Научная статья на тему 'Стратегии обеспечения экономического роста предприятий и отраслей сферы услуг'

Стратегии обеспечения экономического роста предприятий и отраслей сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / FUNCTIONAL STRATEGY / ECONOMIC GROWTH / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кроливецкий Эдуард Николаевич, Шлёнскова Елена Сергеевна

Определен состав функциональных стратегий, обеспечивающих экономических рост предприятий и отраслей сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кроливецкий Эдуард Николаевич, Шлёнскова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF MAINTENANCE OF ECONOMIC GROWTH OF THE ENTERPRISES AND BRANCHES OF SPHERE OF SERVICES

In article the structure of the functional strategy providing economic growth of the enterprises and branches of sphere of services is defined.

Текст научной работы на тему «Стратегии обеспечения экономического роста предприятий и отраслей сферы услуг»

экологического ущерба природной среде и, соответственно, человеку в будущем, т.е. на минимизацию экологической опасности до социально приемлемого уровня и восстановление, сохранение и улучшение природной среды.

Литература

1. Барлыбаев Х.А.Человек, глобализация, устойчивое развитие. М.: Изд-во РАГС, 2007. 330 с.

2. Басилаиа М.А. Эволюция экологического сознания в условиях современного общества. Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2006. 99 с.

3. Безопасность Евразии-2002: энциклопедический словарь-ежегодник / авт. идеи и концепции, рук. проекта В.Н. Кузнецов. М.: Книга и бизнес, 2003. 540 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1978.

5. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие: 20 лет споров // Экономическая эффективность развития России / под ред. КБ. Папенова. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007.942 с.

6. Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. 2-е изд., дораб. М.: МППА БИМПА, 2007. 288 с.

7. Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. М.: Изд-во МГУК; Изд. дом «Друг», 2001.191 с.

8. Лось В.А., Урсул А.Д, Демидов ФД. Глобализация и переход к устойчивому развитию: монография. М.: Изд-во РАГС, 2008. 316 с.

9. Муравых А.И. Философия экологической безопасности. М.: Изд-во РАГС, 1997.180 с.

10. Наше общее будущее: докл. Междунар. комис. по окружающей среде и развитию (МКСОР): пер. с англ. / под ред. СА. Евтеева, Р.А. Перелета. М.: Прогресс, 1989. 371 с.

11. Небренчин С.М. Метафизика безопасности. СПб.: Десятка, 2008. 320 с.

12. Урсул АД., Романович А.Л. Устойчивое развитие, экологическая и продовольственная безопасность. М.: Изд-во МГУК; Изд. дом «Друг», 2002.192 с.

13. Урсул А.Д, Урсул Т.А., Тупало В.Г., Энгель А.А. Устойчивое развитие, безопасность, ноосферогенез. М.: Изд-во РАГС, 2008. 400 с.

14. Щепочкина Е.М. обеспечение экологической безопасности: теоретический аспект // Экологическая безопасность современных социально-экономических систем. Всероссийская научно-практическая конференция, 10 февраля 2009 г.: материалы /отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: ООО «Глобус», 2009. С. 125-134.

15. Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. Теория безопасности. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.176 с.

КЛИКУШИНА ЕВГЕНИЯ ГЕННАДЬЕВНА - младший научный сотрудник, Московский государственный университет имени M.B. Ломоносова, Россия, Москва ([email protected]).

KLIKUSHINA EVGENIYA GENNADYEVNA - junior scientific worker, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow.

УДК 338.46:658.5

Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ, E.C. ШЛЁНСКОВА

СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Ключевые слова: функциональные стратегии, экономический рост, стратегическое управление.

Определен состав функциональных стратегий, обеспечивающих экономических рост предприятий

и отраслей сферы услуг.

E.N. KROLIVETSKY, E.S. SHLYONSKOVA STRATEGY OF MAINTENANCE OF ECONOMIC GROWTH OF THE ENTERPRISES AND BRANCHES

OF SPHERE OF SERVICES

Keywords: functional strategy, economic growth, strategic management.

In article the structure of the functional strategy providing economic growth of the enterprises and branches of

sphere of services is defined.

Формируемый состав функциональных стратегий на основе последовательной реализации технологических процедур стратегического управления экономической и социальной результативностью развития отраслевых и локальных составляющих сферы услуг должен выступать тем итоговым и действенным инструментарием влияния на достижение поставленной стратегической цели, выражаемой не только количественными и качественными идентификаторами экономического роста, социального развития, но и общей ло-

гико-вербальной формой целевой устремленности в долгосрочный период, который нивелирует отклонения в целевой ориентации предыдущих технологических процедур стратегического управления, восстанавливает их в том видении развития, предназначении отраслевой или локальной составляющей сферы услуг, которое определялось и формулировалось экспертами-специ-алистами и менеджерами стратегического управления.

