УДК 338.46
В.И. ИГНАТЬЕВ
ОБОБЩАЮЩАЯ И ЧАСТНАЯ СТРАТЕГИИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ
Ключевые слова: стратегическое управление, социально-экономические системы, отраслевые составляющие сферы услуг, обобщающая и частная стратегии.
Рассмотрено взаимодействие обобщающей и частных стратегий в системе стратегического управления социально-экономическим развитием отраслевых составляющих сферы услуг.
V.l. IGNATIEV
GENERALIZING AND PRIVATE STRATEGY AS ELEMENTS OF SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF BRANCHES OF SPHERE OF SERVICES
Key words: strategic management, social and economic systems, the branch making spheres of services generalizing and private strategy.
In article interaction generalizing and private strategy in system of strategic management is considered by social and economic development of branch components of sphere of services.
Идентификация стратегии и процедурно-технологических составляющих стратегического управления для корпоративных и индивидуальных хозяйствующих субъектов сферы услуг должна выражаться в установлении для социальноэкономической системы последовательности согласованного взаимодействия стратегического видения, предназначения (миссии), стратегического анализа, стратегической цели, формирования и осуществления стратегий, их корректировки или замены в случае несоответствия уровню воздействия негативных факторов внешней и внутренней сред на достижение планово-расчетных экономических и иных результатов, эффективности используемых ресурсов.
В составе процедурно-технологических составляющих стратегического управления развитием хозяйствующих субъектов и отраслевых составляющих сферы услуг следует выделять обобщающую и частные стратегии как доминирующие элементы системы стратегического управления, поддерживающие необходимый уровень целевой ориентации на достижение максимально возможных экономических и иных результатов.
Обобщающая (интегральная, базовая, корпоративная) стратегия хозяйствующего субъекта сферы услуг, в соответствии с нашими представлениями, в системе стратегического управления выступает объединительным инструментарием всех направлений противодействия негативному влиянию макро-, микросред, вносящих свой целевой вклад в достижение результативности в перспективном развитии корпоративного или индивидуального субъекта хозяйствования. Вместе с этим следует отметить, что формулируемая обобщающая стратегия средне-, долгосрочного развития социально-экономической системы сферы услуг, в отличие от генерируемой менеджерами стратегической цели, ориентирована как на совокупное противодействие негативному влиянию факторов макро-, микросред, обеспечивая тем самым последовательное и поэтапное во времени развитие социально-экономических систем сферы услуг с поддержанием необходимых темпов экономического роста, повышения эффективности потребляемых ресурсов, так и на создание и расширение конкурентных преимуществ, позволяющих организационно-правовой структуре сферы услуг за счет созданных конкурентных преимуществ существенно увеличить стоимостные объемы оказываемых услуг, производимой и реализуемой продукции [1].
Принимаемая к реализации обобщающая стратегия долгосрочного развития субъектов хозяйствования сферы услуг, соединяя направления достиже-
ния экономического результата, должна обеспечивать на сбалансированной основе с имеющимися ресурсами выполнение комплексных мер в составе тех групп частных стратегий, которые входят, соответственно, в те или иные направления экономического, финансового, социального, маркетингового, структурно-организационного и инновационного характера.
Формированию обобщающей стратегии перспективного развития социально-экономических систем сферы услуг, в соответствии с нашими представлениями, должно предшествовать: обоснование выбора нескольких или всей совокупности направлений противодействия негативным факторам макросреды и поддержания среднерыночных темпов экономического роста, эффективности осуществления процесса оказания услуг; определение доли влияния каждого из направлений развития субъекта хозяйствования, обеспечиваемого одной или несколькими стратегиями, в соответствии с располагаемыми ресурсами.
В том случае, если конкретизация возможностей успешного долгосрочного развития социально-экономической системы по тому или иному направлению не достигнута, а подбор состава частных стратегий и установление необходимых объемов для этого материально-технических, трудовых, финансовых и информационных ресурсов не произведены, то данные направление развития нуждаются в альтернативном изменении.
В экономической литературе обобщающая (базовая, корпоративная) стратегия представляется некоторыми авторами как курс действий по реализации приоритетных целей развития хозяйствующего субъекта при соответствии их располагаемым ресурсам [2]. При этом базовая стратегия разрабатывается для предприятия в целом, а деловые и функциональные стратегии - для структурных составляющих корпорации, индивидуального хозяйствующего субъекта и их подразделений.
Соединение обобщающей (базовой, корпоративной) стратегии развития социально-экономической системы сферы услуг с частными стратегиями, на наш взгляд, должно подчиняться не иерархическому принципу формирования и реализации частных стратегий по каждому из уровней соподчинения, а в соединении с обобщающей стратегией непосредственно, минуя какие-либо уровни структурных частей или подразделений субъекта хозяйствования. Лишь во взаимосвязи и наполнении обобщающей стратегии частными стратегиями по каждому из направлений развития социально-экономической системы возможно достижение в средне-, долгосрочном периоде максимально возможных экономических, финансовых и социальных результатов.
