УДК 351.85
М.Л. ФОКИНА
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития, целевая ориентация, факторы внешнего и внутреннего влияния.
Рассмотрены особенности технологии формирования стратегии социально-экономического развития учреждений культуры в условиях влияния факторов внешней и внутренней сред.
M.L. FOKINA
FEATURES OF WORKING OUT AND REALISATION OF STRATEGY OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF CULTURE ESTABLISHMENTS
Key words: strategy of social and economic development, target orientation, factors of external and internal influence.
In article features of technology of formation of strategy of social and economic development of culture establishments in the conditions of influence of factors of external and internal environments are considered.
Стратегия социально-экономического развития учреждений, отраслевых составляющих культуры может формироваться на основе системного подхода, учитывающего прямые и опосредованные влияния внешних и внутренних факторов на текущую деятельность и перспективное развитие разноуровневых социально-экономических систем культуры социального комплекса (сферы услуг), а также взаимодействия элементов системы, ориентированных в целевом отношении на достижение наибольших экономических и социальных результатов на основных этапах своего долгосрочного развития.
Технология формирования стратегии социально-экономического развития должна включать не только действенный и целеориентированный инструментарий обобщающей и частных стратегий, но и весь комплекс технологических составляющих стратегического управления долгосрочным развитием учреждений и отраслевых составляющих культуры.
Как интегрированная форма предпринимаемых мер и действий, направленная на обеспечение удовлетворения среднерыночных интересов и превышающих их участников оказания и потребления услуг учреждений культуры в условиях существенных изменений состояния макро-, микросред, стратегия должна на основе влияния всех технологических процедур стратегического управления на повышение экономических и социальных результатов долгосрочного развития обеспечивать достижение экономической и социальной результативности на определенный интервал времени долгосрочного периода. Следовательно, стратегия развития учреждений и отраслевой составляющей культуры социального комплекса должна формироваться как в рамках начально-подготовительного этапа целевого ориентирования объекта стратегического управления на достижение наибольшего экономического и социального результатов в долгосрочном периоде времени, так и в непосредственном процессе определения состава функциональных (частных) и обобщающей стратегии, объединяющей их направленности действия.
Влияние начально-подготовительного этапа наделения объекта стратегического управления свойством обладать целевой ориентацией достигать среднерыночных экономических результатов или их превышающих на формирование состава адекватных ресурсному и конкурентному потенциалам функциональных и обобщающей стратегий состоит в объективизации экспертного пред-
ставления о будущем экономическом и социальном состоянии учреждения, отраслевой составляющей культуры, в конкретизации с учетом возможных изменений в перспективном периоде времени их функционального предназначения, в определении стратегической цели, позволяющих субъекту стратегического управления сбалансировать свои ресурсные, организационные и конкурентные возможности достигать желаемых (наибольших в условиях нестабильного состояния внешней среды) экономических и социальных результатов.
Вместе с этим формирование состава стратегий с целевой ориентацией на поддержание и повышение сложившихся темпов экономического роста, удовлетворяющих участников процесса оказания услуг культуры, увеличение социальных результатов в существенной степени зависят от учета текущего и наиболее вероятного влияния внешней среды на социально-экономическое, финансовоинвестиционное и инновационное развитие учреждений, отраслевых составляющих культуры.
Такими факторами внешнего влияния на развитие и, соответственно, на формирование состава функциональных и обобщающей стратегий, на наш взгляд, могут выступать: происходящие изменения в отраслевой емкости рынка услуг культурных учреждений, появление на рынке услуг культуры новых видов услуг; получающие распространение во внешней среде новые виды технологических, технических новшеств, используемых в процессах оказания услуг культуры; изменяющийся контингент, вкусы и предпочтения потребителей; введение новых нормативно-правовых регламентаций в деятельность учреждений культуры; возросший уровень общественного мнения о необходимости повышения качества оказываемых услуг культуры как элементов искусства, влияющих на духовнонравственное развитие граждан; сложившийся уровень информационности о возможных изменениях состояния внешней среды в долгосрочном периоде времени, снижающих степень неопределенности наступления последствий влияния негативных факторов на экономическое и социальное развитие учреждений, отраслевых составляющих культуры социального комплекса; динамика затрат на потребление всех видов ресурсов в процессе оказания услуг учреждений культуры.