Выступая одним из технологических элементов системы стратегического управления, функциональные стратегии различной направленности одновременно выполняют роль постоянного и завершающего влияния на достижение экономических и социальных результатов текущей деятельности и перспективного развития субъектов хозяйствования, отраслевых составляющих сферы услуг в условиях неустойчивого состояния внешней и внутренней сред.

Соразмерность воздействия функциональных (частных) стратегий на текущую деятельность и долгосрочное социально-экономическое развитие отраслей и хозяйствующих субъектов сферы услуг в целях достижения экономического результата должна удовлетворять в той степени, которая нейтрализует влияние негативных факторов макро-, микросред, предоставляя возможность субъекту стратегического управления на сбалансированной основе с располагаемым ресурсным потенциалом поэтапно претворять стратегическое видение перспективного развития своей отраслевой или локальной социально-экономической системы в реальность, достигать поставленной стратегической цели развития [2].

О том, каким должен быть по числу и направлениям влияния на достижение максимально возможных величин экономической и социальной результативности состав функциональных стратегий, в соответствии с нашими представлениями, может свидетельствовать процедурно-технологический комплекс осуществления стратегического управления.

Так, например, стратегический анализ функционирования внешней и внутренней сред своими результатами изменения динамики экономических, финансовых и социальных идентификаторов определяет необходимость для субъекта стратегического управления предпринять такой комплекс мер в целях достижения максимально возможного экономического результата, который удовлетворил бы реализации каждой из технологий стратегического управления, соответствующей рационализации их взаимодействия и адекватности с формируемым составом функциональных стратегий.

Сформулированное стратегическое видение состояния социально-экономического, финансово-инвестиционного и научно-инновационного развития экономического вида деятельности, хозяйствующего субъекта сферы услуг, в свою очередь, ставит перед формируемым составом частных и обобщающей стратегий свои требования, заключающиеся в их воздействии на последовательное достижение того оптимистического состояния разноуровневой социально-экономической системы сферы услуг, которое на высоком уровне объективности сформулировано ведущими менеджерами и специалистами на перспективный период времени. При этом влияние частных стратегий на доведение стратегического видения до уровня оптимистических представлений о развитии отраслевой или локальной составляющей сферы услуг должно быть направлено на поддержание темпов роста экономических, финансовых и социальных идентификаторов, соответствующих сценарной форме и наилучшему варианту видения отрасли, предприятия сферы услуг в перспективном периоде времени.

Особенности соблюдения качественных характеристик предназначения (миссии) отрасли, предприятия сферы услуг в системе стратегического управления должны учитываться как отдельными функциональными стратегиями, так и их составом, отражающими технологическую и производствен-

ную направленность развития объекта функционального предназначения с учетом диверсификации оказываемых услуг, производимой продукции.

Включаемые в общий состав частные стратегии должны влиять на соблюдение основных положений сформулированной миссии соответствующей социально-экономической системы сферы услуг и быть с ними в состоянии той адекватности, которая обеспечивает функциональное предназначение в количественных и качественных параметрах, ее производственно-технологи-ескую направленность в долгосрочном периоде развития [1].

В целом обеспечение необходимых темпов экономического роста социально-экономического развития объектов стратегического управления в сфере услуг в условиях существенных изменений состояния внешней и внутренней сред возможно при таком формировании состава функциональных стратегий, выражающего их единую целеустремленность к достижению наивысших экономических и социальных результатов - обобщающей стратегии, которая всесторонне и с единой позиции всех направлений развития отраслевой составляющей, хозяйствующего субъекта учитывает возможности соблюдения темпов экономического роста по основным этапам перспективного периода.

В соответствии с нашими представлениями, направления социально-экономического, научно-инновационного, структурно-организационного, финансо-во-инвестиционного развития экономических видов деятельности, субъектов хозяйствования сферы услуг может обеспечивать широкий состав функциональных стратегий, объединенных в своей целевой ориентации стремлением субъекта стратегического управления к достижению установленных на основе сбалансированного ресурсообеспечения темпов экономического роста.

Поэтому в состав функциональных стратегий обеспечения максимально возможных экономических и социальных результатов можно включить стратегии, ориентированные на использование таких внутренних факторов, влияющих на соблюдение установленных темпов экономического роста, как ресурсный и конкурентный потенциалы отраслевой составляющей, хозяйствующего субъекта сферы услуг.