Исключение разноуровневости формирования обобщающей и частных стратегий, их непосредственное взаимодействие и реализация не лишают возможности структурными частями, линейными и функциональными подразделениями предпринимать дополнительные меры, содействующие росту экономического, финансового и социального результатов организационно-правовой структуры, отвечающие специфике текущего функционирования и перспективному развитию этих частей и подразделений.
Так, например, при принятии и реализации частной стратегии инновационных изменений хозяйствующий субъект, добивающийся расширения конкурентных преимуществ по сравнению с конкурентами на соответствующем сегменте рынка услуг за счет создания (приобретения) и внедрения принципиально нового технического, технологического, информационного новшества, с помощью структурной части или подразделения, осуществляющих инновационную деятельность, может своими конкретными действиями и ресурсообеспеченным мерами в существенной степени влиять на результаты данной стратегии - величину прибыли, получаемую в течение периода времени осуществления новшества при оказании услуг потребителям.
В соответствии с нашими представлениями, следует отходить от принципа иерархичности в процессе стратегического управления и такой разноуровневой составляющей сферы услуг, как отраслевые комплексы. При включении совокупности взаимодействующих организационно-правовых структур образовательного, здравоохранительного, телекоммуникационного, спортивно-оздоровительного, жилищно-коммунального, санаторно-курортного, туристско-экскурсионного, культурно-массового (культурно-просветительского), торгового комплекса в систему их стратегического управления с формулированием процедурно-технологических составляющих (стратегическое видение, миссия, стратегический анализ, стратегическая цель, стратегии развития и их корректирование при несоответствии противодействию влиянию негативных факторов внешней среды), на наш взгляд, возникает необходимость формирования обобщающей стратегии развития отраслевой составляющей и индивидуальных стратегий, направленных на долгосрочное развитие данной отраслевой социально-экономической системы.
В этой связи возникает двойственность использования принципа единства обобщающей и частных стратегий. В одном случае (для предприятия) соблюдается единство обобщающей и частных стратегий на достижение максимально возможного экономического и иного результата в средне-, долгосрочном периодах времени отдельной функционирующей социально-экономической системы со всеми своими внутренними и внешними изменениями состояний.
Во втором случае эти социально-экономические системы, входящие в состав отрасли сферы услуг и влияющие на общие экономические, финансовые и социальные результаты текущего функционирования и перспективного развития данного вида социально-экономической деятельности сферы услуг, выступают взаимодействующими частями и элементами отраслевой составляющей сферы услуг, формируемая система стратегического управления которой, в соответствии с принципом единства обобщающей и частных стратегий в системе стратегического управления, в своей целенаправленности достижения максимально возможного экономического и иного результата в условиях высокой нестабильности состояния макро-, микросред должна обладать обобщающей и частными стратегиями.
Однако, как нам представляется, указанная двойственность использования принципа единства обобщающей и частных стратегий в разноуровневых системах сферы услуг (в деятельности хозяйствующих субъектов и отраслевой составляющей) не нарушает функционального предназначения данного принципа -объединять не иерархическую соподчиненность стратегий разноуровневых социально-экономических систем, а лишь направленность обобщающей и частных стратегий развития на достижение стратегической цели в средне-, долгосрочном периоде в условиях существенных влияний факторов макро-, микросред.
Основной особенностью двойственности принципа единства обобщающей и частных стратегий развития разноуровневых социально-экономических систем является то, что каждая из рассматриваемых систем (субъект хозяйствования и отраслевая составляющая) сферы услуг в формируемой системе стратегического управления предусматривает свои комплексные меры и действия для наполнения ими обобщающей и частных стратегий, противодействующих негативному влиянию факторов внешней и внутренней сред.
В условиях двойственности применения принципа единства обобщающей и частных стратегий в разноуровневых социально-экономических системах сферы услуг возникает основа для противоречия в том, что данный принцип включает и элементы иерархической подчиненности процедурно-технологических составляющих системы стратегического развития хозяйствующих субъектов и отраслевой составляющей сферы услуг, находящиеся с принципом единства обобщающей и частных стратегий на противоположных сторонах использования. Это объясняется тем, что каждая из разноуровневых со-
циально-экономических систем, имея свои частные и обобщающую стратегии, отражающие индивидуальную целевую направленность на достижение максимально возможных экономических и иных результатов, эффективности ресурсопотребления, влияет друг на друга в достижении поставленных целей.
На наш взгляд, каждая из анализируемых разноуровневых социальноэкономических систем по своей структуре и размерам существенно отличаются друг от друга. Поэтому у них должны быть и различными по количественным и качественным параметрам результативности и стратегические цели, а также частные и обобщающие стратегии. А в этой связи объединительным для разноуровневых социально-экономических систем сферы услуг в системе стратегического управления должно быть стремление к получению конкурентных преимуществ, определяемых взаимными детерминантами, а также состоянием функционирования народного хозяйства.
Обобщающие и частные стратегии в разноуровневых системах сферы услуг в процессе стратегического управления развитием в условиях существенных изменений состояния макро-, микросред имеют свои особенности, свойственные данным социально-экономическим системам, зависящие как от организационной структуры и объемов используемых ресурсов, так и от свойств функционирования и целевой ориентации на достижение приемлемых для данных систем экономических, финансовых и социальных результатов.