В качестве основных внутренних факторов, определяющих возможность достижения максимально возможных экономических и социальных результатов учреждений культуры в долгосрочном периоде времени, на наш взгляд, могут выступать: качественные параметры трудового, ресурсного потенциала, выражаемые высокими уровнями профессионального мастерства, квалификации, умением художественного перевоплощения, творческого подхода к осуществлению комплексных услуг культуры; рациональное соотношение состава творческих и обслуживающих процесс оказания услуг культуры работников, позволяющее вносить качественные элементы в состав основных и сопутствующих им услуг культуры, своевременно завершать подготовку и предоставление услуг культуры индивидуальным потребителям, контактным аудиториями; высокий творческий потенциал работников учреждения культуры, способность к воплощению художественных и организационных новшеств в оказываемые комплексные услуги потребителям; уровень художественной привлекательности в освещении современных проблем общественных взаимоотношений, нравственных позиций индивидуумов в процессах становления развитого рынка услуг и товаров; маркетинговые факторы воздействия на реализуемые услуги учреждения культуры в творческом и организационном отношении, профессиональный менеджмент, его умение оперативно реагировать на изменение предпочтений в предоставляемых услугах потребителям, на необходимость постановки комплексных услуг культуры в целях участия в решении социальных проблем; устойчивая положительная
репутация учреждения на рынке услуг культуры; территориальное расположение учреждения культуры, позволяющее основным потребителям его услуг приобретать предоставляемые им услуги в любое удобное для них время с оптимальными транспортными решениями посещений учреждения культуры; способность менеджмента квалифицированно с нормативно-правовых позиций оформлять, реализовывать и защищать свою интеллектуальную собственность [2].
Особенности социально-экономического развития учреждений культуры, формулирования и осуществления стратегии их долгосрочного развития в существенной мере характеризуются имеющимися внутренними составляющими конкурентных преимуществ. При этом чем шире и качественнее состав конкурентных преимуществ, тем выше уровень конкурентоспособности оказываемых услуг культуры и конкурентного потенциала субъекта хозяйствования отрасли культуры.
Поэтому творческие, художественные и профессиональные достоинства персонала и менеджмента учреждения культуры, внедрение и использование в процессе оказания услуг культуры технологических, технических, информационных новшеств являются не только достоинствами и особенностями текущего функционирования и перспективного развития того или иного учреждения культуры, но и факторами, определяющими рост экономического и социального результата в перспективном развитии в условиях существенного изменения состояния внешней среды, воздействия ее инновационных, экономических, социальных, нормативно-правовых и политических факторов на достижение поставленных стратегических целей.
Следует также отметить, что определение основных факторов внешнего и внутреннего влияния на социально-экономическое развитие организационно-правовой структуры, осуществляющей свою деятельность в отраслевой составляющей культуры социального комплекса, на формирование состава функциональных стратегий, адекватных ресурсным и конкурентным особенностям учреждения культуры, должно дополняться влиянием сложившегося и изменяющегося уровня экономической, инвестиционной и социо-культурной привлекательности отрасли культуры.
Основными составляющими отраслевой привлекательности для учреждения культуры, в соответствии с нашими представлениями, должны выступать: уровень доминирования достижения в текущем функционировании и перспективном развитии отраслевой составляющей культуры социального результата по сравнению с экономическим результатом в рамках единой социально-экономической результативности, но при условии, что достигаемый (например, среднерыночный) экономический результат удовлетворяет интересы участников процесса оказания услуг культуры; ретроспективные и прогнозируемые темпы экономического и общего социально-экономического роста отраслевой составляющей культуры; повышение качества ресурсного потенциала посредством внедрения новшеств и обновления основного капитала, роста квалификационного уровня персонала, менеджмента; устойчивость или рост предпочтений потребителей услуг, увеличивающийся спрос на качественные услуги учреждений культуры и необходимость приведения его в состояние равновесности с предложением услуг; уровень изменения отраслевой конкуренции, а также конкурентоспособности, конкурентного потенциала учреждения и отраслевой составляющей культуры.
