список литературы

1. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

2. Омарова К. А., Цапиева О. К. Концептуальные основы стратегического управления развитием бизнес-структур в сфере услуг // Проблемы современной экономики. № 4 (40). 2011.

3. Стратегический менеджмент / Под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008.

4. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: Дело, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.