Так, например, обобщающей стратегией отраслевой составляющей сферы услуг, формируемой ее субъектом управления, может выступать: поддержание в сбалансированном финансовом, материально-техническом, экономическом, инновационном и социальном состоянии внутриотраслевых процессов оказания услуг потребителям с достигаемыми экономическими и социальными результатами, соответствующими рыночному уровню; рационализация пропорций внутриотраслевого развития, обеспечивающая наиболее полное удовлетворение в потреблении услуг в условиях нивелирования, нейтрализации и локализации влияния внешних и внутренних факторов на изменение организационной структуры и установленных пропорций распределения ресурсов, ориентированных на обеспечение достижения максимально возможных экономических и иных результатов отраслевой составляющей и содействие увеличению результативности развития ее хозяйствующих субъектов.
В то же время обобщающие стратегии локальных социально-экономических систем (организационно-правовых структур), выступая своеобразным органическим соединителем направлений влияния на общий экономический результат, эффективность потребляемых ресурсов, определяют приоритетность и структурной доли общего результата каждого из направлений долгосрочного развития, обеспечиваемых реализацией частных стратегий, в своей целевой ориентации выступают единым инструментом противодействия негативным влияниям факторов макро-, микросред, инициативного проявления стремления к расширению своих конкурентных преимуществ.
Однако обобщающая стратегия хозяйствующего субъекта сферы услуг не является в своей результативности противодействия влиянию негативных факторов макро-, микросред суммой результативного влияния предпринимаемых мер в составе частных стратегий.
Общая экономическая результативность влияния обобщающей стратегии на долгосрочное развитие корпоративной или индивидуальной организационноправовой структуры выражается не только формой адекватности достижения планово-расчетных экономических результатов на определенный перспективный период времени в условиях нестабильной внешней среды, но и конкретной долей общего экономического результата, равной затратам на осуществление комплекса предпринимаемых мер противодействия негативным факторам мак-
ро-, микросред, содействия их положительным факторам, инициативных частных стратегий для получения соответствующего конкурентного преимущества.
Каждая из частных стратегий, включаемая субъектом стратегического управления долгосрочным развитием в то или иное направление содействия достижению общего экономического результата, оказывая доминирующее противодействие негативному влиянию внешней среды, инициативное расширение конкурентных преимуществ для повышения результативности текущего функционирования и среднесрочного социально-экономического развития субъекта хозяйствования сферы услуг, одновременно влияет и на другие направления достижения общего экономического результата в составе обобщающей стратегии.
Такой частной стратегией, например, выступает стратегия дифференциации, соединяющая экономическую и маркетинговую направленность в обобщающей стратегии. При этом экономическая и маркетинговая долевая результативность влияния стратегии от общего экономического результата достижения хозяйствующим субъектом сферы услуг образуется за счет различной субъективной расстановки и оценки параметров оказываемой ему услуги [3].
Если потребительскую стоимость оценивать суммой произведений основных параметров услуги на соответствующие весовые коэффициенты, то различные потребители субъективно по-разному определяют значимость весовых коэффициентов. Поэтому, оказывая однородные услуги с различной степенью используемых технологических новшеств, субъект стратегического управления развитием локальной организационно-правовой структуры с большой долей вероятности содействует расширению контингента потребителей и, соответственно, росту экономического результата.
В этой связи следует отметить, что насыщение частными стратегиями того или иного направления содействия достижению общего экономического результата в составе обобщающей стратегии должно быть сбалансированным с располагаемыми ресурсами и уровнями влияния на результативное, эффективное развитие факторов неустойчивых макро-, микросред.
Мониторинг влияния частных стратегий в тех или иных направлениях содействия достижению общего экономического результата предоставляет возможность на конкретном этапе развития хозяйствующего субъекта сферы услуг установить как общее влияние всех направлений и включенных в них частных стратегий на достижение экономического результата, так и долевое содействие каждой из частных стратегий и отдельного направления обобщающей стратегии на достижение планово-расчетного экономического результата в перспективном развитии.
Соединение и ориентация в практической деятельности хозяйствующего субъекта сферы услуг всего состава процедурно-технологических элементов системы стратегического управления долгосрочным социально-экономическим развитием на достижение среднерыночных экономических, финансовых результатов, включая основной инструментарий содействию их росту - обобщающую и частные стратегии, на наш взгляд, выступает одним из основных условий достижения намечаемых экономических результатов в перспективном периоде, неустойчивость состояния макро-, микросред в котором может проявляться как дискретно, так и на постоянной основе в устанавливаемых интервалах и в неопределенном времени.
Литература
1. Кроливецкий Э.Н. Система планирования деятельности хозяйствующих субъектов сферы услуг: Препринт / Э.Н. Кроливецкий. СПб.: Нестор, 2001.
2. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008.
3. Забелин П.В. Основы стратегического управления: учеб. пособие / П.В. Забелин, Н.К. Моисеев. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
ИГНАТЬЕВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
IGNATIEV VICTOR IVANOVICH - competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, Saint Petersburg.