В качестве таких стратегий могут выступать функциональные стратегии оперативного реагирования, инновационных изменений, фокусирования, дифференциации, минимизации затрат (блок 5 рисунок), которые могут быть использованы субъектом стратегического управления независимо от изменения состояния внешней среды, так как в своей целевой направленности призваны повышать экономические и социальные результаты на основе своевременного и в полном объеме использования своих внутренних потенциальных возможностей, например, дополнительного обслуживания сложившегося контингента потребителей услуг, продукции, расширения диверсифицированного состава оказываемых услуг.

Функциональные стратегии, способствующие экономическому росту отраслевой составляющей предприятия сферы услуг, должны быть ориентированы на нейтрализацию, нивелирование, локализацию наступивших последствий влияния негативных факторов внешней среды и на существенное повышение экономических и социальных результатов долгосрочного развития отраслевых и локальных составляющих сферы услуг в периоды неизменности ретроспективных тенденций на отдельных этапах перспективного периода.

Так, например, содействие экономическому росту может оказать в существенной мере стратегия инновационных изменений в текущем функционировании и долгосрочном социально-экономическом развитии субъекта хозяйствования или экономического вида деятельности сферы услуг. Внедряя кардинальное новшество структурно-организационного, технического, технологического, информационного характера, субъект хозяйствования сферы услуг ставит перед собой цель получения максимально возможной прибыли за счет

формирования контингента потребителей новых или модернизированных видов услуг, продукции с параметрами качества, существенно превышающими качество оказываемых ранее потребителям услуг, реализуемой продукции, адекватных изменившимся их вкусам и предпочтениям.

1 Методы обоснования выбора стратегии экономического роста субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг за счет внутренних факторов

А Приведение в балансовое и нормативное соответствие ресурсных возможностей с планируемым достижением экономических результатов субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг

4 Стратегия долгосрочного роста за счет внутренних факторов субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей сферы услуг

Реализация стратегии экономичес кого роста

Л Прогнозирование затрат и экономических результатов процесса оказания услуг, имитация процесса достижения экономического результата в долгосрочном развитии отраслевой и локальной составляющей сферы услуг

за счет внутренних факторов посредством:

функциональных (частных) стратегий

Стратегии:

• минимизации затрат

на оказание комплекса услуг;

• инновационных изменений;

• оперативного реагирования на изменения внешней среды;

• дифференциации оказания потребителям широкого ассортимента услуг одного функционального назначения по различным ценам;

• фокусирования обслуживания небольшого контингента потребителей услуг с нестандартными предпочтениями и вкусами

® использования ресурсов и конкурентных преимуществ

основной капитал, высокий инновационный уровень процесса оказания услуг

эффективное использование ресурсов

оборотные активы, высококвалифицированный менеджмент и персонал

трудовые ресурсы, высокий уровень репутации локальной и отраслевой составляющей сферы услуг

информационные ресурсы, умение менеджеров защищать интеллектуальную собственность

организационные ресурсы высокая производительность труда персонала

маркетинговый эффект вывода услуг на соответствующий сегмент рынка

Схема обоснования выбора и реализации альтернативной стратегии экономического роста за счет внутренних факторов

Однако стратегия инновационных изменений в текущей деятельности и перспективном развитии отраслевой или локальной составляющей сферы услуг не может удовлетворять обобщающей самодостаточности для поддержания необходимого темпа экономического роста, достижения установленных социальных результатов. Это связано с тем, что создание (приобретение) и внедрение новшества в отраслевой или локальной составляющей сферы услуг не может в течение длительного времени обеспечивать необходимые темпы экономического роста, так как аналогичное расширение состава конкурентных преимуществ могут осуществить конкуренты.

Кроме того, взятый курс на инновационные изменения субъектом стратегического управления в силу высокого уровня рискованности создания с требуемыми параметрами новшества, достижения им при внедрении необходи-

мых экономических, социальных результатов может превысить уровень затратности по сравнению с экономическим результатами.

Поэтому ориентация субъекта стратегического управления долгосрочным развитием социально-экономических систем сферы услуг на существенные инновационные изменения, содействующие росту экономических и финансовых результатов, должна основываться на диверсификации риска в рамках венчурного инвестирования того количества инновационных проектов, которое соответствовало бы интеллектуальному ресурсному потенциалу разработчиков и тематической направленности создаваемых новшеств адекватной с изменяющимися вкусами и предпочтениями потребителей услуг продукции [3].