В соединении с комплексной технологической процедурой целевого ориентирования учреждения культуры в процессе стратегического управления долгосрочным социально-экономическим развитием формирование состава функциональных стратегий может быть выражено как способность индивиду-
альной или корпоративной организационно-правовой структуры достигать намеченных планово-расчетных экономических и социальных результатов в долгосрочном периоде времени.
Особенности соединения формируемого состава частных (функциональных) стратегий с технологическими элементами целевой ориентации для учреждений культуры состоят в том, что целевая ориентация на достижение экономических и социальных результатов в условиях значительных влияний негативных факторов внешней среды сконцентрирована на обобщающую величину социально-экономической результативности, в составе которой темпы роста социальных результатов должны опережать экономические, так как социальная значимость достигаемых результатов учреждением культуры в конечном итоге будет прямо и опосредованно содействовать экономическому росту в других субъектах хозяйствования и экономических видах деятельности как социального комплекса, так и производственного.
Кроме того, учреждения культуры в своем доминирующем составе ориентированы на обслуживание ограниченного контингента потребителей услуг, имеющих особые предпочтения и вкусы. Поэтому включение в состав функциональных стратегий стратегии фокусирования предоставляет возможность субъекту стратегического управления совместить особые предпочтения и вкусы потребителей услуг культуры с достижением интегрального (обобщающего) социально-экономического результата, добиваясь удовлетворять как экономические интересы работников учреждения культуры, так и интересы социума в достижении необходимых ему социальных результатов.
Стратегия фокусирования в текущей деятельности и долгосрочном развитии учреждения культуры может быть использована в случае ограниченности материально-технических и квалифицированных трудовых ресурсов для качественного оказания услуг культуры значительному контингенту потребителей с особыми вкусами и предпочтениями по отношению к услугам культуры. Поэтому ограниченность в количественном отношении ресурсного потенциала учреждения культуры позволяет ему сконцентрировать свои ресурсные и конкурентные возможности на удовлетворение спроса относительного небольшого состава потребителей [1].
В то же время стратегия фокусирования (концентрации) своих ресурсных возможностей может быть использована учреждением культуры и при наличии значительного по числу потребителей контингента с нестандартными вкусами и предпочтениями, но только в том случае, если ресурсный и конкурентный потенциалы объекта стратегического управления в состоянии удовлетворить спрос на услуги культуры данного контингента потребителей.
Включение стратегии фокусирования в состав комплексной технологической процедуры целевой ориентации на достижение максимально возможного экономического результата в долгосрочном периоде времени должно быть связано с действующими особенностями социально-экономического развития учреждения культуры.
Так, например, высокое качество оказываемых услуг учреждением культуры для потребителей с нестандартными предпочтениями должно постоянно поддерживаться с введением технологических новшеств с целью поддержания различий в качестве оказания услуг для ограниченного контингента потребителей на занимаемом сегменте рынка и для многочисленных потребителей услуг данного функционального назначения на рынке услуг.
Кроме того, субъекту стратегического управления долгосрочным развитием учреждением культуры необходимо при наличии индивидуального состава кон-
курентных преимуществ следить за изменением ценообразования на данный вид услуг на рынке. В том случае, когда на услуги культуры, потребляемые многочисленным контингентом, не имеющим особых предпочтений, ожидается снижение цен, опасность уменьшения численности контингента потребителей с особыми вкусами и предпочтениями их потребления может существенно возрасти.
Поэтому стратегия фокусирования в долгосрочном социально-экономическом развитии учреждений культуры в условиях ограниченности материально-технических ресурсов (ограниченные площади в помещениях для оказания услуг культуры, недостаток технических и иных средств, участвующих в процессе оказания услуг потребителям) выступает действенным инструментом поддержания и роста экономического и социального результата в условиях возрастающего конкурентного потенциала у профессиональных участников занимаемых сегментов рынка услуг культуры.
Литература
1. Забелин П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент / А.Т. Зуб. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2008.
ФОКИНА МАРИНА ЛЬВОВНА - доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
FOKINA MARINA LVOVNA - assistant professor, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, Saint Petersburg.