В то же время функциональная стратегия инновационных изменений в текущей деятельности и долгосрочном развитии отраслевых и локальных составляющих сферы услуг должна реализовываться в целях не только повышения темпов экономического роста посредством увеличения контингента или формирования новых сегментов потребителей услуг, продукции, но и расширения состава конкурентных преимуществ, также направленного на повышение конкурентоспособности услуг, в свою очередь, содействующей экономическому росту за счет ввода на рынок новых видов услуг, продукции, в условиях значительных изменений состояния макросреды, нейтрализующей влияние ее негативных факторов на достижение планово-расчетных экономических результатов.

Следует также отметить, что стратегия инновационных изменений ориентирована на соблюдение темпов экономического роста и, таким образом, сочетает инновационное и экономическое направление развития. В то же время инновационное направление данной функциональной стратегии должно быть доминирующим, так как каждое из направлений долгосрочного развития экономических видов деятельности и субъектов хозяйствования сферы услуг должно выражаться в системе стратегического управления одной или несколькими функциональными стратегиями, влияющими на экономические результаты в соединении с внутренними факторами ресурсного и конкурентного характера.

На поддержание необходимых темпов экономического роста разноуровневых социально-экономических систем сферы услуг направлена и функциональная стратегия оперативного реагирования на происходящие или ожидаемые изменения состояния макросреды. Организационная направленность стратегии оперативного реагирования остается неизменной, так как субъект стратегического управления, установив, например, потребность в новых или модернизированных услугах, продукции на рынке, организует удовлетворение сложившейся потребности в услуге, новом виде продукции в минимизированный период времени, позволяющий продвинуть новый вид услуги, продукции на соответствующий сегмент рынка. Оперативное внедрение нового вида услуг на рынке с опережающими сроками по сравнению с конкурентами позволяет субъекту стратегического управления согласовывать темпы экономического роста во времени с более высокой конкурентоспособностью услуг.

Включение таких функциональных стратегий в общий состав влияния на поддержание сложившихся темпов и повышение экономической результативности, как дифференциация, фокусирования, минимизация затрат, и других стратегий, формируемых посредством включения в них мер, соответствующих особенностям развития отраслевой составляющей, субъекта хозяйствования во внешней среде, их функциональной и целевой направленности влияния на достижение экономических и социальных результатов, на наш взгляд, предоставляет возможность субъекту стратегического управления сконцентрировать имеющиеся ресурсы и конкурентные преимущества на обеспечении достижения планируемого экономического результата в долгосрочном периоде времени.

Так, например, корпоративные организационно-правовые структуры, оказывающие потребителям значительные объемы услуг в рамках ограниченных возможностей их диверсификации, для решения проблем экономического роста за счет внутренних факторов могут реализовывать в своей текущей деятельности и перспективном развитии комплекс мер, характерный для стратегии минимизации затрат. Низкий уровень затрат и, соответственно, цен на оказываемые услуги массовому потребителю позволяет корпоративному объединению иметь на рынке услуг значительную долю и расширять занимаемое место на сегменте рынка, доминируя по объемам оказываемых услуг перед своими конкурентами.

Обеспечение планово-расчетных темпов экономического роста отраслевых и локальных составляющих сферы услуг по отдельным направлениям влияния внутренних факторов, учитывающих особенности ресурсного и структурно-организационного характера субъекта хозяйствования, отрасли сферы услуг, на наш взгляд, возможно посредством включения в общий состав стратегии фокусирования, функциональная направленность которой состоит в оказании услуг небольшому контингенту потребителей, вкусовые предпочтения которых в значительной степени отличаются от многочисленных потребительских групп со среднерыночными, стандартными предпочтениями по отношению к оказываемым услугам.

Функциональная стратегия фокусирования своих ресурсных возможностей и концентрации состава конкурентных преимуществ на услуги оказания ограниченному контингенту потребителей (блок 5, рисунок) в своем применении тесно коррелирована с ограниченностью ресурсов (основных помещений, площадей, активных элементов основных фондов, высококвалифицированного персонала), необходимых для обслуживания разнообразных и многочисленных групп потребителей.

Влияние на поддержание планируемых темпов экономического роста оказывают и такие меры внутреннего воздействия, как дифференциация номенклатурных позиций оказываемых услуг одного функционального назначения при обслуживании значительного числа потребителей, имеющих различные предпочтения и способы оказания им услуг, оценивающих потребительскую стоимость услуг выше, чем ее рыночная цена. Дифференциация цен на одинаковые услуги, но с учетом самооценки покупателем, исходя из престижности оказания ее конкретным хозяйствующим субъектом или его отдельным профессиональным работником, предоставляет возможность субъекту стратегического управления расширять занимаемый сегмент услуг, занимать новые сегменты, увеличивать контингент потребителей услуг с различными предпочтениями и вкусами [3].

В целом формируемый состав функциональных стратегий, ориентированных на поддержание и повышение темпов экономического роста отраслевой или локальной составляющей сферы услуг, должен включать те стратегии, которые отвечают требованиям: повышения результатов текущего функционирования и перспективного развития до тех значений определенных планово-расчетными обоснованиями в рамках избранных направлений развития; соответствия особенностям деятельности отраслевой составляющей, субъекта хозяйствования сферы услуг; противодействия влиянию негативных факторов макро-, микросред на текущее функционирование и перспективное развитие объекта стратегического управления.

Формируемый состав функциональных стратегий социально-экономического развития отраслевой или локальной составляющей сферы услуг не является полным и исчерпывающим комплексом мер обеспечения экономического роста, социального развития, так как не связан с конкретно установленным направлением долгосрочного развития объекта стратегического управления.

Литература

1. Гасумянов В.И. Стратегия развития услуг управления государственными резервами: Теоретические и концептуальные основы. СПб.: Диалог, 2006.

2. Забелин П.В., Моисеева И.К Основы стратегического управления: учеб. пособие. М.: Информационновнедренческих центр «Маркетинг», 1998.

3. Шлёнскова ЕВ. Стратегическое управление развитием отраслей сферы услуг: принципы создания и функционирования системы: препринт. СПб.: Диалог, 2009.

КРОЛИВЕЦКИЙ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры управления экономическими и социальными процесса, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

KROLIVETSKY EDWARD NIKOLAEVICH - doctor of economics sciences, professor of Management Economic and Social Process Department, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.

ШЛЁНСКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, Россия, Москва.

SHLYONSKOVA ELENA SERGEEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor, Moscow State Academy of Municipal Services and Building, Russia, Moscow.

УДК 338.43.

Э.Г. КУЗНЕЦОВА МЕХАНИЗМ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ АПК

Ключевые слова: финансовая устойчивость, страхование рисков, АПК, страховые компании, страховая защита, господдержка, продовольственная безопасность.

Рассмотрены вопросы, связанные с разработкой механизма эффективного управления рисками в сельском хозяйстве и обеспечения на этой основе сбалансированности развития всех отраслей АПК. Обоснована необходимость страхования рисков в сельском хозяйстве. Выявлены причины отказа от страхования сельхозпредприятий. Подчеркнуто, что основным принципом при страховании сельхозкультур должна быть добровольность, но с посильным государственным участием. Отмечено влияние страхования рисков в АПК на обеспеченность продовольственной безопасности страны.

E.G. KUZNETSOVA

IN INTERESTS OF BALANCED DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Key words: financial stability, insurance of risks, agrarian and industrial complex, the insurance companies, insurance protection, state support, food safety.

In article the questions connected with working out of the mechanism of efficient control by risks in agriculture and maintenance on this basis of equation of development of all branches of agrarian and industrial complex are considered. Necessity of insurance of risks for agriculture is proved. Causes of a failure from insurance of agricultural productions come to light. It is underlined that voluntariness, but with feasible state participation should be main principle at insurance of agricultural cultures. Influence of insurance of risks in agrarian and industrial complex on security of food safety of the country is marked.

Фундаментальная основа успешного развития сельскохозяйственного производства - финансовая устойчивость и стабильность работы каждого производителя, которые зависят как от внешних рисков, в том числе погодных условий, мировой конъюнктуры рынка продовольствия, так и от внутренних - уровня производственных издержек по организации управленческого процесса и сбыта продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому основными задачами дальнейшего развития агропромышленного комплекса страны являются разработка механизма эффективного управления рисками в сельском хозяйстве и обеспечение на этой основе сбалансированного развития всех отраслей АПК в целях повышения уровня и качества жизни населения. В связи с этим в современных условиях приоритетной задачей АПК является реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение влияния неблагоприятных природно-климатических условий на АПК.

В 2010 г. аномально высокая температура в крупных сельхозрегионах страны (Волгоградской, Воронежской, Самарской, Ставропольской, Ульяновской, Оренбургской областях, Республике Татарстан) усложнила решение поставленных задач. В связи с этим актуальными стали вопросы страхования рисков в сельском хозяйстве. Уже в 2009 г. правительством страны было отме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.